Методические разработки я хочу начать свою небольшую статью с высказывания В. А. Сухомлинского, которое не утратило своей актуальности и в наше время: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка это важнейший труд воспитателя.




Скачать 14,71 Kb.
НазваниеМетодические разработки я хочу начать свою небольшую статью с высказывания В. А. Сухомлинского, которое не утратило своей актуальности и в наше время: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка это важнейший труд воспитателя.
Дата04.02.2016
Размер14,71 Kb.
ТипМетодические разработки




Релаксационные настрои, игры и «балетотерапия» на занятиях в группе продленного дня.


Методические разработки


Я хочу начать свою небольшую статью с высказывания В.А. Сухомлинского, которое не утратило своей актуальности и в наше время: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Общеизвестно, что в наше время дети испытывают огромное напряжение в психоэмоциональной, умственной сферах в период учебы. Большие нагрузки сказываются как на здоровье ребенка, так и на его поведении. Поэтому так важно, и это отмечают многие методисты и воспитатели, смягчить, облегчить детям пребывание в школе. Мне, как воспитателю дежурной группы продленного дня, особенно заметны усталость ребенка: иногда подавленность от длительного нахождения в детском коллективе или наоборот эмоциональное раскрепощение, отсутствие самоконтроля, нежелание подчиняться требованиям воспитателя. Все это результат перенапряжения нервной системы ребенка. В группе продленного дня я стараюсь дать возможность детям расслабиться, отдохнуть, но в тоже время с радостью узнать для себя что-то новое.

Система игровых упражнений, релаксационных настроев учит детей способам саморегуляции, сбросу негативных эмоций, а также мышечного расслабления организма. Знакомство с произведениями искусства создает атмосферу терпимости и красоты. Кроме нравственно-эстетического воспитания, дети расширяют свой культурный кругозор. Термин «арт-терапия»(лат. ars-искусство, греч. Therapy-лечение) был впервые введен врачом Адрианом Хиллом в 40-е годы прошлого века, который заметил, что с помощью занятия живописью можно достичь успеха в лечении некоторых заболеваний. Думаю, что термин арт-терапия можно отнести и к другим видам искусства (музыка, литература, балет). Быть может, многие коллеги упрекнут меня в некорректности. употребления термина «терапия» в отношении школьников, уместного скорее в учреждениях медицинского профиля. Считаю, однако, что в моей трактовке он обозначает профилактику нервных стрессов, немотивированной агрессии, эмоциональных расстройств.

В своей работе я использую работы Л.П.Дъяченко (Релаксационные упражнения), Елены Лютовой-Робертс и Галины Мониной (Игры для задиристых детей; Игры- приветствия для хорошего настроения) , а также опираюсь на опыт учителя английского языка и музыки, выпускницы Ленинградской консерватории, талантливого воспитателя, отдавшего душу детям - Натальи Сергеевны Кожокиной.

Приведу примеры использования некоторых релаксационных настроев, игр для снятия физического и эмоционального напряжения совместно с музыкальной терапией у детей пришедших в дежурную группу продленного дня.


«Пение птиц на рассвете» («Звуки природы»).


Воспитатель: Ребятки, я знаю, что вы умеете работать. А умеете ли вы отдыхать? Сейчас проверим. Закройте глаза. Накройте их ладонями так, чтобы середина правой ладони была перед правым глазом, а левой – перед левым. При этом ни в коем случае не давите на глаза. Приняв удобное положение, постарайтесь расслабиться – тогда перед закрытыми глазами появится ровное черное поле. А теперь представьте себе, что ваш дом стоит в лесу, вы проснулись рано и услышали пение птиц. Их трели наполняют вашу душу радостью. Вам легко и спокойно. Вы не испытываете напряжения, тело ваше расслабилось. ( Воспитатель включает звуки пения птиц. А теперь потянитесь и на счет три откройте глаз!(5мин).

(В данном случае воспитателем используется гимнастика для глаз и одновременно релаксационный настрой, направленный на расслабление мышц организма и на создание положительного настроя).

Воспитатель: А теперь послушаем, как передает картину утра композитор Эдвард Григ. (Звучит пьеса «Утро» из музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт») Воспитатель: А сейчас друзья, мы попробуем изображать птиц, которые танцуют всегда, когда слышат музыку, когда музыки нет, они сразу же засыпают. Танец птиц очень необычный, они сидят на скале и размахивают крыльями. ( Воспитатель демонстрирует, как танцуют птицы, при этом движения могут любыми, но руки должны обязательно двигаться от плеча, как крылья, а сами движения – быть плавными и свободными). Затем взрослый включает медленную и спокойную музыку, и птицы танцуют. Через несколько секунд взрослый выключает музыку и тихим голосом говорит: «Птицы устали и уснули). Дети опускают голову и закрывают глаза. После того, как все дети расслабляют мышцы верхней части тела, воспитатель снова включает музыку. Игра повторяется несколько раз.(5мин)

(В данном случае используется музыкальная терапия, а также игра «Танцующие птицы» по методике Е.Лютовой-Робертс и Г.Мониной с целью учить детей расслабить мышцы верхней части тела). Можно детям предложить нарисовать птиц, утро, солнце, лес, деревню (по желанию). Затем дети приступают к повторению домашнего задания.


«Шум морского прибоя»(«Звуки природы).


Воспитатель. Закройте глазки. Накройте их ладонями (по аналогии с первым вариантом). Представьте себе, вы пришли к морю. Никого нет и вы насаждаетесь красотой природы и звуками морского прибоя. Светит солнце, песок и волны ласкают ваши ноги. Вы садитесь на прибрежный валун. Вашему телу легко и хорошо. Вы готовы закричать от счастья. Вам кажется, что вот-вот вы взлетите! Вам хорошо, очень хорошо.( Воспитатель включает звуки морского прибоя) А теперь потянитесь – и на счет три откройте глаза!(5 мин.)

(В данном случае воспитателем также используется гимнастика для глаз как и в первом вариант и релаксационный настрой, направленный на расслабление мышц организма и на создание положительного настроя).

Воспитатель. Ребята, давайте послушаем, как передает звуки моря композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.(Звучит отрывок из симфонической поэмы «Шехерезада»)

А теперь представьте, что ветер принес к морю множество лепестков различных цветов.

Я раздам вам платки различных цветов, это и есть лепестки. (Воспитатель включает спокойную музыку (можно того же Римского-Корсакого) и предлагает детям пофантазировать, как летали волшебные лепестки, вверх, вниз, в стороны. Дети также могут подбрасывать платки и ловить их, передвигаться с платками по комнате, кружиться и т.д. Перед окончанием музыки взрослый говорит детям, что ветер стихает, и лепестки ложатся на песок или опускаются на поверхность моря. Дети садятся либо на стулья, либо на пол, опускают платки, расслабляют мышцы тела и замирают.(5мин.)

(В данном случае используется музыкальная терапия, а также игра «Танец волшебных лепестков» по методике Лютовой-Робертс и Мониной с целью научить детей неагрессивным способам взаимодействия). Можно детям предложить нарисовать море, ветер, лепестки или то, что им нравится (по желанию). Затем дети приступают к повторению домашнего задания.)


Балетотерапия. Считаю, что знакомство с балетом в группе продленного дня, встреча с красотой и танцем, сопереживание героям поможет не только расширить кругозор детей, но и облагородить их мысли и чувства. Тяга к прекрасному способна противостоять агрессивности и цинизму окружающего мира, способна поддержать детские души порой страдающие от одиночества и непонимания близких. Я сама порой наблюдала, как трудные в педагогическом плане дети вдруг оттаивали и спрашивали: «а когда будем смотреть балет по видео?» Искусство- вообще очень сильное оружие против пошлости и потребительства. Я думаю, что во время перемены в школах по радио должна звучать классическая музыка.

Знакомство с балетом как правило начинается через сказку. Многие родители знают это и приводят маленьких детей в театр на «Щелкунчика» или «Спящую красавицу». И это верно. Сказка, театр, балет воспринимаются детьми в гармоническом единстве. Воспитатель в группе продленного дня рассказывая, например, о балете П.И.Чайковского «Спящая красавица», опирается на знание ребенком сказки Шарля Перро и на просмотр мультфильма Уолта Диснея. Кроме того, дети слышали музыку П.И. Чайковского по радио, телевидению или в том же мультфильме.


Знакомство с балетом «Спящая красавица»


Воспитатель: Ребятки, сядем удобнее. Расслабимся, закроем глазки(гимнастика для глаз) и послушаем красивую музыку. (Звучит отрывок из балета «Спящая красавица»2 мин).

Кто-то узнал эту музыку?

Дети: Это Чайковский.

Воспитатель. Совершенно верно. Ребятки, сегодня мы познакомимся с балетом П.И. Чайковского«Спящая красавица» и начнем смотреть его по видео. Постепенно, понемножку в течение нескольких недель. Но перед этим я задам вам несколько вопросов, мы познакомимся и с Францией, и с автором этой известной сказки. Кто из вас знает, в какую эпоху жил Шарль Перро?

Дети: Давно.

Воспитатель: Он жил во времена ЛюдовикаXIV, «короля –солнца» в XVII веке. А почему его так называли, как вы думаете?

Дети: Наверное, он был очень красив.

Воспитатель: Действительно, король Людовик был в молодости очень красив. Вы знаете, что у нас, в России тоже был князь Владимир- Красно Солнышко. В народной традиции часто великого правителя сравнивали с солнцем, таким он был ярким и значительным. А еще Людовик XIV любил танцевать в красивом, сияющем костюме, напоминающим солнце, в придворном балете. (Воспитатель портрет Людовика XIV работы художника Риго).

Ребятки посмотрите, как тогда одевались. Мужчины носили парики. Дамы тоже замысловатые прически и длинные платья. При Людовике XIV расцвели многие виды искусства, светский этикет, т.е правила поведения в высшем обществе. «Король-солнце» перенес свою резиденцию в Версаль. Здесь был создан уникальный дворцово-парковый ансамбль. Неправда ли он напоминает нам Петродворец? Действительно, Петр I при строительстве Петергофа взял за образец Версаль. Итак, представим себе, что мы дамы и господа и поприветствуем друг друга. (Воспитатель показывает детям, как тогда вельможи приветствовали друг друга. Мальчики наклоняются и снимают воображаемые шляпы, девочки приседают в реверансе. В данном случае используются упражнение для позвоночника и одновременно ролевые игра для создание положительного настроя и развития коммуникативных навыков)).

Воспитатель: А теперь нам предстоит путешествие по Франции. Мы посетим с вами «сердце» этой страны – замки долины Луары.(Показ видеофильма 3-4 мин) Ну как? Вам понравилось?

Дети: Очень!

Воспитатель: Шарль Перро тоже любил здесь путешествовать. Полагают, что замок Юссе, стоящий на опушке леса, увенчанный башенками вдохновил его на создание «Спящей красавицы». Быть может он выехал однажды из Шенонского леса к замку, когда все его обитатели спали. И в самом деле, перед посетителями замка в его залах, в коридорах и спальнях являются застывшие фигуры дам и кавалеров, одетые в старинные изящные костюмы и вот-вот готовые жить, как в сказке. Это всего лишь восковые фигуры! Но принцесса и принц, король и королева так невыразимо прекрасны! (Воспитатель показывает фотографии замка). Ребята, если у вас будет возможность посетить замок Юссе, то вы увидите героев сказки, сделанных из воска в пышных нарядах старинных времен.

Воспитатель: А теперь обратимся к балету Петра Ильича Чайковского «Спящая красавица». Но прежде, что такое балет, как вы думаете?

Дети: Это – танец!

Воспитатель: Да, вы правы! Это конечно же танец. Основой балета послужило народное творчество, народный танец. Вы помните, что первобытные люди тоже выражали себя в танце. Балет синтетическое искусство, т.е. он сочетает в себе танец, музыку, театральное действие. Балет возник в Италии в XV-XVI вв., но получил развитие во Франции, Название многих позиций в балете и терминов французского происхождения. В балете существуют определенные позиции, определенный набор движений, особый рисунок танца, называемый хореографией. Чтобы понять язык балета надо оценить красоту движений. Но сами по себе движения могут быть набором скучных технических приемов. В балете очень велика одухотворяющая роль музыки и роль самого исполнителя. Балерина и танцор еще и актеры, передающие жестами страдания, радость, переживания героев. А как вы думаете, ребята, легко ли передать чувства без слов?

Дети: Конечно, трудно.

Воспитатель: В балете мы не слышим голоса актера, как в драматическом театре. И в этом сложность восприятия балета. Но я думаю, что все мы читали «Спящую красавицу» и особых сложностей в понимании сюжета не возникнет. Напомню, только, что впервые этот балет был поставлен 20 февраля 1877г. Взгляните на эскизы декораций к балету художников М.Шишкова и И. Всеволожского. Итак, отправляемся в путешествие в мир балета. Что будет не понятно, я буду комментировать…

Я весьма схематично передала вступительные слова воспитателя при знакомстве с балетом. В дальнейшем просмотр определенного балета может растянуться на несколько дней или недель. Он может отнимать 10-15мин. от занятий группы продленного дня. Не обязательно каждый день. Ребенок не должен ощущать, что просмотр ему навязывается. Важно, чтобы при просмотре балетов «Дон Кихот», «Баядерка», «Щелкунчик»( как и в случае с балетом «Спящая красавица») дети могли познакомиться со страной, где происходит действие балета и с ее культурой (Испания, Индия, Германия).

Подводя итоги написанному, хочется подчеркнуть, что работа в группе продленного дня открывает для воспитателя широкие горизонты в плане развития личности ребенка, адаптации детей начальных классов к условиям пребывания в школьном коллективе и здесь влияние комплекса релаксационных упражнений и «арт-терапии» огромно.


Литература:

1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина.-Кишинев: Лумина, 1979.

2.Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. Пособие для учителя.-3-е изд.- М.: Просвещение, 1985.

3.Анисимова Т.Б. Дъяченко Л.П. Продленка: Игры и занятия для школьников.- Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

4.Жемчугова П.П. Балеты. Справочник школьника. - СПб.-Литера,2010.

5.Лютова –Робертс Е. Монина Г. Игры для задиристых детей. –

СПб.: Речь, 2011.

6.Лютова-Робертс Е. Монина Г. Игры – приветствия для хорошего настроения. – СПб.: Речь, 2011

7. Группа продленного дня. Конспекты занятий, сценарии мероприятий: 1-2 классы/ Авт.- сост. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. – 2-е изд.,перераб. – М.: ВАКО, 2012.

Похожие:

Методические разработки я хочу начать свою небольшую статью с высказывания В. А. Сухомлинского, которое не утратило своей актуальности и в наше время: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка это важнейший труд воспитателя. iconЯ не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие
Методические разработки я хочу начать свою небольшую статью с высказывания В. А. Сухомлинского, которое не утратило своей актуальности и в наше время: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка это важнейший труд воспитателя. icon«здоровье» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,...
Методические разработки я хочу начать свою небольшую статью с высказывания В. А. Сухомлинского, которое не утратило своей актуальности и в наше время: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка это важнейший труд воспитателя. iconЦенность здоровья выше ценности искусства и науки, дружбы и согласия между родителями, детьми и братьями
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,...
Методические разработки я хочу начать свою небольшую статью с высказывания В. А. Сухомлинского, которое не утратило своей актуальности и в наше время: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка это важнейший труд воспитателя. iconДипломная работа «Здоровьесберегающие технологии на уроках обж как компонент образовательной среды школы»
Забота о здоровье ребёнка –это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду,...
Методические разработки я хочу начать свою небольшую статью с высказывания В. А. Сухомлинского, которое не утратило своей актуальности и в наше время: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка это важнейший труд воспитателя. iconПамятка для родителей и близких
Влечение к наркотикам еще только формируется, и для вас это важнейший этап борьбы за близкого человека
Методические разработки я хочу начать свою небольшую статью с высказывания В. А. Сухомлинского, которое не утратило своей актуальности и в наше время: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка это важнейший труд воспитателя. iconПервая забота родителей будущих первоклассников, не посещающих детский сад, проведение своевременного и полного медицинского осмотра ребёнка, а затем – выполнение всех назначений врача
Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку...
Методические разработки я хочу начать свою небольшую статью с высказывания В. А. Сухомлинского, которое не утратило своей актуальности и в наше время: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка это важнейший труд воспитателя. icon"Оргонная" терапия Вильгельма Райха и устройство для ее осуществления
Тем не менее, сейчас я хочу рассказать еще об одном оригинальном методе, о котором до недавнего времени в нашей стране вряд ли кто...
Методические разработки я хочу начать свою небольшую статью с высказывания В. А. Сухомлинского, которое не утратило своей актуальности и в наше время: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка это важнейший труд воспитателя. iconМетодическое пособие для учителей начальных классов разработала Сорокина Светлана Александровна
С приходом ребенка в школу изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически ребенок остается еще в дошкольном детстве....
Методические разработки я хочу начать свою небольшую статью с высказывания В. А. Сухомлинского, которое не утратило своей актуальности и в наше время: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка это важнейший труд воспитателя. iconПедагогические технологии
Еще А. Макаренко называл педагогический процесс особым образом организованным "педагогическим производством", ставил проблемы разработки...
Методические разработки я хочу начать свою небольшую статью с высказывания В. А. Сухомлинского, которое не утратило своей актуальности и в наше время: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка это важнейший труд воспитателя. iconМетодическое пособие для членов казачьих обществ по вопросам воспитания казачьей молодежи и казачьего образования
Общение с детьми – это кропотливый и каждодневный труд. И если ребята в вас поверили, то ваш труд не напрасен. От этого ваша работа...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница