Программа развития




Скачать 19,36 Kb.
НазваниеПрограмма развития
страница1/5
Дата04.02.2016
Размер19,36 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.А.Гагарина г.Туринска







УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ № 3

им. Ю.А.Гагарина г.Туринска

_____________Пономарева Г.Г.



ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Муниципального общеобразовательного учреждения


средней общеобразовательной школы № 3

имени Ю.А. Гагарина г.Туринска

на 2010 – 2014 годы


Туринск, 2010

Паспорт программы

Наименование: Программа развития Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 имени Ю.А.Гагарина г.Туринска на 2010 - 2014 годы.


Назначение Программы: Определение приоритетных сфер и направлений развития


Дата принятия решения о разработке Программы: февраль 2010г


Дата утверждения Программы: август 2010г


Разработчики: Творческая группа


Срок реализации 2010 – 2014 г.


Общие сведения об образовательном учреждении

1. Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.А.Гагарина г.Туринска


2. Юридический адрес

623900, Свердловская область, г.Туринск, ул.Ивашева, д.6


3. Фактический адрес (при наличии нескольких площадок, на которых ведётся образовательная деятельность, указать все адреса)

623900, Свердловская область, г.Туринск, ул.Ивашева, д.6

Телефоны 8 (34349) 2-23-63

Факс 8 (34349) 2-23-63

E-mail school3-turinsk@mail.ru


4. Банковские реквизиты ИНН 6656004095, КПП 665601001, л/с 03048140390 в Финансовом управлении Туринского городского округа, р/с 40204810100000126256 в ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области г. Екатеринбург, БИК 046577001


5. Учредители

Управление образованием Туринского городского округа


6. Регистрация Устава. Регистрационное свидетельство № 2106656006004 от 15 сентября 2010 года


Введение


АНАЛИЗ СТРУКТУРНОГО СОСТОЯНИЯ ОУ


Состояние рынка образовательных услуг

(внешней среды ОУ)


Школа расположена в центре города. В непосредственной близости находятся Детская школа искусств, Детско-юношеская спортивная школа, Районный дом культуры, Районная библиотека и Районная детская библиотека, Центр дополнительного образования детства «Спектр», которые могут активно способствовать образованию детей.

В центральном микрорайоне города расположена ещё одна средняя общеобразовательная школа № 1, что может сказываться на конкурентоспособности двух школ при выборе родителями и учащимися места обучения.

Перспективным содержанием работы являются, прежде всего, предпрофильная подготовка и профильное обучение, обучение по индивидуальному учебному плану. Школа предлагает два профиля обучения: естественно-математический (углубленное изучение математики, физики, химии, биологии) и гуманитарный (углубленное изучение литературы, истории, обществознания и права).

Работа с учащимися начальной школы в перспективе должна быть ориентирована на создание классов полного дня пребывания. Новый федеральный государственный образовательный стандарт обучения предусматривает часы внеурочной деятельности, включенные в базисный учебный план, где деятельность учащихся организована по нескольким направлениям: общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, социальное, художественно-эстетическое, патриотическое.

Так же школа осуществляет развитие и воспитание учащихся через дополнительное образование на базе школы. Это кружки, спортивные секции, различного рода творческие объединения учащихся, что дает возможность дополнительного развития обучающихся.

Школа – это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы; - это и школа со своими традициями, отличающимися от других школ и успешно существующими в современное время.

Таким образом, конкурентоспособность МОУ СОШ №3 имени Ю.А.Гагарина может быть обеспечена благодаря деятельности по направлениям:

1) профильное обучение;

2) классы полного дня пребывания для учащихся начальной школы, а возможно, и 5-6 классов с набором внеучебных видов деятельности, в которых ребенок должен проявить свою успешность;

3) сохранение традиций школы.


Внутреннее состояние организации

1. Учебно-воспитательный процесс


Работа школы по профильному обучению и индивидуальным учебным планам строится на основе развития субъектной позиции ученика и учителя, на основе личностно ориентированного образования.


Субъектная позиция ученика

1.1. Субъектная позиция ученика состоит, прежде всего, в готовности и способности формировать индивидуальную образовательную траекторию на основе развитой компетенции выбора, личностно-смысловых, адаптационных и креативных компетенций.

МОУ СОШ №3 с 2004 года осуществляет работу по предпрофильной подготовке. За истекший период, проведенные исследования продемонстрировали отсутствие у девятиклассников субъектной позиции в образовательном процессе, что выражается в следующих показателях:

1) у учащихся отсутствуют четкие представления об основных направлениях модернизации образования РФ, а, следовательно, отсутствует мотив развивать оргдеятельностные и личностно-смысловые компетенции, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории;

2) анализ содержания выбранных элективных курсов, мотивации выбора и итоговой оценки прослушанных курсов, данной детьми, показал, что учащиеся предпочитают курсы, максимально приближенные к базовому содержанию образования. Имеющаяся установка обучаться в системе знаниевой образовательной парадигмы приводит к формированию у многих учащихся представления о том, что профильное и предпрофильное обучение предоставляет дополнительное время для более качественной подготовки к государственной (итоговой) аттестации в объеме базового компонента содержания образования; качество подготовки должно достигаться путем многократного повторения и заучивания содержания образования по учебным пособиям, а так же путем многократного решения типовых задач, как правило, низкой и средней степени сложности. Ориентационная функция элективных курсов оказывается не востребованной;

3) анализ мотивации выборов элективных курсов, предполагаемых в рамках предпрофильной подготовки, показал, что у учащихся отсутствует индивидуальная критериальная база для определения индивидуальной ценности содержания образования;

4) анализ процесса выбора элективных курсов и трудностей, с которыми сталкиваются классные руководители и администрация показал, что у детей отсутствует готовность нести личную ответственность за выбор образовательного маршрута, напротив, ярко выражена склонность перекладывать ответственность за планирование содержания образования на учителей, администрацию ОУ, на государственные и муниципальные органы управления образованием;

5) анализ посещенных уроков показал, что у детей имеет место психологический барьер, препятствующий работе на основе современных образовательных технологий. Уроки с применением технологий развивающего, проблемного, интерактивного и проектного обучения воспринимаются как разовое мероприятие, слабо связанное с основным образовательным процессом. В результате основным объектом внимания детей на таких уроках становятся формы организации работы, вызывающие живую эмоциональную реакцию. Внимание к содержанию образования и познавательная активность в целом оказываются сниженными, что прямо противоположно целям и задачам современных технологий.

6) практика внеурочной работы по предметам показывает отсутствие у подавляющего большинства детей стремления к систематической исследовательской и проектной деятельности, дети имеют размытые представления о содержании портфолио ученика и о его значении для формирования индивидуальной образовательной траектории.

В свете вышеизложенного возникает необходимость в разработке и проведении системы мер, направленных на развитие субъектной позиции ученика в образовательном процессе:

интенсивное обогащение поведенческого репертуара и личностно-смысловой сферы учащихся как способ разнообразия идеальных образов объектов выбора.


Субъектная позиция учителя


1.2. Проблема развития субъектной позиции ученика в образовательном процессе находится в тесной связи с наличием и качеством субъектной позиции учителя. Традиционная знаниевая образовательная парадигма предполагает субъект-объектные отношения, в которых субъектом выступает учитель, а объектом воздействия – ученик. Личностно ориентированная образовательная парадигма предполагает построение субъект-субъектных отношений ученика и учителя в ходе образовательного процесса. Однако зачастую качество субъектной позиции учителя в СОШ № 3 оказывается низким, о чем свидетельствуют данные, полученные на основе анализа:

- посещенных уроков,

-содержания дискуссий на педагогических совещаниях,

- деятельности методического совета школы,

- деятельности методических объединений,

- воспитательной работы,

- социально-психологической работы,

- результатов социологических опросов учителей и учащихся.

Результаты анализа:

1) учитель на рабочих уроках зачастую не поднимается на уровень организатора образовательного процесса в классе, предпочитая оставаться в роли транслятора и контролера знаний, что свидетельствует о низком качестве, неустойчивости субъектности учителя, о пограничном состоянии учителя между субъектом образовательного процесса и объектом административной деятельности;

2) учителя уделяют недопустимо слабое внимание развитию и обогащению учебной мотивации ребенка, формированию индивидуальной критериальной базы ученика, позволяющей ему определять индивидуальную ценность содержания образования и осуществлять выбор индивидуального образовательного маршрута;

3) учебная активность ребенка и эффективность воспитательных воздействий обеспечивается на основе преобладания негативных санкций, носящих ограничительный характер. Между тем, субъектная позиция является активной и при ее формировании наиболее действенными представляются позитивные санкции побудительного характера. Деятельность (стимулируемая побудительными положительными санкциями) всегда богаче и разнообразнее отсутствия деятельности (пресекаемой негативными запретительными санкциями). Использование позитивных санкций предполагает серьезное расширение поведенческого репертуара учителя, повышение его психолого-педагогической компетентности, т.е. повышения качества и устойчивости субъектности.

4) большинство учителей не выдерживают ориентационный характер элективных курсов, стремясь использовать их для дополнительных занятий, дублирующих базовое содержание образования. Вместе с тем дополнительное время для освоения базового содержания образования предполагается только для обучения детей, имеющих соответствующее заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

5) имеет место проблема готовности учителей разрабатывать авторские и авторизованные программы элективных курсов, т.е. это сопряжено с дополнительными трудовыми затратами.

6) учителя имеют низкую мотивацию организации внеурочной деятельности по предметам, т.к. такая деятельность требует дополнительных трудовых затрат, которые могут быть компенсированы только из стимулирующей части фонда оплаты труда. Внеурочная деятельность по предметам не регламентирована существующим образовательным стандартом и не ведет непосредственно к его усвоению, что ставит под сомнение положительное влияние индивидуальной образовательной траектории, сформированной посредством внеурочной деятельности, на результаты ЕГЭ;

7) у учителей имеет место психологический барьер, препятствующий систематическому использованию современных образовательных технологий. Многие учителя сомневаются в эффективности современных образовательных технологий, т.к. последние резко сужают возможности применения негативных запретительных санкций. Использование нетрадиционных технологий приводит к смещению цели урока с усвоения содержания образования на освоение умений и навыков, которые в идеале у учащихся уже должны быть. Таким образом, на нетрадиционных уроках цель вытесняется средством;

8) не охвачена разъяснительной работой родительская общественность, в связи с чем, родители не в состоянии оказать компетентную поддержку своим детям при формировании индивидуальной образовательной траектории.

В свете вышеизложенного возникает необходимость в разработке и реализации системы мер, направленных на повышение качества субъектности учителя:

1. Переход учителя с позиции транслятора истинных знаний в позицию организатора учебной деятельности на индивидуальном (отдельный учащийся) и групповом уровнях (группа учащихся, подгруппа или класс). 2. Поиск путей решения проблемы финансирования тьюторской деятельности учителя при обучении по индивидуальному учебному плану, проблемы компенсации возрастающих трудовых затрат на разработку программ элективных курсов, учебных пособий на электронных носителях, контрольно-измерительных материалов, что должно повысить заинтересованность учителя в активизации своей субъектной позиции в образовательном процессе.

\

2. Образовательная среда

и материально-техническая база школы

Традиционная знаниевая образовательная парадигма ставит ученика в позицию объекта обучающегося, воспитывающего и развивающего воздействия учителя, бдительно следящего за усвоением образовательного стандарта, обеспечивающего усвоение путем многократных повторений, активного применения негативных запретительных санкций.

Личностно ориентированная образовательная парадигма предполагает субъект-субъектные отношения ученика и учителя, основанные на многообразии мотивации учебной деятельности, индивидуальном критерии успешности, диалогичном мышлении, развитии личностно-смысловых и оргдеятельностных компетенций. Нелинейное познание в рамках ЛОО (личностно ориентированного образования) предполагает наличие образовательной среды, создающей материальную основу движения по индивидуальному образовательному маршруту.

В данном случае под образовательной средой понимается совокупность материальных носителей учебной и оргдеятельностной информации, в неположенных субъекту учебной деятельности (ученику и учителю).

В этой связи проблема образовательной среды тесно связана с проблемой материально-технической базы школы. Понятие «образовательная среда» шире, чем понятие «материально-техническая база», т.к. помимо собственно материально-технической базы включает продукты учебной, исследовательской, творческой деятельности учащихся и учителей, а так же предполагает наличие системных связей между элементами, которые определяют функциональные характеристики среды и ее способность влиять на развитие участников образовательного процесса в определенном направлении.

Анализ образовательной среды школы показывает:

1) в организации образовательной среды отсутствует принцип системности. Не все кабинеты оснащены в полном объеме современными материальными носителями информации по предмету. В оснащении учебных кабинетов не отражены межпредметные связи, в то время, как современные научные исследования ориентированы, главным образом, на межпредметные области;

2) в оснащении кабинетов, рекреаций не прослеживаются методические принципы ЛОО, ориентированные на проблематизацию изучаемого материала и развитие субъектности ученика. Оснащение большинства кабинетов имеет целью реализовать знаниевый принцип наглядности, использовать наглядно-образное мышление характерное для учащихся начальной школы, отсутствуют средства развития словесно-логического мышления, характерного для взрослого человека. Избыток учебно-наглядных пособий, способствует редукции мышления ученика школы II и III ступеней на более ранние стадии развития;

3) Слабо прослеживается региональный компонент образовтельной среды школы, в то время как именно регионоведческий материал предоставляет возможность производить практически значимые исследования и осуществлять социально-значимые проекты;

4) слабо связана структура образовательной среды с воспитательным процессом, не прослеживаются компоненты целенаправленно развивающие ключевые компетенции (личностно-смысловые, соционормативные, креативные, коммуникативные);

5) является недостаточным оснащение кабинетов развивающими заданиями, в том числе и на электронных носителях, доступных детям во внеурочное время;

6) недостаточна профориентационная составляющая образовательной среды, задача которой не только и не столько помочь ребенку осуществить выбор формы обучения или профессии после окончания основной или средней школы, сколько сформировать психологическую готовность к выбору профессионального пути, способность к самостоятельному анализу своих возможностей и потребностей с учетом объективных факторов, таких как ситуация на рынке труда, доступность образовательных услуг различного уровня и т.д.;

7) не отражена на системном уровне в образовательной среде работа по профилактике девиантного, делинквентного и аддиктивного поведения;

8) в формировании образовательной среды отсутствует элемент состязательности, конкуренции между учителями и между учащимися; не всегда проводится презентация вновь вводимых элементов образовательной среды и не всегда осуществляется положительное стимулирование авторов.

Наиболее острые проблемы материально-технической базы школы:

1) недостаточное оснащение компьютерами и множительной техники в большинстве учебных кабинетов затрудняет использование на электронных носителях контрольно-измерительных материалов, развивающих заданий, методических рекомендаций и т.п.;

2) не все кабинеты оснащены мультимедийными установками (а переносные затрудняют систематическое проведение мультимедийных уроков);

3) высокая степень изношенности оконных рам и дверей в кабинетах

4) требуется капитальный ремонт полов в рекреациях и межкомнатных перекрытий I этажа.

В целом развитие образовательной среды школы предполагается осуществлять в двух направлениях:

1) функциональная систематизация;

2) структурная декомпозиция.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа развития iconПрограмма развития «Школа интеллектуального и творческого развития» (2010 2015 гг.)
Российской Федерации. Программа отражает имеющиеся достижения, преемственность в выборе путей развития школы, проблемы, цели и задачи,...
Программа развития iconПрограмма развития гимназии на 2005 2010 годы
Настоящая программа развития муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №2 (в дальнейшем гимназия) определяет концепцию...
Программа развития iconПрограмма развития «Модернизация образовательной системы гимназии условие её эффективного развития»
Программа развития гимназии на период до 2016 года определяет стратегию развития учреждения, отражающую основные направления модернизации...
Программа развития iconПрограмма развития гоу сош №495
Программа является нормативной моделью совместной деятельности педколлектива, учащихся и их родителей, социума. Она определяет содержание...
Программа развития iconПрограмма развития «Совершенствование образовательного пространства школы»
Программа развития моу "Малинская средняя общеобразовательная школа" является педагогической целевой программой. Она определяет общую...
Программа развития iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения
Настоящая программа представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, составленный в соответствии с приоритетными...
Программа развития iconПрограмма развития и обучения «По дороге в школу» творческого объединения
Программа разработана для дополнительного дошкольного развития и образования детей в условиях Центра детского творчества
Программа развития iconПрограмма индивидуального развития ребенка
...
Программа развития iconПрограмма развития муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1»
Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по ее реализации
Программа развития iconПрограмма развития высших психических функций и эмоционально- волевой сферы у детей дошкольного возраста. Программа предусматривает создание «зоны ближайшего развития»
Программа предусматривает создание «зоны ближайшего развития» для каждого возрастного периода с учетом необходимых достижений внимания,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница