Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Специальная дисциплина мансийской литературы название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература»




Скачать 11,59 Kb.
НазваниеМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Специальная дисциплина мансийской литературы название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература»
Дата03.02.2016
Размер11,59 Kb.
ТипМетодические указания
Приложение 2

К приказу от «________» ____________ 2007 г.

№_______________________________________


Федеральное агентство по образованию

Югорский государственный университет


ИЯИ и КНЮ

факультет


мансийской филологии

кафедра


Попова А. Н.

ф. и. о. автора


Методические указания к выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения


Дисциплина Специальная дисциплина мансийской литературы

название дисциплины


Специальность «Родной язык и литература»

название и номер специальности





Курс 6 курс

курс


Семестр осенний учебного года 2007-2008

осенний, весенний учебный год


Ханты-Мансийск 2007

1. Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы





темы

Наименование темы,

наименование вопросов, изучаемых на лекции и самостоятельно

1.

Классификация фольклорных жанров, определяемая самим народом. Классификация Е.И. Ромбандеевой. Значение семантического анализа традиционной культуры в медвежьих песнях манси.

2.

Творчество И.И. Авдеева. Значение труда «Песни народа манси». Особенность её составления. Значение песен, исполняемых на медвежьем празднике.

3.

Творчество М.Плотникова. История создания поэмы «Янгал маа». Значение вступительной статьи М.Плотникова в книге «Янгал маа». Отличительная особенность его труда от творчества И.И. Авдеева.


2. Основные формулы для выполнения контрольной работы

1. Повторить классификацию фольклорных жанров.

2. Прочесть «Песни народа манси» И.И. Авдеева.

3. Прочесть «Янгал маа» М. Плотникова.


3. Примеры решения (выполнения) задач (заданий)


Пример 1.

«Песни народа манси» И.И.Авдеев.

Семантический анализ «Театральной песни филина».

Вбегают два актёра: один из них, изображающий филина, взрослый, другой же, играющий роль зайца, - мальчик. На актёре, играющем филина, одет гусь (зимняя мужская одежда, сшитая из оленьих шкур мехом вверх), в руках у него – птичьи крылья. Филин поёт и в песне описывает историю своего прибытия на праздник. Заяц, в это время, скачет вокруг него.


Посиживаю я

В землях многоводного, питательного Пелыма,

На лесистой горе с чёрными деревьями.

Я – филин-большие уши,

Я – филин-пёстрые глаза,

Я – филин-мохнатые голени.

Прислушиваюсь чутким ухом филина

К семи огненным землям героев,

К семи огненным землям героинь.

Вот пришла дорогая весть:

Приготовлен дом для лесного зверя,

Приготовлен дом для лугового зверя.

Филин – большие уши,

Филин – пёстрые глаза,

Филин – мохнатые голени,

Поспеши скорей!


«Посиживает» филин в верховьях питательного Пелыма. Филин является тотемом фратрии Пор. Его почитают, о нём говорят только хорошее. Вот почему, филин, раз песня поётся от его имени, с гордостью поёт о себе: «Я – филин-большие уши» - природа действительно наградила эту птицу, в отличие от других птиц – ушками, которые возвышаются на его голове. «Я – филин-пёстрые глаза» - у филина действительно большие пёстрые зоркие глаза, которые способны видеть ночью. Прислушивается филин своим чутким слухом к «семи огненным землям героев и героинь» на земле своих предков, что подскажут ему духи отыров-богатырей. Вот получил он добрую весть: приготовлен «дом для веселья лугового зверя». Значит будет праздник, посвящённый «лесному зверю», надо спешить туда.


Кладут в честь тебя молитву

С приятным пухом звериным,

Отвешивают в честь тебя поклоны

С мягким пухом соболиным.

Пала мне мысль на священный ум:

«Нужно двигаться быстрее

Рыбного Пелыма,

Нужно обогнать течение

Темноводного Пелыма».

Перегоняю я

Тёмные воды питательного Пелыма.

Подлетаю я к дому,

Построенному для лесного зверя,

Построенному для лугового зверя.


Полетел филин на праздник «священного зверя». Торопится он, обгоняя воды «темноводного Пелыма», и подлетает к дому, «построенному для лугового зверя».


Собрались в нём семеро с крыльями,

Собрались в нём семеро с ногами.


Собрались в доме «семеро с крыльями», «семеро с ногами» - имеется в виду духи, которых вызывают на праздник, и изображают в течение праздничных дней актёры.

Но тут филин замечает зайца, скачущего по лесу. Он ловит зайца и делает вид, что раздирает когтями и пожирает его мясо.


Среди семи гор,

Покрытых игольчатыми деревьями,

Убиваю я белого зайца

И наполняю им свой ненаполнимый чуман.

Наполняю им свою ненаполнимую посудину.

Пу – у – гу! Пу – у – гу! Пу – у – гу!

Вот и насытился я, филин-мохнатое тело.

Открываю я дверь, сделанную из еловых досок.

Как дождичек, быстро падающий,

Как ветерок, внезапно налетающий,

Влетаю я в законченный дом с летающей копатью.

Обратясь лицом

К многочисленным девицам с нежными руками.

Гукаю я, филин, зычным голосом:

Пу – у – гу! Пу – у – гу!

Попробуй, навались, горячка, - выгоню.

Попробуй, напади, злой дух, - заклюю.

Я сильней всякой птицы, летающей в поднебесье.

Я могучей всякого зверя, бегающего по земле.

Кто удачливей меня на охоте?

У кого такое крепкое тело?


Наполнил филин «свою ненаполнимую посудину» - съел зайца. «Ненаполнимая посудина» «чуман» - это подставное название желудка. Гукает довольный собою «филин-мохнатое тело». Открывает двери дома, в котором собрались люди на праздник, посвящённый медведю. Хвастливый филин входит в дом легко, сравнивает свои движения – словно «дождичек быстро падающий», «словно ветерок, внезапно налетающий». Дом, «законченный с летающей копатью», - мансийские дома в прошлом. У входа стоит чувал, дым которого попадает и в дом.

Гукает филин любуясь и гордясь собою. «Попробуй, навались, горячка, - выгоню», «Попробуй, напади, злой дух, - заклюю» - хорохорится филин, возомнив себе, что ему всё подвластно, всё может сильный и уверенный в своих силах филин. Ведь он – сильнее всякой птицы, могучее всякого зверя. Так разошёлся хвастливый филин, что подходит к медведю и мочится на его шкуру.


Мочусь я на шкуру священного зверя.

Опрокидываю его чуман,

Наполненный озёрной пищей,

Наполненный обской пищей,

И разбрасываю её

По углам дома с углами.


Не зная меры, чувствуя, что многие верят в его могущество, филин, чтобы доказать свою смелость – мочится и опрокидывает чуман с едой, стоящий около «священного зверя». Филин уже не может остановиться. Он в центре внимания, как ему кажется. Но, зрители выпроваживают филина из дома… Этой песней незлобно высмеивается хвастовство.


4. Основные требования к выполнению, оформлению и защите контрольной работы


4.1. Контрольную работу нужно выполнять чернилами в школьной тетради, на обложке которой следует привести необходимые сведения:


Югорский государственный университет

Факультет заочного обучения

Специальность______________________________________


Группа______________________________________________

Контрольная работа по______________________________

дисциплина

Номер варианта________________________________________


_________________ семестр 200___ - 200___ _учебного года

осенний, весенний

Студент______________________________________________

фамилия, имя, отчество

Номер зачетной книжки_________________________________

Адрес: ______________________________________________

_____________________________________________________

Дата предоставления на проверку______________________


4.2. Условия задач (заданий) в контрольной работе надо перепи­сать полностью без сокращений. Для замечаний препода­вателя на страницах тетради оставлять поля.

4.3. Контрольная работа своевременно передается студентом на факультет заочного обучения для проверки, рецензирования и оценки.

4.4.Если контрольная работа при рецензировании не зачтена, студент обязан внести необходимые изменения и представить работу на повторную рецензию.

4.5.Студент должен быть готов во время зачета или экза­мена дать пояснения по решению задач соответствующей контрольной работы.


5. Темы контрольных работ

Тема контрольной работы выбирается по желанию. Даются два варианта для выбора.

1
Название песни
вариант.
Делается семантический анализ одной из песен (по выбору) из сборника «Песни народа манси» И.И.Авдеева. Формулируется тема так: «Песни народа манси» И.И.Авдеев. Семантический анализ ………………………………… . Примерный объём: 5-7 страниц.


2
Название песни
вариант.
Делается семантический анализ одной из песен (по выбору) из поэмы «Янгал маа» М.Плотникова. Формулируется тема так: «Янгал маа» М.Плотников. семантический анализ …………………………. . Примерный объём: 5-7 страниц.


6. Литература

  1. Авдеев И.И, «Песни народа манси», 1936г.

  2. Гемуев И.Н., Мировоззрение манси. Дом и космос. Новосибирск,1990г.

  3. Канисто А.О. О драматическом искусстве у вогул. Переиздание, 1999г.

  4. Лукина Н.В. Мифы, предания, сказки хантов и манси. 1990г.

  5. Мальцева Э.И. История изучения мансийского фольклора отечественными исследователями, 2000г.

  6. Носилов К.Д. У вогулов. Очерки и наброски, СПб, 1995г.

  7. Плотников М. «Янгал маа»,М., изд-во Академия, 1936г.

  8. Ромбандеева Е.И. Акст Л.П. Мансийские (вогульские) песни на манс. и русс. языках, 1998г.




Похожие:

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Специальная дисциплина мансийской литературы название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература» iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Данные методические указания для студентов заочной формы обучения включают в себя
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Специальная дисциплина мансийской литературы название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения специальностей «061100»
Методические указания к выполнению контрольной работы составлены на основании Государственного образовательного стандарта высшего...
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Специальная дисциплина мансийской литературы название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература» iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Приложение Пример оформления титульного листа контрольной работы
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Специальная дисциплина мансийской литературы название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Дисциплина: Социальная экология
Специальность: 060800п «Экономика и управление на предприятиях природопользования»
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Специальная дисциплина мансийской литературы название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература» iconМолчанова В. С. Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
...
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Специальная дисциплина мансийской литературы название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература» iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Приложение 1 Содержание дисциплины (Извлечение из рабочей программы дисциплины)
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Специальная дисциплина мансийской литературы название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература» iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Приложение Содержание дисциплины (Извлечение из рабочей программы дисциплины) 20
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Специальная дисциплина мансийской литературы название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература» iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям, умениям и навыкам студента
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Специальная дисциплина мансийской литературы название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы
Задания для контрольной работы по дисциплине «Управление организационными изменениями» для студентов заочной формы обучения специальности...
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Специальная дисциплина мансийской литературы название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература» iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Экономика и управление на предприятии машиностроения и направления подготовки 080500 – Менеджмент (производственный)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница