Программа исследования. 31




НазваниеПрограмма исследования. 31
страница1/5
Дата04.02.2016
Размер28,4 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5
ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Оглавление

Введение 3

Глава I.Теоретические основы исследования трудностей в обучении младших школьников.

1.1.Понятие школьной зрелости и анализ причин возникновения трудностей обучения. 5

1.2.Трудности обучения младших школьников. 18

1.3.Организация помощи детям с трудностями обучения. 25

Глава II. Экспериментальное изучение психологических трудностей

обучения второклассников.

2.1. Программа исследования. 31

2.2. Описание и обсуждение результатов исследования. 34

Выводы 53

Заключение 56

Список литературы 58

Приложение 62

Введение

Все дети – разные: у них разный темп развития, разные склонности и возможности, разные проблемы. Это знают все, но когда речь заходит о школе, о её требованиях, о возможностях ребёнка следовать им, о возникающих школьных проблемах, понимание того, что очень редко ребёнок бывает таким, как хочется взрослым, исчезает. Чаще всего «вина» за школьные неудачи ложится на плечи ребёнка, его обвиняют в «лени», «нежелании постараться», «неорганизованности», «безответственности» и прочих грехах. Но это только создаёт дополнительные проблемы. Школьные трудности – это не неспособность учиться хорошо, чаще всего результат невнимания, безразличия взрослых – педагогов и родителей – или неверной тактики помощи: использование наказаний.

В последние годы мы всё чаще и откровеннее говорим о трудностях обучения в школе. И педагоги, и родители знают, что в начальной школе почти 40% детей не верят в свои силы, так и не научились как следует читать и писать, не имеют шансов успешно окончить школу и получить достойную профессию.

Под школьными трудностями мы понимаем весь комплекс учебных и не учебных проблем, которые возникают при систематическом обучении ребёнка в школе и приводят: 1) к отклонениям в физическом и психическом здоровье; 2) к нарушениям социально – психологической адаптации; 3) к снижению успеваемости.

Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами. В качестве таковых назывались: неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; дефекты речи, не исправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха; умственная отсталость; негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителем. Однако с каждой из перечисленных причин трудностей в обучении связывается отставание сравнительно небольшого числа детей по отношению ко всем явно или скрыто школьникам, испытывающим трудности в обучении, значительную часть которых составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). Помочь ребенку невозможно без понимания определенных трудностей, которые у него возникают. А это требует от педагога умения распознать типичные трудности и оказать конкретную помощь. Цель работы: исследовать трудности в обучении у второклассников.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
1. Определить понятие школьной зрелости и проанализировать причины возникновения трудностей обучения.

2. Описать типичные трудности в обучении младших школьников.

3. Выявить трудности в обучении второклассников.

4. Организовать помощь детям с трудностями обучения.

Объект исследования – трудности в обучении младших школьников и их причины. Предмет исследования – трудности в обучении второклассников.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что организация развивающих занятий учителем начальных классов способствует снижению проявлений трудностей в обучении второклассников.

Эмпирическую базу исследования составили учащиеся вторых классов одной средней общеобразовательной школы с этнокультурным (русским) компонентом образования Южного округа г.Москвы.

Глава I. Теоретические основы исследования трудностей в обучении младших школьников.

1.1. Понятие школьной зрелости и анализ причин возникновения трудностей обучения.

Понятие школьной зрелости достаточно широко и включает показания как физического так и психического развития ребенка. Понятие готовности к обучению, взятое в широком смысле, включает не только количественную характеристику запаса знаний и представлений ребенка, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления, т.е. способности обобщать и дифференцировать в соответствующих понятиях предметы и явления окружающего мира. Школьное обучение предъявляет новые требования к речи, вниманию, памяти детей. Усвоение знаний происходит в определенной системе, а не вслед за желаниями и интересами детей [5].

Весьма существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание ребенком общественной значимости его новой деятельности. Благоприятная психологическая настроенность на занятия есть важный фактор, способствующий созреванию готовности к школьному обучению.

Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. При возникновении некоторых задач ребенок пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может решать задачи в уме. Он представляет себе реальную ситуацию  и как бы действует в ней в своем воображении. Такое мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. Образное мышление - основной вид мышления в младшем школьном возрасте [11].

Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Отсутствие систематичности знаний, недостаточное развитие понятий приводит к тому, что в мышлении ребенка преобладает логика восприятия [2].

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Взрослый может организовать внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, указывая при этом способы действия. Младший школьник в известной степени может и сам планировать свою деятельность. При этом он словесно проговаривает то, что он должен и в какой последовательности будет исполнять ту или иную работу. Планирование организует внимание ребенка [21].

Хотя дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.

В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения. Учитель на уроках предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении, иначе ребенок затрудняется в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и другое. Сочиняя всевозможные истории, рифмуя “ стихи ”, придумывая сказки, изображая различных персонажей, дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы стихотворений, графические образы, вовсе не замечая этого [2].

Неустанная работа воображения - важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству.

На умственное развитие оказывает принципиальное влияние деятельность учения. Ребенок в младшем школьном возрасте шаг за шагом овладевает умением полно и адекватно воспринимать речь взрослых, читать, слушать радио. Он начинает сам с интересом расширять свой лексический запас, активизировать употребление слов и словосочетаний. Все это - желательные и возможные достижения в речевом и умственном развитии ребенка [12].

Эмоциональное развитие в большей степени зависит от посторонних людей и от того опыта, который ребёнок приобретает вне дома. Страхи ребенка отражают его восприятие окружающего мира и связаны с событиями в школе, семье и группе сверстников. Предметом страхов могут быть и предстоящие уроки, и уколы, и какие-то природные явления, и отношения между сверстниками [22].

Время от времени у детей в этом возрасте появляется типичное для многих школьников нежелание идти в школу, а то и страх перед нею. Когда происходит такое, у ребенка нетрудно обнаружить широко распространенные внешние симптомы: головные боли, колики в желудке, рвота и головокружение. Все это не симуляция, поэтому отнестись к появившимся симптомам следует вполне серьезно. Обычно такие дети учатся нормально, а их страхи в большей мере обусловлены опасениями за родителей, боязнью оставить их наедине с горем, бедой и т.д., но вовсе не вероятностью получить плохую оценку. Родители, выражая при ребенке свои тревоги, сомнения и колебания, чаще всего сами порождают у детей страх за них и опосредованно - страх перед школой [15].

Чрезмерная активность-это еще не психическое расстройство. Однако иногда она сопровождается серьезными задержками эмоционального, умственного интеллектуального развития. Нередко такое поведение чревато стрессами и может привести к перевозбуждению. У детей с повышенной активностью нередко возникают трудности при выполнении школьных заданий, так как им трудно концентрировать внимание и сидеть спокойно. Эти дети, как правило, становятся предметом особой заботы родителей и учителей [11].

В первые школьные годы дети постепенно отдаляются от родителей, хотя все еще испытывают потребность в руководстве со стороны взрослых. Отношения с родителями, структура семьи и взаимоотношения между родителями оказывают важнейшее влияние на школьников, однако расширение контактов с внешней социальной средой приводит к тому, что все более сильное влияние на них оказывают другие взрослые [9].

Очень важной для ребенка младшего школьного возраста является педагог. Различные формы обращения взрослых с ребенком и характер тех оценок, которые они ему дают, своим результатом имеют развитие у него тех или других самооценок [15].

Жизнь школы конечно хорошо знакома любому педагогу, но порой, что кажется повседневным и не изменяемым и не очень важным оказывает существенное влияние на функциональное состояние ребенка, его здоровье, успехи или неудачи. В жизни ребенка в школе нет мелочей. Дети действительно проводят в школе большую часть активной жизни. Доказано, что 70 % времени бодроствования ребенка – это школа и учебные занятия. Значительная интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, более раннее начало систематического обучения привели к росту числа детей со школьными проблемами, не способных без особого напряжения адаптироваться к школьным нагрузкам. По данным Института возрастной психологии РАО трудности в обучении отмечаются у 15 – 40% школьников [8].

В качестве причин возникновения школьных трудностей выделяют 2 группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). К экзогенным факторам принято относить социокультурные условия, в которых растет и развивается ребенок, экологические, внешнесредовые и педагогические факторы или школьные факторы риска.

К числу эндогенных факторов относят: генетические влияния, нарушения в раннем периоде развития, состояние здоровья, уровень функционального развития, мозговые дисфункции, степень зрелости структурно-функциональных систем мозга и сформированности высших психических функций. В ряде случаев выделяются так называемые «смешанные» факторы, сочетающие влияние и внешних и внутренних факторов [5].

Неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия жизни отрицательно влияют на рост, развитие и здоровье детей и оказывают влияние на развитие школьных трудностей. Однако, изменение этих условий – длительный процесс, неподвластный ни учителю, ни родителям. Школьные факторы риска – это как раз те внешние факторы, которые можно изменить, снять или снизить их неблагоприятное влияние.

К числу школьных факторов риска относятся:

стрессовая тактика педагогических воздействий;

интенсификация учебного процесса;

несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей;

нерациональная организация учебного процесса.

Сила отрицательного воздействия школьных факторов риска на организм ребенка определяется тем, что они действуют комплексно, систематически и длительно в период интенсивного роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к любым воздействиям.

Под школьными трудностями понимается весь комплекс школьных проблем, которые возникают у ребенка при систематическом обучении и приводят к выраженному функциональному напряжению, отклонениям в состоянии здоровья, нарушению социально-психологической адаптации и снижению успешности обучения. Еще раз хочу обратить внимание на то, что снижение успешности обучения возникает не сразу. Как правило, ребенок старается преодолеть проблемы ценой физиологического и психологического напряжения, и только тогда, когда это не удается, или напряжение становится чрезмерным, ребенок сдается. Трудности обучения у многих детей не приводят к неуспеваемости, наоборот, высокая успеваемость, особенно на первом году обучения, может достигаться огромным напряжением и чрезвычайно высокой функциональной ценой, а нередко и ценой здоровья. Сложность и в том, что именно эти дети не привлекают особого внимания педагогов и родителей, а функциональная цена школьных успехов проявляется не сразу. Родители же считают, что поводом для ухудшения здоровья могут быть самые разные причины, но не школьные нагрузки, не перенапряжение, не ежедневные микрострессы от неудач и недовольства взрослых. Результатом невнимания к школьным трудностям является, как правило, нарушение состояния здоровья, особенно нервно-психической сферы. Это связано с постоянным ощущением неудач, сопровождающимся эмоциональным и функциональным напряжением, повышенной тревожностью, страхами унижения, наказания и т.п. Учеба – это новые условия жизни, новый вид деятельности, новые нагрузки и новые требования. Школа, педагог, родители должны быть готовы к этим проблемам, должны уметь помочь детям, а главное – должны адекватно реагировать на проблемы. Часто учитель меняет местами причинно-следственные связи. Не находя причину трудностей предпринимает безуспешные попытки ликвидировать неудовлетворительный результат обучения. Тогда в ситуации неудачи оказывается не только ребенок, но и педагог, что создает дополнительные проблемы [5].

В научных исследованиях нет единой концепции возникновения и развития школьных трудностей, не существует и единых терминологических обозначений трудностей обучения и нарушений процессов письма, чтения, счета. Вероятно, это связано с тем, что происхождение, причины и проявления трудностей обучения в школе столь многообразны и комплексны, что порой не удается разделить их, определить главные, четко дифференцировать трудности письма, чтения, математики, хотя бы на начальных этапах обучения.

Для обозначения трудностей овладения навыками письма используется термин «дисграфия» – нарушение письма, для обозначения комплексных нарушений письма и чтения – термин «дислексия», для обозначения специфических трудностей счета – термин «дискалалия» – нарушения счета. Нередко к термину, обозначающему нарушение, добавляется и термин, обозначающий ведущую причину подобного нарушения, например «зрительная дислексия», т.е. нарушения чтения, причиной которых является несформированность зрительного и зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти. А термин « речевая дислексия» используется в том случае, когда ведущей причиной трудностей обучения письму и чтению является нарушение или несформированность речевых функций. Диагноз не снимает с учителя ответственность за успешность обучения, но требует от него учета индивидуальных особенностей ребенка и создания определенных условий организации учебного процесса [4].

На разных этапах развития и разных этапах обучения меняются факторы, занимающие ведущее место в структуре причин, вызывающих школьные проблемы. Так, в критические периоды (начало обучения, период полового созревания) наиболее значимыми являются физиологические, психофизиологические, состояние здоровья, в остальные – более значимы психологические, социальные факторы.

Функциональное развитие ребенка, его особенности, нарушения в развитии отдельных систем выделяются в качестве ведущих причин возникновения и развития школьных трудностей. В педагогической литературе рассматриваются в основном те школьные трудности, которые связаны с самим ребенком, его развитием, состоянием, здоровьем и т.п. Эти внутренние причины привлекают внимание педагогов и родителей. Гораздо меньшее внимание руководители системы образования, педагоги и родители уделяют особенностям организации учебного процесса. Хотя учебный процесс, при котором не соблюдаются основные принципы эффективной организации, способен вызвать не менее серьезные трудности даже у очень способных и подготовленных к школе детей [8].

ШФР действует непрерывно, длительно и систематично, причем сила воздействия на организм человека любого неблагоприятного фактора усиливается, если человек осознает это влияние как неизбежное, неуправляемое, неизменное. Это в большой мере относится к комплексу школьных факторов риска, которые ребенок не в силах изменить, минимизировать или исключить.

Опасность влияния ШФР усиливается и тем, что их воздействие на рост, развитие и состояние здоровья детей проявляется не сразу, а накапливается в течение нескольких лет. Кроме того, нарушения в состоянии физического и психического здоровья не привлекает внимания педагогов и родителей до тех пор, пока они не переходят в выраженную патологию.

Одним из источников стресса в школьной жизни является жесткая агрессивная среда, конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, конфликты между родителями и школой, при которых страдающая сторона – ребенок. Постоянный страх очередного унижения, упреки в несостоятельности – еще один источник стресса. Однако ведущим стрессорным фактором в школе является ограничение времени, выделенного на работу. Физиологам хорошо известен негативный эффект ограничения времени в процессе любой деятельности. Ограничение времени неизбежно приводит к снижению качества учебной работы, неудачам, заставляя ребенка испытывать чувство собственной несостоятельности и недовольство взрослых. При этом ограничение времени может быть связано как с увеличением объема и интенсивности учебных нагрузок, так и с технологией и методикой обучения.

Вторым по значимости фактором риска, вызывающим повышенное функциональное напряжение, утомление и переутомление, которое также может привести к нарушению здоровья детей, выступает несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся [5].

Еще один фактор риска, приводящий к резкому ухудшению здоровья, – это интенсификация учебного процесса. Причем интенсификация идет различными путями. Первый – наиболее явный – увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.).

Есть второй вариант интенсификации учебного процесса – реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала. Высокая интенсивность учебного труда не позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, оставлять резерв для организации щадящего режима, необходимого детям с отклонениями в состоянии здоровья (их более 80%). Отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки. Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением [5].

Однако до сих пор приходится убеждать педагогов, что напряжение, утомление и здоровье – взаимосвязанные процессы. Переутомление может не быть четко выраженным. Такие его проявления, как раздражительность, плохой сон, плаксивость, неустойчивость внимания, низкий уровень работоспособности, часто принимаются за лень, нежелание учиться, отсутствие старательности. Повышенная чувствительность организма к интеллектуальным, физическим и эмоциональным перегрузкам в школьном возрасте в сочетании со стрессовой тактикой педагога, несоответствием методик и технологий обучения создает «идеальные» условия для развития нервно-психических заболеваний.

Воспитание ребенка является одной из наиболее ответственных, порой далеко не легких, но в то же время благородных и радостных обязанностей, которые предназначены родителям.

В связи с тем, что большую часть своей жизни дети проводят в семье, от родителей требуются глубокие знания различных вопросов педагогики и психологии, вдумчивость и умение найти наиболее подходящие пути воспитания с учетом индивидуальных особенностей своего ребенка.

Родители должны знать особенности детского организма, понимать своеобразие развития ребенка того или иного возраста. Это поможет наиболее рационально построить и организовать жизнь учащегося в семье.

Правильный, внимательный подход к воспитанию детей, терпеливое, ровное, спокойное обращение с ними, а также сочетание мягкости и требовательности к ребенку, как правило, всегда, приводят к желаемой цели.

Не менее важным является соблюдение распорядка дня в семье. Организация разумного, соразмерного ритма смены труда и отдыха, питания и сна благотворно влияет на развитие организма ребенка, в том числе и его нервной системы. Четкий режим школьника является лучшей мерой предупреждения нервности и воспитания самостоятельности, собранности и целеустремленности [20].

Для правильного развития ребенка большое значение имеют внешние условия и среда, в которой он растет и воспитывается. Родители должны создать наиболее оптимальные санитарно-гигиенические условия в семье и правильно и четко организовать распорядок дня школьника. Необходимо усвоить, что самая образцовая постановка дела в школе теряет всякий смысл, если в семье условия жизни идут в разрез с элементарными требованиями гигиены [9].

Режим дня является определенным отражением режима физиологических процессов, протекающих в организме. Распорядок дня предусматривает повторяющийся изо дня в день автоматизм жизненных процессов, вызывающих в коре головного мозга ребенка определенно повторяющуюся стереотипную деятельность [21].

Учебная работа детей и подростков в основном представляет собой умственный труд, осуществляемый клетками коры больших полушарий головного мозга. В результате проведенной значительной деятельности в течение определенного времени наступает утомление, т. е. Снижается работоспособность клетки, ткани или всего организма, обусловленная временно наступившим истощением клеток коры головного мозга.

Следует помнить, что под влиянием любой деятельности работоспособность детей снижается быстрее, чем у взрослых. Степень их утомления при повседневной работе обратно пропорциональна возрасту: чем меньше ребенок, тем степень утомления больше, и наоборот. Чрезмерная нагрузка, отсутствие четкого чередования умственного напряжения с отдыхом, физическим трудом, прогулками, недостаточный сон и неоправданные дополнительные нагрузки ведут к переутомлению школьника [10].

Дети становятся раздражительными, легко возбудимыми, плаксивыми, начинают плохо учиться. Систематическое умственное переутомление можно привести к ослаблению всего организма и тяжелым нервно-психическим состоянием.

Итак, организация четкого режима школьника с первых дней обучения является одним из условий не только успешной учебы, но и нормального физического развития. Должно быть точно установлено время подъема и время сна, время завтрака, обеда и ужина, время приготовления домашних заданий, а также пребывания на свежем воздухе [13].

Особенно важно, чтобы все элементы режима проводились в одно и то же время. Это способствует образованию ряда условных рефлексов, причем каждый предыдущий этап дневного ритма является условным сигналом для проведения последующего. Вот почему школьники при соблюдении режима дня быстрее втягиваются в работу, успешно выполняют домашние задание, быстро засыпают, чувствуют себя бодрыми и жизнерадостными. Систематическое воздействие на организм ребенка в определенной последовательности труда, отдыха, питания, гимнастики, закаливания и достаточного пребывания на свежем воздухе повышает работоспособность и сопротивляемость организма детей к различным заболеваниям и благоприятно сказывается на их физическом развитии [18].

Школьники младшего возраста любят брать в школу больше книг и тетрадей, чем это нужно. Из-за этого им приходится носить слишком тяжелый ранец. Родители должны следить за тем, чтобы дети брали с собой только то, что необходимо по расписанию. Постоянное ношение школьниками тяжелых портфелей или сумок отрицательно сказывается на осанке ребенка. Вот почему школьникам, особенно младшего школьного возраста, рекомендуется пользоваться ранцами, которые исключают возможность возникновения различных искривлений позвоночника [2].

Обязательным условием нормального воспитания школьника является постоянная связь родителей со школой, т.е. непосредственный контакт классного руководителя. Причины и “механизм” отрицательного влияния семьи на нравственное формирование личности школьника неоднородны.

Выделим основные факторы, отрицательно сказывающиеся на воспитании детей в семье. Определяющую роль играет “нравственная позиция” родителей. Ведь речь идет о наличии или отсутствии в семье источников антиобщественных, аморальных влияний и об общей нравственной ориентации родителей, проявляющейся в их повседневном поведении.

Именно отец и мать своими поступками и образом жизни являются образцом поведения для своих детей. По мнению великого физиолога И.П.Павлова, стереотипы поведения у всякого индивида в детстве вырабатываются в основном с помощью доброжелательного рефлекса. Именно в семье ребенок усваивает определенные представления о том, что в жизни главное, как себя вести в различных жизненных ситуациях, как относиться к старшим и младшим, к работе и отдыху. От общей нравственной атмосферы в семье у детей складывается определенное отношение к моральным и правовым требованиям общества [9].

В семье, члены которой взаимно уважают и заботятся друг о друге, где взрослые имеют работу и любят трудиться, где к окружающим относятся с вниманием и сочувствием, как правило, растет нравственно воспитанный человек. В неблагоприятной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей - потребность во внимании и любви со стороны родителей. А.С.Макаренко называл  состояние психики детей из семей с нездоровой обстановкой “отсутствием радости завтрашнего дня”. Они особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в определенной мере заменяет им нехватку внимания, ласки и заботы родителей.

Важной стороной семейного воспитания является и педагогическая позиция родителей. В семьях, где детям ни в чем не отказывают: покупают все, что они просят, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, не умеющие и не желающие трудиться, а потребители, жаждущие все новых удовольствий и благ. Они стремятся удовлетворить свои прихоти любой ценой, пренебрегают установленными правилами и нормами [14].

Прямой противоположностью является излишняя суровость родителей к детям, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказания, унижающие детей, оскорбляющие их человеческое достоинство. Это приводит к возникновению неприязни к родителям, к выходу из-под их влияния и контроля, к поступкам, совершаемым “назло” им и, в конечном счете, тоже к устойчивым отклонениям в поведении.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа исследования. 31 iconПрограмма исследования > Анализ результатов исследования и их обсуждение Выводы
Влияние предметной деятельности на развитие восприятия цвета, формы и величины у дошкольников 3-4 лет
Программа исследования. 31 iconЖанр нонсенса и поэтика любви: проблемы перевода
Имеются в виду многочисленные исследования, посвящённые рассматриваемому феномену. При этом исследования ведутся в рамках достаточно...
Программа исследования. 31 iconПрограмма учебной дисциплины История США u. S. History федерального компонента цикла опд. Ф. 015 по направлению 032300 «Регионоведение»
«Североамериканские исследования». Он позволяет студентам овладеть методологией исторического исследования и перейти к углубленному...
Программа исследования. 31 iconИсследование скважин содержание учебной дисциплины
Назначение и методы исследования скважин. Геофизические методы исследования. Гидродинамические методы исследования скважин
Программа исследования. 31 iconПредмет и объект исследования
Гипотеза Новизна исследования
Программа исследования. 31 iconПрограмма по развитию социально-важных навыков у детей с дцп и анализ результатов исследования заключение список используемой литературы
Целью данного исследования является изучение деятельности психолога реабилитационного центра для инвалидов по развитию у них социально-важных...
Программа исследования. 31 iconПрограмма включает Цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре ооп бакалавриата, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Методы исследования личности»
Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии. Программа по дисциплине «Методы исследования...
Программа исследования. 31 icon01. Среди предметов гуманитарного цикла таких как философия, социология, история, психология, филология культурологическая наука стоит несколько особняком
Исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи. Исследования культуры как одной из технологий...
Программа исследования. 31 iconПрограмма дисциплины «Организация, подготовка и презентация социологического исследования» для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Программа исследования. 31 iconИсследование проведено в рамках Многоцентрового исследования «Эпидемиология гастроэзофагеальной рефлюксной болезни в России»
Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь у жителей города рязани (по данным эпидемиологического исследования)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница