Организация работы в прокуратуре субъекта Российской Федерации по надзору за исполнением законов о праве граждан на доступное жилище




Скачать 35,33 Kb.
НазваниеОрганизация работы в прокуратуре субъекта Российской Федерации по надзору за исполнением законов о праве граждан на доступное жилище
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер35,33 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2
На правах рукописи

Сушина Татьяна Евгеньевна


Организация работы в прокуратуре субъекта Российской Федерации по надзору за исполнением законов о праве граждан на доступное жилище


Специальность 12.00.11 – «Судебная власть, прокурорский надзор,

организация правоохранительной деятельности»


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук


Москва – 2010

Диссертация выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации»


Научный руководитель: кандидат юридических наук,

доцент

Казарина Алла Христофоровна


Официальные оппоненты: доктор юридических наук,

доцент

Винокуров Александр Юрьевич


кандидат юридических наук

Насонов Юрий Генрихович


Ведущая организация: Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова


Защита диссертации состоится «16» марта 20010 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 170.001.01 созданного при Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по адресу: 123022 Москва, 2-я Звенигородская ул., д.15.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по адресу: 123022 Москва, 2-я Звенигородская ул., д.15.


С электронной версией автореферата можно ознакомиться на официальном сайте Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации http://www.agprf.org/aspirant/dis-sovet-1.html


Автореферат разослан «10» февраля 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

Д 170.001.01

кандидат юридических наук, доцент Н.В. Буланова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность и степень научной разработанности темы исследования. Переход к рыночной экономике способствовал формированию в нашей стране жилищного рынка, предусматривающего покупку, обмен, строительство собственными силами или посредством других лиц жилых помещений любого качества и в любом количестве.

По сведениям органов статистики, большинство россиян, нуждающихся в улучшении жилищных условий, считают наиболее доступным способом решения жилищной проблемы строительство многоквартирных домов за счет денежных средств, привлеченных по договорам участия в долевом строительстве (долевое строительство).

Преимущество долевого строительства заключается в его относительно невысокой стоимости, свободной планировке квартир, «прозрачности» процедуры оформления права собственности, близости расположения объектов социальной инфраструктуры, обусловленной внедрением механизма комплексной застройки территорий.

Разразившийся в 2008 г. мировой финансово - экономический кризис, принявший затяжной характер, оказал негативное влияние на строительную отрасль как одну из ведущих отраслей отечественной экономики.

В нынешних условиях из-за отсутствия у застройщиков денежных средств, необходимых для полного финансирования строительства многоквартирных домов, и ужесточения процедуры выдачи банками ипотечных кредитов, прогнозируется развитие именно долевого строительства, участниками которого (дольщиками) становятся, как правило, представители так называемого среднего класса, не обладающие по уровню своих доходов правом на получение социального жилья и не способные самостоятельно купить квартиры на вторичном рынке.

Как качественно новый сегмент жилищного рынка долевое строительство нуждается в особой защите со стороны государства.

Вместе с тем, анализ работы органов прокуратуры в 2004 ­- 2009 гг. показал, что динамика нарушений законов об участии граждан в долевом строительстве многоквартирных домов остается стабильно негативной.

Разрозненность, пробельность и противоречивость действующих законов, отсутствие реальных механизмов их исполнения, недостаточная и неэффективная работа органов юрисдикционного контроля, административные барьеры, коррупция в строительной отрасли привели к криминализации сферы долевого строительства.

Самыми распространенными преступлениями, повлекшими нарушения прав и законных интересов граждан, стали мошенничества по типу «финансовых пирамид» и «двойных (тройных) продаж», злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных лицом в результате совершения им преступления.

Если в 2005 г. рост числа этих преступлений был зарегистрирован только в г. Москве и Московской области, то в 2006 - 2009 гг. он отмечен практически во всех субъектах Российской Федерации.

В 2008 - 2009 гг. зафиксированы случаи, когда некоторые юридические лица с целью привлечения граждан к участию в долевом строительстве многоквартирных домов снижали цены на квартиры, предоставляли рассрочки платежей, проводили различные акции, после чего приостанавливали строительство на неопределенный срок, ссылаясь на недостаточное финансирование и кризисное состояние экономики, а собранные деньги расходовали для осуществления иной экономической деятельности, извлекая регулярные доходы.

Массовый характер рассматриваемого явления обострил социальную напряженность, которая выразилась в публичных выступлениях обманутых дольщиков против органов власти и бизнеса и причинила ущерб государству, вынужденному для оздоровления ситуации выделять на завершение строительства многоквартирных домов бюджетные средства.

Таким образом, современные криминогенные процессы на первичном жилищном рынке, в результате которых сотни тысяч граждан, вложив свои сбережения в долевое строительство, не решили жилищную проблему, оказывают отрицательное воздействие на общее состояние законности и правопорядка в государстве.

Исключительная важность названных проблем требует интеграции правозащитных средств, усиления контрольных и надзорных функций государства в рассматриваемой сфере общественных отношений.

В решении поставленных задач важное место в государстве занимает прокурорский надзор, способный оперативно реагировать на нарушения прав неопределенного круга лиц, упреждать опасные процессы, которые могут вызвать дестабилизацию в обществе и оказывать непосредственное влияние на правоприменительную практику.

В том же контексте надо рассматривать возложение на прокурора ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» функции по принятию решений о согласовании или об отказе в таковом на проведение внеплановой выездной проверки юридических лиц органами юрисдикционного контроля.

В п. 2.2 Программы действий органов прокуратуры Российской Федерации в условиях оздоровления ситуации в финансовом и других секторах экономики, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 19.11.2008 № 236, прокурорам предписано обобщить состояние законности и практику прокурорского надзора за соблюдением прав граждан при привлечении юридическими лицами их средств для долевого строительства многоквартирных домов, проанализировать принимаемые меры по преодолению застройщиками финансового кризиса и исполнению своих обязательств перед дольщиками.

Однако, как показало проведенное исследование, прокурорский надзор за исполнением законов об участии граждан в долевом строительстве многоквартирных домов не отличается высокой результативностью, что в значительной степени объясняется отсутствием системных исследований особенностей и проблем организации надзорной работы органов прокуратуры в данном направлении.

Имеются лишь единичные пособия и публикации по отдельным аспектам организации работы органов прокуратуры по сопровождению национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», защите прав обманутых вкладчиков, надзору за расследованием преступлений в строительной отрасли, исполнением жилищного законодательства в правоприменительной практике государственных и муниципальных органов.

В диссертационных исследованиях Ергашева Е.Р., Гасанова Р.Ф. и Туйкова В.И. рассмотрены ключевые вопросы организационного обеспечения деятельности органов прокуратуры в современных условиях без их привязки к наиболее актуальным направлениям прокурорского надзора, к числу которых относится надзор за исполнением законов о долевом строительстве.

Мысловским Е.Н. дана обобщенная криминалистическая характеристика нетрадиционных форм мошенничества, связанного с массовым обманом граждан псевдофинансовыми компаниями, на примере ОАО «МММ», Русский дом «Селенга», «Тибет» и «Хопер». После обрушения этих финансовых пирамид в нынешней хозяйственной жизни страны появились новые, более завуалированные формы мошенничества, связанные с массовым хищением денежных средств граждан, феномены которых до конца не изучены.

В диссертационной работе Мозымовой Е.Н. речь идет преимущественно о деятельности органов прокуратуры по защите в судах общей юрисдикции жилищных прав малоимущих граждан.

В работе Бессарабовой Т.В. затронуты отдельные теоретические, организационные и прикладные аспекты деятельности российской прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов о реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», при предоставлении жилья по договорам социального найма, соблюдении права на жилище социально незащищенных слоев населения, выделении населению земельных участков для строительства жилых домов.

Диссертационное исследование Макушенко Е.А. посвящено актуальным проблемам прокурорского надзора в сфере жилищно – коммунального хозяйства, связанным с реальным обеспечением прав граждан при оказании услуг по водоснабжению, водоотведению, техническому обследованию, капитальному и текущему ремонту жилищного фонда, тепло – электро – газоснабжению жилых помещений.

Таким образом, в ранее проведенных диссертационных исследованиях вопросы организации работы органов прокуратуры по надзору за исполнением законов об участии граждан в долевом строительстве многоквартирных домов в целостном виде не изучены.

Множественность объектов надзора, многочисленность источников информации о нарушениях законов, невозможность достоверно определить тенденции и динамику развития первичного жилищного рынка, обусловленная отсутствием в системе государственной статистической отчетности соответствующих статистических показателей, дезориентируют прокуроров в понимании предмета, пределов и приоритетных направлений надзора за исполнением законов об участии граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и не позволяют им организовать работу так, чтобы она оказывала максимально позитивное воздействие на состояние законности в рассматриваемой сфере.

Приведенные обстоятельства побудили автора провести на диссертационном уровне научное исследование вопросов организации работы прокуратуры субъекта Российской Федерации по надзору за исполнением законов об участии граждан в долевом строительстве многоквартирных домов, поскольку, занимая место органа среднего уровня организационной структуры системы прокуратуры, прокуратура субъекта Российской Федерации взаимодействует как с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, так и с городскими (районными) прокуратурами, организуя работу последних и выполняя часть ранее возложенных на них надзорных полномочий, то есть выступает опорным звеном, позволяющим комплексно влиять на негативные процессы в обществе.

Актуальность темы исследования объясняется недостаточностью ее научной проработки и настоятельной потребностью выработать в нынешних условиях новые представления об организации надзорной работы прокуратуры субъекта Российской Федерации, которые подсказаны практикой.

Объектом исследования являются общественные отношения, в процессе реализации которых формируются тенденции и закономерности, влияющие на правовые и организационные аспекты работы прокуратуры субъекта Российской Федерации по надзору за исполнением законов об участии граждан в долевом строительстве многоквартирных домов, а также связанные с ними проблемные ситуации, требующие научного разрешения.

Предмет исследования составляет состояние организации работы прокуратуры субъектов Российской Федерации по надзору за исполнением законов об участии граждан в долевом строительстве многоквартирных домов, законодательные и иные нормативные правовые акты о долевом строительстве, законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов прокуратуры по надзору за исполнением законов, организационно - распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации, направленные на определение целей, задач и правовых средств прокурорского надзора, практика их применения.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования стала разработка теоретических и прикладных основ организационного обеспечения работы прокуратуры субъекта Российской Федерации по надзору за исполнением законов об участии граждан в долевом строительстве многоквартирных домов для наиболее полной реализации ее правоохранного и правозащитного потенциала.

Поставленная цель предопределила постановку и решение задач:

- проанализировать отечественное законодательство о праве граждан на доступное жилище в целом и об участии граждан в долевом строительстве многоквартирных домов в частности, охарактеризовать проблемы и тенденции развития первичного жилищного рынка;

- изучить практику работы органов прокуратуры по надзору за исполнением законов о праве граждан на доступное жилище в царский, советский и постсоветский периоды;

- классифицировать типичные нарушения законов об участии граждан в долевом строительстве многоквартирных домов;

- выявить и проанализировать специфические особенности и проблемы организации работы прокуратуры субъекта Российской Федерации по надзору за исполнением законов об участии граждан в долевом строительстве многоквартирных домов;

- сформулировать цель, задачи, направления, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов об участии граждан в долевом строительстве многоквартирных домов, выделить круг объектов и направления прокурорского надзора;

- разработать основы частной методики организации и проведения прокуратурой субъекта Российской Федерации проверки исполнения законов об участии граждан в долевом строительстве многоквартирных домов;

- обобщить практику привлечения виновных лиц к юридической ответственности за нарушения законов об участии граждан в долевом строительстве многоквартирных домов;

- внести предложения об изменении действующего законодательства, регулирующего вопросы долевого строительства многоквартирных домов и вопросы организации работы органов прокуратуры по надзору за исполнением законов;

- разработать проект Указания Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации работы органов прокуратуры по надзору за исполнением законов о праве граждан на доступное жилище».

Методологическая база и методика исследования. Основу исследования составляет общенаучный диалектический метод познания и определяемые им конкретные научные методы: исторический, сравнительного правоведения, сравнительного анализа результатов других научных исследований, статистический, логический.

Теоретической базой исследования стали работы по теории прокурорского надзора: П.Д. Альбицкого, А.И. Алексеева, В.И. Баскова, С.И. Березовской, А.Д. Берензона, В.Г. Бессарабова, А.В. Борецкого, И.С. Викторова, Ю.Е. Винокурова, В.В. Гаврилова, С.И. Герасимова, П.М. Давыденко, В.Г. Даева, В.К. Звирбуля, С.А. Емельянова, А.Х. Казариной, Ф.М. Кобзарева, В.В. Клочкова, А.Ф. Козлова, А.Ф. Козусева, Б.В. Коробейникова, В.Г. Лебединского, В.Г. Мелкумова, Л.А. Николаевой, С.Г. Новикова, С.А. Осипяна, В.П. Рябцева, А.Ф. Смирнова, А.Я. Сухарева, М.С. Шалумова, В.И. Шинда, В.Б. Ястребова и др.

Существенную помощь в решении задач исследования оказали труды в области теории, истории и философии права, гражданского и жилищного права: С.С. Алексеева, С.И. Аскназия, Ю.Г. Басина, И.Л. Брауде, С.Ю. Витте, Б.М. Гангало, В.П. Грибанова, А.Г. Звягинцева, С.М. Казанцева, В.О. Ключевского, С.М. Корнеева, О.Е. Кутафина, В.Н. Литовкина, Г.Д. Лихачева, И.Б. Мартковича, М.Н. Марченко, В.С. Нерсесянца, Е.Б. Пашуканиса, А.И. Пергамента, Т.И. Погодиной, Л.М. Пчелинцевой, Н.М. Рябцовской, П.И. Седугина, М.Н. Сибилева, С.М. Соловьева, Ю.А. Тихомирова, И.А. Фаршатова, В.Н. Хропанюка, Г.Ф. Шершеневича, Г.Ф. Шешко и др.

Правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные и региональные законы, регулирующие долевое строительство многоквартирных домов, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты, определяющие основы организации работы органов прокуратуры по надзору за исполнением законов.

Эмпирическая база исследования. Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждаются результатами изучения и анализа статистических отчетов, планов работы, справок, информаций, докладных записок, актов реагирования и других материалов по вопросам организации работы органов прокуратуры в 2004 - 2009 гг. по надзору за исполнением законов об участии граждан в долевом строительстве многоквартирных домов, сосредоточенных в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Управлениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Центральном, Приволжском и Северо - Западном федеральных округах, прокуратурах Республики Бурятия, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Саратовской областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга.

Использованы официально опубликованные сведения о работе органов исполнительной власти по обеспечению прав граждан на доступное жилище, данные социологических опросов, судебная практика.

Проведено анкетирование 160 оперативных работников прокуратур субъектов Российской Федерации, проходивших обучение в 2007 - 2008 гг. в Иркутском и Санкт - Петербургском юридических институтах (филиалах), Институте повышения квалификации руководящих кадров Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Изучена деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальных подразделений в г. Москве, Московской и Нижегородской областях, результаты работы органов по контролю и надзору за долевым строительством многоквартирных домов в городах Москве и Санкт - Петербурге, Владимирской, Московской, Нижегородской, Ярославской областях.

Автором использован личный многолетний опыт прокурорской работы: изучено 200 землеустроительных дел, 250 инвестиционных контрактов, более 2 000 договоров долевого участия в строительстве, 60 материалов проверок, проведенных прокуратурой Московской области; дана оценка содержания и качества 150 актов реагирования; проанализированы результаты работы органов государственного строительного надзора Московской области.

В 2005 - 2007 гг. следственными группами под руководством диссертанта расследовано 3 уголовных дела о хищении на территории Московской области денежных средств более 2 000 обманутых дольщиков в общей сумме более 1,5 миллиардов руб. Указанные уголовные дела имели высокий общественный резонанс. По одному из данных дел судом постановлен обвинительный приговор, вступивший в законную силу, два уголовных делах находятся в настоящее время в стадии судебного рассмотрения.

Изучено более 200 материалов проверок, проведенных прокуратурами Московской и Нижегородской областей в порядке ст. 144 и 145 УПК РФ по заявлениям участников долевого строительства многоквартирных (граждан и представителей их инициативных групп).

Научная новизна работы заключается в решении имеющей существенное значение для теории и практики прокурорского надзора проблемы комплексной разработки вопросов организации работы прокуратуры субъекта Российской Федерации по надзору за исполнением законов об участии граждан в долевом строительстве многоквартирных домов в их взаимосвязи с другими отраслями прокурорского надзора, что позволит оказывать системное воздействие на состояние законности в рассматриваемой сфере общественных отношений специфическими средствами прокурорского реагирования.

С учетом возрастающей роли и социального предназначения российской прокуратуры в утверждении принципа законности автором доказана обусловленная федеративным характером государственного устройства и наличием двухзвенной системы контрольных служб необходимость выделения прокуратуры субъекта Российской Федерации в качестве системообразующего звена органов прокуратуры; определено место прокурорского надзора за исполнением законов об участии граждан в долевом строительстве многоквартирных домов в системе органов юрисдикционного контроля; сформулированы предмет, пределы и направления прокурорского надзора; рассмотрены реальные механизмы преодоления противоречий, возникающих у прокуроров регионального уровня в процессе правоприменения; внесены конкретные предложения по совершенствованию организации надзорной работы и повышению результативности проводимых мероприятий.

По итогам исследования на защиту вынесены следующие основные положения:

1. В условиях нарастающей криминализации сферы жилищного рынка и значительных материальных потерь государства, связанных с решением проблем обманутых дольщиков, обоснована необходимость принятия дополнительных мер по активизации работы органов прокуратуры по надзору за исполнением законов об участии граждан в долевом строительстве многоквартирных домов с целью повышения ее результативности и смещения акцента в надзорной деятельности органов прокуратуры с прокуратуры городского (районного) звена на прокуратуру субъекта Российской Федерации. С одной стороны, прокуратура субъекта Российской Федерации выступает в качестве связующего звена между Генеральной прокуратурой Российской Федерации, ее подразделениями, в том числе в федеральных округах, и городскими (районными) прокуратурами, а с другой стороны, одновременно все более активно осуществляет надзор за исполнением обозначенной группы законов на региональном уровне, усиливая правозащитный потенциал прокуратуры в целом.

2. Доказано, что специфику организации работы прокуратуры субъекта Российской Федерации на данном направлении определяют проблемы правового регулирования, отсутствие единой базы данных об источниках и носителях информации о нарушениях законов, многочисленность объектов надзора, несбалансированность публичных правовых и частных правовых начал в их деятельности, излишняя бюрократизация административных процедур, несовершенство механизма привлечения виновных в нарушениях законов лиц к юридической ответственности и другие факторы.

3. С учетом сложившегося в теории прокурорского надзора научного представления о содержании организации работы органов прокуратуры сформулированы применительно к теме исследования предмет, пределы, цель и задачи прокурорского надзора, показаны роль и место данного направления прокурорского надзора в системе органов юрисдикционного контроля.

3.1. Под предметом прокурорского надзора за исполнением законов об участии граждан в долевом строительстве многоквартирных домов необходимо понимать соблюдение Конституции Российской Федерации, исполнение законов Российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации в области долевого строительства многоквартирных домов органами представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами юрисдикционного контроля, их должностными лицами, органами управления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

3.2. Целью рассматриваемого направления прокурорского надзора следует считать содействие поддержанию правопорядка на первичном жилищном рынке специфическими, свойственными только прокуратуре правовыми средствами; недопущение ущемления публичного и частного интереса при строительстве и вводе в эксплуатацию многоквартирных домов; пресечение попыток должностных злоупотреблений, связанных с незаконным предоставлением земельных участков под жилищную застройку, заключением инвестиционных контрактов и т.д.

4. С учетом складывающейся системы органов юрисдикционного контроля, недостатков их контрольной деятельности, результатов надзорной практики органов прокуратуры субъектов Российской Федерации предложена следующая классификация объектов прокурорского надзора:

- территориальные органы Роспотребнадзора, Росприроднадзора, Ростехнадзора, ФНС России, ФССП России, Росреестра, полномочия которых распространяются на сферу долевого строительства многоквартирных домов, должностные лицами данных органов,

- законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, их должностные лица,

- структурные подразделения региональных органов исполнительной власти, уполномоченные осуществлять контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов, их должностные лица,

- представительные и исполнительно - распорядительные органы муниципальных образований, главы муниципальных образований, контрольные и иные органы, предусмотренные уставами муниципальных образований и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (представляют интерес для прокуратуры субъекта Российской Федерации в случаях, если строительство ведется на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, с привлечением муниципального имущества либо средств местного бюджета),

- руководители коммерческих и некоммерческих организаций, органы управления, которые, в частности, разрабатывают корпоративные нормы. Обращение прокурора к таким актам должно быть выборочным и основываться на заявлениях или сообщениях значительного круга лиц, права и свободы которых оказались нарушенными в связи с их изданием.

5. Для обеспечения надлежащей реализации прокурорами своих полномочий выделены два направления прокурорского надзора:

- основное, включающее в себя надзор за соответствием законам нормативных правовых актов органов и должностных лиц, перечисленных в ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», и надзор за исполнением законов государственными органами юрисдикционного контроля.

- вспомогательное, предусматривающее надзор за исполнением законов руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Дана содержательная характеристика каждого из направлений прокурорского надзора, рассмотрены сущностные компоненты надзорной прокурорской практики.

6. Выделены следующие основания прокурорского вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов: факты ненадлежащей реализации органами юрисдикционного контроля своих полномочий; обострение социальной обстановки на поднадзорной территории; наличие достоверной информации о возможном совершении преступных деяний.

7. Доказано, что позитивное влияние на результативность работы прокуратуры субъекта Российской Федерации по надзору за исполнением законов об участии граждан в долевом строительстве многоквартирных домов оказывает учет при планировании проверок особенностей жилищной застройки территории; использование в качестве источников информации о нарушениях законов заключений правовой экспертизы нормативных актов (проектов) по вопросам землепользования, архитектуры, градостроительства, данных мониторинга объектов незавершенного строительства и многоквартирных домов, находящихся в эксплуатации без разрешения на ввод в эксплуатацию, сообщений средств массовой информации о проведении публичных мероприятий; привлечение к участию в проведении проверок специалистов; организация постоянно действующих предметных групп по борьбе с правонарушениями в строительной отрасли.

8. Разработаны основы частной методики организации и проведения прокуратурой субъекта Российской Федерации надзорной проверки исполнения законов об участии граждан в долевом строительстве многоквартирных домов.

8.1. Даны рекомендации по привлечению к участию в надзорных проверках специалистов, сформулированы типичные вопросы специалистам.

8.2. На основе изучения правоприменительной, в том числе надзорной практики, предложена следующая классификация типичных нарушений законов об участии граждан в долевом строительстве многоквартирных домов: нарушения законов, допускаемые органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами; нарушения законов, допускаемые органами юрисдикционного контроля, их должностными лицами; нарушения законов, допускаемые органами управления и руководителями коммерческих организаций.

8.3. Проведено обобщение наиболее распространенных правонарушений с признаками преступлений в сфере долевого строительства многоквартирных домов, позволяющее их распознать в ходе надзорных проверок.

8.4. Разработаны рекомендации по обеспечению принципа неотвратимости ответственности виновных в нарушениях рассматриваемой группы законов лиц. С учетом недостатков методических пособий для прокуроров акцентировано внимание на мерах, направленных на восстановление нарушенных прав обманутых дольщиков, нейтрализацию и снижение вредоносности обстоятельств, способствующих устойчивости и распространенности стереотипов противоправного поведения на жилищном рынке, разрешение спорных вопросов применения установленных законом различных видов юридической ответственности.

9. Обоснованы предложения по совершенствованию действующего законодательства в части:

- дополнения ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» пунктом 2 следующего содержания: «Основным методом надзорной деятельности прокурора является проверка, которая проводится для оценки соответствия законам, действующим на территории Российской Федерации, действий (бездействий) объектов прокурорского надзора и издаваемых ими правовых актов». Предлагается п. 2 ст. 21 ныне действующего Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» считать п. 3 той же нормы;

- изложения п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в следующей редакции: «Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан или организаций, охраняемых законом интересов общества или государства, а также в случае, если непринятие мер по восстановлению нарушенного права может повлечь иные тяжкие последствия»;

- дополнения Жилищного Кодекса Российской Федерации определением понятий «жилище», «право на жилище», «доступное жилище»;

- выделения в законодательстве о долевом строительстве отличительных признаков данного вида деятельности и определения понятия «участие в долевом строительстве»;

- введения в законодательство мер стимулирующего характера, направленных на создание условий для заключения застройщиками договоров долевого участия в строительстве многоквартирных домов с гражданами и отказа от применения «серых схем» (вексельные схемы, договоры подряда, займа, простого товарищества и др.);

- изменения и дополнения законодательства об административных правонарушениях в части определения компетенции органов Роспотребнадзора по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности.

10. Разработан Проект Указания Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о долевом строительстве многоквартирных домов».

Теоретическое и практическое значение результатов исследования.

Совокупность представленных в диссертации основных выводов и предложений касается одного из важных направлений прокурорского надзора за исполнением законов, не получившего надлежащего освещения в правовой литературе. Поэтому проведенное исследование может рассматриваться как определенный вклад в развитие теории прокурорского надзора.

Прикладной характер исследования обусловлен тем, что сформулированные в нем исходные положения о предмете и пределах прокурорского надзора, содержании частной методики организации и проведения прокуратурой субъекта Российской Федерации проверки исполнения законов об участии граждан в долевом строительстве многоквартирных домов могут быть использованы прокурорами и должностными лицами органов юрисдикционного контроля в целях повышения эффективности проводимых мероприятий.

Результаты проведенного исследования могут использоваться также в последующих научных разработках проблем совершенствования организации функциональной деятельности прокуратуры в жилищной, земельной, антикоррупционной и иных, смежных с ними сферах общественных отношений, в правотворческой деятельности органов власти и органов местного самоуправления, в системе повышения квалификации прокурорских и следственных кадров.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации получили отражение в 7 статьях, из которых 6 статей опубликованы в изданиях, рекомендуемых ВАК Минобразования России.

Диссертантом разработаны и внедрены в практику рекомендации по организации работы прокуратуры субъекта Российской Федерации по надзору за исполнением законов об участии граждан в долевом строительстве многоквартирных домов, которые были апробированы прокуратурой Нижегородской области в 2008 г. в ходе проведения плановой проверки исполнения законов об участии граждан в долевом строительстве, а также в учебном процессе в Институте повышения квалификации руководящих кадров прокуратуры Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

О положительном опыте работы прокуратуры Нижегородской области в данном направлении опубликована статья в журнале «Законность» (2008 г. № 9) под рубрикой «Теория и практика прокурорского надзора».

Автором проведены обучающие семинары в прокуратурах Московской и Нижегородской областей, факультативное занятие по теме «Организация прокурорского надзора за исполнением законов о долевом строительстве» и занятие по обмену опытом с прокурорами городов (районов) в Институте повышения квалификации руководящих кадров Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.


СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Во введении обоснован выбор темы исследования и ее актуальность, показана степень научной разработанности, определены объект, предмет, цели и задачи исследования, раскрыты методологические, методические, эмпирические, нормативно - правовые основы исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту, указано об апробации и внедрении полученных результатов.

  1   2

Похожие:

Организация работы в прокуратуре субъекта Российской Федерации по надзору за исполнением законов о праве граждан на доступное жилище iconИ снятия граждан российской федерации с регистрационного
О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации...
Организация работы в прокуратуре субъекта Российской Федерации по надзору за исполнением законов о праве граждан на доступное жилище iconО контроле по контролю и надзору за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий
Российской Федерации за соблюдением стандартов медицинской помощи, а также исполнением законодательства в сфере оказания гражданам...
Организация работы в прокуратуре субъекта Российской Федерации по надзору за исполнением законов о праве граждан на доступное жилище iconПрокурорский надзор за исполнением законов в сфере долевого строительства многоквартирных домов
Специальность: 12. 00. 11 – «Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности»
Организация работы в прокуратуре субъекта Российской Федерации по надзору за исполнением законов о праве граждан на доступное жилище iconЗа исполнением законов монография Издательство Московского гуманитарного университета Москва 2008
Российской Федерации, старший советник юстиции, профессор кафедры уголовно-правовых и специальных дисциплин Московского гуманитарного...
Организация работы в прокуратуре субъекта Российской Федерации по надзору за исполнением законов о праве граждан на доступное жилище iconРоссийская федерация федеральный закон об обязательном медицинском страховании
Федерального закона, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации. Отношения, связанные с обязательным медицинским...
Организация работы в прокуратуре субъекта Российской Федерации по надзору за исполнением законов о праве граждан на доступное жилище iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Организация работы в прокуратуре субъекта Российской Федерации по надзору за исполнением законов о праве граждан на доступное жилище iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Организация работы в прокуратуре субъекта Российской Федерации по надзору за исполнением законов о праве граждан на доступное жилище iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Организация работы в прокуратуре субъекта Российской Федерации по надзору за исполнением законов о праве граждан на доступное жилище iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Организация работы в прокуратуре субъекта Российской Федерации по надзору за исполнением законов о праве граждан на доступное жилище iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница