Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета Основы безопасности




Скачать 20,39 Kb.
НазваниеФедеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета Основы безопасности
Дата04.02.2016
Размер20,39 Kb.
ТипДокументы


Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе по 1 часу в неделю и включает в себя следующие содержательные линии: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни; безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях; оказание первой медицинской помощи.

С учетом этого в основной школе дополнительное время на изучение основ безопасности жизнедеятельности рекомендуется отводить за счет времени регионального (национально-регионального) компонента из расчета не менее 1 часа в неделю (35 часов в год) в 5, 6, 7, 9 классах. При этом более детальному изучению подлежат следующие тематические направления:

1) безопасность в бытовой (городской) среде (безопасность в населенном пункте, безопасное участие в дорожном движении, безопасность на транспорте, безопасность в быту);

2) пожарная безопасность и правила поведения при пожаре;

3) безопасность в природной среде (безопасность при вынужденном автономном существовании, безопасность при смене климатогеографических условий, безопасность на воде);

4) безопасность в социальной среде (безопасность в криминогенных ситуациях, безопасность при террористических актах);

5) безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;

6) основы здорового образа жизни (факторы, укрепляющие здоровье; факторы, разрушающие здоровье человека).

На основании приказа Министерства образования и науки России от 20.08.2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-11 классах общеобразовательных учреждений Челябинской области включен в перечень обязательных предметов на базовом уровне с 01.09.2009 года на 70 часов.

Профильное обучение (оборонно-спортивный профиль) для учащихся 10-х - 11-х классов рассчитано на 110 часов.

В соответствии с приказом Министерства обороны и Министерства образования России от 24.02.2010 г. № 96/134 «Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны государства и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного), общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального образования и учебных пунктах», распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.02.2010 «Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года», подготовка юношей 10 классов по основам военной службы предусматривает дополнительно обязательное проведение с ними 5-ти дневных (35 часов) учебных сборов, где учащиеся изучают основы военной службы.

На базовом и профильном уровне предусмотрено совместное изучение учебного материала юношами и девушками, кроме раздела «Основы военной службы» (теоретические и практические занятия, которые являются необязательными для девушек). В это время с девушками 10-11 классов организуются занятия по изучению разделов программы «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (А. Т. Смирнов, П. В. Ижевский, Б. О. Хренников, М. В. Маслов), разработанной в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования.

Рекомендуется предусмотреть обязательный минимум учебной нагрузки по учебному предмету ОБЖ в расчете на учащихся всех возрастных категорий во всех образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования, в том числе за счет часов вариативного (школьного) компонента, а также включать вопросы безопасности жизнедеятельности в другие школьные дисциплины.

Для преподавания курса ОБЖ необходимо руководствоваться приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 23.12.2009 г. № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год» (Приложение 1).

Рекомендуется использовать следующие программы, учебные и учебно-методические пособия по ОБЖ:

1) Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы» (начальная школа, основная, средняя (полная: базовый и профильный уровни) под общей редакцией А. Т. Смирнова, М. : Просвещение, 2006.

2) Программы для учащихся общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы», В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский .– М. : Дрофа, 2006.

3) Примерная программа среднего общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (8 класс) – 2004 г.

4) Примерная программа среднего (полного) общего образования по ОБЖ (10-11 классы)– 2004 г.

5) Волокитин, А. А. Основы безопасности жизнедеятельности: военно-профессиональная ориентация учащихся 10-11 классов: метод. пособие / А. А. Волокитин, Н. Н. Грачев. – М. : Дрофа, 2004.

6) Смирнов, А. Т. Основы военной службы: учебное пособие / А. Т. Смирнов, В. А. Васнев.– М. : Дрофа, 2004.

7) Латчук, В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека: учебно-методическое пособие / В. Н. Латчук, С. К. Миронов. – М. : Дрофа, 2004.

8) Смирнов, А. Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (тестовый контроль для 10-11 классов): пособие для преподавателей-организаторов ОБЖ / А. Т. Смирнов, М. А. Маслов. – М. : Просвещение, 2002.

9) Ежемесячный информационный и научно-методический журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» Министерства Образования Российской Федерации.

10) Ежемесячное информационно-методическое издание для преподавателей «Основы безопасности жизнедеятельности» МЧС России.

В своей работе преподаватели-организаторы ОБЖ могут использовать следующие цифровые образовательные ресурсы:

1) ОБЖ 5-11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.

2) Основы пожарной безопасности. Электронное учебное пособие / студия «Март», С.-Петербург, 2003.

3) Правила дорожного движения. Электронное учебное пособие / Компьютеры и образование, Челябинск.

4) Шойгу, С. К. Мультимедийное учебное пособие «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-го класса / С. К. Шойгу, М., 2003.

Информационные материалы по вопросам безопасности можно найти на сайтах:

– Уральского государственного педагогического университета г. Екатеринбург www.besopasnost.ru

– Министерства здравоохранения и социального развития России www.oxranatruda.ru.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» – «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» – к компетенции образовательного учреждения относится «…разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». Рекомендации по составлению рабочей программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) представлены в письме Министерства образования и науки Челябинской области от 21.07.2009 г. № 103/3404.

Тематическое содержание курса ОБЖ должно включать в себя три основные содержательные линии:

1) Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

2) Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

3) Основы военной службы.

Учебные вопросы программы и тематического плана распределяются по ступеням основного общего и среднего (полного) общего образования с учетом психофизиологических и возрастных особенностей обучающихся и уровня их подготовки по другим образовательным областям. Для основной и средней школы рекомендуется использовать примерные учебные программы по курсу ОБЖ по выбору образовательного учреждения.

Для усиления взаимосвязи и преемственности обязательного учебного процесса и внеучебных форм по ОБЖ внеклассная работа должна быть направлена на формирование специальных знаний и умений в области обеспечения безопасности жизнедеятельности и развития познавательных интересов и способностей школьников. Основным критерием внеклассной работы в учебном заведении является регулярное массовое участие учащихся во внеклассных мероприятиях в течение учебного года. К формам внеклассной работы по ОБЖ относятся:

1) кружки по военно-технической и профессиональной подготовке («Юный стрелок», «Юный инспектор дорожного движения, «Юный пожарный» и др.);

2) секции по прикладным видам спорта (спортивное ориентирование, пожарно-прикладной спорт, самбо и др.);

3) тематические викторины, КВН;

4) смотры-конкурсы («А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!» и др.);

5) спортивные мероприятия прикладной направленности (по медико-санитарной подготовке; по прикладной физической подготовке; по военно-прикладным видам спорта; военизированные эстафеты; военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок» и др.; военно-спортивные праздники «День защитника Отечества», «Школа безопасности», «Салют, Победа» и др.);

6) тематические экскурсии;

7) встречи с ветеранами Вооруженных сил РФ, Героями России, Органами ГО и ЧС, МВД, ГИББД и т.д.;

8) туристические походы с выполнением практических заданий по теме «Безопасность туристического путешествия и оказания первой медицинской помощи» и др.

Логическим продолжением программы во внеурочное время является подготовка и участие школьников в Олимпиаде по ОБЖ. Всероссийская олимпиада школьников по предмету представляет собой комплексное соревнование, позволяющее оценить качество освоения знаний, умений и навыков, предусмотренных учебной программой по ОБЖ для общеобразовательных школ. Исходя из этого, необходимо активизировать поиск наиболее эффективных средств, методов и форм занятий с учащимися для совершенствования их теоретической и практической подготовок, используя материалы прошедших олимпиад. Также в своей работе педагогам необходимо руководствоваться Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.12.2009 №695 «Положение о Всероссийской олимпиаде школьников».

В соответствии с пунктом 4 Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 09.02.2007 г. № 17-ФЗ освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией учащихся. По итогам изучения программы ОБЖ обучающимся в аттестат об основном общем образовании выставляется отметка.

Государственная (итоговая аттестация) по ОБЖ в 9-х классах общеобразовательных учреждений может проводиться в устной (собеседование по билетам) форме и в форме тестирования в соответствии с требованиями, предъявляемыми нормативными документами. В экзаменационные билеты и тестовые задания включаются вопросы обязательного минимума содержания образовательной программы основной и средней (полной) школы.

Содержание, структура и оформление экзаменационных материалов для итоговой аттестации, предъявляемых школами, должны соответствовать требованиям нормативных документов и включать в себя пояснительные записки к экзаменационным и тестовым заданиям, экзаменационные (тестовые) задания с ответами, критерии оценивания знаний выпускников, список литературы. Все материалы итоговой аттестации должны быть согласованы с экспертными комиссиями при муниципальных органах управления образованием, утверждены администрацией общеобразовательного учреждения.


С.С. Кислякова

264-01-26


Приложение 1


Федеральный перечень учебников, рекомендованных

Министерством образования и науки Российской Федерации

к использованию в образовательном процессе

в общеобразовательных учреждениях, на 2010/2011 учебный год



п/п

Авторы, название учебника

Класс

Издательство

1

Поляков В. В., Кузнецов М. И., Марков В. В. и др. Основы безопасности жизнедеятельности

5

Дрофа

2

Маслов А. Г., Марков В. В., Латчук В. Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности

6

Дрофа

3

Вангородский О. Н., Кузнецов М. И., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности

7

Дрофа

4

Вангородский С. Н., Кузнецов М. И., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности

8

Дрофа

5

Вангородский С. Н., Кузнецов М. И., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности

9

Дрофа

6

Смирнов А. Т., Хренников Б. О. / Под ред.

Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности

5

Просвещение

7

Смирнов А. Т., Хренников Б. О. / Под ред.

Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности

6

Просвещение

8

Смирнов А. Т., Хренников Б. О. / Под ред.

Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности

7

Просвещение

9

Смирнов А. Т., Хренников Б. О. / Под ред.

Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности

8

Просвещение

10

Смирнов А. Т., Хренников Б. О. / Под ред.

Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности

9

Просвещение

11

Топоров И. К. Основы безопасности жизнедеятельности

5-6

Просвещение

12

Топоров И. К. Основы безопасности жизнедеятельности

7-8

Просвещение

13

Топоров И. К. Основы безопасности жизнедеятельности

9

Просвещение

14

Фролов М. П., Литвинов Е. Н., Смирнов А. Т. / Под ред. Воробьева Ю. Л. Основы безопасности жизнедеятельности

5

ACT, Астрель

15

Фролов М. П., Литвинов Е. Н., Смирнов А.Т. / Под ред. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности

6

ACT, Астрель

16

Фролов М. П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. / Под ред. Воробьева Ю. Л. Основы безопасности жизнедеятельности

7

ACT, Астрель

17

Фролов М. П., Литвинов Е. Н., Смирнов А.Т. / Под ред. Воробьева Ю. Л. Основы безопасности жизнедеятельности

8

ACT, Астрель

18

Фролов М. П., Литвинов Е. Н., Смирнов А.Т. / Под ред. Воробьева Ю. Л. Основы безопасности жизнедеятельности

9

ACT, Астрель

19

Латчук В. Н., Марков В. В., Миронов С. К. и др. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)

10

Дрофа

20

Марков В. В., Латчук В. Н., Миронов С. К. и др. Основы безопасности жизнедеятельности(базовый уровень)

11

Дрофа

21

Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А.; Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Ижевский П.В. / Под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)

10

Просвещение

22

Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А. Основы безопасности жизнедеятельности(базовый уровень)

11

Просвещение

23

Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый и профильный уровни)

10

Просвещение

24

Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый и профильный уровни)

11

Просвещение

25

Топоров И. К. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)

10-11

Просвещение

26

Фролов М. П., Литвинов Е. Н., Смирнов А.Т. и др. / Под ред. Воробьева Ю. Л. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)

10

АСТ, Астрель

27

Фролов М. П., Литвинов Е. Н., Смирнов А.Т. и др. / Под ред. Воробьева Ю. Л. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)

11

АСТ, Астрель

Похожие:

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета Основы безопасности iconРабочая программа по технологии составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении...
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета Основы безопасности iconРабочая программа учебного предмета (курса) «Технология»
...
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета Основы безопасности iconРабочая программа учебного курса Физика 7 класс
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по физике предполагает изучение физики на уровне рассмотрения...
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета Основы безопасности iconРабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
А. Т. Смирнова, издательство «Просвещение», 2009 год, которая соответствует федеральному компоненту государственного стандарта (основного)...
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета Основы безопасности iconВ российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной...
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета Основы безопасности iconОб особенностях преподавания учебного предмета «Физика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования
Едения федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования Министерство образования...
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета Основы безопасности iconРабочая программа предмет алгебра
Федеральный компонент государственного стандарта образования. Стандарт основного общего образования по математике.//Вестник образования...
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета Основы безопасности iconРабочая программа по обж конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей,
А. Т. Смирнова, издательство «Просвещение», 2007 год, которая соответствует федеральному компоненту государственного стандарта (основного)...
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета Основы безопасности iconРабочая программа предмет геометрия класс 7 образовательная область математика
Федеральный компонент государственного стандарта образования. Стандарт основного общего образования по математике.//Вестник образования...
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета Основы безопасности iconПояснительная записка рабочая программа по технологии в 8 классе составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница