Методические резервы учителя на уроках обществознания Учитель истории и обществознания Терехова М. А




Скачать 38,06 Kb.
НазваниеМетодические резервы учителя на уроках обществознания Учитель истории и обществознания Терехова М. А
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер38,06 Kb.
ТипУрок
  1   2   3


Министерство образования Республики Саха (Якутия)

МОУ «Кобяйская СОШ агроэкологического направления имени Е.Е.Эверстова»


Методические резервы учителя на уроках обществознания


Учитель истории и обществознания Терехова М.А.


Кобяй 2008


Содержание:

Введение………………………………………………………………………………..3-4


I. Теоретическая часть

1.1. Модернизация обществоведческого образования………………………………5-9

1.2. Развитие познавательных интересов на уроках обществознания…………...10-12


II. Методические резервы учителя на уроках обществознания.

2.1. Задания, мотивирующие познавательную деятельность…………………….13-20

2.2. Нетрадиционные уроки по обществознанию…………………………………21-37


Заключение……………………………………………………………………………...38

Использованная литература……………………………………………………………39


Введение.


Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодежи в современное общество: только этот предмет позволяет последовательно раскрывать перед учащимися различные аспекты взаимодействия людей друг с другом, с основными институтами гражданского общества и государства, а также регулирующие эти отношения социальные нормы.

Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на новые цели, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся, которые должны получить общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообразную социально-одобряемую деятельность в современном российском обществе.

Целью данного доклада является поиск активных методов обучения на уроках обществознания.

Задачи:

- Изучить новые аспекты модернизации обществоведческого образования.

- Определить влияние познавательных интересов в процессе обучения обществознанию.

- Описать методические резервы учителя на уроках обществознания.

- описать задания, мотивирующие познавательную деятельность.

- привести примеры нетрадиционных уроков по обществознанию.

Объект исследования: Новое содержание обществоведческого образования.

Предмет исследования: Методические резервы учителя на уроках обществознания.

Теоретико – методологическая исследованность темы: Методические исследования по вопросам развития познавательной деятельности, умений учащихся при изучении истории отражены в работах И.Я.Лернера, Г.И.Годера, П.В.Горы, Г.М.Донского, Н.И.Запорожец и др. Попытки охарактеризовать реформируемое школьное историческое образование, не отторгая методических достижений предшествующих десятилетий сделаны в публикациях Е.Е.Вяземского, О.Ю.Стреловой, М.В.Коротковой и М.Т.Студеникина. В серии книг «Энциклопедия образовательных технологий» Г.К.Селевко представлены технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, технологии развивающего образования. Подходы к разработке стандарта социально-гуманитарного (обществоведческого) образования, изменения целей, содержания и методов обучения разработаны Л.Н.Боголюбовым, Л.Ф.Ивановой, О.В.Кишенковой.

Практическая значимость: Возможность использования в практике другими учителями методических разработок автора.

Структура данного доклада включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы. В первой главе изучены новые аспекты модернизации обществоведческого образования и определено влияние познавательных интересов в процессе обучения обществознанию. Во второй главе описаны методические резервы учителя на уроках обществознания, задания, мотивирующие познавательную деятельность, приведены примеры нетрадиционных уроков по обществознанию.


Школьный курс обществознания представляет собой учебный предмет, ядром которого является совокупность педагогически отобранных научных знаний о человеке и обществе. Базовые для школьного обществоведческого образования науки — это науки, изучающие общество: экономика, социология, политология, культурология, правоведение, а также философия. Наряду с научными знаниями в курсе представлены социальные нормы, система гуманистических и демократических ценностей, способы познавательной и практической деятельности, другие элементы нравственной, экономической, политической, правовой культуры, культуры общественного поведения граждан. Курс обществознания ориентирован на приобщение учащихся к гражданской культуре. Он призван способствовать социализации личности в условиях динамично развивающегося общества. Взаимодействуя с курсом истории, обществознание имеет собственное содержание и обращено к актуальным проблемам современного общества и человека.

Сложившееся в предшествующее десятилетие содержание обществоведческого образования принципиально отличается от содержания обществоведческого курса, существовавшего в 60-80-е гг. Оно опирается на обновленную систему ценностей, прежде всего на те ценности, которые отражены в Конституции РФ.

Цели обществоведческой подготовки в старших классах:

- овладение учащимися системой знаний, формирующих целостную картину мира и жизнь человека, а также навыками, обеспечивающими адаптацию к условиям динамично развивающегося общества;

- развитие у старшеклассников умений рассматривать общественные события и явления с использованием приемов системного подхода, доказательно формулировать свое отношение к актуальным проблемам современного мира;

- усвоение учащимися широко применяемого в средствах массовой информации категориального аппарата наук об обществе;

- приобретение ими навыков свободного оперирования понятиями и терминами в устной и письменной речи;

- овладение старшеклассниками ключевыми социальными компетентностями, подготовка их к сознательному участию в гражданской жизни.

Образовательный стандарт основного общего образования по обществоведению (включая экономику и право) опубликован в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» 2002, № 9. В нем, в частности указывается, что изучение обществоведения в основной школе направлено на достижение учащимися следующих целей:

- освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний об обществе, о социальных качествах человека, духовно-нравственной, социальной и семейно-бытовой, экономической и политической сферах человеческой деятельности, о правовом регулировании общественных отношений;

- воспитание гражданской ответственности и правосознания, российской идентичности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям;

- ознакомление со способами познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных, типичных для подросткового возраста социальных ролях: гражданина, члена семьи, труженика, собственника, потребителя, учащегося школы;

- овладение умением ориентироваться в потоке разнообразной социальной информации и типичных жизненных ситуациях; опытом применения полученных знаний для решения познавательных и практических задач в области социальных отношений;

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), познавательных интересов, нравственной культуры, способности к самоопределению и самореализации;

-приобретение основ компетентности:

- в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений;

- в сфере отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий;

- в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

- в сфере трудовой деятельности;

- в сфере массовой коммуникации.1

В соответствии с задачами модернизации образования происходит значительное обновление содержания учебного предмета «Обществознание». Новизна федерального компонента состоит, во-первых, в том, что в нем дано развернутое определение целей обществоведческого образования. Изменение целей этого учебного предмета на современном этапе происходит с учетом задач модернизации образования .Это означает прежде всего повышение роли курса в духовном и гражданском становлении личности и одновременное усиление практической направленности обучения. Поэтому в новом стандарте сформулированы прогнозируемые цели развития личности и воспитания учащихся, на достижение которых должны быть направлены учебный процесс и внеучебная деятельность школьников, организуемая на базе курса. Определены также и планируемые результаты обучения, нашедшие отражение в целях освоения системы знаний и умений, формирования опыта их применения в познавательной и практической деятельности.

Стандарт нацелен на формирование гуманистических и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ.

Во-вторых, существенно изменился обязательный минимум содержания. Он обновлен исходя из заново разработанных целей обществоведческого образования, с учетом изменений, имевших место в обществе за истекшие со времени утверждения предыдущего обязательного минимума пять лет, а также процессов, происходящих в современном научном обществознании. В ряде случаев уточнены формулировки, изменена редакция отдельных вопросов. Скорректирована логика представления материала (от общего к частному).

Стандарт для основной школы дает возможность воплотить его содержание в учебных материалах, соответствующих возрастным особенностям учащихся раннего и старшего подросткового возраста, их познавательным возможностям, потребностям, важным рубежам социального взросления (расширение дееспособности, получение паспорта, наступление возраста, для которого устанавливается законом уголовная ответственность за ряд правонарушений и т.д.) Соответственно все содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т.п.) могут быть раскрыты как для младших (на элементарном уровне), так и для старших (более глубоко, с учетом их потребностей и возможностей, возрастающей общеобразовательной подготовки).

В соответствии с Концепцией модернизации образования значительно возрос объем включенных в интегральный курс обществоведения экономических и правовых знаний, а в классах соответствующего профиля предусмотрены большие самостоятельные курсы по экономике и праву. Усиление экономической и правовой составляющих обществоведческого образования в стандарте отразилось в том, что по объему они заметно превышают социологические, политологические и иные компоненты содержания.

В-третьих, в рубрике обязательного минимума, которая называется «Опыт познавательной и практической деятельности», зафиксирован деятельностный компонент содержания. Здесь указаны те виды деятельности, которые характерны для обществоведческого курса. Включение учащихся в эти виды деятельности в данном курсе становится важным требованием к организации учебного процесса. В стандарте указаны способы деятельности, в процессе которых применяются полученные знания и умения. В названной рубрике выделены те аспекты личного опыта учащихся, которые, с одной стороны, развиваясь в процессе повседневной жизни, переосмысливаются в ходе учебных занятий, а с другой – формируются непосредственно на уроках.

В-четвертых, усилена практическая направленность обществоведческого образования посредством его ориентации на формирование базовых социальных компетентностей. Это нашло отражение в обновленных формулировках целевого блока стандарта, которые ориентируют на применение полученных знаний и умений, а также в новой структуре требований к выпускникам, где указаны практические умения, которыми должны овладеть все учащиеся. Независимо от избранного профиля выпускник школы должен достичь определенно уровня компетентности:

  • В семейно-бытовой сфере (вести себя сообразно нравственным и правовым нормам, активно участвовать в жизни семьи и решении её проблем);

  • В сфере трудовой деятельности (быть способным самостоятельно заключать и добросовестно исполнять трудовой договор, соблюдать правила трудовой дисциплины, разумно пользоваться льготами работников, совмещающих работу с учебой);

  • В сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества);

  • В сфере отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе (проявлять толерантность, конструктивно взаимодействовать с людьми различных национальностей и вероисповеданий).

  • В сфере массовой коммуникации (быть способным находить, критически воспринимать необходимую социальную информацию и рекламу, передаваемую по каналам СМИ).

Названные компетенции представляют собой неотъемлемую часть гражданской культуры, приобщение к которой является одной из главных задач обществоведческого образования.

Практическая направленность воплощена в ориентации обществоведческого образования на подготовку учащихся к сознательному выполнению типичных социальных ролей (семьянина, труженика, собственника, потребителя, гражданина).

Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на новые цели, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся, которые должны получить общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообразную социально-одобряемую деятельность в современном российском обществе. Использование в педагогическом процессе активного обучения (тренинг, дискуссии, деловые, ролевые, ситуативные игры, включение учащихся в разработку и реализацию социальных проектов в школе, микрорайоне и т.д) существенно меняет позицию участников процесса обучения, характер их учебной коммуникации. При этом именно учитель выступает организатором творческого процесса взаимодействия на уроке.

Важным подспорьем для реализации целей современной обществоведческой подготовки учащихся является активное использование учителем созданного в последние годы комплекса познавательных и практических заданий. Этот комплекс учитывает содержательную и организационно - деятельностную специфику нового обществоведческого курса, опирается на учет интересов и жизненного опыта учащихся при отборе методологических и методических оснований построения учебно-познавательной деятельности в обучении обществознанию. Пособия, включающие отобранные на основе научно-педагогических принципов фрагменты разнообразных документов, сборники задач другие дидактические материалы, ориентированные на те единицы знаний, которые включены в стандарт, создают реальные возможности для организации активной учебно-познавательной деятельности на разных уровнях и этапах процесса обучения обществознанию. Учитель на уроке превращается из посредника между учебником и учеником в организатора полноценной и разнообразной учебно-познавательной деятельности.

Обязательный минимум содержания образования не определяет, каким способом будут предъявлены ученику те или иные знания в реальном учебном процессе: через объяснения учителя, путем изучения текста учебника, привлечения документов и словарей, использования видеофильмов и других средств обучения. Принятие стандарта означает, что школа гарантирует любому ученику российской школы возможность получить знания, зафиксированные в обязательном минимуме. Определить способ решения этой задачи – дело учителя. Документ не связывает руки учителю также и в определении логики, последовательности изучения тех или иных содержательных вопросов. Включенные в обязательный минимум единицы знания могут быть соединены в различных сочетаниях, подчинены иной логике предъявления.2

Интерес (финансовый, политический, эстетический и др.) — главный двигатель развития личности, социальной группы, государства, этносов, человечества. Интерес является осознанной потребностью, он проявляется в избирательной направленности деятельности, помыслов, эмоций.

Познавательный интерес — главный двигатель познания. Определяющее влияние познавательных интересов в процессе обучения осознавалось передовыми дидактами и методистами и в дореволюционное время. Аморфный интерес отличается неосознанностью, пассивностью, склонностью к репродуктивной деятельности. В этом случае для учеников любимые предметы те, где не надо напрягаться. Для не существует любимых или нелюбимых тем и разделов. Их знания не выходят за рамки программы. На уроках истории они готовы слушать занимательные рассказы и смотреть видеофильмы. Стоит только учителю повысить планку учебных требований к подобным заданиям, как интерес к ним резко падает. Широкий интерес характеризуется разнообразием предметной направленности. Познавательная деятельность отличается инициативой, сосредоточенностью, эмоциональной взволнованностью. Учащиеся с широким интересом — любознательные дилетанты. Их кругозор широк, но знания поверхностны и могут таковыми остаться, если один из предметов их интереса не превысит и не станет стержневым. Стержневой интерес отличается глубиной и локальностью предметной направленности (история, история флота, флот в русско-японской войне и т.п.). Он является ведущим мотивом учения. Такие ученики стремятся в избранной сфере далеко выйти за рамки источников информации, стремятся посвятить предмету часть свободного времени. Локальность интереса позволяет ученику совершенствовать на его основе теоретические знания, учебные и познавательные умения.

По степени устойчивости интерес бывает ситуативным, относительно устойчивым и устойчивым.

Ситуативный интерес возникает как реакция на новизну, яркость, неожиданность, проблемность. Он требует постоянного подкрепления извне, без чего быстро угасает, не оставляя следа в структуре личности.

Относительно устойчивый интерес является результатом действия всего комплекса стимулирующих средств обучения. Длительность его воздействия выходит за рамки урока, но он также нуждается во внешних побудителях.

В устойчивом познавательном интересе преобладает внутренняя мотивация. На высшей стадии развития он превращается в духовную потребность, когда ученик уже не может не заниматься данным предметом, не посвящать ему часть свободного времени, не следить за новинками по интересующей теме.

Кандидат педагогических наук Российского государственного педагогического университета Санкт-Петербурга О.Б.Островский указывает, что задачу формирования познавательного интереса к истории следует дифференцировать. В обычных классах достаточно постоянно создавая на уроках ситуативный интерес, формировать положительную интеллектуально-эмоциональную установку на восприятие предмета. В гуманитарных классах следует ставить задачу формирования относительно устойчивого интереса у всех школьников и устойчивого у наиболее способных из них.

Познавательный интерес выполняет три основных функции:

1) средство (стимул) обучения;

2) мотив учебной деятельности;

3) устойчивая черта личности.

Познавательный интерес — самый мощный мотив и основа учебной деятельности. Он сильнее всех остальных мотивов, всегда осознан, приоритетен, бескорыстен, и нуждается во внешних стимулах.

Основные мотивы познавательного интереса:

- широкие социальные мотивы (зависят от реальных чувств и переживаний познания законов социума, в котором он находится);

- мотив интеллектуально-духовной радости (показатель эмоционального восприятия с преобладанием конкретно-образного мышления над абстрактно-логическим);

- мотив престижа является важным условием формирования оценки и самооценки школьника;

- мотив общения при устойчивом познавательном интересе, общение с людьми, знающими и исследующими данную тему, ведут к совершенствованию знаний и умений;

- мотив «нравится учителю», чаще всего характеризует повышенный интерес к предмету, высоком профессионализме учителя, который способен поддерживать, стимулировать познавательный интерес.

Решающее значение имеет содержание учебного материала. Это обусловлено ведущей ролью информационного мотива. Отсюда особые требования к организации и способам подачи исторической информации. Ей должны быть свойственны следующие качества:

- занимательность, новизна, яркость, парадоксальность;

- отстранение — рассмотрение известного с новой, неожиданной точки зрения;

- нравственная значимость информации, порождающая эмоциональное сопереживание;

- научность, доказывающая ученику достоверность информации, открывающая ее мировоззренческое значение или практическую значимость, способы ее анализа и оценки.

Важным источником стимуляции познавательного интереса являются отношения между участниками учебного процесса. Здесь крайне важны:

- высокая требовательность к учащимся в сочетании с искренней доброжелательностью: уважительное отношение к ученику, недопустимость эмоциональных срывов и повышенного тона, целенаправленное воспитание чувства собственного достоинства, основанного на сознании своего интеллектуального и духовного роста;

- систематическое поощрение творческой активности. Непременная стимуляция высокой оценки познавательной активности слабых учеников;

- создание атмосферы нетерпимости к лени и недобросовестности. Лучшим «наказанием» является индивидуальный или групповой зачет по теме, выполнение индивидуальной творческой работы;

- учет индивидуальных познавательных интересов и склонностей каждого школьника, зон его ближайшего и актуального развития;

- создание атмосферы коллективизма, взаимопомощи и моральной ответственности каждого перед коллективом;

- объективность учителя в выставлении оценок.3


Методисты рекомендуют менять деятельность учащихся на уроке четыре-семь раз, используя для этого различные способы изложения материала и разнообразные задания. Однако в практике преподавания среднего учителя эта рекомендация чаще всего так и остается рекомендацией. «Сухая теория», философские рассуждения, малопонятные правовые определения, длинный перечень исторических событий и дат, данные социологической статистики, набор упрощенных формул из экономической теории и т.д. и т.п., именно таким зачастую представляют себе обществознание не только многие ученики, но и некоторые учителя предметники – преподаватели обществоведческих дисциплин.

Однако давно применяются и успешно зарекомендовали себя методы, которые помогают разнообразить уроки и подвести учащихся к более глубокому и серьезному освоению предмета. Более того, особенности развития современной образовательной и информационной среды настоятельно требуют пополнения методического резерва уроков обществоведческого цикла.

Как известно, заключительным этапом поэтапного изучения учебного материала является выполнение обобщающих и практических заданий. Это могут быть познавательные задачи, тесты, кроссворды, составление таблиц, эссе или письмо, творческие задания и т.д. Я стараюсь подбирать занимательные, новые для учащихся формы заданий.

Например, составление краткой характеристики явления для заключительного оценочного суждения может быть в форме пятистрочий-синквейнов.

Правила построения пятистрочий-синквейнов (от фр. Cinq – пять):

  1. в первой строчке указывается тема (имя). Для этого обычно используется существительное.

  2. во второй строчке двумя прилагательными дается описание темы.

  3. в третьей строчке тремя словами дается описание действия в рамках этой темы.

  4. четвертая строчка – это четыре слова, показывающие отношение автора к теме, его чувства.

  5. последняя строчка – одно слово, по сути синонимичное тому, с которого синквейн начинается.

Например, задание составить синквейн к таким понятиям как «право» и «государство». Наиболее удачный пример:

  1. Право

  2. Справедливое и равное

  3. Ограничивает, охраняет, защищает

  4. Права человека естественны и неотъемлемы.

  5. Закон.

  1. Государство

  2. Сильное и властное

  3. Охраняет, объединяет, помогает

  4. Государство защищает своих граждан.

  5. Страна.

«Черный ящик»

Такой тип задания в форме игры можно использовать на итоговом повторении. В «черный ящик» (коробку) можно положить предметы и вещи, которые являются ответами к заданиям. По теме «Деньги» предлагаются такие варианты заданий:

  1. Во времена «сухого закона» в США контрабандисты часто перевозили виски на судах в ящиках. А в нашем «черном ящике» находится то, чем для безопасности перекладывали бутылки. (соль)

  2. 4 августа 1662г в Москве произошло восстание, причиной которого стало недовольство населения денежным экспериментом царя Алексея Михайловича. В ящике находится то, что поможет вам назвать это событие.

(медная монета, Медный бунт).

  1. Название этого предмета связано с историей древнеримского храма. И хотя давно ушло в прошлое все, что связано с Великой Римской империей, но название сохранилось. (монета)

  2. Впервые они появились в древнем Китае. Они произвели большое впечатление на европейских путешественников. Марко Поло писал, что это новый способ достижения той цели, к которой всегда стремились алхимики. В 1690г их выпустили в обращение в Северной Америке, а в 1769г., при Екатерине II , - в России. (бумажные деньги)

  3. И как только его не называют: и сокращенно (двумя буквами), и оценивая его цвет, и сравнивая с известным овощем. До недавнего времени он был желанным, но сейчас несколько уступил пальму первенства более молодому собрату. О чем идет речь? (о долларе)



Циклические анаграммы

В циклических анаграммах буквы располагаются по кругу. Для решения циклической анаграммы необходимо найти методом перебора нужный размер шага (через одну, две, три и т.д. буквы). Об этом будет свидетельствовать обнаружение фрагмента знакомого термина. Например, в приведенном ниже примере это может быть «берали». Опознав по фрагменту слово «либерализм», решающий убеждается в том, что он на верном пути. Затем он проверяет, нет ли в анаграмме лишних букв, и объявляет о своем решении

Задание:


?


Ответ:


либерализм




«Матрица»

За красивым названием «терминологические матрицы» скрывается самый, пожалуй, простой тип кроссворда. В сетке, заполненной буквами, необходимо найти спрятанный термин, представленный определением близким, но не тождественным определению, предложенному в учебнике.

Этот тип задания мобилизирует зрительную память и комбинаторские способности ученика, что благотворно сказывается на усвоении термина в его правильном написании. Варьирование определения термина очень важно, поскольку это расширяет опыт работы ученика с термином, позволяет перейти от зазубривания к активному пониманию. Составление таких заданий по силам большинству учеников, а создание таких матриц увлекает иногда даже больше, чем их решение.

Задание: найдите и выделите в матрице следующие понятия:

    1. социальный слой общества.

    2. Место человека в социальной структуре общества

    3. Авторитет, сложившийся в общественном мнении.

    4. Экономическое и социальное состояние людей имеющих минимальное количество денег, образования, власти.

    5. Способ поведения в связи со своим статусом.

    6. Образ, созданный статусными символами, правами, обязанностями и ролью.




Схема «Местное самоуправление»

Задание: Составить правильную схему органов местного самоуправления.







Учащиеся должны установить правильную связь, соподчиненность органов местного самоуправления на примере своего села и улуса.


Траектория социальной мобильности

Задание: Опишите траекторию социальной мобильности какого-либо человека. Это можно сделать в форме диаграммы или графика. Вертикальное деление – изменения статусов, горизонтальное деление – годы жизни.

Например, был составлен график социальной мобильности В.А.Штырова . У него получилась только восходящая социальная мобильность начиная с рождения до выборов на должность президента РС(Я).

1953г- родился в поселке Хандыга Томпонского района.

1970г- окончил школу

1975г- окончил ДПИ

1975г- мастер на строительстве объектов в Удачном

1986г- первый зам. Вилюйгэсстроя

1986г- зам. зав. Отделом строительства Якутского обкома КПСС

1991г- министр строительства и инвестиций РС(Я)

1991г- Вице-Президент РС(Я)

1991г- Председатель Правительства Якутии

1995г- Президент компании «Алроса»

1997г- депутат Гос собрания Ил Тумен РС(Я)

2001г- Президент РС(Я)






Можно сделать траекторию социальной мобильности литературных героев, других известных личностей, тех, у которых была не только восходящая, но была и нисходящая мобильность. Кроме этого учащимся предлагается определить и каналы социальной мобильности.

Схема «Национально-государственное устройство»

Задание:

С помощью кругов и точек сделайте схематичный рисунок трех форм национально-государственного устройства.



















Федерация Унитарное Конфедерация

государство


Познавательные задачи к теме «Отрасли права»

  • Сантехник школы Сидоров был уволен за то, что он, находясь в нетрезвом виде учинил в общежитии, где проживал, дебош. Законно ли решение директора школы?

  • Ученик 9-го класса Дима Галкин, желая купить DVD, устроился с согласия родителей в детский сад дворником. Ранее на этой работе был занят пенсионер, и в его обязанности входила уборка всей территории детского сада. Мать Димы потребовала, чтобы для Димы объем работы был уменьшен на половину, поскольку согласно Трудовому кодексу он не может работать более 4 часов в день, тогда как рабочий день пенсионера – 8 часов. Разрешите данную ситуацию.

  • 16-летний Петров развел рядом с домом Филиппова костер, от которого во дворе загорелись забор и хозяйственные постройки. Кто будет нести ответственность за данное правонарушение?

  • Отец Коли стал приходить с работы мрачнее тучи. Однажды вечером он признался: «Я стал безработным». С отраслью какого права необходимо ознакомиться отцу Коли, чтобы определить для себя перспективу на ближайшее время в связи с ликвидацией предприятия?

Крестословица


В игре может принимать участие весь класс, разбившись на пары (объединяются

учащиеся, сидящие за одной партой). Для игры понадобится листок в клетку. Объявляется время (10 мин.). Первое слово записывается в середине листа по горизонтали, оно должно быть длинным (не менее 5 букв, причем каждая буква записывается в отдельной клетке). Затем каждый по очереди пишет слово, которое пересекается с предыдущими словами по горизонтали или по вертикали (по типу кроссворда). При этом записываются очки по числу пересечений.

Предположим, изучается тема «Политические партии». Первый участник записал по горизонтали слово «черносотенцы». Второй пишет по вертикали слово «монархисты», записывая себе одно очко и т.д. Когда заканчивается время, подсчитываются очки, определяется победитель в паре и победитель в классе. Игра развивает смекалку, память, внимание, позволяет осуществить терминологическое повторение материала.

Исторический снежный ком


В игре могут участвовать как несколько учеников, так и весь класс. Задается тема,

например: «Куликовская битва». Первый участник игры называет имя какого-либо героя, относящегося к данной теме, например, «Дмитрий Донской». Следующий участник должен сначала повторить сказанное первым, затем назвать слово, словосочетание, имя, тесно связанное по смыслу с уже сказанным, например: «Дмитрий Донской, Куликово поле». Следующий повторяет слова первого и второго участников, добавляя свое: «Дмитрий Донской, Куликово поле, Непрядва». Новый участник увеличивает ряд новым словом «Засадный полк». В конце концов получается длинный ряд, относящийся К определенной исторической теме. Если участник игры ошибается или делает длинную паузу, то он выходит из игры. Победителем оказывается тот, кто останется последним и скажет правильно всю получившуюся цепочку слов.

Методическая помощь при организации игры:

Игра пройдет более организованно, если попросить всех играющих выйти к доске и встать в одну линию. Тогда тот, кто ошибается или делает слишком длинную паузу, выходя из игры, садится на свое место. Цепочка быстро редеет, оставшиеся игроки остаются в центре внимания. Учителю необязательно нужно запоминать всю цепочку. Можно попросить одного из учащихся записывать образовавшуюся цепочку, и его задача - первым заявить, что сделана ошибка. Учитель может находиться рядом с этим учеником - это поможет ему осуществлять контроль над ситуацией. Чтобы усилить дидактическую функцию, первое слово может назвать учитель: во-первых, он может задать сложное, важное слово, например: «Тохтамыш», повторив которое много раз, учащиеся смогут хорошо запомнить его; во-вторых, учитель становится непосредственным участником игры, сближается с учениками, создавая атмосферу сотрудничества. Ребята, которые не участвуют в игре, должны записывать и следить за правильностью цепочки. Один из учащихся может записывать слова на доске. Играющие стоят лицом к классу, поэтому записанные на доске слова видны только учителю и выбывшим из игры. А потом вместе с классом просматривает цепочку, определяет взаимосвязь ее слов.

Игра позволяет в увлекательной форме запомнить сложные для усвоения термины, названия, имена и т. д.


Опытные педагоги пытаются разнообразить формы организации уроков и переходят от традиционных, стандартных к нетрадиционным, нестандартным. Подтверждением тому служит наметившаяся в последнее время тенденция к детализации имеющихся типов уроков:

I.Уроков в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра и т.д.

II.Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: изобретательство, интервью, репортаж и т.д.

III.Уроки — мудрости, уроки — откровения.

IV.Уроки пресс-конференции, аукционы, панорамы.

V.Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, Ученый совет и др.

VI.Уроки-мероприятия: урок-путешествие, экскурсия в прошлое и т.д.

VII.Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка.

VIII.Интегрированные уроки.

Существуют и другие виды классификации типов уроков.

В соответствии с Концепцией модернизации образования значительно возрос объем включенных в интегральный курс обществоведения экономических и правовых знаний, а в классах соответствующего профиля предусмотрены большие самостоятельные курсы по экономике и праву. Усиление экономической и правовой составляющих обществоведческого образования в стандарте отразилось в том, что по объему они заметно превышают социологические, политологические и иные компоненты содержания.

Приведем некоторые примеры типов уроков.

  1   2   3

Похожие:

Методические резервы учителя на уроках обществознания Учитель истории и обществознания Терехова М. А iconПлан работы методического объединения учителей истории и обществознания Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
...
Методические резервы учителя на уроках обществознания Учитель истории и обществознания Терехова М. А iconПроектная деятельность как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках истории и обществознания
Я, Залевская Наталья Ивановна, учитель истории и обществознания, после окончания Новосибирского государственного педагогического...
Методические резервы учителя на уроках обществознания Учитель истории и обществознания Терехова М. А icon«Педагогическая мастерская отношений и ценностных ориентаций» Учитель истории и обществознания моу «Гимназия №3»
Учитель истории и обществознания моу «Гимназия №3» г. Ивантеевка Московской области
Методические резервы учителя на уроках обществознания Учитель истории и обществознания Терехова М. А iconМетодические рекомендации Мысковский г о. 2012г. Автор-составитель Кротов Роман Михайлович, учитель истории и обществознания мбоу «сош №2»
Автор-составитель Кротов Роман Михайлович, учитель истории и обществознания мбоу «сош №2»
Методические резервы учителя на уроках обществознания Учитель истории и обществознания Терехова М. А iconАвторы: Калагина Марина Викторовна мбоу «сош №4». Учитель истории и обществознания

Методические резервы учителя на уроках обществознания Учитель истории и обществознания Терехова М. А iconРеализация антикоррупционной политики в моу выровской средней общеобразовательной школе на уроках истории и обществознания согласно учебному плану

Методические резервы учителя на уроках обществознания Учитель истории и обществознания Терехова М. А iconВыступление Л. В. Соколовой, учителя мбоу «Лицей «Эрудит» на мо учителей истории и обществознания города Рубцовска 24. 01. 2013 г. Вступление
Повышение интереса к истории через активные методы и формы урочной и внеурочной деятельности
Методические резервы учителя на уроках обществознания Учитель истории и обществознания Терехова М. А iconТетушкина Лариса Михайловна учитель истории и обществознания моу сош №13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова
...
Методические резервы учителя на уроках обществознания Учитель истории и обществознания Терехова М. А icon«Формирование мыслительных умений и навыков на уроках истории и обществознания как условия для становления и развития личности учащегося нового типа»

Методические резервы учителя на уроках обществознания Учитель истории и обществознания Терехова М. А iconУрок истории для учащихся 7 класса. Бочкарёва Татьяна Николаевна, учитель истории и обществознания маоу «Лицей №62»
Два варианта выбора централизации России в правлении Ивана Грозного: реформы Избранной рады и опричнина
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница