Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи «юность, наука, культура»




Скачать 30,14 Kb.
НазваниеОбразовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи «юность, наука, культура»
Дата04.02.2016
Размер30,14 Kb.
ТипОбразовательная программа



ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»

_____________________________________



Всероссийский заочный конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»

______________________________________________________________________________



Направление: Техническое творчество.




Тема: КАК КУКЛЫ НА КУБАНЬ ПРИШЛИ





Учреждение:

МБОУ СОШ №19, Славянский район Краснодарского края,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей» г. Краснодар


Автор работы: Рахманина Ксения Павловна








Научный руководитель:




Онищенко Наталья Геннадьевна,

учитель английского языка МБОУ СОШ №19 Славянского района Краснодарского края


Оглавление

1. ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………..…… 4

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ …………………………………………………………………….….. 5

2.1 Кукла в жизни человека ………………… …………………………………………...….... 5

2.2 Обрядовые куклы ……………. ……………………………………………………..….…. 6

2.3 Куклы – берегини ………………………………………………………...………………..10

2.4 Языческие куклы в православии ………………………………………………………… 12

2.5 Игровые куклы ……………………………………………………………………………. 13


3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………...14


4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………….…………………..15


ПРИЛОЖЕНИЕ


1. ВВЕДЕНИЕ

«Без куклы мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали

бы походить на родителей, и народ бы рассеялся пылью

по лицу Земли».

А. Синявский


Знаете ли Вы хотя бы одного ребенка, который не играл бы в детстве в куклы? Наверное, нет! Ведь кукла во все времена была самой желанной игрушкой любой девочки. У меня за пятнадцать лет собралась большая коллекция кукол, со многими из них связаны особые воспоминания, яркие события моей жизни. У меня, в отличие от многих современных детей, засыпанных грудами дорогих покупных игрушек, много тряпичных кукол, которые я вместе с мамой мастерила к особым, праздничным датам или делала в подарок, согревая каждую из них своим душевным теплом. Очень жаль, что сегодня почти забыто старинное искусство создания куклы. Ведь кукла всегда рассказывает о традициях народа, воспитывает в человеке доброту, любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его внутренний мир. В ней закодирована жизненно важная информация, а ключом к этому "коду" служат общечеловеческие ценности: продолжение рода, здоровье, любовь, жизнь. Я не сомневаюсь в том, что кукла – это выражение знаний человека о мире и миропорядке, о месте его в этом мире [8].

Мастеря очередную куклу, я всегда задавала себе вопросы: «Где и в какое время появилась эта кукла, и как она пришла на Кубань?», «Какими куклами играли в этих краях дети до прихода казаков?», «Почему куклы имеют совершенно разное предназначение?» Ответы на эти и многие другие вопросы я находила в рассказах соседей, родственников и знакомых разных национальностей. Работа над темой оказалась весьма непростой, материалы статей и книг мы смогли найти только в краевой библиотеке им. А.С.Пушкина (г. Краснодар) и в краевой библиотеке им. М.Ю.Лермонтова (г. Ставрополь), что свидетельствует о малой изученности данной темы.

Поэтому целью работы является систематизация сведений о появлении различных видов тряпичных кукол у славян и горских народов, истории их «прихода» на территорию Кубани.

Основными, решаемыми в данной работе, задачами стали:

ознакомиться с основными видами тряпичных кукол, их особенностями;

изучить историю тряпичной куклы народов, живущих и пришедших на Кубань;

пропагандировать лоскутные куклы как средства приобщения к народным традициям;

провести мастер – класс по изготовлению кукол – берегинь и сувенирных кукол среди учащихся школы.

Сегодня традиционная кукла становится универсальным "инструментом" познания мира народной культуры, духовных ценностей, средством эстетического воспитания. Впрочем, у народа это средство всегда было в ходу, просто многие о нем позабыли.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2. 1 КУКЛА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

«Она – царица микрокосма, который отражает наш мир, но

не сливается с ним. Она открывает нам двери в этот мир,

если мы умеем любить ее и мечтать вместе с ней.»

Гастон Бати, теоретик театра


Кукла – русское слово, родственно греческому «Κŭĸλος» (круг) и так же обозначает некий сверток; близкие значения имеют латинское «cucullus», немецкое «puppe», итальянское «pupazzo».

Кукла в жизни человека, согласно классификации Ольги Фрейденберг в ее книге «Миф и театр», встречается в пяти ролях: в народном обряде, в театре, в священном детстве, в обычае и в быту [17, с. 95].

В мировой культуре у кукол – свое место и своя тайна. Не случайно Михаил Салтыков-Щедрин утверждал, что из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная. Без понимания сущности куклы невозможно понять и человека. Она помогает ему сохранять нравственный целостный мир, развивает фантазию и воспитывает, формирует творческое начало [17, с. 3], а также помогают в метафорической, иносказательной форме передавать мысли и чувства людей.

Феномен куклы заключается как в ее двойничестве, так и в том, что она – результат и доказательство возможности материализации человеческих мыслей, желаний и чувств [17, с. 417].


2. 2 ОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ


«Рассмотрим каждого из нас – одушевленное существо как куклу,

изготовленную богами: чтобы ни побудило их на это – желание избавляться

от нас или найти серьезное приложение своим силам,

мы об этом никогда не узнаем правду!»

Платон


Куклы существуют практически у всех народов мира, имеют тысячи вариантов и используются как в языческих, так и в монотеистических культурах. Могут быть любой величины (от крошечных до гигантских), создаются из соломы, травы, листьев, металла, камня [10, с. 148].

С древнейших времен по сей день цель, обстоятельства, смысл обрядовых кукол были и остаются далекими от простого развлечения. Обрядовая кукла выполняла функции своеобразного проводника, посредника в общении и с высшими силами, и с душами предков, защищающими родительский дом, очаг, семью, детей от несчастий, и с окружающим миром. Обрядовая кукла либо бережно хранится и передается из поколения в поколение, либо уничтожается (закапывается, сжигается, топится, разрывается) [17, с. 148].

В прежние времена в крестьянском быту кукла занимала совершенно иное место, нежели она занимает в современном обществе. В традиционной культуре кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, выполняя роль посредника в отношениях человека с миром природы, миром богов и миром предков.

Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла, как обрядовая, так и берегиня, безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В этом есть глубокий смысл. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным и для ребенка, и для взрослого человека. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Удивительно, но, собранная из нескольких тряпочек, часто без рук, без ног, без обозначенного лица, тряпичная кукла была многолика, передавала характер, была утешницей и подружкой, могла смеяться и плакать [6].

Самые лучшие наряды люди шили для куклы. У нее не было ни лица, ни фигуры, поэтому именно платье становилось основной деталью ее внешности и единственным украшением. Шили кукольное платье не просто так, а со смыслом. Во-первых, там обязательно должен был присутствовать красный цвет или пускали красную ленту по подолу, поясу, вороту и рукавам. Считали, что он облает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. [12, с. 36].

На земле кубанской переплелись традиции, обычаи, обряды народов, издавна живших или поселившихся на этой благодатной земле. У каждого из них была своя религия, свои боги и праздники, значит, были и свои обрядовые куклы. Как-то мне рассказала наша соседка, Наврозашвили Зоя Александровна, что на родине мужа в осетинском селе она наблюдала, как жарким летом носят «ряженую» лопату, зазывая дождь. Так я узнала, что обряд вызывания дождя – «ханцегуаше» (по – адыгски «ханце» - лопата, «гуаше» княгиня, госпожа) адыги проводили обычно в пятницу, в священный день для мусульман. Женщина из деревянной лопаты для веяния зерна делала куклу Ханцегуаше: поперек к ручке лопаты прикрепляли перекладину, наряжали в женскую одежду, взятую у одной самых старых женщин аула. На «шею» кукле вешали «ожерелье» - закопченную надочажную цепь. Женщины, обязательно босые, брали за «руки» куклу и с пением особой песни обходили все дворы села. Хозяйки выносили угощение или деньги и обязательно обливали водой, проговаривая «Боже, прими благословенно». Затем Ханцегуаше устанавливали на берегу реки, и участники шествия начинали сталкивать друг друга в воду, обливать водой. Женщины, вернувшись с реки, устанавливали Ханцегуаше в центре села, приглашали музыкантов и танцевали вокруг нее до самой темноты. Торжества заканчивались обливание этой обрядовой куклы семью ведрами воды. В других селах Ханцегуаше могли бросить в воду – в реку или море; по истечении трех дней ее вытаскивали и ломали [15, с. 48].

Изучив литературу, я узнала, что подобные обрядовые куклы с небольшими отличиями, местными особенностями использовали такие народы, жившие на Кавказе, и пришедшие в свое время на кубанские земли, как ногайцы (кукла Андир - шопай) и армяне (кукла Нурин), абхазы (кукла Дзиов) и даргинцы (кукла Амина или Сутхъатун). У дагестанцев обряд проводился с куклой Годи [см. Приложение I]. Люди не только просили дождя, но и использовали кукол в обрядах для прекращения дождей, в этих случаях обращались к кукле Элие, облаченной в женский наряд [6, с.250].

Я провела исследование на своей улице и выяснила, что на правой стороне ул. Краснодарской находится 40 подворьев. Из них семей казаков – 26, русских семей – 7, грузинских семей – 3, удмуртских семей – 2, чувашская семья – 1 [см. Приложение II].

Проанализировав все полученные данные, мы получили следующие данные. На вопрос: «К какой национальности принадлежит Ваша семья?» все ответили. А на вопрос «Знаете ли Вы сои обряды и традиции?» пять семей из сорока затруднялись с ответом. Третий вопрос оказался самым трудным «А что Вы знаете о тряпичных куклах Вашего народа?». К сожалению, не все знают своих национальных кукол: ни обрядовых, ни игровых. Но члены русских семей без труда назвали обрядовую куклу Масленница. А одна из грузинских семей Наврозашвили с охотой рассказали мне национальный обряд с куклой Гонджа или Лазаре. Но все с интересом меня слушали, в последствие благодарили [см. Приложение III].

Это исследование в очередной раз подтверждает общность истоков культуры горских народов до сих пор, мирно соседствующих на кубанской земле.

В давние языческие времена люди верили во множество богов, которые «охраняли» дом и скот, поддерживали огонь, помогали собирать хороший урожай. Известно, что у многих древних народов был ужасный обычай: чтобы умилостивить своих богов, они приносили им в жертву людей. Был такой обычай и у наших предков – древних славян: они приносили женщин в жертву Великой матери - природе. Именно кукла спасла человека, когда кому-то пришло в голову предложить богам вместо человеческой жертвы – девушки с беленьким личиком, березовое полено, обряженное в цветастый платочек и сарафан. Эту первую славянскую куклу назвали Колодией [18].

Собиратель и исследователь отечественного духовного достояния А.Н.Афанасьев в одной из книг писал: «У славян существует старинный обычай: встречая весну в марте месяце, совершать изгнание Зимы (или Смерти). Как заключительное действо длившегося целую неделю праздника, со своим установившимся за многие века строгим порядком, они выносят из деревни соломенное чучело, изображающее Зиму, топят его в реке или предают сожжению, а пепел бросают в воду, помня, что Зима гибнет под жгучими лучами весеннего солнца, в быстрых потоках растопленных ими снегов…». В нашем хуторе до сих пор, в воскресенье, во время проводов Масленицы, её чучело, как олицетворение старого, уходящего, на традиционном гулянии - проводах Зимы, сжигают, помня, что ее уничтожение является залогом рождения нового.

Я помню, как вместе с одноклассницами, готовясь к этому традиционному празднику, решила узнать, какой должна быть настоящая русская обрядовая кукла – Масленица (см. Приложение IV). В одной из книг я прочитала: «Сама Масленица явила белый лик с алыми губками и наведёнными углём глазами в роскошном золотисто-оранжевом наряде, с венчиком из соломенного снопа» [16, с.187].

Следуя русской традиции, мы сделали очень похожую куклу, которую потом и сожгли на школьном дворе. Но вопрос, что за обычай такой в конце чуть ли не всех весёлых народных праздников убивать существо, которому они посвящены, интересует меня до сих пор! Ведь Масленица – отнюдь не единственный мифический персонаж, кончающий свою жизнь в воде или на костре (cм. Приложение V). Привожу историческую справку о праздновании данного языческого обряда (см. Приложение VI).

Работая с литературой по теме, мне удалось узнать, что в русских губерниях наши предки всегда широко отмечали недельный праздник Масленицы [16]. Но нигде мне не встретилось упоминание о кукле. Поставив цель, определить истоки появления куклы - Масленицы на Кубани, мы нашли такие сведения: « В некоторых местах Малороссии был прежде обычай с пением носить по улицам чучело; толпа детей, сопровождая его, бросала снежные комья. В других местах Малороссии возили на санях чучело – Масленицу. Это изображение женщины с распущенными волосами и в пестрой одежде потом бросали в воду или сжигали на костре в воскресенье» [9, с. 702].

Автор данных сведений Александр Васильевич Терещенко – выдающийся знаток русской жизни, автор многочисленных трудов о светлом и гармоничном мире народной культуры, жил в девятнадцатом веке (1806 – 1865). Именно им собранные сведения (1848 год) позволяют мне утверждать, что всеми любимую обрядовую куклу - Масленицу вместе с первыми переселенцами принесли на Кубань казаки из Малороссии (запорожцы).


2. 3 КУКЛЫ – БЕРЕГИНИ

Давным-давно кукла спасла человека, став его «дублером» во время жертвоприношения. Но этим ее добрые дела не ограничились: она принялась оберегать спасенного человека от всяческих бед, теперь она была рядом с ним всю жизнь – с самого рождения. Считалось, что она отвлекала на себя злые силы, оберегала хозяев. Так ее и называли – берегиня, или оберег. В Древней Руси куколкой - оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Куколку брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром».

Куклы-обереги или амулеты, спасавшие от беды и приносящие счастье, были у разных народов. О них сочиняли сказки, в которых куклы представали волшебными помощницами, охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы [см. Приложение VII].

С раннего детства я помню сказку «Ивасику - Талэсику», которую часто рассказывала мне прабабушка. В ней главный герой – кукла - мальчик, которого своими руками сделала пожилая женщина, на радость себе и своему мужу. Но кукла ожила и для стариков стала не только игрушкой, но и оберегом их семьи. Мне всегда казалось, что эту сказку для меня придумала бабушка. Я так думала до тех пор, пока в книге О.В.Матвеева «История кубанского казачества» не встретила упоминание об этой сказке, как одной из популярных сказок кубанских казаков (см. Приложение VIII).

Кукла - берегиня, которую называют «День и ночь», уже в девятнадцатом веке бытовала в Тамбовской и Пензенской губерниях, а также в Поволжье (см. Приложение IX). О такой кукле впервые я узнала из рассказа бабушки (по отцу), предки которой (старообрядцы) – выходцы из Тамбовской губернии. Необычно то, что «День и ночь» это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (День), а другая – из синей (Ночь). Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую композицию. Хозяйка дома утром выставляла вперёд берегиню дневного света, а ночью – берегиню сна. Бабушка рассказывала мне, что такие куклы-обереги передавались на Тамбовщине по наследству от матери к дочери, считалось, что они помогают своим хозяевам во время невзгод и спасают дом от нечистой силы. Таким образом, я узнала, что эта кукла пришла в наш род, следовательно, и на Кубань, вместе с моими предками – старообрядцами.

В время одной из поездок в Атамань на ярмарке в кукольном ряду мне бросился в глаза листок со следующим текстом:




Мне захотелось не просто узнать, как и откуда появилась на Кубани такая кукла – оберег, но и иметь ее у себя. В продаже этой куклы уже не было, нам предложили немного подождать, пока такую куклу сделают именно для меня. Таким необычным образом у меня появилась куколка-собеседница, куколка-подружка. Да, в первую очередь ей я рассказываю свои сокровенные желания, которые обязательно исполняются. Каждая из вас может сделать такую куклу для себя, помня о важном правиле: никому нельзя показывать Желанницу. Поэтому в работе вы видите куклу – дублера (см. Приложение X).

Любимой кукле я посвятила и строки (см. Приложение XI). Именно она пробудила во мне интерес к тряпичным куклам, как непременному атрибуту девичьего рукоделия, связывающему современную девочку с народными, семейными традициями.

У многих народов в семьях при рождении девочки делались куколки, которые передавались потом по наследству, вручались на свадьбе невестам [5, 7].

Издавна в русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесту и куклу Жениха, чтобы именно они отводили на себя недобрые взгляды завистников (см. Приложение XII). Этих кукол изготавливали подруги невесты из лоскутов белой, красной и другой цветной ткани. С рождением в семье ребенка пара свадебных кукол раздвигалась, давая место куклёнку. Красовалась неразлучная пара со своим потомством в доме на почетном месте – в красном углу под иконами. В наши дни отражением этой давней традиции является обычай привязывать куклу к первой машине свадебного кортежа.

Как здорово, что и в двадцать первом веке молодежь помнит и чтит давние традиции. В нашем хуторе свадебный поезд молодой семьи Кулигиных украшала именно такая «чета» кукол, помещенная в круг как символ бесконечного семейного счастья, купленная в теперь уже знаменитой Атамани.

В нашем доме недавно появилась еще одна, ставшая главной в кукольной семье, «Крупеничка» как оберег на достаток в доме (на хозяйственность) (см. Приложение XIII). Я узнала, что на Руси первоначально кукла Крупеничка хранила высокоценные и редкие семена будущего урожая – семена гречихи [12]. Гречиха – культура достаточно капризная, но очень ценная, поэтому отношение к ней было особым. К концу девятнадцатого века для наполнения куклы стали использовать пшено, горох, пшеницу. Так появились Зерновушки и Горошинки. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Куклу наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу, верили, что следующий год будет сытым и будет достаток в семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Из другого источника я узнала, что Крупеничку обшивали, одевали, и всю зиму с ней играли дети [12]. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Весной зерно доставали из куклы – мешочка и сеяли. Урожай был отменным. Знатоки говорят, что причина тому – положительная детская энергетика. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания на территории славян.

Как попала эта кукла на Кубань? Уверена, что каждая семья, из каких бы мест она не шла, брала с собой свою Крупеничку, Зернушку, Горошинку как символ достатка, оберег от голода и старинную насыпную игрушку для детей.

Вот такими бывают куклы – берегини.


2. 4 ЯЗЫЧЕСКИЕ КУКЛЫ В ПРАВОСЛАВИИ

На Кубани, как и в других местностях России, жизнь каждого ребенка начиналась с куклы Пеленашки (см. Приложение XIV). Ребенок еще не родился, а будущая мамочка с молитвой, с мыслями о будущем дитятке уже мастерила кукленка; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, ведь все это хранило родовую и генетическую память. Мать бережно укладывала «младенчика-пеленашку» его в колыбельку, чтобы кукла грела ее и отпугивала злых духов. Когда появлялся малыш, Пеленашка оставалась рядом, чтобы приходящие гости не сглазили, и только после крещения ребенка куклу убирали из колыбели. Было принято смотреть на куклу, приговаривая при этом «Ой, какой кукленок!». Ребенок рос и играл с куклой, ее берегли всю жизнь вместе с крестильной рубашечкой.

К празднику Введения во храм Богородицы издавна на Руси женщины мастерили в подарок для девочек, так как их чествовали в этот день, тряпичную самодельную куклу Эту куклу, одетую в красивые белые (светлые) одежды, дарили ребенку после ее первого причастия [13, c.203].

Своими руками мастерили игрушки на ёлку, в том числе традиционные кубанские куколки-обереги [3].

А куклу Пасхалинку я сделала специально к светлому празднику Воскресения Господня после того, как на празднике славянской культуры я увидела такую куклу (см. Приложение XV).


2. 5 ИГРОВЫЕ КУКЛЫ

«Куклы не умирают – в них просто перестают играть».

В. Пелевин


Многие тряпичные куклы несли двойное, иногда тройное назначение. Но были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети. На Руси, да и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок, названия которых очень просты и наивны. Люди, что видели, что делали - так и называли. Такое мышление характерно для людей древней славянской культуры [5].

Практически у всех народов мира детей в старину приучали к правилам обращения с куклами, что вызвано поверьями о связи куклы с душой двойника – человека, которого она изображает. Разные виды кукол использовались для детских игр. Все они «пришли» на Кубань с переселенцами из разных земель и губерний России. Мама часто рассказывала мне, как во времена ее детства, девочки играли в кукурузные куклы. Да, что там во времена её детства, такие куклы были во времена моей бабушки и прабабушки. Большую часть тёплого времени года девочки-казачки со своими матерями проводили на больших огородах. В жаркие часы, когда женщины отдыхали, девочки прятались в кукурузной тени и из початков кукурузы делали себе кукол-красавиц с длинными волосами (белыми, жёлтыми, коричневыми). Такими куклами долго и с удовольствием играли все девочки хутора (см. Приложение XVI). А зимними вечерами пожилые казачки мяли кукурузу для домашней птицы, а девочкам, которые вертились вокруг них, давали белые, жёлтые, коричневые кочаны кукурузы. Девчата, сделав из шелухи незамысловатые причёски, превращали их в игровых кукол. Я долго думала, что такие куклы существовали только на Кубани. Но какого же было моё удивление, когда из книги «Куклы мира» я узнала, что такими куклами играли девочки Кавказа, Испании, Португалии, Мексики [1].

«Куклы - игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое невесте. Потом эти куклы переходили к детям» [4].

И всё - таки меня не переставал волновать вопрос: неужели на Кубани нет своей казачьей куклы? Но, увы, мои поиски заканчивались ничем. И только летом 2011 года, в очередной раз, прогуливаясь по кукольным прилавкам Славянского базара [2] [см. Приложение XVII], я увидела книжку «Куколки» [см. Приложение XVIII], заинтересовалась ею и познакомилась с автором лоскутных красавиц Т. Воровьёвой [14], которая рассказала мне о кубанской куколке Валюшка или Кубаночка. А её, в свою очередь, научила, как правильно делать коренная казачка Нагорная Анна Ивановна (пос. Глебовка Кущёвского района). К сожалению, бабушка Нюра умерла уже, но Слава Богу, благодаря ей, мы не утеряли свою национальную куклу [см. Приложение XIX].

Это ещё раз доказывает, что игрушки в казачьей семье покупали редко, по большей части старались делать своими руками. И изготавливали их чаще всего два человека: дедушка и няня. У казаков всячески поощрялось изготовление кукол и игры с ними [11] [см. Приложение XX].


4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Надо торопиться собрать старые народные игрушки,

пока еще не все уничтожено и не все разошлось в виде

сувениров и не затерялось в мусоре городов»

Н. Д. Бартрам, художник-кукольник


Вот так кукла оказалась замечательным средством эстетического воспитания. Впрочем, у народа это средство всегда было в ходу. Просто мы о нем крепко подзабыли, а ведь и сегодня есть люди, которые помнят традиционных кукол, что делали их бабушки и прабабушки. Они могут восполнить наши знания об этой, почти утраченной культуре.

Почему же так крепко мы забыли старинное искусство, согревающее человеческие души? Да, изменился уклад нашей жизни, изменились мы сами. Но ведь мы прямые наследники того народа, что умел и хлеб растить и песни складывать, и рукотворную красоту создавать, в том числе замечательные игрушки из лоскутков. Неужели сегодня им нет места в нашей жизни? Не хотелось бы в это верить!

Пусть разодетые пластмассовые и фарфоровые красавицы останутся в детских уголках, но рядом с ними на свое законное место сядет простая тряпичная куколка, сшитая из нескольких цветных лоскутков. Если в каждой семье свернут всего одну лишь куклу, как знать, не оживим ли мы древнее и прекрасное искусство? [11].

А что я лично могу сама сделать, чтобы оживить это искусство? Если подумать, то очень многое … . Помочь младшим школьникам сделать Берегиню дома и подарить на праздник своим мамам, с подружками и старшеклассницами смастерить казачьих куколок - Обережек и вручить их всем женщинам нашей школы на праздничном концерте ко Дню 8 Марта, родителям первоклассников помочь в изготовлении куколок-ангелочков для выпускников на праздник Последнего звонка.

Самое главное нужно делиться своими знаниями и умениями с другими. И тогда никакой обряд, ни какая традиция не пропадёт бесследно из нашей жизни [см. Приложение XXI].


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Аксенова М., Ананьева Е. Куклы мира. М., Аванта, 2007, 184 с

  2. Газета Заря Кубани. № 91 (10219) 30 июля 2011. с. 2

  3. Газета Солнечный Дом. №2 (835) 9 января 2012 года

  4. Голдовский Б.П. Художественные куклы. Большая энциклопедия. М., Дизайн-Хаус, 2009, 296 с.

  5. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания. М., Эксмо, 2004, с. 208

  6. Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа.

  7. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. СПб, Паритет, 2002.

  8. http://club.osinka.ru/topic-19576?start=135

  9. Миловский А. С. Песнь жар-птицы. Рассказы о народных праздниках. - М., Детская литература. ,1987г., с. 190

  10. Мусаева М.К. Традиционные детские игрушки народов южного Дагестана

  11. Педагогический вестник Кубани. №2 (56) 2011. с. 53-54

  12. Праздники народов России. Энциклопедия. М., Росэн, 2004,

  13. Потаповская О. Ангел отворил ворота. // Осень золотая. М., Воскресная школа, №9 -2000, с. 203

  14. Рогочая Людмила. Куколки. Двенадцать историй для девочек, которые верят, что куклы живые. Ростов – на – Дону: Булат, 2009

  15. Сборникъ Матерiаловъ Местностей и племенъ Кавказа. Репринтное издание, Тифлис, 1886

  16. Терещенко А.В. История культуры русского народа. М., Эксмо, 2007, с. 736

  17. Толстой Л. Н. Кавказский пленник. - М.: 2001

  18. Троянова Ксения. Кукла из глубины веков.

  19. Юрина Н.Г. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Игрушки. М., АСТ, 1999, с. 496




Похожие:

Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи «юность, наука, культура» iconОбразовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи «юность, наука, культура»
...
Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи «юность, наука, культура» iconОбразовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи
Напротив нынешнего Новоселенгинска, на правом берегу реки Селенги, сегодня видны Спасский собор и часовня единственные свидетели...
Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи «юность, наука, культура» iconПрограмма дополнительного образования детей и молодежи (технический профиль)
Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи технического профиля представляет собой технический нормативный правовой...
Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи «юность, наука, культура» iconРаботы
Об итогах второй районной научно-практической конференции «Юность. Наука. Познание» в 2010-2011 учебном году
Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи «юность, наука, культура» iconПоложение о ежегодном Всероссийском заочном конкурсе научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «юность, наука, культура»
Всероссийском заочном конкурсе научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся
Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи «юность, наука, культура» iconИсследовательская работа в номинации «Традиции и обычаи родного края» Тема «Игры моей малой Родины»
Областной центр творческого развития и гуманитарного образования детей и учащейся молодежи
Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи «юность, наука, культура» iconПрограмма дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль)
Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий...
Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи «юность, наука, культура» iconПрограмма развития и обучения «По дороге в школу» творческого объединения
Программа разработана для дополнительного дошкольного развития и образования детей в условиях Центра детского творчества
Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи «юность, наука, культура» iconОбразовательная программа муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского технического творчества»
Концептуальные идеи образовательной деятельности моу дод «Центр детского технического творчества»
Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи «юность, наука, культура» iconПостановление от 28 февраля 2012 года n 171 о плане мероприятий по развитию дополнительного образования детей в сфере научно-технического творчества в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы
Особствующей самореализации, социальной адаптации и профессиональной ориентации детей и подростков, воспитанию технически грамотных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница