Реферат по международному праву на тему: «право внешних сношений»




Скачать 16,14 Kb.
НазваниеРеферат по международному праву на тему: «право внешних сношений»
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер16,14 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ


РЕФЕРАТ


ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ


на тему:


«ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ»


Подготовила:

*********

Проверил:

Антонов И.П.


Москва 2006

Право внешних сношений

Право внешних сношений — отрасль международного права, регулирующая официальные межгосударственные отношения. Концепция права внешних сношений разработана проф. К. К. Санд-ровским.'

Институтом этой отрасли является право на внешние сноше­ния, вытекающее из суверенитета государства, право на участие в жизни международного сообщества на основе суверенного ра­венства. Право государства на внешние сношения основано на международно-правовых нормах и существует независимо от внутреннего права, которое может обходить область внешних сношений молчанием.

В соответствии с принципом суверенного равенства все госу­дарства имеют равные суверенные права и обязанности и явля­ются равноправными членами международного сообщества. Го­сударства обязаны уважать право друг друга определять и осу­ществлять по своему усмотрению их отношения с другими госу­дарствами в соответствии с международным правом. Они имеют право принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками договоров.

Согласно принципу невмешательства государства не имеют права вмешиваться не только во внутренние, но и во внешние дела другого государства, входящие в его суверенную компетен­цию. Государство не может применять или поощрять примене­ние экономических, политических или иных мер с целью подчи­нения другого государства в осуществлении им своих суверен­ных прав. Вместе с тем, международное право обязывает госу­дарства сотрудничать друг с другом 'во имя достижения целей ООН (принцип сотрудничества).

Основным источником права внешних сношений являются об­щепризнанные принципы и нормы международного права. Многосторонние и иные договоры уточняют нормы общего междуна­родного права в конкретных областях права внешних сношений (дипломатическое, консульское право и др.).

' Сандровский К. К. Право внешних сношений. Киев. 1986. ^ Верховный Суд США еще в 1936 г. определил: "Обладание феде­ральным правительством властью внешнего суверенитета не зависит от наделения его этой властью Конституцией." Соответствующие полномочия "неотделимы от концепции государственности. Настоящий Суд... находит основание для своего заключения не в положениях Кон­ституции, а в международном праве." (U. S. Reports. Vol. 299. 1936. P. 317—318).

Система органов внешних сношений

Система органов внешних сношений определяется условиями международной жизни и призвана обеспечить защиту националь­ных интересов государства. Государство является единым субъ­ектом международного права. Поэтому право внешних сношений принадлежит центральной власти. Конституция РФ отнесла к ведению Федерации внешнюю политику и международные отно­шения РФ (п. "к" ст. 71). Условия международного общения опре­делили тот факт, что внешние сношения традиционно являются сферой исполнительной власти. Это положение нашло отраже­ние как в конституционном, так и в международном праве. Со­гласно международному праву в силу своего официального поло­жения, без специальных полномочий государство представляют глава государства, глава правительства и министр иностранных дел (Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., ст. 7.2). Конкретные полномочия определяются внутрен­ним правом.

Глава государства

Конкретные полномочия главы государства зависят от консти­туционной системы государства. Особенно значительны они в президентских республиках.

Согласно Конституции РФ Президент как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отно­шениях (ч. 4 ст. 80). Он осуществляет руководство внешней поли­тикой, утверждает военную доктрину и, очевидно, также доктрину внешнеполитическую, ведет переговоры и подписывает догово­ры. После консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания назначает диплома­тических представителей в иностранных государствах и между­народных организациях. Президент принимает верительные и от­зывные грамоты дипломатических представителей, которые ак­кредитуются при нем.

Как Верховный главнокомандующий Президент осуществляет права, предусмотренные международным правом на случай вой­ны, включая применение вооруженных сил в порядке самооборо­ны, объявление нейтралитета, заключение перемирия и др. В

Правительство

В парламентарных республиках главная роль в осуществле­нии внешних сношений принадлежит правительству. В нашей стране Правительство традиционно занимает положение органа преимущественно социально-экономического руководства. Его полномочия в международной области Конституция определила в самой общей форме: осуществляет меры по обеспечению "реа­лизации внешней политики" (п. "д" ч. 1 ст. 114). Иначе говоря, Правительство осуществляет курс внешней политики, опреде­ляемый Президентом. На этом основании Министерство инос­транных дел подведомственно Президенту по вопросам, закреп­ленным за ним Конституцией либо законодательными актами РФ (Положение о МИД РФ 1995 г., п. 1).

Ведомство иностранных дел

Ведомства иностранных дел являются органами исполнитель­ной власти, осуществляющими управление внешними сношения­ми государства. Они состоят из центрального аппарата, а также зарубежных дипломатических представительств и консульских учреждений, представительств при международных организациях.

Положение о МИД РФ, утвержденное Указом Президента от 14 марта 1995 г., определило основные задачи Министерства сле­дующим образом: разработка и представление Президенту об­щей стратегии внешней политики; реализация внешнеполитичес­кого курса; координация международных связей субъектов Феде­рации; обеспечение дипломатической защиты интересов России; защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за ру­бежом; обеспечение дипломатических и консульских отношений; координация деятельности и контроль за работой федеральных органов исполнительной власти в области внешних еношений.

В правовой сфере МИД разрабатывает проекты договоров; осу­ществляет общее наблюдение за выполнением договоров; участ­вует в подготовке предложений по приведению законодательст­ва в соответствие с международно-правовыми обязательствами; обеспечивает действие единой системы регистрации и учета до­говоров; хранит подлинники и официальные копии договоров; осуществляет контроль за соответствием проектов договоров за­конодательству РФ и международному праву. Особо отмечу за дачу содействия осуществлению межпарламентских и других внешних связей Федерального Собрания.

Иные ведомства

По мере расширения спектра межгосударственных связей все большее число ведомств вовлекается в их осуществление в рам­ках своей компетенции, выступая в качестве специализирован­ных органов внешних сношений. В США министерство почт об­ладает законодательно оформленной компетенцией заключать международные соглашения в своей области без участия госде­партамента. Большинство наиболее крупных учреждений испол­нительной власти США поддерживают международные отноше­ния, заключают соглашения.

Возможность участия ведомств РФ в международных отноше­ниях предусмотрена Законом о международных договорах. Кро­ме того, соответствующие полномочия предусмотрены в положе­ниях о министерствах. В Положении о Министерстве юстиции РФ, например, говорится, что оно подписывает международные договоры РФ о правовой помощи по гражданским, семейным, уго­ловным и иным делам (ст. 16).

Парламент

Ни в международном праве, ни в международной практике за парламентом не признается статус органа внешних сношений. Не делает этого и конституционное право. Президенты "и госсекрета­ри США не раз разъясняли другим правительствам, что члены Конгресса ни в индивидуальных заявлениях, ни в совместных резолюциях не выражают внешнеполитическую позицию США, подобные документы лишены юридического значения. Известны случаи, когда парламенты вторгались в компетенцию исполни­тельной власти и каждый раз результат был негативным

Желая оказать давление на ряд европейских государств в целях ускорения одобрения ими договора о Европейском оборонительном со­обществе, Конгресс США в 1954 г. включил в закон положение, соглас­но которому закупленные на государственные средства военные това­ры не будут поставляться государствам, не ратифицировавшим дого­вор. Европейские государства заявили протест, расценив это давление как вмешательство в их внутренние дела. Отрицательную позицию за­няла и администрация США.

Система органов внешних сношений

В 1995 г. Дума приняла закон о прекращении участия России в осуществлении международных санкций в отношении Югосла­вии, что противоречило обязательствам государства по Уставу ООН. Указав на это, Президент отклонил закон. Общепризнанное в международной практике положение требует, чтобы государ­ство говорило одним голосом.

Сказанное ранее не означает принижения роли парламента в определении и осуществлении внешней политики. Исполнитель­ная власть нуждается в политической, моральной и материаль­ной поддержке законодательной власти. Парламент издает соот­ветствующие законы, участвует в ратификации договоров. Кон­ституция России специально оговаривает такие полномочия пар­ламента, как принятие федеральных законов по вопросам войны и мира, решение вопроса о возможности использования воору­женных сил России за рубежом.

Для эффективности внешних сношений государства сотрудни­чество исполнительной и законодательной власти имеет сущест­венное значение. Противостояние в этой области отрицательно сказывается на национальных интересах. Между тем, такое про­тивостояние имеет место в некоторых государствах. В США сенат­ский комитет по иностранным делам называют кладбищем между­народных договоров. В результате исполнительная власть все шире прибегает к политическим обязательствам неправового ха­рактера, которые не подлежат ратификации (совместные коммю­нике и заявления, резолюции международных совещаний и т. п.).

Парламент является важным каналом влияния внутренней политики на политику внешнюю. При осуществлении последней главе исполнительной власти приходится одновременно играть на двух досках, одну партию с внутриполитическими силами, другую — с контрагентами на международной арене.

Не будучи органом внешних сношений, парламент вместе с тем вправе поддерживать межпарламентские связи, значение которых неуклонно растет.

Суд

Суд, разумеется, не является органом внешних сношений. Вмес­те с тем для современности характерна активизация связей, осо­бенно между высшими судами разных стран, что имеет сущест­венное значение и для международного права, в частности, для реализации его предписаний внутри стран.

Нельзя также сбрасывать со счетов то значение, которое могут иметь решения конституционных судов при определении компетенции органов государства в области внешних сношений. Феде­ральный конституционный суд ФРГ, например, определил, что Основной закон обеспечивает федеральной исполнительной власти доминирующую позицию в области внешней политики.

Дипломатическое право

Дипломатическое право представляет собой совокупность норм, регулирующих правовое положение и деятельность дипломати­ческих представительств государств. Оно необходимо для осу­ществления государством права посольства, которое включает активное право посольства (т. е. право направлять посольства) и пассивное право посольства (т. е. право принимать посольства).

Источниками дипломатического права являются, прежде все­го, обычные международно-правовые нормы. Большинство этих норм являются общепризнанными. Они кодифицированы и до­полнены в ряде универсальных конвенций: Венской конвенции дипломатических сношениях 1961 г. (Россия участвует), Конвен­ции о специальных миссиях 1969 г. (Россия не участвует). Кон­венции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе диплома­тических агентов, 1973 г. (Россия участвует).

Начало и окончание дипломатического представительства

Установление дипломатических отношений и учреждение пред­ставительств осуществляется по соглашению государств. Уста­новление дипломатических отношений не всегда влечет за собой учреждение представительства.

Процедура назначения и принятия дипломатического предста­вителя называется аккредитованием. До официального назначе­ния главы представительства государство должно получить со­гласие (агреман) страны пребывания на назначение именно дан­ного лица в соответствующем качестве. Страна пребывания мо­жет отказать в агремане без объяснения мотивов отказа. После получения агремана глава представительства становится perso­na grata (буквально — желательным лицом). Члены представи­тельства в принципе должны быть гражданами аккредитирующего государства.

После получения агремана и официального назначения глава представительства получает подписанные главой его государст­ва верительные грамоты, т. е. полномочия общего характера. Аккредитование завершается вручением грамот главе государства назначения, после чего представитель может приступить к вы­полнению своих функций.

Миссия дипломатического представителя прекращается по инициативе его государства (отставка, новое назначение, болезнь), либо по инициативе страны пребывания в случае признания дан­ного лица persona поп grata.

Основаниями для прекращения деятельности всего представи­тельства являются прекращение дипломатических отношений, состояние войны, прекращение существования одной из сторон в таких отношениях.

Виды дипломатических представительств

Вплоть до Первой мировой войны только великие державы обменивались представительствами на уровне посольств. Ныне в соответствий с принципом суверенного равенства все государст­ва могут обмениваться посольствами. Тем не менее по разным причинам сохраняются представительства более низкого ранга, именуемые миссиями. Ранг представительства обычно определя­ется состоянием отношений между соответствующими государ­ствами. Различия между ними носят не правовой, а лишь прото­кольный характер.

Венская конвенция закрепила три класса глав представи­тельств: послы и посланники, аккредитуемые при главах госу­дарств, поверенные в делах, аккредитируемых при министрах иностранных дел.

Посольство возглавляется чрезвычайным и полномочным пос­лом, миссия — посланником или поверенным в делах. Последне­го следует отличать от временного поверенного в делах, который в отсутствие посла может временно возглавлять посольство.

Специальные миссии

Развитие взаимодействия государств обусловило распростра­нение такой формы представительства как специальные миссии (миссии ad hoc).^ Конвенция о специальных миссиях 1969 г. опре­деляет такого рода миссию как временное представительство го­сударства, которое направляется одним государством в другое с согласия последнего для решения специальных вопросов или для выполнения специального задания. Деятельность таких миссий называют дипломатией ad hoc. За постоянными посольствами со­храняется повседневное обслуживание официальных отношений. В решении других проблем решающее значение принадлежит специальным миссиям.

Особенно велико значение миссий на высшем уровне, с учас­тием глав государств и правительств. Встречи на высшем уровне стали постоянным явлением. В ходе их решаются наиболее важ­ные международные проблемы. Исключительно важную роль играют встречи на высшем уровне для развития отношений в рамках СНГ.

Конвенция о спецмиссиях предусматривает для их членов при­вилегии и иммунитеты, аналогичные дипломатическим. Замечу, что высшие должностные лица при любом официальном визите в другое государство пользуются дипломатическим иммунитетом.

  1   2   3

Похожие:

Реферат по международному праву на тему: «право внешних сношений» iconРеферат по избирательному праву на тему: «Сравнительный анализ современных избирательных систем»
Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства с. 5-8
Реферат по международному праву на тему: «право внешних сношений» iconФорум VI шестая сессия Межправительственного форума по химической безопасности Дакар, Сенегал
Подготовлено: Центром по международному экологическому праву в консультациях с Рабочей группой пкф и по поручению Правительства Германии,...
Реферат по международному праву на тему: «право внешних сношений» iconРеферат по истории педагогики на тему
Реферат по истории педагогики на тему: «Актуальные вопросы семейного воспитания в истории зарубежной и русской педагогики»
Реферат по международному праву на тему: «право внешних сношений» iconСпортивное право образовательная
Понкин И. В., Соловьев А. А., Гребнев Р. Д., Понкина А. И. Спортивное право: Образовательная программа магистерской подготовки по...
Реферат по международному праву на тему: «право внешних сношений» iconМетодические указания по выполнению курсовых работ и примерная тематика курсовых работ по международному праву и по их выполнению Методические рекомендации преподавателю
Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций в соответствии с требованиями гос
Реферат по международному праву на тему: «право внешних сношений» iconМетодическое пособие по международному праву для специалистов
Методическое пособие предназначено для студентов отделения регионоведения факультета истории, социологии и международных отношений....
Реферат по международному праву на тему: «право внешних сношений» iconПрограмма дисциплины «Строительное право»
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Гражданское право», «Административное право», «Международное право»,...
Реферат по международному праву на тему: «право внешних сношений» iconСтатья 19 определяет ряд проблем в проекте Закона и обосновывает тот факт, что положения о клевете и разжигании не соответствуют международному праву.
В данном кратком обзоре статья 19 анализирует положения проекта нового Уголовного кодекса Казахстана (Проект Кодекса), относящиеся...
Реферат по международному праву на тему: «право внешних сношений» iconРеферат по новейшей истории на тему

Реферат по международному праву на тему: «право внешних сношений» iconПолитика. Политология. Право. Юридические науки. Гражданская защита
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница