Архитектурный ансамбль в Кижах




Скачать 19,74 Kb.
НазваниеАрхитектурный ансамбль в Кижах
страница1/8
Дата04.02.2016
Размер19,74 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.


Зачетная работа

по МХК

От истоков до

17 века.


Выполнила:

обучающаяся

10-а класса

Титова

Анастасия


Содержание



  1. Архитектурный ансамбль в Кижах.

  2. Японская гравюра.

  3. Шедевры индийской декоративной пластики.

  4. Новгородская живопись.

  5. Музыка и танец в жизни древних египтян.

  6. Гибель и возрождение Помпеи.



Архитектурный ансамбль в Кижах.


Вступление

Главная достопримечательность острова и музея - архитектурный ансамбль, состоящий из двух церквей и колокольни. Вершиной русского деревянного зодчества является летняя церковь Преоброжения Господня. Церковь венчают 22 главки. Они отделаны лемехом - пластинами из осины, которая на солнце отливает серебром. Высота церкви - 37 метров. В ней сохранился уникальный иконостас XVIII в.

Вторая церковь ансамбля - зимняя, в честь Покрова Божьей Матери - построена спустя полстолетия после Преображенской. Церковь венчают девять главок.

Обе церкви довольно просторны, особенно Преображенская. Здесь в трапезных проводились сходы крестьян из ближайших деревень, составлявших Кижский погост. Существующий четырехглавый иконостас Покровской церкви состоит из подлинных икон, многие из которых написаны специально для этого храма. Самая древняя из них датируется XVI в. В Покровской церкви проходят богослужения в течение лета и до самого Покрова.

В единый архитектурный ансамбль из двух главных церквей Кижского погоста гармонично вписывается шатровая колокольня со звонницей. Построена она в 1862-1874 гг. достаточно традиционно: восьмерик на четверике, который увенчан крестом. Высота колокольни 30 метров. С неё открывается прекрасный вид на окрестности и водную гладь Онежского озера.

Издревле главными строительными материалами для русских зодчих были дерево и глина, благо что и того и другого было в избытке. Глиняные кирпичи, по свидетельству историков, получили на Руси распространение, начиная с середины X века, а дерево в качестве основного строительного материала использовалось с незапамятных времен. Именно деревянная архитектура стала основой особенного стиля русского средневекового зодчества, которое подразумевает оптимальное сочетание красоты и функциональности построек... Если обратиться к истории русского деревянного зодчества, то самым большим и уникальным заповедником народного творчества является Русский Север и, конечно же, остров Кижи. По концентрации объектов наследия Кижский историко-культурный и природный комплекс является уникальной исторической территорией, не знающей себе равных на Европейском Севере России. Слово Кижи короткое и какое-то странное, загадочное, нерусское. Когда-то в далекие языческие времена карелы так называли место для игр. Местное население ещё в глубокой древности собиралось на острове для проведения культовых обрядов. Кижи - один из тысячи шестисот пятидесяти островов Онежского озера. Но здесь на маленьком островке стоят удивительные, неповторимые создания архитектуры. Деревянные церкви и избы, срубленные русскими плотниками, стали шедеврами мирового зодчества. Ансамбль древнего погоста на острове Кижи состоит из трех зданий: главной Преображенской церкви, меньшей - Покровской и стоящей между ними колокольни.

Каждый народ создает свою национальную культуру и искусство в соответствии с конкретными историческими условиями, присущими его национальному развитию, проявляясь и заявляя о себе теми или иными особенностями. На обширной территории совместного проживания финно-язычного и славянского населения (Карелия, Ленинградская и Вологодская области) исследователи деревянного зодчества уже давно и явно ощутили, что при тождестве основных архитектурных приемов, ряд характерных черт отдельных памятников свидетельствует о несомненном их отличии001. Об отдельных, особо ярко выраженных элементах местной, вепсско-карельской архитектуры можно, прежде всего, судить, познакомившись с шатровыми и многоглавыми церквями Прионежья.

К шатровым церквям Прионежья обычно относятся церкви с последовательным расширением верхних частей сруба с помощью “повалов” (иногда от 1-го до 3-х) и устройству одного или двух “фронтонных поясов” по периметру восьмериков, а также чрезмерно выраженной высотностью. Период существования таких шатровых церквей был довольно длительным, со временем они стали подвергаться различным изменениям. Особенно существенные изменения с шатровым завершением произошли на острове Кижи: именно здесь шатер полностью исчез.

Рассмотрим это на примере изменения внешнего образа Покровской церкви в стадии ее существования в шатровом варианте. Уничтожение шатра и замена его 9-ти главием в данной ситуации не были случайным явлением. Находясь рядом с 22-ти двуглавой Преображенской церковью шатровое завершение Покровской церкви, видимо, не устраивало зодчих. Тогда они решили совместить отдельные элементы двух совершенно разных видов церквей (шатровой и многоглавой) в одной и достигли этим нового, свежего дыхания в ансамблевом звучании.

Такое дерзкое, смелое решение с полным попранием всех уже давно устоявшихся традиций, могло возникнуть лишь у особо одаренной творческой натуры - зодчего, сумевшего осуществить свой необычный замысел и добиться дивной гармонии двух многоглавых церквей.

При всем этом, в отдельно взятой Покровской церкви слишком явно проступают ее конструктивные и художественные просчеты: изысканная, 9-ти главая “шапка” навершия не соответствует грузному бревенчатому основанию; фронтонный пояс - деталь, присущая только шатровым церквям прионежского типа, по соседству с многоглавием выглядит довольно чужеродной. В данном варианте Покровская церковь “не спела своей песни”, а “пожертвовала” чистотой своего стиля в угоду безупречной красоте 22-х главой Преображенской церкви, почти продублировав ее девятиглавое навершие. Другой вариант здесь, кажется, был бы просто неуместен. Преображенская церковь словно передала свою эстафету многоглавия Покровской церкви, уничтожив при этом ее шатер, низведя его до уровня восьмискатной, пологой крыши, но одновременно и утвердила шатер своим 22-х главием в его силуэтном исполнении. Кроме того, шатер здесь изначально представлен в ее пирамидальной конструкции, состоящей, как известно, из трех постепенно уменьшающихся кверху восьмериков с прирубами, “усеянными” разновеликими куполами.

Таким образом, на примере формирования Кижского архитектурного ансамбля в истории деревянного зодчества России произошло знаменательное событие: уничтожение шатра, излюбленной в народе формы церковного завершения, живописным девятиглавием (Покровская церковь) с одновременным его возрождением 22-ти главием (Преображенская церковь).

В связи с этим можно утверждать:

1. Кижский архитектурный комплекс является своеобразной концентрацией церквей с шатровым и многоглавым завершением, как результат многовекового эволюционного развития культового зодчества Российского Севера;

2.Кижский архитектурный ансамбль- вершина в преломлении традиционных устоев в деревянном зодчестве северной России на примере церквей Прионежского типа;

3.Кижский архитектурный комплекс- утверждение незыблемости пирамидальной конструкции- самой устойчивой в мире.

Рассмотрим предысторию формирования всех трех сооружений этого северного погоста с выявлением их локальных особенностей на примере сопутствующих им по времени создания церквей, расположенных в пределах бассейна Онежского озера.

При изучении церквей данного региона возникает довольно интересное наблюдение: левобережье Онежского озера по преимуществу было “заселено” деревянными церквями с шатровым завершением:

1.Лычный остров. Петропавловская церковь. 1620 г. Кондопожский район;

2.Линдозеро. Никольская церковь. 1634 г. Кондопожский район;

3.Яндомозеро. Варваринская церковь. 1650 г. Медвежьегорский район;

4.Гимрека. Церковь Рождества Богородицы. 1659 г. Ленинградская область;

5.Деревянное. Никольская церковь. 1683 г. Прионежский район;

6.Горнее Шелтозеро. Ильинская церковь. 1685 г. Прионежский район;

7.Согинцы. Никольская церковь. 1696 г. Ленинградская область;

8.Пидьма. Преображенская церковь. 1696 г. Ленинградская область;

9.Рыбрека. Варваринская церковь. 1697 г. Прионежский район;

10.Кижи. Покровская церковь. До 1752 г. Медвежьегорский район;

11.Космозеро. Церковь Александра Свирского. 1768 г. Медвежьегорский район;

12. Кондопога. Успенская церковь. 1774 г. Кондопожский район.

Самой ранней из них является церковь на Лычном острове (1620г.), а самой поздней - Успенская церковь в Кондопоге (1774г.). Потребовалось 154 года, чтобы достичь высочайшего совершенства среди шатровых церквей. Зодчие подготавливались к своему будущему шедевру - церкви Успения в Кондопоге - неторопливо, с каждым новым объектом все более совершенствуя свое мастерство.

Совсем, наоборот, в отличие от шатровых церквей, развивались события на восточном берегу Онежского озера, который “заселили” многоглавые Прионежский церкви:

1.Анхимово. Покровская церковь. 1708 г. Вологодская область;

2. Клименецкий монастырь. 1712 г. Медвежьегорский район;

3.Кижи. Преображенская церковь. 1714 г. Медвежьегорский район;

4.Палтога. Богоявленская церковь. 1733 г. Вологодская область;

5.Шуя. Предтеченская церковь. До 1752 г. Кондопожский район;

6.Кижи. Покровская церковь. До 1752 г. Медвежьегорский район;

7. Девятины. Успенская церковь. 1770 г. Вологодская область;

8.Шустручей. Ильинская церковь. 1781 г. Ленинградская область;

9.Щелейки. Дмитриевская церковь. 1783 г. Ленинградская область;

10.Ошта. Никольская церковь. 1791 г. Вологодская область.

Следует отметить, что многоглавые церкви, появившись значительно позднее шатровых, сразу заявили о себе каскадом звучных куполов, в отличие от шатровых, которые постепенно, на протяжении 154 лет, достигли своего высочайшего взлета (Успенская церковь в Кондопоге). Это наблюдение убедительно подтверждают 21 и 22-х главые церкви в Анхимове и на острове Кижи. Именно на этот период приходится пора расцвета России, устремившейся к европейской цивилизации, к праздничности и свободе в разных видах творчества. Все другие церкви, построенные значительно позднее этих многоглавых церквей, стали только их отдаленными репликами, но со своими особенностями: резкими, ломкими контурами бочек совершенно не соответствующих изящным, плавным силуэтам глав. Такое своеобразное решение, по всей вероятности, было вызвано присущим вепсско-карельскому населению, издано проживающего на данной территории, тяготению к полюбившейся им подчеркнутой геометризации форм, как в народном деревянном зодчестве, так и в других видах местного искусства, что явно проявляется вплоть до настоящего времени.

Ломкие контуры бочечных завершений, характерные для многоглавых церквей Прионежского типа, хорошо прочитываются и на Покровской церкви в Анхимове, являющейся ближайшей предшественницей Преображенской церкви в Кижах. Именно на Кижский церкви Преображения ломкость бочечных завершений была устранена полностью. Это позволило создать гармоничное взаимодействие с плавными, певучими линиями многочисленных разновеликих куполов и добиться новых форм, легко переходящих и вытекающих друг из друга.

Своеобразием отличается и кижская колокольня, которая, как утверждают некоторые исследователи, является единственной в Карелии колокольней с необычайно высоким четвериком основания и низким восьмериком. Именно такие пропорциональные соотношения характерны для шатровых храмов Прионежья. Высокий четверик колокольни в данном случае оправдал стремление зодчих к достижению ее единства с уровнями оснований главных частей двух соседних с нею церквей, что способствовало соблюдению единства и гармонии в ансамблевой застройке.

Таким образом, все три строения Кижского архитектурного ансамбля, расположенного в самом “центре” (между восточным и западным берегами Онежского озера), явились своеобразными аккумуляторами идей, выработанных на сопредельных землях местными зодчими, но творчески переосмысленных на каждом из рассматриваемых объектов.

Исследователи давно отмечали необычные особенности шатровых и многоглавых церквей на данной территории, не связывая это с какими-то национальными признаками. И лишь с недавнего времени довольно четко стали проявляться вепсско-карельские различия в виде отдельных элементов в их конструктивно-архитектурных построениях.

Отмечено, что именно на землях сопредельного обитания разных народностей проявляются ярче всего их самые лучшие проявления во всех видах творчества и искусства. Именно здесь возникают шедевры!

Рассматриваемый регион, на землях которого возросли уникальные памятники деревянного зодчества общепризнанные мировым сообществом – церковь Успения в Кондопоге и Кижский архитектурный ансамбль, включенный в Список ЮНЕСКО - лучшее подтверждение этому.

2. История Кижского архитектурного ансамбля.

Церкви в Кижах были построены раньше 1583 года – упоминание Кижского погоста встречается в Писцовой книге 1563 года, которая к тому же содержит ссылки на еще более раннее его описание 1496 года (оно до настоящего времени не сохранилась). Таким образом, можно полагать, что церкви на острове Кижи существовали, по крайней мере, с конца XV века. В концеXVII века в результате удара молнии на погосте возник пожар, уничтоживший церкви. Современные церкви и колокольня были возведены на их прежнем месте.

3. Покровская церковь

По мнению исследователей, в период с 1720 по 1749 годы Покровская церковь была существенно перестроена – клетская церковь приобрела шатровое завершение. Но и этот вариант не стал последним. Зодчие продолжили свои творческие поиски и вскоре на церкви утвердилось девятиглавое завершение, тонко и органично сочетающееся с нарядным многоглавием церкви Преображения. Покровская церковь приобрела современный вид. В основе архитектурной композиции Покровской церкви лежит традиционный и самый распространенный на Севере тип деревянного храма, называемый в старину 'восьмерик на четверике с трапезной'. По своему назначению трапезная при северных церквах была чисто гражданским светским помещением и служила главным образом для общественных нужд населения погоста. Восемь малых главок венчают углы большого восьмерика церкви, а завершает композицию большая глава-девятая, стоящая в центре. Все вместе они образуют ажурную корону, легкую, изящную, пронизанную светом и воздухом и в то же время достаточно скромную, чтобы не соперничать с величием горделивой соседки. Этот прием позволяет зодчим добиться и своеобразного художественного эффекта, индивидуальности всего здания.

4. Преображенская церковь

Через двадцать лет после восстановления Покровской церкви, начинается строительство 22ухглавой церкви Преображения Господня. «Разметали в стороны свои крылья стрельчатые 'бочки', словно кокошники русских красавиц. А на гребнях - стройные барабаны и луковичные купола с крестами, покрытые чешуей серебристого лемеха. В северные белые ночи они светятся над островом Кижи загадочным почти фосфорическим блеском; на закате, когда солнце медленно и величаво опускается в воды озера, они полыхают тревожным багрянцем. То голубеют, отражая небесную твердь, то тусклые, свинцовые, то замшелые, зеленые или бурые, как земля. Один ярус, другой, третий, четвертый... Все выше и выше и в самое небо врезалась верхняя глава, венчающая эту грандиозную 37 - метровую пирамиду». Строитель Преображенской церкви, закончив работу, бросил свой топор в Онежское озеро и сказал: «Поставил эту церковь мастер Нестор, не было, нет и не будет такой».

5. Колокольня

Третье строение погоста – колокольня – сохранилась после пожара и простояла рядом с новыми церквями до 1862 года. Но колокольня не могла оставаться в прежнем состоянии, потому что «изрядно обветшала» к тому времени. К тому же она смотрелась нелепо рядом с новыми церквями. Поэтому в 1862 году начали строить новую колокольню. Во время её постройки всем приходом помогали срыть старую, очистить место, доставить камень и песок для фундамента, выкорить лес и доставить его к месту стройки. В 1874 году в облике архитектурного ансамбля происходит еще одно существенное изменение. По причине неудачного пропорционального строения, которое не согласовывалось с образами стоящих рядом церквей, перестраивается новая колокольня, которая приобретает свой современный вид. И хотя архитектура колокольни несет в себе черты упадка народного деревянного зодчества (разросшийся четверик, полуциркульные окна) ее строгий силуэт не разрушил, а обогатил гармоническое построение всего архитектурного комплекса Кижского погоста. Новая колокольня повторяет принципиальную схему старого шатрового здания. Именно поэтому она и вливается так органично в Кижский ансамбль. Древняя ограда Кижского погоста не сохранилась. Существующая ныне ограда была воссоздана по образцу сохранившихся на севере деревянных укреплений. Ее внушительные ворота, сторожевые башни по углам, массивные срубы, сильные свесы двухскатной кровли подчеркивают суровость погоста, увеличивают его сходство со старинной крепостью.

6. Звонница Кижской колокольни

Таким образом, потребовалось 160 лет, чтобы объединить все три строения в единый архитектурный ансамбль. Но творческие поиски зодчих увенчались успехом. Дальнейшие изменения в облике Кижского ансамбля происходят уже в новейшее время и связаны с проведением реставрационных работ. После учреждения в 1945 году архитектурного заповедника, было принято решение о проведении реставрации кижских церквей. Реставрация была произведена в течение 1949-1959 годов под руководством А.В.Ополовникова. В основном решались две задачи: укрепить памятники и восстановить их первоначальный художественный облик. В результате проведенных работ церкви были освобождены от позднейших «благолепных поновлений». Памятникам был возвращен первоначальный вид: сняты тесовая обшивка, железо с куполов Преображенской церкви, укреплены ослабленные конструкции, произведена замена отдельных венцов в срубе. Запланированные работы частично были произведены с декабря 1964 по март 1965 года бригадой местных плотников под руководством М.К.Мышева. Вокруг церкви были установлены наружные леса, произведена замена отдельных сгнивших бревен, а также установка сжимов. Бревна, наиболее пораженные жучком-точильщиком, были очищены и на них поставлены накладки. Однако, несмотря на то, что реставрационные работы способствовали укреплению отдельных элементов памятника, они в принципе не решили проблему его сохранения. В 1968г. здание церкви было признано аварийным. В 70-ых годах был проведён ремонт здания. А в 1995 году разработан проект «Комплексная защита архитектурного ансамбля Кижского погоста», предусматривающий современные технические средства безопасности и технологии пожаротушения, в том числе: систему телевизионного наблюдения и контроля, радиосвязь и систему беспроводной охранно-пожарной сигнализации.

7. Заключение

Изначально на Кижах был построен Церковный комплекс, а уже в наше время было решено создать на Кижах музей деревянного зодчества "Русское Заонежье". Поэтому с окрестных островов свезли различные старинные деревянные строения и создали целую деревню. Что еще интересно, это не мертвый музей. Здесь разыгрывается целый спектакль, музейные работники одеты в старинную одежду и занимаются различными работами: кто-то косит траву, кто-то ткет ткань на старинном станке, кто-то вышивает, есть и кузнецы, и плотники. Такое ощущение, что в деревне живут люди.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Архитектурный ансамбль в Кижах iconЕлабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Архитектурный ансамбль в Кижах iconЕлабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Архитектурный ансамбль в Кижах iconПрограмма Балл Результат 1 Детская музыкальная школа №9, г. Ек бург Ансамбль скрипачей «Комплимент»
Результаты областного конкурса-фестиваля коллективов-спутников детских школ искусств
Архитектурный ансамбль в Кижах iconДиплом 1 степени Ансамбль скрипачей младших классов дмш, г. Ревда Преподаватель Вибе Елена Феликсовна Концертмейстер Югай Екатерина Дмитриевна К. Малер «Веселый мотоцикл»

Архитектурный ансамбль в Кижах iconПрограмма мероприятий празднования
«Музейное объединение «Музей Москвы». Архитектурный комплекс «Провиантские магазины»
Архитектурный ансамбль в Кижах icon400051 г. Волгоград пр. Столетова 16 а, тел. 62 66 82
Государственный историко – этнографический и архитектурный музей – заповедник «Старая Сарепта»
Архитектурный ансамбль в Кижах iconКонкурс юного художника «Я рисую как Шишкин» на тему «Все краски леса»
Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Архитектурный ансамбль в Кижах iconMicrosoft Solutions Framework Модель проектной группы msf вер. 1
Иля Фортунов, старший архитектурный консультант, Microsoft Enterprise Services, uk
Архитектурный ансамбль в Кижах iconMicrosoft Solutions Framework Дисциплина управления проектами msf вер. 1
Иля Фортунов, старший архитектурный консультант, Microsoft Enterprise Services, uk
Архитектурный ансамбль в Кижах iconПрограмма VI международных Цветаевских чтений «Дух мой сподвижник и Дух мой вожатый»
Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница