Программа вступительного испытания в магистратуру факультета психологии ноу впо мпсу по направлению подготовки 030300 Психология




Скачать 17,67 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного испытания в магистратуру факультета психологии ноу впо мпсу по направлению подготовки 030300 Психология
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер17,67 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3


Утверждена приказом ректора

от «01» февраля 2013 г. №22


ПРОГРАММА

вступительного испытания в магистратуру

факультета психологии НОУ ВПО МПСУ

по направлению подготовки

030300 Психология

(квалификация (степень) «магистр»)

и правила его проведения


Магистерская программа

«Социальная психология образования»


Пояснительная записка


Настоящая программа составлена на основании требований ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300 Психология (квалификация (степень) «магистр»), утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 22.12.2009 г. № 797.

Вступительное испытание в магистратуру предназначено для определения теоретической и практической подготовленности поступающего к выполнению профессиональных задач, установленных ФГОС ВПО по направлению подготовки «Психология» (квалификация (степень) «бакалавр»).

Программа вступительного испытания в магистратуру состоит из следующих разделов:

  1. Требования к вступительному испытанию.

  2. Правила проведения вступительного испытания.

  3. Содержание дисциплин, предъявляемых к освоению.

  4. Набор экзаменационных вопросов.




  1. Требования к вступительному испытанию


На вступительном испытании поступающий в магистратуру должен подтвердить знания в области общих профессиональных и специальных психологических дисциплин, достаточные для обучения по магистерской программе. В случае, если поступающий имеет диплом бакалавра психологии, он, на основании написанного им соответствующего заявления, может быть освобожден от вступительного испытания и быть зачисленным в магистратуру по конкурсу по результатам собеседования.

Проходящий вступительное испытание должен иметь сформированное научное мировоззрение и продемонстрировать на экзамене знание и владение системой научных психологических понятий, фактами психологических теорий, методами профессиональной деятельности психолога.

Вступительное испытание проводится в устной форме. Каждый экзаменационный билет включает в себя три вопроса по одному из каждого раздела содержания дисциплин, предъявляемых к освоению («Общая психология», «Социальная психология», «Педагогическая психология»).

При ответе на вопросы необходимо дать развернутый и аргументированный ответ и продемонстрировать: ясную логику изложения; умение анализировать, систематизировать, сравнивать и обобщать изученный материал; видение возможностей использования социально-психологических знаний в практике современного образования.

  1. Правила проведения вступительного испытания


2.1 Общие положения


Данные правила регламентируют вопросы проведения вступительного испытания по психологии для поступающих на освоение магистерской программы «Социальная психология образования».

Ответственным за соблюдения данных правил является председатель предметной приемной комиссии по вступительному испытанию по психологии.


2.2 Процедура проведения


2.2.1 Дата, время и место проведения вступительного испытания по психологии определяется расписанием вступительных испытаний.

2.2.2 Вступительное испытание по психологии проходит в форме устного экзамена.

2.2.3 Каждый экзаменационный билет вступительного испытания содержит 3 вопроса (по одному из курсов общей, социальной и педагогической психологии). По каждому вопросу необходимо дать развернутый ответ.

2.2.4 Поступающий обязан отвечать только на тот билет, который он получил от члена предметной приемной комиссии.

2.2.5 Использование любых посторонних предметов (тетрадей, конспектов, учебных пособий и т.п.), кроме авторучки и справочной литературы на вступительном испытании не допускается. В случае нарушения поступающим этого пункта его ответ оценивается в 0 баллов.

2.2.6 Записи ответов, сделанные поступающим во время подготовки по билету на выданных бланках, сдаются ответственному секретарю приемной комиссии.


2.3 Процедура оценки


2.3.1 За ответ на каждый вопрос выставляется отдельная оценка по критериям полноты и глубины раскрытия вопроса.

2.3.2 Полнота и глубина ответов оценивается по отношению к объему материала, знание которого требуется в соответствии с ФГОС ВПО подготовки бакалавра по направлению «Психология».

- 50 баллов и менее ставится за ответ в любом из двух случаев: а).поступающий изложил менее 25% материала, требуемого ФГОС ВПО подготовки бакалавра по направлению «Психология»; б) поступающий продемонстрировал низкий уровень глубины изложения материала.

- от 51 до 60 баллов ставится за ответ на вопрос в любом из двух случаев: а) поступающий изложил менее 50% материала, требуемого ФГОС ВПО подготовки бакалавра по направлению «Психология»; б).поступающий продемонстрировал средний уровень глубины изложения материала.

- от 61 до 75 баллов ставится за ответ на вопрос в любом из двух случаев: а) поступающий изложил от 50% до 75% материала, требуемого ФГОС ВПО подготовки бакалавра по направлению «Психология»; б).поступающий продемонстрировал уровень глубины изложения материала выше среднего, но не заслуживает оценки «высокий»

- от 76 до 89 баллов ставится за ответ на вопрос в любом из двух случаев: а) поступающий изложил от 75% до 100% материала, требуемого ФГОС ВПО подготовки бакалавра по направлению «Психология»; б) поступающий продемонстрировал высокий уровень глубины изложения материала.

- от 90 до 100 баллов ставится за ответ на вопрос в том случае, если поступающий продемонстрировал владение материалом, как по полноте, так и по глубине полностью соответствующий требованиям ФГОС ВПО подготовки бакалавра по направлению «Психология»

Затем, выставленные за ответ на каждый вопрос баллы суммируются. Сумма баллов по всем трем вопросам экзаменационного билета является оценкой выполнении поступающим всего задания вступительного испытания.

.

  1. Содержание дисциплин, предъявляемых к освоению




    1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ


Курс общей психологии предусматривает знакомство с основными историческими этапами изучения психики, а также с современными подходами к общепсихологической проблематике

Цель данного курса – раскрыть основные проблемы общей психологии, ее принципы и методы, общие закономерности функционирования и развития психики.


Общая характеристика психологии как науки. Понятия предмета и объекта науки. Основные этапы развития представлений о предмете психологии: душа как предмет исследования, переход к изучению сознания, психология как наука о поведении, современные представления о предмете психологии.

Культурно-историческая парадигма в психологии. Высшие психические функции. Деятельностный подход в психологии. Строение деятельности, механизмы регуляции действий и операций. Эволюционное введение в психологию. Понятия отражения и психики. Классификация психических явлений и процессов. Возникновение и развитие психики в филогенезе, возникновение и развитие сознания.

Общее представление об ощущениях. Классификация ощущений. Общее представление о восприятии, основные свойства восприятия. Теории восприятия. Научение в восприятии, проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Восприятие и деятельность. Восприятие пространства и движения.

Общее представление о памяти. Основные факты и закономерности психологии памяти. Виды памяти и процессы памяти. Аномалии памяти. Память и научение. Принципы организации памяти. Исследование памяти в когнитивной психологии. Память и деятельность. Память как высшая психическая функция. Развитие и тренировка памяти.

Общее представление о внимании. Виды и свойства внимания. Теории внимания. Исследования внимания в когнитивной психологии. Экспериментальные исследования внимания. Внимание и деятельность, внимание и сознание. Развитие внимания.

Основные направления развития представлений об эмоциях. Функции и виды эмоциональных процессов, эмоциональные состояния. Экспериментальное исследование эмоций.

Потребности и мотивация. Теории мотивации в отечественной и зарубежной психологии. Проблема мотивации в психологии деятельности. Мотивация отдельных видов деятельности. Эмпирические исследования мотивации.

Психические состояния. Определение состояния. Роль и место состояний среди других психических явлений. Функции состояний. Классификация состояний. Диагностика состояний. Управление состояниями.

Предмет и методы исследования в психологии мышления. Виды мышления. Основные подходы к изучению мышления: теории мышления, изучение мышления как познавательного процесса, индивидуально-личностная детерминация мышления, исследования мышления с позиций деятельностного подхода. Воображение и творческое мышление. Мышление и интеллект, структура интеллекта. Филогенез, социогенез, онтогенез мышления. Развитие понятийного мышления, мышление и сознание.

Речь и речевая деятельность. Язык и речь. Виды речи. Механизмы порождения и понимания речи. Развитие речи в онтогенезе. Психосемантика. Вербальное и невербальное общение.

Воля и волевые процессы. Понятия воли в психологии. Признаки волевых явлений. Произвольное и волевое. Воля как высший уровень регуляции. Волевые процессы и их изучение.

Сознание. Сознание и психика. Признаки и свойства сознания. Сознание как психический процесс. Определение, функции, эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая). Структурный анализ сознания. Статическая и динамическая модели сознания.

Неосознаваемые явления в психике, их классификация (подсознательное, надсознательное, бессознательное) и динамические связи с осознаваемым. Различные подходы к изучению неосознаваемого. Защитные механизмы и факторы их осознания.

Понятие личности в системе человекознания. Личность в философии, социологии, антропологии и психологии. Понятие личности в общей дифференциальной, социальной и педагогической психологии. Индивид, личность и индивидуальность. Личность как предмет психологического исследования. Психические процессы и личностные свойства. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. Структура и типологии личности. Номотетическое и идеографическое описание личности.


Литература

Основная

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2001

  2. Марцинковская Т.Д., Григорович Л.А. Психология и педагогика. М., 2010

  3. Психология / под ред И.В. Дубровиной. М., 2003

  4. Психология / под ред. Б.А. Сосновского. М., 2009

  5. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2000


Дополнительная

  1. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 2000

  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 2000

  3. Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000

  4. Бреслав Г. Психология эмоций. М., 2006

  5. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М., 1977

  6. Дормашев Ю.Б. Психология внимания: учебник. М., 1995

  7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999

  8. Запорожец А.В. Психология действия: избранные п ихологические труды. М., 2000

  9. Зинченко В.П. Психология памяти: учебное пособие. Дубна, 2002

  10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000

  11. Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2000

  12. Карандашев В.Н. Психология, Введение в профессию. М., 2008

  13. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 2004

  14. Мадди С.Р. Теории личности: сравнительный анализ. СПб., 2000

  15. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999

  16. Психология индивидуальных различий: хрестоматия для вузов. М., 2000

  17. Психология личности в трудах зарубежных психологов: хрестоматия. СПб., 2000

  18. Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия. СПб., 2000

  19. Психология личности: хрестоматия. В 2-х томах. Самара, 2000

  20. Психология сознания: хрестоматия. СПб, 2001

  21. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997



3.2. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Курс социальной психологии предусматривает знакомство с основными историческими этапами формирования социально-психологического знания, а также с современными подходами к социально-психологической проблематике

Цель данного курса – раскрыть основные проблемы социальной психологии, ее принципах и методах, а также об основных сферах и способах применения социально-психологического знания на практике.


Тема 1. Социальная психология как наука

Социальная психология как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп. Взаимоотношения социальной психологии с социологией и общей психологией. История формирования социально-психологических идей. Первые социально-психологические теории. Психология народов (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт). Психология масс (Г. Тард, С. Сигеле, Г. Лебон, З. Фрейд). Теория инстинктов социального поведения Макдугалла. Период экспериментального развития социальной психологии на Западе (В. Меде, Ф. Олпорт, Э. Мэйо). Современные теоретические концепции социальной психологии: необихевиоризм, психоанализ, гуманистическая ориентация, интеракционизм, когнитивные теории. Развитие отечественной социальной психологии. Междисциплинарный статус методов социальной психологии. Общий обзор методов социальной психологии: методы исследования и методы воздействия. Социометрия. Опрос. Анализ документов. Методы практической социальной психологии.

Тема 2. Психология общения.

Общение как реализация общественных и межличностных отношений. Единство общения и деятельности. Структура общения. Содержание, формы и механизмы общения. Основные стороны процесса общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Понятийный аппарат социальной психологии для описания коммуникативной ситуации. Виды коммуникации: вербальная и невербальной коммуникации. Проблема кодирования и декодирования невербальной информации. Проблема взаимодействия (интеракции) людей в социальной психологии. Попытки построения структурной модели межличностного взаимодействия: схема элементарного акта взаимодействия Т. Парсонса. Взаимодействие как вид социальной связи (Я. Щепаньский). Анализ взаимодействия в транзактном анализе. Типы взаимодействий: кооперация и конкуренция. Конфликт как форма конкурентного взаимодействия. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия. Схема Р. Бейлса. Роль межличностного восприятия в процессе общения. Механизмы межличностного восприятия (идентификация, рефлексия, эмпатия). Эффекты межличностного восприятия: «ореола», «первичности», «новизны», процесс стереотипизации. Феномен каузальной атрибуции. Феномен межличностной аттракции. Проблема точности межличностного восприятия. Практические средства повышения точности межличностного восприятия.

Тема 3. Группа как социально-психологический феномен

Группа как система и субъект деятельности. Феномен «группового сознания». Основные характеристики групп. Позиция, статус, роль личности в группе. Групповые нормы и ценности. Понятие «санкций» в группе. Классификация групп. Виды больших социальных групп (социальные слои, нации, профессиональные группы и др.). Большие социальные общности. Временные, неорганизованные группы – толпы, аудитории, публика и т.д. Специфика коммуникативных и интерактивных процессов в стихийных группах. Способы воздействия (заражение, внушение, подражание). Психологические характеристики больших социальных общностей: потребности, интересы, социальные чувства, социальный характер. Психология этнических групп. Понятие малой группы. Проблема выделения границ малой группы. Классификация малых групп. Структура малой группы. Основные направления исследования малых групп в истории социальной психологии: исследования контактных групп (социальная фасилитация и ингибиция), соотношение эффективности индивидуальных и групповых действий, социометрическое направление (Дж. Морено), социологическое направление (Э. Мэйо), школа «групповой динамики» (К. Левин). Динамические процессы в малой группе. Механизмы групповой динамики (разрешение внутригрупповых противоречий, «идиосинкразический кредит», психологический обмен). Феномен группового давления (С. Аш). Конформизм и сопротивление социальному давлению. Влияние меньшинства (С. Московиси). Групповая сплоченность: сплоченность как межличностная аттракция, сплоченность как результат мотивации группового членства, сплоченность как ценностно-ориентационное единство. Лидерство в малых группах. Теории происхождения лидерства. Стили лидерства. Принятие групповых решений. Групповая дискуссия. Этапы групповой дискуссии. Формы групповой дискуссии. Феномен сдвига риска. Групповая поляризация. Огруппление мышления. Проблема развития малой группы. Социально-психологическая теория коллектива). Модели коллективообразования (А.В. Петровский, Л.И. Уманский). Модели развития группы в западной социальной психологии.

  1   2   3

Похожие:

Программа вступительного испытания в магистратуру факультета психологии ноу впо мпсу по направлению подготовки 030300 Психология iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру юридического факультета ноу впо мпсу по направлению подготовки
«Правовое обучение государственного (муниципального) и корпоративного управления»
Программа вступительного испытания в магистратуру факультета психологии ноу впо мпсу по направлению подготовки 030300 Психология iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания в магистратуру по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование
Программа предназначена для подготовки к вступительному собеседованию в магистратуру факультета географии и природопользования по...
Программа вступительного испытания в магистратуру факультета психологии ноу впо мпсу по направлению подготовки 030300 Психология iconПрограмма Вступительного экзамена по направлению подготовки 030300. 68 «психология»
Тема Психология труда, инженерная психология и эргономика как отрасли психологической науки
Программа вступительного испытания в магистратуру факультета психологии ноу впо мпсу по направлению подготовки 030300 Психология iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру
Настоящая программа составлена на основании требований фгос впо по направлению подготовки 080100. 68 «Экономика» (квалификация (степень)...
Программа вступительного испытания в магистратуру факультета психологии ноу впо мпсу по направлению подготовки 030300 Психология iconПрограмма государственных аттестационных экзаменов по направлению 030300 «психология»
«Бакалавр психологии». Государственная аттестация на факультете психологии проводится по направлению «Психология» и подтверждает...
Программа вступительного испытания в магистратуру факультета психологии ноу впо мпсу по направлению подготовки 030300 Психология iconПрограмма аттестационных испытаний для лиц, поступающих на второй и последующие курсы ноу впо «мпсу», по дисциплинам «Психология. Введение в профессию»
Программа предназначена для лиц, поступающих на направление 030300. 62 «Психология»
Программа вступительного испытания в магистратуру факультета психологии ноу впо мпсу по направлению подготовки 030300 Психология iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания в форме собеседования для абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению подготовки
Собеседование с абитуриентами оценивается по 100-балльной шкале. Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение...
Программа вступительного испытания в магистратуру факультета психологии ноу впо мпсу по направлению подготовки 030300 Психология iconПрограмма вступительного испытания для поступления в магистратуру по направлению подготовки 050700. 68
Вступительного испытания для поступления в магистратуру по направлению подготовки 050700. 68
Программа вступительного испытания в магистратуру факультета психологии ноу впо мпсу по направлению подготовки 030300 Психология iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру по направлению подготовки 260100. 68 «продукты питания из растительного сырья»

Программа вступительного испытания в магистратуру факультета психологии ноу впо мпсу по направлению подготовки 030300 Психология iconПрограмма аттестационного испытания для лиц, поступающих на второй и последующие курсы ноу впо «мпсу», по дисциплине «Основы государственного и муниципального управления» иправила его проведения
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница