Рабочая программа дисциплины гсэ. Р. 02 «История литературы стран изучаемого языка»




Скачать 43,48 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины гсэ. Р. 02 «История литературы стран изучаемого языка»
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер43,48 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

Кафедра «Лингвистика и межкультурная коммуникация»


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ


Зав. кафедрой Декан факультета лингвистики «Лингвистика и межкультурная

коммуникация»

_____________________________ _____________________________

Т. Н. Хомутова. Т. Н. Хомутова

"_____"_______________2009 г. "_____"____________2009 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


дисциплины ГСЭ.Р.02 «История литературы стран изучаемого языка»

для специальностей 031201.65 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», 031202.65 «Перевод и переводоведение»

направления 031200 «Лингвистика и межкультурная коммуникация»

факультет лингвистики

кафедра-разработчик «Лингвистика и межкультурная коммуникация»


Рабочая программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины по направлению подготовки 031200 «Лингвистика и межкультурная коммуникация», специальности 031201.65 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», 031202.65 «Перевод и переводоведение», введённому в действие с 14.03.2000г.


Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Лингвистика и межкультурная коммуникация» протокол №___ от «____» __________2009 г.


Зав. кафедрой «Лингвистика и межкультурная

коммуникация» канд.филол.н., проф. _____________________Хомутова Т. Н.


Ученый секретарь, канд.филол.н., доц. ____________________Бабина О. И.


Разработчик программы, канд.филол.н., проф.______________Удлер И. М.


Челябинск 2009

 Введение


Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Согласно п. 7.1. ГОС дипломированный специалист должен владеть «системой представлений о связи языка, истории и культуры народа, о функционировании и месте культуры в обществе, национально-культурной специфике стран изучаемого языка и своей страны».

 Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины

Курс «История литературы стран изучаемого языка» сопровождается факультативным курсом «Литература стран изучаемого языка», тесно связан с языковой подготовкой студентов, опирается на их лингвистическую подготовку и стимулирует их занятия языками и переводом художественной литературы. В процессе чтения курса систематически осуществляются связи с такими дисциплинами, как «Введение в теорию межкультурной коммуникации», «Страноведение», «История и культура стран изучаемого языка», «Культурология», «История языка и введение в спецфилологию», «Лексикология», «Стилистика», «Теория и практика перевода», «Философия», «Психология», «Педагогика».


 Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины


  • Познакомить студентов с двумя великими англоязычными литературами – Англии и США – в контексте национальной истории, менталитета, культуры, языка.

  • В процессе изучения литературы сформировать понимание социокультурных реалий Англии и США, английского и американского национального характера.

  • Вписать англоязычную литературу в мировую литературу, проследить связи между литературами Англии, США и России.

  • Сформировать понимание и активное владение основными литературоведческими понятиями и терминами: романтизм, реализм, неоромантизм, эстетизм, декаданс, модернизм, постмодернизм, жанр, поэтика и др.

  • Сформировать художественный вкус, умения и навыки анализа литературного произведения на основе традиционных и современных литературоведческих методологий.

  • Привить любовь к литературе, потребность читать произведения мировой литературы, журнал «Иностранная литература».

  • Формировать умения и навыки научно-исследовательского труда.

  • Формировать умения и навыки работы в Интернете (поиск информации, библиографический поиск в Интернете, работа с электронными каталогами, с художественными и литературоведческими текстами в лучших национальных и университетских библиотеках мира).

  • Формировать умения и навыки работы с электронными средствами для чтения (e-readers, программа Calibre для конвертации форматов, работа с iTunes).


Самостоятельная работа студентов (СРС)


Таблица 4 – Содержание и объем самостоятельной работы студентов

Номер раздела

Наименование и содержание темы

Виды самостоятельной работы

Количчас. на одн. студен-та

1

Традиция и Мечта: литературы Англии и США в контексте национальной истории и менталитета.

Сравнительный анализ двух произведений английской и американской литератур XX века

2

2

Поэма «Беовульф» как один из образцов средневекового героического эпоса.

«Смерть Артура» Т. Мэлори как свод рыцарских романов и как памятник английской литературы позднего средневековья. Значение книги Т. Мэлори для дальнейшего развития английской литературы. «Кентерберийские рассказы» Дж. Чосера как переходное явление от литературы средних веков к культуре Возрождения. Творчество В. Шекспира.

Чтение поэмы «Беофульф», романа Т. Мэлори «Смерть Артура», «Кентерберийских рассказов» Дж. Чосера. Чтение лирики и пьес У. Шекспира. Подготовка к практическим занятиям «Трагедия В. Шекспира “Гамлет”», «Трагедия В. Шекспира “ Король Лир”».

10

3

Английский просветительский роман XVIII века.

Сатирическая комедия Р. Шеридана «Школа злословия».

Творчество Р. Бернса.


Чтение романов «Жизнь и приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо, «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, «История Тома Джонса, найденыша» Г. Филдинга, пьесы Р. Шеридана «Школа злословия», поэзии Р. Бернса.

8




4

Поэзия английского романтизма. В. Скотт – создатель жанра исторического романа.

Американский романтизм

Чтение поэзии У. Блейка, У. Вордсворта, С. Кольриджа, Дж. Байрона, П. Б. Шелли. Подготовка к практическому занятию по роману В. Скотта «Айвенго».

Чтение произведений В. Ирвинга, Ф. Купера, Э. По, Н. Готорна, Г. Мелвилла, Г. Бичер-Стоу. Подготовка к практическому занятию «”Листья травы” У. Уитмена»

10

5

Английский реалистический роман XIX века

Чтение романов Ч. Диккенса, У. Теккерея, сестер Бронте. Подготовка к практическому занятию «Сатирический роман У. М. Теккерея “Ярмарка тщеславия”».

8

6

Английский неоромантизм. Английский эстетизм. Английский реализм. «Новая драма» Шоу.

Чтение произведений Р. Л. Стивенсона, Дж. Конрада, Р. Киплинга, О. Уайльда.

Чтение романов Т. Харди, Дж. Голсуорси, Г. Уэллса, пьес Шоу.

4

7

Литература США в конце XIX – начале XX веков. Становление реализма

Чтение произведений М. Твена, Г. Джеймса, Дж. Лондона, Т.  Драйзера, О. Генри. Подготовка к практическому занятию «Художественный мир Г. Джеймса».

4

9

Литература «потерянного поколения»

Подготовка к практическому занятию «”Прощай, оружие!” Э. Хемингуэя»

4

10

Модернизм в литературе Англии и США

Чтение романов Дж. Джойса, В. Вулф, Д. Г. Лоуренса, Г. Миллера. Подготовка докладов, сообщений и презентаций к практическим занятиям.

6




11

«Неромантический романтизм» и реализм в литературе США 20–30-х годов XX века

Чтение произведений Ш. Андерсона, Т. Драйзера, Ф. С. Фицджеральда, Ю. О’Нила. Подготовка к практическому занятию «Ю. О’Нил – создатель американской драмы».

4

12

Школа «южного романа» и творчество У. Фолкнера

Чтение романа У. Фолкнера «Шум и ярость».

4

13

Английский роман-антиутопия 30–40-х годов XX века

Чтение романов «О дивный новый мир» О. Хаксли, «1984» Дж. Оруэлла. Подготовка к практическому занятию.

4

14

Литература Англии второй половины XX – начала XXI веков

Чтение произведений английских писателей второй половины XX – начала XXI веков. Анализ произведения современной английской литературы, опубликованного на страницах журнала «Иностранная литература» в текущем году

6

15

Литература США второй половины XX – начала XXI веков

Чтение произведений литературы США второй половины XX – начала XXI веков. Подготовка к практическому занятию «Мультикультурализм в литературе США: роман Тони Моррисон “Песнь Соломона”». Анализ произведения современной американской литературы, опубликованного на страницах журнала «Иностранная литература» в текущем году

6










80


Объем СРС составляет 80 часов. Виды самостоятельной работы – чтение произведений художественной литературы, монографий, критической литературы, работа в Интернете в электронных каталогах российских и зарубежных библиотек, с электронными фондами библиотек, на англоязычных и отечественных литературоведческих сайтах (сбор материала, чтение текстов), подготовка к практическим занятиям, в том числе подготовка докладов и сообщений, самостоятельное изучение тем, не рассматриваемых из-за недостатка времени на аудиторных занятиях.

Важной частью самостоятельной работы отдельных студентов является написание курсовых и дипломных работ по литературе стран изучаемого языка, подготовка научных докладов и статей по избранным темам, выступления на ежегодных научных студенческих конференциях в ЮУрГУ и других вузах, участие в региональных конкурсах научных проектов.


Темы курсовых работ


  1. Публицистика американских пуритан XVII века (идеология и жанры).

  2. «Автобиография» Бенджамина Франклина и ее место в американской культуре.

  3. Вклад Дж. А. Ю. Гроньосо (A Narrative of the Most Remarkable Particulars in the Life of James Albert Ukawsaw Gronniosaw, an African Prince, as Related by Himself, 1772) в становление жанра «невольничьего повествования».

  4. Тип первой афро-американской газеты Freedoms Journal.

  5. The Heroic Slave Ф. Дугласа как первая афро-американская повесть.

  6. Две редакции «невольничьего повествования» в творчестве Уильяма У. Брауна.

  7. Источники первого афро-американского романа Уильяма У. Брауна «Клотель, или Дочь президента».

  8. Жанровое своеобразие первого афро-американского романа Уильяма У. Брауна «Клотель, или Дочь президента».

  9. Жанр травелога в творчестве Уильяма У. Брауна.

  10. «Повествования рабынь» XIX века как архетип женского афро-американского романа.

  11. The Bondwomans Narrative Х. Крафтспервый женский афро-американский роман.

  12. Источники романа Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».

  13. .Мифологические и фольклорные традиции в романе Т. Моррисон «Песнь Соломона»,

  14. Жанровая природа романа Т. Моррисон «Возлюбленная».

  15. Проблема идентификации в эссеистике Дж. Болдуина («Заметки сына Америки»).

  16. Жанровое своеобразие книги Дж. Болдуина «Следующий раз – пожар».

  17. Мифологические и фольклорные традиции в романе Дж. Болдуина «Иди вещай с горы».

  18. Особенности конфликта в драматургии Дж. Болдуина.

  19. «Мономиф поисков» в романе Р. Райта «Долгий сон».

  20. Архетип «невольничьего повествования» в романе Э. Дж. Гейнса «Автобиография мисс Питтман».

  21. Архетип трикстера в романе К. Кизи «Над кукушкиным гнездом».

  22. Архетип трикстера в романе Дж. Керуака «В дороге».

  23. Пуританская традиция в Америке в романе Ф. Проуз «Голубой ангел».

  24. Пуританская традиция в Америке в романе Ф. Рота «Людское клеймо»,

  25. Проблема терроризма в романе Дона Делилло «Падающий».

  26. Сатирические романы К. Бакли.

 Текущий и итоговый контроль. Перечень материалов для контроля усвоения дисциплины



Текущий контроль осуществляется на практических занятиях (устные выступления, письменные ответы), на собеседованиях по прочитанным художественным произведениям.

Итоговый контроль: зачет в V семестре, экзамен в VI семестре.


Вопросы к зачету


Литература Англии средних веков,

Возрождения, XVII, XVIII, XIX веков

  1. Литература Англии в контексте национальной истории и менталитета.

  2. Героический эпос в литературе раннего средневековья. Поэма «Беовульф».

  3. Роман Т. Мэлори «Смерть Артура» и его место в английской литературе.

  4. «Кентерберийские рассказы» Дж. Чосера.

  5. Жанровое многообразие «Кентерберийских рассказов» Дж. Чосера.

  6. Гуманистическое мировоззрение и литература эпохи Возрождения. Особенности литературы английского Возрождения.

  7. Основные этапы творчества В. Шекспира.

  8. «Магистральный сюжет» комедий Шекспира. Источник комического.

  9. Шекспир-комедиограф (на примере одной комедии).

  10. Исторические хроники В. Шекспира.

  11. «Ромео и Джульетта» – первая трагедия В. Шекспира.

  12. «Магистральный сюжет» трагедий Шекспира.

  13. Трагедия В. Шекспира «Гамлет».

  14. Интерпретации «Гамлета» в XVIII–XXI веках.

  15. Трагедия В. Шекспира «Король Лир».

  16. Анализ одной трагедии В. Шекспира (по выбору).

  17. Композиционный прием параллелизма и его функции в драмах Шекспира.

  18. Композиционный прием «театра в театре» («сцены на сцене») и его функции в драмах Шекспира.

  19. Трагическое и комическое в трагедиях В. Шекспира.

  20. Образ шута в драматургии В. Шекспира.

  21. Язык драм В. Шекспира.

  22. Сонеты Шекспира и их связь с трагедиями.

  23. «Шекспир, и несть ему конца».

  24. «Потерянный рай» Дж Мильтона – эпос пуританской революции.

  25. Английский просветительский роман.

  26. Великая «робинзонада»: «Робинзон Крузо» Д. Дефо.

  27. Сатирический роман Дж Свифта «Путешествия Гулливера».

  28. Новаторство романа Г. Филдинга «История Тома Джонса, найденыша».

  29. Образы двух братьев в романе Г. Филдинга «История Тома Джонса, найденыша».

  30. «История Тома Джонса, найденыша» Г. Филдинга и комедия Р. Шеридана «Школа злословия».

  31. «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна как произведение английского сентиментализма. Влияние Стерна на литературу XVIII-XX веков.

  32. Поэзия Р. Бернса и ее связь с фольклорной традицией.

  33. Первый этап английского романтизма.

  34. Новаторство лиро-эпической поэмы Дж. Г.Н. Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда».

  35. «Восточные поэмы» Дж. Байрона (на примере поэмы «Корсар»).

  36. Богоборческие и тираноборческие мотивы философской драмы Дж. Г. Н. Байрона «Каин».

  37. Новаторство романа в стихах «Дон Жуан» Дж. Байрона.

  38. Лирика П. Б. Шелли

  39. Тираноборческая драма П. Б. Шелли «Ченчи».

  40. Философская драматическая поэма П. Б Шелли «Освобожденный Прометей».

  41. В. Скотт – создатель жанра исторического романа (на примере романа «Айвенго»).

  42. Роман Дж. Остин «Гордость и предубеждение». Место Дж. Остин в истории английской литературы.

  43. Роман «Домби и сын» Ч. Диккенса и его место в творчестве писателя.

  44. Художественный мир Ч. Диккенса (на примере одного романа по выбору).

  45. Юмор и сатира в творчестве Ч. Диккенса.

  46. Образы детей, тема детства и воспитания в творчестве Ч. Диккенса.

  47. Персонажи, населяющие художественный мир Ч. Диккенса.

  48. Традиции и новаторство в творчестве Ч. Диккенса.

  49. «Ярмарка тщеславия» У.  Теккерея как «роман карьеры».

  50. Театральный хронотоп романа У. Теккерея «Ярмарка тщеславия».

  51. Происхождение и смысл названия романа У. Теккерея «Ярмарка тщеславия». «Ярмарка тщеславия» как центральный художественный образ романа.

  52. Образы Бекки Шарп и Эмилии Седли и их роль в романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия».

  53. Мастерство У. Теккерея-сатирика.

  54. «Женский роман» в английской литературе 40–60-х годов XIX века (на примере романа Ш. Бронте «Джейн Эйр»).

  55. «Женский роман» в английской литературе 40–60-х годов XIX века (на примере романа Э. Бронте «Грозовой перевал»).


Литература США XIX века

  1. В. Ирвинг-новеллист (на примере новеллы «Рип Ван Винкль»).

  2. Пенталогия Ф. Купера о Кожаном Чулке. Анализ одного романа (по выбору).

  3. Лирика Э. По.

  4. Новелла тайн и ужасов в творчестве Э. По.

  5. Детективная новелла Э. По.

  6. Жанровое своеобразие романа Г. Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит».

  7. Антипуританская направленность романа Н. Готорна «Алая буква».

  8. Образ Эстер Принн («Алая буква» Н. Готорна).

  9. Поэтика романа Н. Готорна «Алая буква».

  10. Поэма Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Образ Гайаваты. Мифологическая и фольклорная основы поэмы.

  11. Основные мотивы книги У. Уитмена «Листья травы». Поэтическое новаторство У. Уитмена.

  12. Лирический герой У. Уитмена.

  13. Роман Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» как произведение аболиционистской литературы.


Экзаменационные вопросы


Литература Англии и США конца XIX, XX – начала XXI веков


Литература Англии

  1. «Новая драма» Б. Шоу (на примере пьесы «Профессия миссис Уоррен»).

  2. Пьеса Б. Шоу «Пигмалион».

  3. Тема кризиса интеллигенции в драме Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца». Поэтика «драмы идей».

  4. Английский неоромантизм. Повесть Р. Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

  5. Английский неоромантизм (на примере творчества Дж. Конрада).

  6. Поэзия Р. Киплинга.

  7. Английский эстетизм. «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда.

  8. Социально-философская фантастика Г. Уэллса.

  9. Критика форсайтизма в романе Дж. Голсуорси «Собственник» («Сага о Форсайтах»).

  10. Романы «характеров и среды» в творчестве Т. Харди (на примере «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» или «Джуд Незаметный»).

  11. Роман-миф Дж. Джойса «Улисс».

  12. Анализ одного эпизода романа Дж. Джойса «Улисс» (по выбору).

  13. Русская судьба Дж. Джойса. Роман «Улисс», прочитанный мной в этом году.

  14. Модернистский роман. В. Вулф «Миссис Дэллоуэй»

  15. Женский и мужской миры в романе В. Вулф «На маяк».

  16. Философия жизни в романе Г. Д. Лоуренса «Любовник леди Чаттерли».

  17. Жанровая модификация романа О. Хаксли «О дивный новый мир».

  18. Роман-антиутопия Дж. Оруэлла «1984».

  19. Гринландия – «развлекательные» и «серьезные» романы Г. Грина. Поэтика романов Г. Грина.

  20. Парадоксы Г. Грина (на примере одного романа по выбору).

  21. Жанровая природа романа Г. Грина «Сила и слава».

  22. «Последнее слово» Г. Грина и его связь с романом «Сила и слава».

  23. Английский философский роман (на примере творчества А. Мердок)

  24. Жанровое своеобразие романа У. Голдинга «Повелитель мух».

  25. Современная английская драма (анализ одного произведения).

  26. «Общество потребления» и отчуждение личности в зеркале английской литературы второй половины XX – начала XXI веков.

  27. Постмодернизм. Анализ одного романа по выбору.

  28. Роман-миф в английской литературе второй половины XX – начала XXI веков (анализ одного романа по выбору).

  29. Анализ произведения современной английской литературы.

Литература США

  1. Юмор молодого Твена.

  2. Роман М. Твена «Приключения Гекльберри Финна» и его место в истории американской литературы.

  3. Сатирическая новелла М. Твена «Человек, который совратил Гедлиберг»

  4. О. Генри-новеллист.

  5. Американский национальный характер в повести Г. Джеймса «Дэзи Миллер».

  6. Повесть Г. Джеймса «Зверь в чаще» как явление литературы XX века.

  7. «Северные рассказы» Дж. Лондона.

  8. Жанровое своеобразие романа Дж. Лондона «Мартин Иден».

  9. «Роман карьеры» в творчестве Т. Драйзера («Сестра Керри» или «Финансист»).

  10. Типологические черты романа «потерянного поколения» (на примере романа Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!».

  11. Концепция и принципы изображения войны в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!»

  12. Тема любви в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!».

  13. Эстетические взгляды Э. Хемингуэя и «искусство современного повествования» в романе «Прощай, оружие!»

  14. Повесть-притча Э. Хемингуэя «Старик и море».

  15. Цивилизация, человек, художник в романе Г. Миллера «Тропик Рака».

  16. Тема «Американской Мечты» в романе Т. Драйзера «Американская трагедия».

  17. Тема «Американской Мечты» в романе Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби».

  18. Новаторство Ш. Андерсона-новеллиста.

  19. «Человек в борьбе с собственной судьбой»: «Крылья даны всем детям человеческим» Ю. О’Нила.

  20. Элементы «трагедии рока» в пьесе Ю. О’Нила «Страсти под вязами».

  21. «Траур - участь Электры» Ю О’Нила – «трагедия рока». Традиции и новаторство.

  22. «Южная школа» в литературе США XX века (типологические черты, анализ одного романа по выбору).

  23. Роман У. Фолкнера «Шум и ярость» как экспериментальный роман.

  24. Библейские мотивы в романе У. Фолкнера «Шум и ярость».

  25. Тема Второй мировой войны и фашизма в литературе США.

  26. Традиция исповеди подростка в американской литературе и роман Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».

  27. Реальность и миф в романе Дж. Апдайка «Кентавр».

  28. «Общество потребления» и отчуждение личности в зеркале литературы США второй половины XX – начала XXI веков.

  29. Литература афроамериканцев второй половины XX – начала XXI веков.

  30. Теория «пластического театра» и ее художественное воплощение в драматургии Т. Уильямса.

  31. Америка и американцы в литературе США второй половины XX – начала XXI веков.

  32. Антипуританская традиция в современной литературе США.

  33. Американская мозаика: мультикультурализм в литературе США второй половины XX – начала XXI веков.

  34. Анализ произведения современной литературы США.


Экзаменационные билеты

Билет 1

  1. «Новая драма» Б. Шоу (на примере пьесы «Профессия миссис Уоррен»).

  2. Тема Второй мировой войны и фашизма в литературе США.

Билет 2

  1. Пьеса Б. Шоу «Пигмалион».

  2. Традиция исповеди подростка в американской литературе и роман Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».

Билет 3

  1. Тема кризиса интеллигенции в драме Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца». Поэтика «драмы идей».

  2. Реальность и миф в романе Дж. Апдайка «Кентавр».

Билет 4

  1. Английский неоромантизм. Повесть Р. Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

  2. «Общество потребления» и отчуждение личности в зеркале литературы США второй половины XX – начала XXI веков.

Билет 5

  1. Английский неоромантизм (на примере творчества Дж. Конрада).

  2. Литература афроамериканцев второй половины XX – начала XXI веков.

Билет 6

  1. Поэзия Р. Киплинга.

  2. Американская драма второй половины XX века (на примере одного произведения).

Билет 7

  1. Английский эстетизм. «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда.

  2. Америка и американцы в литературе США второй половины XX – начала XXI веков.

Билет 8

  1. Социально-философская фантастика Г. Уэллса.

  2. Семейный роман в американской литературе второй половины XX –начала XXI веков (на примере одного произведения).

Билет 9

  1. Критика форсайтизма в романе Дж  Голсуорси «Собственник» («Сага о Форсайтах»).

  2. Американская мозаика: мультикультурализм в литературе США второй половины XX – начала XXI веков.

Билет 10

  1. Семейный роман XX века (на примере «Саги о Форсайтах» Дж. Голсуорси).

  2. Концепция и принципы изображения войны в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!».

Билет 11

  1. Система образов в романе Дж. Голсуорси «Собственник».

  2. Типологические черты романа «потерянного поколения» (на примере романа Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!»).

Билет 12

  1. Романы «характеров и среды» в творчестве Т. Харди (на примере «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» или «Джуд Незаметный»).

  2. Тема любви в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!».

Билет 13

  1. Юмор молодого Твена.

  2. Роман-миф Дж. Джойса «Улисс».

Билет 14

  1. Роман М. Твена «Приключения Гекльберри Финна». Традиции и новаторство.

  2. Анализ одного эпизода романа Дж. Джойса «Улисс».

Билет 15

  1. Сатирическая новелла М. Твена «Человек, который совратил Гедлиберг».

  2. Русская судьба Дж. Джойса. Роман «Улисс», прочитанный мной в этом году.

  3. Билет 16

  1. О. Генри-новеллист.

  2. Современный английский роман (анализ одного произведения по выбору).

Билет 17

  1. Американский национальный характер в повести Г. Джеймса «Дэзи Миллер».

  2. Женский и мужской миры в романе В. Вулф «На маяк».

Билет 18

  1. Повесть Г. Джеймса «Зверь в чаще» как явление литературы XX в.

  2. Философия жизни в романе Г. Д. Лоуренса «Любовник леди Чаттерли».

Билет 19

  1. «Северные рассказы» Дж. Лондона.

  2. Жанровая модификация романа О. Хаксли «О дивный новый мир».

Билет 20

  1. Жанровое своеобразие романа Дж. Лондона «Мартин Иден».

  2. «Гринландия» – «развлекательные» и «серьезные» романы Г. Грина. Поэтика романов Г. Грина.

Билет 21

  1. «Роман карьеры» в творчестве Т. Драйзера («Сестра Керри» или «Финансист»).

  2. Жанровое своеобразие романа Дж. Оруэлла «1984».

Билет 22

  1. Эстетические взгляды Э. Хемингуэя и «искусство современного повествования» в романе «Прощай, оружие!».

  2. Парадоксы Г. Грина (на примере одного романа по выбору).

Билет 23

  1. Повесть-притча Э. Хемингуэя «Старик и море».

  2. Жанровая природа романа Г. Грина «Сила и слава».

Билет 24

  1. Тема «Американской Мечты» в романе Т. Драйзера «Американская трагедия».

  2. Английский философский роман (на примере творчества А. Мёрдок).

Билет 25

  1. Тема «Американской Мечты» в романе Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби».

  2. Современная английская драма (на примере одного произведения).


Билет 26

  1. Новаторство Ш. Андерсона-новеллиста.

  2. Жанровое своеобразие романа У. Голдинга «Повелитель мух».

Билет 27

  1. «Человек в борьбе с собственной судьбой»: «Крылья даны всем детям человеческим» Ю. О’Нила.

  2. «Общество потребления» и отчуждение личности в зеркале английской литературы второй половины XX –начала XXI веков.

  3. Билет 28

  1. Элементы «трагедии рока» в пьесе Ю. О’Нила «Страсти под вязами».

  2. Постмодернизм в литературе. Англии второй половины XX – начала XXI веков. Анализ одного романа по выбору.

Билет 29

  1. «Траур – участь Электры» Ю. О’Нила – «трагедия рока». Традиции и новаторство.

  2. Роман-миф в английской литературе второй половины XX – начала XXI веков (на примере одного произведения).

Билет 30

  1. «Южная школа» в литературе США XX века (типологические черты, анализ одного романа по выбору).

  2. «История молодого человека» в английской литературе второй половины XX – начала XXI веков.

Билет 31

  1. Роман У. Фолкнера «Шум и ярость» как экспериментальный роман.

  2. Роман-парабола в английской литературе второй половины XX – начала XXI веков (на примере одного произведения).

Билет 32

  1. Библейские мотивы в романе У. Фолкнера «Шум и ярость».

  2. Анализ одного произведения современной английской литературы (по выбору).

Билет 33

  1. «Модернистский роман В. Вулф «Миссис Дэллоуэй».

  2. Гротескно-аллегорическое изображение войны и мира в романе К. Воннегута «Бойня № 5, или крестовый поход детей».

Билет 34

  1. Английский постмодернизм. Анализ одного романа Дж. Фаулза.

  2. «История молодого человека» в американском романе второй половины XX – начала XXI веков.

Билет 35

1. Теория «пластического театра» и ее художественное воплощение в драматургии Т. Уильямса.

2. «Последнее слово» Г. Грина и его связь с романом «Сила и слава».


9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Рекомендуемая литература



Учебники, учебные пособия (обязательная литература)


Михальская, Н. П. История английской литературы : учеб. для вузов / Н. П. Михальская. – 3-е изд. – М. : Академия, 2009. – 480 с.

Гиленсон, Б. А. История литературы США : учеб. пособие для студентов филол. фак. ун-тов и высш. пед. учеб. заведений / Б. А. Гиленсон. – М. : Академия, 2003. – 703 с.

Зарубежная литература XX века : учеб. для вузов / под ред. Л. Г. Андреева. – 2-е изд. – М. : Высш. шк.: Академия, 2004. – 559 с.


Учебники, учебные пособия, словари, монографии, статьи

(дополнительная литература)


История литературы США / гл. ред. Я. Н. Засурский. – М. : ИМЛИ РАН : Наследие, 1997–.

– Т. II : Литература эпохи романтизма / отв. ред. А. М. Зверев. – М., 1999. – 463 c. – Т. III : Литература середины XIX в. (поздний романтизм) / отв. ред. Е. А. Стеценко. – М., 2000. – 614 с. – Т. IV : Литература последней трети XIX в.  : 1865–1900 (становление реализма) / отв. ред. П. В. Балдицын. – М., 2003. – 991 с. – Т. V : Литература начала XX в. / отв. ред. Е. А. Стеценко. – М., 2009. – 991 с.

Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000 : учеб. пособие для фак. филол. профиля / Л. Г. Андреев, Г. К. Косиков, Н. Г. Пахсарьян [и др.] ; под ред. Л. Г. АндрееваМ. : Высш. шк., 2001 – 333, [2] с.

Зарубежная литература конца XIX – начала XX в. : учеб. пособие для вузов : в 2 т. / под ред. В. М. Толмачева. – 2-е изд., перераб., доп. – М. : Академия, 2007. – Т. 1. 304 с.– Т. 2. 400 с.

Проскурнин, Б. М. История зарубежной литературы XIX века : западноевропейская реалистическая проза : учеб пособие для вузов / Б. М. Проскурнин, Р. Ф. Яшенькина. – 4-е изд. – М. : Флинта : Наука, 2008. – 413 с.

Дудова, Л. В. Модернизм в зарубежной литературе : учеб. пособие / Л. В. Дудова, Н. П. Михальская, В. П. Трыков – 5-е изд. – М. : Флинта : Наука, 2005. – 240 с.

Киреева, Н. В. Постмодернизм в зарубежной литературе : учеб. комплекс для студентов-филологов / Н. В. Киреева. – М. : Флинта : Наука, 2004. – 214 с.

Луков, Вл. А. История литературы : зарубежная литература от истоков до наших дней : учеб. пособие для вузов / Вл. А. Луков. – 6-е изд. – М. Академия, 2009. – 511 c.

Путеводитель по английской литературе : пер. с англ. / под ред. М. Дрэббл, Дж. Стрингер. – М. : Радуга, 2003. – 928 с.

Энциклопедический словарь английской литературы XX века / отв. ред. А. П. Саруханян. – М.: Наука, 2005. – 541 с.

Азимов, А. От Стоунхенджа до Великой хартии вольностей / А. Азимов ; пер. с англ. Н, Поздняковой. – М. : Эксмо, 2009. – 384 с.

Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. – 4-е изд., репринт. – М. : Изд. фирма «Вост. лит.», 2006. – 407 с.

Панова, О. Ю. После постмодернизма : очерк тенденций развития современной англо-американской прозы / О. Ю. Панова // Вопр. филологии. – 2006. – № 1. – С. 217–223.

Сидорова, О. Г. Британский постколониальный роман последней трети XX века в контексте литературы Великобритании / О. Г. Сидорова. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2005. – 262 с. Сидорова

Ушакова, О. М. Элиот и европейская культурная традиция / О. М. Ушакова. – Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 2005. – 220 c.

Шамина, В. Б. Пути развития американской драмы : Истоки, типология, традиции / В. Б. Шамина. – Казань : Изд-во КГУ, 2007. – 296 с.


Художественная литература


Литература Англии (V семестр)


Беовульф.

Мэлори, Т. Смерть Артура (две-три повести по выбору).

Чосер, Дж. Кентерберийские рассказы.

Шекспир, В. Ричард III. Генрих IV. (По выбору.) Укрощение строптивой. Сон в летнюю ночь. Венецианский купец. Много шума из ничего. Двенадцатая ночь. (Две по выбору.) Ромео и Джульетта. Гамлет. Отелло. Король Лир. Макбет. Буря. Сонеты.

Донн, Дж. Лирика.

Мильтон, Дж. Потерянный рай.

Дефо, Д. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо.

Свифт, Дж. Путешествия в разные отдаленные страны мира Лемюэля Гулливера, вначале хирурга, а затем капитана нескольких кораблей.

Филдинг, Г. История Тома Джонса, найденыша.

Стерн, Л. Сентиментальное путешествие.

Шеридан, Р. Школа злословия.

Бернс, Р. Стихотворения.

Остин, Дж. Гордость и предубеждение.

Вордсворт, У. Лирика.

Кольридж, С. Сказание Старого Морехода.

Байрон, Дж. Лирика. Паломничество Чайльд Гарольда. Корсар. Каин. Дон Жуан

(песни 1, 2, 3, 8, 13, 14).

Шелли, П. Б. Лирика. Освобожденный Прометей. Ченчи.

Скотт, В. Айвенго.

Диккенс, Ч. Торговый дом Домби и сын. Один роман по выбору: Посмертные записки Пиквикского клуба. Дэвид Копперфильд. Холодный дом. Крошка Доррит.

Теккерей, У. Ярмарка тщеславия.

Бронте, Ш. Джейн Эйр.

Бронте,Э. Грозовой перевал.


Литература Англии (VI семестр)

Шоу, Б. Профессия миссис Уоррен. Пигмалион. Дом, где разбиваются сердца.

Харди, Т. Тэсс из рода д’Эрбервиллей. Джуд Незаметный. (По выбору.)

Голсуорси, Дж. Собственник ( «Сага о Форсайтах».)

Уэллс, Г. Машина времени. Человек-невидимка. Война миров. ( Один роман по выбору.)

Уайльд, О. Портрет Дориана Грея.

Стивенсон, Р. Л. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда.

Конрад, Дж. Лорд Джим. Сердце тьмы. (По выбору.)

Киплинг, Р. Стихотворения.

Джойс, Дж. Улисс.

Лоуренс, Д.Г. Любовник леди Чаттерли.

Вулф, В. Миссис Дэллоуэй. На маяк.

Хаксли, О. О дивный новый мир.

Оруэлл, Дж. 1984.

Грин, Г. Сила и слава // Иностр. лит.– 1987.– № 1, 2. Последнее слово // Иностр. лит. – 1991. – № 5. По выбору: Суть дела. Тихий американец. Комедианты.

Голдинг, У. Повелитель мух.

Мердок, А. Черный принц.

Стоппард, Т. Розенкранц и Гильденстерн мертвы // Иностр. лит.– 1990.– № 4. Берег утопии.

Пинтер, Г. Кухонный лифт. Сторож. Былые времена // Иностр. лит. – 2006. – №5. (По выбору.)

Во, И. Черная беда // Иностр. лит. – 1991. – № 6. Возвращение в Брайдсхед. Незабвенная.

Берджесс, Э. Заводной апельсин. Железо, ржавое железо // Иностр. лит. – 2004. – № 1–3.

Спарк, М. Мисс Джин Броди в расцвете лет // Иностр. лит. – 1980. – № 7. Пир // Иностр. лит. – 2005. – № 12. Не беспокоить // Иностр. лит. – 2008. – № 9.

Уотерхаус, К. Конторские будни // Иностр. лит. – 1982. – № 10.

Фаулз, Дж. Женщина французского лейтенанта. Волхв // Иностр. лит. – 1993. – № 7–9.

Барнс, Дж. История мира в 10 с половиной главах // Иностр. лит. – 1994. – № 1.

Акройд, П. Завещание Оскара Уайльда // Иностр. лит. – 1993. – № 11. Дом доктора Ди // Иностр. лит. – 1995. – № 9. Процесс Элизабет Кри // Иностр. лит. – 1997. – № 5. Лондонские сочинители // Иностр. лит. – 2007. – № 7.

Брэдбери, М. Профессор Криминале // Иностр. лит. – 1995. – № 1. Сокращения // Иностр. лит. – 2002. – № 12.

Байетт, А. С. Джин в бутылке из стекла «соловьиный глаз» // Иностр. лит. – 1995. – № 10. Обладать.

Лодж, Д. Хорошая работа. Терапия.

Льюис, К. С. Пока мы лиц не обрели: Пересказанный миф // Иностр. лит. – 1997. – № 1.

Свифт, Г. Свет дня // Иностр. лит. – 2004. – № 8.

Исигуро Кадзуо. Не отпускай меня // Иностр. лит. – 2006. – № 7.

Элтон, Б. Слепая вера // Иностр. лит. – 2009. – № 4.

Торп, А. Правила перспективы // Иностр. лит. – 2009. – № 5, 6.

Макьюэн, И. Чизил-Бич // Иностр. лит. –2008. –№ 11, 12.

Беннетт, А. Непростой читатель // Иностр. лит. – 2009. – № 12


3


книги


по

вы-

бо-


ру
  1   2   3   4

Похожие:

Рабочая программа дисциплины гсэ. Р. 02 «История литературы стран изучаемого языка» iconРабочая программа дисциплины фтд. 02 «Литература стран изучаемого языка»
Рабочая программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и...
Рабочая программа дисциплины гсэ. Р. 02 «История литературы стран изучаемого языка» iconРабочая программа Дисциплины фтд. 03 «Литература стран изучаемого языка»
«Лингвистика и межкультурная коммуникация», специальности 031201. 65 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»,...
Рабочая программа дисциплины гсэ. Р. 02 «История литературы стран изучаемого языка» iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История литературы страны основного изучаемого языка (немецкая литература) Рекомендуется для направления подготовки
Б. 3) и предлагается для изучения в рамках профиля «Зарубежная филология (с указанием языка / языков и литературы/литератур)». Дисциплина...
Рабочая программа дисциплины гсэ. Р. 02 «История литературы стран изучаемого языка» iconРабочая программа дисциплины «История и география стран первого иностранного языка»
«Лингвистика» и изучающих английский язык программе представлены тематический план изучения дисциплины вопросы для подготовки к экзамену,...
Рабочая программа дисциплины гсэ. Р. 02 «История литературы стран изучаемого языка» iconРабочая программа дисциплины «История и культура стран первого иностранного языка»
«Лингвистика» и изучающих английский язык программе представлены тематический план изучения дисциплины, вопросы для подготовки к...
Рабочая программа дисциплины гсэ. Р. 02 «История литературы стран изучаемого языка» iconРабочая программа дисциплины Специальности 080102 «Мировая экономика»
История культуры англоязычных стран [Текст]: рабочая программа дисциплины. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2012. – 17 с
Рабочая программа дисциплины гсэ. Р. 02 «История литературы стран изучаемого языка» iconРабочая программа Дисциплины фтд. 03 «Литература стран изучаемого языка» для специальности 031202. 65 «Перевод и переводоведение» направления 031200 «Лингвистика и межкультурная коммуникация»
«Лингвистика и межкультурная коммуникация», специальности 031202. 65 «Перевод и переводоведение», введённому в действие с 14. 03....
Рабочая программа дисциплины гсэ. Р. 02 «История литературы стран изучаемого языка» iconРабочая учебная программа по истории для 5-9 классов
Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая), «История средних веков» (Автор В. А. Ведюшкин), «Новая история» ( Авторы: А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина),...
Рабочая программа дисциплины гсэ. Р. 02 «История литературы стран изучаемого языка» iconОтчет о работе кафедры истории стран Северной Европы в 2010-2011 учебном году
Кафедра истории стран Северной Европы является выпускающей для специализации 020713 «История Финляндии и Скандинавских стран», в...
Рабочая программа дисциплины гсэ. Р. 02 «История литературы стран изучаемого языка» iconРабочая программа Дисциплины гсэ. P. 01 «История и культура стран изучаемых языков»
«Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», 031202. 65 «Перевод и переводоведение»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница