Методические рекомендации по формированию здорового образа жизни у учащихся. (в помощь учителям, классным руководителям, организаторам детских коллективов )




Скачать 11,42 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по формированию здорового образа жизни у учащихся. (в помощь учителям, классным руководителям, организаторам детских коллективов )
страница1/6
Дата03.02.2016
Размер11,42 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6



Республика Марий Эл

Государственное общеобразовательное учреждение Центр Образования № 18




Методические рекомендации по формированию здорового образа жизни у учащихся.

(в помощь учителям, классным руководителям, организаторам детских коллективов )


Йошкар-Ола

2008 год


Содержание


Введение

Режим дня

Профилактика близорукости

Дыхание - фактор развития и укрепления здоровья

Точечный массаж

Рациональное питание

Профилактика плоскостопия

Гимнастика для мозга

Профилактика неврозов

Профилактика скалеоза

Танцевально-двигательная терапия


Содержание DVD приложения


  • Гимнастика для глаз ( фильм о рекомендациях врача)

  • Здоровые спинки ( фильм-комплекс упражнения)

  • Осторожно - еда! ( документальный фильм)

  • Здоровый позвоночник ( фильм- рекомендации по сохранению осанки)

  • Дыхательная гимнастика( фильм с упражнениями)

  • Самомассаж ( фильм с описанием приемов массажа)

  • Разминка в русском стиле

  • Разминка в разных танцевальных стилях

  • Курение? Аргументы против? ( подборка сюжетов против курения)



В пособии использованы материалы сайтов о здоровье.


Введение


Современная модернизация образования нацелена на обеспечение условий обучения и воспитания, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей.

Однако наблюдаемый в массовой практике процесс создания здоровье сберегающей образовательной среды зачастую приводит к снижению результативности педагогической деятельности, излишней трате учительских сил и времени, отчуждению преподавателей и учащихся от ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВЬЯ.

При этом неуклонно возрастает количество детей с хроническими заболеваниями, не позволяющими им выдерживать соответствующие возрасту физические и умственные нагрузки. Заметно увеличивается число школьников с дисгармоничным развитием, нарушение пропорцией между длинной и массой тела. Кроме этого, нередко среди младших школьников возникают проблемы связанные с курением, алкоголизмом и наркоманией.

Ухудшающееся зрение, хронические заболевания внутренних органов, астеническое состояние организма- все это последствия систематического переутомления школьников. Рабочий день старшеклассник составляет 12-14 часов. В результате к концу обучения в школе 70% функциональных расстройств принимают хроническую форму.

Чтобы остановить регресс нации и процесс разрушения необходимо формировать у школьников четкую ГРАЖДАНСКУЮ позицию, заключающуюся в стремлении быть крепким, сильным, гибким, быстрым, выносливым. Они должны понимать здоровый образ жизни как основной принцип жизнедеятельности, как единственный путь к долгой, активной и счастливой жизни.

В воспитании ценностного отношения к здоровью эффективны такие формы работы когда педагог и ученики становятся участниками совместной творческой деятельности

Надеемся, что собранные в пособии материалы по оздоровлению школьников удовлетворяет современным требованиям и будут полезны в практической деятельности педагогическим работникам, занимающимся проблемами здоровьясбережения детей. Они могут быть использованы для самостоятельной разработки уроков здоровья, комплексных программ, как отдельные приемы на уроках и во внеклассной деятельности. Небезынтересна она будет и родителям, которые хотят видеть своих детей здоровыми, успешными, способными к взаимопониманию, к сотрудничеству ради достойного места в человеческом коллективе.

На DVD диске собраны некоторые документальные фильмы, которые могут быть использованы в практической работе учителя с детьми и самим учителем для улучшения своего самочувствия.





  • информационно - справочные материалы и рекомендаций для педагогов по 9 темам;

  • комплексы упражнений;






  • видеофильмы и презентации по вопросам профилактики.



Все материалы можно использовать как при работе с классным коллективом, так и при организации родительских собраний.

Материалы могут полезны и для самих педагогов для собственного оздоровления.

Для удобства работы материалы с представлены в бумажном и на электронном носителе, что дает возможность легко тиражировать и делать раздаточный материл в любом количестве.


Режим дня


Режим - одно из ведущих условий и фактор сохранения и укрепления здоровья ребенка. Соблюдение режима обеспечивает работоспособность ребенка в течение дня.

Работоспособность - способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя её, выполнять работу качественно и эффективно. Работоспособность в значительной мере зависит от особенностей биологического ритма человека. В зависимости от времени суток выделяют так называемых "голубей", "жаворонков" и "сов".

Утомление - это совокупность изменений, происходящих в организме в период выполнения работы и приводящих, в конце концов, к невозможности её продолжения. Утомление - защитная функция организма, предохраняющая организм от истощения. Некоторое утомление, усталость полезны для тренировки и повышения функциональных возможностей организма.

Состояние утомления характеризуется:

  • временным снижение работоспособности - ребенок начинает все делать медленно, с видимым усилием, нередко на лице (лбу, переносице, подбородке) появляются капельки пота;

  • жалобами на усталость;

  • внешним нарушением осанки, рабочая поза за столом становится "увядшей";

  • падает качество работы - хуже подчерк, выразительность в чтении текста и т.п.

Причины часто проявляющегося утомления у детей:

  • не правильное питание, условное или фактическое голодание;

  • недосыпание;

  • состояние предболезни или последствие только что перенесенного заболевания.

Составляющие режима школьника дома:

  • оптимальный двигательный режим

  • рациональное питание;

  • выполнение домашних заданий - 1 класс не более 1 часа; во 2-4 классах не более 2 часов, в 5-8 классах - не более 3 часов, в старших классах - 3,5 часа;

  • внеклассная и внешкольная работа;

  • занятия по интересам;

  • закаливание и личная гигиена;

  • сон - 1 класс - 11-12 часов в сутки, во 2-4 классах - 10-11 часов, в старших классах не менее 8 часов.

Несоблюдение режима дня приводит к развитию серьезных заболеваний. У подростков, не соблюдающих режим дня, наблюдается отставание в умственном и физическом развитии. Лица, имеющие «плавающий» режим рабочего дня, чаще страдают неврозами, заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Соблюдение режима дня — это не только условие формирования хорошего психического и физического здоровья, но и выработки стереотипа поведения во время работы и отдыха.

Соблюдение режима дня способствует повышению иммунитета, нормализует пищеварение и сон, облегчает переход от активного состояния в пассивное и, наоборот, повышает устойчивость к воздействию стрессовых факторов, дисциплинирует. Поэтому соблюдение режима дня — важнейшее правило сохранения здоровья.

Правильный режим дня предполагает подъем и отход ко сну в одно и то же время. После подъема необходимо совершать утренний туалет. Рекомендуется делать утреннюю зарядку, однако в ряде случаев возможно перенесение физических упражнений на более позднее время. После этого рекомендуется принять завтрак.

В течение дня необходимо чередование различных видов активности, в первую очередь — умственной и физической. Для детей необходимо паузы между занятиями заполнять играми. Смена видов деятельности снимает усталость и способствует восстановлению работоспособности.

Чрезвычайно важно ежедневно бывать на свежем воздухе. Дети должны проводить не менее 1,5-2 ч на свежем воздухе. Это могут быть прогулки, игры на свежем воздухе, физические упражнения. Их рекомендуется проводить в конце рабочего дня для восстановления работоспособности. Спокойные прогулки перед сном могут способствовать более быстрому наступлению полноценного сна.

Продолжительность активного отдыха в течение суток должна быть в пределах 1,5 ч у детей, 1 ч у подростков. При превышении этого времени интенсивность работоспособности организма падает.

Ужинать необходимо не позднее, чем за 1,5-2 ч до сна. Перед сном необходимо исключить умственную работу, возбуждающие игры и просмотр напряженных фильмов. Отходу ко сну должны предшествовать процедуры вечернего туалета.

Спать лучше в тихих проветриваемых помещениях с задернутыми занавесками или шторами. Громкие звуки, яркий свет мешают спокойному сну. В душных помещениях увеличивается потребность во сне, сон становится менее полноценным.




Организуйте в классе наблюдение за выполнением детьми режима дня.


Подготовительная работа

Поговорите с учащимися о том, есть ли у них режим дня. Умеют ли они планировать свою учебную деятельность? Как эклномят время? Составляют ли они план дня, имеют ли режим? Почему да или нет? Умеют ли экономить время? Насколько эффективно используют учебное время и время для отдыха? Что значит планировать?

Расписание дня

Предложите ребятам рассказать о режиме дня, привычном для них. Какие виды деятельности занимают в их распорядке особое место?

Зоны активности

Порекомендуйте школьникам привести примеры их особенного и эмоционального подъема в обычной повседневной практике. Когда они наиболее активны в совей деятельности? Знаменуется ли их эмоциональный подъем полезными действиями или нервная встряска несет в себе разрушение?


Хронометраж

Предложите воспитанникам сделать хронометраж их дня и проанализировать значимость деятельности по нижеследующей схеме.ребятам заполнить и прохронометрировать по часам свой день и проанализировать значимость деятельности по схеме


Время

Что делал

Смысл деятельности

8-00 – 8-30


8-30 – 9-00


9-00 – 9-30






  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методические рекомендации по формированию здорового образа жизни у учащихся. (в помощь учителям, классным руководителям, организаторам детских коллективов ) icon«Составляющие здорового образа жизни»
Способствовать формированию потребности в соблюдении норм здорового образа жизни
Методические рекомендации по формированию здорового образа жизни у учащихся. (в помощь учителям, классным руководителям, организаторам детских коллективов ) iconРайона Троеглазова М. Н
Совместной работы по профилактике правонарушений и правовому обучению учащихся, формированию здорового образа жизни
Методические рекомендации по формированию здорового образа жизни у учащихся. (в помощь учителям, классным руководителям, организаторам детских коллективов ) iconПрограмма кружка по формированию у детей здорового образа жизни «Здоровые сибирячки»
Актуальность: Последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается...
Методические рекомендации по формированию здорового образа жизни у учащихся. (в помощь учителям, классным руководителям, организаторам детских коллективов ) iconРабочая программа элективного курса «Генетика человека»
Целью данного предмета является: -расширить и углубить знания учащихся по генетике, -способствовать формированию здорового образа...
Методические рекомендации по формированию здорового образа жизни у учащихся. (в помощь учителям, классным руководителям, организаторам детских коллективов ) iconКнига Что же мы хотим узнать? Для чего?
Методические рекомендации в помощь педагогам – организаторам поисковой и краеведческой работы
Методические рекомендации по формированию здорового образа жизни у учащихся. (в помощь учителям, классным руководителям, организаторам детских коллективов ) iconПрограмма по оздоровлению учащихся и формированию здорового образа жизни
Охватывает детей слабых, детей нормы и детей повышенной обучаемости
Методические рекомендации по формированию здорового образа жизни у учащихся. (в помощь учителям, классным руководителям, организаторам детских коллективов ) iconПсихологическое сопровождение здорового образа жизни студентов педагогических
Охватывает основные аспекты жизни личности: здоровье, достаток, взаимоотношения, творческая деятельность, обеспечивает их оптимизацию...
Методические рекомендации по формированию здорового образа жизни у учащихся. (в помощь учителям, классным руководителям, организаторам детских коллективов ) iconПрограмма Основы здорового образа жизни Ч. 1 Методические рекомендации для дошкольных учреждений
Закрепить умение на основе фактического материала формировать педагогические выводы
Методические рекомендации по формированию здорового образа жизни у учащихся. (в помощь учителям, классным руководителям, организаторам детских коллективов ) iconМетодические рекомендации к занятиям по дисциплине «Основы здорового образа жизни»
Печатается по решению редакционно-издательского совета гоу впо арзамасский государственный педагогический институт
Методические рекомендации по формированию здорового образа жизни у учащихся. (в помощь учителям, классным руководителям, организаторам детских коллективов ) iconОрганизация взаимодействия с семьей по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница