Методические рекомендации для учителя «Человек и человечество»




Скачать 21,98 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для учителя «Человек и человечество»
Дата04.02.2016
Размер21,98 Kb.
ТипМетодические рекомендации


Тема: Древний мир – время первых цивилизаций.

Цель: создание картины эпохи Древнего мира, сформировав данный образ по признакам (временной промежуток, изменения в уровне техники, устройство общества).

Развитие умения выделять другое значение слова «цивилизация» – как большой общности людей (страны, отличающейся своей культурой).

Воспитание морально-устойчивых граждан страны.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: «Путешествие по реке времени».

Методы обучения: проблемно-диалогический, эвристическая беседа.

Методы преподавания: информационно-сообщающий, стимулирующий.

Методы учения: репродуктивный, частично-поисковый.

Методы воспитания: выразительное изложение, беседа, творческие внеклассные задания, создание проблемных ситуаций.

Оборудование:

  • часы (песочные и механические);

  • календарь;

  • буквы алфавита;

  • цифры от 0 до 9;

  • карта Древнего мира;

  • река времени;

  • ступени появления первых цивилизаций (рисунок по учебнику, стр. 60);

  • рисунок с изображением Колизея;

  • рисунок с изображением египетских пирамид;

  • картины на папирусе «Фараоны на охоте»;

  • карточки «Цивилизация 1», «Цивилизация 2»;

  • таблица для проверки задания;

  • сувениры с изображением египетских пирамид и фараонов;

  • И.К. Пименова, И.Н. Рассоха «История человечества. Тайны древних цивилизаций»;

  • Гаррис Николас, Джоанна Тернер «Большая книга знаний для детей»;

  • Джейн Чизхолм, Энн Миллард «Ранние цивилизации»;

  • Виктор Лукьянов «Россия и олимпийское движение: вчера – сегодня – завтра»;

  • Методические рекомендации для учителя «Человек и человечество» 4 класс;

  • Н.И. Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья».

Методические ключи к теме:

1. Что нужно вспомнить учащимся?

  • С чего началась всемирная история?

  • Когда она началась и когда закончилась?

  • Какие открытия и изобретения сделали люди в первобытном мире?

  • Что в первобытном обществе люди считали «добром», а что «злом»?

2. Что нужно усвоить?

  • Представить картину эпохи Древнего мира.

  • Усвоить данный образ по признакам (временной промежуток, изменения в уровне техники, устройство общества).

  • Выявить другое значение слова «цивилизация» – как большой общности людей, отличающейся своей культурой.

  • Дать понятие о добре и зле, которое господствовало в эпоху Древнего мира.

План урока:

1. Создание психологического комфорта 1 мин.

2. Актуализация необходимых знаний. Проверка домашнего задания 5

3. Постановка проблемной ситуации 2

4. Совместное открытие новых знаний 14,5

5. Физкультминутка 1

6. Углубление и расширение новых знаний 8,5

7. Первичное закрепление 6

8. Домашнее задание 2

9. Итог урока 5

Ход урока:


  1. Создание психологической комфортности.

  • У вас впереди рабочий день. Постарайтесь сделать так, чтобы он был успешным. Обнимите себя руками и пожелайте удачи себе, соседям и всем-всем.

  • Как вы думаете, можно ли за один урок прожить несколько тысяч лет?

  • Я думаю, да! Для этого нужно побывать у нас на уроке обществознания и окунуться вместе с нами в таинственный мир исторического прошлого.




  1. Актуализация необходимых знаний. Проверка домашнего задания.

- Для чего люди изучают историю?

(Чтобы знать, как развивалось человеческое общество)

  • С чего началась всемирная история?

(С эпохи первобытного мира)

  • Когда она началась?

(Более 2-х миллионов лет назад)

  • А когда она закончилась?

(5 тысяч лет назад)

  • Что это было за время?

(Время появления первых людей и овладения ими самыми главными человеческими умениями)

  • Где появились первые люди?

(В Африке, считают большинство ученых)

  • Можете вы согласиться с представлением о добре и зле, которые господствовали в эпоху первобытного мира?

(Нет, так как их мораль – настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считается только человек своего рода и племени)

  • Какие открытия и изобретения сделали люди в Первобытном обществе?

(Изготавливали орудия труда из камня, кости и дерева)


  1. Постановка проблемной ситуации.

  • Посмотрите на эти предметы (песочные часы, механические часы, календарь, буквы алфавита, цифры от 0 до 9).

  • Пользуемся ли мы в современном мире всеми этими предметами?

(Да, постоянно)

  • А как вы думаете, давно ли они были придуманы?

(Давно)

  • Могли все эти предметы появиться в первобытном обществе?

(Нет, так как алфавит нужен для письма, а первобытные люди не знали письменности)

  • Может ли цивилизованный человек обходиться без каких-либо из этих вещей?

(Нет)

  • Нам сегодня предстоит узнать, когда появились эти предметы, и когда появилась первая цивилизация. Тема урока «Древний мир – рождение первых цивилизаций». Откройте учебники на странице 59 параграф 16, прочтите название темы. Сколько веков длился Древний мир? Посмотрите по реке времени.

(34)


4. Совместное открытие новых знаний.

  • Мы будем работать по следующим смысловым фрагментам:

  1. Мир цивилизаций и мир первобытных племен.

  2. Цивилизация Древнего мира.

  3. Мораль в эпоху Древнего мира.

(На доске прикрепляется запись с названием первого фрагмента)

  • Чтение текста на страницах 59-60 по ролям.

  • Работа по тексту.

  • Как же произошел переход от первобытного общества к цивилизации?

(Люди в нескольких частях света вышли из первобытного состояния и поднялись на новую ступень развития, которую мы называем цивилизацией).

На доске прикрепляется схема появления первых цивилизаций.

Схема «Переход от первобытного общества к цивилизации»:


города государства письменность

______________________________________

цивилизация

поселки роды и племена сказания

_______________________________________

первобытное общество



  • Что произошло?

(Среди маленьких поселков появились новые города)

  • Что стали делать правители, чтобы организовать и защитить жизнь людей?

(Стали писать законы, создавать войска, собирать налоги. Появились новые организации, занятые управлением обществом – государства)

  • Какое еще важное изобретение было при переходе к цивилизации?

(Изобрели письменность)

  • Для чего нужна письменность?

(Для передачи различных сведений, для которых недостаточно устных рассказов)

Р
Появление железного топора


Появление колесниц

абота с рисунками.
Рассмотрите рисунки на странице 61 или на доске. Перечислите технические достижения эпохи Древнего мира. Определите, какие технические достижения помогают передвигаться на большие расстояния? Какие достижения эпохи Древнего мира помогали людям хранить и передавать знания?

Появление боевых доспехов


Появление письменных знаков, букв




Рассказ учителя. В долине реки Нил (показ на карте) располагались поля, деревни и города цивилизации Древнего Египта, а рядом, по пустыням Африки и Азии перегоняли свои стада первобытные племена.

Египтяне-земледельцы научили кочевников делать нити и изготавливать ткани из волокон растения льна, а кочевники научили египтян делать колеса, чтобы легче было перевозить грузы на большие расстояния.

В Древнем мире все основные орудия – топоры, ножи – человек делал из камня, в основном, из кремния. Люди выбирали сложные породы камня, чтобы при ударе камня о камень можно было получить отщеп с острым краем, а уж потом придать ему форму ножа, скребка (это был каменный век). Далее следовал бронзовый век, а затем железный.

  • Какой топор лучше рубил деревья?

(Железный, так как он прочнее)

(На доске прикрепляется запись с названием второго фрагмента)

  • У слова «цивилизация» есть еще одно значение – так называют страну со своей особой культурой. Работаем со вторым фрагментом «Цивилизация Древнего мира». Посмотрите на карту Древнего мира в учебнике (страница 65) и на доске. Что отмечено разными цветами?

(Разные цивилизации)

  • Какие цивилизации расположены в Европе?

(Древний Рим, Древняя Греция) (Показ учителем)

  • Назовите цивилизации Древнего Востока.

(Древний Египет, Западная и Средняя Азия, Древняя Индия) (Показ учителем),

(Древний Китай) (Показ учениками)

- Остановимся подробнее на этих цивилизациях.

а) Древний Рим был основан в 753 году до н.э. в Центральной Италии на месте древнейших поколений. Жители Рима создали самое могучее государство древности и завоевали разные страны. Язык римлян (латынь, латинский) знали во всех владениях. С тех пор мы употребляем латинские слова «Империя», «календарь». Римляне умели строить хорошие дороги, у них были прекрасные общественные театры. Про знаменитый театр Колизей нам расскажет Такачева Элина:

Рассказ ученицы. В 70-80 гг. н.э. в Риме был сооружен амфитеатр Флавиев, получивший название Колизей (от лат. «громадный»). Он был выстроен на месте разрушенного Золотого дома Нерона и принадлежал к новому архитектурному типу зданий. В Греции прежде были только театры, которые устраивали на естественных склонах холмов. Римский Колизей представлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, замкнутую снаружи кольцевой стеной. (Показ рисунка с изображением Колизея). В амфитеатрах давали различные представления: морские бои, сражения людей с экзотическими зверями, бои гладиаторов.

Колизей – самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал около 50 тысяч зрителей. Внутри шли 4 яруса сидений, которым снаружи соответствовали 3 яруса аркад. В солнечные дни над Колизеем натягивали огромный парусиновый навес. Внутри Колизей очень конструктивен и ограничен. Он воплощает образ мира и принципы жизни, которые сформировались у римлян к I веке н.э. [8]

б) Следующая цивилизация - Древняя Греция. Древним грекам принадлежат многие идеи, которые дошли до наших дней. Они были первыми, кто ввел систему правления, названную демократией (когда простые люди выбирали правителей путем голосования).

В Древней Греции усовершенствовали письмо древних мореплавателей – финикийцев, и впервые создали алфавит из гласных и согласных букв.

Исповедуя культ здоровья и физической силы, греки в 776 году до н.э. провели спортивные соревнования в честь бога Зевса, жившего на горе Олимп. Поэтому, наверное, любое слово, в котором есть слово «Олимп» (олимпиада, олимпизм, олимпийские игры), сразу ассоциируется с Древней Грецией. [4]. Именно эта традиция проводить Олимпийские игры раз в 4 года была возрождена в виде современных Олимпийских игр. И скоро пройдут Зимние Олимпийские игры. Кто знает, когда пройдут Олимпийские игры? (С 10 по 26 февраля 2006 г.) Где будут проведены Олимпийские игры? (В Италии, в городе Турин). А мы сейчас выполним упражнения олимпиоников, которые изучили на оздоровительной физкультуре.


5. Физкультминутка.

  1. Имитация ходьбы на носках с высоко поднятыми коленями.

  2. Имитация ходьбы на пятках по кругу с высоко поднятыми пальцами ног.

  3. Ходьба на наружных сторонах стоп.

  4. Ходьба по кругу (имитация ходьбы аиста) – поднимать ногу высоко вверх, а второй ногой ступать на пальчиках. [3]

Про олимпийское движение вы можете узнать из книги В. Лукьянова «Россия и олимпийское движение: вчера – сегодня – завтра» (Показ книги).


6. Углубление и расширение новых знаний.

в) Далее рассмотрим цивилизацию Древнего Востока.

5 тысяч лет тому назад на берегах реки Нил появилось великое царство – Древний Египет. Это страна, которая расположена посреди самой большой пустыни на Земле – Сахары.

Жрецы Древнего Египта изобрели календарь, которым люди пользуются и сегодня.

Как же это произошло? Ответ прост! Чтобы получать хороший урожай с полей, надо точно знать, когда начнется разлив Нила, а когда вода отступает; когда следует сеять, а когда приходит время убирать урожай.

Жрецы заметили, что между двумя разливами Нила проходит 12 полных лун, то есть месяцев. Перед разливом реки над горизонтом восходит Сириус – самая яркая звезда ночного неба.

В день, когда в небе появился Сириус, жрецы начали свой подсчет и считали до тех пор, пока вновь, уже на следующий год, небо не осветилось яркой звездой. Подсчитали, и получилось 365 дней. Разделили на равные промежутки между 12 месяцами. Вышло 30 дней в каждом месяце.

Как вы думаете? Не ошиблись ли они? Правильно, остается еще 5 дней, которые не делятся, их пришлось просто добавлять в конце года.

Об этом вы подробнее можете узнать из книги Пименовой И.К. «История человечества. Тайны древних цивилизаций».

Именно тогда, когда люди научились собирать большой урожай, и многие из них уже могли заниматься не сельским хозяйством, а каким-нибудь другим делом, например, строить дома или руководить другими людьми, в Древнем Египте появилось государство.

Все, без исключения, подчинялись фараону. Его власть была настолько велика, что люди поклонялись фараону, как живому богу. [5]

Посмотрите на эту картину (показ картины «Охота фараонов»). Кто изображен на этой картине? Что делают фараоны? Картина сделана на настоящем папирусе и привезена из современного Египта.

Когда фараоны умирали, их хоронили в гробницах внутри пирамид. Про пирамиды нам расскажет Нурдавлетов Дамир:

Рассказ ученика. На западном берегу Нила (ныне в Гизе, около Каира) возвышаются грандиозные пирамиды фараонов IV династии: Хуфу (греки называли его Хеопсом), Хафра (греч. Хефрен), Менкаура (греч. Микерин). Пирамиды были когда-то облицованы гладко отполированными плитами белого известняка (частично они сохранились на вершине пирамиды Хефрена). Основание пирамид имеет форму квадрата, а гладкие грани образуют равнобедренные треугольники. Величайшая из них – пирамида Хеопса, построенная в XXVII в. до н.э. Ее создатель – племянник фараона Хемиун. Пирамида (высотой около 147 метров, со стороной основания 233 метра) сложена из блоков золотистого известняка весом от двух с половиной до тридцати тонн.

И сейчас пирамиды считаются интересным местом для туристов. Посмотрите на сувениры с изображением фараонов и пирамид, привезенных из Египта (показ).

Древние греки считали пирамиды первым из 7 чудес света. Архитектурные памятники последующих эпох, в том числе крупнейший христианский храм Европы – собор Святого Петра в Риме, кажутся карликами рядом с пирамидой Хеопса, основание которой в два раза превосходит по ширине Красную площадь в Москве. [9]

Недавно объявили конкурс на право считаться чудом света. Наш Московский Кремль тоже претендует на это звание.

г) Западная и Средняя Азия

Не уступает по древности египетской и та цивилизация, которая сложилась на территории современного Ирака. Здесь протекают 2 большие реки Тигр и Евфрат, поэтому страну эту в древности называли Междуречье, или Месопотамия, а иногда и Шумер.

Прочтите по учебнику (страница 62), какое важное открытие сделали в Древнем Междуречье (разделили земные сутки на 24 часа).

д) Каким открытием прославилась Древняя Индия (впервые создали знаки для обозначения цифр, которыми мы до сих пор пользуемся).

е) Какое изобретение было сделано в Древнем Китае? Об этом расскажет Агафонова Ирина:

Рассказ ученицы (про волшебную нить). [5]


  1. Первичное закрепление.

  • Что вы можете сказать о предметах, которые я показала в начале урока?

(Они были изобретены в Древнем мире)

  • Проверим, как вы усвоили тему.

Работа по карточкам.

  • О каком значении слова «цивилизация» идет речь? Запишите ответ в нужный столбик.

    Цивилизация 1

    Цивилизация 2

    а) вторая после первобытного общества ступень развития человечества


    б) люди начинают строить города


    в) люди создают государства


    г) люди изобретают письменность

    д) страна, население которой взошло на ступень цивилизации


    е) сложилось общество со своей особой культурой

  • Проверка по таблице на доске


Цивилизация 1 Цивилизация 2

а, б, в, г д, е


  • Оцените себя.


- Работаем по третьему фрагменту «Мораль в эпоху Древнего мира».

  • Как вы думаете, изменилась ли мораль в Древнем мире по сравнению с Первобытным миром? Я утверждаю, что у них «настоящим человеком признается только человек своей цивилизации, своей культуры». Согласны ли вы с эти утверждением?

  • Прочитайте об особенностях древней морали (рассказ о древних греках Поликлете и Леониде на страницах 62-63 (чтение про себя)).

  • Хорошо ли они поступили с нашей, современной точки зрения?

  • Можем ли мы с ними согласиться?

  • Почему у нас с ними разные представления о добре?

(У нас разная мораль)


  1. Домашнее задание.

Составить рассказ о цивилизации одной из стран Древнего мира на выбор по плану:

  • расположение на карте;

  • достижения науки и культуры;

  • известные тебе исторические события.

Этот план можно найти в учебнике на странице 66, вопрос 3.

Запишите в дневнике: по учебнику – страница 66, вопрос 3 (на выбор); по тетради – страница 27, №68 (работа с контурными картами).


  1. Итог урока.

- Что такое эпоха Древнего мира?

(Время возникновения первых цивилизаций, городов и государств, которые передали нам свои достижения)

  • Подумайте, в чем главное отличие Древнего мира от эпохи первобытного мира?

(Вместо поселков появились города, вместо родов и племен – государства, вместо устных сказаний – письменность)


  • Работа по рабочим тетрадям (№70, страница 29). Впишите в кроссворд названия Древних цивилизаций.

  • Какие самые ценные достижения были в Древнем мире?

  • А какие достижения сделали на уроке вы?

  • Удалось ли вам что-нибудь открыть? Что именно?

  • Смогли ли вы прочувствовать эпоху Древнего мира?

  • Что показалось вам трудным?

  • О чем хотелось бы узнать больше.




  • Спасибо за урок


Список литературы:


  1. Гаррис Николас, Тернер Джоанна, Кастон Клер. Большая книга знаний для детей / Пер. с англ. В. Чуткова; Оформ. И. Сальниковой; Ил. Д. Форнари, С. Аддарио, Ф. Куччарини, А. Рабагатти, К. Сарацети, И. Сталио, Т. Трожер. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001. – 128 с.: ил.

  2. Данилов Д.Д., Данилова О.А., Кузнецова С.С. Человек и человечество, 4 класс (1-4). Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 2003. – 256 с.

  3. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2004. – 152 с.

  4. Лукьянов В. Россия и олимпийское движение: вчера – сегодня – завтра. – М.: Терра-Спорт, 2004. – 256 с.

  5. Пименова И.К., Рассоха И.Н. Тайны Древних цивилизация: Пособие для развивающего обучения / Худож. Е. Шамрай, М. Панова. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1998. – 72 с.

  6. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания. Учебник для 4-го класса. Авторский коллектив: Д.Д. Данилов, Г.Э Белицкая, Н.В. Иванова, С.С. Кузнецова, С.В. Тырин. Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2003. – 128 с.

  7. Чизхолм Джейн, Миллард Энн. Ранние цивилизации./ Иллюстрации Йен Джексон / Перевод с англ. А.М. Голова. Оформление: Иан Эшман, Радхи Парк и Роберт Волстер. – М.: «Росмэн», 1997.

  8. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1 / Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 1997. – С. 27.

  9. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1 / Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 1997. – С. 157.



Похожие:

Методические рекомендации для учителя «Человек и человечество» iconМетодические рекомендации для учителя От
Однако, нам представляется, что в такой молодой и динамичной области, каковой на данном этапе являются музыкально-компьютерные технологии,...
Методические рекомендации для учителя «Человек и человечество» iconМетодические рекомендации хабаровск 2009 удк 61: 37(072) ббк 72 п 74 Подготовка и оформление дипломных работ и рефератов к итоговой аттестации: метод рекомендации / гоудпо «Ин-т повышения квалификации специалистов здравоохранения»
Методические рекомендации предназначены для слушателей и профессорско-преподавательского состава ипксз
Методические рекомендации для учителя «Человек и человечество» iconМетодические рекомендации для студентов
Методические рекомендации предназначены для студентов медицинских учебных заведений, а также могут быть полезны для врачей-интернов,...
Методические рекомендации для учителя «Человек и человечество» iconМетодические рекомендации Санкт-Петербург
Методические рекомендации предназначены для врачей общей практики, гастроэнтерологов, терапевтов, хирургов, физиотерапевтов и студентов...
Методические рекомендации для учителя «Человек и человечество» iconМетодические рекомендации для учителя
Сегодня мы узнаем, были ли мифы у древних славян, наших предков. И если были, то кого они почитали, кто был их богами
Методические рекомендации для учителя «Человек и человечество» iconМетодические рекомендации по выполнению практической работы №1 «Определение расчетных расходов газа»
Методические рекомендации предназначены для студентов третьего курса специальности 270111 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем...
Методические рекомендации для учителя «Человек и человечество» iconМетодические рекомендации 2 Управление документацией Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы «утверждено»
...
Методические рекомендации для учителя «Человек и человечество» iconМетодические рекомендации по выполнению практической работы №5 «Расчет газопровода жилого дома»
Методические рекомендации предназначены для студентов третьего курса специальности 270111 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем...
Методические рекомендации для учителя «Человек и человечество» iconМетодические рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ Для профессии : 260807. 01. Повар, кондитер
Методические рекомендации могут быть использованы при изучении обучающимися дисциплины «Информатика», а также при подготовке к зачетам...
Методические рекомендации для учителя «Человек и человечество» iconМетодические рекомендации по вопросам организации и лицензирования стоматологических
Методические рекомендации предназначены для руководителей лечебно-профилактических учреждений, гигиенистов стоматологических, частнопрактикующих...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница