Программа государственного экзамена по специальности 220501 «управление качеством»




Скачать 20,85 Kb.
НазваниеПрограмма государственного экзамена по специальности 220501 «управление качеством»
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер20,85 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского


Факультет нано- и биомедицинских технологий


программа

государственного экзамена по специальности


220501 «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»

(номер государственной регистрации № 277 тех/дс от 27.03.2000.)


Саратов – 2011


Программа государственного экзамена
составлена в соответствии

с Государственным образовательным

стандартом высшего профессионального образования

по специальности 220501 «Управление качеством» в рамках направления подготовки

дипломированного специалиста 657000 «Управление качеством»

(номер государственной регистрации № 277 тех/дс от 27 марта 2000 г.)



ОДОБРЕНО:

Председатель научно-методической

комиссии факультета нано- и биомедицинских технологий, профессор

________________ А.И. Михайлов

«_____» ___________________ 2011 г.


УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебно-методической работе,

профессор


________________________ Е.Г. Елина

«_____» ___________________ 2011 г.





СОГЛАСОВАНО:

Декан

факультета нано- и биомедицинских технологий, профессор

________________ С.Б. Вениг

«_____» ___________________ 2011 г.




Заведующий кафедрой материаловедения, технологии

и управления качеством, профессор

________________ С.Б. Вениг

«_____» ___________________ 2011 г.


1.

Программа государственного экзамена составлена для студентов, обучающихся по специальности 220501 «Управление качеством» на очной и заочной формах обучения. В соответствии с ГОС ВПО № 277 тех/дс от 27.03.2000 657000 «Управление качеством» для специальности 220501 «Управление качеством» и рабочим планом специальности программа государственного экзамена по специальности включает следующие основные разделы:


  1. Метрология, стандартизация и сертификация;

  2. Методы и средства измерений, испытаний и контроля;

  3. Информационные технологии в управлении качеством и защита информации;

  4. Основы обеспечения качества;

  5. Всеобщее управление качеством;

  6. Статистические методы в управлении качеством;

  7. Управление процессами;

  8. Менеджмент и маркетинг;

  9. Технология и организация производства продукции и услуг. Высокие технологии и управление качеством;

  10. Аудит качества. Сертификация систем качества;

  11. Управление качеством в производственно-технологических системах.

(подразделы 11.1. Управление персоналом, 11.2. Системы экологического управления, 11.3. Математическое моделирование процессов и систем,11. 4. Основы технологии материалов и приборов, 11.5. Первичные преобразователи в информационно-измерительных системах, 11.6. Средства и методы управления качеством)

  1. Содержание программы


Раздел 1. Метрология, стандартизация и сертификация


  1. Метрология: роль метрологии в повышении качества продукции; теоретические и нормативно-право­вые основы обеспече­ния единства изме­рений; классификация и характеристики измерений; классификация и метрологические характеристики средств измерений; классификация и способы их исключения погрешностей измерений; метрологическое обеспечение, его организационные, научные и методические основы, метроло­гический контроль и над­зор, поверка средств измерений; организация процесса измерений и обработка результатов измерений (стадии измерительного эксперимента и применяемые способы исключения погрешно­стей, алгоритмы обработки результатов многократных измере­ний).

  2. Стандартизация: роль стандартизации в повышении качества продукции; нормативно-правовые основы стандартизации; уровни стандартизации; принципы, виды, методы и научная база стандартизации; нормативные документов и их виды; системы стандартов, назначение, состав и содержание стандартов ГОСТ Р ИСО серии 9000; организация работ по стандартизации в РФ, органы и службы стандартизации, их задачи и направления деятельности; контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов и стандартов.

  3. Сертификация: роль сертифи­кации в повышении качества продукции и защите потребителей; нормативно-правовые основы и принципы сертификации; системы и схемы сертификации; органы по сертификации и испытательные лаборатории, их функции и аккредитация; правила и порядок проведения сертифи­кации; контроль и надзор за соблюдением правил сертификации.


Раздел 2. Методы и средства измерений, испытаний и контроля


  1. Особенности измерения электрических величин и параметров излучения.

  2. Измерение силы тока и напряжения в цепях постоянного тока. Основные методы измерений активных сопротивлений,

  3. Основные методы измерений индуктивности и емкости радиотехнических элементов.

  4. Наиболее распространенные методы измерения частоты сигналов. Элeктронно-лучeвoй осциллограф. Измерение напряжения, временных интервалов, частоты сигнала и фазовых сдвигов с помощью осциллографа.


Раздел 3. Информационные технологии в управлении качеством и защита информации


  1. Национальная безопасность. Виды безопасности: государственная, экономическая, общественная, военная, экологическая, информационная. Роль и место системы обеспечения информационной безопасности в системе национальной безопасности РФ. Методы и средства обеспечения информационной безопасности. Анализ угроз безопасности информации. Основные принципы защиты информации в компьютерных системах. Основные методы нарушения секретности, целостности и доступности информации. Причины, виды, каналы утечки и искажения информации.

  2. Криптография. Особенности применения криптографических методов. Способы реализации криптографической подсистемы.


Раздел 4. Основы обеспечения качества


  1. Понятие качества и подходы к его обеспечению: категория качества, эволюция ее сущности, определений и научных подходов к обеспечению качества; аспекты качества и жизненный цикл продукции; отечественные подходы к обеспечению качества продукции, их эволюция и взаимосвязь; подходы международной организации по стандартизации и их реализация в стандартах ИСО серии 9000; принципы менедж­мента качества и их реализация в стандартах ИСО 9000, модель системы менеджмента качества по ГОСТ Р ИСО 9001:2008 и требова­ния к ней.

  2. Управление организацией в целях достижения качества: политика в области качества и ее взаимосвязь со стратегией организации; аспекты деятельности руководителя и стили руководства; структура управления организацией; место службы качества в структуре организации и ее функции.

  3. Обеспечение качества на этапах жизненного цикла продукции: обеспечение качества роль маркетинговых исследований в обеспечении качества продукции, источники получения информации и результаты; роль проектирования в обеспечении качества продукции, результаты, аспекты и этапы проектирования, управление проекти­ро­ванием; роль снабжения в обеспечении качества продукции, аспекты снабжения подходы к взаимоотношению с поставщиками, выбор и оценка поставщиков, обратная связь с поставщиками; роль производства в обеспечении качества продукции, входной контроль приобретаемой продукции, виды и формы внутрипроизводственного контроля, правила перехода к разным формам контроля, управление производственными процес­сами, окончательный контроль и сдача продукции.

  4. Оценка и анализ затрат на качество: категории затрат на качество; модели оценки затрат на качество, область их применения и содержание; назначение и содержание анализа затрат на качество.



Раздел 5. Всеобщее управление качеством


  1. Многоаспектность понятия всеобщего менеджмента качества (TQM): сущность понятия TQM, связь TQM с «классическим» подходом к управлению и философией стандартов ИСО 9000; принципы и модели TQM, элементы моделей.

  2. Научные школы TQM: общая характеристика школ и их вклад в развитие TQM; основоположники отечественной, американской и японской школ менеджмента качества, их вклад в теорию и практику TQM.

  3. Модели TQM и самооценка: понятие и назначение самооценки, модели самооценки; премии в области качества (Э. Деминга, М. Болдриджа, Европейская, Российская), их номинации, критерии и структура.

  4. Интеграция задач обеспечения качества с задачами бизнеса и интересами общества: интегрированные системы менеджмента организации (понятие, базовые стандарты, подходы к разработке и внедрению); связь стандартов ИСО 14000, OHSAS 18000, SA 8000 с TQM и стандартами ИСО серии 9000.


Раздел 6. Статистические методы в управлении качеством


  1. Законы распределения случайных величин: равновероятный закон распределения, гипергеометрическое распределение, биноминальное распределение, распределение редких событий (Пуассона), нормальное распределение (Гаусса).

  2. Основы теории надежности. Показательное распределение времени ожидания сбоя (функция надежности), график зависимости интенсивности отказов во времени. Расчет надежности последовательных и параллельных систем.

  3. Планы выборочного контроля. Оперативная характеристика плана выборочного контроля. Риск поставщика и риск потребителя.

  4. Контрольные карты: методика выбора. Контрольная карта числа дефектных единиц продукции и контрольная карта числа дефектов. Контрольные карты количественных и интегрально-суммарных признаков.

  5. Семь основных инструментов управления качеством. Семь новых инструментов. Гистограммы (построение и анализ).

  6. Статистическая проверка гипотез. Нулевая и альтернативная гипотезы. Уровни значимости, ошибки первого и второго рода. Критерии согласия Колмогорова и Пирсона.


Раздел 7. Управление процессами


  1. Процессный подход к управлению: понятие процесса и сети процессов, процессный подход, его преимуще­ства и внедрение; классификация и идентификация процессов.

  2. Подходы к проектированию (описанию) процессов: элементы моделей процессов, способы описания процессов; методологии описания процессов (IDEF0, IDEF3, DFD, ARIS и построения блок-схем), области их применения, объекты и связи, требования к построению диаграмм; инстру­ментальные средства описания процес­сов.

  3. Описание процессов и анализ моделей: типовой проект описания процессов (этапы, направления работ, основные результаты); методы организации работ по описанию процессов, область их применения и содержание; подходы к реализации подготовительного этапа проекта (состав и содержание работ, применяемые методы, типовые ошибки); подходы к формированию моделей верхнего и детального уровней (состав и содержание работ, применяемые методы, типовые ошибки), проверка корректности описания и адекватности моделей; документи­рование процессов (цели, состав и назна­чение документа­ции, управление документацией).

  4. Анализ и улучшение процессов: цели анализа, классификация, область применения и содержа­ние методов анализа, измерение и анализ показателей процессов (классификация показателей, примеры количественных показателей), цикл улучшения процессов и применяемые подходы.


Раздел 8. Менеджмент и маркетинг


  1. Развитие менеджмента в прошлом и настоящем. Природа и состав функций менеджмента. Формы организации системы менеджмента. Регулирование и контроль в системе менеджмента.

  2. Организационные отношения в системе менеджмента. Структуры организаций, модель структуры организации по Г. Минцбергу.

  3. Процесс стратегического менеджмента. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента. Моделирование ситуаций и разработка решений.

  4. Роль маркетинга в экономическом развитии страны. Маркетинг на практике, маркетинговая «смесь».

  5. Товар в маркетинговой деятельности. Комплексное исследование товарного рынка; сегментация рынка.

  6. Формирование товарной политики и рыночной стратегии; формирование спроса и стимулирование сбыта. Организация деятельности маркетинговой службы.


Раздел 9. Технология и организация производства продукции и услуг. Высокие технологии и управление качеством


  1. Технологические процессы. Принципы их классификации. Периодические, непрерывные и комбинированные технологические процессы. Достоинства и недостатки непрерывных и периодических технологических процессов.

  2. Цикл «исследование производства». Структурная схема организации крупного машиностроительного и электронного предприятия. Структурная схема ОАО производственного профиля.

  3. Комплекс задач и работ по созданию новой техники; основы изобретательства и патентного дела. Организация НИР и ОКР в разработке и производстве наукоемких изделий. Организация подготовки наукоемкого производства и процесс перехода на выпуск новой продукции.

  4. Роль науки и наукоемких технологий в современном человеческом обществе. Высокие технологии – стратегия XXI века. Понятие технологии. Пути развития современной промышленности. Возникновение и продвижение новых технологических процессов. Классификация технологий. Понятие отрасли промышленности. Связь технологии с экономикой.

  5. Научно-техническая революция и технология. Проблемы оптимизации технологических процессов. Примеры высоких технологий и проблема управления качества в них (технология производства интегральных микросхем, физические основы полупроводниковой нанотехнологии, солнечные электростанции, рост кристаллов в растворе, физические основы современных линий передачи сигналов, современная промышленная микробиология, радиолокация: физические основы и проблемы, световолокна для оптических линий связи и др.).


Раздел 10. Аудит качества. Сертификация систем качества


  1. Виды аудитов, их особенности.

  2. Система проверки руководством качества. Важность проверки качества. Природа и задача проверки. Категории проверок системы качества. Глубина проверки. Типы проверок. Задачи проверки. Проведение проверки. Потребность в формальной системе проверки. Этапы проверки системы качества.

  3. Роль и личные качества аудитора. Персональные качества аудитора.

  4. Этапы аудита. Объем проверки. Подготовка к проверке. Первая встреча. Сбор информации. Итоговая встреча и сопроводительные действия.

  5. Этапы и организация работ по сертификации систем качества: предсертификационный этап, проверка и оценка системы качества в организации; инспекционный контроль за сертификационной системой качества.

  6. Нормативное обеспечение работ по сертификации систем качества. Применение сертификата соответствия и знака соответствия системы менеджмента качества.


Раздел 11. Управление качеством в производственно-технологических системах


11.1 Управление персоналом

  1. Наем, отбор и прием персонала. Источники организации найма персонала. Требования к кандидатам на замещение вакантной должности. Организация процесса отбора претендентов на вакантную должность. Подбор и расстановка персонала. Деловая оценка персонала. Понятие, периодичность и цели деловой оценки, проведение и ошибок деловой оценки поведение руководителя при проведении деловой оценки. Сущность, цели, правила аттестации персонала. Принципы и методы организации деловой оценки. Методы оценивания персонала. Методы и этапы аттестации. Социализация, профориентация и трудовая адаптация персонала. Сущность и виды профориентации, организация управления профориентацией.

  2. Управление социальным развитием персонала. Организация обучения персонала.; основные понятия и концепции обучения, виды и методы обучения. Переподготовка и повышение квалификации персонала. Система организационного обучения. Система кадрового резерва. Работа с молодыми специалистами. Методы организационного обучения. Знания, умения и навыки необходимые в командной работе, и соответствующие техники. Понятие, этапы и виды деловой карьеры. Управление деловой карьерой. Система служебно-профессионального продвижения. Планирование служебно-профессионального продвижения.

  3. Этика деловых отношений. Организационная культура. Теория поведения личности. Поведение личности в группах. Мотивация трудовой деятельности персонала. Понятие и теории мотивации. Организация и содержание труда как фактор мотивации. Управление нововведением в кадровых системах. Управление конфликтами и стрессами. Организация управления конфликтами и стрессами методы управления. Безопасность, условия и дисциплина труда персонала.

  4. Общие показатели эффективности персонала и службы управления персоналом. Оценка экономической и социальной эффективности совершенствования системы и технологии управления персоналом. Порядок расчета экономической и социальной эффективности совершенствования системы и технологии управления персоналом. Оценка затрат, связанных с совершенствованием системы и технологии управления персоналом. Оценка работы служащих по управлению персоналом. Анализ динамики и уровня производительности труда.


11.2. Системы экологического управления

  1. Понятие экологического менеджмента и системы экологического менеджмента. Преимущества от внедрения системы экологического управления. Серия международных стандартов систем экологического менеджмента (ИСО 14000). Структура стандартов ИСО серии 14 000.

  2. Модель системы экологического менеджмента в соответствии со стандартом ИСО 14001. Цикличность модели. Общие требования к системе экологического менеджмента. Этапы внедрения систем экологического менеджмента.


11.3. Математическое моделирование процессов и систем

  1. Математическая модель и математическое моделирование. Общий вид блок-схемы алгоритма математического моделирования. Типы математических моделей (феноменологические, асимптотические, модели ансамблей, детерминистические и стохастические модели, динамические и статические модели). Задачи, решаемые с помощью математического моделирования в различных областях человеческой деятельности.

  2. Примеры математического моделирования процессов и систем в естественных науках, технике, в гуманитарной и социальной сферах (модель экспоненциального роста численности народонаселения, модель демографического взрыва, модель динамики фондов и др.).


11.4. Основы технологии материалов и приборов

  1. Основные принципы и особенности производства полупроводниковых приборов и интегральных схем.

  2. Предельные задачи микро- и наноэлектроники.


11.5. Первичные преобразователи в информационно-измерительных системах

  1. Информационно-измерительные системы (ИИС): понятие, состав, функции, этапы развития и класси­фикация ИИС; типовая структура ИИС и ее комплектация.

  2. Первичные измерительные преобразователи (ПИП): понятие и классификация; характеристики датчиков, схемы формирования сигналов пассивных датчиков.


11.6. Средства и методы управления качеством

  1. Проведение организационных изменений в рамках TQM. Средства и методы проектирования качества. Метод FTA (Fault Tree Analysis, метод анализа рисков отказов и неработоспособных состояний).

  2. Организационные инструменты совершенствования TQM. Бенчмаркинг: понятие, принципы, виды.

  3. Средства и методы анализа и оптимизации качества. Методология ФСА (функционально-стоимостный анализ).

  4. Методы непрерывного улучшения качества. Тандем «хошин канри» и «кайзен».




  1   2   3   4

Похожие:

Программа государственного экзамена по специальности 220501 «управление качеством» iconПрограмма дисциплины «Всеобщее управление качеством»  для специальности 220501. 65 «Управление качеством»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа государственного экзамена по специальности 220501 «управление качеством» iconПрограмма практики по дисциплине: производственная практика по специальности 220501 «Управление качеством»
Программа производственной практики разработана для студентов специальности 220. 501 «Управление качеством» всех форм обучения
Программа государственного экзамена по специальности 220501 «управление качеством» iconПеречень вопросов к государственному экзамену по специальности 220501. 65 «Управление качеством» Дисциплина «Всеобщее управление качеством»
Эволюция научных подходов к управлению качеством в мировой практике. Философия и концепции Деминга, Джурана, Кросби и других "Патриархов"...
Программа государственного экзамена по специальности 220501 «управление качеством» iconРабочая программа дисциплины
Управление качеством №277 тех/дс от 27. 03. 2000 г и в соответствии с рабочим учебным планом специальности 340100 (220501) Управление...
Программа государственного экзамена по специальности 220501 «управление качеством» iconПрограмма дисциплины «Аудит качества»  для специальности 220501. 65 «Управление качеством»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа государственного экзамена по специальности 220501 «управление качеством» iconПрограмма дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»  для специальности 220501. 65 «Управление качеством»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа государственного экзамена по специальности 220501 «управление качеством» iconПрограмма дисциплины «Сертификация систем качества»  для специальности 220501. 65 «Управление качеством»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа государственного экзамена по специальности 220501 «управление качеством» iconПрограмма дисциплины «Методы планирования и организации эксперимента»  для специальности 220501. 65 «Управление качеством»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа государственного экзамена по специальности 220501 «управление качеством» iconПрограмма дисциплины «Основы проектирования и конструирования технических систем»  для специальности 220501. 65 «Управление качеством»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа государственного экзамена по специальности 220501 «управление качеством» icon«управление качеством»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление качеством» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница