Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений




Скачать 18,12 Kb.
НазваниеСтрахи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений
страница1/2
Дата03.02.2016
Размер18,12 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2



На правах рукописи


Кочетова Юлия Андреевна


СТРАХИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ СВЯЗЬ С ОСОБЕННОСТЯМИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ


19.00.13 – психология развития, акмеология


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук


Москва - 2012


Работа выполнена на кафедре возрастной психологии

Московского городского психолого-педагогического университета



Научный руководитель:

кандидат психологических наук

Авдеева Наталия Николаевна



Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор Международного университета «Дубна»

Венгер Александр Леонидович


кандидат психологических наук, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии МГППУ

Бурлакова Ирина Анатольевна


Ведущая организация:

Научно-исследовательский институт дошкольного образования им.

А.В. Запорожца



Защита состоится «25» октября 2012 г. В 11-00 часов на заседании диссертационного совета Д – 850.013.01, созданного на базе Московского городского психолого-педагогического университета по адресу: 127051, Москва, ул. Сретенка, д.29.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.


Автореферат разослан « » сентября 2012 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Кулагина И.Ю.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Диссертационное исследование посвящено изучению страхов современных дошкольников и их связи с особенностями детско-родительских отношений.

Актуальность исследования продиктована изменениями в современной социокультурной среде, связанными с повышением требований к достижениям ребенка со стороны родителей, которые, в свою очередь, опосредованы стандартами образования, задаваемыми обществом. Эти факторы неблагоприятно сказываются на психическом развитии и эмоциональном благополучии современных дошкольников.

Ребенок взаимодействует с окружающей средой на разных уровнях социального окружения: на уровне микросистемы, составляющей непосредственное окружение ребенка - семья; на уров­не мезосистемы - сверстники, школа, средства массовой информации и др.; на уровне макросистемы, включающей общественные структуры - экономическая, социальная, образовательная, правовая и политическая системы, культурные обычаи и ценности страны (У. Бронфенбреннер). Влияние семьи сохраняется на всех этих уровнях. Семья, как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет его потребность в эмоциональной поддержке, принятии, уважении и защите, тем самым минимизируя влияние стрессовых факторов социума.

Влияние семейного окружения на особенности развития ребенка представляет большой интерес для исследователей в области психологии развития. В настоящее время, в связи со значительными изменениями в социально-культурной среде, которые затрагивают современную семью, становится всё более актуальной проблема изучения эмоциональной сферы ребенка и, в частности, возникновения детских страхов.

Анализ научной литературы показывает, что для психологической теории проблема страхов не нова. Однако эмоциональная сфера ребенка, в том числе особенности страхов, механизмы и причины их возникновения недостаточно изучены. Основные исследования эмоции страха и механизмов его возникновения под влиянием деструктивных детско-родительских отношений приходятся на середину XX века. Данная тема наиболее глубоко изучена в клинике детских неврозов. А.И. Захаров разработал классификацию детских страхов, которая соответствовала данному историческому периоду. В то время в качестве причины детских страхов исследователи называли недостаточную эмоциональную близость родителя и ребенка, конфликты в семье, доминирование одного из взрослых, перестановку или инверсию традиционных семейных ролей, изолированность семьи в сфере внешних контактов (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, В.В. Лебединский и др.).

Зарубежные исследования страхов и тревожности, в основном, посвящены изучению невротических страхов и фобий у взрослых, большое внимание уделяется психотерапии страхов (Д. Вольпе, Дж.Келли , Ф. Шапиро, Ч. Спилбергер и др.).

Причинами страхов у детей начала XXI века являются военные действия, террористические акты, техногенные катастрофы, стихийные бедствия и их отражение в средствах массовой информации. Наиболее распространенными жалобами бесланских детей были страхи, нарушение сна, ночные кошмары (А.Л. Венгер, Е.И. Морозова, 2009). Страхи чеченских детей, переживших военные действия, имеют специфические особенности, обусловленные социокультурной ситуацией (И.А. Бурлакова, Л.А. Ибахаджиева, 2009).

Причиной возникновения страхов у современных детей могут служить также новые стандарты образования, трудности вхождения детей в школьную жизнь, социальное неравенство в школе, вызывающее раздражение родителей и обеспокоенность будущим своих детей, отсюда их сверхтребовательность к собственному ребенку. Проблема возникновения страхов нередко осложняется тем, что многие родители не знают, как правильно реагировать на те или иные проявления эмоционального неблагополучия ребенка.

Перечисленные причины обуславливают необходимость получения современных данных о содержании, форме проявления, возрастной динамике детских страхов, роли детско-родительских отношений в их проявлении. Проблема детских страхов и их связь с детско-родительскими отношениями становится особенно актуальной в рамках психологии развития и возрастной психологии.

Цель исследования: выявление связи детско-родительских отношений и страхов у детей шестого и седьмого года жизни.

Объект исследования: страхи детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: связь детско-родительских отношений и страхов у мальчиков и девочек шестого и седьмого года жизни.

Общая гипотеза исследования.

Страхи современных детей имеют возрастные и гендерные различия, обусловленные изменениями в социокультурной среде российского общества (снижение возраста начала обучения в школе, повышение требований к готовности ребенка к школьному обучению), а также такими особенностями детско-родительских отношений, как их деструктивный характер, отсутствие эмоциональной близости между родителями и ребенком, неполная семья.


Частные гипотезы:

  1. Существуют типы и виды страхов, которые у детей шестого и седьмого года жизни, у девочек и мальчиков, проявляются с разной частотой.

  2. Дошкольный возраст воспринимается в настоящее время как этап подготовки ребенка к школьному обучению. Поэтому страхи, свойственные детям младшего школьного возраста, становятся актуальными для детей шестого и седьмого года жизни.

  3. Существуют общие и специфические особенности детско-родительских отношений, оказывающие влияние на возникновение страхов у детей шестого и седьмого года жизни.

  4. Дети с высоким уровнем страхов, по сравнению с детьми с нормативным уровнем страхов, воспринимают семейную ситуацию как неблагоприятную (тревожность, враждебность, конфликтность в семейных отношениях, чувство неполноценности в семье).

Задачи исследования:

  1. Выявить страхи современных детей 5-7 лет, их возрастные различия, различия по гендерному признаку и сравнить их с классификацией, предложенной А.И. Захаровым.

  2. Определить типы семейного воспитания и эмоционального взаимодействия детей 5-7 лет.

  3. Проанализировать характер переживания внутрисемейной ситуации и детско-родительских отношений дошкольниками с разным уровнем страха.

  4. Выявить связь детско-родительских отношений с возникновением страхов у детей дошкольного возраста.

  5. Разработать и апробировать программу психологической коррекции страхов у детей 5-7 лет посредством гармонизации детско-родительских отношений.

Теоретико-методологическая основа исследования: культурно-историческая концепция психического развития (Л.С. Выготский); деятельностный подход в психологии развития (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.); современные концепции детско-родительских отношений (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, О.А. Карабанова), психология семейных отношений (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, Г.Т. Хоментаускас, Л.Б. Шнейдер и др); теория привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт), теоретико-экспериментальные подходы к изучению страхов у детей (К.Э. Изард, А.И. Захаров, Е.П. Ильин, А.М. Прихожан, А.Л. Венгер, А.С. Спиваковская).

Методы и методики исследования:

  1. Теоретические методы: анализ и обобщение философских, психолого-педагогических и психофизиологических исследований.

  2. Констатирующий эксперимент с использованием следующих методик:

  1. методика определения характера взаимодействия родителя и ребенка И.М. Марковской;

  2. опросник эмоциональных отношений в семье Е.И.Захаровой;

  3. проективный рисуночный тест «Кинестетический рисунок семьи», выявляющий трудности взаимоотношений в семье глазами ребенка;

  4. тест А.И. Захарова «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой), позволяющий диагностировать уровень страхов у детей;

  5. проективный рисуночный тест «Нарисуй свой страх», позволяющий дать качественный анализ детских страхов.

  1. Методы статистического анализа полученных данных с использованием статистического пакета SPSS.

Описание выборки. Исследование проводилось с 2007 по 2011 гг. в условиях ГБОУ ЦПМСС «Живые потоки», а также ДОУ г. Москвы «Центр развития ребёнка» №38. Выборка формировалась по диадическому принципу - было обследовано 250 диад «ребенок-мать». В исследовании принимали участие 130 детей из старшей группы (от 5,1 - 6 лет) и 120 детей подготовительной группы (6,2 - 7 лет).

Научная новизна исследования. С позиции возрастной психологии и психологии развития проведен анализ страхов современных детей старшего дошкольного возраста. Впервые выявлены различия в содержании страхов у современных мальчиков и девочек 5-6 лет и 6-7 лет. Получены данные, подтверждающие наличие типов и видов страхов, которые у детей шестого и седьмого года жизни проявляются с разной частотой. Выявлено, что страхи, свойственные детям младшего школьного возраста, становятся актуальными для дошкольников шестого и седьмого года жизни. Определены типы семейного воспитания, приводящие к возникновению страхов у детей старшего дошкольного возраста. Полученные данные указывают на связь особенностей детско-родительских отношений, типа эмоционального взаимодействия родителя и ребенка с возникновением страхов у детей. Впервые проанализирован характер переживания внутрисемейной ситуации старшими дошкольниками с высоким и нормативным уровнем страхов. Разработана и апробирована программа психологической коррекции детских страхов посредством гармонизации детско-родительских отношений.

Теоретическая значимость исследования. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что страхи современных детей имеют возрастные и гендерные различия. Страхи, свойственные детям младшего школьного возраста, присущи детям старшего дошкольного возраста. Выявлено, что помимо «магических страхов», характерных для детей 5-7 лет, становятся актуальными «школьные страхи» (страх наказания, страх опоздания, страх получить плохую оценку и др.) и «социальные страхи» (страх нападения, войны, стихийных бедствий и др.), которые ранее не являлись типичными для данного возраста. Показано, что особенности детско-родительских отношений оказывают влияние на возникновения страхов у детей. Деструктивные типы детско-родительских отношений (сверхтребовательность со стороны родителей, непринятие ребенка родителем, тревожность в семейных отношениях и др.), отсутствие эмоциональной близости между родителем и ребенком, неполная семья являются факторами, неблагоприятно воздействующими на эмоциональное развитие ребенка.

Практическая значимость. Результаты исследования использовались для создания коррекционных и развивающих программ, направленных на преодоление страхов у детей и коррекцию детско-родительских отношений. Полученные данные могут быть использованы в практике семейного консультирования, коррекционно-развивающей работе с детьми, в подготовке и повышении квалификации педагогов-психологов, социальных педагогов и других специалистов.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Уровень выраженности страхов – нормативный и повышенный - у современных дошкольников не выходит за рамки нормального распределения.

  2. У детей 5-6 лет с повышенным уровнем страха наиболее часто встречаются «магические страхи» (одиночества, в том числе и психологического, страх сказочных персонажей и др.), «школьные страхи» (наказания, опоздания, страх не соответствовать требованиям родителей, воспитателей) и «социальные страхи» (нападения, войны и др.). Для детей 6-7 лет с повышенным уровнем страха характерны «школьные страхи» и «социальные страхи».

  3. Существуют различия в содержании ведущих типов страхов у девочек и мальчиков дошкольного возраста. У девочек 5-6 лет чаще, чем у мальчиков этого возраста встречаются «школьные страхи» и «социальные страхи». У мальчиков 6-7 лет чаще, чем у девочек этого возраста встречаются «социальные страхи».

  4. Выделяются общие и отличающиеся типы детско-родительского взаимодействия, приводящие к возникновению высокого уровня страхов у детей старшего дошкольного возраста. К общим типам относятся: низкий уровень эмоциональной близости, высокий уровень тревожности. К специфичным типам взаимодействия у детей шестого года жизни относятся низкий уровень принятия и высокая конфронтация родителей; у детей седьмого года жизни - высокая требовательность, высокая строгость и непоследовательность воспитания.

  5. Тип эмоционального отношения родителей оказывает влияние на уровень страхов у детей: для детей 5-6 лет это - недостаточная способность родителей воспринимать состояние ребенка, непонимание причин эмоционального состояния, низкий уровень эмпатии, низкий уровень безусловного принятия, низкое стремление к телесному контакту, неумение оказывать эмоциональную поддержку ребенку; для детей 6-7 лет – недостаточная способность родителей воспринимать состояние ребенка и причины его возникновения, низкий уровень безусловного принятия, неумение оказывать эмоциональную поддержку, низкий уровень ориентации на состояние ребенка.

  6. Существует специфика восприятия семейной ситуации дошкольниками с высоким и нормативным уровнем страха. Дети 5-7 лет с нормативным уровнем страха воспринимают семейную ситуацию как благоприятную. Дети шестого года жизни с высоким уровнем страха воспринимают семейную ситуацию как эмоционально неблагоприятную - тревожную и конфликтную, а дети седьмого года жизни как тревожную, конфликтную, а также переживают чувство неполноценности в семье.

Апробация и внедрение результатов исследования. Работа обсуждалась на заседаниях кафедры возрастной психологии МГППУ (2008-2010 гг.); на круглом столе «Особенности работы психолога с детскими страхами», где обсуждались основные теоретические положения и материалы экспериментального исследования (МГППУ, 2010 г.); на VI городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов высшего и среднего образования «Молодые ученые – московскому образованию» МГППУ (2007 г.); на II Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития «Другое детство» (2009 г.); на окружном круглом столе «Разработка и внедрение модели оптимизации психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья» (ГБОУ ЦПМСС «Живые потоки», 2012 г.).

Полученные результаты включены в спецкурсы «Детско-родительские отношения», «Консультирование родителей детей младенческого, раннего и дошкольного возраста», «Семейное консультирование родителей детей младшего школьного возраста», «Методы психологической коррекции», семинарские занятия на кафедре возрастной психологии МГППУ. Разработанная программа психологической коррекции детско-родительских отношений для детей, страдающих страхами, используется педагогами-психологами ГБОУ ЦПМСС «Живые потоки», ГБОУ ЦППРиК «Рублево» г. Москва.

По теме диссертации опубликовано 5 работ, в том числе 3 статьи, опубликованы в журналах, вошедших в перечень ведущих рецензируемых журналов ВАК РФ. Программа коррекции детско-родительских отношений в семьях с детьми, страдающими страхами, опубликована в сборнике научных трудов, подготовленном по результатам сетевой городской экспериментальной площадки на базе ГБОУ ЦПМСС «Живые потоки» ЗАО г. Москвы.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, внутренней непротиворечивостью логики исследования, применением надежных и апробированных методов, адекватных природе изучаемого явления, а также поставленной цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, качественной интерпретацией и количественным анализом данных с использованием методов математической статистики (SPSS).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы по теме исследования и приложений. Работа содержит 31 таблицу, 17 гистограмм, 4 диаграммы. Объем основного текста составляет 191 страницу. Список литературы включает в себя 194 источника, из них 44 - на иностранном языке.

  1   2

Похожие:

Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений iconПсиходиагностика детско-родительских отношений (младший школьный возраст) содержание
Особенности диагностики детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте 24
Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений iconРабочая программа По дисциплине: Диагностика и коррекция детско-родительских отношений и невротических расстройств у детей
По дисциплине: Диагностика и коррекция детско-родительских отношений и невротических расстройств у детей
Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений iconТомчик О. И. воспитатель гбдоу №26 Красногвардейского района
Современное состояние проблемы детско-родительских отношений в психолого-педагогических исследованиях
Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений iconЛитература
Изучением детско-родительских отношений в семьях занималась большая группа ученых (А. А. Бодалев, Л. И. Божович, И. В. Дубровина,...
Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений iconСтили детско-родительских отношений и их влияние на развитие личности ребенка
Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень...
Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений iconПри поддержке администрации Новосибирской области
Выполнение указанных выше задач будет способствовать коррекции детско-родительских отношений, ненасильственному поведению в семье,...
Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений iconЭмпирическое исследование, посвящённое изучению особенностей развития детско-родительских отношений в семье
В работе с родителями используется как коллективная, так и индивидуальная форма работы. К коллективным формам работы относятся: собрание...
Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений iconПрограмма психологического клуба для родителей детей группы раннего развития «Счастливый малыш»
Программа психологического клуба предусматривает занятия педагога – психолога с родителями, имеющими детей раннего возраста и формирование...
Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений iconРекомендации психологу, составленные на основе работ В. М. Целуйко, Б. Д. Карвасарского Все нижеперечисленные рекомендации психолог может использовать в своей работе. Работа психолога с супругами при подаче заявления на развод
На основе результатов психологической диагностики супругов, желающих развестись, психолог дает необходимые рекомендации по налаживанию...
Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений iconПоложение о конкурсе детских и детско-родительских творческих проектов
Настоящее Положение определяет цели и задачи конкурса творческих работ детей дошкольного возраста и их родителей, порядок его организации,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница