«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий




Название«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер16,6 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4
Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ФАКУЛЬТЕТ ЛИНГВИСТИКИ И ИННОВАЦИОННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


УТВЕРЖДАЮ


Проректор по учебной работе

_________________С.Г. Дембицкий

"_____"__________________20___ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ЛЕКСИКОЛОГИЯ


Направление подготовки

035700 - ЛИНГВИСТИКА


Профиль подготовки

Теория и методика преподавания иностранных языков и культур


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

Очная, очно-заочная, заочная



Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»

(протокол № ___ от 20__ г.)

Одобрено кафедрой ____________________

(протокол № ____ от ______________ 20__ г.)


Москва

2012


Составитель: канд. филол. наук Яковлев Олег Федорович, кафедра теории и методики преподавания иностранных языков. Программа «Лексикология» предназначена для студентов по направлению подготовки «Лингвистика». В программе представлен тематический план изучения дисциплины, приводится описание итогового контроля в форме экзамена, описываются основные обучающие технологии и предлагается рекомендуемый список литературы.


Рецензент: Саламова Ф.У., канд. филол. наук, доцент кафедры теории и методики преподавания иностранных языков

1. Цели освоения дисциплины


Курс лексикологии современного английского языка, предназначен для студентов направления подготовки 035700 «Лингвистика» (бакалавр).

Лексикология как раздел науки о языке является одним из компонентов дисциплины Теория изучаемого иностранного языка, преподавание которой в рамках языкового факультета предусматривается на интегративной основе.

Лексикология - это отрасль лингвистики, которая изучает словарный состав языка и совместно с фонетикой, грамматикой, стилистикой, подкрепленными историей языка, формирует основу теоретической компетенции подготавливаемого в вузе специалиста по программе частного языкознания (современного английского языка).

Цель курса лексикологии - ознакомление студентов с основными теоретическими положениями современного учения о слове в системе языка и в формате его функционирования в речи в рамках реального межличностного общения. Задачи курса состоят в том, чтобы на основе всестороннего изучения конкретных фактов английского лексикона, ознакомить студентов с общей картиной современного состояния словарного состава английского языка, со специфическими особенностями и структурными моделями составляющих его слов, продуктивными и непродуктивными типами и средствами английского словообразования, системным характером английского словарного фонда, обусловливающими его национальное своеобразие и функционирование в формате английского как глобального языка межнационального и межкультурного общения в современном мире.

Специфика данного курса заключается, с одной стороны, в том, что он является теоретической базой для практического овладения современным английским языком и служит повышению теоретической компетенции подготавливаемых специалистов, а с другой - опирается на знания студентов, полученные на занятиях по практическому курсу английского языка и по дисциплинам общеязыковедческого профиля.


  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Для глубокого, всестороннего и сознательного усвоения материала курса лексикологии английского языка с целью адекватного использования полученных знаний в дальнейшей профессиональной деятельности в процессе подготовки к занятиям студенты должны обобщить и сделать анализ полученных из различных источников данных, и на этой основе определить свое отношение к изучаемой проблеме. При этом для более успешного выполнения заданий студенту необходимо, прежде всего, ознакомиться с содержанием рабочей программы, после чего изучить соответствующий раздел программы курса на материале предлагаемых учебников и читаемых по курсу лекций, ознакомиться с предлагаемым списком дополнительной литературы и детально проработать изучаемый вопрос в формате Интернета.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Лексикология современного английского языка» направлен на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК):

В результате прохождения курса студент должен быть обучен:

- ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1);

- руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума (ОК-2);

- обладать навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3);

- осознавать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; он должен быть готов принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ОК-5);

- владеть наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-6);

- владеть культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеть культурой устной и письменной речи (ОК-7);

- стремиться к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; уметь критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития (ОК-11);

- понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).

Курс лексикологии современного английского языка рассчитан на выработку у студента следующих профессиональных компетенций (ПК):

В области производственно-практической деятельности студент должен по прохождении курса:

- овладеть системой лингвистических знаний, включающей в себя – что касается именно данного курса - знание основных лексических, словообразовательных и фразеологических явлений и закономерностей функционирования английского языка в его различных функциональных разновидностях (ПК-1);

- овладеть основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста, на условиях учета времени, места, целей и условий взаимодействия участников непосредственного процесса общения (ПК-3);

- базируясь на полученных знаниях по теории слова, студент должен овладеть основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания - композиционными элементами текста (введение, основная часть, заключение), основными моделями сверхфразовых единств, предложений, словосочетаний, фраз (ПК-4);

- на основе полученных знаний по данному курсу студент должен выработать умение свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной для каждого коммуникативного акта информации (ПК-5);

- освоение материала данного курса предполагает выработку у студента готовности преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения (ПК-7);

- при этом уметь использовать этикетные формулы в устной и письменной коммуникации (приветствие, прощание, поздравление, извинение, просьба и пр.) и другие модели общепринятого иноязычного/инокультурного трафаретного речевого поведения (ПК-8).

В области научно-методической деятельности по прохождении данного курса студент должен:

- уметь критически анализировать учебный процесс и учебные материалы с точки зрения их эффективности (ПК-34);

- а также на основе полученных знаний по прохождении данного курса студент должен уметь эффективно строить учебный процесс, осуществляя педагогическую деятельность в учебных заведениях дошкольного, общего, начального и среднего профессионального, а также дополнительного лингвистического образования в соответствии с задачами конкретного учебного курса и конкретными условиями обучения иностранным языкам (ПК-35).

В области научно-исследовательской деятельности в результате освоения материала дисциплины «Лексикология современного английского языка» студент должен:

- уметь видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимать их значение для будущей профессиональной деятельности (ПК-38);

- уметь выдвигать гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту (ПК-40);

- владеть стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования (ПК-41);

- обладать способностью оценить качество исследования в данной предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования (ПК-42).

Касательно приобретаемых по прохождении данного курса знаний, умений и навыков, в результате освоения материала по дисциплине «Лексикология английского языка» студент должен:

- приобрести знания относительно целей и задач теоретической и прикладной лексикологии; об основных категориях семасиологии, включая понятия значения и смысловой структуры слова, полисемии слова, значения и употребления слова, омонимии и ее месте в лексической системе языка, источниках омонимии и способах контекстного разрешения проблем, возникающих в связи с лексикологическими категориями полисемии, синонимии и омонимии в условиях ситуации общения;

- знать специфику английского словообразования, иметь представление о морфологическом и деривационном строении слова, иметь представление об основных словообразовательных моделях современного английского языка, включая основные (непроизводные) и комплексные (производные) единицы словообразовательной системы английского языка, знать способы образования новых слов, как и основные законы сочетаемости лексических единиц в современном английском языке в процессе речеупотребления;

- на основе полученных по прохождении курса знаний студент должен иметь понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, иметь представление об основных типах фразеологических единиц современного английского языка, о путях, способах и методах их анализа и употребления в речи;

- в плане приобретенных знаний студент должен также иметь представление об основных территориальных вариантах современного английского языка (британский, американский, австралийский, новозеландский), а также о структуре лексического состава современного английского языка с точки зрения этимологического происхождения слов, составляющих каркас английской лексики, имея в виду процесс лексического заимствования и ассимилирования заимствований в структуре английского лексикона;

- знать основы лексикографии, виды и разновидности словарей, уметь свободно ими пользоваться и применять в практической профессиональной деятельности;

- студент также должен приобрести умение понимания значения слова как основной единицы лексической системы и правил и возможностей его функционирования в процессе речетворчества;

  • по прохождении данного учебного курса студент должен выработать навык овладения основными способами номинации в современном английском языке, основываясь на полученных в результате прохождения курса знаниях по ономасиологии английского слова.




  1. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.

Очная форма обучения (4 года)



п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Модуль I. Лексические единицы и основы словообразования.

Тема 1. Лексические единицы как разновидность лингвистических единиц, их онтологические и функциональные характеристики.

4

10

2







4

4










2

Тема 2. Структура слова и способы

словообразования. Основные словообразовательные модели современного английского языка.

4

14

3







4

7










3

Тема 3. Основные положения английской фразеологии. Типы фразеологических единиц.

4

12

3







4

5










4

Модуль II. Семасиология.

Тема 1. Значение слова как языковая объективация концепта. Компонентный состав значения слова. Семантические поля, тематические группы в структуре английского лексикона.

4

12

3







4

5










5

  1   2   3   4

Похожие:

«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий icon«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий
Составитель Рабочей программы Заманская Валентина Викторовна – доктор филологических наук, профессор кафедры Социально-гуманитарных...
«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий icon«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий
...
«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий icon«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий
«Лингвистика». В программе представлен тематический план изучения дисциплины, приводится описание итогового контроля в форме экзамена,...
«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий icon«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий
«Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» в программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания...
«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий icon«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий
«Лингвистика». В программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, приводятся вопросы...
«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий icon«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий
Стилистика» предназначена для студентов 3-4 курса по направлению подготовки «Лингвистика». В программе представлен тематический план...
«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий icon«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий
Программа предназначена для студентов 4 курса, обучающихся по направлению «Лингвистика». В программе представлены цели и задачи практики,...
«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий icon«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий
Программа «Педагогическая антропология» предназначена для студентов 2 курса по направлению подготовки «Лингвистика» в программе представлен...
«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий icon«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий
Программа «История языка» предназначена для студентов 2 и 3 курса по профилю подготовки «Теория и методика преподавания иностранных...
«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий icon«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий
Программа «Древние языки и культуры» предназначена для студентов 1 курса по профилю подготовки «Теория и методика преподавания иностранных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница