Творческая работа учащихся на уроке




НазваниеТворческая работа учащихся на уроке
Дата04.02.2016
Размер10,7 Kb.
ТипТворческая работа
Творческая работа учащихся на уроке

как средство повышения

качества знаний


Подготовил: учитель биологии и

экологии МОУ Лицея №15

Седлецкая Ольга Владимировна


Творческие способности – это высшее проявление способностей индивида. В познавательной деятельности в конечном итоге они выражаются в способности самостоятельно видеть проблемы, ставить вопросы и получать новые знания в процессе самостоятельной познавательной деятельности.

Психологи рассматривают творческий процесс как единство интуитивного и логического. Интуитивное мышление относится к сфере чувственного познания, где ориентирование человека опирается исключительно на первичные, базальные модели-изображения.

Логическое мышление относится к сфере абстрактного познания, где продукты познавательной деятельности могут быть абстрагированы от хода взаимодействия субъекта с объектом и описаны как знаковые модели вещей оригиналов.

Интуиция – важная составляющая любого творческого процесса. Но сам интуитивный момент не есть творчество, его эффект должен быть осознан, формализован средствами мышления. Интуитивное решение возможно лишь в том случае, если ключ к нему уже содержится в неосознанном опыте. Такой опыт малоэффективен, если он сложился в действиях, предшествующих решению задачи, проблемы.

Чтобы помочь ученику в интуитивном решении, необходимо актуализировать предшествующий опыт. Это можно сделать в виде подсказки, причем, если подсказка предшествует задаче, то ученик не может воспользоваться побочным продуктом. Если же подсказка будет следовать за задачей, то в большинстве случаев побочный продукт приводит к решению или постановке проблемы.

Для того чтобы организовать самостоятельное открытие какого-либо знания, необходимо дать учащимся поработать с объектом приблизительно так же, как раньше. При этом они могут использовать в качестве подсказки неосознаваемый продукт предшествующего действия.

Таким образом, хотя научить творчеству нельзя, можно создать условия, способствующие формированию творческой личности.

Различные учебные предметы в связи с особенностями учебного предмета и возрастными особенностями учащихся обладают неодинаковыми возможностями для организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей. Одна из особенностей биологии как учебного предмета заключается в том, что она представляет широкие возможности для развития творческих способностей в силу особенностей построения курса: изучение биологии примерно соответствует стадиям исследования биосистем в науке.

Стадии исследования биосистем в науке: экспериментальная, стадия моделирования, стадия построения теорий. Чтобы предмет способствовал в большей степени развитию творческих способностей, он должен быть построен циклически: исходные опыты – абстрактные модели – теоретические следствия – экспериментальная проверка следствий. Построение биологии в целом соответствует этому циклу, лишь в качестве экспериментальной проверки теоретических следствий выступают данные современной науки.

Так, в младшем и среднем звене школы преподавание биологии предполагает в большем числе организацию наблюдений, проведение опытов и на основе этого подведение на обширном фактическом материале к эмпирическому обобщению, построению моделей биологических систем, моделей их функционирования и взаимодействия (питание, дыхание, обмен веществ, взаимосвязь органов и т. д.). В старших классах большая часть времени отводится теоретическому изучению биологических закономерностей (Эволюции, наследственности и изменчивости, круговороту веществ и превращению энергии в биосфере) на основе уже имеющихся знаний, как в виде моделей биологических систем, так и в виде фактического материала.

Такое преподавание позволяет раскрыть сущность научного знания, сущность науки. Сущность науки представляет собой общие закономерности, установленные на основе конкретных явлений, существующих, наблюдаемых, измеряемых в окружающем мире.

Данные – это отобранные факты. При этом получение желательных данных ставит перед исследователем две проблемы. Одна – это получение данных, если он знает, что именно нужно. Другая – узнать, какие данные нужны.

Первая проблема лучше всего решается запланированным экспериментом с четким контролем. Научный эксперимент – основное средство получения необходимых данных.

Для решения второй проблемы необходимо построить новую гипотезу. Эти две проблемы, конечно, связаны. Следовательно, связаны и способы их решения. Их объединяют эксперимент, который приносит необходимые данные, гипотеза, что ведет к этому эксперименту, и та новая гипотеза, которая сталкивает с новыми проблемами.

Структура и содержание школьного курса биологии и в этом случае предоставляет широкие возможности. В частности, раздел «Человек и его здоровье» позволяет уделить больше внимания развитию именно этой стороны творческих способностей.

При освоении содержания данного раздела, например при изучении механизмов функционирования, и регулирования систем органов и организма в целом, широко привлекается биологический эксперимент, как в виде лабораторных работ и самонаблюдений, так и в виде примеров из истории науки, и данные современной науки.


В качестве примера рассмотрим, как у учащихся формируется умение устанавливать причинно-следственные связи при выполнении лабораторной работы «Микроскопическое строение крови».

Лабораторная работа может проводиться в трех вариантах:

  • иллюстративном,

  • частично-поисковом,

  • исследовательском.

В каждом варианте должна присутствовать в неявной форме (в качестве вопросов вводной и обобщающей бесед, содержания таблицы при оформлении результатов и т. д.) логическая схема, отражающая систему причинно-следственных связей.


Иллюстративная лабораторная работа.

Инструктивная карточка.

1. Изучите статью «Эритроциты».

2. Рассмотрите микропрепараты крови лягушки и человека и найдите доказательства того, что кровь человека в единицу времени единицей объема переносит кислорода больше, чем кровь лягушки (увеличение общей поверхности эритроцитов и относительного содержания гемоглобина).

Заполните таблицу.

Признаки для сравнения

Эритроциты лягушки

Эритроциты человека




Малое увеличение

Рисунок эритроцитов в поле зрения микроскопа







Относительные размеры и количество










Большое увеличение

Рисунок одного эритроцита







Форма







Наличие ядра







Окраска








Сравните эритроциты лягушки и человека. По каким признакам можно судить об увеличении поверхности эритроцитов, а по каким – об увеличении относительного содержания гемоглобина в эритроцитах?

3. Запишите вывод:

Кровь человека в единицу времени единицей объема переносит кислорода больше, чем кровь лягушки, так как: 1) увеличивается общая поверхность эритроцитов вследствие…, 2) увеличивается относительное содержание гемоглобина вследствие…


Частично-поисковая лабораторная работа.

Инструктивная карточка.

1. Рассмотрите микропрепараты крови лягушки и человека и заполните таблицу.

Признаки для сравнения

Эритроциты лягушки

Эритроциты человека




Малое увеличение

Рисунок эритроцитов в поле зрения микроскопа







Относительные размеры и количество










Большое увеличение

Рисунок одного эритроцита







Форма







Наличие ядра







Окраска








2. Сравните эритроциты лягушки и человека. Обратите внимание на таблицу, в ней не случайно признаки отделены чертой.

3. Проинтерпретируйте две группы фактов и ответьте на вопрос: чья кровь в единицу времени единицей объема переносит больше кислорода и почему?


Исследовательская лабораторная работа.

Инструктивная карточка.

Вы исследуете микроскопическое строение крови лягушки и человека. Вам необходимо отыскать и проинтерпретировать факты, доказывающие, что чья-то кровь переносит в единицу времени единицей объема больше кислорода. За основу можете взять рабочую гипотезу: «Перенос кислорода будет зависеть от … , значит, необходимо найти доказательства наличия этих причин».

Похожие:

Творческая работа учащихся на уроке iconРабота и мощность тока
Обобщить знания учащихся работе и мощности электрического тока во взаимосвязи с природой и жизнедеятельностью человека активизировать...
Творческая работа учащихся на уроке iconИсследовательская работа учащихся на уроках русского языка и литературы Понятия «самостоятельность»
Самостоятельная, творческая, учебно-исследовательская работа учащихся на уроках русского языка и литературы
Творческая работа учащихся на уроке iconУроке Тема: Активное взаимодействие учителя и учащихся на уроке. Проблема
Проблема: Человеческое общение для педагога – профессиональная необходимость. Рассогласование учительских и ученических подходов...
Творческая работа учащихся на уроке iconТворческая работа по теме
Работа Гордеевой Светланы Александровны посвящена интеллектуальному развитию младших школьников на различных этапах урока русского...
Творческая работа учащихся на уроке iconС учителями химии в 2012/2013 учебном году
Методическая работа должна обеспечить становление профессиональных умений педагогов через распространение лучшего педагогического...
Творческая работа учащихся на уроке iconУрок по анализу «Аленушки» проводится на уроке русского языка параллельно с изучением на уроках литературы раздела «Устное народное творчество» после обобщения материала по русским народным сказкам.
...
Творческая работа учащихся на уроке iconВнеклассная работа – неотъемлемая часть всего педагогического процесса
В каждом классе имеются учащиеся, которые хотели бы узнать больше того, что они обычно получают на уроке. Одних учащихся интересуют...
Творческая работа учащихся на уроке iconТема: «сердцем прикоснись к подвигу»
Творческая работа, посвященная 65-й годовщине победы в великой отечественной войне
Творческая работа учащихся на уроке iconТворческая работа на тему: «Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Оценка событий и сегодняшние суждения о них»

Творческая работа учащихся на уроке iconИспользование интерактивных форм и методов обучения для повышения эффективности обучения учащихся на уроке
Интерактивный режим работы подразумевает взаимодействие учителя и учащегося, при котором учитель на каждое свое действие получает...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница