О трех основных функ­циональных блоках мозга




Скачать 12,02 Kb.
НазваниеО трех основных функ­циональных блоках мозга
Дата04.02.2016
Размер12,02 Kb.
ТипДокументы
Ранняя диагностика отклонений в развитии

Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии.

Диагностика носит комплексный характер, т.е. при ее про­ведении учитываются данные клинической медицины (пе­диатрии, детской психоневрологии), а также медицинской ге­нетики, которые обязательно сопоставляются с показателями нейрофизиологических, биохимических и других методов параклинического обследования и данными, полученными при пси­хологическом, педагогическом и логопедическом обследовании.

Важной задачей диагностики является установление струк­туры ведущего нарушения развития, вторично связанных с ним отклонений в развитии с учетом локализации и механизмов на­рушений центральной нервной системы.

Творческое развитие эволюционного учения имело важное значение для обоснования эволюционно-онтогенетического под­хода к диагностике нервно-психических заболеваний и откло­нений в развитии у детей (Г.Е.Сухарева, 1955, 1959; Г.К.Ушаков, 1966; В.А. Гиляровский, 1973; В.В.Ковалев, 1973; Л.О.Бадалян, 1983, 1985).

Основоположник отечественной детской психиатрии Г.Е.Су­харева (1955) отмечала важность нозологического принципа в дифференциальной диагностике нервно-психических заболева­ниях у детей.

Все эти данные способствовали разработке современной кон­цепции психического дизонтогенеза, т.е. нарушений психическо­го развития у детей, возникающих в результате расстройств со­зревания структур и функций головного мозга (В.В.Ковалев, 1973, 1976, 1981, 1983, 1985). У детей с отклонениями в развитии име­ют место проявления общей или частичной, стойкой или обра­тимой ретардации (отставания) созревания отдельных функцио­нальных систем, и часто, наиболее поздно формирующихся в постнатальный период развития лобных мозговых структур, а также недостаточность общей интегративной деятельности мозга.

В исследованиях Л.С.Выготского впервые была раскрыта ре­гулирующая роль речи, с помощью которой развивается воз­можность сличать результаты действия с исходными намере­ниями.

Важное значение для нейропсихологического анализа отклоне­ний в развитии имеют данные А.Р.Лурия о трех основных функ­циональных блоках мозга, участвующих в осуществлении всех видов психической деятельности:

  • первый блок обеспечивает регуляцию психической ак­тивности; /При поражениях функционирования первого блока изменя­ется мотивация к деятельности, выявляются выраженные нару­шения внимания в сочетании с выраженной психической истощаемостью/

  • второй — прием, переработку и хранение поступающей ин­формации; /При нарушениях функционирования второго блока изменя­ется прием, переработка и хранение поступающей информа­ции, что проявляется в различных гностических расстройствах и отклонениях памяти/

  • третий — обеспечивает функцию программирования, регу­ляции и контроля психической деятельности./ Нарушения, возникающие при поражении третьего блока, касаются прежде всего операций программирования и произ­вольной регуляции деятельности/.

Большое значение для понимания различных отклонений в развитии у детей имеют исследования, посвященные сравни­тельному анализу результатов нейропсихологического исследо­вания при поражении головного мозга у детей и взрослых (Э.Г.Симерницкая, 1985).

Современные нейропсихологические исследования детей раз­ного возраста подтверждают теоретические концепции Л.С.Вы­готского и А.Р.Лурия об изменении в онтогенезе как структуры психических функций, так и их мозговой организации.

Большое значение в организации психических процессов моз­га в настоящее время отводится фактору функциональной асим­метрии мозга.

Таким образом, все представленные выше подходы состави­ли основу для современного изучения проблемы психического дизонтогенеза.

Первый вариант психического дизонтогенеза характерен для детей с психическим недоразвитием (олигофрения) и для детей с ЗПР, включая проявления общего и парциального психиче­ского инфантилизма (Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалев).

Второй вариант психического дизонтогенеза характерен для детей с преобладающими эмоционально-поведенческими и лич­ностными расстройствами. Особенно он характерен для детей с РДА, с невропатией и формирующимися психопатиями. Кроме того, он может наблюдаться при ранней детской шизофрении, эпилепсии и некоторых демонтирующих заболеваниях раннего возраста.

Важное значение имеет выявление общих и специфических особенностей различных форм психического дизонтогенеза. Об­щие закономерности психического дизонтогенеза были обос­нованы В.И.Лубовским. Они включают:

  • нарушения приема и переработки поступающей информации;

  • нарушения хранения и использования информации;

  • нарушения словесной регуляции деятельности.

Диагностика отклонений в развитии всегда носит комплекс­ный характер, т.е. при ее проведении учитываются данные кли­нической медицины (детской психоневрологии, медицинской генетики, педиатрии, эндокринологии и других дисциплин), а также специальной педагогики и психологии. |

Комплексное клинико-психолого-педагогическое обследова­ние ребенка основывается на следующих основных принципах:

  • принципе развития, т.е. анализа механизмов возникновения тех или иных отклонений в психическом развитии в возрастном аспекте;

  • принципе системного изучения нарушений психического раз­вития с определением иерархии в структуре дефекта;

  • качественного анализа структуры дефекта;

  • этиопатогенетическом подходе с учетом взаимосвязи гене­тических и внешнесредовых факторов.

Процесс диагностики включает:

Жалобы родителей, педагогов, анализ анамнестических данных, особенности развития моторики и навыков самообслу­живания, общения и развития речи, интересов и познаватель­ных способностей, игровой деятельности, поведения.

Психопатологическое исследование

Психопатологическое исследование направлено на выявле­ние ведущего психопатологического синдрома, вторичных и ос­ложняющих нарушений, составляющих в своей совокупности качественную структуру аномального развития.

Важное значение имеет диагностика резидуально-органических нервно-психических расстройств,дифференциаль­ная диагностика различных вариантов психического дизонтогенеза, нозологически специфические формы умственной отсталости, сенсорные, двигательные и сложные дефекты, диагностика нев­рологических и психических заболеваний, которые на началь­ных своих этапах могут проявляться в виде различных форм психического дизонтогенеза, диагно­стика психогенно обусловленных поведенческих и личностных нарушений, а также невротическим и неврозоподобным реак­циям.

Таким образом, клиническая диагностика позволяет не только дифференцировать детей с различными формами психического дизонтогенеза, но и с привлечением этиопатогенетических и параклинических данных определять причину, механизм, рас­пространенность и локализацию поражения или дисфункции мозга и, таким образом, научно обосновывать индивидуальные программы лечебно-педагогической коррекции, школьный и со­циальный прогноз.

Психолого-педагогическая диагностика

На первом этапе оценивается имеющийся уровень психического развития, на последующем — определяется зона ближайшего развития. Важное значение имеют методы диагностики развития в обу­чении (А.К.Маркова, А.Г.Лидерс, Е. Л .Яковлева, 1992).

Основные методы педагогической диагностики

  1. Изучение анамнеза

  2. Наблюдение за ребенком / свободная, игровая деятельность/.

  3. Метод «педагогической оценки» в диагностике отклонений в развитии, при котором ведущее значение придается ка­чественному анализу самого процесса выполнения задания и выяснению причин, определяющих трудность его выполнения.Подобный метод является особенно эффективным, если он сочетается с динамическим медицинским наблюдением ребен­ка в процессе занятий и лечения.

4.Констатирующий эксперимент/ Оценка восприятия, памяти, функции активного вни­мания, всех видов гнозиса, пространственных представлений, произвольной регуляции деятельности, всех видов мышления: наглядно-образного, действенного, словесно-логического, ре­чевых функций, а также эмоционально-поведенческой и лич­ностной сферы.

5.Обучающий эксперимент

В обучающем эксперименте проверя­ется предварительное предположение о специфике интеллекту­альной недостаточности у ребенка.

6. Нейропсихологическое и логопедическое обследование

Нейропсихологическое обследование включает сле­дующие основные задания:

  • зрительное узнавание предметов и их изображений, в том числе и недорисованных, заштрихованных; выделение фигуры из фона и т.п.;

  • слуховое узнавание (слуховой гнозис): узнавание слов, сход­ных по звучанию, различение ритмических последовательно­стей;

  • складывание фигур из палочек;

  • выполнение заданий с кубиками Кооса;

  • воспроизведение графического образца;

  • оценка уровня развития речи;

  • оценка возможности рассказа по картинке и серии сюжет­ных картинок;

  • оценка кинестетического, моторного и речевого праксиса: воспроизведение позы пальцев и артикуляционного уклада;

  • оценка памяти (заучивание слов);

  • оценка готовности к письму, чтению, счетным операциям.

7.Логопедическое обследование включает оценку сформирован­ности связной речи, ее коммуникативной функции, возможно­сти изменения формы существительных мужского и женского рода в пределах всех падежей единственного и множественного числа; возможности изменения глаголов по числам и лицам; оценку звукопроизношения и фонематического анализа. Важ­ное значение имеет оценка различных форм монологической речи (пересказ, рассказ по картинке, серии картин, рассказ — описание).

8. Диагностика развития мышления

В практике диагностики все задания на обследование мыш­ления условно разделены на две группы:

  • первая группа методик направлена на оценку состояния на­глядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного);

  • вторая группа методик направлена на обследование вербаль­ных (словесных) форм мышления. Учитывается зона ближайшего развития» (по Л.С.Выготскому).

9.Диагностика нарушений речи и оценка коммуникативного поведения

При исследовании импрессивной речи обращается вни­мание на понимание ребенком конкретных инструкций, зна­чений слов, обозначающих предметы и действия. При обследовании речи чрезвычайно важно хорошо знать закономерности разви­тия нормальной детской речи, которые являются для обследо­вателя своеобразным условным эталоном нормы1.

При обследовании экспрессивной речи выделяют три основных уров­ня речевого развития:

1.понимание речи, активный словарь ре­бенка, возможность речевого подражания, особенности звуко­произношения, оценивается также состояние артикуляционного аппарата.

2.На втором уровне развития также обследуется понимание речи, грамматическая структура и объем предложе­ния, слоговая структура слов.

3.На третьем уровне оценивается объем и структура предложений, возможность составления рассказа по серии сюжет­ных картинок, использование предлогов, возможность словооб­разования, звукопроизношение и фонематическое восприятие.

1 Жукова Н.С. Мастюкова Е.М. Филичева Т. Б. Преодоление общего недораз­вития речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1990.

Похожие:

О трех основных функ­циональных блоках мозга iconПлан лекции: Общая характеристика функций спинного мозга Нейронная организация спинного мозга. Сегментарный и межсегментарный принцип работы спинного мозга
Спинальный шок. Характеристика спинального животного. Последствия полной и частичной перерезки спинного мозга
О трех основных функ­циональных блоках мозга iconЧто делать, если у вашего ребенка повреждение мозга
Детям с повреждениями мозга которые живут в угрожающем, пугающем и даже опасном мире
О трех основных функ­циональных блоках мозга iconАлалия. Что это такое?
Обеспечивающих формирование высших корковых функций человека-речи и психики. Внутриутробная патология приводит к диффузному поражению...
О трех основных функ­циональных блоках мозга iconПланы семинарских занятий по дисциплине «основы психофизиологии и нейропсихологии»
Методы изучения работы головного мозга (электроэнцефалография, вызванные потенциалы, топографическое картирование электрической активности...
О трех основных функ­циональных блоках мозга iconМоу «Гимназия №4» Елабужского муниципального района
Оборудование: оформление классной доски (тема собрания, опорные мысли выводы), бланки теста «Хороший ли вы отец, мать?», письма детей....
О трех основных функ­циональных блоках мозга iconДцп что это такое?
Дцп – что это такое? Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга — внутриутробного, в родах, а...
О трех основных функ­циональных блоках мозга iconРекомендации по оценке знаний учащихся по физике
Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание трех основных элементов:...
О трех основных функ­циональных блоках мозга iconСписок обязательной литературы по неврологии для интернов и ординаторов Г. А. Акимов. Начальные проявления сосудистых заболеваний головного мозга. Л-д., Медицина, 1983
Г. А. Акимов. Начальные проявления сосудистых заболеваний головного мозга. Л-д., Медицина, 1983, 220с
О трех основных функ­циональных блоках мозга iconРасписание занятий 2 курса педиатрического факультета
Примечание: занятия по физической культуре, философии, информ техн в здрав-и, физиологии функ-х систем – 2-х часовые; по биохимии,...
О трех основных функ­циональных блоках мозга iconПрограмма адресована преподавателям и научным сотрудникам высших учебных заведений, нии, работникам малых предприятий инновационной направленности. Основная цель программы дать представление о понятии «интеллектуальная собственность»
Томский государственный университет приглашает пройти обучение по программе повышения квалификации «Коммерциализация и правовая защита...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница