" Клио". Журнал для ученых. Спб., 2002. Сс. 38 48. С. 38. Самохина г. С. ( Петрозаводск) к характеристике источников по истории диадохов: плутарх и его "параллельные жизнеописания".*




Скачать 17,81 Kb.
Название" Клио". Журнал для ученых. Спб., 2002. Сс. 38 48. С. 38. Самохина г. С. ( Петрозаводск) к характеристике источников по истории диадохов: плутарх и его "параллельные жизнеописания".*
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер17,81 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3




"Клио". Журнал для ученых. Спб., 2002. СС. 38 - 48.


С. 38.


САМОХИНА Г. С. ( Петрозаводск)


К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ИСТОЧНИКОВ ПО ИСТОРИИ ДИАДОХОВ: ПЛУТАРХ И ЕГО "ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЯ".*


Плутарх, правомерно признаваемый и ныне одним из классиков европейской художественной литературы1, - тот античный писатель, который после того, как Западная Европа в середине XV в. познакомилась с его "Параллельными жизнеописаниями", практически всегда был в центре внимания как ученых, так и людей просто хорошо образованных. Многие деятели науки и культуры эпохи Возрождения и Нового времени черпали вдохновение, читая его "Биографии", находили у него и яркие примеры достойных и недостойных политических деятелей, и объяснения их действий, и причины их высокоморальных поступков и доказательства их политической и человеческой низости. Даже, когда ставшее по-настоящему во 2 пол. XIX - нач. XX вв. наукой антиковедение подвергло сомнению историческую ценность его сведений, настаивая на его субъективности и обратившись к греческим и римским историкам, дополнив их археологическим, эпиграфическим и нумизматическим материалом, делало удачные или не всегда удачные попытки восстановить греко-римское прошлое, Плутарх все равно продолжал оставаться тем писателем, которого активно читали, пусть иногда только с целью показать его недостоверность как исторического источника, "лоскутность" его работ, составленных якобы только из не внушающих доверие исторических анекдотов, философских трактатов по вопросам морали и этики сугубо популярного плана и различного рода антологий.

Разумеется, антиковедение конца XX в. отказалось от часто весьма спорных попыток точно установить, откуда, - из какой работы, какого автора2, - были заимствованы те или иные анекдоты, сентенции и острые словечки, дающие более приземленную, обыденную и оттого более человечную картину жизни древней Греции и Рима, чем работы прославленных античных историков, показывающие интересующего Плутарха политика под иным углом зрения. В центре внимания исследователей оказались "Биографии" грека из Херонеи как памятники античной литературы, что позволило признать их оригинальными работами3, написанными великолепным стилистом4, знатоком риторической техники5, новатором в жанре античной биографии6.

Плутарх жил в эпоху, когда власть римлян над Греций, равно как и существование в римском государстве режима единоличной власти были теми историческими данностями, которые следовало безоговорочно признавать. Эту политическую реальность его времени и должны были, по мнению уроженца Херонеи, учитывать греческие политики в своих практических политических занятиях7, хотя расцвет его собственной общественной деятельности падает на времена совсем не "людоедские"- эпоху Траяна и Адриана8.

Наиболее читаемая и прославившая херонейского писателя группа его сочинений - его "Параллельные биографии" или "Сравнительные жизнеописания", включающая в себя действительно 46 парных биографий римских и греческих политических деятелей. К этой же разновидности принадлежат 4 непарных жизнеописания (Артаксеркса II, Арата, Гальбы и Отона), каждое из которых представляет собой обособленное и вполне законченное целое, отличающееся своей композицией от парных биографий и написанное - во всяком случае, некоторые из них - Плутархом довольно рано9. Ряд биографий, принадлежащих, если следовать "списку Лампсака", его перу, погибли.

Нас в этом небольшом исследовании будет интересовать ценность некоторых "Жизнеописаний" Плутарха как исторических источников по истории раннего эллинизма: на основе каких данных они написаны, каким образом Плутарх их использует, то есть каково его отношение к собственным источникам, насколько полно представлена у писателя интересующая нас эпоха, можно ли на основании этого материала восстановить канву исторических событий и каково место его "Биографий" среди других источников по истории раннего эллинизма.

Учеными равно отмечено, что политические идеалы Плутарха - в далеком прошлом, что его представления о независимом греческом полисе истоком своим имеют политические идеи IV в. до н. э.10. Это нашло свое отражение и в подборе его героев для "Сравнительных жизнеописаний". Большинство из них связаны с далеким героическим прошлым Рима и независимой Гре -

* К сожалению в журнальном варианте статьи присутствуют досадные ошибки в передаче древнегреческого текста.

С. 39.

ции11. Лишь десять из двадцати четырех дошедших до нас биографий греческих политических деятелей связаны с эллинистическим периодом, который вообще мало его интересовал12.

Заслуживает внимания тот факт, что в отличие от своих предшественников, биографов эллинистического времени, Плутарх мало внимания уделяет описанию физического облика эллинистических царей, несмотря на очень развитую в эту эпоху физиогномику, для него более важны были их моральные качества13. Оценка им эллинистических монархов вообще по большей части отрицательна. Таковы, например, почти издевательская характеристика поведения Антипатра в период Ламийской войны(Phoc. XXIX. 3), утверждение, что Филипп II принес в Грецию "непривычный порядок" и оставил после своей смерти страну "в разброде и волнении"(Alex. XI. 2), осуждение изменений в характере Александра в ходе его восточного похода(Ibidem. XLII), поведения его соратников при дележе власти после его смерти(Eum. II. 5 - 9; Pyrr. XII. 1), наконец, царской власти, "угрюмой и замкнутой, полной недоверия..."(Dem. III. 5). Она связана с его пониманием идеальной монархии и идеального носителя царской власти14.

Д. Браунд, обращая внимание на использование Плутархом приемов дионисийской трагедии в своих биографиях15, доказывает это также подробным анализом "Жизнеописания Пирра", показывая эпирского правителя образцом политического корыстолюбия и высокомерия(pleonaxia). Антиподом ему Плутарх делает Антигона Гоната, идеального правителя и прекрасного отца, уделяющего большое внимание воспитанию своего сына. Д. Браунд показывает, что сходные идеи высказывал и современник Плутарха Дион Хрисостом. Нельзя не согласиться с его выводом о том, что обращение Плутарха и его современников к проблеме характера монархической власти и вопросу о достойном приемнике достойного монарха, несомненно, связано с событиями последнего года правления Домициана, личностью этого монарха и сменой в Риме императорской династии, переходом власти к Траяну и Адриану16.

Надо отметить, что проблема единоличной власти стала предметом обсуждения в римском государстве со времени принципата Августа. Ей уделили особое внимание Сенека, Дион Хрисостом, Плиний Младший и другие авторы, как показывают работы таких наших отечественных авторов, как Р. Ю. Виппер, В. С. Горсков, Э. Д. Гримм, А. Б. Егоров, Г. С. Кнабе, Я. Ю. Межерицкий, В. С. Соколов17.

Но и в этих десяти биографиях, связанных с эпохой эллинизма, работах доброе слово, положительную оценку у Плутарха получают те герои, те их поступки и свойства характера, что могут быть соотнесены с качествами идеального в его глазах полисного политика. Он говорит о верном своей любви к свободе греков Демосфене, который импонировал ему тем, что "он до конца оставался на той стороне и в том стане, к которому примкнул с самого начала" - ...eis hen ap' arches ton pragmaton merida kai taxin auton en te politeia katestase, tauten achri telous diaphylaxas,... (Demosth. III. 5, XII. 7, XIII. 2). Его герой - строгий, милосердный, преданный справедливости, мужественный и осторожный Фокион, умеющий держать народ в узде, сторонник умеренной политики(Phoc. III, V -VI, VII, VIII, IX, X, XVII)18. Арат, стратег Ахейского союза, привлекает Плутарха "своей ненавистью к тиранам", тем, что это человек "словно рожденный для управления государством, великодушный и взыскательный в делах общественных"(Ar. III, IV - X)19. "Благородство и возвышенность духа" Агиса и Клеомена(Agis. IV. 1; Cleom. I. 1), спартанских реформаторов, в целом не слишком любимых Плутархом за их заигрывание с демосом, он тем не менее считает необходимым отметить как достойные качества их характера. Наконец, его интересует и "последний из эллинов", отличающийся энергией, благоразумием и неподкупностью Филопемен, который подобно героям древности занимался земледелием и стремился к нравственному самосовершенствованию(Philop. I, III. 1, IV. 3).

Шесть из этих биографий в большей или меньшей степени дают материал по истории раннего эллинизма: заключительные главы биографии Александра Македонского, соответствующие разделы в жизнеописаниях Фокиона и Демосфена и три очерка о жизни современников Александра - Эвмена, Деметрия Полиоркета и эпирского царя Пирра.

Давно не новость, что херонейский писатель, глубоко уважая труд историков, прекрасно понимал разницу между историей и биографией20. Он отмечает в биографии Александра, что "в истории перечисляются все деяния, подробно разбирается каждый из подвигов героев" и описания битв, "в которых гибнут десятки тысяч человек", в биографии же дается изложение деяний человека "по возможности кратко"(Alex. I. 2). Он отказывается соперничать, подобно Филисту и Тимею, с Фукидидом, приступив к рассказу о Никии, но считает необходимым лишь "бегло коснуться"(epidramon bracheos) некоторых событий, описанных этими историками, уделив основное внимание тем из них, "которые выявляют характер и природные качества человека"(malista ge de tropon kai ten diathesin tou andros hupo pollon kai megalon pathon ), чтобы "избежать нагромождения бессвязных историй, но изложить то, что необходимо для понимания образа мысли и характера человека"(Nik. I. 5). История, таким образом, - исследование прошлого во всем его объеме, биография уделяет основное внимание нраву(ethos) человека и представляет собой также каталог некоторых идей и мнений21, цель которых - прежде всего научить читателя добродетели(arete =)22.

Отношение к сравнению истории и биографии менялось на протяжении ряда веков. То подчеркивалась разница между этими жанрами, так повелось со времени эллинизма, первый дошедший до нас пример подобного отношения мы встречаем у Полибия (X.24), то, начиная с XVI в., за исключением Жана Бодена, биография признавалась одной из "легитимных форм историописания"23. Отношение антиковедения нового и новейшего времени можно определить как борьбу этих двух противоположных мнений24.

Однако, в настоящее время ряд исследователей подчеркивает, что "Жизнеописания" Плутарха ближе к истории, чем это признавалось ранее25, и могут рассматриваться, согласно современной классификации исторических нарративов26, как назидательный нарратив с четко выраженной моралистической направленностью, как особо наглядное и убедительное собрание примеров для проповедуемой им популярной философии27.

Надо заметить, что в отечественной дореволюционной литературе уже ставился вопрос о значе -

С. 40.

нии Плутарха как историка, о том, что его "Жизнеописания" "по сюжету и характеру вполне могут соответствовать сочинениям историко-политического характера". Автор небольшой работы, посвященной этой проблеме, В. Штифтар, во-первых, обращал внимание на сходство, которое всегда существовало между историографией древних греков и этикой их, ибо историческое произведение у древних эллинов всегда преследовало дидактические, морально-поучительные цели, в исторических сочинениях всегда присутствовал элемент философии в том или ином виде, наконец, этика у древних всегда была тесно связана с политикой, а эта последняя в виде учения о государстве часто была необходимым элементом в историографии. Во-вторых, российский исследователь доказывает эту близость Плутарха к истории путем сравнения его биографии Ликурга и "Лакедемонской политии". Он выделяет в жизнеописании Ликурга особую историческую часть и доказывает, что в некоторых главах своего сочинения Плутарх дает более подробные сведения, чем Ксенофонт28.

Очень важно, на наш взгляд, отметить, что Плутарх пишет свои работы, основываясь на различного рода сочинениях29. Среди них важное место занимают исторические произведения. При этом он не только говорит о "некоторых историках"(Alex. XVIII) или "многих" писателях(Ibidem. XXXI), не только безлично бросает "передают" или "рассказывают"(Ibidem. XVI, XXXVIII), но часто называет авторов поименно.

Прежде всего, это работы современников его героев Плутарх знал и пользовался данными Аристобула из Кассандрии, который был источником сведений об Александре для Страбона и Арриана(Demosth. XXIII. 6; Alex. XV. 2, XVI. 15, XVIII. 4, XLVI. 2)30, внучатого племянника Аристотеля Каллисфена, взбунтовавшегося против нововведений Александра в церемониале общения македонян со своим царем, который некоторое время считался источником31 для знаменитого "романа об Александре"(Ibidem. XXVII. 4, XLVI. 1)32, философа из Тарента, знатока теории музыки, ученика Аристотеля, сопровождавшего македонского владыку в его восточном походе(Ididem. VI), киника Онесикрита, также участника его похода, создавшего о нем предание по образцу "Киропедии" Ксенофонта(Ibidem. XIV. 1, XV. 2), Птолемея Лага, первого владыки эллинистического Египта(Ibidem. XLVI. 2), секретаря Александра Харета из Митилены(Ibidem. XLVI. 2)33, загадочного Клитарха(Ibidem. XLVI. 1)34, ученика Исократа35 одиозного историка Феопомпа(Demosth. XIII. 1, XIV. 4, XVIII. 2)36, Дурида с острова Самоса, автора "Историй", сочинения, разбирающего греческие и македонские события с 371 по 270 гг. до н. э.(Phoc. IV. 3; Demosth. XIX. 3, XXIII. 4; Alex. XV. 2, XLVI. 2; Eum. I. 1 - 3)37, певца спартанской истории Филарха(Demosth. XXVII)38, племянника Демосфена Демохара(Demosth. XXX. 4) и, наконец, основу всех наших знаний об эпохе диадохов, друга Эвмена, позже связавшего свою судьбу с домом Антигонидов, историка Иеронима из Кардии(Dem. XXIV. 4; Pyrr. XVII. 7, XXI. 12)39.

Знакомы Плутарху и "Воспоминания" эпирского царя Пирра(Pyrr. VIII. 3), и "Римские древности" Дионисия Галикарнасского(Ibidem. XVII. 7, XXI. 3), и сочинение македонского историка Марсия(Demosth. XVIII. 2)40, и "Аттида" ученика Каллимаха Истра с острова Патоса(Alex. XXXVI. 4, XLV. 1), и "Персидская история" Динона Колофонского, отца Клитарха(Ibidem. XXXVI. 4). Называет он и имена других авторов, о писательской деятельности которых мы знаем очень мало. Некоторые из них - его предшественники в жанре биографии: историк и биограф, автор произведения " О соименниках" Деметрий из Магнезии(Demosth. XVI, XXVII), философ-эпикуреец III в. до н. э., представитель эллинистической биографии в своем творчестве Идоменей из Лампсака(Phoc. IV. 2; Demosth. XXIII. 4), его современник, александрийский филолог из школы Каллимаха, автор серии жизнеописаний Гермипп Смирнский(Ibidem. IX - X, XXIX; Alex. XLVI. 1, LIV. 1)41, историк и комедиограф с острова Самоса Линкей(Demosth. XXVI). Он, наконец, упоминает имена таких авторов, о которых на, к сожалению, ничего не известно: историка Антигена(Alex. XLVI. 1), Филона Фиванского (Ibidem. 2), писателя-историка Паппа(Demosth. XXX)42.

Кроме того , Плутарх был знаком и с литературными произведениями эпохи эллинизма иных жанров. Он ссылается на слова философа Деметрия Фалерского(Ibidem. IX - XI), на высказывания ученика Аристотеля Феофраста, не забыв упомянуть, что они известны ему прямо из произведений последнего или через посредство Аристона Хиосского(Ibidem. XIV. 4; Alex. IV. 5)43, на произведения Эратосфена(Demosth. XXXI), Панеция(Demosth. XIV). Он приводит в биографии Деметрия Полиоркета ядовитую эпиграмму афинского поэта Филиппида, которой тот отозвался на сервильное поведение афинского политика Стратокла(Dem. XXVI. 5)44.

Широк круг и тех его данных, которые мы можем, пользуясь современной классификацией источников, назвать документальными. Прежде всего, это речи его героев. Особенно часто он прибегал к ним в жизнеописаниях афинских политиков-антигонистов Фокиона и Демосфена, принимавших активное участие в Ламийской войне, которая была откликом на смерть Александра в Элладе, доставила много неприятностей Антипатру и Кратеру и закончилась полным и теперь уже окончательным поражением греков45. Фокион, убежденный противник участия Афин в борьбе с Македонией называется Плутархом "самым искусным из ораторов" со ссылкой на слова афинянина Полиевкта из дема Сфетт(Phoc. V. 3 - 5). Херонейский писатель в нескольких главах его биографии дает массу ссылок и прямых цитат из высказываний Фокиона по поводу Ламийской войны и участия в ней греков(Ibidem. XXIII - XXVI). Точное цитирование - на наш взгляд, несомненный признак того, что Плутарх в данном случае пользовался письменными данными. В начальных главах биографии Демосфена (Demosth. VII - XI) Плутарх приводит дискуссию о том, каким оратором считали Демосфена, давая ссылки не только на высказывания по этому поводу Эратосфена, Деметрия Фалерского и комических поэтов, но и современника и политического противника Демосфена Эсхина - последнее в негативном ключе. Оно подтверждается при знакомстве с речью Эсхина "Против Ктесифона"(152)46. Равным образом, возражение Плутарха против осуждения Эсхином поведения Демосфена, который при известии о смерти Филиппа II появился " среди народа в светлом, красивом плаще, с венком на голове", нарушив тем самым неписаный греческий закон о соблюдении семейного траура в связи со смертью его дочери, также имеет под собой письменную основу. Негодование Эсхина по

  1   2   3

Похожие:

\" Клио\". Журнал для ученых. Спб., 2002. Сс. 38 48. С. 38. Самохина г. С. ( Петрозаводск) к характеристике источников по истории диадохов: плутарх и его \"параллельные жизнеописания\".* icon7-11 сентября 2009, г. Петрозаводск, Республика Карелия, Россия
В рамках конференции будет проводиться школа для молодых ученых «Современные проблемы лесного почвоведения»
\" Клио\". Журнал для ученых. Спб., 2002. Сс. 38 48. С. 38. Самохина г. С. ( Петрозаводск) к характеристике источников по истории диадохов: плутарх и его \"параллельные жизнеописания\".* iconНаучные труды гпз “Присурский”. Чебоксары-Москва: Клио, 2003. Том 11. С. 206 217. Удк. 595. 763. 71 К фауне c ryptophagidae и languriidae ( insecta, coleoptera ) чувашской республики
Роль особо охраняемых территорий в сохранении исчезающих степей и сурков Евразии/ Материалы двух международных научных форумов (Россия,...
\" Клио\". Журнал для ученых. Спб., 2002. Сс. 38 48. С. 38. Самохина г. С. ( Петрозаводск) к характеристике источников по истории диадохов: плутарх и его \"параллельные жизнеописания\".* iconТического анализа: Учеб пособие. Спб.: Профессия, 2002. (11)
Берман Г. Н. Сборник задач по курсу математического анализа: Учеб пособие. Спб.: Профессия, 2002. (11)
\" Клио\". Журнал для ученых. Спб., 2002. Сс. 38 48. С. 38. Самохина г. С. ( Петрозаводск) к характеристике источников по истории диадохов: плутарх и его \"параллельные жизнеописания\".* iconРабочая программа Дисциплина История Башкортостана
Знание истории и культуры родного края – один из важнейших источников воспитания патриотических чувств, осознанного отношения к истории...
\" Клио\". Журнал для ученых. Спб., 2002. Сс. 38 48. С. 38. Самохина г. С. ( Петрозаводск) к характеристике источников по истории диадохов: плутарх и его \"параллельные жизнеописания\".* iconР. А. Тлепцок // Клио. 2010. №4. С. 12-17
Тлепцок Руслан Асланович, Тлепцок, Р. А. Реформы второй половины XIX века на Северном Кавказе в оценках современников / Р. А. Тлепцок...
\" Клио\". Журнал для ученых. Спб., 2002. Сс. 38 48. С. 38. Самохина г. С. ( Петрозаводск) к характеристике источников по истории диадохов: плутарх и его \"параллельные жизнеописания\".* iconН. И. Яковкина история русской культуры
...
\" Клио\". Журнал для ученых. Спб., 2002. Сс. 38 48. С. 38. Самохина г. С. ( Петрозаводск) к характеристике источников по истории диадохов: плутарх и его \"параллельные жизнеописания\".* iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Беликов И. Эффективное корпоративное управление в российских компаниях //Журнал для акционеров, №1, 2002
\" Клио\". Журнал для ученых. Спб., 2002. Сс. 38 48. С. 38. Самохина г. С. ( Петрозаводск) к характеристике источников по истории диадохов: плутарх и его \"параллельные жизнеописания\".* iconИсточник: Культура народов Причерноморья. Научный журнал. №36. Симферополь, 2002. С. 148 153
Источник: Культура народов Причерноморья. Научный журнал. №36. – Симферополь, 2002. – С. 148 – 153
\" Клио\". Журнал для ученых. Спб., 2002. Сс. 38 48. С. 38. Самохина г. С. ( Петрозаводск) к характеристике источников по истории диадохов: плутарх и его \"параллельные жизнеописания\".* iconПрограмма курса, темы практических занятий, рефератов и курсовых работ Казань 2002
Утверждена на заседании кафедры новой и новейшей истории кгу от 23 сентября 2002 г., протокол №1
\" Клио\". Журнал для ученых. Спб., 2002. Сс. 38 48. С. 38. Самохина г. С. ( Петрозаводск) к характеристике источников по истории диадохов: плутарх и его \"параллельные жизнеописания\".* iconКонкурс «Клио» для 10-11 кл
Оборудование: ленты с надписями «нумизматика, геральдика, палеография», таблички для судей, листы с названиями битв, рассказ-путаница...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница