Опыта: «Здоровьесбережение как фактор успешности обучения в кадетской школе-интернате»




Скачать 26,69 Kb.
НазваниеОпыта: «Здоровьесбережение как фактор успешности обучения в кадетской школе-интернате»
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер26,69 Kb.
ТипДокументы
  1   2
«Здоровьесбережение – как фактор успешности обучения в кадетской

школе-интернате».

Автор опыта: Буланова Лариса Михайловна

Воспитатель ГОУ «Куртамышская кадетская школа-интернат» 2011 год.


Информационный блок.

Тема опыта: «Здоровьесбережение – как фактор успешности обучения в кадетской школе-интернате».

Сведения об авторе: Буланова Лариса Михайловна - воспитатель ГОУ «Куртамышская кадетская школа -интернат», Курганской области.

Стаж педагогической работы: 18 лет.

Условия становления опыта

В последнее десятилетие в российском обществе произошли изменения, серьезно повлиявшие на социальную активность людей, требования к реализации личностного потенциала, определение жизненных позиций.

Система образования достаточно быстро реагировала на задачи, поставленные новым этапом исторического развития России. Унификация образовательных учреждений сменилась разнообразием их видов, вариативностью планов и программ, внедрением новых методик образования и воспитания, в основе которых лежит приоритет развития личности, учет познавательных интересов и способностей подрастающего поколения. Впервые за последние десятилетия у обучающихся появилось право выбора образовательных учреждений.

Заметным явлением в системе российского образования стал новый вид общеобразовательных учреждений - кадетские школы, кадетские школы-интернаты.

Важную роль в развитии кадетских общеобразовательных учреждений сыграло возрождение лучших традиций и обычаев прошлого.

За небольшой период кадетские школы (интернаты) не только заняли достойное место в системе российского образования, став ее неотъемлемой частью, но и оказывают влияние на ее развитие.

Наша Куртамышская кадетская школа-интернат существует уже третий год, классы (взвода) сформированы из учащихся, приехавших из разных школ не только района, но и области. Для многих детей - это новая школа, новый коллектив педагогов, учеников.

Воспитателем в 4 взводе я работаю с 2008 года. Дети ко мне поступили в 13 лет (7 класс). Во взводе 14 кадет. Первое с чем столкнулась, что нет единого коллектива, взвод разбит на группы. Подростковый возраст, низкий уровень адаптации в школе, в общежитии. Трудности во взаимоотношениях, желание каждого самоутвердиться, выделиться. Не сформированы навыки самообслуживания. Усугубляет проблему совокупность воздействия ряда неблагоприятных факторов - низкое материальное положение многих семей учащихся. Социальный статус семей во взводе: не полные–5семей, малообеспеченные – 8 семей, многодетные – 2 семьи. Так же влияют эмоционально-стрессовые перегрузки.

В последнее время вопросы охраны здоровья обучающихся приобрели стратегическое звучание в национальном масштабе, поскольку только здоровое поколение способно обеспечить благоприятные социально-экономические перспективы страны. Основные направления здоровьесберегающей деятельности школы - охрана и укрепление здоровья, формирование культуры здоровья у обучающихся. В процессе взросления проявляется еще один фактор, негативно влияющий на образ жизни детей и, как результат, на состояние здоровья. Это вредные привычки, прежде всего курение.

Здоровье ребенка можно считать нормой, если он: умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья); проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемостъ (интеллектуальный аспект здоровья); честен, самокритичен (нравственное здоровье); коммуникабелен (социальное здоровье); уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).

Поэтому учащихся нужно учить: 1) мыслить, 2) находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей знаний, 3)здоровому образу жизни.


Одним из элементов в воспитательной работе по сохранению и укреплению здоровья является профилактическая и оздоровительная работа, поэтому этой теме уделяется особое внимание. Воспитательные часы, самоподготовка проводятся по расписанию, а также прогулки на свежем воздух, все режимные моменты. Я в своей работе используют рекомендации медицинских работников, продумывают индивидуальную работу.

Чтобы провести продуктивную работу в воспитательной деятельности по обеспечению необходимых условий для полноценного естественного развития кадета, формированию у него потребности в здоровье, формированию у него мотивации и понимания основ здорового образа жизни, необходимо привить практические навыки сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает сдвиг в сторону повышения эффективности образовательного процесса. Все это приводит к необходимости комплексного подхода к проблемам обучения и воспитания. Это послужило выбору моей темы по самообразованию: «Здоровьесбережение – как фактор успешности обучения в кадетской школе-интернате»


Актуальность опыта.

«Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика».

«В мире есть главные ценности: здоровье и успех»


Проведенное мною анкетирование в начале моей работы с детьми показало, что в кадетскую школу 80% учащихся поступило по своему желанию, и только 20% по совету родителей. Почти все воспитанники по медицинским показателям

( по справкам) были здоровы. Т.к. по Типовому положению о принятии в ГОУ «Куртамышскую кадетскую школу-интернат» необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья и годности кандидата к обучению в кадетском Учреждении (справка от педиатра) и карта профилактических прививок (форма 063/у);

Но из проведенной диспансеризации видно:


Анализ состояния здоровья учащихся Куртамышской кадетской школы-интерната выявил: (рис.1)




Рис.2 школьно-зависимые заболевания (в % к количеству обучаемых)


1 - заболевания органов зрения – 42 человека, 22,5 %

2 - заболевания опорно-двигательного аппарата – 17 человек, 9%

3 - заболевания желудочно-кишечного тракта – 3 человека, 1,5%

4 - заболевания нервной системы – 3 человека, 1,5%

5 - кариес – 19 человек, 10%

Распределение обучающихся по группам здоровья (см. Приложение.)

Таблица 2

Учебный год

1 группа

2 группа

3 группа

2008-2009

44,4%

49,2%

6,4%



Проблема заключается в том, что дети желают обучаться в ГОУ «Куртамышской кадетской школе-интернате, но имеют слабое здоровье.

На учебную деятельность большое влияние оказывает состояние здоровья детей, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения.

С другой стороны, и учебная деятельность может стать фактором ухудшения или улучшения состояния здоровья. Поэтому ориентация педагогической деятельности на формирование здорового образа жизни очевидна. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья


Воспитательная работа является важнейшей частью образовательного процесса и одним из основных видов деятельности учреждения.

Задачи воспитательной работы я реализую в процессе повседневной жизни, в совместной учебной и других видах деятельности кадет, преподавателей, воспитателей и руководства учреждения.

Поэтому свою программу работы построила на сотрудничестве учителя, воспитателя, родителей, медицинских работников, учителя физкультуры, психолога и социального педагога.


Цель программы: сохранение и укрепление состояния здоровья детей, формирование у учащихся ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.


В программу включены следующие направления: (см. Приложение)

-организация и проведение диагностических мероприятий;

-организация профилактических, оздоровительных и коррекционных мероприятий для учащихся;

-формирование у учащихся системы знаний о здоровьесбережении.

-организация воспитательной деятельности;


Чтобы эта работа была рациональной, необходимо хорошо знать здоровье детей, следить за изменениями в состоянии их здоровья, видеть проблемы. Поэтому я совместно с медицинскими работниками 3 раза в год провожу мониторинг состояния здоровья учащихся (стартовая, текущая, финишная диагностика).

(см. Приложение)

Мониторинг проводится по трем направлениям:

-физическое здоровье учащихся (соблюдение ЗОЖ, данные медицинских осмотров, двигательная активность);

-психическое здоровье учащихся (оценка уровня тревожности, развитие познавательных процессов, самооценка);

-социальная адаптация учащихся (оценка уровня комфортности).

(см. Приложение)

Успех — это не просто хорошая оценка результатов деятельности. Успех — это состояние человека, качественная характеристика деятельности ученика, чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов. Такие ощущения возникают у человека при достижении полного физического, душевного и социального благополучия.

Успешным ученик может стать в условиях только той образовательной среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать ему комфортные условия для получения образования, реализует личностно-ориентированные подходы в образовании, использует технологии обучения, позволяющие сохранять здоровье учащихся.

В последние несколько лет образовательную среду с такими параметрами стали называть здоровьесберегающей средой образовательного процесса.

.Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может рассматриваться в два этапа. На первом этапе воплощается фундаментальный принцип «Не навреди!». Реализация рабочей программы включает выявление и каталогизацию факторов, оказывающих или потенциально способных оказать вредное (патогенное) воздействие на организм учащегося — его физическое, психическое (психологическое), репродуктивное, духовно-нравственное здоровье, и, в дальнейшем, устранение этих факторов или смягчение их воздействия на учащихся и педагогов.

Таким образом, первый этап с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса.

Второй этап включает программу формирования у субъектов образовательного процесса физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитание у них культуры здоровья, действенной мотивации на ведение здорового образа жизни.

На этом этапе определение здоровьесберегающих образовательных технологий следует рассматривать как совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только сберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у школьников культуры здоровья.

Технология проектируется исходя из конкретных условий и ориентирования на заданный, а не предполагаемый результат. Поэтому проектирование здоровьесберегающей образовательной среды мы рассматриваем в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Для создания необходимых условий успешности в обучении учащихся, выяснения причин их неуспеваемости необходимо изначально подвергнуть подробному анализу случаи неуспешности каждого ученика в отдельности. На основе полученных результатов создается индивидуальная комплексная программа работы с данным учеником.

Успех – это удача в достижении чего-либо, хорошие результаты в работе, учебе. Успешность школьника напрямую связана с его успеваемостью.

Психологи выделяют типы неуспевающих учащихся в зависимости от причин, порождающих неуспеваемость.

Первый тип. Причины неуспеваемости заключаются в низком уровне развития мыслительных процессов, отсутствии познавательных интересов, однако ученик осознает, что учиться необходимо.

Второй тип. Эти учащиеся характеризуются высоким уровнем развития мыслительной деятельности, отрицательным отношением к учению. Такие дети приходят в школу хорошо подготовленными, но с привычкой заниматься только тем, что доставляет удовольствие. Более широких мотивов у них нет. Самооценка обычно неустойчива, работы выполняются небрежно, необходимые навыки не формируются.

Однако неуспеваемость представляет собой явление, обусловленное целым рядом причин, которые далеко не всегда сводятся к каким-либо отклонениям в умственном развитии школьника. Как правило, неуспеваемость является результатом определенных, сформированных в предшествующем воспитании особенностей личности ребенка, накопления пробелов в знаниях или иных причин и факторов уже не психологического порядка.

Таким образом, причины неуспешности учащихся можно сгруппировать следующим образом.

  1. Педагогические: низкая эффективность работы учителя по организации учебной деятельности учащегося, пропуски занятий, отсутствие дифференцированного подхода при обучении учащихся, недостаточный учет психологических и физиологических особенностей ребенка при планировании учебного процесса, недостаток заботы и любви родителей.

  2. Психологические: несформированность мотивов учебной деятельности, нарушение в эмоционально-волевой сфере, пробелы в знаниях, пробелы в учебных умениях и навыках, низкий уровень познавательных способностей.

  3. Соматические и физические: общая ослабленность организма, хронические заболевания, пропуски по болезни.

  4. Нейрофизиологические: слабый тип высшей нервной деятельности, нарушения зрения, слуха, артикуляции, микропоражения коры головного мозга.

Такое разделение причин помогает не только понять роль учителя в создании необходимой среды для успешности школьни­ка, но и определить основные траектории взаимодействия врачей, психологов, педагогов и родителей.

Реальным проводником всех идей, инноваций, замыслов, внедряемых в школу учеными и управленцами, является педагог.

Ведущая идея опыта заключается в создании условий для развития успешности учащихся на основе здоровьесберегающих технологий, организации учебно-воспитательной деятельности учащихся на уроке и вне его.


Цель инновации вижу в cоздании здоровьесберегающей среды обучения как фактора развития успешности учащихся.


Диапазон опыта.


Игровые тренинги по ЗОЖ можно проводить во внеурочной деятельности, используя отдельные элементы, коммуникативные игры, упражнения – энергизаторы, релаксация.

2. Описание опыта.

В реализации программы воспитательной работы опираюсь на практические рекомендации, публикующиеся в журналах «Воспитание школьника», «Классный руководитель». А также материалы серии «Педагогика нового времени», «Педагогический поиск», «Справочник классного руководителя», образовательные сайты интернета, регулярно читаю «Учительскую газету»,

В работе над данной темой использовала следующие литературные источники: Основная научная литература:

Аршавский И.А Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. – М.: «Наука», 1982.

Аршавский И.А. Ваш ребенок у истоков здоровья. – М.: «Наука», 1992.

Базарный В.Ф. Зрение у детей. Проблемы развития. – Новосибирск: «Наука», 1991.

Баранов А.А. Здоровье детей в России: научные и организационные приоритеты.// Российский педиатрический журнал. – 1999.

Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Фундаментальные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков.// Российский педиатрический журнал. – 2000. - №5.

Берштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: «Медицина», 1966.

Василевский Н.Н. Экологическая физиология мозга. – Л-д: «Медицина», 1979.

Гарбузов В.И. Нервные дети. – М.: «Медицина», 1990.

Гурфинкель В.С., Коц Я.М., Шик М.Л. Регуляция позы человека. – М.: «Наука», 1965.

Казначеев В.П., Михайлова Л.П. Сверхслабые излучения в межклеточных взаимодействиях. – Новосибирск: «Наука»,1981.

Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М.: «Педагогика», 1982.

Кратин Ю.Г., Зубкова Н.А., Лавров В.В., Сотниченко Т.С., Федорова К.П. Зрительные пути и система активации мозга. – Л-д: «Наука», 1982.

Кучма В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. – М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2002.

Любищев А.А. О природе генов. – Пермь, 1925.

Орехов К.В. Экология человека и инфекционные заболевания детей Ставропольского края. Ставрополь, 1994.

Прибрам К. Языки мозга. – М.: «Прогресс», 1975.

Рапопорт Ж.Ж., Прахин Е.И. Физическое развитие детей. – Красноярск, 1970.

Роль сенсорного притока в созревании функций мозга (Отв. ред. Е.В. Максимова, К.В. Шулейкина). – М.: «Наука», 1987.


Грамотно выстроить здоровьесберегающий воспитательный час, самоподготовку мне позволяет учёт следующих характеристик:

1.Выполнение рекомендаций СанПиНа:

- требования к освещенности кабинета,

- проветривание кабинета,

- уровень шума,

- место и длительность применения ТСО

2.Динамическая организация самоподготовки, воспитательного часа:

- физкультминутка,

- поза учащихся во время самоподготовки, воспитательного часа.

3.Психологический подход при проведении самоподготовки, воспитательного часа:

- учёт индивидуальных особенностей учащихся,

- учёт темперамента учащихся,

- умение работать с различными группами,

- дифференцированный подход в воспитании

4.Психологический климат самоподготовки, воспитательного часа:

- проявление доверительного подхода к учащимся,

- наличие на эмоциональной разрядки,

- создание ситуации успеха.

5. Педагогические знания и умения:

- чередование различных видов деятельности,

- чередование методов, их количество,

- плотность,

- темп окончания,

- определение момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности,

- умения воспитателя оценить уровень работоспособности учащихся.

6.Формирование ЗОЖ и культуры здоровья на самоподготовке и воспитательном часе.

- включение в воспитательные программы моделей по вопросам здоровья,

- постановка воспитательной задачи по привитию культуры здоровья.


Одним из важнейших условий рациональной организации обучения я считаю обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего дня, недели и года.


Удовлетворить двигательную потребность учащихся также позволяют во время самоподготовки физминутки, упражнения – энергизаторы, коммуникативные игры, релаксация.

Для профилактики простудных заболеваний во взводе проводятся минутки здоровья, дети делают точечный массаж.

В целях повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья провожу психофизическую тренировку. Она построена на использовании общеразвивающих и специальных упражнений, а также некоторых видах дыхательных упражнений.

(см. Приложение)

Знания о здоровьесбережении учащиеся получают на воспитательных уроках здоровья.


Взаимодействие со школьными и внешкольными структурами.

Эффективность работы по формированию здорового образа жизни, определяется прежде всего, деловым сотрудничеством с различными организациями, учреждениями, участвующих в воспитательном процессе, то есть взаимодействием школьной и внешкольной воспитательных сред для формирования личности. Такое сотрудничество осуществлялось и в нашем взводе.

С кем взаимодействуем

Периодичность

Форма взаимодействия

Школьная библиотека

В течение учебного года

Чтение книг, проведение классных часов, бесед.

Социальный педагог

В течение учебного года

Проведение профилактической работы.

Инспектор ГИББД

Раз в четверть в течение учебного года

Беседы с учащимися.

Школьная медсестра

Раз в месяц в течение учебного года

Профосмотр, прививки, беседы с учащимися.

Детско-юношеская спортивная школа

Спортивный оздоровительный комплекс




В течение года

Подготовка и участие в соревнованиях

Проведение «День здоровья», Спортивные секции

Работа с родителями

Проблемы сохранения здоровья детей волнуют и их родителей. В течение года провожу собрания: « Наше здоровье - в наших руках» « Роль отца в воспитании счастливого человека», которые не оставили равнодушным, а нацелило на ведение здорового образа жизни. Просвещение родителей проводится также на индивидуальных консультациях.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм

Соблюдались также и санитарно-гигиенические требования: проветривание, освещение, влажная уборка помещения, воздушно-тепловой режим, содержание в чистоте взводной комнаты. Кадеты взвода следят за своими комнатами, взводом, в течение года.

Материально-техническое и методическое обеспечение.

Большую роль в формировании здорового жизни играет опыт моей работы Я посещаю различные курсы в ИПКиРО, узнаю много нового из методической литературы о применении здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Все это мне служит хорошим подспорьем в работе с моим взводом.

Для организации и проведения работы по формированию здорового образа жизни создана материально-техническая и методическая база, а именно: есть телевизор, , DVD аппаратура, , ауди, СD и DVD фонд. Приобретены:

  • видеофильм «Улица полна неожиданностей» (О профилактике ДТП);

  • аудиокассеты с записью музыкальных физминуток;

  • Методическая литература:

- Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер».

(практические методики, тесты. Школа здоровья: диагностика и профилактические упражнения, тренинги, подвижные игры). ( Москва *ВАКО*2007г.)

-Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» (Москва *ВАКО* 2005г.)

-Н.И.Дереклеева «Справочник классного руководителя (Москва *ВАКО* 2003г.)

Н.Б. Коростелёв Воспитание здорового школьника(Москва. «Просвещение 2002г и много другой литературы

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ РЕЗЮМЕ

За время проведение программы «Здоровьесбережение – как фактор успешности обучения в кадетской школе-интернате» были получены результаты медицинских, учебных (см. Приложение), воспитательных, психологических диагностик. Исходя из анализа работы и отслеживанию физического развития детей по диагностическим картам видно, что систематическое использование здоровьесберегающих технологий способствует успешному выступлению на школьных олимпиадах, спортивных соревнованиях. Так за последние 3 года дети моего взвода занимали призовые места в различных спортивных дисциплинах. (см. Приложение) Работа дала положительные результаты. Идет снижение процента пропуска уроков в течение 2010 года на 60%, основным признаком здоровья является уровень адаптации организма кадет взвода к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам. Отсутствуют случаи травматизма в период с января по ноябрь 2010 года у 100% кадет, за период с 2008 по ноябрь 2010 года улучшились результаты по медицинским показателям на 30 %, число обращений в мед.пункт сократилось за этот же период в 3 раза.

(В 2009 году – 75 обращений в мед пункт, в 2010 – 26 обращений.) Уровень личностного роста учащихся с 2009-2019 уч. год тоже повысился с 77,1% до 89%. (см. Приложение) Так же повысился и уровень воспитанности во взводе за 2009-2010 уч. год на … (см. Приложение)

Обобщив опыт работы в данном направлении, я с полной уверенностью могу сказать, в своём взводе я делаю всё для того, чтобы мои воспитанники были здоровы физически, нравственно, психологически, не имели вредных привычек. Мои кадеты – дружный коллектив, который способен поддержать каждого в трудную минуту, протянуть руку помощи, не только друг другу, но и тем, кому это потребуется. Они – уважительные и доброжелательные, веселые.





Методические рекомендации

по проведению экшн-тренинга на сплоченность и толерантность.


  1   2

Похожие:

Опыта: «Здоровьесбережение как фактор успешности обучения в кадетской школе-интернате» iconОб утверждении типового положения об общеобразовательной школе-интернате
Утвердить прилагаемое Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой
Опыта: «Здоровьесбережение как фактор успешности обучения в кадетской школе-интернате» iconI. 2 Какие вопросы лежат в основе опыта
«Формирование навыка техники чтения младших школьников путем применения технологии развивающегося обучения как залог дальнейшей успешности...
Опыта: «Здоровьесбережение как фактор успешности обучения в кадетской школе-интернате» iconКлючевые значительные мероприятия, проводимые в школе-интернате в I полугодии 2011-2012 учебного года

Опыта: «Здоровьесбережение как фактор успешности обучения в кадетской школе-интернате» iconВоспитатель : Благова М. А
Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью, в школе-интернате 8 вида имеет свои особенности
Опыта: «Здоровьесбережение как фактор успешности обучения в кадетской школе-интернате» iconУровень и направленность образовательных программ
В «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате» 8 вида используются следующие образовательные программы
Опыта: «Здоровьесбережение как фактор успешности обучения в кадетской школе-интернате» iconПроекта: Суворовская «Наука побеждать» для воспитанников кадетской школы
Сможет ли суворовская «Наука побеждать» помочь воспитанникам кадетской школы адаптироваться к условиям военного образования?
Опыта: «Здоровьесбережение как фактор успешности обучения в кадетской школе-интернате» iconКонтрольная работа Тема: «Формирование навыка выразительного чтения у школьников с ограниченными возможностями здоровья в ско школе-интернате VIII вида»
Дпо «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
Опыта: «Здоровьесбережение как фактор успешности обучения в кадетской школе-интернате» iconДоклад на тему: «Метод учебных проектов»
Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих...
Опыта: «Здоровьесбережение как фактор успешности обучения в кадетской школе-интернате» iconТехнология проектного обучения в начальной школе
«методу проектов». Дети выполняли «проекты» конкретные задания, связанные с учебным материалом, но фактически объем теоретических...
Опыта: «Здоровьесбережение как фактор успешности обучения в кадетской школе-интернате» iconНабросок доклада Проектная работа: Суворовская «Наука побеждать» для воспитанников кадетской школы
Проектная работа: Суворовская «Наука побеждать» для воспитанников кадетской школы
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница