Учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)»




Скачать 16,35 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)»
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер16,35 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Сочинский государственный университет»

Филиал ФГБОУ ВПО «Сочинский государственный университет»

в г. Н. Новгород Нижегородской области


Судонина М.Л., Оринчук В.А.


Методические рекомендации

к прохождению практики по специализации для студентов

032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)


Учебно-методическое пособие


для студентов всех форм обучения специальности

«Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)»


Нижний Новгород

2012


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Сочинский государственный университет»

Филиал ФГБОУ ВПО «Сочинский государственный университет»

в г. Н. Новгород Нижегородской области


Судонина М.Л., Оринчук В.А.


Методические рекомендации

к прохождению практики по специализации для студентов

032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)


Учебно-методическое пособие


для студентов всех форм обучения специальности

«Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)»


Нижний Новгород

2012

ББК

К


Судонина М.Л. Методические рекомендации к прохождению практики по специализации для студентов 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура): учебно-методическое пособие / М.Л. Судонина, В.А.Оринчук. – Н.Новгород: Изд-во СГУ, 2012. – 36 с.


В методическом пособии изложены основные требования, предъявляемые к содержанию практики по специализации, к оформлению текстового, иллюстративного и библиографического материала.

Пособие предназначено для оказания методической помощи студентам факультета АФК при прохождении практики по специализации.

Пособие предназначено для студентов всех форм обучения специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)».


Рецензент: д.п.н., профессор НГПУ Дмитриев С.В.


Печатается по рекомендации учебно-методического совета и решению Ученого Совета филиала Сочинского государственного университета в г. Нижний Новгород Нижегородской области.


СОДЕРЖАНИЕ



Список сокращений …………………………………………………………..

4

Введение ………………………………………………………………………

5

Организация и этапы практики …………………………………………….

7

Цели и задачи практики по специализации ………………………………

11

Требования к уровню профессиональной подготовки специалиста адаптивной физической культуры …………………………………………


14

Научное и практическое руководство практикой ………………………..

18

Рекомендации по оформлению документации …………………………...

21

Список рекомендованной литературы …………………………………….

24

Приложения ………………………………………………………………….

26



СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ


АДР – адаптивная двигательная рекреация

АФВ – адаптивное физическое воспитание

АФК – адаптивная физическая культура

ВКР – выпускная квалификационная работа

ДОУ – детские образовательные учреждения

ЛФК – лечебная физическая культура

МЛПУ – медицинское лечебно-профилактическое учреждение

ОДА – опорно-двигательный аппарат


ВВЕДЕНИЕ


Цель данного пособия – дать основные ориентиры в подготовке и проведении практики по специализации.

В соответствии с учебным планом практика по специализации является логическим продолжением предшествующих видов практики (педагогической и по специальности). Предшествующие практики позволили студенту овладеть практическими навыками организации и проведения занятий по физической культуре, адаптивной физической культуре (АФК) и лечебной физической культуре (ЛФК), обучения основным двигательным действиям и коррекции лиц с отклонениями в состоянии здоровья, составлению и ведению учебной и отчетной документации.

Практика по специализации необходима для формирования более глубоких научных познаний, профессионально значимых умений и навыков специалиста АФК.

Научно-теоретической основой практики по специализации являются базовые знания студентов, полученные в процессе изучения теоретического курса таких дисциплин, как «Теория и методика физической культуры», «Теория и организация адаптивной физической культуры», «Частные методики адаптивной физической культуры», «Физическая реабилитация», «Врачебный контроль в адаптивной физической культуре», «Спортивная медицина» и др. Кроме того, имеется непосредственная связь данного курса с дисциплинами «Физиология человека», «Частная патология и тератология», «Специальная педагогика и психология» и др.

Практика по специализации проводится на всех формах обучения. Она является обязательной частью профессионально-педагогической подготовки специалистов АФК. Она проводится в условиях, максимально приближенных к реальной деятельности специалиста по АФК и может рассматриваться как стажировка специалистов по профилю будущей работы.

Базами проведения практики являются медицинские лечебно-профилактические учреждения (МЛПУ), специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей и взрослых с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата (ОДА), с задержкой психического развития, нарушением интеллекта и эмоционально-волевой сферы и др.

В процессе прохождения практики по специализации студенты знакомятся с передовым опытом работы в реабилитационных учреждениях, закрепляют знания, умения, приобретают навыки в вопросах планирования, проведения реабилитационных мероприятий, коррекционных и рекреативных занятий, адаптивного физического воспитания (АФВ), адаптивной двигательной рекреации (АДР), адаптивного спорта и др.

Практика ориентирована на формирование у будущих специалистов АФК базовых профессиональных практических умений и навыков.

Методические рекомендации по подготовке, организации и проведению практики по специализации имеют практико-ориентированное назначение, раскрывают специфические требования к прохождению практики, дают возможность полноценно решать задачи, поставленные в процессе прохождения практики, синтезировать знания, полученные в вузе и реализовывать их в реальной практической деятельности, в процессе профессионального становления специалиста АФК.

В пособии приводятся рекомендации по организации и проведению студентами-практикантами учебной работы, реабилитационных, коррекционных и рекреативных занятий с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидами, с детьми и родителями детей-инвалидов.


ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ ПРАКТИКИ


Учебным планом специальности 032102 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» («Адаптивная физическая культура») предусмотрено прохождение практики по специализации.

В соответствии с учебным планом продолжительность практики по специализации 6 недель.

Сроки и место практики определяется приказом директора филиала СГУ в г.Н.Новгород в соответствии с рабочим учебным планом на основании заявок и запросов предприятий, организаций, учреждений, а также личных заявлений студентов.

Проведение практики при необходимости осуществляется на основе договоров между филиалом СГУ и соответствующими организациями.

Организации для прохождения практики студентами филиала СГУ определяются, исходя из специфики специальности.

Студенты, обучающиеся по специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» («Адаптивная физическая культура»), проходят практику в качестве преподавателей и сотрудников образовательных и физкультурно-оздоровительных учреждений, реабилитационных центров, медицинских лечебно-профилактических учреждений, санаториев, домов отдыха, туристских клубов, физкультурно-оздоровительных структур национальных парков и рекреационных земель, организаций лиц с отклонениями в состоянии здоровья, специализированных учебных учреждений для детей с отклонениями в развитии.

Студенты очно-заочного и заочного отделения филиала СГУ проходят практику, как правило, в индивидуальном порядке и самостоятельно определяют базы практики по согласованию с выпускающей кафедрой. В случае невозможности самостоятельно найти базу практики они обращаются к организаторам практики с просьбой о подборе соответствующей организации.

Практика предоставляет возможность развития самостоятельной деятельности специалиста АФК, анализа основных направлений функционирования оздоровительного учреждения, подготовки и проведения физкультурно-оздоровительных занятий с людьми, имеющими отклонение в состоянии здоровья.

Практика по специализации является самостоятельной деятельностью студента, подводящей итоги по изучению дисциплин, содержащихся в учебном плане.

Организация преддипломной практики по специализации в филиале СГУ в г. Н.Новгород осуществляется выпускающей кафедрой. Программы практики разрабатывается выпускающей кафедрой на основе ГОС ВПО, с учетом рабочих учебных планов по направлениям подготовки (специальностям) и учебных программ дисциплин.

В этих целях назначаются руководитель практики от вуза (преподаватель кафедры) и руководитель практики от организации (как правило, руководитель организации, его заместитель или один из ведущих специалистов).

Предприятия, организации, учреждения, являющиеся базами практики студентов, организуют и проводят ее в соответствии с определенными целями и задачами и заданиями закрепленных за ними студентов.


Выбор организации

Выбор организации — базы практики осуществляется студентом самостоятельно при условии возможности получения необходимых для составления отчета сведений.

Выбранная организация в качестве базы практики может быть любой организационно-правовой формы:

  • Общеобразовательные учреждения с коррекционными классами (для контингента лиц, отнесенных к специальным медицинским группам).

  • Специальные образовательные учреждения (вспомогательные школы и дошкольные учреждения, школы-интернаты для детей с дефектами развития, классы выравнивания, детские дома интернаты, психоневрологические диспансеры, классы коррекционного обучения и т.п.).

  • Федерации, клубы, сборные команды, спортивные детско-юношеские школы и другие государственные, муниципальные и общественные организации лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов).

  • Физкультурно-оздоровительные и реабилитационные центры, МЛПУ, санатории, дома отдыха, физкультурно-оздоровительные структуры национальных парков и рекреационных земель, туристические клубы и др.

Получив согласие руководителя организации — базы практики, студент предоставляет до начала практики в филиал СГУ в г.Н. Новгороде письмо-запрос установленной формы, подписанное руководителем организации и заверенное печатью.

При необходимости студент может получить у организаторов практики письмо-ходатайство руководителю организации о предоставлении возможности прохождения производственной практики на данном предприятии.


Виды профессиональной деятельности

Специалист по АФК в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья:

  • Спортивно-педагогическую (преподавательскую, тренерскую, методическую).

  • Рекреационно-досуговую и оздоровительно-реабилитационную;

  • Образовательно-профессиональную, коррекционную и консультационную.

  • Научно-исследовательскую и научно-методическую.

  • Организационно-управленческую.


Организационно-методический раздел


Организационная работа

  1. Участие в организационных мероприятиях, связанных с практикой (установочная конференция, собрания бригады, совещания, консультации, защита отчета по практике).

  2. Ознакомление с базой МЛПУ (реабилитационного центра, специального коррекционного учреждения): помещение администрации, оздоровительные сооружение (имеющиеся и арендуемые), специальное оборудование, тренажеры, аппаратура, методический кабинет, кабинеты ЛФК, кабинеты ФК, массажа и физиотерапии, комната психологической разгрузки и т.д.

  3. Ознакомление с нормативно-правовыми документами МЛПУ (реабилитационного центра, специального коррекционного учреждения) и документами, регламентирующими деятельность учреждения.

  4. Ознакомление с планированием и учетом деятельности базы практики.

  5. Ознакомление с комплектованием прикрепленных групп больных (инвалидов, оздоравливающихся) с организацией реабилитационных (коррекционных) мероприятий с ними.

  6. Ознакомление с индивидуальными программами и картами реабилитации больных (инвалидов).

  7. Планирование индивидуальной работы на период практики.


Лечебно-оздоровительная работа

  1. Разработка индивидуальных программ реабилитации (коррекции) больного (инвалида).

  2. Разработка конспектов и проведение занятий с использованием средств АФК, ЛФК и других мероприятий.

  3. Проведение самостоятельно занятия по АФК (ЛФК) с больными (инвалидами) разных нозологических групп.


Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа

  1. Оказание помощи в организации и активное участие во всех массово-оздоровительных и спортивных мероприятиях, проводимых в базах практики.

  2. Осуществление методов врачебного контроля за состоянием здоровья занимающихся ФК и спортом (составление графиков физиологических кривых, нагрузки на занятиях АФК, ЛФК, измерение АД, ЧД, ЧСС и т.п.).


Санитарно-просветителъная работа

  1. Проведение бесед с больными и родственниками о роли и эффективности воздействия реабилитационных мероприятий.

  2. Оказание помощи персоналу базовых учреждений практики в оформлении наглядной агитации.


Методическая работа

  1. Участие в методических занятиях, совещаниях, проводимых руководителями-преподавателями для студентов-практикантов.

  2. Участие в методических семинарах, инструктивных и организационных совещаниях, проводимых для сотрудников учреждения.

  3. Работа со специальной литературой.


Работа по повышению профессионального мастерства

  1. Повышение профессионального мастерства осуществляется при посещении занятий АФК, ЛФК, проводимых специалистами базовых учреждений практики.

  2. Посещение врачебных консультаций.

  3. Изучение и внедрение современных методик в работу специалиста АФК.


  1   2   3

Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» iconУчебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)»
«Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)»
Учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» iconГосударственный образовательный стандарт Специальность 022500 Физическая культура для лиц
Общая характеристика специальности 022500 физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая...
Учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» iconМетодическая разработка к лабораторно-практическому занятию для студентов II курса специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская...
Учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» iconПрограмма собеседования по направлению
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» icon«Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья адаптивная физическая культура»

Учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по специальности (направлению подготовки) 032102. 65 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» iconПрограмма государственного междисциплинарного экзамена по специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сочинский государственный...
Учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» iconПрограмма практики по специализации направление подготовки 032102 «Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Сочинский государственный...
Учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «поволжский государственный университет сервиса» Физическая культура
Учебно методическое пособие по дисциплине «Физическая культура» разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» iconПрограмма дисциплины Психология по специальности среднего профессионального образования 050142 «Адаптивная физическая культура»
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница