Рабочая тетрадь по истории начального воспитания и образования




Скачать 18,57 Kb.
НазваниеРабочая тетрадь по истории начального воспитания и образования
страница1/5
Дата04.02.2016
Размер18,57 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5
Ю.Г.Максимов


Рабочая тетрадь

по истории начального воспитания и образования


г. Глазов, 2010


Предисловие

Рабочая тетрадь по истории начального образования и воспитания предназначена для самостоятельной работы студентов по данному курсу. В настоящее время имеется достаточно большое количество учебных пособий по отечественной истории образования. Однако, история начального образования учебно-методически разработана недостаточно. Поэтому материал приходится выбирать из уже имеющихся учебных пособий, первоисточников, педагогической периодики, интернетисточников и т.д. Для того, чтобы обобщить имеющийся педагогический опыт и обеспечить учебный процесс по данному предмету создана данная рабочая тетрадь. Очень важно, изучая каждую тему, подробно разрабатывать ее, не ограничиваясь только конспектированием первоисточников.

Как и всякая рабочая тетрадь, она предполагает выполнение заданий прямо на страницах данной брошюры. Для этого выделены отдельные страницы. Дополнения, примечания, графические отметки возможны и внутри текста по каждой теме.

Важно, чтобы студентами велась самостоятельная работа над изученными темами. Заполненные рабочие тетради затем целесообразно использовать на семинарских занятиях, при подготовке к контрольным работам, зачету и экзамену. Проверка выполненных заданий осуществляется преподавателем, так же она может осуществляться и консультантами. С ними должна проводиться предварительная инструкция.

В целях избегания перегрузки студентов, преподаватель сам определяет, какие задания должны быть выполнены к семинарскому занятию, какие следует включить в контрольную работу, какие использовать для индивидуальной работы с будущими учителями начальных классов. В тетради имеется общий список заданий, которые следует избирательно комбинировать.

Помимо тестовых заданий и контрольных вопросов в тетради содержится краткое, схематичное изложение основных тем или отдельных проблем. Далее студентам предлагается работа над данным материалом. Все это так же полезно использовать на выступлениях перед аудиторией или при беседах с преподавателем. Кроме этого, в рабочей тетради имеется справочный материал, который необходим в самостоятельной работе студентов. Терминологический словарь можно использовать при проведении словарных диктантов. Данные календаря необходимы при запоминании важных педагогических дат и при проведении соответствующих диктантов. Студентам предлагается завершить список персоналий. Еще раз отметим, что справочный материал следует самостоятельно доработать, а затем использовать при изучении курса истории начального образования и воспитания в России.

При ведении рабочей тетради основным видом деятельности является самостоятельная работа студентов. Важно, перед выполнением заданий проводить подробные инструкции по их исполнению. Затем, соответственно, осуществляется самостоятельная работа по выполнению заданий. В завершении проводится контроль над тем, как выполнена вся работа и ее оценка.

Отметим, что тематика данной рабочей тетради соответствует образовательным стандартам. Таким образом, содержание деятельности студентов по рабочим тетрадям направлено на овладение программным материалом в полном объеме.


1. Влияние на характер воспитания природных условий, религии. Народная педагогика. Воздействие на детей быта, общественного уклада жизни, обрядов. Средства народной педагогики.

Народная педагогика – основа воспитания

Цель воспитания народной педагогики: воспитание совершенного человека

Содержание воспитания в народной педагогике:

Умственное Нравственное

Гражданское воспитание Трудовое

Физическое Эстетическое

Институты социализации личности:

семья, община, школа.

Факторы народной педагогики:

игра, общение, слово, традиции, быт,

религия, искусство, природа,

пример-идеал.

Средства народной педагогики:

сказки, былины, мифы, пословицы,

поговорки, песни: колыбельные,

потешки, пестушки, подростковые,

юношеские, лирические, патриотические.

Методы воспитания:

совместная деятельность

напутствие, убеждение,

пример, предупреждение,

приказ, увещевание

угроза, устрашение.

Формы воспитания в народной педагогике:

игры, праздники, ритуалы, обряды.


• Составьте устное сообщение по данному плану – схеме.

• Составьте дополнительные вопросы по данной теме.

• Составьте справочно-информационные материалы по теме.

Тестовые вопросы

1. Средствами народной педагогики являются: а) природа; б) религия; в) школа.

2. Цель воспитания народной педагогики: а) совершенный человек; б) религиозно-нравственное воспитание человека; в) патриотическое воспитание человека.

3. Цели воспитания народной педагогики и педагогической науки: а) совпадают; б) не совпадают.

4. Народные традиции являются: а) методом воспитания; б) средством воспитания; в) фактором воспитания.

5. К факторам народной педагогики относится: а) природа; б) праздники; в) поощрение и наказание.

6. Термины этнопедагогика и народная педагогика: а) различны; б) синонимичны.

Вопросы и задания

1. Какие образцы поведения давали в семье ребенку родители и другие взрослые люди?

2. Каковы семейные добродетели (для мужа, жены, детей), характерные для Средневековья и современной жизни?

3. Какие старинные семейные обычаи, привычки, отношения, определявшие воспитание детей, вы считаете уместными и в современной жизни?

4. О чем узнавал ребенок из произведений народного искусства, быта?

5. Какие навыки приобретал ребенок, соприкасаясь с народным бытовым искусством?

6. Как могло повлиять на взаимоотношения между детьми и родителями их совместное участие в создании художественных изделий?

7. Каковы художественные промыслы вашего региона: их сюжеты, художественные формы?

8. Какими принципами воспитания веками руководствовались родители в крестьянской семье? Что оказывало влияние на определение характера крестьянского воспитания?

9. Какие традиции семейного воспитания утрачены?

Литература

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Академия, 2003. С. 26 – 44, 62-107, 128-152.

2. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М.: Педагогика, 1983.

3. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х – начало ХХ века): учебн. пособ. – М.: Форум, 1998.

4. Никандров Н.Д. Православные традиции в современной школе // Педагогика - № 1. – 2005. – С. 3-5.

5. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика - № 3. – 2005. – С.79 – 84.


2. Школа и педагогическая мысль в Древней Руси. Школьное дело в XIII- XVII веках, различные типы начального обучения.





Теоретические основы православной педагогики






Константы образования


Особенности начального образования в средние века на Руси и Русском государстве


Типы учебных заведений в XII -XVII вв.


Школа «мастеров грамоты»


Школа «учения книжного»


Братская школа


Славяно-греко-латинская академия




Исторические памятники XI - XIII вв.

«Пчела», «Изборник» Святослава,

«Златоструй», «Златоуст»,

«Поучение князя Владимира Мономаха детям».

Исторические памятники XVI в.

«Домострой», «Азбука первопечатника Ивана Федорова»



• Составьте терминологический словарь по данной теме.

• Составьте электронную презентацию данной темы.


Тестовые вопросы

1. В русском государстве в XII – XIV в.в. существовали следующие типы учебных заведений: а) школы «мастеров грамоты»; б) лицеи; в) братские школы; г) школы «учения книжного».

2. Исторические памятники, оказавшие влияние на образование в Русском государстве: а) Одиссея, б) Илиада, в) Поучение Владимира Мономаха детям, г) Домострой.

3. Первые школы на Руси появились: а) в Х веке; б) XI веке; в) в XII веке.

4. В раннем средневековье на Руси акценты в образовании ставили на: а) воспитании; б) обучении подрастающего поколения.

5. В церковных школах обучение велось: а) на основе классно-урочной системы; б) на основе индивидуальной работы учителя с учеником; в) на основе группового обучения.

6. В школах Русского государства: а) наказание детей полностью отсутствовало; б) в качестве наказания использовали только приказания, угрозы; в) за непослушание детей привязывали к дереву и оставляли на солнцепеке, наливали в нос воду; г) существовало физическое наказание палкой, розгами.

7. В тривиум входили такие дисциплины как: а) грамматика, риторика, диалектика, музыка; б) грамматика, риторика, диалектика; в) атлетика, музыка, грамматика.

8. Обучение и воспитание в Древней Руси могло развиваться по двум путям: а) по авторитарному, патриархальному, более суровому – идеал которого соответствовал Старому Завету; б) по более гуманному, новозаветному началу, где доминировали такие ценности как любовь, человек.

9. Школа «мастеров грамоты» представляла собой: а) учебное заведение, открытое при церкви и насчитывающее более 100 учеников; б) небольшую группу учеников, которую обучали грамотные крестьяне, дьячки, специализирующиеся на обучении детей;

в) репетиторство для поступления в школу.

10. «Школа учения книжного» - это: а) церковная, монастырская школа, где обучение происходило на основе книг религиозного характера; б) частная школа, в которой дети писали собственные книги.

11. Отметьте первое высшее учебное заведение в России: а) Киево-братская коллегия (1632 г.); б) Славяно-греко-латинская академия (конец 70-х годов XVII века); в) Московский университет (1755 г.).

Вопросы и задания

1. Когда появились на Руси первые школы?

2. Кто были первые просветители народа?

3. Каково было содержание обучения в школах Средневековья на Руси и в Русском государстве?

4. Какие типы школ существовали в Русском государстве в XIII - XIV веках?

5. Каково педагогическое значение исторических памятников?

6. Каково было значение религии в образовании в Средние века?

7. Какие типы учебных заведений помимо начальной школы стали появляться в Русском государстве в Средневековье?

8. Какова роль народной педагогики в воспитании детей в Русском государстве в Средние века?

9. Какое значение в образовании в Русском государстве имело создание книгопечатания?

10. Объясните: было ли образование на Руси и в Русском государстве сословным?


Литература

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV - XVII веков / Сост С.Д.Бибишин, Б.Н.Митюров. – М.: Педагогика, 1985. С. 10-30; 61-83; 91-96; 260-300; 229-241.

2. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России ( Х – начало ХХ века): учебное пособие. – М.: Форум, 1998. С.8; 15; 28; 33; 41; 49; 61; 66; 93-107.

3. От азбуки Ивана Федорова до современного букваря / Сост. Богданов В.П., Карпюк Г.В. – М.: Просвещение, 1974.

4. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Под ред. Ш.И.Ганелина. – М.: Просвещение, 1974. С. 5-8; 9-14; 15-30; 30-33.


3. Школа в России в XVIII веке.

Развитие школы и просвещения в XVIII веке


Период

Годы

Содержание реформ

Учебные заведения

I

1700-1730

Создание первых светских школ.

Солдатские, матр-оские, медицин-ские, инженерные, горные школы.

II

1730-1765

Возникновение первых дворянских учебных заведений, формирование системы дворянского воспитания. Борьба М.В.Ломоносва за общенародное образование.

Московский уни-верситет (1755 г.),

Кадетский корпус (1732 г), Смольный институт (1764 г.).

III

1766-1782

Развитие просветительских идей, осознание необходимости государственной системы народного образования.




IV

1782-1786

Первая попытка создания государственной системы народного образования.

Главные народные училища и малые народные училища (1786 г.).



Ступени образования для дворян в XVIII веке


I период -от 7 до 12 лет - элементарное образование, т.е. умение читать, писать считать.

II период – от 12 до 16 лет – подготовка к будущему специальному образованию.

III период – от 16 до 20 лет – профессиональное обучение.


Учебные предметы в народных училищах

Малое народное училище (срок обучения 3 года) и первые классы главного училища (срок обучения 5 лет):

чтение, письмо, цифры, числа церковные и римские, катехизис, священная история, далее арифметика, чистописание, пение.

Главное народное училище:

латинский язык и еще один иностранный, катехизис, Евангелие, русская грамматика с упражнениями, начала всеобщей истории и русской географии, физика, механика, гражданская архитектура и т.д.


Статистические данные о народных училищах в России в конце XVIII века

Год

Число народных училищ

Число учеников

Число учителей

1782

8

474

26

1800

315

19915

790


• Дополните данный план-конспект биографиями просветителей, которые внесли вклад в решение проблем образования в России в XVIII веке.

• Дополните данный план – конспект важными педагогическими идеями, получившими развитие в европейской педагогике в XVIII веке.

• Какое значение имеют педагогические идеи, изучаемые в данной теме для современности?


Тестовые вопросы

1. В отрывшемся в 1755 году Московском университете действовали факультеты:

а) философский, юридический, медицинский; б) богословный, философский, юридический, медицинский; в) естественно-математический, богословный, юридический.

2. Российская Академия наук была открыта: а) в 1755 г. по проекту М.В.Ломоносова; б) в 1725 г. при активном участии Петра I; в) в 1779 г., инициатором создания которой был Н.И.Новиков.

3. В XVIII веке были созданы такие известные учебные заведения как:

а) Славяно-греко-латинская академия; б) Александровский (Царско-сельский) лицей;

в) Смольный институт благородных девиц.

4. Автором учебника «Российская грамматика» является:

а) Симеон Полоцкий; б) М.В.Ломоносов; в) Леонтий Магницкий; г) Ф.И.Янкович.

5. Автором учебника «Арифметика сиречь наука числительная» является: а) М.В.Ломоносов; б) Леонтий Магницкий; в) Симеон Полоцкий.

6. Проблема подготовки учителей в XVIII веке: а) была решена; б) была решена частично; в) не была решена.

7. Государственная система образования была создана в России в: а) XIV веке; б) XVIII веке; в) XIX веке.

8. Своеобразие русских школ в XVIII в. состояло: а) в сочетании образовательной и профессиональной подготовки; б) в природосообразности обучения и воспитания; в) в сословности.

Вопросы и задания

1. Каков перечень событий и дат, характеризующих развитие просвещения в XVIII веке?

2. Какими новыми чертами отличалась школа, созданная в XVIII веке?

3. Каковы принципы организации школ и содержание обучения в XVIII веке?

4. Какие трудности существовали в развитии школ?

5. Каковы особенности начальной школы XVIII века?

6. Как готовились учителя для начальной школы в данный период?

7. Какими были характерные черты государственной просветительской политики этого времени?

8. Каковы особенности педагогической деятельности М.В.Ломоносова?

9. Каковы педагогические идеи деятелей начальной школы XVIII века?

10. Каков перечень народных школ, существовавших в XVIII веке?

Литература

1. Антология по истории педагогики России XVIII в. / Сост. И.А.Соловков. – М.: Педагогика, 1985 г.

2. М.В.Ломоносов. О воспитании и образовании / Сост. Т.С.Буторина. – М.: Педагогика, 1991.

3. От азбуки Ивана Федорова до современного букваря / Сост. Богданов В.П., Карпюк Г.В. – М.: Просвещение, 1974.

4. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву – М: Художественная литература, 1984 г.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая тетрадь по истории начального воспитания и образования iconРабочая тетрадь По дисциплине: «Конструирование, производство и эксплуатация свт»
Конструирование, производство и эксплуатация свт: Рабочая тетрадь для студентов среднего профессионально­го образования. – 1-е изд....
Рабочая тетрадь по истории начального воспитания и образования iconРабочая учебная программа По учебной дисциплине «окружающий мир» Для 1 «г» класса
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая тетрадь по истории начального воспитания и образования iconУчебник по обучению грамоте и чтению (Букварь) Бунеева. Е. В. Бунеев. Р. Н. Пронина. О. В
Математика 1,2,3 часть + рабочая тетрадь «Самостоятельные и контрольные работы по математике» тетрадь на печатной основе
Рабочая тетрадь по истории начального воспитания и образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Рабочая тетрадь по истории начального воспитания и образования iconПрограммы 2-4 классы Пособие для учителей общеобразовательных учреждений
Рабочая программа предназначена для 2-4 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями Федерального...
Рабочая тетрадь по истории начального воспитания и образования iconРабочая программа учителя по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторских программ В. Г. Горецкого, В. А кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение...
Рабочая тетрадь по истории начального воспитания и образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Сновании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России1, Концепции умк «Школа России» с учетом...
Рабочая тетрадь по истории начального воспитания и образования iconПояснительная записка. 4 Раздел Планируемые результаты освоения обучающимися 8 основной образовательной программы начального общего образования
Принципы и особенности организации содержания духовно – 84 нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Рабочая тетрадь по истории начального воспитания и образования iconРабочая тетрадь дорогой друг! Эта тетрадь предназначена для твоей самостоятельной работы в классе, на
Эта тетрадь предназначена для твоей самостоятельной работы в классе, на уроке и дома, при выполнении домашнего задания. В нее включены...
Рабочая тетрадь по истории начального воспитания и образования iconОбразовательная программа начального общего образования моу дуденевской сош
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница