Методические рекомендации по написанию эссе по краеведению




Скачать 19,31 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по написанию эссе по краеведению
Дата04.02.2016
Размер19,31 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Методические рекомендации по написанию эссе по краеведению



  1. Эссе как вид сочинения по краеведению


Цымбалистенко Н.В., профессор кафедры

гуманитарного образования

ГОУ ДПО ЯНОИПКРО, доктор филологических наук



Во время проведения муниципального и регионального этапов олимпиады по краеведению написание эссе предлагается участникам в качестве конкурсной работы.

Эссе как вид (жанр) творческой работы в большей степени раскрывает индивидуальные особенности учащихся: раскрывает уровень их интеллектуального и художественного развития, способность самостоятельно мыслить, сопоставлять, анализировать. «Эссе не может быть ограничено рамками. Только единство жизненных впечатлений, художественных ассоциаций, самых разнообразных, в том числе и обращение к другим видам искусств, учёт многопредметных знаний ученика могут обеспечить необходимые условия для творчества» (Н.Л.Карнаух. Школьное сочинение: вопросы и ответы. /Русская словесность,2002,№8,с.9.).

«С французского essai – попытка, проба, очерк, от латинского exagium – взвешивание, exigo – взвешиваю» (Краткая литературная энциклопедия. / Под ред. А.А. Суркова, М.,1975., с. 961.) «Эссе – это прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определённую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, субъективно окрашенное слово о чём-либо… Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику. (Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.,С.57.). Родоначальник жанра эссе – французский философ Мишель Монтень (1533-1592), с издания его «Опытов» в словесной мировой культуре бытует этот жанр.

С тех пор как эссе утвердилось в виде специфического жанра, его отличает подчёркнуто выраженный индивидуальный взгляд на тот или иной предмет, объект речи, который описывает или переживает автор эссе.

«Эссе - жанр, свободный от иных пристрастий, кроме личных, и устоявшихся критических оценок, прежде всего позволит ребятам выражать своё личное восприятие.»1


Жанровые признаки эссе


* Подчёркнуто выраженный взгляд автора (как существенный жанрообразующий фактор);

* свободное владение темой;

* открытость жанра, его «пограничность» и интегративность (включение различных способов освоения действительности).


Основные разновидности эссе


* Философское,

* литературно-критическое;

* историческое,

* художественное и др.


Требования к написанию эссе


1. Объём эссе не должен превышать 3-х тетрадных страниц.


2. Следует обосновать выбор темы, указать на её актуальность. «Однако наличие конкретной темы, вопроса в эссе не предполагает их исчерпывающей трактовки, определения, утверждения, анализа. Следует характеризовать явление с разных сторон, не охватывая его при этом полностью».2


3. Учащийся должен показать умение обозначить предмет, проблему, представить различные аспекты их рассмотрения. «В эссе предмет или явление служат побуждающей силой для мыслей пишущего. Автор «ходит кругами» вокруг конкретной темы, словно «плетёт кружево» или «паутину повествования». Это качество эссе определяется как свободное владение темой».3 Поэтому композиция эссе носит свободный характер.


4. Определяющей для эссе, по словам Роберта Музиля, будет та «решающая мысль», для которой каждый эссеист найдёт только ей присущий «облик» - выражение».4 На поиск такой оригинальной идеи, даже на довольно традиционном материале, должен быть нацелен каждый, кто хочет раскрыть для себя этот жанр.

5. «Эссе всегда таит загадку, при всей кажущейся простоте и логичности в нём полно непредсказуемых выводов, неожиданных поворотов. Это непременно диалог, полемика, и, прежде всего – с самим собой». 5 Поэтому для жанра эссе свойственны парадоксальность и афористичность.


6. Следует учитывать, что жанр эссе предполагает различные способы освоения мира: и художественный, и научный, и документальный. «Несмотря на наблюдаемую пограничность жанра, автор эссе силой мысли уступит и философу, и историку, и учёному, и публицисту, так как для него главное – личное постижение мира и отношения к нему. В качестве же способов такого постижения он привлекает многочисленные примеры, раскрывает параллели, подбирает аналогичные структуры, использует всевозможные ассоциации, уподобления. Метафоры, аллегорические образы, сравнения – далеко не полный арсенал художественных средств эссеиста».6


7. Высокую оценку получает открыто-личностное осмысление, яркое, оригинальное, эмоциональное представление учащимся собственной позиции.


8. Следует этически грамотно использовать краеведческие факты и понятия.


9. Учащиеся должны обратить внимание на основную цель эссе – «…главное – заставить читателя думать, разбудить в нём удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении».7

10. При демонстрации своей авторской индивидуальности не следует позволять себе излишнюю эмоциональность, придумывать собственные, не слишком уместные образы и тропы, хотя разговорная интонация и лексика приветствуются.

11. При работе, связанной с ненецкими, хантыйскими, селькупскими названиями, следует соблюдать осторожность, так как однажды допущенная неточность при переводе того или иного слова, может переходить из одного текста в другой. Так в научном мире допущенные ошибки «кочуют» из одной работы в другую.


«Мир Севера», альманахом «Обская радуга», научными монографиями С.Н.Харючи, Е.Т.Пушкарёвой, Г.П.Харючи, Н.В.Фёдоровой, В.Н.Няруй, Г.А.Шапоренковой, Г.И. Вануйто, Н.М.Талигиной, А.М. Сязи, К.Н.Аверьяновой, Н.В.Цымбалистенко, Ю.И.Попова и др.



  1. Технология подготовки учащихся к написанию эссе

Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

Особенности эссе, как литературного жанра

особенности объема

как правило, это небольшая работа

индивидуальность работы

субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему

особенности стиля

образность, афористичность, разговорные интонации и лексика

особенности композиции

композиция свободна, однако, это не предполагает ее полное отсутствие;

последовательность изложения, как правило, подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер; отсюда особый синтаксис - множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции;

в пунктуации - многоточия, будто приглашающие к соразмышлению



В связи с этим в качестве одного из возможных вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях.

Для удобства накопления и последующего использования материалов можно воспользоваться, например, такой таблицей:



Вступление

Основная часть

Заключение

Для меня эта фраза является ключом к пониманию…
Во-первых,…

Во-вторых,…

В-третьих,…
Таким образом,…



Выбор данной темы продиктован следующими соображениями…

Рассмотрим несколько подходов…

Например,…

Подведем общий итог рассуждению…

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание…

Проиллюстрируем это положение следующим примером…

Итак,…

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что…

Для полемического эссе:
С одной стороны,…

С другой стороны, …

Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания…




Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться, так называемой, ПОПС-формулой:

П – Положение (утверждение) – Я считаю, что…;

О – Объяснение – Потому что…;

П – Пример, иллюстрация – Например,…;

С – Суждение (итоговое) – Таким образом,...












Не отрицая важности такого подхода к накоплению материалов для написания эссе (своеобразных «строительных кирпичиков»), отметим, что полезно будет подбирать и яркие фразы, необычные ходы, способные оказать неоценимую услугу начинающему эссеисту.


Однако все эти рассуждения и подходы будут не полными, если мы не обсудим порядок действий ученика, пишущего эссе. Иначе говоря, нам потребуется такой инструмент, как алгоритм написания эссе.

Предлагаем вариант алгоритма, составленный на основе опыта работы Н.Л. Каранух, и дополненный по итогам совместных обсуждений, проведенных автором данной статьи с педагогами-практиками на курсах повышения квалификации учителей в Рязанском областном институте развития образования.

Алгоритм написания эссе


- внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе;

- выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: а) интересна вам; б) вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);

- определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);

- набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер);

- для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.;

- еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву – знание современного законодательства и т.д.);

- подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.);

- распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план);

- придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.);

- изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили;

- сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

Редактирование предполагает проверку работы по следующим направлениям:


  • структура (проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе);

  • искренность тона (избегайте слишком эмоциональных прилагательных и наречий);

  • единство стиля (важно определиться, чтобы в работе вы не перескакивали с научного стиля на публицистический, разговорный и наоборот);

  • объем эссе (напоминаем, работа должна быть краткой, сокращайте все лишнее);

  • привлекательность вашей работы, ее индивидуальность (есть ли в вашей работе что-то особенное, позволяющее выбиться из ряда других работ).

Отметим, что составленный алгоритм не претендует на абсолютную законченность, его можно уточнять, конкретизировать, дополнять в ходе работы по подготовке к написанию эссе.

В ходе обсуждения с учителями истории, граждановедения, обществознания и права Рязанской области проблемы подготовки учащихся к написанию эссе мы определили некоторые аспекты, заслуживающие внимания школьников и педагогов.

НА ЧТО СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ НАПИСАНИИ ЭССЕ

1. Стоит заметить, что в историческом образовании, с которым мы имеем дело, не существует абсолютно "правильных" или "неправильных" ответов на вопросы, как это бывает в физике или математике - существуют только более или менее аргументированные точки зрения.

2. Окончательная отметка (балл) за эссе, как правило, проставляется за идеи, собственные суждения учащихся и их аргументацию.

3. При выдвижении собственной позиции в центре внимания оказывается:

а) способность (возможность) учащегося критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргументацию других;

б) способность понимания, оценки и установления связи между ключевыми моментами любых проблем и вопросов;

в) умение дифференцировать, что является более, а что менее важным;

г) умение понимать аналитические подходы и модели;

д) готовность дифференцировать противоположные подходы и модели и их применение к эмпирическому материалу, дискуссии о принципиальных вопросах.

4. Выигрывают те работы, которые написаны коротко, четко и ясно.


ЧЕГО СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ ПРИ НАПИСАНИИ ЭССЕ

1. Непонимания сути заявленной темы.

2. Отсутствия структурированности в изложении.

3. Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы).

4. Использования риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств).

5. Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение.

6. Слишком обширной описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом.

7. Изложения других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без высказывания собственной позиции.

8. Повторов без необходимости.


Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, попытаемся представить технологическую цепочку написания и представления эссе для ученика. Она может выглядеть следующим образом:

      1. постановка проблемы (знакомство с проблемой, заложенной в предлагаемой для написания эссе теме);

      2. обдумывание проблемы (определение содержания: идеи, примеры, их иллюстрирующие);

      3. планирование эссе (определение структуры);

      4. написание эссе;

      5. проверка и редактирование работы;



В заключении обратимся к вопросу, озвученному нами в начале данной статьи: «Как научиться хорошо писать и представлять эссе?» Ответ парадоксален – надо делать это! Тренироваться в написании и представлении эссе. И награда непременно найдет своего героя!


Ресурсы по теме «Технология подготовки учащихся к написанию эссе»:

Брандт М.Ю. Эссе на экзамене по обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. № 1, 2004.

Карнаух Н.Л. Литература: Учимся писать эссе: Учеб.пос. (Рабочая тетрадь). – 2-е изд., доп. / Н.Л. Карнаух. – М.: Издательский дом «ГЕНЖЕР», 2004.

Киприянова Е.В. Как научиться писать эссе по обществознанию на «отлично»? // Преподавание истории и обществознания в школе. № 9, 2003.

Эпштейн М.Н. Опыты об эссе // Опыты-Ed. СПб.; Париж. № 1, 1994.

http://www.msses.ru/win/study/how-to-write-good-essay.html

http://law.edu.ru/stage/stage.asp?stageID=1202005

http:// www.gramma.ru

http://www.krugosvet.ru


Некоторые образцы эссе можно найти на сайтах:

http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega04.txt

http://imperium.lenin.ru/LENIN/10/Halstuh.html

http://history.machaon.ru/all/number_20/essay/tyulin/index.html

http://www.newacropol.ru/image/Konkurs/winners/



1 Карнаух Н.Л.Эссе как жанр школьного сочинения. Методические рекомендации. Обучение написанию сочинений разных жанров. М., АПК и ПРО,2001,с.47.

2 Карнаух Н.Л.Эссе как жанр школьного сочинения. Методические рекомендации. Обучение написанию сочинений разных жанров. М., АПК и ПРО,2001,С.39.

3 там же, С.39.

4 Музиль Р. Человек без свойств. М.: Ладомир,1994.,С.32

5 Музиль Р. Человек без свойств. М.: Ладомир,1994

6 Карнаух Н.Л. Сочинение в жанре эссе. Рабочая тетрадь №7.М., АПК и ПРО,1999, С.8.

7 Ванштейн О.Для чего и для кого писать эссе? / Литературная учёба.1985, №2.




Похожие:

Методические рекомендации по написанию эссе по краеведению iconСахалинский государственный университет кафедра теории и методики сервисной деятельности и туризма Методические рекомендации по написанию
Методические рекомендации по написанию рефератов, курсовых и дипломных работ предназначена для студентов специальности 230500 «Социально-культурный...
Методические рекомендации по написанию эссе по краеведению iconСахалинский государственный университет кафедра теории и методики сервисной деятельности и туризма Методические рекомендации по написанию
Методические рекомендации по написанию рефератов, курсовых и дипломных работ предназначена для студентов специальности 230500 «Социально-культурный...
Методические рекомендации по написанию эссе по краеведению iconМетодические рекомендации по написанию и оформлению магистерской диссертации
Методические рекомендации предназначены для магистров направлений «Государственное и муниципальное управление», «Маркетинг», «Управление...
Методические рекомендации по написанию эссе по краеведению iconМетодические рекомендации по их написанию для слушателей 3 курса заочной (6л) формы обучения (специальность: 030501. 65 юриспруденция)
Административное право: Тематика контрольных работ и методические рекомендации по их написанию для слушателей 3 курса заочной (6л)...
Методические рекомендации по написанию эссе по краеведению iconМетодические рекомендации по написанию, оформлению и защите выпускных квалификационных работ
Методические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения...
Методические рекомендации по написанию эссе по краеведению iconМетодические рекомендации по написанию, оформлению и защите выпускных квалификационных работ
Методические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения...
Методические рекомендации по написанию эссе по краеведению iconМетодические рекомендации к написанию вкр по педагогике раннего возраста. Специальность 050704 «Дошкольное образование»

Методические рекомендации по написанию эссе по краеведению iconХанты-Мансийского автономного округа-Югры «Югорский политехнический колледж» Методические указания по написанию
Методические указания по написанию реферата студентами, относящимися по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для всех...
Методические рекомендации по написанию эссе по краеведению iconМетодические рекомендации по написанию, оформлению и защите выпускных квалификационных работ
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по написанию эссе по краеведению iconМетодические рекомендации по написанию и оформлению курсовой работы
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница