Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «антикризисное управление»




Скачать 23,71 Kb.
НазваниеМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «антикризисное управление»
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер23,71 Kb.
ТипМетодические указания
  1   2


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


уфимский государственный авиационный технический университет


Методические указания


к выполнению курсовой работы по дисциплине

«антикризисное управление»

для студентов направления 080500 «Менеджмент», специальности 080507 «Менеджмент организации»


уфа-2012


Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Антикризисное управление» для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» / Уфимский государственный авиационный технический университет; Составитель В.С. Исмагилова.

В методических указаниях излагаются методические основы выполнения курсовой работы по изучению, анализу и оценке перспектив деятельности отечественных предприятий в неопределенных условиях развития рынка и разработке мероприятий стабилизации дальнейшего функционирования.


Содержание




Введение………………………………………………………………………………3

  1. Теоретическая часть…………………………………………………………...5

  2. Анализ деятельности промышленного предприятия………………………13

    1. Основные направления деятельности предприятия………………………..13

    2. Методы ценообразования и их применение на предприятии …………….14

    3. Оценка финансового потенциала……………………………………………14

2.4 Анализ производственно-технологической деятельности предприятия…..15

2.5 Обследование общего менеджмента на предприятии………………………16

2.6 Оценка инновационной активности предприятия…………………………..16

2.7 Анализ общей ситуации в отрасли…………………………………………...17

2.8 Оценка конкурентов и их стратегических замыслов………………………17

3. Разработка и внедрение мероприятий по совершенствованию деятельности предприятия.................................................................................................................19

4. Методика выполнения курсового проекта………………………………….21

5. Требования к содержанию и оформлению курсового проекта……............22

6. Перечень литературы, используемой при выполнении курсового проекта……………………………………………………………………………….27








Введение



Согласно общим требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по программе подготовки выпускника по направлению 080500 «Менеджмент» и по специальности 080507 “Менеджмент организации”, курс “Антикризисное управление” относится к общепрофессиональным дисциплинам.

Антикризисное управление представляет собой одну из отраслей общего управления организациями. Курсовая работа по дисциплине «Антикризисное управление» - это самостоятельная учебно-исследовательская работа студентов, обеспечивающая закрепление знаний, полученных студентами на занятиях по курсу «Антикризисное управление», а также при изучении общего и финансового менеджмента, маркетинга, логистики, экономики предприятия и ряда других основных дисциплин управления.

Отличительная особенность данного курса в том, что акцент сделан на вопросы преодоления кризисного состояния внутрифирменными средствами без утраты качественной определенности, решения проблемы «самовыживаемости» промышленными фирмами. Данная дисциплина сориентирована на промышленный менеджмент, внутрифирменное управление.

Настоящие методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой курса и определяют цели, тематику, объем, структуру, содержание курсовой работы, требования к ней, порядок выполнения, оформления и защиты.

Цели выполнения курсовой работы – расширить спектр знаний студентов, будущих производственников, в областях управленческой, организационной, экономической, планово-финансовой, маркетинговой, информационно-аналитической, проектно-исследовательской, диагностической, инновационной, методической, консультационной, образовательной деятельностей, а также проверка знаний студентов, полученных при изучении данного курса и умения использовать их при выполнении самостоятельной творческой работы путём подбора, анализа и обобщения материалов, раскрывающих взаимосвязь между теорией и практикой антикризисного управления.

Задачи курсовой работы – познание и закрепление теоретических основ и понятий антикризисного менеджмента, освоение его инструментария, получение и развитие навыков вывода предприятий из кризиса.

В результате изучения и освоения теоретических и практических основ студент должен быть готов к решению следующих задач:

  • распознавать природу, причину и типологию кризиса на предприятиях;

  • иметь навыки применения принципов и методов анализа кризисных ситуаций на предприятиях;

  • уметь выбирать пути предотвращения кризисов и выхода из них с минимальными потерями;

  • иметь навыки и умение принимать оптимальные управленческие решения в условиях неопределенности, экстремальных ситуаций, острой конкурентной борьбы, дефицита ресурсов, неплатежеспособности предприятий;

  • уметь работать с персоналом при опоре на социально-психологические и поведенческие методы;

  • владеть основами экономического и финансового анализов;

  • уметь разрабатывать программы оздоровления предприятий и на практике их реализовывать.




  1. Теоретическая часть


Первая глава носит теоретический характер. В данной главе должен быть сосредоточен материал из различных литературных источников (научная литература, публикации, статьи, учебники, монографии). Материал должен быть изложен в собственном стиле.

Данная глава предусматривает теоретическое обоснование и раскрытие выбранной темы. Объяснение понятия и содержания темы с точки зрения различных источников (ученых, специалистов, ведущих школ, зарубежного опыта…). Выводы по состоянию разработки, освещенности в различных источниках выбранной темы. Определение тенденции дальнейшего исследования данного направления.


Перечень исследовательских тем для выполнения курсовых работ:


ТЕМА 1: Общие понятия, сущность и содержание антикризисного менеджмента

  1. Реинжиниринг бизнес-процессов в антикризисном менеджменте

  2. Оценка состояния деловой среды кризисной организации на основе SWOT-анализа

  3. Рычаги и механизмы стабилизации внутренней среды кризисной фирмы

  4. Контроллинг в антикризисном менеджменте

  5. Реструктуризация бизнеса на основе концепции антикризисного менеджмента

  6. Разработка программы внедрения системы электронных CRM в компании

  7. Реализация антикризисного менеджмента в индустрии сервиса

  8. Методы совершенствования механизма антикризисного управления

  9. Оценка и обеспечение качества управления

  10. Система целеполагания в процессах управления

  11. Разработка методов повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции

  12. Планирование в системе антикризисного менеджмента

  13. Кризисы в социально-экономическом развитии (понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения, типология кризисов, признаки кризиса: распознавание и преодоление, человеческий фактор антикризисного управления)

  14. Тенденции возникновения и разрешения экономических кризисов (сущность и закономерности экономических кризисов, причины экономических кризисов, фазы цикла и их проявление, виды экономических кризисов и их динамика)

  15. Кризисы в системе государственного управления (механизм государственной власти и кризисы системы управления, причины и последствия кризисов государственного управления, системный кризис государственного управления, преодоление кризисов государственного управления, реформы как средство антикризисного управления)

  16. Кризисы в развитии организации (общие и специфические, внешние и внутренние факторы рискованного развития организации, возникновение кризисов в организации, тенденции циклического развития организации, опасность и вероятность кризисов в тенденциях циклического развития организации)

  17. Основные черты антикризисного управления (управляемые и неуправляемые процессы антикризисного развития, возможность, необходимость и проблематика антикризисного управления, признаки и особенности антикризисного управления, эффективность антикризисного управления)

  18. Диагностика кризисов в процессах управления (основные параметры диагностирования, этапы диагностики кризиса, методы диагностики кризиса, информация в диагностике, диагностика банкротства предприятия)

  19. Маркетинг в антикризисном менеджменте (цели и функции маркетинга в антикризисном управлении, формирование маркетинговых стратегий в антикризисном управлении и их классификация, использование средств маркетинга в антикризисном управлении)

  20. Стратегия и тактика в антикризисном управлении (роль стратегии в антикризисном управлении, разработка антикризисной стратегии организации, реализация выбранной антикризисной стратегии, организация осуществления антикризисной стратегии)

  21. Диагностика банкротства и ликвидация организации (признаки и порядок установления банкротства предприятия, роль и деятельность арбитражного суда, виды и порядок осуществления реорганизационных процедур, ликвидация обанкротившихся предприятий, реорганизация и ликвидация кооператива)

  22. Риски в антикризисном управлении (природа и классификация управленческих рисков, антикризисное управление риском, методы оценки регионального инвестиционного риска)

  23. Технологии антикризисного управления (понятие технологии антикризисного управления, общая технологическая схема процесса управления в кризисной ситуации, технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении, параметры контроля кризисных ситуаций в технологии антикризисного управления)

  24. Опыт антикризисного управления в странах с развитой рыночной экономикой

  25. Роль государства в антикризисном управлении (виды государственного регулирования кризисных ситуаций, механизм государственной власти и кризисы системы управления, причины и последствия кризисов государственного управления, системный кризис государственного управления, преодоление кризисов государственного управления, формы государственного регулирования кризисных ситуаций в экономике (перспективная динамика))

  26. Реформы как средство антикризисного управления

  27. Общие и специфические, внешние и внутренние факторы рискованного развития организации

  28. Опасность и вероятность кризисов в тенденциях циклического развития организации, тенденции циклического развития организации

  29. Управляемые и неуправляемые процессы антикризисного управления

  30. Возможность, необходимость и проблематика антикризисного управления

  31. Эффективность антикризисного управления, основные параметры диагностирования, этапы и методы диагностики кризиса, информация в диагностике

ТЕМА 2: Человеческий фактор в системе антикризисного управления: точки соприкосновения и разногласия

  1. Проявления концепции человеческих отношений и поведений в кризисной организации

  2. Организационная культура как фундаментальная основа для оптимизации процессов развития в кризисных организациях

  3. Формирование персонала как средство преодоления кризисного состояния

ТЕМА 3: Промышленность в условиях кризиса

  1. Современные тенденции и перспективы развития промышленности в Российской Федерации

  2. Оценка резервов эффективности организационной структуры кризисной промышленной фирмы (моделирование организационной структуры фирмы в условиях повышенной неопределенности)

  3. Особенности антикризисного менеджмента промышленной фирмы

  4. Основные направления формирования конкурентоспособной цены на товары-новации в промышленности

  5. Инновационный маркетинг: ориентация на промышленного потребителя как основа антикризисной политики

  6. Инновационные стратегии в антикризисном менеджменте промышленной фирмы

  7. Стратегический подход в антикризисном менеджменте промышленной фирмы

  8. Развитие экспорта как средство преодоления кризисности промышленной фирмы

  9. Стратегия управления конкурентоспособностью промышленной фирмы в состоянии организационного стресса

  10. Совершенствование управление качеством как средство преодоления кризисности в промышленной фирме

  11. Формы и методы оценки динамического состояния персонала промышленной фирмы в условиях кризиса

  12. Профессиональная подготовка кадров в промышленности в кризисных условиях

  13. Разработка программы антикризисного менеджмента промышленного холдинга

  14. Организация антикризисных мероприятий на промышленном предприятии

  15. Товарное предложение промышленных предприятий как направление антикризисного менеджмента

  16. Разработка антикризисной политики для новых промышленных товаров

  17. Стратегический анализ и управление диверсификацией ассортимента промышленного предприятия

  18. Разработка и реализация стратегии диверсификации деятельности промышленного предприятия в условиях кризиса

ТЕМА 4: Роль инноваций в антикризисном менеджменте

  1. Тенденции развития современного мирового рынка инновационной продукции в условиях кризиса. Внешнеэкономические факторы развития инновационного процесса в России

  2. Особенности инновационного лизинга. Роль лизинга в повышении инновационной активности предприятий. Государственная поддержка лизинговой деятельности

  3. Инновационные преобразования в процессах управления кризисом: инновационные проекты, критерии их отбора

  4. Инновация как инструмент конкурентной борьбы в условиях кризиса

  5. Инновации в антикризисном управлении (инновационный процесс как фактор антикризисного управления, инновационный потенциал предприятия, его роль в антикризисном управлении, государственная инновационная стратегия антикризисного развития, формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса, инновационные проекты, критерии их отбора)

  6. Инновационный процесс как фактор антикризисного управления

  7. Инновационный потенциал предприятия, его роль в антикризисном управлении

  8. Государственная инновационная стратегия антикризисного развития

  9. Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса

ТЕМА 5: Особенности кадровой политики в условиях кризиса

  1. Механизмы конфликтологии в антикризисном управлении (конфликты в развитии организации, причины конфликтов и их роль в антикризисном управлении, процессуальные характеристики конфликта, антикризисное управление конфликтами)

  2. Перспективная кадровая стратегия кризисной фирмы

  3. Антикризисное управление персоналом организации (антикризисные характеристики управления персоналом, система антикризисного управления персоналом, антикризисная политика в управлении персоналом, принципы антикризисного управления персоналом)

  4. Особенности менеджера по антикризисному управлению (назначение и область деятельности менеджера в антикризисном управлении, модель менеджера антикризисного управления, ролевая структура деятельности менеджера в антикризисном управлении)




  1. Анализ деятельности промышленного предприятия


Вторая глава носит практическо-аналитический характер. Данное задание предполагает проведение анализа деятельности существующего промышленного предприятия (которое студент выбирает самостоятельно, ориентируясь на собственные предпочтения и возможность сбора необходимой информации). Вторая глава не должна включать в себя никакого теоретического материала.

Данная глава предполагает выявление причин несовершенной работы предприятия, то есть выделение проблем и недостатков в деятельности предприятия с целью нахождения путей и алгоритмов их решения в третьей главе.

Анализ ситуации (состояния) объекта исследования (предприятия, региона, страны, определенных во введении) в ракурсе выбранной тематики, основанный на выводах 1-й части. Выводы, содержащие рекомендации по дальнейшему развитию, разработке, моделированию, оценке и т.п. по проведенному анализу.


    1. Основные направления деятельности предприятия

В данном пункте необходимо дать общую характеристику предприятия, она должна включать в себя:

- полное и сокращенное наименование предприятия;

- год образования предприятия, дату его регистрации;

- наименование органа, зарегистрировавшего предприятие;

- местоположение предприятия, почтовый и юридический адрес предприятия;

- этапы развития предприятия;

- цель создания предприятия;

- основные виды деятельности предприятия, организационно-правовую форму предприятия;


- потребности, которые удовлетворяет предприятие.


    1. Методы ценообразования и их применение на предприятии

Существует целая система методов определения цен. Фирмы рассматривают цену как переменный и важный фактор, поэтому к ее назначению относятся весьма осторожно.

Система методов ценообразования включает следующие методы:

  • на основе издержек производства;

  • ориентацией на ценностную значимость товара;

  • ориентацией на конкуренцию;

  • на основе нахождения равновесия между издержками производства и состоянием рынка;

  • параметрические методы; метод статистических игр.

При выборе метода определения цены обычно исходят из следующих соображений. Если установить слишком высокую цену, то спрос будет ограничен. Если установить слишком низкую цену, то прибыль будет мала или ее не будет совсем. Возможная цена определяется себестоимостью продукции, ценами товаров-конкурентов и товаров-заменителей, уникальными достоинствами товара по сравнению с другими товарами. Максимальная цена определяется уникальными достоинствами товара, минимальная издержками производства, средняя — конкуренцией.

В этом параграфе следует рассмотреть используемые подходы к определению цен, методы ценообразования конкретного предприятия выявить наиболее предпочтительные.


    1. Оценка финансового потенциала

Финансовая оценка представляет собой процесс, основанный на изучении данных о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия в прошлом с целью оценки перспективы его развития.

Анализ финансового потенциала предполагает предварительную подготовку информации: сквозная проверка данных, содержащихся в отчетном периоде с помощью стыковок одних и тех же показателей по различным формам; приведение данных отчетности к сопоставимому виду.

Основными источниками информации для оценки финансового потенциала предприятия служат:

-  бухгалтерский баланс;

-  отчет о доходах и расходах;

-  пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках; отчет о движении денежных средств; приложение к бухгалтерскому балансу;

-  приказ об учетной политике предприятия;

-  нормативные законодательные акты по вопросам формирования и использования финансовых ресурсов предприятия.

В данном параграфе благодаря источникам информации для оценки финансового потенциала, необходимо определить финансовые возможности и ограничения предприятия, оценить финансовые показатели деятельности организации. размер уставного капитала, основные финансовые результаты деятельности за последние 1-2 года, текущие финансовые обязательства и состояние кредиторской задолженности.


    1. Анализ производственно-технологической деятельности предприятия

В этом параграфе следует провести анализ производственно-технологической деятельности предприятия.

Описать технологический цикл предприятия, производственные мощности, производственную программу в разрезе выпускаемой номенклатуры изделий и услуг. Рассмотреть технологическое оборудование (количество, изношенность и т.д)



    1. Обследование общего менеджмента на предприятии

В данном параграфе необходимо определить основные функции менеджмента в организации, а так же следует:

- раскрыть организационную структуру предприятия;

- выделить основные функции менеджмента;

- указать какой стиль управления применяется предприятием.

А так же охарактеризовать управление деятельностью компании, реализацию планов, преобразование последних в производственные обязанности для среднего и низшего звена служащих и других работников компании, стимулирование качественного выполнения работы, контроль, то есть обеспечение надлежащего выполнения работы всеми элементами организационной структуры.


    1. Оценка инновационной активности предприятия

В данном параграфе необходимо рассмотреть наличие у предприятия интеллектуальной собственности и прав на нее в виде патентов, лицензий на использование изобретений, свидетельств на промышленные образцы, полезные модели, программные средства, товарные знаки и знаки обслуживания, а также иных, аналогичных с перечисленными, прав и активов, необходимых для эффективного инновационного развития.

Так же определить:

- качество инновационной стратегии организации;

- уровень мобилизации или использования инновационного потенциала;

- размер привлеченных капиталовложений - инвестиций;

- качество методов, используемых при проведении инновационных изменений;

- обоснованность реализуемого уровня инновационной активности.


    1. Анализ общей ситуации в отрасли

При анализе общей ситуации в отрасли необходимо использовать набор характеристик, который позволяет правильно оценить изменяющиеся условия отрасли и определить характер и уровень конкурентной борьбы в ней.

Необходимо рассмотреть:

- характеристику отрасли, в которой работает предприятие;

- емкость, размер рынков и их сегментов, на которых работает предприятие, данные о ценовой политике;

- сведения о других хозяйствующих субъектах, оперирующих на рынке, проводится анализ конкурентов, делается вывод о типе рынка данной продукции

- основные экономические показатели, характеризующие отрасль;

- привлекательность отрасли с точки зрения перспектив получения прибыли;

- перспективы развития отрасли на рынке;

- конкуренты предприятия в отрасли и их доли на рынке;

- кто является потребителем (их количество и платежеспособность).

  1   2

Похожие:

Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «антикризисное управление» iconМетодические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Креативное управление»
Ж 86 Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Креативное управление» для магистрантов направления подготовки...
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «антикризисное управление» iconМетодические указания по самостоятельной подготовке к практическим занятиям и выполнению курсовой работы для студентов специальностей 260501. 65 «Технология продуктов общественного питания»
Представлены методические указания по дисциплине «Маркетинг» к выполнению курсовой работы, проведению практических занятий, библиографический...
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «антикризисное управление» iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Бухгалтерский учет»
Название: Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине Бухгалтерский учет/ Уфимск гос авиац техн ун-т; Сост....
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «антикризисное управление» iconМетодические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика организаций (предприятий)»
Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика организаций (предприятий)» для студентов специальностей...
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «антикризисное управление» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине
Контрольная работа предназначена для контроля текущих знаний студентов по дисциплине “Антикризисное управление”
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «антикризисное управление» iconМетодические указания по их выполнению (гос 2000) Для студентов всех форм обучения специальности 080503 Антикризисное управление (351000)
Задания к курсовой работе по дисциплине «Экономический анализ» и методические указания по их выполнению (гос – 2000). Для студентов...
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «антикризисное управление» iconМетодические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Маркетинг»
Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Маркетинг», предназначены для студентов специальности 080401 «Товароведение...
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «антикризисное управление» iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «экономика предприятия (организации)»
Методические указания утверждены на заседании кафедры и рекомендована к изданию кафедрой «Экономика и управление на предприятии»
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «антикризисное управление» iconМетодические указания по выполнению курсовой работы Для студентов, обучающихся по направлению
И. А. Экономическая теория (микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика) Методические указания по выполнению курсовой работы...
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «антикризисное управление» iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «экономике энергетики»
Для студентов, обучающихся специальности «Экономика и управление на предприятии (электроэнергетики)»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница