Методические рекомендации Психологическое сопровождение младшего школьника в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования Роль и задачи психологической службы на этапе введения фгос ноо




НазваниеМетодические рекомендации Психологическое сопровождение младшего школьника в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования Роль и задачи психологической службы на этапе введения фгос ноо
страница1/16
Дата04.02.2016
Размер21,3 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Методические рекомендации


Психологическое сопровождение младшего школьника в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования


  1. Роль и задачи психологической службы на этапе введения ФГОС НОО


Особая роль в ситуации введения ФГОС отводится психологу образовательного учреждения. Сформировавшаяся за последние десятилетия психологическая служба в отечественной системе образования обладает достаточным потенциалом, позволяющим осуществлять анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, а также требований, предъявляемых к его психологическим возможностям и уровню развития; устанавливать психологические критерии эффективности обучения и развития учащихся, разработки и внедрения определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития.

Введение новых ФГОС и связанных с ними изменения в системе школьного образования определяют ряд новых функций психологической службы образовательного учреждения. Прежде всего, это касается включения в качестве результатов образования универсальных учебных действий. Необходимость измерения метапредметных и личностных компетенций требует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога. В связи с этим должны быть решены следующие задачи:

- определен комплекс наиболее эффективных методов развития личностных и надпредметных умений, а также психических функций, обеспечивающих формирование предметных учебных действий;

- отобраны валидные и надежные методики оценки сформированности личностных и надпредметных умений, а также психологического анализа структуры учебной деятельности у учащихся, испытывающих трудности в обучении;

- определены направления деятельности, их приоритетность и временная организация в соответствии с спецификой условий работы психолога;

- выстроена система взаимодействия с педагогами образовательного учреждения, направленная на развитие личностных и надпредметных умений в учебной и внеучебной деятельности, оценку уровня их сформированности, предупреждение и преодоление трудностей в обучении, профилактику и коррекцию девиантного поведения, сохранение и укрепление психологического и физического здоровья учащихся.

В настоящее время Российской академией образования составлен и рекомендован к использованию пакет психологических методик по формированию и диагностике универсальных учебных действий. Представленные психологические методики диагностики позволяют дать качественно-количественную оценку сформированности каждого вида УУД на момент поступления (6 – 7 лет) в начальную школу и ее окончание (10-11 лет). Однако, они недостаточны для выявления причин трудностей формирования как личностных и метапредметных, так и предметных умений.

Необходимость регулярного мониторинга сформированности УУД у учащихся как с помощью педагогической, так и психологической диагностики обусловливает включение последней в систему управления образовательным процессом, поскольку результаты деятельности психолога предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Вместе с тем, учитывая большой фронт работы психолога в образовательном учреждении (диагностическая, развивающая, коррекционная, консультативная, методическая, просветительская деятельности), ограниченный его временными возможностями, мы полагаем, что психологическая диагностика (сформированности УУД, психических функций) учащихся обязательно проводиться лишь в следующих случаях:

- при поступлении в школу и в конце первого учебного года, окончании начальной и основной школы;

- если оценка уровня сформированности конкретного вида УУД невозможна с помощью методов педагогической диагностики;

- при сомнении в валидности методов педагогической диагностики и объективности ее результатов;

- при трудностях усвоения школьником учебной программы.

Введение в ФГОС понятия «универсальные учебные действия», их четкой номенклатуры, общей для педагога и психолога позволяет по-новому выстроить отношения между ними. «Язык» универсальных учебных действий - это способ междисциплинарной коммуникации в образовательном учреждении. Однако, понимание этого языка, использование его для взаимодействия при решении практических задач и проблем зависит от того насколько грамотно и регулярно выстраивается методическая работа в школе. Она предполагает не только знакомство педагогов с основными теоретическими положениями культурно-исторической деятельностной психологии, особенностями и разновидностями деятельностной педагогики, но и совместное проектирование учебных ситуаций, в которых формируются универсальные учебные действия, а также совместный анализ структуры учебной деятельности школьников, испытывающих трудности в усвоении образовательной программы.

В условиях введения ФГОСНОО педагог-психолог решает следующие задачи:

- обеспечивает контроль за развитием учащихся; учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям;

- дает оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей;

- принимает участие в разработке основной образовательной программы и активно участвует в её реализации;

- проводит психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности;

- участвует в диагностике сформированности универсальных учебных действий, достижения планируемых личностных и метапредметных результатов обучения;

- прогнозирует социальные риски образовательного процесса, проводит профилактическую работу;

- оказывает качественную психолого-педагогическую и социальную помощь всем участникам образовательного процесса;

- ведет психологическое просвещение педагогов и родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций.

- взаимодействует с участниками образовательного процесса для выстраивания индивидуальных образовательных траектории детей и образовательной, развивающей траектории образовательного учреждения.

Сильная психологическая служба в школе является ресурсом реализации стандарта и многократно снижает риски, которые могут влиять эффективность деятельности, уменьшить негативные последствия влияния дестабилизирующих инновационные процессы факторов. К основным рискам относятся неподготовленность большого процента педагогов к ситуации введения нового ФГОС, связанные с ним изменениями в образовании; низкий уровень мотивации педагогов к самообразованию, внедрению инноваций; отсутствие необходимого методического сопровождения для разработки и реализации образовательных программ, программы развития универсальных учебных действий и др.


На настоящий момент основными барьерами, препятствующими успешной реализации новых ФГОС могут быть:

- преобладание ЗУНовских стереотипов в профессиональной деятельности и мышлении педагогов;

- недостаточное знакомство большинства педагогов с технологиями развивающего обучения;

- трудности, возникающие у многих педагогов при анализе собственной деятельности, разработки технологической карты урока и его методического обоснования в соответствии с новыми требованиями ФГОС;

- гетерогенный состав обучающихся в общеобразовательной школе по уровню психического развития и состояния здоровья;

- отсутствие условий для внешней дифференциации обучения (обучения в специальном классе) детей с ограниченными возможностями здоровья;

- недостаточное владение педагогами технологией внутриклассной дифференциации процесса обучения;

- низкая психолого-педагогическая компетентность большинства родителей и др.

Своевременная психологическая поддержка педагогов, родителей и учащихся позволяет предотвратить многие из перечисленных проблем, являясь своеобразной «подушкой безопасности» модернизации общего образования. Отсутствие же или слабая (неполные ставки, неквалифицированные специалисты) психологическая служба в школах является на сегодняшний день основным риском снижения эффективности внедрения новых образовательных стандартов.

Введение нового стандарта общего образования изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как незаменимого участника образовательного процесса.


2. Модель организации психологического сопровождения образовательного процесса учащихся начальной школы


Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса школьников имеет несколько уровней реализации:

индивидуальное,

групповое,

на уровне класса,

на уровне всей ступени начального обучения.

В соответствии с приоритетными задачами в области образования, обозначенными в президентской инициативе «Наша новая школа» и ФГОС НОО, выделяются следующие основные направления психолого-педагогического сопровождения в начальной школе:

1. Сохранение и укрепление психологического здоровья.

2. Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.

3. Развитие экологической культуры.

4. Выявление и поддержка одаренных детей.

5. Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями.

6. Сопровождение дифференциации и индивидуализации обучения детей.

7. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.

8 Формирование умения учиться как самой значимой компетенции через развитие универсальных учебных действий у обучающихся

Рассмотрим основные формы психологического сопровождения образовательного процесса учащихся.


Рис. 1

Основные формы психологического сопровождения образовательного процесса

правая фигурная скобка 8

Консультирование


Просвещение

Профилактика


Экспертиза

Развивающая работа

Диагностика


Коррекционная работа

Как видно из рисунка 1 в условиях введения ФГОС формы психологического сопровождения образовательного процесса остаются традиционными для психолога образовательного учреждения и включают:

Профилактику – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Диагностику индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, влияющих на процесс обучения. Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.

Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.

Развивающую работу (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

Коррекционную работу (индивидуальная и групповая) - организацию работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

Просвещение и образование (психологическое) детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Экспертизу (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения).

Работая с классами, отдельными обучающимися по новым образовательным стандартам, психолог планирует свою деятельность исходя из основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО), которая является основным документом начальной школы. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования определяются в п. 14 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования как система норм, регламентирующих “содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования”. Согласно Стандарту, программа должна быть “направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся”.

Структурно программа содержит следующие обязательные разделы:

• пояснительная записка;

• планируемые результаты освоения программы обучающимися;

• учебный план начального общего образования

• программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся;

• программы отдельных учебных предметов, курсов;

• программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

• программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников;

• программа коррекционной работы с детьми;

• система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися программы.

Однако, кроме определенных нормативными документами инвариантных разделов, программа, безусловно, может иметь разделы, отражающие особенности и интересы субъектов РФ, учитывающие как потребности социального окружения, так и специфику и возможности образовательного учреждения.

Согласно требованиям Стандарта Программа формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования должна содержать: описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования; связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристику личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся; типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию. Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования определяется на этапе завершения обучения в начальной школе. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения реализации Программы формирования универсальных учебных действий предполагает решение следующих основных задач:

1. Выявление возрастных особенностей форм УУД применительно к начальному образованию.

2. Выделение условий и факторов развития УУД в образовательном процессе и составление психолого-педагогических рекомендаций по их развитию.

3. Проведение групповой работы по формированию и развитию УУД.

4. Мониторинг формирования УУД на различных этапах начального образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. В основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Согласно Стандарту Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности.

Психолого-педагогическое сопровождение предполагает создание условий для процесса духовно-нравственного развития и воспитания детей в образовательном пространстве. Педагог-психолог призван показать возрастные особенности духовно-нравственного развития младших школьников и эффективные стратегии воспитания детей; разработать проекты, направленные на психологическое сопровождение процесса духовно-нравственного развития детей (например, беседы: «Почему привычки бывают вредными», «Духовность в каждом из нас» и т.д.).

Раздел Программы духовно-нравственного развития и воспитания «Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся» предписывает организацию ряда мероприятий: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

Целью работы педагога-психолога является создание здоровьесберегающей среды, способствующей развитию личности школьника посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использованию интерактивных методов обучения здоровью. Решаются следующие основные задачи:

- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

- научить осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Решению данных задач будут способствовать проведение психологических часов, уроков: «Быть здоровым, значит здраво мыслить», «Опасные и безопасные ситуации», реализация программы профилактики вредных привычек, программы здорового образа жизни.

Программа коррекционной работы с детьми направлена на создание условий для обеспечения психологической коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы.

Задачи педагога-психолога в рамках реализации программы:

- выявить особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные недостатками в их физическом и (или) психическом развитии.

- определить особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

- осуществить индивидуально ориентированную психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.

Все направления психологического сопровождения в начальной школе должны отражаться в годовом плане, статистическом и аналитическом отчетах педагога-психолога.

Целесообразно в годовом плане отмечать раздел ООП НОО, которому соответствует данный вид работы или мероприятие (Табл.).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Методические рекомендации Психологическое сопровождение младшего школьника в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования Роль и задачи психологической службы на этапе введения фгос ноо iconВнеурочная деятельность младших школьников в рамках введения фгос начального общего образования Направление «Внеурочная деятельность»
Которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Преимущества:...
Методические рекомендации Психологическое сопровождение младшего школьника в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования Роль и задачи психологической службы на этапе введения фгос ноо iconЕ. В. Губанова Внутришкольный контроль введения фгос ноо
Работа по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (фгос ноо) требует дополнить перечень...
Методические рекомендации Психологическое сопровождение младшего школьника в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования Роль и задачи психологической службы на этапе введения фгос ноо iconМетодические рекомендации по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования с кейсом проектов локальных актов оу
Определяющую последовательность и содержание действий по введению нового стандарта общего образования на начальной ступени школы,...
Методические рекомендации Психологическое сопровождение младшего школьника в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования Роль и задачи психологической службы на этапе введения фгос ноо iconФедеральных государственных
«О введении федеральных государственных образовательных стандартов в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2010-2011...
Методические рекомендации Психологическое сопровождение младшего школьника в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования Роль и задачи психологической службы на этапе введения фгос ноо iconМетодические рекомендации по организации дополнительного образования в общеобразовательной школе в условиях введения стандартов нового поколения Современная российская школа в условиях введения новых образовательных стандартов[16] призвана обеспечить подрастающему поколению новое качество образовани
Ленинградской области направляет методические рекомендации, разработанные Ленинградским областным институтом развития образования...
Методические рекомендации Психологическое сопровождение младшего школьника в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования Роль и задачи психологической службы на этапе введения фгос ноо iconРекомендации по внесению изменений в Устав общеобразовательного учреждения в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта Используемые сокращения
Фгос ноо федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Методические рекомендации Психологическое сопровождение младшего школьника в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования Роль и задачи психологической службы на этапе введения фгос ноо iconОсновная образовательная программа начального общего образования гбоу сош №728
Цели реализации основной образовательной программы начального общего образования (ооп ноо) конкретизированные в соответствии с требованиями...
Методические рекомендации Психологическое сопровождение младшего школьника в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования Роль и задачи психологической службы на этапе введения фгос ноо iconМетодические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования Основные задачи внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (фгос ноо) основная образовательная...
Методические рекомендации Психологическое сопровождение младшего школьника в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования Роль и задачи психологической службы на этапе введения фгос ноо iconДоклад на педсовете: «фгос: опыт работы в 1-а классе»
Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов...
Методические рекомендации Психологическое сопровождение младшего школьника в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования Роль и задачи психологической службы на этапе введения фгос ноо iconМодель организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках введения фгос маоу «сош №3»
В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (фгос ноо) основная образовательная программа...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница