Н. Н. Китаев Современный «метод» раскрытия преступлений?




Скачать 16,88 Kb.
НазваниеН. Н. Китаев Современный «метод» раскрытия преступлений?
страница1/5
Дата03.02.2016
Размер16,88 Kb.
ТипВопрос
  1   2   3   4   5




«Криминалистический экстрасенс»

Вольф Мессинг: правда и вымысел


Н.Н. Китаев


Современный «метод» раскрытия преступлений? В россий­ской юридической литературе последних лет имеют место реко­мендации разных авторов по применению способностей экстра­сенсов для раскрытия и расследования преступлений. Так,
В.А. Жбанков упоминает об использовании в криминалистике «экстраординарных (экстрасенсорных) способностей отдельных лиц» [1]. С.В. Лаврухин предлагает обращаться к экстрасенсам при расследовании сложных убийств, а в отдельных ситуациях - создавать их комиссии [2].

Доцент кафедры криминалистики Калининградского юриди­ческого института МВД РФ С. Побережный заявляет, что крими­налистическая экстрасенсорика - «современный нетрадицион­ный экстрасенсивный метод (технология) диагностики, позволя­ющий использовать (привлекать) экстраординарные психофи­зиологические ("экстрасенсивные") способности человека (экст­расенса, ясновидящего, гадалки, медиума) при раскрытии престу­плений (для розыска преступников, поиска пропавшего объекта, раскрытия причин преступления, экспресс-диагностики крими­нальной (конфликтной) ситуации и т. п. в условиях конфликтно­го противодействия расследованию, а также разоблачать лож­ных (фиктивных) носителей экстрасенсивных способностей, совершающих противоправные действия (преступления)» [3].

Названную тему развивает Е.П. Гришина, которая, рассмат­ривая нетрадиционные формы использования специальных зна­ний в судопроизводстве, рассуждает о помощи экстрасенсов -лиц, обладающих «сверхчувствительным восприятием, корни ко­торого кроются в особенностях человеческой психики» [4]. Е.П. Гришина утверждает: «Иногда помощь экстрасенсов явля­ется единственной возможностью получить хоть какую-то информацию о преступлении... Следует признать, что экстрасен­сы оказывают немалую помощь правоохранительным органам в поисках преступников и пропавших лиц» [4].

Из двух цитируемых источников, подтверждающих эту убеж­денность, данный автор, во-первых, ссылается на размещенное в Интернете пособие П.Г. Марфицина и О.О. Климовой «Использование нетрадиционных познаний в уголовном судопроизводстве», но забывает уточнить - приведенные примеры взяты в основном из газетных публикаций, не подтвержденных ни од­ним научным исследованием. В качестве второго источника Е.П. Гришина называет сборник «Нетрадиционные методы в раскрытии преступлений», изданный ВНИИ МВД России в 1994 г. по материалам одноименного семинара. Данный труд (ти­раж 200 экземпляров), мгновенно стал библиографической ред­костью (достаточно сказать, что он не поступил ни в одну из библиотек вузов МВД РФ и его нет в Российской национальной библиотеке). В нем содержатся краткие тезисы выступлений эн­тузиастов «криминалистической экстрасенсорики», но никаких серьезных исследований по названной теме не приведено.

Экстрасенсорным (сверхчувственным) восприятием принято сейчас называть, в частности, телепатию и ясновидение [5, с. 6]. Автор книги о парапсихологии М. Рицль определяет телепатию, как «способность передавать мысли на расстоянии или читать чужие мысли... с помощью сверхчувственного восприятия». По его мнению, ясновидение основано на получении сверхчувст­венной информации о реальном мире [6]. Однако наука не распо­лагает достоверными подтверждениями существования экстрасенсорных явлений, и данная сфера отдана на откуп ди­летантам, мошенникам и представителям средств массовой информации, охотящимся за любыми «сенсациями». В июле 2008 г. наиболее известного отечественного «экстрасенса»
Г. Грабового осудили к 11 годам лишения свободы за квалифици­рованное мошенничество...

Как «читать» чужие мысли. Для того, чтобы определить ис­тинность или ложность какого-либо утверждения, существует хорошо известный прием: берётся наиболее известное явление (личность) из категории «загадочных» и подвергается тщатель­ному научному препарированию, проверке на достоверность. В контексте сказанного представляется полезным ознакомить читателей с материалами нашего многолетнего исследования, посвященного самому известному «экстрасенсу» советского пе­риода, эстрадному артисту Вольфу Мессингу, выступавшему в СССР в период 1940-1974 гг. с «психологическими опытами» по «чтению мыслей» зрителей.

Техника этого аттракциона давно известна, в её основе лежат так называемые идеомоторные акты, которые ещё именуют «микромоторными» или «зачаточными движениями». Они пред­ставляют собой едва заметные движения, бессознательно исполняемые любым человеком в тот момент, когда он отчетливо представляет какое-либо движение или действие. И чем больше он взволнован, тем более ярко проявляются у него идеомоторные акты. Так, если человек сосредоточенно представляет себе в мыслях высокую башню, то глазные мышцы так разводят глаз­ные оси, как это присуще нам, когда мы рассматриваем высокий предмет [7].

Впервые с публичной демонстрацией «чтения мыслей» вы­ступил в июле 1874 г. в Нью-Йорке молодой, полуобразованный американец Броун. Он прикладывал к своему лбу ладонь индуктора, мысленно дававшего команду на выполнение каких-либо действий. Придерживая ладонь индуктора в таком поло­жении своей рукой, Броун с завязанными глазами отыскивал загаданного человека или определенную вещь и передавал её по назначению и т.д. Зрелищные выступления Броуна вызвали большой интерес американского общества и прессы. Появились публикации, авторы которых утверждали, что этот аттракцион наглядно доказывает существование телепатической связи между людьми [8, c. 65, 66].

Первым ученым, развенчавшим «телепатическую» природу «чтеца мыслей» Броуна, был американский невропатолог Бирд. Он продемонстрировал в октябре 1874 г. перед многочисленной научной аудиторией в Нью-Йорке целую сотню натренирован­ных людей, которые могли «читать мысли», подобно Броуну, руководствуясь легкими бессознательными движениями индук­тора [Там же, с. 67]. Впоследствии «чтецы мыслей» появились в разных странах. В 80-х годах XIX в. в России с таким аттракцио­ном успешно выступал англичанин Бишоп.

Профессор физиологии Йенского университета В. Прейер посвятил целую книгу (1885 г.) материалистическому объясне­нию «чтения мыслей» по идеомоторным движениям, утверждая: «Каждый человек читает по движениям мускулов, но не каждый способен достигнуть величайшей степени ловкости в этом искус­Òڂ» [9].

В СССР ученые придерживались общепризнанной, материа­листической концепции природы идеомоторных движений. В 1928 г. сотрудник Института мозга (г. Ленинград) А.В. Дубров­ский выступил с научным докладом «О так называемом «чтении мускулов», раскрыв технику и тактику «эстрадной телепа­тии», когда улавливание идеомоторных движений человека вос­принимается публикой как действительное чтение мыслей. А.В. Дубровский указал: «Едва заметные идеомоторные движения мускулов объекта опыта воспринимаются безотчетно (бессо­знательно) периферическими разветвлениями нервной системы, так называемыми кожными трансформаторами эксперимента­тора, и по нервным проводникам в виде нервного тока достига­ют центральной нервной системы, в частности тех областей коры головного мозга, которые управляют ответной реакцией экспериментатора в виде ряда двигательных актов, которые ведут к выполнению задуманного объектом опыта... Каждый человек путем соответствующей психической тренировки, путем культуры личности может развить у себя вышеотмечен-ные способности, и в последних нет ничего чудесного, сверхъес­тественного» [10].

Сама по себе тема идеомоторных актов слишком подробно описана в научной литературе [11], чтобы уделять ей здесь мно­го внимания. Упоминание о сути идеомоторики нам необходимо для перехода к вопросу — являлся ли эстрадный артист Вольф Мессинг истинным телепатом, чьи «необыкновенные способности» могли быть использованы как для раскрытия преступлений, так и для нарушения закона? Здесь уместно при­вести мнение профессора
А.И. Китайгородского, автора ряда публикаций, в которых с позиций науки развенчивались извест­ные экстрасенсы.
Он писал об эстрадной телепатии: «Один из приемов заключается в передаче информации зашифрованными фразами. Скажем, можно спросить: «Что у меня в руке», а мож­но: «Что я держу в руке?» или: «Что у меня в левой руке» и т.д. до бесконечности. В коде, одновременно с тем или иным постро­ением фразы, можно использовать и интонацию. Слова произно­сятся то вопросительно, то как бы с запинкой, то с восклицатель­ным знаком в конце... Короче говоря, код может иметь сотни вариантов, передающих самую сложную информацию актеру, находящемуся на сцене, от зрителей в зале... На наивного зрите­ля уже и этот прием производит сильное впечатление, и ему кажется, что он присутствует на демонстрации чудесного явления» [12].

Подобные номера у иллюзионистов получили наименование «мнемотехники» (угадывания мыслей), и такие эстрадные высту­пления известны «на протяжении многих столетий» [13].

А.И. Китайгородский далее пишет: «Второй прием "телепа­тии" - идеомоторика. Разъяснение попытаюсь сделать на приме­ре работы Мессинга, человека, который был, несомненно, талантлив, но для завлечения зрителей он своему искусству давал мистическое объяснение, да и лгал много...

Из зала приглашали зрителя. Ему присваивали имя "индук­тор". "Индуктору" предлагалось взять Мессинга за руку (прошу заметить - не Мессинг брал за руку «индуктора», а «индуктор» Мессинга). "Индуктору" поручалось выполнить некое задание, о котором Мессинг не знал. Он должен был мысленно диктовать Мессингу: "Сойдите со сцены, идите до пятого ряда, подойдите к такой-то даме, откройте сумочку, возьмите носовой платок" -или что-то другое в таком роде. При этом он сопровождал Мес­синга до цели. Если человек настойчиво мысленно диктует, у не­го возникает соответствующее непроизвольное и едва заметное дрожание мышц (во всяком случае у девяти человек из десяти). Это и есть идеомоторика.

Мессинг предлагал завязать ему глаза - номер получался. Я же как-то предложил завязать глаза "индуктору". Мессинг от­клонил это предложение. Ему было ясно, что ничего не получит­ся, ибо "индуктор" не будет знать, где пятый ряд, где задуманная дама...

Подобные трюки можно делать даже тогда, когда "индуктор" не держит угадчика за руку. Если идти рядом, то ключ к реше­нию задачи даст походка, дыхание "индуктора"... "Экстрасенсы", которым некоторые наши журналы и газеты создали славу выда­ющихся людей, используют оба эти приема - ловкие трюки и идеомоторику» [12].

Теперь приведем утверждение президента Московской пси­хотерапевтической академии М.И. Буянова, автора десятков книг, посвященных малоизвестным вопросам психологии и пси­хиатрии: «После смерти Гитлера, Сталина, Брежнева, Андропо­ва и т.д., но не при их жизни, появилось много самозванцев, уверявших, будто они общались с этими личностями, причем не вообще общались, а на оккультные темы. Доказательств эти аферисты, конечно, не приводили; все без исключения посетите­ли Гитлера или Сталина аккуратно вносились в особые журналы. Особенно много сообщают о якобы имевших место контактах некогда популярного эстрадного гипнотизера Вольфа Мессинга (1899-1974) со Сталиным. Все это чушь... Как всякий актер, Мессинг любил напустить пыль в глаза, придумывать; сущест­вует несколько взаимоисключающих друг друга биографий Мессинга; нет ни одного заслуживающего доверия свидетеля каких-то необыкновенных пророчеств артиста, все "пророчест­ва" Мессинга известны только с его слов...» [14].

Кто же такой Мессинг? «Каноническая» биография Мессин­га, известная большой читательской аудитории, вышла в СССР в 1965 г., когда журнал «Наука и религия» с 7 по 11 номер публи­ковал его «мемуары» «О самом себе». В тот же период фрагмен­ты этих «мемуаров» под заголовком «Я - телепат» печатались в журнале «Смена», газете «Советская Россия» и ряде иных цент­ральных и региональных изданий. Поток литературы, посвящен­ной В. Мессингу, продолжает увеличиваться, но следует при­знать, что информационной базой для многочисленных публика­ций продолжают оставаться «мемуары» «О самом себе». Из них следует, что Вольф Гершикович Мессинг родился 10 сентября 1899 г. в религиозной еврейской семье близ Варшавы. В 11 лет он бежит из дома, оказывается в Берлине, где случайная встреча с профессором Абелем помогает мальчику открыть и развить свои необычные способности. Как утверждал Мессинг, он способен читать мысли людей [15], умеет «внушить свою волю человеку, скажем, глядя ему в затылок. Или вовсе не глядя» [16]. Демонст­рируя публике эти фантастические способности, Мессинг, по его утверждению, объездил с концертами множество стран, был свя­зан с разными знаменитыми людьми, а с 1939 г. стал проживать в Советском Союзе.

Показательно, что за несколько лет до появления «мемуа­ров» «О самом себе» Вольф Мессинг в интервью журналисту П. Орешкину дал откровенное и полностью реальное объясне­ние своим «психологическим опытам»: «...Это не чтение мыслей, а, если так можно выразиться, "чтение мускулов"... Когда чело­век напряженно думает о чем-либо, клетки головного мозга передают импульсы всем мышцам организма. Их движения, неза­метные простому глазу, мною легко воспринимаются. Допустим, что, выполняя задание, я в какой-то момент совершаю ошибку. И тут же индуктор совершенно бессознательно, помимо своей воли, "сообщит" мне об этом. Его рука окажет неуловимое сопротивление, и нужно обладать большой чувствительностью, чтобы воспринять это.

...Я часто выполняю мысленные задания без непосредствен­ного контакта с индуктором и даже с завязанными глазами. Здесь указателем мне может служить частота дыхания индуктора, бие­ние его пульса, тембр голоса, характер походки и т.д. То, что мои глаза завязаны, больше всего действует на аудиторию. Мне же работать с завязанными глазами даже удобнее: я лучше сосредо­тачиваюсь.

Такова в принципе моя методика "чтения мыслей"» [17].

Аналогичное объяснение эстрадным успехам В. Мессинга да­вал член-корреспондент Академии медицинских наук СССР Д.А. Бирюков, который вскоре после окончания Великой Отече­ственной войны пригласил Мессинга в руководимый им медицин­ский институт. Здесь артист демонстрировал перед студенческой аудиторией свое умение улавливать идеомоторные акты собесед­ника. Д.А. Бирюков комментировал его действия так: «Мессинг и некоторые другие разгадчики мыслей обладают способностью улавливать самые тончайшие идеомоторные акты, причем это не обязательно должно быть движение, это может быть только напряжение мышц... Мессинг берет индуктора, то есть лицо, которому поручено задание, за руку и все время её держит. При этом Мессинг создает разными приемами нервную обста­новку. Он и сам очень впечатлителен, обладает своеобразной внешностью, быстро движется по залу со своим индуктором; создаются условия, при которых идеомоторные реакции прояв­ляются отчетливей» [18].

В приведенном ранее высказывании М.И. Буянова говорится, что существуют разные биографии Мессинга, исключающие одна другую. Для начала рассмотрим некоторые аспекты его общеизвестной, «основной» биографии «О самом себе», а потом обратимся к другим вариантам жизнеописания «артиста ориги­нального жанра». Исследователь В.Е. Львов, много лет специа­лизировавшийся на изобличении экстрасенсов в обмане зрителей и ученых, так отозвался о «мемуарах» Мессинга, помещенных в «Науке и религии»: «...Трудно причислить указанные "мемуары" к разряду анекдотов (сравнив их, скажем, с подвигами Хлестако­ва или с безобидными рассказами барона Мюнхгаузена). Слиш­ком уж откровенно выражено здесь злоупотребление печатным словом, слишком цинично и развязно эксплуатируется доверие читателей. Слишком тяжелое впечатление оставляет вся эта коллекция оккультных басен, почему-то нашедшая приют на страницах печати» [19, с. 245].

В.Е. Львов пришел к такому уничижительному выводу, тща­тельно проверяя сведения из этих воспоминаний эстрадного теле­пата. Так, автор «мемуаров» сообщает, что в 1915 г. во время своих выступлений в г. Вене он посетил квартиру Альбер­та Эйнштейна, где его «поразило обилие книг», и провел телепа­тический сеанс с Эйнштейном и со «знаменитым психологом Фрейдом». Прочтя мысленное задание Фрейда, Мессинг выщип­нул три волоска из пышных усов Эйнштейна [20, с. 71].

В.Е.Львов отыскал подробную биографию А. Эйнштейна, изданную Р.У. Кларком в 1971 г. в Нью-Йорке, сравнил с «откро­вениями» Мессинга, после чего заключил: «Как давно установлено биографами Эйнштейна, он никогда не имел квартиры в Вене и в промежуток времени с 1913 по 1925 год вообще не приезжал в Вену. Кроме того, Эйнштейн никогда не держал в своих квар­тирах "обилия книг" и говорил своим друзьям, что ему "достаточ­но нескольких справочников" и что он хранит у себя лишь "отти­ски наиболее важных журнальных статей..."» [19, с. 244].

В.Е. Львов, безусловно, прав в своем скептицизме, но нас интересуют иные случаи, описанные Мессингом, которые в основном и создали сенсационную славу его «мемуарам».

Рассмотрим все эти «фантастические» эпизоды;

  1   2   3   4   5

Похожие:

Н. Н. Китаев Современный «метод» раскрытия преступлений? iconНовокузнецкий филиал-институт государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Это обусловлено тем, что в процессе раскрытия и расследования различных преступлений возникает необходимость в исследовании психики...
Н. Н. Китаев Современный «метод» раскрытия преступлений? iconНовокузнецкий филиал-институт государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Основы судебной медицины» (ДС. Р. 10) является одной из значимых дисциплин специализации в подготовке юриста. Это обусловлено тем,...
Н. Н. Китаев Современный «метод» раскрытия преступлений? iconРешение нелинейных уравнений. Метод половинного деления. Метод хорд. Метод касательных. Метод простых итераций
...
Н. Н. Китаев Современный «метод» раскрытия преступлений? iconРешение нелинейных уравнений. Метод половинного деления. Метод хорд. Метод касательных. Метод простых итераций
...
Н. Н. Китаев Современный «метод» раскрытия преступлений? iconПетербург Достоевского
Раскольникова, которого мучает лихорадка. Таким он и остается в нашем представлении. Это город, в котором невозможно быть здоровым....
Н. Н. Китаев Современный «метод» раскрытия преступлений? iconК вопросу о понятии предупреждения корыстных преступлений несовершеннолетних
Прежде чем приступить к анализу содержательной стороны предупреждения корыстных преступлений несовершеннолетних, необходимо определиться...
Н. Н. Китаев Современный «метод» раскрытия преступлений? iconЖивопись Древней Греции
Применяемые методы: метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности; метод диалогичности; метод коллективных и групповых...
Н. Н. Китаев Современный «метод» раскрытия преступлений? iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «проблемы квалификации отдельных видов преступлений»
Рабочая программа дисциплины «Проблемы квалификации отдельных видов преступлений» составлена на основании Основной образовательной...
Н. Н. Китаев Современный «метод» раскрытия преступлений? iconА. И. Фоменко, А. В. Пучков теория квалификации преступлений учебно–методический комплекс ростов–на–Дону
Учебно–методический комплекс по курсу «Теория квалификации преступлений» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного...
Н. Н. Китаев Современный «метод» раскрытия преступлений? iconФилист Георгий Михайлович история "преступлений" святополка окаянного
Филист Г. М. История "преступлений" Святополка Окаянного Мн.: Беларусь, 1990. 156 с.: ил
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница