«Пензенский государственный университет» Медицинский институт Кафедра хирургии рпд 03-2002




Скачать 31,67 Kb.
Название«Пензенский государственный университет» Медицинский институт Кафедра хирургии рпд 03-2002
Дата03.02.2016
Размер31,67 Kb.
ТипДокументы


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пензенский государственный университет»

Медицинский институт

Кафедра хирургии


РПД 03-2002


ИНТЕНСИВНАЯ ТЕРАПИЯ И РЕАНИМАЦИЯ


Рабочая программа учебной дисциплины


По подготовке ___________________специалиста_____________________

По направлению _________________060101 – Лечебное дело___________

Специальности __________________060101 – Лечебное дело___________


Экземпляр №____

1. РАЗРАБОТАНА на основе программы по анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии для студентов высших медицинских учебных заведений созданной кафедрами анестезиологии и реаниматологии Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова (зав. кафедрой - профессор О.А.Долина) и Саратовского государственного медицинского университета (зав. кафедрой - профессор Г.Г.Жданов) и утвержденной на заседании Проблемной учебно-методической комиссии по анестезиологии и реаниматологии (декабрь, 1994 г., г.Москва).


Авторы – докт. мед.наук, профессор Митрошин А.Н. и старший преподаватель Митрошина С.Ю.

«___»_____________ 2004 г. _____________________ (Митрошин А. Н.)

«___»_____________ 2004 г. _____________________ (Митрошина С.Ю.)


2. РЕЦЕНЗЕНТ – зав. кафедрой физиологии, канд.мед. наук доцент Н.И. Микуляк

«___»_____________ 2004 г. _____________________ (Микуляк Н.И.)


  1. СОГЛАСОВАНА


с кафедрой анатомии,

зав. кафедрой, доктор мед. наук,

профессор О.В.КАЛМИН


кафедрой пат.анатомии,

зав. кафедрой, канд.мед.наук,

доцент С.А. МОЗЕРОВ


кафедрой фармакологии,

зав. кафедрой, доктор фарм. наук,

профессор И.Я. МОИСЕЕВА



  1. ВНЕСЕНА (ПОДГОТОВЛЕНА к утверждению) методической группой кафедры хирургии ПГМИ. Руководитель - зав. кафедрой хирургии ПГМИ при ПГУ, док. мед. наук, профессор А.Н. Митрошин.




  1. УТВЕРЖДЕНА на заседании кафедры хирургии ПГМИ при ПГУ « » _______________ 2004 г., протокол №__.

Заведующий кафедрой хирургии

ПГМИ при ПГУ, доктор мед. наук,

профессор А.Н. МИТРОШИН

УТВЕРЖДЕНА на заседании методической комиссии ПГМИ при ПГУ «____» ____________2004г. протокол №____

«___» __________________ 2004 г.

Председатель методической комиссии

ПГМИ при ПГУ


Доктор мед. наук, профессор О.В.КАЛМИН

ИНТЕНСИВНАЯ ТЕРАПИЯ И РЕАНИМАЦИЯ

Рабочая программа дисциплины


  1. Область применения

Настоящая рабочая программа (далее – Программа) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студентов медицинских вузов в области интенсивной терапии и реаниматологии. В программе представлен перечень приемов и методов, которые необходимы не только для обеспечения хирургических вмешательств, но и широко используются в общей реаниматологии и интенсивной терапии для лечения больных различного профиля. К таким методам относятся искусственная и вспомогательная вентиляция легких, различные методы интенсивной терапии острой дыхательной недостаточности, гипербарическая оксигенация, управляемые гипотермия, гипотония и гемодилюция, длительная инфузионная терапия, экстракорпоральные методы детоксикации и т.д. Без знакомства с основами анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии невозможна подготовка современного врача.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, обучающихся по специальности 060101 – Лечебное дело.

  1. Нормативные ссылки

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки специалиста 060101 лечебное дело (позиция **.**).

Учебный план ПензГУ по направлению *** и специальности 060101 – Лечебное дело, утвержденный «___» _____________ 200___ г. (блок **, позиция **).

Семестровый учебный план на текущий учебный год.

И 151.30.03 – 2000: Рабочие программы учебных дисциплин. Порядок подготовки и требования к содержанию.

  1. Нормативная трудоемкость изучения дисциплины

Трудоемкость дисциплины в часах, исходя из 19-недельного семестра в I полугодии и 17-недельного семестра во II полугодии (всего в году / в среднем в неделю):

10 семестр

Обязательная аудиторная работа

34 час

Лекции

10 час

Лабораторные занятия




Практические занятия (цикловые)

24 час

Семинары

Не предусмотрено

Курсовое проектирование

Не предусмотрено

Самостоятельная работа студента




Аудиторная



Внеаудиторная



В том числе курсовая работа (проект)


+

Контроль




Текущий на занятиях


+

Защита курсовой работы (проекта) с оценкой


+

Зачет



Экзамен




  1. Цель и задачи дисциплины

4.1. Целью дисциплины «Интенсивная терапия и реаниматология» является научить студентов V курса умению применять как простейшие методы обезболивания при выполнении болезненных процедур и вмешательств, так и современные методы реанимации и интенсивной терапии при оказании помощи больным и пострадавшим в критических состояниях различной этиологии.

В результате изучения курса хирургических болезней студенты V курса обучения должны

Иметь представление о возможностях современной специализированной анестезиолого-реанимационной службы, к которой он может при необходимости обратиться.

Знать простейшие методы обезболивания при выполнении болезненных процедур и вмешательств, особенно у детей, для купирования острых и хронических болевых синдромов.

Уметь

- провести комплекс реанимационных мероприятий при клинической смерти и терминальных состояниях;

- применять современные методы реанимации и интенсивной терапии при оказании помощи больным и пострадавшим в критических состояниях различной этиологии.

На изучение дисциплины «Интенсивная терапия и реаниматология» учебным планом предусмотрено 34 учебных часа (10 лекционных и 24 часа практических занятий).

Практические занятия проводятся по цикловому методу. Цель практических занятий – научить студентов умению применять как простейшие методы обезболивания при выполнении болезненных процедур, вмешательств, так и современных методов реанимации и интенсивной терапии при оказании помощи больным и пострадавшим в критических состояниях различной этиологии.

Во время практических занятий студенты отрабатывают практические навыки на муляжах, курируют больных и заполняют карты микрокурации на каждого обследованного в процессе самостоятельной работы больного.

Для овладения методами инфузионной терапии и реанимации у больных, находящихся в критическом состоянии, усовершенствования умений в выполнении лечебных манипуляций в каждой студенческой группе организуется 1-2 обязательных дежурства студентов с преподавателем в вечерние часы.

При изучении дисциплины обращается внимание на особенности проведения обезболивания, интенсивной терапии и реанимации у лиц пожилого возраста.

К таким особенностям относятся:

    • повышенный операционный риск;

    • сопутствующие заболевания, отягощающие общее состояние организма;

    • психический статус;

    • реакция организма на кровотечение;

    • предоперационный и послеоперационный периоды;

    • реакция организма на инфекционный патологический процесс;

Студент должен уметь:

  1. Диагностировать состояние клинической смерти.

  2. Диагностировать обморок, коллапс, кому.

  3. Определить показания и противопоказания к проведению реанимационных мероприятий.

  4. Определять степень поражения ЦНС - прекома, кома, декортикация.

  5. Корригировать нарушения КЩС и газового состава крови, ОЦК, ЦВД, электролитного баланса.

  6. Определять показания к ВИВЛ, ИВЛ, гипербарической оксигенации.

  7. Определять последовательность лечебных мероприятий при купировании астматического статуса, судорожного синдрома, острой дыхательной недостаточности, обусловленной массивной пневмонией, ателектазом легких, механической обструкцией трахеи и бронхов.

  8. Определять показания к чрескожной катетеризации трахеи, бронхоскопии, трахеостомии.

  9. Проводить обезболивание при болезненных манипуляциях и травматических повреждениях, коликах, болевом синдроме.

Студент должен уметь выполнять следующие манипуляции:

    • владеть простейшим аппаратом для искусственной вентиляции легких;

    • активно поддерживать свободную проходимость верхних дыхательных путей;

    • интубировать трахею на манекене;

    • применять препараты для НЛА и ганглиоблокаторы при лечении отека легких; антиаритмические препараты для лечения аритмий;

    • провести инфузионную терапию;

    • провести гемотрансфузию;

    • проводить оксигенотерапию через назофарингиальные катетеры.

Студент должен уметь оказать первую помощь и знать принципы тактики на догоспитальном этапе при:

  • купировании астматического статуса, судорожного синдрома, острой дыхательной недостаточности, обусловленной массивной пневмонией, ателектазом легких, механической обструкцией трахеи и бронхов;

  • механической асфиксии, утоплении, поражении электрическим током;

  • желудочно-кишечном кровотечении;

  • напряженном и открытом пневмотораксе;

  • шоке.

  1. Место дисциплины в учебном процессе

Дисциплина «Интенсивная терапия и реанимация» относится к циклу специальных дисциплин, обеспечивающих подготовку врача-специалиста любого профиля.

Изучение дисциплины базируется на следующих основных дисциплинах: анатомия, гистология, биология, физиология, патологическая физиология, биохимия, топографическая анатомия, фармакология, общая хирургия и анестезиология. Преподавание основывается на синдромном подходе к изучению основных патологических состояний с изучением студентами отдельных элементов практической деятельности. Основные положения дисциплины используются в дальнейшем при переходе к изучению основ клинической и частной хирургии, гинекологии, травматологии, онкологии и т.д..

  1. Сводные данные об основных разделах дисциплины

Содержание программы представлено тремя разделами.

  • Лечение болевого синдрома

  • Интенсивная терапия критических состояний

  • Лечение эндогенной интоксикации




Название раздела

Количество часов занятий

Уровни изучения

Аудиторных

Самостоятельных

Лекционных

Практических

Лабораторных

Лечение болевого синдрома

2

4

-

-

Б

Интенсивная терапия критических состояний

6

16

-




Б

Лечение эндогенной интоксикации

2

4

-




Б

Итого:

10

24

-







  1. Лекции

Тематический план лекций:

№ п/п

Темы по семестрам.

Количество часов




Тема лекций 10-го семестра




1.

Лечение болевого синдрома

2

2.

Общие принципы лечения дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности, инфузионная терапия

2

3.

Интенсивная терапия на догоспитальном этапе. Шок, острая кровопотеря, отравления.

2

4.

Комы: дифференциальная диагностика, интенсивная терапия

2

5.

Интенсивная терапия эндотоксикоза

2




Итого за 10 семестр

10

7.3. Материально-техническое обеспечение лекций: мультимедийный проектор, компьютер. проектор слайдов с набором слайдов по тематике лекций, негатоскоп и рентгенограммы больных, кодоскоп и демонстрационный материал к нему, таблицы и схемы.

  1. Практические занятия

8.1.Тематический план практических занятий


№ п/п

Название темы

Часы

10 семестр



Обезболивание в амбулаторных условиях и на дому (обезболивание при болезненных манипуляциях и травматических повреждениях, лечение болевого синдрома) 1


2



Обезболивание в амбулаторных условиях и на дому (обезболивание при болезненных манипуляциях и травматических повреждениях, лечение болевого синдрома) 2

2



Общие принципы интенсивной инфузионной терапии. Инфузионая терапия на догоспитальном этапе, в условиях транспортировки и т.д. 1

2



Общие принципы интенсивной инфузионной терапии. Инфузионая терапия на догоспитальном этапе, в условиях транспортировки и т.д. 2

2



Реанимация и интенсивная терапия при шоке различной этиологии (травматический, ожоговый, геморрагический, анафилактический, кардиогенный, токсико-септический и др.)

2



Неотложная помощь и интенсивная терапия при обмороке, коллапсе, коме.

2



Интенсивная терапия острой дыхательной недостаточности при ларингостенозе, астматическом статусе, тяжелых формах пневмонии.

2



Интенсивная терапия острой дыхательной недостаточности при отеке легких и других острых заболеваниях органов дыхания в том числе и на догоспитальном этапе.

2



Реанимация и интенсивная терапия при острых отравлениях у взрослых и детей на догоспитальном этапе.

2



Реанимация и интенсивная терапия при острых отравлениях у взрослых и детей.

2



Интенсивная терапия эндогенной интоксикации

2



Методы экстракорпоральной детоксикации: показания технология, осложнения.

2

Всего в 10 семестре

24

8.2 Форма проведения практических занятий – традиционная.

8.3 Материально-техническое обеспечение практических занятий: проектор слайдов с набором слайдов по тематике лекций, негатоскоп и рентгенограммы больных, кодоскоп и демонстрационный материал к нему, таблицы и схемы. На практических занятиях студенты курируют больных и заполняют карты микрокурации больных, находящихся на лечении в ОРИТ.


  1. Разделы и их содержание

Клиническая реаниматология


Реанимация и интенсивная терапия при шоке различной этиологии.

Травматический шок - патофизиология, реанимационные мероприятия и интенсивная терапия. Особенности реанимационных мероприятий и интенсивной терапии при синдроме длительного раздавливания, при сдавлении грудной клетки. Черепно-мозговая травма, реанимация и интенсивная терапия.

Ожоговый шок. Патофизиология, биохимические сдвиги. Реанимационные мероприятия и интенсивная терапия, особенности анестезии, инфузионная терапия.

Анафилактический шок. Этиология, патофизиология, реанимационные мероприятия и интенсивная терапия. Особенности реанимации и интенсивной терапии при шоке после введения антибиотиков.

Геморрагический шок. Патофизиология, диагностика, реанимационные мероприятия и интенсивная терапия.

Реанимационные мероприятия при трансфузионном шоке вследствие переливания несовместимой крови.

Судорожный синдром. Реанимационные мероприятия. Применение лечебного наркоза, мышечных релаксантов, продленной искусственной вентиляции легких, краниоцеребральной гипотермии. Особенности реанимационных мероприятий и интенсивной терапии при столбняке.

Гипертермический синдром. Патофизиология. Клиника. Интенсивная терапия. Злокачественная гипертермия.

Методы интенсивной терапии при делириозных состояниях.

Реанимация и интенсивная терапия при осложненном инфаркте миокарда (кардиогенный шок, отек легких, нарушения ритма). Интенсивная терапия при пароксизмальной тахикардии, мерцательной аритмии, экстрасистолии, синдроме Морганьи-Эдемс-Стокса. Вспомогательное кровообращение. Электроимпульсная терапия (дефибрилляция, кардиоверсия и электростимуляция сердца) при инфаркте миокарда и нарушениях ритма. Гипертонический криз, патофизиология, интенсивная терапия.

Тромбоэмболия в системе легочной артерии. Патогенез, клиника, диагностика, реанимация и интенсивная терапия.

Реанимация и интенсивная терапия при острой дыхательной недостаточности, развившейся вследствие массивной пневмонии, ателектазов легких, некупирующегося приступа бронхиальной астмы, аспира-ционного синдрома, бронхо- и ларингоспазма, отека подсвязочного пространства. Респираторный дистресс-синдром.

Реанимация и интенсивная терапия при несчастных случаях (утопление в соленой и пресной воде, асфиксия, электротравма, переохлаж-дение, тепловой удар, синдром длительного сдавления). Патофизиология, последовательность реанимационных мероприятий.

Интенсивная терапия при коматозных состояниях: гипер- и гипо-гликемическая кома, гиперосмолярная кома, отек мозга, острые нарушения мозгового кровообращения, судорожный синдром.

Экзогенные интоксикации. Пути попадания токсических веществ в организм. Отравление алкоголем и его суррогатами, снотворными и седативными средствами, ФОС, хлорированными углеводородами, прижигающими жидкостями, угарным газом, грибами. Укус ядовитых змей, насекомых. Патофизиология, клиника, диагностика. Общие принципы лечения острых отравлений. Особенности интенсивной терапии при различных острых отравлениях. Патофизиология, клиника, диагностика, интенсивная терапия при пищевой токсикоинфекции, ботулизме, холере.

Острая почечная недостаточность. Патофизиология, клиническое течение, интенсивная терапия. Показания к перитонеальному диализу, гемодиализу и гемофильтрации, лимфосорбции, гемосорбции и плазмаферезу.

Острая печеночная недостаточность. Патофизиология, клиническое течение. Печеночная кома. Интенсивная терапия. Показания к гемосорбции, лимфосорбции, использованию гетеротропной печени.

Методики интенсивной терапии при подготовке тяжелых хирургических больных к операции (коррекция нарушений гемодинамики, дыхания, водно-электролитного и белкового балансов, КЩС).

Интенсивная терапия раннего послеоперационного периода. Коррекция функциональных нарушений у больных, оперированных по поводу острой кишечной непроходимости, перитонита, стеноза привратника, кишечных свищей. Особенности инфузионно-трансфузионной терапии и парентерального питания в послеоперационном периоде у больных, оперированных на органах брюшной полости.

Интенсивная терапия и реанимация у акушерско-гинекологических больных: при операциях в условиях острой массивной кровопотери, интенсивная терапия при ДВС-синдроме, эмболии в системе легочной артерии, эмболии околоплодными водами, при синдроме Мендельсона. Интенсивная терапия при тяжелых формах позднего токсикоза беременных, при токсикоинфекционном шоке, острой почечной и печеночной недостаточности у акушерско-гинекологических больных.

Особенности интенсивной терапии раннего послеоперационного периода после акушерских и гинекологических операциях у женщин с сопутствующими заболеваниями. Инфузионно-трансфузионная терапия, коррекция КЩС, водно-электролитного и белкового балансов.

  1. Лабораторные занятия – не предусмотрено

  2. Семинарские занятия – не предусмотрено

  3. Другие виды аудиторных занятий – не предусмотрено

  4. Курсовой проект (курсовая работа) – Обзор литературы по темам в рамках проблем, изучаемых дисциплиной «Интенсивная терапия и реаниматологи».

  5. Контроль знаний студентов осуществляется путем опроса, использования письменных или компьютерных тестовых заданий, решения ситуационных задач, проверки карт микрокураций больного с собеседованием.

  6. Другие виды самостоятельной работы

Оформление карт микрокурации больного, находящихся на лечении в ОРИТ.

  1. Рекомендуемая литература

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Основная литература

  1. Анестезиология и реаниматология/Учебное пособие под ред. О.А. Долининой.- М.:Медицина, 1988. – 544 с.

  2. Бунятян А.А., Рябов Г.А., Маневич А.З. Анестезиология и реаниматология.- М., 1984.

  3. Гологорский В.А. и др. Пункция и катетеризация периферических сосудов в анестезиологической и реаниматологической практике.- М., 1983.

  4. Дамир Е.А., Гуляев Г.В. Руководство по анестезиологии.- М., 1969.

  5. Жоров И.С. Общее обезболивание.- М., 1964.

  6. Зильбер А.П. Клиническая физиология в анестезиологии и реаниматологии. -М., 1984.

  7. Зильбер А.П. Дыхательная недостаточность.- М., 1989.

  8. Кассиль В.Л. Искусственная вентиляция легких в интенсивной терапии.- М., 1987.

  9. Лужников Е.А. Клиническая токсикология.- М., 1982.

  10. Малышев В.Д. Интенсивная терапия острых водно-электролитных нарушений.- М., 1985.

  11. Малышев В.Д. Острая дыхательная недостаточность.- М., 1989.

  12. Неговский В.А. Основы реаниматологии.- М., 1975.

  13. Пащук А.Ю. Регионарное обезболивание.- М., 1987.

  14. Руководство к практическим занятиям по анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии/Под ред. Проф.Н.М. Федоровского.- М.: Медицина, 2002.- 240 с.

  15. Руководство по анестезиологии/ Под ред. А.А.Бунятяна.- М., 1994.

  16. Рябов Г.А., Семенов В.Н., Терентьева Л.М. Экстренная анестезиология.- М., 1983.

  17. Рябов Г.А. Синдромы критических состояний.- М., 1994.

  18. Сумин С.А. Неотложные состояния. – М.: «Фармакологический мир», 2000. – 464 с.

  19. Шанин Ю.Н. и др. Послеоперационная интенсивная терапия.- Л., 1978.


Дополнительная литература

  1. Бутров А.В. Экстренная анестезиология.- М., 1990.

  2. Дарбинян Т.М., Тверской А.Л., Натансон М.Г. Премедикация, наркоз и дыхание.- М., 1973.

  3. Дарбинян Т.М., Звягин А.А., Цитовский Ю.И. Анестезия и реанимация на этапах медицинской эвакуации. - М., 1984.

  4. Долина О.А. Анестезия и реанимация в хирургии легких.- М., 1975.

  5. Жданов Г.Г. Интенсивная терапия острой дыхательной недостаточности и гипоксии.- Саратов, 1995.

  6. Косоногов Л.Ф. и др. Вспомогательное кровообращение и гипербарическая оксигенация при травматическом шоке.- М., 1991.

  7. Михельсон В.А. Детская анестезиология и реаниматология.- М., 1985.

  8. Неговский В.А. и др. Постреанимационная болезнь.- М., 1979.

  9. Пермяков Н.К. Патология реанимации и интенсивной терапии.- М., 1985.

  10. Петровский Б.В., Ефуни С.Н. и др. Гипербарическая оксигенация и сердечно-сосудистая система.- М., 1987.

  11. Расстригин Н.Н. Анестезия и реанимация в акушерстве и гинекологии.- М., 1978.

  12. Справочник по анестезиологии и реаниматологии/ Под ред. А.А.Бунятяна.- М., 1982.

  13. Усенко Л.В. Анестезиология и реаниматология (практические занятия).- Киев, 1983.

  14. Чепкий Л.П., Жалко-Титаренко В.Ф. Анестезиология и реаниматология.- Киев, 1983.

  1. Методические материалы

Методические рекомендации к практическим занятиям по интенсивной терапии и реанимации кафедры хирургии Пензенского государственного медицинского института Пензенского государственного университета.

  1. Сведения о пере утверждении программы на очередной учебный год и регистрация изменений

Учебный год

Учебная группа

Решение кафедры (№ протокола, дата, подпись зав. кафедрой)

Решение методической комиссии медицинского факультета ПГУ (№ протокола, дата, подпись председателя МКМФ)

Лектор (разработчик программы)

Номер изменения











































































Похожие:

«Пензенский государственный университет» Медицинский институт Кафедра хирургии рпд 03-2002 icon"Применение робототехники в хирургии. Преимущества и недостатки системы Да Винчи"
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский Государственный Медицинский...
«Пензенский государственный университет» Медицинский институт Кафедра хирургии рпд 03-2002 icon«Пензенский государственный университет» ( фгбоу впо «Пензенский государственный университет»)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Пензенский государственный университет» Медицинский институт Кафедра хирургии рпд 03-2002 iconЭффективность использования аутогенного тромбоцитарного геля в сочетании с внутрикостным введением натрия гипохлорита при хирургическом лечении больных хроническим пародонтитом.
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Пензенский...
«Пензенский государственный университет» Медицинский институт Кафедра хирургии рпд 03-2002 iconМинистерство здравоохранения Украины Луганский государственный медицинский университет Кафедра хирургии
По организации самостоятельной работы студентов ivкурса медицинского факультета по специальности «Лечебное дело» и «Педиатрия», обучающихся...
«Пензенский государственный университет» Медицинский институт Кафедра хирургии рпд 03-2002 iconУчреждение образования «гомельский государственный медицинский университет» Кафедра оториноларингологии с курсом офтальмологии
И. Д. Шляга, С. В. Ермолин, Д. Д. Редько. — Гомель: учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет»,...
«Пензенский государственный университет» Медицинский институт Кафедра хирургии рпд 03-2002 iconКафедра оперативной хирургии и топографической анатомии
Организация и формы контроля самостоятельной работы обучающихся в высшей школе: материалы учебно-методической конференции преподавателей...
«Пензенский государственный университет» Медицинский институт Кафедра хирургии рпд 03-2002 iconС. И. Болтрукевич, заведующий кафедрой травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии Учреждения образования Гродненский государственный медицинский
С. И. Болтрукевич, заведующий кафедрой травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии Учреждения образования «Гродненский государственный...
«Пензенский государственный университет» Медицинский институт Кафедра хирургии рпд 03-2002 iconМетодические указания по подготовке выпускной квалификационной работы (дипломного проекта) для студентов специальности 080503 «Антикризисное управление» [Текст] / Государственный университет управления, Институт национальной и мировой экономики, Кафедра менеджмента;
«Антикризисное управление» [Текст] / Государственный университет управления, Институт национальной и мировой экономики, Кафедра менеджмента;...
«Пензенский государственный университет» Медицинский институт Кафедра хирургии рпд 03-2002 icon«научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева российской академии медицинских наук»
«российский государственный медицинский университет федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
«Пензенский государственный университет» Медицинский институт Кафедра хирургии рпд 03-2002 iconПояснительная записка
С. И. Болтрукевич, заведующий кафедрой травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии Учреждения образования «Гродненский государственный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница