Разработка стратегии инновационной и инвестиционной деятельности в сфере услуг




Скачать 19,17 Kb.
НазваниеРазработка стратегии инновационной и инвестиционной деятельности в сфере услуг
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер19,17 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи


ИМАМНАЗАРОВ ИЛЬЯ АНВАРОВИЧ


РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ УСЛУГ


Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями)


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Санкт-Петербург

2013


Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения»


Научный руководительЕвменов Александр Дмитриевич,

Заслуженный деятель науки РФ,

доктор экономических наук, профессор

Официальные оппоненты: Крупанин Александр Алексеевич,

доктор экономических наук, профессор,
профессор кафедры менеджмента организации,

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

Хайкин Марк Михайлович,

доктор экономических наук, доцент,

ФГБОУ ВПО Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», заведующий кафедрой экономической теории

Ведущая организация – Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт проблем региональной экономики РАН»


Защита состоится «12» апреля 2013 г. в 15-00 часов на заседании диссертационного совета Д 210.021.02 при ФГБОУ ВПО «Санкт- Петербургский государственный университет кино и телевидения» по адресу: 191119, Санкт-Петербург, улица Правды, дом 13, зал заседаний диссертационного совета.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения».


Автореферат разослан «11» марта 2013 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета Д.П. Барсуков

1. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ


Актуальность исследования. Достижения современной науки и практика их применения в управлении макроэкономическими системами, включающими в себя как отдельные отрасли, так и кластерные отраслевые образования, свидетельствуют, что основополагающим, фундаментальным источником их долгосрочного экономического роста являются относительные конкурентные преимущества в виде различного рода инноваций. Целенаправленное развитие инновационного процесса, включающего в себя создание новшеств, их коммерциализацию, распространение и сбыт, соответствующего текущим и перспективным потребностям общества, тенденциям научно-технического прогресса, возможно только на основе мер государственного регулирования. Поэтому повышается значимость научных исследований, определяющих принципы и критерии государственной поддержки инновационной деятельности сферы услуг в рамках базовой траектории развития национальной экономики в виде инновационной политики. При этом сами направления действий формируются на основе использования инструментария стратегического менеджмента, позволяющего учесть различные прогностические сценарии вероятностного негативного или положительного влияния внешних и внутренних факторов и построить стратегический план, позволяющий решить поставленные социально-экономические задачи в условиях непрерывной трансформации сред функционирования объекта управления. В этой связи становятся актуальными вопросы разработки на научной основе стратегий инновационной и инвестиционной деятельности сферы услуг.

Актуальность решения поставленных в диссертации проблем развития инновационной деятельности в рассматриваемой сфере национальной экономики возрастает в современных условиях функционирования народнохозяйственных комплексов, характеризующихся усилением уровня конкуренции, неопределенностью направлений и степени влияния внешних факторов, в которых специализированные организационно-правовые структуры оказывающих услуги нуждаются в формировании комплекса мер, обеспечивающих прирост их относительных конкурентных преимуществ и экономический рост в долгосрочном периоде времени как посредством организационно-экономических, финансовых, социальных и иных регулирующих воздействий со стороны органов государственной власти всех уровней, так и индивидуальных мер саморегулирования.

Определенная Правительством Российской Федерации цель перехода национальной экономики на инновационную социально ориентированную модель развития может быть достигнута только в результате модернизации такого кластера национальной макроэкономической системы, как сфера услуг. Данный сектор включает в себя множество разнородных элементных составляющих различных форм собственности, отличающихся по направлениям деятельности, и находящихся на разных этапах жизненного цикла, а также подверженных влиянию факторов внешней среды, которые обусловливают текущее макроэкономические характеристики конкретных отраслей услуг. В этой связи только системный подход в сочетании с использованием инструментария стратегического управления может позволить органам государственного управления сформировать комплекс мероприятий организационно-правового и экономического характера, способствующих обеспечению долгосрочного экономического роста отечественной сферы услуг. Значимость такой деятельности повышается в условиях незавершенного реформирования отдельных элементов национальной экономки, трансформации факторов и степени их влияния на процесс предоставления услуг, изменения потребительских предпочтений.

Актуальность диссертационного исследования, таким образом, обусловлена необходимостью решения таких важных социально-экономических задач, как разработка методических подходов к формированию и реализации стратегии инновационной и инвестиционной деятельности в сфере услуг для повышения социально-экономического потенциала отрасли, продвижение инновационных услуг на отечественном рынке и за рубежом в текущем и перспективном периодах времени.

Актуальность решаемых в диссертационном исследовании задач, практическая потребность народного хозяйства Российской Федерации в исследованиях по формированию и исполнению стратегии инвестиционной и инновационной деятельности в сфере услуг в условиях изменений условий сред функционирования, ограниченности ресурсов государственной поддержки инновационной деятельности, ускорения темпов научно-технического прогресса, усиления влияния интеграционных процессов на национальную экономику определили цель, задачи, предмет и объект настоящего исследования.

Основная цель настоящей диссертационной работы состоит в разработке и обосновании теоретических и методических положений организационно-экономического характера по формированию и исполнению стратегии инновационной и инвестиционной деятельности в сфере услуг.

В соответствии с данной целью в диссертации сформулированы и обоснованы следующие задачи:

  • раскрыть сущностные основы инновационной и инвестиционной деятельности в процессе развития народного хозяйства;

  • определить особенности формирования стратегии инновационной и инвестиционной деятельности в сфере услуг;

  • осуществить сравнительный анализ механизмов формирования и исполнения стратегии инновационного развития;

  • провести анализ условий и результатов инновационной и инвестиционной деятельности в сфере услуг;

  • сформировать и на научной основе обосновать перспективные направления реализации стратегии инновационного развития сферы услуг;

  • разработать методические положения по формированию и реализации стратегии инновационной и инвестиционной деятельности в сфере услуг.

Объектом исследования выступает процесс управления инновационным развитием сферы услуг.

Предметом диссертационного исследования являются теоретические и методические проблемы формирования и реализации стратегии инновационной деятельности в сфере услуг.

Выбор данных объектов диссертационного исследования продиктован необходимостью системного, сравнительного и социально-экономического анализа сред функционирования сферы услуг, ее структурных составляющих, роста эффективности взаимодействия хозяйствующих субъектов рассматриваемого сектора народного хозяйства с прочими участниками инновационного процесса, органами государственного управления, элементами инфраструктуры, использования при этом методов, способов и процедур организационной, социально-экономической и нормативно-правовой направленности.

Методологической основой диссертационной работы, исследуемых в ней проблем явились новейшие исследования зарубежных и российских ученых в области общего управления, стратегического менеджмента, регулирования инновационного и инвестиционного процессов, сферой услуг, законы Российской Федерации, указы Президента России, постановления правительства страны и регионов, регламентирующие отношения в предоставления услуг населению и профессиональным участникам рыночных отношений.

В диссертации использованы такие общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, системный подход, статистический анализ, методы сравнений, структурно-логического и экономико-математического моделирования, экспертных оценок, регрессионный анализ. В диссертационной работе использованы результаты исследований и практической деятельности автора, основные теоретические положения и выводы современной экономической науки, а также официальные материалы статистических органов о динамике развития инвестиционной и инновационной деятельности субъектов, оказывающих разнородные услуги в Российской Федерации и за рубежом.

Выводы диссертации:

  1. Основным фактором, обусловливающим долгосрочный экономический рост народного хозяйства и любых его структурных компонентов в условиях постоянных существенных изменений оказывающих, как правило, негативное воздействие на хозяйствующие субъекты, является непрерывная деятельность, направленная на сохранение и прирост относительных конкурентных преимуществ. Такая деятельность в максимальной степени способствует: сохранению гомеостаза экономических систем; развитию их надстройки и, в конечном итоге, трансформации базиса в качественно иное, более совершенное состояние; формированию синергетического эффекта – достижение высоких социально-экономических результатов макроэкономической политики через суммарный экономический рост отдельных предпринимательских структур. Основным признаком экономического роста макроэкономической системы является расширенное воспроизводство, а фактором – инвестиционная (прямые инвестиции) и инновационная деятельность. Фундаментальной основой долгосрочного экономического роста социально-экономической системы является стратегия инвестирования расширенного воспроизводства на основе инновационной деятельности, исполнение которой позволит достичь оставленных целей развития вне зависимости от текущего состояния факторов внешней и внутренней сред объекта управления и степени их влияния.

  2. В общем виде под инновацией следует понимать результат интеллектуальной деятельности (системы фундаментальных и прикладных научных исследований), используемого в коммерческих целях в виде нового или усовершенствованного продукта (товара, услуги), а также технологии его производства (оказания) для обеспечения долгосрочного конкурентного преимущества, решения социальных проблем современной цивилизации. Инновация в сфере услуг представляет собой новую ценность, полученную в результате применения новшества, в виде новой или усовершенствованной услуги, созданного на основе результатов научно-технической деятельности, с целью удовлетворения потребностей конечных потребителей и получения разнородных эффектов (экономического, технико-технологического и социального).

  3. Под стратегией инновационной и инвестиционной деятельности следует понимать систему планов целенаправленных мер организационно-распорядительного, законодательного, экономического и социально-психологического характера, способствующих комплексному развитию науки, техники, интенсификации инновационной активности хозяйствующих субъектов, проявляющуюся в росте числа коммерчески успешных (самоокупаемых) и конкурентоспособных проектов, реализуемых на национальном и международном рынке инноваций.

  4. В большинстве стран мира государственная власть оказывает существенное влияние на внутренний инновационный процесс на основе использования широкого спектра механизмов формирования и исполнения стратегии национального инновационного развития, к которым относятся: законодательное администрирование; программирование; налоговое регулирование; таможенное регулирование; государственный заказ; прямое финансирование научно-инновационной деятельности; фондирование; опосредованное финансирование через создание инновационной инфраструктуры государства; грантовая поддержка ведущих научных коллективов и отдельных ученых; социально-психологическая поддержка инновационной деятельности; информационное обеспечение инновационного процесса и потенциальных инвесторов; продвижение отечественной инновационной продукции за рубежом; лицензирование.

  5. Сложившиеся тенденции инвестиционно-инновационной деятельности в сфере услуг нельзя оценить однозначно. С одной стороны наблюдаются явные положительные явления, обусловливающие рост инновационной активности хозяйствующих субъектов. В то же время темпы такого роста остаются относительно невысокими. Результаты использования новых и модернизированных технологий оказания услуг оказывают влияние на текущую макроэкономическую ситуацию, но при этом степень такого воздействия остается минимальной. В различных структурных составляющих исследуемого сегмента народного хозяйства и регионах Российской Федерации наблюдаются диспропорции инновационного развития. Наилучшие результаты инновационной деятельности, достигнутые в отрасли связи, существенно хуже аналогичных за рубежом, что не позволяет большинству отечественных предпринимательских структур реализовывать свои услуги в странах с развитой рыночной экономикой. Таким образом, возникает необходимость консолидированной государственной стратегии инвестиционного и инновационного развития сферы слуг, способствующей повышению конкурентоспособности отечественных организаций услуг всех форм собственности.

  6. Базовым вектором, определяющим траекторию перспективного развития отечественной сферы услуг должен выступать непрерывный рост конкурентоспособности организаций, сопровождающийся увеличением их числа и повышением вклада в валовый внутренний продукт. Для этого первоначально необходимо формирование базовой стратегии, исполнение которой позволить решить существующие противоречия, существенным образом снижающие инновационную активность предприятий, оказывающих услуги организационно-правовым структурам и гражданам.

  7. В качестве целевых ориентиров базовой стратегии инновационного и инвестиционного развития сферы услуг необходимо использовать: повышение конкурентоспособности организаций рассматриваемого сегмента народного хозяйства на основе развития инновационного потенциала и его реализации в виде новых и усовершенствованных услуг, механизмов их продвижения и реализации на рынке; рост доходности предприятий услуг за счет снижения затрат на инновационные проекты, обусловленные уменьшением налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты, осуществляющие инвестиции в инновации; упрощение процедур выхода на рынок инновационно-ориентированных хозяйствующих субъектов, инициации ими проектов создания нововведений. Реализация базовой стратегии инновационного и инвестиционного развития сферы услуг должна дополняться соподчиненными консолидированными функциональными стратегиями типов и направлений инновационного развития, дифференцированными функциональными стратегиями в разрезе элементных составляющих рассматриваемого сегмента народного хозяйства для интенсификации инновационного развития и прироста относительных конкурентных преимуществ в долгосрочном периоде времени.

  8. Для достижения целей стратегии инновационной деятельности в сфере услуг необходимо: разработка государственных целевых программ инновационного развития отдельных отраслевых составляющих сферы услуг, предусматривающих выделение дополнительных финансовых ресурсов на внутриотраслевые и межотраслевые научные исследования, внедрение их результатов в практическую деятельность; научные, статистические и маркетинговые исследования, патентный анализ инновационной активности хозяйствующих субъектов, тенденций научно-технического прогресса, а также изменений потребительских предпочтений, формировании на этой основе прогноза конъюнктуры рынка услуг в среднесрочном и долгосрочном периодах времени и публикации отчетов об их результатах в открытых источниках (в частности на специализированном ресурсе в сети Интернет); широкая диверсификация источников финансирования инновационной деятельности организационно-правовых структур сферы услуг за счет развития венчурных фондов, расширения сферы деятельности государственных внебюджетных фондов, формирования связей производственной кооперации (в том числе международной); упрощение режимов налогообложения инновационно-ориентированных предприятий, оказывающих услуги на основе применения механизма инвестиционного налогового кредита, полное или частичное освобождение от уплаты отдельных налогов, возврат ранее уплаченных в бюджеты разных уровней налогов, субсидирования затрат на реализацию инновационных проектов, использование механизмов ускоренной амортизации, предоставление государственных гарантий по кредитам на разработку новых или модернизацию существующих услуг, погашение части процентов по выданным кредитам по этим целям, а также изменения принципов расчета налога на прибыль для проектов со сроком возврата инвестиций в инновационные проекты более одного года; заключение межправительственных договоров об инновационном сотрудничестве и активизация научной деятельности научных и высших образовательных учреждений, в том числе на основе премирования разработчиков нововведений при практической реализации инноваций (например, в пропорции 1:1, то есть, если по результаты научных исследований, созданных за счет бюджетных средств будут реализованы на рынке, то учреждение, сделавшее это получает дополнительную премию из государственного бюджета в размере стоимости такой сделки); совершенствование гражданско-правового законодательства (в дополнении к рационализации налогового) в части упрощения процедур регистрации инновационно-ориентированных предприятий и осуществления ими финансово-хозяйственной деятельности, формирование и развитие системы инновационных бизнес-инкубаторов, технопарков и технополисов; развитие инновационной инфраструктуры, прежде всего таких ее секторов, как консалтинг и инжиниринг, а также трансформация условий лицензирования банковской (в частности определение в качестве объекта залогов по кредитам нематериальные активы, в виде патентов и результатов предыдущих инновационных проектов) и страховой деятельности (увеличение числа организаций страхующие основные риски, возникающие в процессе инновационной деятельности, в частности риск потери источника финансирования), расширение зоны ответственности Российского патентного ведомства (рост географии действия, выданных им патентов).

  1   2   3

Похожие:

Разработка стратегии инновационной и инвестиционной деятельности в сфере услуг iconДоклад о результатах за 2011 год и основных направлениях деятельности департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области на 2012-2015 годы
Ростовской области, осуществляющим функции по развитию инвестиционной, инновационной деятельности и туризма в Ростовской области,...
Разработка стратегии инновационной и инвестиционной деятельности в сфере услуг iconСовершенствование системы оценки эффективности инновационной деятельности промышленных предприятий в современных условиях
Специальность 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями и инвестиционной деятельностью)
Разработка стратегии инновационной и инвестиционной деятельности в сфере услуг iconОбразовательной деятельности в сфере профессионального образования от 09. 06. 2011 г. (регистрационный №1380), выданная Федеральной службой по надзору в сфере
На оказание платных образовательных услуг по обучению в колледже ноу впо «Академия мнэпу»
Разработка стратегии инновационной и инвестиционной деятельности в сфере услуг icon«Утверждаю» Директор института послевузовского образования Ахметова Г. К
Организация инновационной инфраструктуры в Республике Казахстан Объекты и субъекты инновационной инфраструктуры: «Закон об инновационной...
Разработка стратегии инновационной и инвестиционной деятельности в сфере услуг iconМетодическая разработка теоретического занятия по дисциплине «экономика»
Положение дел в сфере оказания услуг на станциях технического обслуживания в России и Новосибирской области
Разработка стратегии инновационной и инвестиционной деятельности в сфере услуг iconНормативно-правовое обеспечение реализации Концепции экспорта российских образовательных услуг
Проректор по международной инновационной деятельности Российский университет дружбы народов
Разработка стратегии инновационной и инвестиционной деятельности в сфере услуг iconПравительства белгородской области
Белгородской области на 2007 2010 годы, утвержденной постановлением правительства области от 5 марта 2007 года n 42-пп, активизации...
Разработка стратегии инновационной и инвестиционной деятельности в сфере услуг iconПрограмма «Противодействие коррупции в частной сфере и участие бизнес-образований в реализации антикоррупционной стратегии»
Сущность и значение коррупции в России и за рубежом. Коррупция в публичной и частной сфере. Формы, способы, методы коррупционной...
Разработка стратегии инновационной и инвестиционной деятельности в сфере услуг icon1. Стратегический менеджмент как научная
Основные типы стратегии и политики. Генеральные виды стратегии и политики. Производные стратегии и политики. Виды второстепенных...
Разработка стратегии инновационной и инвестиционной деятельности в сфере услуг iconФормирование стратегии устойчивого развития предприятий сферы услуг (на примере предприятий сферы услуг общественного питания)
Специальность 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница