Литература Эпические жанры русского фольклора, их классификация и поэтика. Особенности литературного процесса в Древней Руси. Специфика и своеобразие древнерусской литературы, периодизация, проблема художественного метода. «Слово о полку Игореве»




НазваниеЛитература Эпические жанры русского фольклора, их классификация и поэтика. Особенности литературного процесса в Древней Руси. Специфика и своеобразие древнерусской литературы, периодизация, проблема художественного метода. «Слово о полку Игореве»
Дата03.02.2016
Размер14,5 Kb.
ТипЛитература
Вопросы к ГАК


Литература


        1. Эпические жанры русского фольклора, их классификация и поэтика.

        2. Особенности литературного процесса в Древней Руси. Специфика и своеобразие древнерусской литературы, периодизация, проблема художественного метода.

        3. «Слово о полку Игореве». Идейное содержание и художественная структура. Основные этапы и итоги научного изучения «Слова о полку Игореве».

        4. Одическое творчество М. В. Ломоносова (с анализом «Оды на день восшествия…Елисаветы Петровны 1747 года»).

        5. Поэзия Г. Р. Державина. Новаторство Г. Р. Державина в жанре оды. Жанровые разновидности од (с анализом 2-3 произведений разных групп).

        6. Художественная проза Н. М. Карамзина (с анализом 1-2 повестей).

        7. Классицистические и реалистические тенденции в драматургии Д.И. Фонвизина (с анализом комедии «Недоросль»).

        8. «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Особенности конфликта и системы образов. Изучение комедии. (А. И. Гончаров о комедии).

        9. Поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Проблематика и сюжетно-композиционная структура. Особенности построения глав о помещиках и чиновниках. Изображение народа в поэме. Полемика вокруг поэмы.

        10. «Евгений Онегин» как реалистический роман в стихах. Своеобразие проблематики, сюжетно-композиционной структуры, системы образов, поэтического стиля. В. Г. Белинский о романе.

        11. Тематическая широта и идейно-художественное богатство лирики А. С. Пушкина.

        12. Своеобразие лирики М. Ю. Лермонтова.

        13. Творчество В. А. Жуковского.

        14. Классицизм в европейской литературе (П. Корнель или Ж. Б. Мольер).

        15. Романтизм в европейской литературе (Дж. Г. Байрон или Э. Т. А. Гофман).

        16. Сентиментализм в европейской литературе (С. Ричардсон или поэзия сентиментализма).

        17. Реализм в европейской литературе XIX века (Ч. Диккенс, М. А. Б. Стендаль, О. де Бальзак).

        18. «Герой нашего времени» – первый социально-психологический и философский роман в русской литературе. Печорин как социальный тип.

        19. Вклад Островского в развитие русской драматургии XIX в (II п.). Тематика, характерология, приемы организации действия в пьесах Островского (подробно остановиться на одном произведении).

        20. Вклад М. Е. Салтыкова-Щедрина в теорию и практику русской сатиры. Подробно остановиться на одном произведении.

        21. Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?»: новаторство формы и содержания.

        22. Герой-практик и герой-романтик в романной трилогии И. А. Гончарова. Подробно остановиться на одном романе.

        23. «Война и мир» Л. Н. Толстого как роман-эпопея. Социально-философская и нравственная проблематика, образная система.

        24. Роман «Анна Каренина» в творчестве Л. Н. Толстого.

        25. Роман «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» (один по выбору студента) в творчестве Ф. М. Достоевского.

        26. «Кому на Руси жить хорошо?» как итоговое произведение Н. А. Некрасова. Жанр, композиция, проблематика, характерология

        27. Идейно-художественное своеобразие романов И. С. Тургенева. Подробно остановиться на одном из произведений.

        28. Лирика Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. К. Толстого (по выбору студента).

        29. Периодизация творчества А. П. Чехова. Тема интеллигенции как одна из магистральных в произведениях писателя (на примере 2 – 3 произведений).

        30. Особенности драматургии А. П. Чехова (на примере 2 – 3 пьес).

        31. Особенности развития литературного процесса в России на рубеже XIX-XX веков. Общая характеристика модернистских течений. Особенности русского реализма «рубежа» веков.

        32. Творчество А. Блока. Художественное своеобразие лирики А. Блока. Поэма «Двенадцать»: идейно-художественное своеобразие.

        33. Творческий путь А. Ахматовой (общая характеристика поэтики; анализ отдельных стихотворений и поэмы «Реквием»).

        34. Творческий путь В. Маяковского (общая характеристика поэтики и анализ отдельных стихотворений).

        35. Творчество Б. Пастернака (общая характеристика поэзии и анализ романа «Доктор Живаго»).

        36. Творческий путь И. А. Бунина (с анализом отдельных произведений).

        37. Творческий путь М. Горького (проза и драматургия). Пьеса «На дне»: жанр, проблематика, система образов.

        38. Творческий путь А. И. Куприна (с анализом отдельных произведений).

        39. Творческий путь И. С. Шмелёва. «Лето Господне» – эпическая поэма о России.

        40. Творческий путь Л. Андреева (с анализом отдельных произведений).

        41. Творческий путь А. К. Толстого. Тематика и художественные особенности исторического романа «Пётр Первый».

        42. Творческий путь А. Платонова (с анализом 1-2 произведений и романа «Чевенгур»).

        43. Творческий путь М. Булгакова (с анализом 1-2 произведений и романа «Мастер и Маргарита»).

        44. Русскоязычная проза В. Набокова (с анализом одного из романов) и феномен литературы русского Зарубежья.

        45. Проблематика и художественное своеобразие романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон».

        46. Творческий путь А. Н. Солженицына (с анализом 1-2 произведений).

        47. Художественное осмысление Великой Отечественной войны в прозе 1960-1980-х гг. (общая характеристика и анализ 1-2 произведений).

        48. Творческий путь В. Маканина (с анализом 1-2 произведений).

        49. Художественное осмысление взаимоотношений человека и природы в русской литературе ХХ века (общая характеристика и анализ 1-2 произведений).

        50. Своеобразие литературного процесса 1990-х годов: общая характеристика направлений и анализ 1-2 произведений (по выбору).



Теория и методика обучения литературе


  1. Изучение эпического произведения в школе. Задачи изучения эпического произведения в школе. Место эпических произведений в школьном курсе литературы. Методика организации работы над эпическим произведением в средних классах.

  2. Принципы изучения литературы в школе как основополагающая база курса.

  3. Сущность методики преподавания литературы как науки. Цель, задачи, методы исследования, предмет, взаимосвязь с другими науками.

  4. Нетрадиционные приемы работы над литературным материалом и текстом художественного произведения.

  5. Особенности литературного курса для средних классов. Цели, задачи, структура, содержание. (Обзор УМК Т. Ф. Курдюмовой, А. Г. Кутузова, В. Я. Коровиной, В. Г. Маранцмана, Г. И. Беленького, Г. С. Меркина, М. Б. Ладыгина).

  6. Особенности организации работы над текстом эпического произведения малой, средней и большой формы в старших классах.

  7. Место драматургии в школьном курсе литературы 9-11 классов. Основные приемы и последовательность работы над текстом драматического произведения в старших классах.

  8. Цели, задачи и содержание литературного курса для старшеклассников. (Обзор УМК Т. Ф. Курдюмовой, А. Г. Кутузова, Г. С. Меркина, М. Б. Ладыгина,…).

  9. Сочинение как основной вид творческой деятельности учащихся в процессе изучения литературы. Основные требования к сочинению, жанры сочинений, критерии и нормы оценки. Методика работы над сочинением.

  10. Урок литературы. Традиционная и «поэтапная» структура урока литературы. Классификации уроков литературы (В. В Голубкова, Н. И. Кудряшева, Г. И. Беленького).

  11. Использование обобщающих и рефлексирующих приемов в школьном литературном образовании.

  12. Развитие устной речи учащихся на уроках литературы. Основные виды устных высказываний школьников. Критерии оценки устного ответа.

  13. Использование приемов восприятия, осмысления и передачи знаний в школьном литературном образовании

  14. Литература как предмет обучения. Цель, задачи литературного образования, содержание школьного курса литературы в рамках ФГОС.

  15. Требования к уроку литературы. Традиционный подход. Реализация ФГОС в требованиях к современному уроку.

  16. Кабинет литературы. Функции и оборудование.

  17. Организация работы по изучению критического наследия в школе. Место литературной критики в школе. Содержание школьного курса литературной критики. Этапы и приемы работы над литературно-критической статьей.

  18. Развитие письменной речи учащихся. Типы письменных работ. Организация работы по развитию письменной речи учащихся

  19. Изучение драматургии в школе. Специфика драмы как литературного рода, трудности изучения драматического текста, задачи изучения драматургии. Подготовка к изучению драматического произведения в средних классах.

  20. Традиционные приемы разбора литературного произведения.

  21. Учебник как основное средство обучения. Специфика школьной учебной хрестоматии (учебного пособия) по литературе.

  22. Изучение систематического курса литературы в старших классах. Особенности, этапы, концептуальность.

  23. Литературное развитие читателя – школьника. Возрастные особенности, этапы, уровни и критерии литературного развития, компетентности, УУД.

  24. Методика изучения монографических тем. Специфика, структура, виды и место монографических тем в школьном курсе литературы для старшеклассников.

  25. Организация труда учителя-словесника. Подготовка и планирование занятий по литературе. Основные виды планирования.

  26. Роль выразительного чтения в речевом развитии школьников. Виды чтения. Основные этапы урока обучения выразительному чтению. Приемы обучения выразительному чтению. Критерии оценки выразительного чтения ученика.

  27. Обзорный анализ художественного произведения. Виды обзорного анализа. Место обзорного изучения художественного произведения в различных темах литературного курса для старшеклассников (на примере литературного материала для старших классов). Методика организации аннотированного и выборочно-направленного разбора текста (на примере литературного материала для старших классов).

  28. Урок внеклассного чтения. Задачи, типология (классификации Н. К. Силкина и Н.А. Бодровой), подготовка к урокам внеклассного чтения (организация самостоятельного чтения, контроль за самостоятельным чтением учащихся, планирование уроков внеклассного чтения в средних и в старших классах).

  29. Основные этапы и пути изучения литературного произведения в школе.

  30. Методы и приёмы обучения литературе. Особенности классификаций Ф.И. Буслаева, В.В. Голубкова, Н.И. Кудряшева, В. Г. Маранцмана.

  31. Факультативы и элективные курсы по литературе. Специфические признаки и задачи. Направления и тематика факультативных и элективных курсов по литературе в средних и старших классах.

  32. Роль учителя – словесника в литературном образовании, его специальные умения и способности. Характеристика деятельности учителя с учетом требований ФГОС.

  33. Специфика школьного анализа. Цели, задачи, условия и принципы эффективности.

  34. Методика изучения обзорных тем. Типология образов. Структура обзорной темы. Место обзорных тем в школьном курсе литературы для старшеклассников.

  35. Изучение лирики в школе. Специфика, трудности, задачи, последовательность и приёмы работы над лирическим произведением в средних классах (на примере лирических произведений, изучаемых в литературном курсе 5-7 классов).

  36. Особенности изучения лирики в старших классах. Разбор лирического произведения с учетом трех уровней текста стихотворения. Анализ поэтического текста по концентрической и линейной схемам. Целостный анализ стихотворения с применением пропорций, направленный на логическое членение текста.

  37. Изучение биографии писателя в школе. Задачи, источники, особенности изучения биографии писателя в литературном курсе средних классов, специфика изучения жизненного и творческого пути писателя в старших классах.

  38. Основные типы анализа художественного произведения. Особенности текстуального анализа литературного произведения. Специфика ознакомительного анализа текста художественного произведения.

  39. Исследовательская деятельность учащихся в процессе литературного образования. Виды и специфика ученических исследований.

  40. Литературное краеведение в школе. Задачи, место, содержание.

  41. Изучение теории литературы в старших классах. Ключевые историко- и теоретико-литературные понятия, их роль в совершенствовании читательского опыта, последовательность в формировании понятий историко-литературного курса.

  42. Изучение зарубежной литературы в школе. Задачи, взаимосвязь с отечественной литературой, место зарубежной литературы в основных учебно-методических комплексах. Специфика учебно-методических комплексов по зарубежной литературе для 5-11 классов Н.П. Михальской; для 5-6 классов под редакцией И.Л. Шолпо; для 5-11 классов под редакцией И.О. Шайтанова.

  43. Задачи, принципы и направления работы по развитию речи учащихся. Место работы по развитию речи в школьном курсе литературы. Типология уроков развития речи.

  44. Внеклассная работа по литературе. Цели, задачи и направления внеклассной работы по литературе. Виды и формы внеклассной работы. Учитель как организатор внеклассной работы по предмету.

  45. Методика использования литературоведческих приёмов анализа художественного произведения в школе.

  46. Восприятие учащимися художественного произведения. Особенности восприятия произведения в его жанровой специфике. Способы выявления первоначального восприятия читателя-школьника. Учет читательского восприятия учащихся при анализе литературного текста.

  47. Роль наглядности на уроках литературы. Типы и виды наглядности. Место наглядности в процессе изучения литературного курса в школе.

  48. Проблемное обучение на уроках литературы. Принципы проблемного обучения. Классификации проблемных ситуаций. Специфические качества проблемного вопроса. Зависимость проблемных ситуаций от специфики родо-жанровых особенностей литературного произведения.

  49. Основные виды итоговой аттестации по литературе (ГИА и ЕГЭ). Требования, специфика, структура КИМов.

  50. Трудности, задачи, содержание школьного теоретико-литературного понятия в школе. Основные приемы изучения теоретических понятий в средних классах.

Похожие:

Литература Эпические жанры русского фольклора, их классификация и поэтика. Особенности литературного процесса в Древней Руси. Специфика и своеобразие древнерусской литературы, периодизация, проблема художественного метода. «Слово о полку Игореве» iconОнтологический статус имени и слова в философской культуре Древней Руси
На примере алфавитных систем Древней Руси и памятников древнерусской литературы автор рассматривает характерные черты «онтологизации»...
Литература Эпические жанры русского фольклора, их классификация и поэтика. Особенности литературного процесса в Древней Руси. Специфика и своеобразие древнерусской литературы, периодизация, проблема художественного метода. «Слово о полку Игореве» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю проректор (декан факультета)
Обозначить специфические свойства устного народного творчества, отличающие его от литературы, выявить законы фольклора, познакомить...
Литература Эпические жанры русского фольклора, их классификация и поэтика. Особенности литературного процесса в Древней Руси. Специфика и своеобразие древнерусской литературы, периодизация, проблема художественного метода. «Слово о полку Игореве» icon-
«Слово о полку Игореве», храм Покрова на Нерли, Куликовская битва, рублевская «Троица», Кирилло-Белозерский монастырь, устюжская...
Литература Эпические жанры русского фольклора, их классификация и поэтика. Особенности литературного процесса в Древней Руси. Специфика и своеобразие древнерусской литературы, периодизация, проблема художественного метода. «Слово о полку Игореве» iconВ сборнике предложена технология использования метода проекта на уроках русского языка и литературы. Материалы рекомендованы учителям русского языка и
В сборнике предложена технология использования метода проекта на уроках русского языка и литературы. Материалы рекомендованы учителям...
Литература Эпические жанры русского фольклора, их классификация и поэтика. Особенности литературного процесса в Древней Руси. Специфика и своеобразие древнерусской литературы, периодизация, проблема художественного метода. «Слово о полку Игореве» iconТуристическая компания
Рождественского храма Ферапонтова монастыря – фресок Дионисия + фольклорная программа и ужин в крестьянском стиле – с. Вятское с...
Литература Эпические жанры русского фольклора, их классификация и поэтика. Особенности литературного процесса в Древней Руси. Специфика и своеобразие древнерусской литературы, периодизация, проблема художественного метода. «Слово о полку Игореве» iconПреподаватель: Гогина Любовь Петровна вопросы и задания к зачету по дисциплине: русская литература XIX века
Возникновение русской письменной литературы и ее влияние на политическую систему Древней Руси
Литература Эпические жанры русского фольклора, их классификация и поэтика. Особенности литературного процесса в Древней Руси. Специфика и своеобразие древнерусской литературы, периодизация, проблема художественного метода. «Слово о полку Игореве» iconНовгородские (северорусские) корни в «Слове о полку Игореве»
Екатерины Великой, в записных книжках и т д отсюда множество вопросов; главные из них: Кто сочинил? Когда создано? Где творили памятник?...
Литература Эпические жанры русского фольклора, их классификация и поэтика. Особенности литературного процесса в Древней Руси. Специфика и своеобразие древнерусской литературы, периодизация, проблема художественного метода. «Слово о полку Игореве» iconКоличество часов
Изучить особенности жизни древнего населения Северной Евразии, проследить корни славянства, процесс его расселения, особенности формирования...
Литература Эпические жанры русского фольклора, их классификация и поэтика. Особенности литературного процесса в Древней Руси. Специфика и своеобразие древнерусской литературы, периодизация, проблема художественного метода. «Слово о полку Игореве» iconІнститут філології та соціальних комунікацій
Классификация фольклора. Основные принципы классификации. Жанровый состав фольклора
Литература Эпические жанры русского фольклора, их классификация и поэтика. Особенности литературного процесса в Древней Руси. Специфика и своеобразие древнерусской литературы, периодизация, проблема художественного метода. «Слово о полку Игореве» iconУрока. Оформление работы. III вступительное слово учителя. Беседа по вопросам
Тема: Обобщение изученного по разделу «Художественная культура древней и средневековой Руси»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница