Факультета, кафедры




Скачать 226.28 Kb.
НазваниеФакультета, кафедры
Дата конвертации25.04.2013
Размер226.28 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
Н
Новокузнецкий филиал – институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»


Факультет ____экономический___

Кафедра ____менеджмента и маркетинга

название факультета, кафедры


УТВЕРЖДАЮ:

Директор

В.С. Гершгорин


« » 2009г.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

СД.В.02 Международный бизнес


(код и название дисциплины по учебному плану специальности)



Для специальностей______(080102.65) Мировая экономика______

(код и название специальности)

Цикл дисциплин учебного плана: _______________СД_____________________________

(ОГСЭ, ЕН, ОПД, СД, ДС)

Компонент учебного плана: _______________Вузовский___________________________

(федеральный, региональный, вузовский)

Формы обучения_______________________очная ____________________________


Новокузнецк
овокузнецкий филиал – институт


государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»




Кафедра Экономической теории

Факультет Экономический


У Т В Е Р Ж Д Е Н О:

Декан д.э.н.., профессор Степанов И.Г.

“_____” __________2008 г.

______________________

(подпись)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины

(СД.В.2) “Международный бизнес”

для специальности (080102) – Мировая экономика

(очная форма обучения)


Новокузнецкий филиал-институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»


Кафедра _________менеджмента и маркетинга_______


Факультет _______экономический__________________


У Т В Е Р Ж Д Е Н О:

Декан __Степанов И.Г.__

(ф.и.о. декана)

« _30_» __июня___2009 г.




_________________________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины



_______(СД.В.02)_Международный бизнес___

( шифр и наименование дисциплины по рабочему учебному плану ООП)


для специальности _(080102.65) Мировая экономика_______________________

( шифр и название специальности)


для _________дневной ____ формы обучения


Составитель(и) / разработчик(и) программы


______________________________________

(Ф.И.О., должность и степень)

____________ ________________________

(Ф.И.О., должность и степень)


Новокузнецк

Рабочая программа составлена на основании ГОС по специальности, утвержденного

17 марта 2000г.


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

« » 200 г. Протокол №


Заведующий кафедрой Стародумова О.А.


/подпись/

(Ф.И.О)





Рабочая программа согласована с выпускающей кафедрой




Кафедра

Специальность

Ф.И.О. заведующего

Согласовано










Дата

подпись







Экономической теории

Мировая экономика

Стародумова О.А.









Рабочая программа одобрена методической комиссией факультета

« » 200 г. Протокол №

Председатель комиссии Кречетова М.А.

/подпись/

(Ф.И.О)

Лист - вкладка рабочей программы учебной дисциплины

СД.В.02 Международный бизнес


название дисциплины и шифр


Дополнения и изменения в рабочей программе учебной дисциплины

на текущий учебный год



Учебный год



Группы по рабочему УП

Содержание изменений в разделах

(наименования разделов и краткое содержание изменений)

Преподаватель, ведущий дисциплину (Ф.И.О., дата, подпись)

Изменения утверждены на заседании кафедры

(дата, № протокола и подпись зав. кафедрой)

Изменения согласованы с выпускающей кафедрой

(дата и подпись зав. кафедрой)












































































































Примечания:

  • в случае отсутствия изменений и дополнений вместо содержания изменений вносится запись «Принята без изменений»;

  • тексты изменений прилагаются к тексту рабочей программы обязательно.




Лист – вкладка рабочей программы учебной дисциплины

________________________________ (СД.В.02)_Международный бизнес __________________________


Список основной учебной литературы

*Указания о контроле на момент переутверждения программы

Сведения об учебниках

Соответствие ГОС (для федеральных дисциплин) или соответствия требованиям ООП (для региональных и вузовских) - указание на недостаточно отраженные в учебнике разделы

Количество экземпляров в библиотеке на момент переутверждения программы

Дата

Внесение, продление или исключение /

Подпись отв. за метод работу

Наименование, гриф

Автор

Год издания

1

2

3

4

5

6

7

01.09.08

Никифорова Е.В.



Мировая экономика и международный бизнес

Под ред. В.В. Полякова и Р.К. Щенина

2006

Соответствует требованиям ООП

6























































































































































  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1Место курса в системе дисциплин

Дисциплина «Международный бизнес» является одной из экономических наук в подготовке экономистов любой специальности.

Дисциплина входит в раздел по выбору СД.В.2 для специальности (080102) Мировая экономика и проводится на 5 курсе (9 семестр).

Курс посвящен рассмотрению и выявлению тенденций развития и особенностей процесса управления фирмой, участвующей в международном бизнесе. Студенты получают знания об анализе внешней среды функционирования и особенностях организационных форм осуществления международного бизнеса, о принципах и процедурах стратегического управления в компаниях, участвующих в международном бизнесе, о специфике финансового управления и управления инвестициями фирмы в международном бизнесе, включая финансирования внешней торговли, управление оборотным капиталом фирмы и хеджирования финансовых рисков.

В курсе рассматриваются особенности проведения технологической политики и управления человеческими ресурсами в международных компаниях, организация и функционирование международных НИОКР.

Рассматриваются вопросы корпоративной культуры и ее специфика в рамках различных национальных и культурных стереотипов.

Данная дисциплина базируется на знаниях, полученных студентами в процессе изучения курсов, имеющих своим предметом исследования общетеоретические вопросы развития мировой экономики и международных экономических отношений.

Изучение дисциплины проводится после изучения таких как «Мировая экономика». «Международные экономические отношения». «Мировые товарные рынки», «Международный маркетинг», «Международные валютно-кредитные отношения», «Международные финансовые рынки».


1.2 Цель и задачи изучения дисциплины, структура курса

Цель и задачи дисциплины - расширить и углубить знания студентов в области тех аспектов менеджмента, которые характеризуют функционирование фирмы в международном бизнесе, дать представление о возможных тенденциях развития менеджмента российских компаний, участвующих во внешнеэкономической деятельности.


Объем часов по видам учебной работы

Виды занятий

Очная форма обучения

МЭ-06, МЭ-07, МЭ-08

Всего по учебному плану

70

Аудиторные занятия

32

Лекции

16

Семинарские занятия

16

Самостоятельная работа

38

Самостоятельное изучение тем

38


Курс «Международный бизнес» состоит из 8 тем, которые изучаются последовательно друг за другом.

Формы организации учебного процесса представлены аудиторными занятиями и внеаудиторной самостоятельной работой.

Аудиторные занятия проводятся в форме лекций и семинарских занятий. Внеаудиторная самостоятельная работа осуществляется в форме самостоятельного изучения теоретического материала


1.3 Содержание дисциплины

Тема № 1. Введение в международный бизнес

Международный бизнес и международный менеджмент. Отличие международного менеджмента от общей теории менеджмента. Современные особенности развития теории и практики международного бизнеса. Значение международного бизнеса для рыночной экономики России.

Внешняя среда международного бизнеса, основные направления и особенности ее анализа. Экономический, правовой и политический анализ внешней среды. Комплексный анализ культурной внешней среды и учет национальных стереотипов в международном бизнесе. Основные зарубежные, национальные, культуры стереотипы. Коммуникации (межкультурные) взаимодействия в международном бизнесе. Особенности анализа внешней среды в зарубежной деятельности российских компаний.


Тема № 2. Организационные формы международного бизнеса

Организационно-правовые формы международного бизнеса в зарубежных странах и России. Предпринимательство без образования юридического лица. Товарищества (различные формы). Хозяйственные общества и их специфика в различных зарубежных странах (США, Великобритания, Германия, и др.). Кооперативы. Другие формы бизнеса.


Тема № 3. Формы корпоративной интеграции в международном бизнесе

Формы корпоративной интеграции в международном бизнесе. Цели международной предпринимательской интеграции. Транснациональные корпорации / многонациональные компании. Холдинговая форма организации многонациональных компаний, интегрированные финансовые структуры, интегрированные бизнес-группы. Особенности финансово-промышленных групп ведущих развитых стран и России. Международные стратегические альянсы и их формы. Механизм организации МСА. Современное организационное развитие многонациональных компаний.

Тема № 4. Стратегическое управление в международный бизнес

Международная стратегия фирмы, принятие стратегических решений по международной деятельности. Предпосылки формированных стратегий многонациональных компаний. Характеристика, организация и процедуры стратегического планирования фирмы в международном бизнесе. Маркетинговая стратегия и ее особенности в международном бизнесе. Стратегия участников в международных альянсов. Стратегии развития международной межфирменной производственной и научно-технической кооперации.


Тема № 5-6. Управление финансами и инвестициями фирмы в международном бизнесе

Валютно-финансовая среда функционирования международного бизнеса. Финансовый менеджмент в фирмы в международном бизнесе. Возможности и организация краткосрочного финансирования фирмы. Возможности и организация долгосрочного финансирования. Управление оборотным капиталом фирмы. Управление долгосрочными вложениями фирмы в международном бизнесе. Валютный риск, виды валютного риска и стратегии его хеджирования в международном бизнесе.

Финансирование внешнеторговой деятельности фирмы. Методу финансирования экспорта. Использование краткосрочного финансирования. Среднесрочного и долгосрочного финансирования. Нетрадиционные методы финансирования (встречная торговля, международный лизинг). Применение факторинга и форфейтинга. Системы финансирования экспорта в ведущих развитых странах, возможности финансирования экспорта в России. Способы финансирования импортной активности фирмы в международном бизнесе.

Управление международными инвестициями фирмы. Формы международных инвестиций. Характеристика международного рынка инвестиций (прямых, портфельных, прочих). Международные инвестиционные риски в деятельности фирмы. Международные инвестиционные компании/ фонды.


Тема №7. Технологическая политика фирмы в международном бизнесе

Особенности современного мирового технологического развития. Характеристика международного рынка технологий. Технологическая политика многонациональных компаний. Организация и функционирование международных НИОКР. Модели размещения НИОКР. Венчурный международный бизнес. Формы международного технологического трансферта и их использование в международной деятельности фирмы.


Тема № 8. Корпоративная культура, корпоративное поведение и управление человеческими ресурсами фирмы в международном бизнесе

Корпоративная структура и ее специфика в рамках различных национальных культурных стереотипов. Понятие корпоративного поведения и его кодификация в различных странах. Этика и ее значение в международном бизнесе. Корпоративное поведение в России. Управление персоналом фирмы в международном бизнесе.



    1. Учебно-тематический план


Тематический план специальности 080102 «Мировая экономика»





Наименование темы

Объем часов-70

Самостоятельная работа




Общий

Аудиторная работа-32

Лекции


Семинары

1

Введение в международный бизнес

8

 2

2

4




2

Организационные формы международного бизнеса

 9

 2

2

5




3

Формы корпоративной интеграции в международном бизнесе

 9

 2

2

 5




4

Стратегическое управление в международном бизнесе

 8

 2

2

 4




5-6

Управление финансами и инвестициями фирмы в международном бизнесе

 18

 4

4

 10




7

Технологическая политика фирмы в международном бизнесе

 9

 2

2

 5




8

Корпоративная культура, корпоративное поведение и управление человеческими ресурсами фирмы в международном бизнесе

 9

 2

2

 5







ВСЕГО

70

16

16

38






Формы контроля:

Форма итогового контроля – зачет.


1.5 Требования к уровню усвоения дисциплины и формы контроля

В результате изучения курса студенты должны:

Знать:

  • Организационные формы международного бизнеса;

  • Формы корпоративной интеграции в международном бизнесе;

  • Технологическую политику в международном бизнесе.

Уметь:

  • Анализировать международную стратегию фирмы, принимать решения по международной деятельности;

  • Использовать управление оборотным капиталом фирмы, маркетинговые стратегии в международном бизнесе, разные формы финансирования (краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное).


Виды и формы контроля знаний и умений студентов

Виды контроля

Формы контроля для очной формы обучения

Итоговый

Зачет


Знания и умения студентов проверяются при итоговом контроле и оцениваются как «зачтено» или «не зачтено».

Форма итогового контроля – зачет, оценивается преподавателем на основе работы студента на семинарских занятиях: полнота, глубина, аргументированность ответов..


Критерии оценки знаний студентов по дисциплине:

«Зачтено» - выставляется студенту, выполнившему работу, в соответствии с требованиями к написанию контрольной работы.

«Не зачтено» - выставляется студенту, за неверное выполнение и работа возвращается на доработку/

1.6 График организации самостоятельной работы.



Общее количество –70 ч.


Аудиторная нагрузка –32 ч

Внеаудиторная самостоятельная работа – 38 ч.

Формы занятий


Формы работы

Тема

Лекции

Семинары

Изучение теоретического материала

Введение в международный бизнес

2

2

4




Организационные формы международного бизнеса

2

2

5

Формы корпоративной интеграции в международном бизнесе

2

2

5

Стратегическое управление в международном бизнесе

2

2

4




Управление финансами и инвестициями фирмы в международном бизнесе

4

4

10

Технологическая политика фирмы в международном бизнесе

2

2

5

Корпоративная культура, корпоративное поведение и управление человеческими ресурсами фирмы в международном бизнесе

2

2

5

ВСЕГО

16

16

38



1.7 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная и дополнительная литература

Основная

    1. Мировая экономика и международный бизнес: учебник для вузов/ Под ред. проф. В.В.Полякова, проф. Р.К. Щенина.- М.: КНОРУС, 2005.-656с.

Дополнительная литература:

  1. Авдокушин Е. Международные экономические отношения. – М.: Юристь, 2003

  2. Авдокушин Е. Ф. Маркетинг в международном бизнесе: учебное пособие.- М.: Дашков и К, 2002

  3. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Серия “Учебники, учебные пособия”. – Ростов-н/Дону: Феникс, 2000

  4. Балабанов и.Т. Электронная коммерция,- СПб.: Питер,- 2001

  5. Буглай В.Б., Международные экономические отношения. – М.: Финансы и статистика,2003

  6. Внешнеэкономическая деятельность /Под ред. Б.М. Смитиенко, В. К. Постелова.- М.: Мастерство, 2005

  7. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. – Ч.1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. – М.: Международные отношения, 2000

  8. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. – Ч.2. Международная макроэкономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование. Учебное пособие для вузов. – М.: Международные отношения, 2000

  9. Карпова С.В. Международный маркетинг: учебное пособие.- М.: Экзамен, 2005

  10. Льюис Р. Деловые культуры в международном бизнесе: от столкновения к взаимопониманию.- М.: Дело. 1999

  11. Менеджмент и маркетинг бизнеса в международных компаниях/ Под ред. В.М.Попова.- М.: Финансы и статистика, 2001

  12. Международные экономические отношения./ Под ред. В.Е.Рыбалкина.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006

  13. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: Юристь, 2003

  14. Мировая Экономика: учебное пособие для вузов / Под ред. И.П. Николаевой. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000

  15. Международные экономические отношения: учебник / Под ред. А.И.Евдокимова и др.- М.: Проспект, 2004

  16. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник / Под ред. Л.Н.Красавиной.- М.: Финансы и статистика, 2006

  17. Спивак в.А. Корпоративная культура.- СПб.: Питер, 2004


Периодические издания

  • Мировая экономика и международные отношения

  • Вопросы экономики

  • Российский экономический журнал

  • Проблемы теории и практики управления (www.ptpu.ru)

  • Внешняя торговля

  • Эксперт (www.expert.ru)

  • Российская газета (www.rg.ru)

  • Экономика и жизнь (www.akdi.ru)

  • Независимая газета (www.ng.ru)

  • Внешнеэкономическое обозрение (www.businesspress.ru)

1.8. Вопросы к зачету

Введение в международный бизнес

1. Международный бизнес и международный менеджмент

2. Значение международного менеджмента для экономики России

3. Внешняя среда международного бизнеса, основные направления и особенности

4. Зарубежные национальные культурные стереотипы

5.Особенности анализа внешней среды российских компаний

Организационные формы международного бизнеса

6. Организационно-правовые формы международного бизнеса в зарубежных странах

7. Организационно-правовые формы международного бизнеса в России

8. Хозяйственные товарищества и их специфика в зарубежных странах

Формы корпоративной интеграции в международном бизнесе

9. Цели международной предпринимательской интеграции

10. Транснациональные корпорации / многонациональные компании промышленно-развитых стран.

11. Особенности российских финансово-промышленных групп

12. Холдинги как форма организации многонациональных компаний

Стратегическое управление в международный бизнес

13. Международная стратегия фирмы.

14. Характеристика, организация и процедуры стратегического планирования фирмы

15. Маркетинговая стратегия и ее особенности в международном бизнесе.

16. Стратегия развития международной межфирменной производственной и научно-технической кооперации


Управление финансами и инвестициями фирмы в международном бизнесе

17. Валютно-финансовая среда в международном бизнесе.

18. Возможности и организация краткосрочного финансирования.

19. Возможности и организация долгосрочного финансирования фирмы.

20. Валютные риски: понятие, сущность, виды рисков.

21. Методы финансирования экспорта.

22. Нетрадиционные методы финансирования (встречная торговля, международный лизинг)

23. Факторинг и форфейтинг: понятие, сущность, способы применения

24. Управление международными инвестициями фирмы6 формы инвестиций.

25. Международный рынок инвестиций

26. Международные инвестиционный риски в международном бизнесе

Технологическая политика фирмы в международном бизнесе

27. Особенности мирового технологического развития.

28. технологическая политика многонациональных компаний

29. Организация и планирование международных НИОКР: модели размещения

Корпоративная культура, корпоративное поведение и управление человеческими ресурсами фирмы в международном бизнесе

30.Корпоративная культура и ее специфика

31. Корпоративное поведение и его кодификация а различных странах

32. Этика и ее значение в международном бизнесе

33. Корпоративное поведение в России.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Факультета, кафедры iconФакультета, кафедры
Программа составлена на основании гос 2000 и утверждена на заседании кафедры истории: протокол №1 от 31. 08. 06

Факультета, кафедры iconОтчет о научно-исследовательской работе экономического факультета
Фио декана, зам декана по учебной, воспитательной, научной работе, входящие кафедры и зав кафедры

Факультета, кафедры iconФакультета, кафедры

Факультета, кафедры iconФакультета, кафедры

Факультета, кафедры iconФакультета, кафедры

Факультета, кафедры iconФакультета, кафедры

Факультета, кафедры iconФакультета, кафедры

Факультета, кафедры iconФакультета, кафедры

Факультета, кафедры iconФакультета, кафедры

Факультета, кафедры iconФакультета, кафедры

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница