А. С. Пушкин и славянская мифология




НазваниеА. С. Пушкин и славянская мифология
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер17 Kb.
ТипСказка
  1   2   3

- -

Славянские мифы в сказках А. С. Пушкина


А. С. Пушкин и славянская мифология.


План выступления.


А.Вступление. 1 .Миф - реальность действующая и действенная

2. Мифологическая основа сказок.

3. Нравственная идея сказок.


В. Основная часть. "Что за прелесть эти сказки !.."

1. История создания сказок А.С.Пушкина.

Сказка и фантастика в творчестве Пушкина.

2. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.

3. Сказка о Золотом петушке. Символ Петуха.

4. "У лукоморья дуб зеленый..:

а) пролог к поэме «Руслан и Людмила»;

б) «Лукоморье» - славянский Ирий-рай;

в) алатырь-камень;

г) дуб зеленый;

д) кот-баюн;

е) образы Лешего и русалок;

ж) образ Бабы Яги;

з) «бурый волк»;

и) царь Кащей.

5. Поэма "Руслан и Людмила" — миф о подвигах

Перуна-громовержца:

а) образ Черномора;

б) голова Святогора.

6.Государство царя Салтана - "иное царство".

От бедности к богатству или подъем в запредельное.

7. Царевна-лебедь:

а) женские воплощения сказочной мудрости;

б) символика крыльев;

в) лебединые девы, волшебницы славянских мифов,

богини мудрости и красоты;

г) что такое красота?

8 .Бесы, лешие, русалки – низший мир славян­ской мифологии

в произведениях Пушкина.


С. Заключение. 1. «Национальное в сказках – это вариант обще­человеческого.

2. Обряд инициации.

3. Значение мифологии как истока духовной культуры человека.


"Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой..."

Слово "культура" происходит от слова "культ" - вера, обычаи и традиции предков. Тот, кто забывает это,- не имеет права счи­таться культурный человеком.


До христианства и других монотеистических религий все народы были язычниками. Культура землян насчитывает тысячелетия. Но язычество окружено тайнами забвения и многих утрат, словно древний затерянный и потому совершенно незнакомый мир. А языче­ство - это религия, и близко любой другой религии уже по своей главной сути - веры в Бога.

Язычество - от "языки" /суть, - народы, племена/.- это слово объединяет в себе принцип веры разных народов.


Слово "мифология", если буквально перевести с греческого, оз­начает "изложение преданий". Но миф - это не только изложение преданий, не только наивное созерцание мира или его объяснение, а исторически сложившееся состояние человеческого сознания в его непосредственном практическом преломлении. Миф - реальность дей­ствующая и действенная. Мифы не вымышляются, а рождаются самой жизнью деятельного человека, и когда эта деятельность прекраща­ется, они становятся поэтическими аллегориями, метафорами, символами…


Каждый народ имеет свою мифологию, в том числе и славяне. И хотя собственно славянские мифологические тексты не сохранились, во-первых, из-за предполагаемой бесписьменности славян в язычес­кую эпоху, во-вторых, из-за решительной борьбы христианства против язычества, все же на наличие у славян собственной мифологии указывают многие факты: это и вторичные письменные данные /а это уже документы/, и вещественные и археологические источники, пусть редкие /славяне жили в пожароопасной зоне/, и особенно устное тво­рчество народа, его лексика, фольклор.

С течением времени народное мифологическое (языческое) мировоззрение: этика, традиции растворились в христианстве, создав уникальный сплав – РУССКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ.


Сложными и трудными путями пробивается славянская мифология к нынешним россиянам. Но несомненна ее ценность для этнического самосознания народа. Она питала творчество A.С.Пушкина и Н.В.Го­голя, Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Отечественная мифология, нашла отражение в живописных произведениях В.М.Васнецова и И.Я Билибина, М.А.Врубеля и Н.К.Рериха и композиторов П.И.Чайковского и Н.А.Римского-Корсакова, способствующих осознанию ценности наци­ональной культуры.


Волшебная сказка.

«Государи мои, люди русские!

Какая бы тень не набежала на вашу жизнь, - посетит ли вас тревога о судьбе России, придут ли к вам «мысли черные» о вашей личной судьбе, или просто жизнь покажется «несносной раной», - вспомните о русской сказке и прислушайтесь к ее тихому, древнему, мудрому голосу. Не думайте, что сказка есть детская забава, несерьезное дело для умного человека…

Сотни и тысячи лет этому отстою национального и духовного опыта, укрытого и развернутого в русских народных сказках.

«… Сказки не «выдумка» и не «небылица», а поэтическое прозрение, сущая реальность и начальная философия». /»Живые страницы», стр. 77/

Волшебная сказка имеет глубокие исторические корни, древ­нюю этнографическую реальность. Именно поэтому в начале 20 века волшебные сказки называли магическими, связывая их происхождение с мифами. В современной фольклористике они имеют разные наимено­вания: "чудесные", "фантастические". Однако термин "волшебные", введенный В.Я.Проппом, употребляется чаще всего.


Слово "сказка" как название повествовательного жанра, появи­лось не ранее 17 века. Прежде употреблялось слово "баснь". Архаические басни, видимо, более всего были близки к мифическим "ба­янам", т.е. к мифам, отражавшим древние ритуалы, обычаи, обряды.

Сказка появилась из мифа не в один момент. Процесс занимал длительный период. Об этом можно судить хотя бы по тому, что от­ношение человека к мифу и к сказке прямо противоположное: в миф верили, как в действительность, его включали в реальную жизнь, а сказка в нынешнем понимании, представляет собой чистый вымысел, что подразумевают и сказитель, и слушатель. И все же рождение сказки из мифа не вызывает сомнений.


Мифологическую природу имеют персонажи волшебных сказок "космического масштаба": Солнце, Месяц, Ветер /в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях"/. В мифах сказочный сын Солнца - Даждь-бог аналогичен более позднему герою - Ивану-Царевичу, но еще сохраняет черты природного существа.


Общими для мифа и сказки является и принцип их построения. Мифологическое противопос-тавление организованного пространства неорганизованной стихии, своего рода – свое - чужое, отчетливо проявляет­ся в сказках в виде противоположности дома дремучему лесу, своей семьи - чужой.

Убийство или смерть героя или героини и следующее за этим оживление близки магическому умиранию и возрождению природы осе­нью и весной.

Человек спрашивает сказку, и она ему отвечает - о смысле земной жизни, о том, что такое счастье, что такое судьба? А как быть с неравенством на земле?

И правда ли, что возможно только возможное, а невозможное и в самом деле невозможно?

Все это указывает на то, что значение и смысл сказок трудно понять, если не учитывать их мифологическую основу.

Основная нравственная идея сказки состоит в том, чтобы возвысить обиженного и осчастливить несчастного. А это значит, на первое место в сказочном мироустройстве надо посадить не первого, а последнего. В этом отношении сказка совпадает с провидческими словами Евангелия о том, что в Царствии Небесном или в будущем веке первые станут последними, а последние первыми. Но это не влияние христианства, подобные явления встречаются и у народов, с христианством не связанных.

Весь сказочный мир – это не отражение жизни, а ее преображение… путем переворачивания (как в эзотерической астрологии – переворачивание на кресте: от мутабельного к фиксированному, от фиксированного к кардинальному? Своего рода – процесс Посвящения, завуалированный в сказках). Отсюда мир сказки – это во многом перевернутый мир по отношению к реальной действительности. Это то, чего не может быть ( или не может быть для обывателя, который пока не знает..?). Перевернувшись, вечный неудачник должен стать любимцем судьбы. А на вершине мудрости и славы может или должен оказаться - ДУРАК.


Высшая мудрость лежит, по-видимому, позади сказки, в ее прошлом или, лучше сказать, в позапрошлом времени. Одна из сказок – о невероятных происшествиях, о волшебных свойствах героя – заканчивается словами: «Говорят, в старину все такие-то удальцы рождались, а нам от них только сказочки остались».

Сказка – это какой-то остаток прежних чудес, в которые сам сказочник не верит, но по порядку которых – непонятно почему, тоскует. /о древней прародине?/


В древности существовал строгий закон о непрерывности сказки. Язык сказки – это священная речь. Можно догадываться, что в древности сам процесс рассказывания был связан с движениями и процессами, которые происходят в окружающем человека мистическом мире /ритуал , который стоял за словом?/. «Чур, сказку не прерывать, а кто перебьет, тому змея в горло заползет». «Сказка от начала зачинается, до конца читается, в сердце не перебивается».

/А. Синявский. Иван-дурак. Курс лекций в Сорбонне в 1978/79 г.г. Очерк русской народной веры.

«Синтаксис» Париж, 1991/


История создания сказок А.С. Пушкина

К сказочной теме Пушкин приступает уже будучи зрелым писате­лем, и "Сказки» вливаются в общий поток творчества Пушкина-реалиста. Но их ждет печальная участь: непризнание сказок затянулось на десятилетия. Критики разных литературных ориентаций увидели, например, народность поэмы "Руслан и Людмила" в ее "грубом*, "пло­щадном", "подлом" демократизме, а "Сказка о царе Салтане..." была объявлена даже "подделкой" под "наружные формы старинной русской народности". Примерно такая же участь постигла и другие сказки Пушкина, появившиеся в печати позже.

Это не было случайностью. Причиной была"излишняя "прозорливость» Пушкина,- принципиально новое его отношение к народу и народному творчеству.

Пушкин был первым, кто увидел в народе не пассивную массу, не "объект", а активного участника исторического процесса, а в фоль­клоре не экзотику, а живую душу народа.

В художественном открытии Пушкина - открытие темы народа - "Сказки" сыграли особую роль. Их атмосфера - это атмосфера мощи, раскованности, свободного полета фантазии – «то разгулье удалое, то сердечная тоска». /»Живые страницы», стр.77/


Сказка и фантастика сопровождали Пушкина во всем его творчестве /а м.б., он знал, как мудрец, некую иную правду? И для него эта правда не была фантастикой? Или мы готовы приписать гениальному человеку титул Посвященного? Кто знает?/. Тем не менее, сказкой была первая его поэма "Руслан и Людмила", и "побежденный учитель" Жуковский увенчал голову "победителя ученика" лаврами. Другая "сказка" - "Гаврилиада» - могла стоить и чуть не стоила "ученику" его увенчанной головы. К 1825 году относятся наброски драмы о Фаусте в аду. С 1826 года идет работа над "Русалкой".


Русалка (1819)

Над озером, в глухих дубровах
Спасался некогда монах,
Всегда в занятиях суровых,
В посте, молитве и трудах.
Уже лопаткою смиренной
Себе могилу старец рыл –
И лишь о смерти вожделенной
Святых угодников молил.


Однажды летом у порогу
Поникшей хижины своей
Анахорет молился богу.
Дубравы делались черней;
Туман над озером дымился,
И красный месяц в облаках
Тихонько по небу катился,
На воды стал глядеть монах.


Глядит, невольно страха полный;
Не может сам себя понять...
И видит: закипели волны
И присмирели вдруг опять...
И вдруг... легка, как тень ночная,
Бела, как ранний снег холмов,
Выходит женщина нагая
И молча села у брегов.


Глядит на старого монаха
И чешет влажные власы.
Святой монах дрожит со страха
И смотрит на ее красы.


Она манит его рукою,
Кивает быстро головой...
И вдруг – падучею звездою –
Под сонной скрылася волной.


Всю ночь не спал старик угрюмый
И не молился целый день –
Перед собой с невольной думой
Всё видел чудной девы тень.
Дубравы вновь оделись тьмою:
Пошла по облакам луна,
И снова дева над водою
Сидит, прелестна и бледна.


Глядит, кивает головою,
Целует издали шутя,
Играет, плещется волною.
Хохочет, плачет, как дитя,
Зовет монаха, нежно стонет...
«Монах, монах! Ко мне, ко мне!..»
И вдруг в волнах прозрачных тонет;
И всё в глубокой тишине.


На третий день отшельник страстный
Близ очарованных брегов
Сидел и девы ждал прекрасной,
А тень ложилась средь дубров...
Заря прогнала тьму ночную:
Монаха не нашли нигде,
И только бороду седую
Мальчишки видели в воде.


В 30-х годах появляются начало сказки об Илье Муромце и цикл "Песен западных славян", полный фантастических, потусторонних мотивов.

В 1834 году литератор написал целый поэтический цикл «Песни западных славян», в предисловии к которому писал: «Большая часть этих песен взята мною из книги, вышедшей в Париже в конце 1827 года, под названием La Guzla, ou choix de Poesies Illyriques, recueillies dans la Dalmatie, la Bosnie, la Croatie et l’Herzegowine (Гузла, или Избранные иллирийский стихотворения, собранные в Далмации, Боснии, Хорватии и Герцеговине)». Автором этого сборника был не кто иной, как Проспер Мериме. «Песни западных славян» состоят из 16 баллад, напоенных пророчест-вами и мистическим духом народных поверий и легенд, героикой борьбы с турецким игом. Четыре стихотворения этого цикла повествуют об оживших духах умерших и о вурдалаках.

С течением времени фантастика выходила из пределов сказки, завладевая, казалось бы, вовсе не фантастическими произведениями. Например, жуток сказочный сон Татьяны Лариной, пред­вещающий реальную, несказочную трагедию. Сказка прячется между строк «Метели» и выглядываев из "Гробовщика". И ожившая статуя Командора – это не просто дань литературной традиции; иначе трагедия называлась бы, скажем, «Дон Жуан», а не «Каменный гость». Фантастичен вещий сон Гри­нева, - не говоря уже о сказочности самого Пугачева. Фантастика вто­ргается в поэму "Медный всадник", она пронизывает строго реалистич­ную ткань "Пиковой дамы" – повести об уродливости человеческих отношений в современном обществе.


А.С.Пушкин брал материал из русских сказок, рассказанных няней Ариной Родионовной, из сборника братьев Гримм – «Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о мертвой царевне..." При написании "Сказки о золотом петушке" он пользовался литературным источником - " восточная легенда" Вашингтона Ирвинга, а "Сказка о царе Салтане..." имеет сразу несколько источников - это сложное сочетание мотивов русского и западноевро­пейского фольклора.

Вскоре после приезда в Михайловское Пушкин стал записывать народные сказки со слов Арины Родионовны. Он записал семь сказок: "Некоторый царь задумал жениться", "Некоторый царь ехал на войну", "Поп поехал искать работника", "Царь Кащей бессмертный", "Слепой, царь не веровал своей жене", "О святках молодые люди играют игрища" и "Царевна заблудилась в лесу". На основе этих записей Пушкин впоследствии создал "Сказку о царе Салтане", "Сказку о попе и ра­ботнике его Балде", "Сказку о мертвой царевне и семи богатырях". Один из сюжетов он передал Жуковскому; и тот написал "Сказку о царе Берендее".


У колыбели «Сказок», как пролог к ним, стоят «Бесы» - страшные стихи, написанные 7 сентября 1830 года, всего за неделю до первой из них – «Сказке о попе…». «Бесы» - самая высокая и душераздирающая нота пушкинской фантастики, потому что стихотворение это очень близко к той реальности, которая окружала Пушкина в 30-е годы. Последние строки этих стихов звучат как реквием:

( а если всмотреться в наше время глазами мистика или, вернее,

реальными? – не те же ли самые БЕСЫ роятся?)

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне…

  1   2   3

Похожие:

А. С. Пушкин и славянская мифология iconПушкин-человек и пушкин-поэт (филологический анализ стихотворения “я вас любил…” в 9-м классе)

А. С. Пушкин и славянская мифология iconА. С. Пушкин в казани
Качалова, я была полна впечатлений от увиденного, мысли были об искусстве, о литературе, о А. С. Пушкине. А. С. Пушкин – гений русской...
А. С. Пушкин и славянская мифология iconЛитература а. С. Пушкин Проблемы власти и самовластия в творчестве Пушкина
А. С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь. Под ред. В. И. Коровина. М., 2000
А. С. Пушкин и славянская мифология iconКонкурсная работа по литературе (реферат) на тему «А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и А. А. Блок о назначении поэта и поэзии»
...
А. С. Пушкин и славянская мифология iconИсследовательская работа для учащихся 9 классов
Цель работы: Проследить, как Пушкин А. С. создает у читателей ощущение непринужденной беседы (отталкиваемся от слов А. Вознесенского:...
А. С. Пушкин и славянская мифология iconАлександр Сергеевич Пушкин Граф Нулин Серия: Поэмы
«Александр Сергеевич Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах.»: Художественная литература; Москва; 1959
А. С. Пушкин и славянская мифология iconО. Е. Соколова Феномен духовного общения: жизненная сила традиции
«наш Пушкин» и «мой Пушкин». И, разумеется, делать это надо не только на эмоциональном уровне, что само по себе замечательно, но...
А. С. Пушкин и славянская мифология iconКонтрольный тест «А. С. Пушкин»
Лицейская дружба освещала Пушкина всю жизнь, даже его секундантом на Черной речке был один из лицеистов. И все же только одного из...
А. С. Пушкин и славянская мифология iconПочетный Президент Всероссийского научного общества кардиологов, академик рамн
Место проведения – гостиница «Рэдиссон Славянская» (Radisson sas). Площадь Европы д. 2 (ст метро «Киевская»)
А. С. Пушкин и славянская мифология iconУчебно-методическое объединение вузов
Русская филология, 1- 21 05 04 Славянская филология, 1- 21 05 06 Романо-германская филология
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница