План-конспект урока по обществознанию




Скачать 28,04 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока по обществознанию
Дата03.02.2016
Размер28,04 Kb.
ТипУрок
План-конспект урока по обществознанию

В 8 классе по теме:

Тема: Конфликты в обществе

Предмет: обществознание

Класс: 8

Автор урока: Новикова Ирина Владимировна, учитель истории и обществознания

Место работы: МКОУ СОШ №15 п. Прикалаусский

Тема урока: Конфликты в обществе, место урока -урок № 29, блок «Социальная сфера»

Оборудование:

учебник: Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 8 класса общеобразовательных

учреждений. –10 издание.– М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009, -192 с. (§ 23).

Компьютер, проектор, CD диск Обществознание. Практикум 8-11 класс

МарГТУ,2005 г.( Ч1), карточки(шаблоны таблиц), стихи и афоризмы по теме.


Цель урока: сформировать понятие «конфликт», разъяснить причины возникновения, конфликтов, рассмотреть виды конфликтов в обществе и способы их разрешения.

Задачи урока:

Образовательные: обеспечить усвоение основных понятий урока;

научить применять знания на конкретных примерах, научить оценивать полученную информацию и сопоставлять позиции других с собственной точкой зрения.

Развивающие: способствовать развитию умений наблюдать, анализировать и делать выводы;

развивать навык работы с ЦОР, учебный навык работы в группах;

развивать толерантные взаимоотношения в обществе,

умение находить компромиссы и разрешать конфликтные ситуации;

Воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся уважительного отношения друг к другу в духе сотрудничества и взаимопонимания;

способствовать воспитанию гражданской ответственности;

развивать навыки социализации в полиэтническом обществе, характерном для РФ.

Ожидаемые результаты:

Предметные: сформируют представления о конфликтах, их разновидностях и способах разрешения; произойдёт осмысление понятий: конфликт, межличностный конфликт, социальный конфликт, компромисс, арбитраж, конфронтация.

Практические: воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

Личностные: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;

проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Метапредметные: продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;

ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; в рамках метапредмета «Знак» формирование у школьников способности схематизации(работа с таблицей, схемой).Ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия.

Основные понятия урока: конфликт, межличностный конфликт, социальный конфликт, личностный конфликт, компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж;

Тип урока: Комбинированный


Д/з § 23, вопр. Стр.157,составить синквейн по теме конфликт


Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Структура и ход урока



Этап урока

Формы и методы работы

Деятельность учителя (с указанием действий с CD Ч1)

Деятельность учащихся

Время

1

Организационный момент. Приветствие учителя.




Проверка готовности учащихся к уроку

приветствие учителя

1 минута

2

Целеполагание к изучению новой темы.

Мотивация учебной деятельности посредством использования ЦОР (иллюстративный, показ сюжетных линий)

Организация просмотра интерактивных видеосюжетов и постановка задачи на определение темы урока.

просмотр видеосюжета по теме конфликты в обществе (Ч1), формулируют тему урока - Конфликты в обществе.


2 минуты

3

Запись темы урока в тетрадь




Объяснение цели и задач урока

Записывают тему в тетрадь.

2

минуты


4

Изучение нового материала

4.1 Моделирование проблемной ситуации, с выходом на понятийный аппарат

Разыгрывание проблемной ситуации, и обеспечение руководства учебной деятельностью учащихся

Участие в проблемной ситуации, ее обсуждение и формирование понятия конфликта

5 минут







4.2

Наглядно- иллюстративный метод, работа со словарем ЦОРа



Объяснение понятия конфликт, закрепление материала

Запись в тетрадь понятия конфликт


3

минуты







4.3

Работа в группах, составление различных моделей конфликтных ситуаций в тетради, их демонстрация классу, с целью выявления отличий разных видов конфликтов


Работа с таблицей, схемой



Организация учебной деятельности по определению видов конфликтов, их характерных признаков, составление обобщающей таблицы

- Личностный конфликт

-Межличностный конфликт

- Социальный конфликт

- участники, пути преодоления конфликта



Работа в группе с учебным пособием, запись в таблицу вида конфликта, его участников, характерные признаки.

Демонстрация классу отчета группы (на модели одного из видов конфликта), показать пути преодоления конфликта (заполнение таблицы- шаблона)



15 минут






5.

Закрепление изученного материала.

Выставление оценок за работу на уроке.

Работа с ЦОР, организация самостоятельной работы в разделе контроль знаний, тестирование



Организация учебной деятельности, оценивание ответов учащихся, закрепление материала по теме. Выставление оценок за работу на уроке



Индивидуальная работа, решение тестовых заданий





10 минут

6.



Объяснение домашнего задания. Подведение итогов урока


Беседа

Определение степени достижения классом поставленных целей и задач на уроке.

Постановка домашней учебной задачи: ответить на вопросы учебника § 23, вопр. Стр.157 подобрать примеры конфликтов, придумать синквейн по теме.


запись домашнего задания в дневник.

2

минуты


Конспект урока Тема: Конфликты в обществе

1. Организационный момент. Приветствие учащихся

2. Целеполагание к изучению новой темы.

Ребята, посмотрите пожалуйста видеосюжет, и попытайтесь сами сформулировать тему

нашего сегодняшнего урока. Просмотр CD диск Обществознание. Практикум 8-11 класс

МарГТУ,2005 г. Ч1, тема конфликты.

Использование данного видеофрагмента позволит учащимся сформулировать тему урока «Конфликты в обществе».

Обсуждение сюжета, беседа по вопросам:

- о чём данный видеосюжет?

- Исходя из просмотренного сюжета, подумайте, о чём будет наш сегодняшний урок? Сформулируйте тему и цель урока.

Итак, тема урока «Конфликты в обществе». Сегодня на уроке вы узнаете, что такое конфликт, рассмотрите разновидности конфликта и способы разрешения конфликта.

3. Учащиеся записывают в тетрадь тему урока).


4. Изучение новой темы.

План.

1. Понятие «конфликт».

2. Классификация конфликтов.

А). Личностный конфликт

Б). Межличностные конфликты.

В). Социальный конфликт

3. Способы протекания и решения конфликтов.

4. Закрепление изученного материала. Тестирование (CD диск Обществознание.

Практикум 8-11 класс МарГТУ,2005 г. Ч1, раздел: контроль знаний


5. Выставление оценок за работу на уроке.

6. Д/з § 23, вопр. Стр.157 подобрать примеры конфликтов, придумать синквейн


1. Работа с понятием «конфликт»

Разыгрывание проблемной ситуации между двумя учащимися, с целью выйти на понятие конфликт, его признаков.

1. Ситуации: «Федор Ракушкин отказался играть в решающем матче между школами, т.к учитель физкультуры не убрал из команды игрока, с которым враждовал Федор. Команда проиграла и потребовала убрать Федора из команды»

2 ситуация: ученик опоздал на урок. Учитель отказывается его пускать на урок. Задание учащимся: показать и разыграть диалог между опоздавшим учеником и учителем.

3 ситуация: восьмиклассник Сергей попросил своего друга Алексея помочь на контрольной работе по математике. Но Алексей успел решить только свое задание, потому не смог помочь Сергею. Сергей за контрольную работу получил «2». Задание учащимся показать и разыграть диалог между друзьями.

Класс оценивает ситуацию, и дают возможное определение понятию «конфликт».

Учитель корректирует их формулировки, и проверяет правильность понятия конфликт

Используя CD диск Обществознание. Практикум 8-11 класс Ч1, раздел: Словарь терминов.

Учащиеся записывают определение понятия «конфликт» в тетрадь.

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Слово учителя.

В мире происходит ежеминутно огромное количество конфликтов, часто они приводят к серьезным последствиям – физическим и психологическим травмам, фатальным исходам. Мы должны научиться распознавать виды конфликтов и грамотно выходить из него. Основой любого конфликта являются накопившиеся противоречия, объективные и субъективные, реальные и иллюзорные. Достаточно незначительного повода – и конфликт может вспыхнуть. Развитие конфликта происходит по такой схеме: Конфликтная ситуация + Повод = Конфликт.

Под конфликтом понимается ситуация, в которой сталкиваются несовпадающие интересы одного или нескольких участников, причем пути и методы достижения своих целей у них различны. Характерными чертами конфликта являются: неопределенность исхода, т. е. ни один из участников конфликта заранее не знает решений, которые принимают другие участники; различие целей, отражающих как не совпадающие интересы различных сторон, так и многосторонние интересы одного и того же лица; образ действий каждой из сторон. ( Уткин Э. А. Конфликтология. Теория и практика. – М., 1998. – С. 50.)


2. Классификация конфликтов. Следующий этап урока, это работа в группах, вы будете использовать текст учебника, документы после параграфа. Ваша задача состоит в следующем:

- Изучить текст учебного пособия

- Выбрать один из видов конфликтов, показать его участников, выделить отличительные признаки именно этого вида конфликтов, и предложить способы решения именно вашего вида конфликта, все записи сделать в таблице ( шаблон)

Затем по истечении 5 минут продемонстрировать, с целью показать один из видов конфликта ( его отличительные признаки), кто может быть его участником, и как его можно решить. Работа с текстом «Примеры конфликтов» на с. 151-152 учебника, схемой «Виды конфликтов» на с. 153 учебника.

1 группа: Личностный конфликт

2 группа: Межличностный конфликт

3. группа: Социальный конфликт

Таблица, которую заполняет группа(шаблон):

Вид конфликта

Участники ( кто может им быть)

Отличительные признаки этого вида конфликтов

Пример, с опорой на имеющиеся знания

Пути выхода из вашего вида конфликтов

Личностный конфликт













Межличностный конфликт













Социальный конфликт














Участники вашей группы





Учитель и группы выделяют виды конфликтов и записывают их.

(по числу участников):

личностные (один участник);

межличностные (два участника);

социальные (много участников, государства).Типы конфликтов (по причинам): экономические; политические; этнические; культурные и религиозные; профессиональные.

Отчет групп, можно корректировать ответ вопросами и работой с классом:

  • Какой конфликт разрешить легче: межличностный или групповой? Почему?

  • Как вы считаете, почему межгрупповые конфликты наиболее опасные?

Итогом работы является понимание, что для решения конфликтов используются следующие способы: компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж.

3. Способы протекания и решения конфликтов.

Беседа о путях выхода из конфликта (работа со схемой на с. 157 учебника), CD диск Обществознание. Практикум 8-11 класс Ч1, раздел таблицы.

Комментирование вместе с учащимися способов разрешения конфликта:

мирные – компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж;

насильственные – применение силы

1. Компромисс

Решение проблемы через взаимные уступки сторон.


2. Переговоры

Мирная беседа обеих сторон по решению проблемы.


3. Посредничество

Использование третьей стороны в заочном решении проблемы.


4. Арбитраж

Обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы.


5. Применение силы

Одностороннее использование власти или силы той стороны, которая считает себя сильнее.



4. Закрепление изученного на уроке


Тестирование (CD диск Обществознание. Практикум 8-11 класс

МарГТУ,2005 г. Ч1, раздел: контроль знаний по теме конфликт)

5.Выставление оценок за работу на уроке. Используя раздел: контроль знаний возможно выставить оценки сразу на уроке.

6. Объяснение домашнего задания. Д/з § 23, вопр. Стр.157 подобрать примеры конфликтов, придумать синквейн по теме конфликт.

Подведение итогов Заключительное слово учителя: как вы думаете, какова главная идея нашего урока? (ответы учащихся)

Известно, что время, потраченное на сам конфликт, во много раз меньше времени постконфликтных переживаний. Поэтому конфликты разумнее предупреждать, а это возможно, если люди будут уважать друг друга, будут толерантны друг к другу. А вы, если уж и попадёте в конфликтную ситуацию, сумете достойно выйти из неё, например, найдя компромисс.

Вот что говорил по этому поводу Далай Лама

«Мы привыкли думать, что, возражая кому-то, мы неминуемо вступаем с этим человеком в конфликт, который обязательно должен выявить победителя и побежденного или ущемить чье-то самолюбие. Но давайте не будем воспринимать все в таком свете. Давайте всегда искать между нами что-то общее. Секрет успеха заключается в том, чтобы с самого начала проявить заинтересованность в точке зрения собеседника. Я совершенно уверен, что это под силу каждому из нас».


Приложение: подбор материалов к уроку

«Мы привыкли думать, что, возражая кому-то, мы неминуемо вступаем с этим человеком в конфликт, который обязательно должен выявить победителя и побежденного или ущемить чье-то самолюбие. Но давайте не будем воспринимать все в таком свете. Давайте всегда искать между нами что-то общее. Секрет успеха заключается в том, чтобы с самого начала проявить заинтересованность в точке зрения собеседника. Я совершенно уверен, что это под силу каждому из нас». Далай Лама

Как тренинг

Когда-то, уже довольно давно, один умный мужчина сказал мне, что любой конфликт похож на хлопок в ладоши! Для того, чтобы он состоялся нужно две руки, желание хлопать и сила для удара. Две руки он тогда сравнил с двумя партнерами, которые усердно выясняют отношения, причем вклад каждого в развитие конфликта 50 %. Не 40 и 60, не 20 и 80, а именно 50 %+50%.Он говорил, что есть люди, которые очень любят хлопать в ладоши - по поводу и без повода! Одни любят очень сильные хлопки, такие, после которых руки, аж горят, другие - любят хлопать для видимости еле-еле. Он предложил похлопать в ладоши - тихонько, сильно, очень сильно, сильно-пресильно. И все это делалось для того, чтобы потом, вступая в конфликт, наше тело вспоминало эти "овации".

Как известно, самая сильная память - это память тела. Теперь, когда я становлюсь участницей конфликта, я все время вспоминаю эти ладоши и хлопки. Иногда, я даже начинаю хлопать, чтобы вспомнить и показать родным, что происходит. К сожалению, все мы так часто увлекаемся самим конфликтом, желанием быть правым и сделать по-своему, что причиняем боль и себе, и родным-близким-любимым.

Жизнь так коротка и быстротечна! Любви всем нам, Радости, Здоровья и Терпения. Так давайте хлопать в ладоши на концерте, в цирке, на футболе, поздравляя и радуясь друг за друга.


Мудрые мысли

Очень часто небольшой конфликт перерастает в серьезную ссору просто из-за нежелания или неумения одной из сторон признать свои ошибки, а другой — эти ошибки простить.

Николай Доризо «Закон сохранения веществ»

Для всех на планете живущих существ Я верю в закон сохраненья веществ- Ничто не проходит бесследно. И значит, добро- это то вещество, уж если ты ближнему даришь его, к тебе вовратится ответно. Пусть ближний окажется подлым плутом. Не благодарно забывшим при том Добро до цинизма многовенно,- Его не кляни, и на жизнь не сердись, Поскольку добро за добро твое жизнь оплатит тебе непременно. Пускай не сейчас, а когда- то потом, но все же добром, осенившим твой дом, тебе непременно отплатит. Закон сохранения веществ, он таков: Чтоб жизнь продолжалась во веки веков она свой закон не утратит.


Т. Кузовлева

Когда кипишь, судьбой

униженный,

Ты от бессилья и стыда,

Не позволяй душе обиженной

Сиюминутного суда.

Постой, остынь, поверь:

действительно

Всё встанет на свои места.

Ты сильный, сильный

и не мстительный,

Оружье сильных - доброта.


Легенда, написанная писательницей И.Кленицкой


Старинная легенда «Хорошо, что все мы разные».

Встретились как-то верблюд и лошадь. Верблюд сказал:

- Фу, как ты уродлива, лошадь! Спина у тебя гладкая, как пустой бурдюк из-под воды! Смотреть не на что!

Лошадь фыркнула и сказала:

- Как ты уродлив, верблюд! Какие отвратительные два горба у тебя на спине!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу, который жил далеко в маленькой хижине. Выслушал их мудрец и спросил лошадь:

- Скажи, ты могла бы идти неделю и две без воды и пищи?

- Нет, ответила лошадь.

- А верблюд может, потому, что в его горбах – запас жира… И посмотри как он красив, как высоко и гордо держит голову, а горбы его, как две горы, смотрят в небо!

Затем мудрец обратился к верблюду:

- А ты, друг, мог бы со своими горбами скакать так же быстро, как лошадь?

- Нет, - ответил верблюд.

Мудрец сказал:

- Посмотри, как красива эта стройная лошадь, когда мчится она подобно ветру!

Верблюд и лошадь устыдились своего спора и помирились.

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

- Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!

Черный презрительно сощурился и сказал:

- Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:

- Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен как, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его…

Затем мудрец обратился к чернокожему:

- А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его – цвета солнца…

Негр и белый устыдились своего спора и помирились.

А мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина…

Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей – то молодой голос:

- Как хорошо, что мы разные! А то жить было бы так скучно!




Приложение 2 Урок практикум «Конфликты в обществе» § 23

Ф,И………………………………………………………………………………………….8 класс


  1. Дать определение, что такое конфликт………………………………………………………….......................................

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………




2. Участники конфликта- Вопрос, благо -





Цель конфликта(стр.155)


3. Разряды и Формы конфликтов А………………………………………………………………………………………………………..............................................................................................................................................


Б………………………………………………………………………………………………………….........................................................................................................................................


В…………………………………………………………………………………………………………..........................................................................................................................................


  1. Виды конфликтов



















  1. Укажите способы протекания конфликтов ( стр.154-155 ) и расшифруйте их.

А……………………………………………………………………………………………………...................................................................................................................................................

……………………………………………………………………………………………………

Б………………………………………………………………………………………………………................................................................................................................................................

……………………………………………………………………………………………………

В………………………………………………………………………………………………………..............................................................................................................................................

……………………………………………………………………………………………………


  1. Способы решения конфликтов ( стр.156)



















  1. Практикум. Найдите пути выхода из конфликтной ситуации

Восьмиклассник Коля попросил помочь друга Олега на контрольной по алгебре. Но Олег успел решить только свое задание. Коля получил двойку, друзья сильно поссорились




Ученик восьмого класса Слава опоздал на урок. Учитель сделал ему замечание за опоздание. Слава развернулся и ушел с урока. Учитель заявил, что не допускает его на следующий урок без извинений.





Похожие:

План-конспект урока по обществознанию iconКонспект открытого урока по обществознанию по теме: «Право на образование»
Основные методы обучения: репродуктивный, практический, исследовательский, игровой
План-конспект урока по обществознанию iconФорма плана-конспекта урока план-конспект урока правильные многогранники
Цель урока: знакомство с новым типом выпуклых многогранников -правильными многогранниками
План-конспект урока по обществознанию iconПлан-конспект должен включать в себя следующие разделы
...
План-конспект урока по обществознанию iconПлан-конспект урока Класс
Тип и вид урока: урок изучения нового материала, носит исследовательский характер
План-конспект урока по обществознанию iconПлан-конспект урока «Явление фотоэффекта»
Цель урока: формирование знаний о квантовой природе света на примере явления фотоэффект
План-конспект урока по обществознанию iconПлан урока План конкретного урока
Поставленные цели урока должны быть конкретными и наблюдаемыми во время урока. Поставленная цель должна пронизывать весь ход урока...
План-конспект урока по обществознанию iconПлан-конспект урока что растёт на подоконнике?
Цель урока: познакомить с наиболее распространёнными комнатными растениями; учить распознавать комнатные растения в классе
План-конспект урока по обществознанию iconПлан-конспект урока где живут белые медведи и слоны
Цель урока: Путём наблюдения и сравнения познакомить обучающихся с разнообразием живой природы
План-конспект урока по обществознанию iconФорма плана-конспекта урока план-конспект урока разность квадратов
Цель урока: выработать умение применять формулу (a-b)(a+b)= a²-b² для сокращенного умножения разности выражений на сумму и разложения...
План-конспект урока по обществознанию iconКонспект урока по теме «…простое величие простых людей…»
План – конспект урока по теме «…простое величие простых людей…» (Н. В. Гоголь). (Становление личности Петра Гринева под влиянием...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница