Мониторинг правоприменения в сфере деятельности адвокатуры Дальневосточный федеральный округ Республика Саха (Якутия) По состоянию на 21. 12. 2011




Скачать 41,74 Kb.
НазваниеМониторинг правоприменения в сфере деятельности адвокатуры Дальневосточный федеральный округ Республика Саха (Якутия) По состоянию на 21. 12. 2011
страница1/5
Дата03.02.2016
Размер41,74 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5
Мониторинг правоприменения в сфере деятельности адвокатуры

Дальневосточный федеральный округ


Республика Саха (Якутия)


1. По состоянию на 21.12.2011 в реестре адвокатов Республики Саха (Якутия) содержатся сведения о 561 адвокате. Количество адвокатов имеющих действующий статус адвоката – 372.

В аналогичном периоде 2010 года в реестре адвокатов Республики Саха (Якутия) содержались сведения о 509 адвокатах, из них действующий статус имели – 360 адвокатов.

Количество адвокатов, статус которых прекращен в отчетном периоде – 12, что на 3 меньше, чем в 2010 году, что связано с высоким показателем поступлений заявлений адвокатов о прекращении статуса в 2010 году (6 заявлений).

В отчетном периоде статус адвокатов приостановлен - 4 адвокатам.

В аналогичном периоде прошлого года был приостановлен статус 9 адвокатам.

В отчетном периоде 2011 года Управлением выдано 61 удостоверение адвоката, из них в связи с присвоением статуса адвоката - 51 удостоверение, 2 удостоверения в связи с изменением имени адвоката, взамен утраченного или испорченного – 7 удостоверений, в связи с изменением членства в адвокатской палате субъекта -1.

За аналогичный период 2010 года Управлением выдано 53 удостоверения адвоката, из них в связи с присвоением статуса адвоката 40 удостоверений, взамен утраченного или испорченного – 11 удостоверений, 2 удостоверения в связи с изменением фамилии адвоката.

2. За отчетный период 2011 года проведено 6 заседаний квалификационной комиссии Адвокатской палаты Республики Саха (Якутия) с участием представителей Управления.

За 12 месяцев 2010 года было проведено 9 заседаний квалификационной комиссии Адвокатской палаты республики Саха (Якутия).

Количество лиц, подавших заявление на присвоение статуса адвоката – 59.

Количество претендентов на присвоение статуса адвоката, допущенных к сдаче квалификационного экзамена –55.

Количество лиц, которым в отчетном периоде присвоен статус адвоката – 50.

3. В отчетном периоде 2011 года в порядке пункта 6 статьи 17 Закона Управлением в Адвокатскую палату Республики Саха (Якутия) вносилось 1 представление о прекращении статуса адвоката, которое направлено на рассмотрение Квалификационной комиссией Адвокатской палаты Республики Саха (Якутия). Квалификационной комиссией Адвокатской палаты Республики Саха (Якутия) вынесено заключение об отсутствии в действиях адвоката нарушений норм законодательства. По решению Совета Адвокатской палаты Республики Саха (Якутия) дисциплинарное дело прекращено.

За аналогичный период 2010 года представления о прекращении статуса адвоката в порядке пункта 6 статьи 17 Закона Управлением в Адвокатскую палату Республики Саха (Якутия) о прекращении статуса адвоката не вносились.

Количество дисциплинарных производств, рассмотренных квалификационной комиссией Адвокатской палаты Республики Саха (Якутия) за 12 месяцев 2011 года –54.

В 2010 году количество дисциплинарных производств, рассмотренных квалификационной комиссией Адвокатской палаты Республики Саха (Якутия) составило – 76.

В отчетном периоде 2011 года по результатам рассмотрения дисциплинарных производств, статус адвоката прекращен 6 адвокатам. В аналогичном периоде 2010 года статус прекращен 5 адвокатам.

4. В отчетном периоде проверок Адвокатской палаты Республики Саха (Якутия) и адвокатских образований Управлением не проводилось.

В аналогичном периоде 2010 года Управлением проводилась плановая документальная проверка соответствия деятельности в отношении Негосударственной некоммерческой организации «Адвокатская палата Республики Саха (Якутия)».

5. Во исполнение Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.04.2003 №251 «Об организационных мероприятиях по обеспечению населения северных улусов квалифицированной юридической помощью» Адвокатской палатой Республики Саха (Якутия) учреждены юридические консультации на территории девяти северных улусов: Аллаиховского, Абыйского, Анабарского, Верхнеколымского, Момского, Оленекского, Среднеколымского, Усть-Янского и Эвено-Бытантайского.

6 Решений Совета Адвокатской палаты Республики Саха (Якутия) о порядке оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, а также порядке оказания гражданам Российской Федерации бесплатной юридической помощи не принималось.

7. Информация предоставляется Адвокатской палаты Республики Саха (Якутия) ежегодно в первом квартале года следующего за отчетным. В аналогичном году 2010 года участие в оказании бесплатной юридической помощи принято 78 адвокатами.

8. Информация о сумме задолженности по оплате труда адвокатов, участвовавших в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия и суда предоставляется Адвокатской палаты Республики Саха (Якутия) ежегодно в первом квартале года следующего за отчетным. За 2010 год сумма задолженности составляла 949 131,41 руб.

9. Сумма задолженности по оплате компенсации расходов адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в порядке, установленном статьей 26 Федерального закона от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» составляет – 0.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.06.2008 №252 «Об утверждении порядка компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации на территории Республики Саха (Якутия)» определен порядок компенсации, в данной связи в государственном бюджете республики на финансирование бесплатной юридической помощи в 2011 году предусмотрено – 1 958 000.

Однако указанные средства, в отчетном периоде не осваивались по причине ограниченного федеральным законодательством перечня категорий дел, по которым может предоставляться бесплатная юридическая помощь, а также перечня лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи.

10. По информации Управления Судебного департамента в Республике Саха (Якутия) недостаточное количество (отсутствие) адвокатов в судебных районах республики существенно влияет на сроки рассмотрения судами уголовных и гражданских дел.

11. По информации Адвокатской палаты Республики Саха (Якутия) в отчетном периоде в действиях (бездействии) адвокатов при рассмотрении квалификационной комиссией Адвокатской палаты Республики Саха (Якутия) дисциплинарных производств выявлено 12 нарушений действующего законодательства Российской Федерации и правил профессиональной этики, повлиявшие на срок и качество осуществления судопроизводства.

12. Актуальным вопросом, требующим внесения изменений и дополнений в действующее законодательство в части наделения территориальных органов Минюста России соответствующими полномочиями, является отсутствие установленной законодательством формы и единообразного порядка внесения территориальными органами Минюста России представлений о прекращении статуса адвоката в адвокатские палаты субъектов, отсутствие у территориального органа Минюста России права обращаться в суд в случаях, если адвокатская палата, рассмотрев представление о прекращении статуса адвоката, отказала в его удовлетворении, либо адвокат был привлечен к менее строгой мере дисциплинарной ответственности, отсутствует ответственность за нарушение сроков при рассмотрении квалификационными комиссиями адвокатских палат дисциплинарных производств, что влечет прекращение дисциплинарного производства в отношении адвоката, также за не сдачу удостоверений при приостановлении, прекращении статуса адвокатов.

В целях выработки оптимальной системы оказания бесплатной юридической помощи, принято решение о создании рабочей группы по реализации положений Федерального закона от 21.11.2011 №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» на территории Республики Саха (Якутия), в состав которой будут включены представители органов государственной власти, Управления, Адвокатской и Нотариальной палат, Якутского регионального отделения Общероссийской общественной организации Ассоциация юристов Республики Саха (Якутия).

14. Взаимодействие территориального органа Минюста России со средствами массовой информации в сфере адвокатуры.

Информация в сфере адвокатуры размещается на интернет сайте Управления, а также в средствах массовой информации газета «Якутия», «Саха Сирэ».

В соответствии с планом работы отдела во втором полугодии 2011 года отделом организовано информирование граждан Российской Федерации, проживающих в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) посредством публикации в газете «Якутия», разъяснений о возможности получения бесплатной юридической помощи, а также в соответствии с планом выхода материалов в СМИ на июль-декабрь 2011 года подготовлена статья «Бесплатная юридическая помощь».


Камчатский край


1. В Реестре адвокатов содержатся сведения о 214 адвокатах (в 2010 году – 204). Действующий статус имеет 141 адвокат (в 2010 году – 137), в том числе у четырех адвокатов статус приостановлен в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре). В 2010 году статус был приостановлен у трех адвокатов.

5 адвокатов осуществляют свою деятельность на территории Корякского округа.

В 2011 году в Реестр адвокатов внесены сведения о 17 адвокатах, в 2010 году было внесено 16 изменений в Реестр адвокатов.

Адвокаты, сведения о которых внесены в Реестр осуществляют свою деятельность в 55 адвокатских образованиях (8 коллегий адвокатов и 47 адвокатских кабинетов). Наибольшая часть адвокатских образований сосредоточена в г.Петропавловске-Камчатском.

По сравнению с аналогичным периодом 2010 года, количество адвокатов, имеющих действующий статус, увеличилось на 4 адвоката.

Из анализа оснований внесения сведений в региональный реестр адвокатов, следует, что численный состав адвокатов в Камчатском крае изменился незначительно и практически остается на том же уровне.

В 2011 году в Реестр адвокатов внесены следующие сведения:

- в соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона об адвокатуре (в связи с изменением членства в адвокатской палате одного субъекта на членство в адвокатской палате другого субъекта Российской Федерации) исключены сведения из Реестра адвокатов в отношении четырех адвокатов, в 2010 году по тому же основанию было исключено два адвоката;

- в соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона об адвокатуре (в связи с изменением членства в адвокатской палате одного субъекта на членство в адвокатской палате другого субъекта Российской Федерации) внесены сведения в Реестр адвокатов в отношении двух адвокатов, такое же количество адвокатов по данному основанию было внесено в 2010 году;

- в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 17 Закона об адвокатуре (подача адвокатом заявления о прекращении статуса адвоката) внесены сведения о прекращении статуса двух адвокатов. В 2010 году по данному основанию прекратили статус три адвоката;

- в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона об адвокатуре (присвоение статуса адвоката), в отчетном периоде внесены сведения о восьми адвокатах. За отчетный период 2010 года по данному основанию внесены сведения о семи адвокатах;

- в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 17 Закона об адвокатуре (со смертью адвоката) изменения в Реестр адвокатов не вносились, в 2010 году по данным основанием прекращен статус одного адвоката;

- в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 16 Закона об адвокатуре (неспособность адвоката более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности) в 2011 году, как и в 2010, внесены сведения о приостановлении статуса одного адвоката, а в 2007-2008 годах внесены сведения о приостановлении статуса двух адвокатов.

В отчетном периоде выдано 14 удостоверений адвоката. Два взамен испорченного, два в связи с утратой, восемь в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона об адвокатуре в связи с присвоением статуса адвоката и два в соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона об адвокатуре в связи с изменениями адвокатами членства в адвокатской палате одного субъекта на членство в адвокатской палате другого субъекта. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года это на четыре удостоверения больше.

В 2010 году было выдано 10 удостоверений (семь в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона об адвокатуре, два в соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона об адвокатуре). В связи с порчей было выдано одно удостоверение, в связи с утратой удостоверения адвоката в прошлом году не выдавались.


2. В отчетном периоде состоялось 6 заседаний Квалификационной комиссии. Представители Управления присутствовали на всех заседаниях.

На заседаниях проводился прием квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на статус адвоката, рассматривались жалобы на действия (бездействие) адвокатов.

В 2011 году в Квалификационную комиссию для сдачи экзамена подали документы 13 претендентов на статус адвоката. Столько же претендентов на получение статуса адвоката было в 2010 году. Успешно сдали экзамен и получили статус адвоката – 8 (7 в 2010 году). Квалификационной комиссией было рассмотрено 5 дисциплинарных производств в отношении 5 адвокатов. 4 дисциплинарных производства были прекращены, поскольку в действиях адвокатов не усматривалось нарушений норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. Одному адвокату после рассмотрения дисциплинарного дела объявлено замечание.

Советом Адвокатской палаты Камчатского края (далее – Совет) рассмотрены два заключения Квалификационной комиссии по дисциплинарным делам, возбужденным в отношении двух адвокатов, которые рассматривались на заседании Квалификационной комиссии в декабре 2010 года. По одному делу принято решение о прекращении дисциплинарного производства. По второму адвокат признан виновным в совершении дисциплинарного проступка – неисполнении (ненадлежащем исполнении) своих обязанностей перед доверителем и принято решение о применении к адвокату дисциплинарного взыскания в виде предупреждения. Всего в 2010 году Квалификационной комиссией рассмотрено 4 дисциплинарных производства.


3. В 2011 году, как и в 2010 представления о прекращении статуса адвоката в порядке пункта 6 статьи 17 Закона об адвокатуре в Адвокатскую палату Камчатского края не направлялись, поскольку Управление, не располагало сведениями об обстоятельствах, являющихся основаниями для вынесения представления о прекращении статуса адвоката.


4. Проверки соответствия деятельности некоммерческой организации Адвокатской палаты и адвокатских образований Камчатского края в отчетном периоде как и в аналогичном периоде прошлого года Управлением не проводились.


5. По данным, предоставленным Управлением Судебного департамента в Камчатском крае, по состоянию на 25.12.2011 на территории края действует 10 судебных районов. Из 10 судебных районов обеспечен адвокатской помощью в соответствии с требованиями статьи 24 Закона об адвокатуре, только 1 район (Петропавловск-Камчатский городской суд). В 9 судебных районах на одного федерального судью приходится менее двух адвокатов.

Представления органами исполнительной власти Камчатского края о создании юридических консультаций в судебных районах, где на одного федерального судью приходится менее двух адвокатов, не вносились.

Юридические консультации в Камчатском крае не учреждены.


6. Для организации работы адвокатов в порядке статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Советом разработаны и продолжают действовать следующие документы:

- Порядок оказания юридической помощи по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора и суда на территории Камчатской области за исключением г.Петропавловска-Камчатского (протокол №29 от 18.09.2006);

- Порядок оказания юридической помощи по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора и суда на территории г.Петропавловска-Камчатского (протокол №30 от 04.10.2006);

- Порядок оказания юридической помощи по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора и суда в отдаленных районах Камчатского края (протокол №46 от 19.12.2007);

- Порядок оказания юридической помощи по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора и суда на территории Елизовского района Камчатского края (протокол №59 от 15.10.2008).

Для работы в порядке статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации Адвокатской палатой организованы пункты приема заявок от органов дознания, предварительного следствия и суда. Советом два раза в год утверждается график дежурств пунктов приема заявок на оказание юридической помощи по назначению. Графики дежурств направляются в органы дознания, предварительного следствия и суда для использования в работе.

Оказание бесплатной юридической помощи в соответствии со статьей 26 Закона об адвокатуре в Камчатском крае осуществляется согласно федеральному законодательству и Закону Камчатского края от 28.04.2008 №40 «Об обеспечении права граждан на получение бесплатной юридической помощи о порядке материально-технического и финансового обеспечения адвокатской помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях» (далее – Закон об оказании бесплатной юридической помощи).

Порядок оказания компенсации расходов адвокатам, оказывающим бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации в Камчатском крае, утвержден постановлением Правительства Камчатского края от 26.11.2008 №388-П. В соответствии с данным постановлением компенсация расходов адвокатам осуществляется Министерством социального развития и труда Камчатского края через краевое государственное учреждение «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг», начавшее свою работу 01.03.2010 на основании договоров, заключенных с указанным государственным органом, учреждением и адвокатскими образованиями Камчатского края. На сегодняшний день заключены три договора: с Камчатской коллегией адвокатов «Защита», «Петропавловск-Камчатской городской коллегией адвокатов №1», «Коллегией адвокатов Камчатки».

В 2011 году Законом Камчатского края от 24.12.2010 №540 «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» были предусмотрены средства на оказание бесплатной юридической помощи в Камчатском крае в объеме 750 000 рублей.

По состоянию на 25.12.2011 адвокатами освоено 16 500 рублей денежных средств, выделенных на компенсацию расходов адвокатам за оказание бесплатной юридической помощи. В 2010 году сумма израсходованных бюджетных средств на выплату компенсаций адвокатам, участвовавшим в оказании бесплатной юридической помощи, составила 2 400 рублей.

В качестве дополнительной формы оказания юридической помощи бесплатно, специалисты Управления, адвокаты и нотариусы Камчатского края, как члены Камчатского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» (далее – Камчатское РО «АЮР») принимают участие в проведении приема граждан Региональной общественной приемной Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России».

В обязанности специалистов входит организация приема обращений граждан, обеспечение дальнейшего рассмотрения обращений по существу, осуществление письменных и устных правовых консультаций, правовое информирование и правовое просвещение граждан, направление граждан (их обращений) по принадлежности, патронаж дел.

Региональная приемная начала свою работу с 23.03.2011, в настоящее время членами Камчатского РО «АЮР» оказана бесплатная юридическая помощь 217 гражданам Камчатского края. В местном отделении Камчатского РО «АЮР» г. Петропавловска-Камчатского по состоянию на 25.12.2011 оказаны консультации 167 гражданам.

Также в Камчатском крае бесплатную правовую консультацию оказывают в приемных местных отделений Камчатского РО «АЮР» г.Вилючинска и Усть-Камчатского района. Таким образом с 10.05.2011 местным отделением Камчатского РО «АЮР» г.Вилючинска оказана помощь 35 гражданам, Усть-Камчатским местным отделением Камчатского РО «АЮР» 15 гражданам.

Камчатское РО «АЮР» 23.03.2011, 23.06.2011 и 24.10.2011 года принимало участие в проведении дней бесплатной юридической помощи населению.

Кроме того, на территории Камчатского края в настоящее время работают две юридические клиники: «ФЕМИДА» филиала ДВФУ в г.Петропавловске-Камчатском и юридическая клиника Камчатского филиала некоммерческой организации высшего профессионального образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации».

Юридическая клиника «ФЕМИДА» создана 01.12.2009 года. Клиника начала прием граждан 30.03.2010 года. Юридическая клиника, созданная при Российском университете кооперации, работает с 2001 года. Юридические клиники осуществляют прием граждан два раза в неделю. К оказанию бесплатной юридической помощи привлекаются студенты старших курсов. Руководство работой студентов осуществляют преподаватели и практикующие юристы. Основанием для правового консультирования являются непосредственные устные обращения (личный прием) и письменные обращения.

Формами оказания правовой помощи являются устные консультации, а также, в случае необходимости, составление письменных заключений.

При определении круга вопросов, по которым осуществляется правовое консультирование, работа ведется по следующим направлениям:

- разъяснение норм и консультирование в области: гражданского законодательства (сделки, наследственное право), жилищное законодательства и земельного права, трудового права и права социального обеспечения, семейного права, конституционных прав, административного права и уголовного права;

- оказание содействия в составлении обращений в органы государственной власти;

- предоставление справок по действующему законодательству.

В рамках деятельности по оказанию бесплатной юридической помощи клиники не оказывают услуги по непосредственному представлению интересов граждан в судах и иных органах.

7. По сообщению Адвокатской палаты в оказании бесплатной юридической помощи гражданам принимают участие все члены Адвокатской палаты – 141 действующий адвокат. В отчетном периоде за 2010 год так же все действующие адвокаты (137) оказывали бесплатную юридическую помощь.

8. Согласно сведениям, предоставленным Адвокатской палатой, задолженность по оплате труда адвокатов, участвовавших в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда по состоянию на 25.12.2011 отсутствует.

В отчетном периоде за 2010 года задолженности по оплате труда адвокатов не было.

9. Задолженности по оплате компенсации расходов адвокату, исполняющему свои обязанности в порядке статьи 26 Закона об адвокатуре на конец отчетного периода 2011 года, как и в 2010 году нет.

10. В Камчатском крае определено 10 судебных районов: Петропавловск-Камчатский городской суд, Вилючинский городской суд, Елизовский районный суд, Усть-Большерецкий районный суд, Мильковский районный суд, Усть-Камчатский районный суд, Тигильский районный суд, Карагинский районный суд, Олюторский районный суд, Пенжинский районный суд. В целях изучения проблемы, связанной с недостаточным количеством (отсутствием) адвокатов в судебных районах, Управлением в адрес председателей указанных судов были направлены запросы о предоставлении информации о достаточности и качестве оказания юридической помощи гражданам адвокатами Камчатского края. На данные запросы ответ получен из 10 судебных районов и от Арбитражного суда Камчатского края.

В шести судебных районах все судьи отмечают недостаточное количество адвокатов, работающих на постоянной основе. По одному адвокату работает в Карагинском районе (количество федеральных судей в районе – 3), Пенжинском районе (2 судьи), Усть-Камчатском районе (4 судьи). В двух районах (Усть-Большерецкий, Олюторский) адвокатов, действующих на постоянной основе нет. В 2010 году таких районов было три (Пенжинский, Олюторскимй и Усть-Большерецкий).

Недостаточное количество адвокатов создает в работе судов определенные сложности. Прежде всего, ставит работу судов в прямую зависимость от работоспособности адвокатов. Практически останавливает работу в случае болезни адвокатов или убытии их в отпуск. С каждым годом судьям все труднее соблюдать сроки рассмотрения дел с обязательным участием защитника.

Имеется проблема в отсутствии регулярности транспортного сообщения между населенными пунктами на территории районов края и тем самым лишают адвокатов мобильности в перемещении.

Некоторые суды (Усть-Камчатский районный суд, Карагинский районный суд, Тигильский районный суд, Мильковский районный суд) сообщают о сложностях при рассмотрении уголовных дел по преступлениям, совершенным группой лиц, когда в процессе требуется присутствие более одного адвоката. В связи с чем, Усть-Камчатский районный суд, выразил пожелание адвокатам края при рассмотрении дел данной категории в отдаленных районах, считать приоритетным участие адвокатов в подобных процессах.

Кроме того, имеется проблема в извещении адвокатов, которое осуществляется в основном по телефону сотовой связи. Зачастую данный вид связи не доступен. Также следует отметить, что в связи с нехваткой адвокатов назначение даты и времени судебных заседаний производится с учетом занятости адвокатов в других процессах.

Для рассмотрения дел по назначению суда привлекаются адвокаты, прибывшие в районы для оказания юридической помощи по соглашению с отдельными гражданами.

Несмотря на острую нехватку адвокатов в отдаленных районах Камчатского края, адвокаты при невозможности участия в том или ином судебном заседании извещают суд заблаговременно, а судьи принимают все возможные меры для организации участия в судебном заседании адвокатов других адвокатских образований ( Усть-Большереецкий район, Быстринский район, Олюторский район).

11. В отчетном периоде грубых нарушений адвокатами Камчатского края, участвующими в судопроизводстве, законодательства Российской Федерации и правил профессиональной этики, повлиявших на срок и качество осуществления судопроизводства, не выявлено.

Однако Камчатский краевой суд отмечает, что адвокатами не всегда соблюдаются требования подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона об адвокатуре, статьи 8, пункта 1 статьи 14 Кодекса профессиональной этики адвоката, принятого первым Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003 (далее – Кодекс), которым установлены обязанности: добросовестно и своевременно исполнять свои обязанности; при невозможности по уважительным причинам прибыть в назначенное время для участия в судебном заседании, а также при намерении ходатайствовать о назначении другого времени для его проведения, адвокат должен заблаговременно уведомить об этом суд, сообщить об этом другим адвокатам, участвующим в процессе, и согласовать с ними время совершения процессуальных действий.

В практике судов имеются случаи, когда адвокат извещает о невозможности своего прибытия в процесс непосредственно перед началом судебного заседания или вообще не принимает мер к уведомлению. В некоторых случаях адвокаты умышленно не являются в судебные заседания, затягивая срок рассмотрения дела, ссылаясь на болезнь, командировки, занятость в других процессах, без предоставления подтверждающих документов.

По мнению председателя Елизовского районного суда несоблюдение законодательства Российской Федерации и правил профессиональной этики адвокатами, участвующими в судопроизводстве, влияющее на срок и качество осуществления судопроизводства встречается довольно редко. Это может быть связано с искусственным затягиванием судебного разбирательства, увеличивающим количество судебных заседаний и влияющим на материальную заинтересованность адвоката. Однако на качество решений указанные действия защитников существенно не влияют.

Кроме того при рассмотрении дисциплинарного производства, решение вынесенное Советом адвокатской палаты, может обжаловаться только адвокатом, привлеченным к дисциплинарной ответственности. Положениями части 2 статьи 25 Кодекса не предусмотрена возможность обжалования заявителями, подавшими жалобу (представление, обращение), что делает процедуру привлечения к дисциплинарной ответственности адвоката и, тем самым, снижает эффективность методов контроля и форм реагирования со стороны судьи, органов государственной власти за соблюдением адвокатами законодательства и профессиональной этики. Камчатским краевым судом предлагается во избежание возможной защиты корпоративных интересов со стороны адвокатского сообщества, включить в Кодекс право на обжалование решений Совета адвокатской палаты субъектами, указанными в статье 20 Кодекса, обладающими полномочиями на подачу жалобы, внесение представления, направление сообщения.

12. Для регулирования вопросов обеспечения права граждан на получение бесплатной юридической помощи и определения порядка материально-технического и финансового обеспечения адвокатской деятельности в труднодоступных и малонаселенных местностях в Камчатском крае приняты следующие нормативные правовые акты:

- Закон Камчатского края от 28.04.2008 №40 «Об обеспечении права граждан на получение бесплатной юридической помощи и о порядке материально-технического и финансового обеспечения адвокатской помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях в Камчатском крае»;

- Порядок компенсации расходов адвокатам, оказывающим бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации в Камчатском крае, утвержденный постановлением Правительства Камчатского края от 26.11.2008 №388-П.

Одной из основных проблем оказания бесплатной юридической помощи по-прежнему можно отнести узкий круг лиц, включенных в категорию граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, определенный федеральным и местным законодательством об адвокатуре.

Кроме того, существует проблема в части недостатка адвокатов по обеспечению обязательного участия адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению. Решить эту проблему в отдаленных районах возможно только путем командирования в эти районы адвокатов, при условии предварительного финансирования расходов.

По предложению председателя Тигильского районного суда нормативного регулирования в сфере оказания квалифицированной юридической помощи требуют следующие моменты:

- изменение правил, устанавливающих возмещение командировочных расходов адвокатам, выезжающим в командировки для участия в рассмотрении дел по назначению суда на авансирование этих расходов при наличии постановления суда о назначении адвоката по делу;

- установление на законодательном уровне обязательной квоты для коллегий адвокатов региона по обеспечению адвокатского присутствия на отдаленных территориях края системой предоставления бесплатной юридической помощи для социально незащищенных слоев населения;

- для адвокатов, оказывающих юридические услуги на постоянной основе, должна быть введена обязанность периодического (например, как для федеральных судей – один раз в три года) повышения квалификации и профессионального уровня на базе государственных высших учебных заведений.

Камчатский краевой суд обращает внимание, что до настоящего времени на законодательном уровне не урегулирована проблема по возмещению расходов на проезд и проживание адвоката при назначении его судом в порядке статьи 50 Гражданского процессуального кодекса в качестве представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях.

Актуальной проблемой остается необходимость нормативного правового регулирования адвокатского присутствия в отдаленных районах, разрешение которой возможно путем принятия федерального закона, предусматривающего ежемесячное денежное содержание адвоката, независимо от количества участия его в процессуальных действиях и судебных процессах в отдаленных и труднодоступных местностях Камчатского края.

Председатель Олюторского районного суда считает, что оптимальным способом разрешения проблемы адвокатского присутствия в труднодоступных районах, явилось бы нормативное закрепление института «штатных адвокатов» на территории соответствующего муниципального образования, которым гарантировалось бы денежное содержание независимо от количества дел, в рассмотрении которых он принял участие. Такое же пожелание исходит и от Камчатского краевого суда.

Большинство судов предлагают рассмотреть вопрос о реформировании Закона об адвокатуре в части объединения в единую адвокатскую корпорацию всех участников рынка юридических услуг. Все юристы, выступающие в статусе защитника либо независимо практикующие, должны иметь статус адвоката, что снизит острую нуждаемость в адвокатах при оказании квалифицированной юридической помощи в отдаленных районах. Также, предлагается внести изменения в статью 33 указанного закона, дополнив положениями о включении в состав квалификационной комиссии президента адвокатской палаты, представителей суда, мировой юстиции, прокуратуры, следственного комитета, следствия МВД, Минюста России, так как действующая в настоящий момент квалификационная комиссия в большинстве состоит из адвокатов и защищает преимущественно корпоративные интересы адвокатов.

Судья Мильковского районного суда отмечает, что имеется необходимость нормативного регулирования законодательства в сфере оказания квалифицированной юридической помощи в части надлежащего обеспечения и расширения возможностей получения гражданами Российской Федерации бесплатной юридической помощи.

Решение данных проблем предполагается возможным после вступления в силу и реализации Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Вместе с тем, реализация данного закона может быть затруднена, поскольку нормативное регулирование в сфере оказания квалифицированной юридической помощи остается актуальным, так как законодательством Российской Федерации не предъявляется особых требований к качеству предоставляемой юридической помощи. В связи с чем, возможно оказание платных юридических услуг лицами, не имеющими профессиональной подготовки, опыта работы, что в свою очередь не гарантирует их профессиональный уровень.

13. Доступность квалифицированной юридической помощи.

Постановлением Правительства Камчатского края от 05.02.2010 №59-П «Об утверждении Перечня труднодоступных и малонаселенных местностей Камчатского края» утвержден Перечень труднодоступных и малонаселенных местностей Камчатского края. Согласно данному постановлению в 8 районах Камчатского края расположено 23 поселка признанных труднодоступными и отдаленными. Большая часть отдаленных поселений находится на территории Корякского округа – 15.

Природные и географические особенности территории края, отсутствие регулярной транспортной связи между населенными пунктами, сезонность сообщений из-за отсутствия переправ, мостов, делает затруднительным нахождение в отдельных районах адвокатов на постоянной основе. Поэтому обеспечение доступности получения квалифицированной юридической помощи актуально практически для всех районов Камчатского края. Транспортная инфраструктура, позволяющая в короткие сроки и без значительных материальных затрат добраться в суд, развита лишь в городах Петропавловске-Камчатском, Елизово, Вилючинске.

Законом об адвокатуре установлено достаточное количество адвокатов на один судебный район - два адвоката на одного федерального судью. В Камчатском крае количество адвокатов в среднем на одного федерального судью составляет 1,76 (в 2010 году - 1,49). При этом, как упоминалось выше, только в одном судебном районе выполняются требования статьи 24 Закона об адвокатуре (Петропавловск-Камчатский городской суд).

Основной причиной, ввиду которой камчатские адвокаты не желают работать в северных районах края, по-прежнему остается отсутствие материальной заинтересованности при постоянном нахождении в удаленных районах. При этом, вызов адвоката из краевого центра для участия в судопроизводстве по назначению, так же представляет определенные трудности, поскольку общее количество рассматриваемых дел невелико, а большинство адвокатов участвуют в судебных заседаниях г. Петропавловска-Камчасткого и других населенных пунктах края.

Так же из-за проблемы отсутствия регулярности транспортного сообщения между населенными пунктами края, актуальным остается вопрос авансирования командировочных расходов для адвокатов, выезжающих в отдаленные районы. Существующие правила предусматривают только возмещение адвокатам затрат на командировку по фактически понесенным расходам на основании проездных и иных документов.

В первом квартале 2011 года приступил к работе адвокат в самом северном районе Камчатского края – Пенжинском, в котором не было адвоката более 5 лет. Однако даже такой положительный момент не решает проблемы полного обеспечения судебного района квалифицированной юридической помощью. Во втором квартале начал работу адвокат, постоянно проживающий в Усть-Камчатском районе Камчатского края, но это также не решает проблемы нехватки адвокатов в данном районе.

Отсутствие необходимого количества адвокатов и юристов профессионалов порождает еще одну немаловажную проблему, которой является низкий уровень правовой грамотности большинства граждан. Количество исковых заявлений, по которым судами были вынесены определения об оставлении без движения заявления, отказе в принятии заявления, о возвращении заявления, свидетельствует о том, что подготовка большинства исков осуществляется гражданами самостоятельно, без помощи квалифицированных юристов. Это приводит к несоблюдению со стороны граждан основных требований процессуальных норм, предъявляемых к составлению и подаче исков, отмечает председатель Тигильтского районного суда.

Такую же проблему отметили и в Мильковском районном суде. Исковые заявления и жалобы граждан все чаще остаются без движения, либо возвращаются на стадии принятия. Иски в уголовных процессах заявляются потерпевшими уже после разъяснения судом процессуальных прав, либо после оказания правовой помощи со стороны государственного обвинителя. Однако в районе имеются юридические фирмы, которые лишены возможности оказания юридической помощи гражданам по уголовным делам. В связи с чем, предлагается объединить в единую адвокатскую корпорацию всех участников рынка юридических услуг, что снимет острую нуждаемость в адвокатах при оказании квалифицированной юридической помощи.

14. В соответствии с приказом Управления от 24.12.2010 №218 «Об утверждении перечня сведений о деятельности Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю, размещаемых на официальном Интернет-сайте Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю и в средствах массовой информации на первое полугодие 2011 года» в региональной газете «Камчатский край» опубликована статья об адвокатском сообществе края «Реестр адвокатов Камчатского края».

На Интернет-сайте Управления размещен реестр адвокатов, информация об адвокатских образованиях Адвокатской палаты. Сведения об изменениях в реестре своевременно обновляются. Постоянно на Интернет-сайте находится информация о получении гражданами бесплатной юридической помощи.

Специалисты Управления, являющиеся членами Камчатского РО «АЮР», в соответствии с договором на информационное обслуживание, заключенным 01.08.2011 с региональной газетой «Камчатский край – Единая Камчатка» два раза в неделю готовят правовую информацию для граждан, которая публикуется в рубрике «Вопрос-ответ».

В рамках взаимодействия территориальных органов юстиции с органами и организациями, оказывающими бесплатную юридическую помощь Управлением была подготовлена информация о порядке, категориях граждан и основаниях получения бесплатной юридической помощи гражданами, проживающими в Камчатском крае и направлена главам муниципальных образований с просьбой оказания содействия в информировании населения отдаленных от центра муниципальных образований по данному вопросу.

По сообщениям глав муниципальных образований в Камчатском крае для информирования населения о возможности получения бесплатной юридической помощи, в муниципальных образованиях в Камчатском крае проведена следующая работа.

В Усть-Большерецком районе Камчатского края информация размещена на официальном сайте Главы Усть-Большерецкого муниципального района, направлена в районную библиотеку, где размещаются все нормативные правовые акты Главы муниципального района, в центр социальной поддержки населения, Совет Ветеранов. В муниципальном образовании «Тигильский муниципальный район» информация о получении бесплатной юридической помощи направлена главам всех сельских поселений для размещения на информационных стендах и опубликована в районной газете «Панорама». Администрация Карагинского муниципального района разместила информацию о возможном получении гражданами бесплатной юридической помощи в газете «Карагинские вести». В Елизовском муниципальном районе сообщение о бесплатной юридической помощи размещено на официальном сайте администрации района и в газете «Елизовский вестник». Также опубликованы статьи о предоставлении бесплатной юридической помощи в районных газетах «Усть-Камчатское время», «Вилючинское время» и других. Во всех муниципальных районах информация об оказании бесплатной юридической помощи размещена на информационных стендах, или на официальных сайтах администраций.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Мониторинг правоприменения в сфере деятельности адвокатуры Дальневосточный федеральный округ Республика Саха (Якутия) По состоянию на 21. 12. 2011 iconМониторинг правоприменения в сфере деятельности адвокатуры Сибирский федеральный округ Республика Алтай По состоянию на 23. 12. 2011
По состоянию на 23. 12. 2011 в Реестре адвокатов Республики Алтай содержатся сведения о 89 адвокатах Палаты адвокатов Республики...
Мониторинг правоприменения в сфере деятельности адвокатуры Дальневосточный федеральный округ Республика Саха (Якутия) По состоянию на 21. 12. 2011 iconМониторинг правоприменения в сфере деятельности адвокатуры Уральский федеральный округ Курганская область По состоянию на 23. 12. 2011
Курганской области 355 (аналогичный период прошлого года (далее аппг) 364, уменьшение на 3%)
Мониторинг правоприменения в сфере деятельности адвокатуры Дальневосточный федеральный округ Республика Саха (Якутия) По состоянию на 21. 12. 2011 iconМониторинг правоприменения в сфере деятельности адвокатуры Северо-кавказский федеральный округ Республика Дагестан с 2002 г
С 2002 г в реестр адвокатов Республики Дагестан внесены сведения о 1173 адвокатах. В 4 кварталах 2011 года в реестр адвокатов рд...
Мониторинг правоприменения в сфере деятельности адвокатуры Дальневосточный федеральный округ Республика Саха (Якутия) По состоянию на 21. 12. 2011 iconУураах республика саха (якутия) глава
Саха (Якутия) от 19 мая 2010 г. №234 «Об утверждении Положения о порядке проведения мониторинга федерального законодательства и ревизии...
Мониторинг правоприменения в сфере деятельности адвокатуры Дальневосточный федеральный округ Республика Саха (Якутия) По состоянию на 21. 12. 2011 iconСоглашение о социальном партнерстве между Республикой Саха (Якутия) и Русской Православной Церковью
Республика Саха (Якутия) в лице Президента Республики Саха (Якутия) Егора Афанасьевича Борисова и Русская Православная Церковь в...
Мониторинг правоприменения в сфере деятельности адвокатуры Дальневосточный федеральный округ Республика Саха (Якутия) По состоянию на 21. 12. 2011 iconПравительство Республики Саха (Якутия) инвестиционный каталог республики саха (якутия) Якутск 2012
«…Республика Саха (Якутия) – это самый крупный в России субъект Федерации и одна из ее богатейших «природных кладовых». Излишне говорить,...
Мониторинг правоприменения в сфере деятельности адвокатуры Дальневосточный федеральный округ Республика Саха (Якутия) По состоянию на 21. 12. 2011 iconРеспублики саха (якутия)
Российской Федерации и Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия) устанавливает систему исполнительных органов государственной...
Мониторинг правоприменения в сфере деятельности адвокатуры Дальневосточный федеральный округ Республика Саха (Якутия) По состоянию на 21. 12. 2011 iconИнформация о результатах проверочных мероприятий за реализацией приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, проведенных Управлением Росздравнадзора по Республике Саха (Якутия) по состоянию на декабрь 2011 года
Контроль за реализацией приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения ту росздравнадзора по рс (Я) проводится согласно...
Мониторинг правоприменения в сфере деятельности адвокатуры Дальневосточный федеральный округ Республика Саха (Якутия) По состоянию на 21. 12. 2011 iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) в 2007 году Якутск, 2008 год содержание введение
Республике Саха (Якутия), признания и соблюдения этих прав органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями...
Мониторинг правоприменения в сфере деятельности адвокатуры Дальневосточный федеральный округ Республика Саха (Якутия) По состоянию на 21. 12. 2011 iconПрограмма социально-экономического развития муниципального образования
Федеральный закон №131-фз от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в рф»; Указ Президента Республики...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница