Программа предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент»




НазваниеПрограмма предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент»
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер44,1 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3


Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА


УТВЕРЖДАЮ


Проректор по учебной работе

_________________С.Г. Дембицкий

"_____"__________________20___ г.


Рабочая программа дисциплины


СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ


Направление подготовки

080200 - МЕНЕДЖМЕНТ


Профиль подготовки

Финансовый менеджмент


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная, очно-заочная, заочная



Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ”

(протокол № ___ от 20__г.)

Одобрено кафедрой _______________________

(протокол № ____ от 20__ г.)

Зав.кафедрой _________________________



Москва

2012 г.


Составитель рабочей программы:

Плавинская Ольга Михайловна, к.э.н., доцент.


Программа предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент» и включает в себя: цели освоения дисциплины; место дисциплины в структуре основной образовательной программы бакалавриата; компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины; структуру и содержание дисциплины; образовательные технологии; учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов и оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины; учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины.


Рецензент:

Балашов Ю.К., к.э.н., зав. кафедрой экономики предприятия МПСУ.

1. Цели освоения дисциплины


    Формирование в России высокоэффективной и динамично развивающейся экономики, обеспечивающей интеграцию российского общества в мировую экономическую систему, требует разумного сочетания возможностей свободного и управляемого рынка. В условиях становления и развития рыночных отношений предприятия и организации вынуждены принимать стратегические решения в относительно нестабильной внешней среде с высоким уровнем неопределенности. При этом влияние внешней среды существенно возрастает в кризисные периоды, сопровождающие процессы трансформирования экономики, когда правовые и экономические нормы и другие регуляторы, призванные обеспечить защищенность предприятий и организации от действий стихийных рыночных сил или недостаточно эффективны, или применяются не в полной мере, или вовсе отсутствуют.

В мировой современной практике управления предприятиями и организациями накоплен большой опыт принятия стратегических решений в нестабильных условиях. Определенный вклад в развитие теории и практики управления в условиях неопределенности внесли российские ученые и практики. Этот опыт нашел отражение в различных областях научного знания, связанных с теорией и практикой управления, в том числе в учебной дисциплине «Стратегический менеджмент».

Цель дисциплины «Стратегический менеджмент» заключается в формировании у студентов базовых теоретических знаний и основных практических навыков в области стратегического управления предприятиями и организациями.

В соответствии с данной целью основными задачами, решаемыми в рамках данного курса являются:

• сформировать представления об особенностях стратегического управления предприятием или организацией в условиях нестабильной, быстро изменяющейся внешней среды;

• приобрести теоретические знания и практические навыки по определению возникающих возможностей и по оценке угроз предприятию, исходя из анализа внешней среды и особенностей (сильных и слабых сторон) предприятий;

• выработать умение формулировать миссию и цели предприятия на основе стратегического анализа;

• изучить возможные варианты стратегий, методы разработки стратегических альтернатив и выбора конкретной стратегии предприятия или организации;

• сформировать практические навыки разработки мероприятий по реализации стратегии с учетом возможности сопротивления изменениям;

• изучить методы стратегического контроля и разработки систем контроля реализации стратегии.


2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) бакалавриата


Курс «Стратегический менеджмент» разработан на основе анализа потребностей и навыков в профессиональном освоении методологии стратегического менеджмента в условиях рыночной экономики, а также с учетом позитивного опыта зарубежных стран в подготовке специалистов в области управления деловой организацией.

Курс «Стратегический менеджмент» содержит как общетеоретические положения концепции управления социально-экономическими системами, так и те положения, которые характеризуют стратегический менеджмент как вид управления, сформировавшийся в условиях рыночных отношений и цивилизованного предпринимательства. Это система гибкого управления, способного своевременно перестраиваться и реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкурентной борьбы и социальные факторы развития. В связи с этим в структуре курса делается акцент на экономическое содержание и человеческий фактор менеджмента.

Изучение курса «Стратегический менеджмент» базируется на знаниях и умениях студентов, полученных по результатам освоения дисциплин «Менеджмент», «Теория управления», «Теория организации», что на «входе» изучения данной дисциплины предполагает наличие у студентов следующих компетенций


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Стратегический менеджмент»


Способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в профессиональной сфере в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (Б3. Б.06) по направлению 080200 «Менеджмент» обеспечивается реализацией по результатам изучения дисциплины «Стратегический менеджмент» компетентностной модели, которая включает общекультурные и профессиональные компетенции следующего содержания.


Индекс

Описание компетенции

Общекультурные компетенции

ОК-1

Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень

ОК-3

Способность самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности

Профессиональные компетенции

ПК-1

Способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований

В результате освоения дисциплины «Стратегический менеджмент» формируется часть компетенций Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Менеджмент».

Результат образования

Содержание результатов образования

Индекс

компетенции

Знать

- природу стратегического управления и основные этапы его развития;

- основные теории стратегического менеджмента;

- особенности методологии стратегического управления;

- понятия, виды и признаки современной деловой организации;

- составляющие внешней и внутренней среды организации;

- содержание и взаимосвязь основных элементов процесса стратегического управления;

- подходы к формированию миссии и целей организации;

- основные инструменты проведения анализа стратегических факторов внешней среды организации;

- методологические принципы управленческого анализа организации;

- базисные стратегии бизнеса;

- основные конкурентные стратегии организации;

- теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества организации;

- стратегии диверсификации и их особенности в различных отраслях;

- основные методы разработки стратегии компании;

- критерии выбора стратегических альтернатив;

- условия реализации стратегии.


ОК-3

ОК-4

ПК-8


Уметь

- использовать зарубежный и отечественный опыт управления современными организациями с использованием стратегического подхода;

- анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;

- разрабатывать корпоративные, конкурентные и функциональные стратегии развития организации;

- разрабатывать стратегии конкуренции с учетом условий функционирования организации;

- обосновывать основные направления диверсификации деятельности организации;

проводить стратегический анализ диверсифицированных компаний;

- планировать реализацию стратегии;

- определять стратегические альтернативы и оценивать их эффективность;

- использовать информационные технологии в системе стратегического управления;

- принимать эффективные решения, используя различные модели и методы принятия управленческих решений с позиции стратегического подхода;

- оценивать эффективность системы стратегического управления;

- использовать внутреннюю и внешнюю мотивацию для реализации стратегии;

- разрабатывать стратегический план конкретного предприятия;

- управлять производственной, маркетинговой, инновационной, кадровой и финансовой сферами деятельности предприятия на основе методологии стратегического управления.


ОК-3

ОК-4

ПК-7

ПК-8


Владеть

- методологией стратегического менеджмента;

- современными методами сбора, обработки и анализа управленческих, экономических и социальных данных;

- методикой анализа макроокружения организации;

- методами отраслевого анализа;

- навыками проведения конкурентного анализа;

- современной методикой разработки стратегий на основных организационных уровнях;

- методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единиц;

- методами и приемами управленческого анализа;

- современными методиками расчета и анализа индикативных показателей стратегического положения организации;

- подходами к организации и контролю выполнения стратегии;

- современным инструментарием оценки эффективности стратегии организации.

- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения стратегии.


ОК-3

ОК-4

ПК-7

ПК-8



4. Структура и содержание дисциплины «Стратегический менеджмент»



Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц (216 часов).

Очная форма обучения (срок обучения 4 года)



п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

.Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив




Раздел 1.




1

Введение в стратегический менеджмент. Общая концепция стратегического управления

5

40

14




2

10

14







Опрос Коллоквиум

2

Основные составляющие стратегического менеджмента. Стратегический анализ на предприятии

5

68

10




4

24

30







Опрос Коллоквиум




Итого по 5 семестру

5

108

24




6

34

44







Зачет

3

Реализация стратегии, контроль и оценка

6

108

4




6

16

82







Опрос Коллоквиум




Итого по 6 семестру

6

108

4




6

16

82







Экзамен




ИТОГО




216

38




12

50

116







Экзамен



Очно-заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

.Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив




Раздел 1.




1

Введение в стратегический менеджмент. Общая концепция стратегического управления

6

40

8




2

6

24










2

Основные составляющие стратегического менеджмента. Стратегический анализ на предприятии

6

68

6




4

10

48













Итого по 6 семестру

6

108

14




6

16

72







Зачет

3

Реализация стратегии, контроль и оценка

7

108

16




4

16

72













Итого по 7 семестру

7

108

16




4

16

72







Экзамен




ИТОГО




216

30




10

32

144







Экзамен



Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

.Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив




Раздел 1.




1

Введение в стратегический менеджмент. Общая концепция стратегического управления

6

40

4







2

34







Опрос Коллоквиум

2

Основные составляющие стратегического менеджмента. Стратегический анализ на предприятии

6

68

4







4

60







Опрос Коллоквиум




Итого по 6 семестру

6

108

8







6

94

+




АКР, Зачет

3

Реализация стратегии, контроль и оценка

7

108

8







10

90







Опрос Коллоквиум




Итого по 7 семестру

7

108

8







10

90







Экзамен




ИТОГО




216

16







16

184







Экзамен



Заочная форма обучения (срок обучения 4 года на базе СПО)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

.Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив




Раздел 1.




1

Введение в стратегический менеджмент. Общая концепция стратегического управления

6

40

4







2

34







Опрос Коллоквиум

2

Основные составляющие стратегического менеджмента. Стратегический анализ на предприятии

6

68

4







2

62







Опрос Коллоквиум

3

Реализация стратегии, контроль и оценка

6

108

4







6

98







Опрос Коллоквиум




ИТОГО

6

216

12







10

194

+




АКР, Экзамен


Заочная форма обучения (срок обучения 3.5 года на базе СПО)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

.Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив




Раздел 1.




1

Введение в стратегический менеджмент. Общая концепция стратегического управления

6

40

4







2

34










2

Основные составляющие стратегического менеджмента. Стратегический анализ на предприятии

6

68

4







2

62










3

Реализация стратегии, контроль и оценка

6

108

4







6

98













ИТОГО

6

216

12







10

194

+




АКР, Экзамен



Заочная форма обучения (срок обучения 3 года на базе ВПО)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

.Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив




Раздел 1.




1

Введение в стратегический менеджмент. Общая концепция стратегического управления

4

40

4

-

-

2

34










2

Основные составляющие стратегического менеджмента. Стратегический анализ на предприятии

4

68

2

-

-

2

64










3

Реализация стратегии, контроль и оценка

4

108

2

-

-

6

100













ИТОГО

4

216

8







10

198

+




АКР, Экзамен



Содержание дисциплины «Стратегический менеджмент»

Раздел 1.

Тема 1. Введение стратегический менеджмент. Общая концепция стратегического управления.

1.Предпосылки возникновения и этапы развития стратегического менеджмента. 2.Сущность стратегического менеджмента 3.Проблемы и перспективы развития стратегического менеджмента на российских предприятиях 4.Общая концепция стратегического управления 5.Понятие и сущность стратегического управления 6.Основные компоненты и этапы развития стратегического управления 7.Объекты стратегического управления 8.Виды стратегического управления 9. Принципы стратегического управления


Тема 2. Основные составляющие стратегического менеджмента. Стратегический анализ на предприятии.

1. Основные составляющие стратег. менеджмента. (Понятие стратегической единицы бизнеса и портфеля предприятия; Типы стратегий: корпоративная, деловая, функциональная; Миссия и цели организации; Формирование видения и определение целей бизнеса) 2. Анализ стратегических факторов внешней среды предприятия (Основные составляющие, типы и факторы внешней среды; PEST – анализ макросреды предприятия; Отраслевой анализ и характеристики отраслевого окружения; Факторы конкуренции: модель анализа конкуренции М. Портера) 3.Анализ внутренней среды предприятия (Цели и принципы стратегического анализа внутренней среды; Анализ сильных и слабых сторон предприятия; Стратегический анализ издержек и цепочка ценностей Портера; Анализ потребителей) 4.Совместный анализ стратегических факторов внешней и внутренней среды предприятия (Методология выявления сильных и слабых сторон, возможностей и угроз; Методика проведения анализа и построение матрицы SWOT-анализа; Построение матрицы «возможностей»; Построение матрицы «угроз») 5.Общий подход к выработке стратегии (Сущность стратегии; Классификация стратегий предприятия; Основные стратегии развития бизнеса; Определение стратегии предприятия)


Тема 3. Реализация стратегии, контроль и оценка


1.Разработка стратегии одиночного бизнеса; (Создание конкурентных преимуществ на уровне стратегических единиц бизнеса; Стратегия лидерства в издержках; Стратегия дифференциации; Стратегии фокусирования; Стратегия первопроходца и синергизма) 2.Разработка стратегии на корпоративном уровне ( Роль и оценка преимуществ диверсификации; Стратегия диверсификации (связанная и несвязанная); Стратегический анализ диверсифицированной компании: портфельный анализ) 3.Стратегия совершенствования управления персоналом (Принципы управления персоналом; Корпоративная культура и персонал предприятия; Методы управления персоналом; Формирование требований к совершенствованию организации труда) 4. Реализация стратегии, контроль и оценка (Бизнес – план как форма представления стратегии развития бизнес-единицы; Основные стадии выполнения стратегии; Стратегические изменения и условия реализации стратегии; Контроль выполнения стратегий)


5. Образовательные технологии

Комплексное изучение учебной дисциплины «Стратегический менеджмент предполагает овладение материалами лекций, учебной литературы, творческую работу студентов в ходе проведения практических и интерактивных занятий, а также систематическое выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.

В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Материалы лекций являются основой для подготовки студента к практическим и интерактивным занятиям.

Основной целью практических и интерактивных занятий является контроль степени усвоения пройденного материала, хода выполнения студентами самостоятельной работы и рассмотрение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы практического занятия. Ряд вопросов дисциплины, требующих авторского подхода к их рассмотрению, излагаются студентами в форме реферативных обзоров с последующей их оценкой преподавателем и кратким изложением на практическом занятии или заслушиваются на практических занятиях в виде сообщений (10-15 минут) с обсуждением их студентами группы. На практических занятиях разбирается методика решения типовых задач.

Для успешной подготовки устных сообщений на практических занятиях, кроме рекомендуемой к изучению литературы, должны использовать публикации по изучаемой теме в журналах «Риск-менеджмент», «Управление персоналом», «Эксперт». Предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) со студентами в ходе изучения материала данной дисциплины.

В процессе обучения должны сочетаться как активные, так и интерактивные формы проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые игры, разбор ситуаций, мастер-классы). Рекомендуются инновационные компьютерные технологии, основанные на операционных системах Windows, Linux, Open Sourse, а также интернет-ресурсы (сайты образовательных учреждений, ведомств, журналов, информационно-справочные системы, электронные учебники), которые ввиду их глобального распространения становятся на сегодняшний день обязательной компонентой стандартов образования.

При проведении занятий в аудитории используется интерактивное оборудование (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивный экран), что позволяет значительно активизировать процесс обучения. Это обеспечивается следующими предоставляемыми возможностями: отображением содержимого рабочего стола операционной системы компьютера на активном экране, имеющем размеры классной доски, имеющимися средствами мультимедиа; средствами дистанционного управления компьютером с помощью электронного карандаша и планшета. Использование интерактивного оборудования во время проведения занятий требует знаний и навыков работы с программой ACTIVstudio и умения пользоваться информационными технологиями.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

  1   2   3

Похожие:

Программа предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Антикризисное управление» для направления 080500. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Менеджмент»...
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Антикризисное управление» для направления 080500. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Менеджмент»...
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины Инновационный менеджмент для направления 080500. 062 Менеджмент подготовки бакалавра
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных асси-стентов и студентов направления «Менеджмент»...
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент» iconПрограмма предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент»
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент» ивключает в себя
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для студентов 2-го курса направления подготовки 080200. 62 «Менеджмент» профиль специальных дисциплин Государственное...
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент» iconПрограмма предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент»
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент» ивключает в себя: цели освоения дисциплины; место дисциплины...
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент» iconПрограмма предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент»
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент» ивключает в себя: цели освоения дисциплины; место дисциплины...
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент» iconПрограмма предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент»
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент» ивключает в себя: цели освоения дисциплины; место дисциплины...
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент» iconПрограмма предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент»
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент» ивключает в себя: цели освоения дисциплины; место дисциплины...
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент» iconПрограмма предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент»
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент» ивключает в себя: цели освоения дисциплины; место дисциплины...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница