Антонова Т. С., Харитонов А. Л., Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник




Скачать 22,87 Kb.
НазваниеАнтонова Т. С., Харитонов А. Л., Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник
Дата03.02.2016
Размер22,87 Kb.
ТипУчебник
Тема : «Распад СССР».

Преподаватель: Захарова Светлана Александровна

Цели:

1 .способствовать формированию представления учащихся о социально-политических процессах и событиях, повлекших распад СССР, об основных тенденциях социально-политического развития России в начале 1990-х гг.

2. способствовать развитию аналитического мышления, умения работать с историческими источниками, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее;

3. способствовать воспитанию чувства ответственности за свои дела и поступки.

Оборудование:

  • политические карты “СССР”, “Российская Федерация”, атласы

  • Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник. – М.: Клио Софт, 2000,

  • Конституция РФ,

  • ПК, экран

  • Рабочие листы с вопросами, заданиями, документами, таблицами.

Тип урока: изучение нового материала.

  • Форма урока: комбинированный с элементами лекции.

На предыдущем уроке учащиеся получили опережающие задания:- группа учащихся (4 чел.) - подготовить презентацию “ Национальные конфликты в СССР”,

План урока:

1.Организационный момент.

3. Формирование мотивации и определение целей урока.

3. проверка домашнего задания.

4. Изучение нового материала.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

7. Рефлексия.

Ход урока:

План:

1.Причины распада СССР.

2.Национальные конфликты 1990-1991гг.

3.Августовский путч.

4. «Парад суверенитетов»

Основные понятия: декларация о независимости, «Парад суверенитетов» ,путч.


Основные даты:

1991 г. 18-19 августа – попытка государственного переворота (путча) в СССР,

1991 г. 8 декабря - подписание Беловежского соглашения,

1991 г. 25 декабря – отставка Горбачева М.С. с поста Президента СССР,

1992 г. 3 1 марта - подписание Федеративного договора, определявшего взаимоотношения между субъектами РФ и обозначившем границы государства,

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Формирование мотивации и определение задач урока.

Учащиеся мотивируются на серьезную работу на уроке.

3. проверка домашнего задания

учащиеся должны заполнить таблицы.

Экономическая реформа в СССР (1985-1991 гг.)

Год

Событие

 

 

 Таблица 2.

Политическая реформа в СССР (1988-1991 гг.)

Год

Событие
 

 


ПРОЧИТАЙТЕ ДОКУМЕНТ(cм .приложение №1).

После Заполнения таблиц фронтальный опрос кот. Должен подвести учеников к пониманию экономических и политических причин распада СССР.

Выводы озвучиваются и даются ученикам под запись:

1. Экономические реформы не были доведены до логического завершения, с 1988года – общее сокращение производства в с./х.. В 1990 .в промышленности :

-Нехватка продуктов как следствие нормированное распределение (талоны)

-Усиление инфляционных тенденций,

-Дефицит бюджета - первые массовые забастовки рабочих.


2. Новый внутренний и внешнеполитический курс советского руководства существенно изменил положение в обществе и в мире.

В результате осуществления во внешней политике идеи нового политического мышления из страны "закрытой" Советский Союз стал быстро превращаться в страну широких контактов.

4. Изучение нового материала.

1 Причины распада СССР.

Вступительное слово преподавателя: (лекция)

История Советского государства сложна, противоре­чива и поучительна. Она вобрала в себя веру народа в идеалы социализма, их извращение властями и траги­ческие последствия тоталитаризма. Ее всестороннее ис­следование станет, надо полагать, важным предметом отечественной науки.

Рост национального самосознания вполне может сочетаться как с дружественными, благоприятными установками по отношению к людям других национальностей, так и, наоборот, с проявлением враждебности к ним. Последнее воз­можно, если не обеспечено решение национального вопроса в его принципиальных чертах, а также если отсутствует высокая культу­ра межнационального общения — уважение к культуре, языкам, традициям других народов, соблюдение гуманных норм поведе­ния.

Вот с этими самыми гуманными нормами поведения у нас в стране имели место явные сбои.

В 1936—1938 годы проведена большая чистка во всех национальных республиках.

Апогеем такой политики стала высылка восьми народов страны (чеченцев, ингушей, калмыков, карачаевцев, балкарцев и др.) в Среднюю Азию и Казахстан в 1943—1944 годах. Выселение прово­дилось варварскими методами. Во время этой акции многие на­роды потеряли половину своего состава: умирали от болезней, голода и холода. Непокорные расстреливались без суда и следст­вия во время самого выселения.

В 80-х годах вышло несколько романов, повестей и поэтичес­ких произведений русских и местных национальных авторов, пос­вященных тем грозным. Завеса молчания, длившаяся почти полвека, была прорвана (на освещение тех событий еще при Сталине было наложено табу), и мощнейший поток информации о злодеяниях спецслужб страны выплеснулся наружу. Читающая русскоязычная публика была повержена в шок. Среди студенчества и интелли­генции коренных национальностей засверкали яркие сполохи на­двигающейся грозы. Наиболее горячие и смелые представители ее стали поговаривать о возмездии. И... процесс пошел.

В конце восьмидесятых, в связи со «смягчением» цензуры и введением гласности, начался мощный рост национального само­сознания народов. Старый «сюртук» национально-государствен­ного устройства оказался тесным для него, мешал ему. И народы, испытывавшие это, стали предпринимать попытки сбросить или разорвать его. Возникло и разворачивало свою работу более 200 националистических организаций и движений. Появляется вели­кое множество больших и малых газет, в которых лидеры этих дви­жений печатают страстные статьи и очерки, где пытаются переосмыслить историческое прошлое своих народов, дать новую оцен­ку событиям и фактам прошлого и настоящего. Началась ярост­ная, маскированная атака на марксистские идеологические догмы. Все эти публикации носили ярко выраженный антирусский харак­тер, что вело к «национальному возбуждению» в республиках. Центр же выпустил ситуацию из-под контроля. Возникающие проблемы оперативно не решал, а «забалтывал» их. Кстати, это была типич­ная форма поведения тогдашних лидеров. Система пошла враз­нос, страна захлебнулась в выплеснутых наружу проблемах и про­тиворечиях. Этничес­кие споры, территориальные претензии, вооруженные столкнове­ния и полномасштабные войны стали кошмарной реальностью сегодняшнего дня. Только в 1992 —1993 гг. в межэтнических вой­нах на территории бывшего СССР погибло свыше 150 тысяч чело­век. Всего же за годы горбачевской «перестройки» и ельцинских реформ (1985—1995 г.г.) на территории СССР возникло более 240 кровавых конфликтов и войн, общее число жертв которых соста­вило полмиллиона человек.

2. учащиеся представляют информационно-поисковые работы.

Выводы учителем даются под запись:

-В конце восьмидесятых, в связи со «смягчением» цензуры и введением гласности, начался мощный рост национального само­сознания народов.

- Только в 1992 —1993 гг. в межэтнических вой­нах на территории бывшего СССР погибло свыше 150 тысяч чело­век. Всего же за годы горбачевской «перестройки» и ельцинских реформ (1985—1995 г.г.) на территории СССР возникло более 240 кровавых конфликтов и войн, общее число жертв которых соста­вило полмиллиона человек.

3. «Августовский путч »

1991 г. 18-19 августа – попытка государственного переворота (путча) в СССР (лекция)

Конец 80-х годов ХХ века стал переломной эпохой для России. Советский Союз развалился изнутри; система управления ветшала, нарастал экономический кризис. Экономические и политические реформы, известные как горбачевская перестройка, остались незавершенными. Огромная советская империя рухнула, как карточный домик. Холодная война закончилась без единого выстрела, мир перестал быть биполярным. 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете, а ровно год спустя состоялись выборы первого в истории России президента, им стал Б.Н. Ельцин. Однако противоречивость и непоследовательность политики советского руководства, сложная социально-экономическая и политическая ситуация в обществе в конечном итоге привели страну к еще более глубокому кризису. Августовские события 1991 г. завершились распадом Советского Союза и отстранением президента М.С. Горбачева от власти.


Под запись:

В августе 1991 года группа партийных функционеров объявила о временном отстранении Горбачева от власти и ввела в стране чрезвычайное положение. События августа 1991 года – попытка государственного переворота, поставившая страну на грань гражданской войны. Путч продолжался всего несколько дней и был разгромлен, но это не уменьшает его значимости. Именно в августе 1991 года началась новая фаза исторического развития: Россия сделала шаг от социалистического государства к демократическому. Суверенная демократия – это право народа делать свой выбор, опираясь на собственные традиции и закон, это синоним нашей внешней и внутренней безопасности.


4.«парад суверенитетов»

Всесоюзный референдум

В марте 1991 г. состоялся всесоюзный референдум о судьбе СССР, на котором за сохранение Советского Союза проголосовало подавляющее большинство населения в каждой из республик. В шести союзных республиках (Армения, Грузия, Латвия, Литва, Молдавия, Эстония), которые ранее объявили о независимости (или о переходе к независимости), референдум фактически не проводился (за исключением Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья).

Концепция референдума предполагала заключение 20 августа 1991 г. нового союза – Союза Суверенных Государств (ССГ).8 декабря 1991 в Минске представителями России, Украины и Белоруссии было подписано соглашение о создании СНГ- межгосударственного образования на территории бывшего СССР. Затем в него вступили Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия ,Молдавия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан .

Хотя в результате референдума подавляющее большинство голосов было отдано за сохранение целостности СССР, считается, что он имел сильное психологическое воздействие на советских людей, поставив под сомнение саму идею «нерушимости Союза» («союз нерушимый республик свободных»).

 Все робкие попытки Горбачева сохранить СССР, наоборот, только приближали его распад. Не зря же, в предвосхищении этого распада и роли в нем Горбачева, 15 октября 1990 г. он был удостоен Нобелевской премии мира.

 Под запись

В течение 1990-1991 гг. на территории Союза Советских Социалистических Республик произошел так называемый «парад суверенитетов» – провозглашение независимости союзными и автономными республиками, в ходе которого все союзные и многие автономные республики приняли декларации о суверенитете.

Хронология «парада суверенитетов»

1990 г.:

– 11 марта – Литовская ССР

– 12 июня – РСФСР

– 30 августа – Татарская АССР

– 27 ноября – Чечено-Ингушская АССР



 

1991 год:

– 9 апреля – Грузинская ССР

– 8 июня – «Чеченская часть» Чечено-Ингушской АССР

– 20 августа – Эстонская ССР

– 21 августа – Латвийская ССР

– 24 августа – Украинская ССР

– 25 августа – Белорусская ССР

– 27 августа – Молдавская ССР

– 30 августа – Азербайджанская ССР

– 31 августа – Киргизская ССР

– 1 сентября – Узбекская ССР

– 9 сентября – Таджикская ССР

– 23 сентября – Армянская ССР

– 27 сентября – Якутская АССР

– 27 октября – Туркменская ССР

– 16 декабря – Казахская ССР




 

Идейным отцом «парада суверенитетов» был тогдашний Председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин, который советовал всем республикам: «Хапайте суверенитет, кто сколько сможет!», – вот и хапали, а заодно и вооружались – на всякий случай…


Распад СССР, оформленный Беловежским соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии (Б. Н. Ельциным, Л. М. Кравчуком и С. С. Шушкевичем ) 8 декабря 1991 г., является одним из самых значительных событий мировой истории XX в. Это, пожалуй, единственная оценка, которая принимается большинством историков и политиков. Все остальные вопросы, связанные с анализом причин и значения распада СССР, остаются предметом острых дискуссий.

В заключение следует сказать, что были в истории России и смутные времена, и времена фео­дальной раздробленности, были и революции, и напасти иного рода. Но все перемалывала неукротимая воля многоплеменного народа жить в едином могучем централизованном государстве, где высший суд творили бы закон и право.

5 подведение итогов:

6.Домашнее задание: материал учебника § 51 п. + конспект лекции выписать определения из пораграфа:

«декларация о независимости, «Парад суверенитетов» ,путч.

7. Рефлексия.

Затем учащимся провести опрос родителей, соседей, родственников по поводу распада СССР. На кого они возлагают ответственность за его разрушение? Произошли ли изменения в отношении к этому событию с течением времен


Экономическая реформа в СССР (1985-1991 гг.)

Год

Событие

 

 



 
Таблица 2.

Политическая реформа в СССР (1988-1991 гг.)

Год

Событие
 






Приложение

ПРОЧИТАЙТЕ ДОКУМЕНТ


1. М.С. Горбачев о причинах начала перестройки (из выступления на Минском тракторном заводе 26 февраля 1991 г.)


Только на первый взгляд может казаться, что все было тогда нормально. Уже в конце 70-х - начале 80-х гг. стало ясно, что так дальше вести дела нельзя. Прирост производительности труда уменьшился в два раза, а потом дошел до нуля. На единицу национального дохода мы расходовали по сравнению с развитыми странами электроэнергии, топлива, металла в полтора-два раза больше. Пока были неисчерпаемы ресурсы, хорошая конъюнктура на нефть, неисчерпаемые трудовые ресурсы - выкручивались за счет этого. Потом трудовых ресурсов стало не хватать, что же касается природных - за ними пришлось идти в необжитые районы, производя огромные затраты. Как говорится, беззаботная жизнь кончилась.


Добавлю и другие причины. Наша экономика перегружена отраслями тяжелой промышленности, слишком мало предприятий производят товары народного потребления. Это была самая милитаризованная экономика в мире и самые огромные затраты на оборону. Если еще вспомнить, что происходило в политическом процессе - никто не мог и слова правдивого сказать: надо что-то делать на предприятии, в регионе, республике. Никого не интересовало мнение рабочего класса, крестьянства, интеллигенции.


Приложение


ПРОЧИТАЙТЕ ДОКУМЕНТ


1. М.С. Горбачев о причинах начала перестройки (из выступления на Минском тракторном заводе 26 февраля 1991 г.)


Только на первый взгляд может казаться, что все было тогда нормально. Уже в конце 70-х - начале 80-х гг. стало ясно, что так дальше вести дела нельзя. Прирост производительности труда уменьшился в два раза, а потом дошел до нуля. На единицу национального дохода мы расходовали по сравнению с развитыми странами электроэнергии, топлива, металла в полтора-два раза больше. Пока были неисчерпаемы ресурсы, хорошая конъюнктура на нефть, неисчерпаемые трудовые ресурсы - выкручивались за счет этого. Потом трудовых ресурсов стало не хватать, что же касается природных - за ними пришлось идти в необжитые районы, производя огромные затраты. Как говорится, беззаботная жизнь кончилась.


Добавлю и другие причины. Наша экономика перегружена отраслями тяжелой промышленности, слишком мало предприятий производят товары народного потребления. Это была самая милитаризованная экономика в мире и самые огромные затраты на оборону. Если еще вспомнить, что происходило в политическом процессе - никто не мог и слова правдивого сказать: надо что-то делать на предприятии, в регионе, республике. Никого не интересовало мнение рабочего класса, крестьянства, интеллигенции.


Тема : «Распад СССР».

Цели:

1 .способствовать формированию представления учащихся о социально-политических процессах и событиях, повлекших распад СССР, об основных тенденциях социально-политического развития России в начале 1990-х гг.

2. способствовать развитию аналитического мышления, умения работать с историческими источниками, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее;

3. способствовать воспитанию чувства ответственности за свои дела и поступки. Оборудование:

политические карты “СССР”, “Российская Федерация”, атласы

Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник. – М.: Клио Софт, 2000,

Конституция РФ,

ПК, экран

Рабочие листы с вопросами, заданиями, документами, таблицами.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный с элементами лекции и поисково-исследовательской проектной деятельностью учащихся.

На предыдущем уроке учащиеся получили опережающие задания:

- группа учащихся (4 чел.) - подготовить презентацию “ Национальные конфликты в СССР”,

План урока:

1.Организационный момент.

2. Формирование мотивации и определение целей урока.

3. проверка домашнего задания.

4. Изучение нового материала

5. Подведение итогов урок.

6. Домашнее задание.

7. Рефлексия.

План:

А).Причины распада СССР.

Б)Национальные конфликты 1990-1991гг.

В)Августовский путч.

Г). «Парад суверенитетов»

Основные понятия: декларация о независимости, «Парад суверенитетов» ,путч.

Основные даты:

1991 г. 18-19 августа – попытка государственного переворота (путча) в СССР,

1991 г. 8 декабря - подписание Беловежского соглашения,

1991 г. 25 декабря – отставка Горбачева М.С. с поста Президента СССР,

1992 г. 3 1 марта - подписание Федеративного договора, определявшего взаимоотношения между субъектами РФ и обозначившем границы государства,

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Формирование мотивации и определение задач урока.

Учащиеся мотивируются на серьезную работу на уроке.

3. проверка домашнего задания

учащиеся должны заполнить таблицы.

Экономическая реформа в СССР (1985-1991 гг.)

Год

Событие

 

 

 
Таблица 2.

Политическая реформа в СССР (1988-1991 гг.)

Год

Событие
 

 


ПРОЧИТАЙТЕ ДОКУМЕНТ( cм.приложение №1).

После заполнения таблиц фронтальный опрос кот. Должен подвести учеников к пониманию экономических и политических причин распада СССР.

  1. Изучение нового материала

А) причины распада СССР

Вступительное слово преподавателя: (лекция)

Б). учащиеся представляют информационно-поисковые работы.

Выводы учителем даются под запись

В) (лекция) «Августовский путч».

Выводы учителем даются под запись:


Г). (лекция) «парад суверенитетов».

Выводы учителем даются под запись:

5 подведение итогов:

6.Домашнее задание: материал учебника § 51 п. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: XX век.

7. Рефлексия.

Затем предлагается учащимся провести опрос родителей, соседей, родственников по поводу распада СССР. На кого они возлагают ответственность за его разрушение? Произошли ли изменения в отношении к этому событию с течением времен

.

Похожие:

Антонова Т. С., Харитонов А. Л., Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник iconТематическое планирование уроков истории в 8 классе моу «Карагайская сош №2» на 2010 2011 учебный год
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XIX век. Учебник для 8 класса. М., 2009 г
Антонова Т. С., Харитонов А. Л., Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник iconПлан-конспект урока отечественная война 1812 года
Данилов А. А., Косулина Л. Г. «История России. XIX век» 8 кл.: М.: Просвещение, 2012
Антонова Т. С., Харитонов А. Л., Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник iconКалендарно-тематическое планирование курса «история россии» Пояснительная записка Класс
Учебник – А. А. Данилов, Л. Г. Косулина «История России с древнейших времён до конца ХVI в. 6 класс» – Просвещение – 2008
Антонова Т. С., Харитонов А. Л., Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник iconПрограмма история России. 7 класс
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение) и адаптирована к учебнику:...
Антонова Т. С., Харитонов А. Л., Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник iconДанилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Конец XVI xviii век. 7 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение Ильинская основная общеобразовательная школа Костромского муниципального района Костромской...
Антонова Т. С., Харитонов А. Л., Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник iconПояснительная записка к рабочей программе по Истории России
Российской Федерации, рассчитанной на 34 часов (2 урока в неделю). В соответствии с учебником, допущенным Министерством образования...
Антонова Т. С., Харитонов А. Л., Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник icon«Внешняя политика Александра ii»
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XIX в. 8 класс. – М.: Просвещение, 2008
Антонова Т. С., Харитонов А. Л., Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник iconТематическое планирование по истории 9 класс
Э. Д. Днепров и А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008) и Программы общеобразовательных учреждений по истории России для 9 класса (см....
Антонова Т. С., Харитонов А. Л., Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник iconУмк по истории и обществознанию (Дополнительная литература) № класс предмет Доп литература 1 5кл история Г. И. Год
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца 16 века. 6 кл. Рабоч тетр. М. Просвещение,2009
Антонова Т. С., Харитонов А. Л., Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник iconПлан-конспект урока первые русские князья
История России с древнейших времен до конца 16 века. 6 класс, Данилов А. А. Косулина Л. Г., М.: «Просвещение» 2007 г
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница