Образовательная программа дополнительного образования детей «городская экологическая школа»




Скачать 13,46 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей «городская экологическая школа»
страница1/6
Дата04.02.2016
Размер13,46 Kb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 3»

Центр экологического образования, краеведения,

детско-юношеского туризма и отдыха



Рассмотрена на педагогическом совете

Центра экологического образования, краеведения, детско-юношеского

туризма и отдыха

Протокол № 2 от 08.10.2010

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «Гимназия № 3»

________________А.В. Жмурко




КОМПЛЕКСНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ГОРОДСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА»

подпрограммы

«Экология лесов и ландшафтов Новгородской области»,

«Глобальные проблемы человечества»,

«Научно-исследовательская деятельность воспитанников в

Городской экологической школе»


Возраст обучающихся: 6-11 классы

Срок реализации программы: 3 года


Великий Новгород

2012 год

Пояснительная записка


Комплексная программа «Городская экологическая школа» имеет эколого-биологическую направленность.

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. Программа реализуется в Городской экологической школе отдела дополнительного экологического образования Центра экологического образования, краеведения, детско-юношеского туризма и отдыха МАОУ «Гимназия № 3».

В условиях преобразований, происходящих в нашей стране, перед школой выдвинуты новые требования к образованию и воспитанию подрастающего поколения. Среди них понимание образования как функции культуры: когда смыслом и целью образования становится личность ученика, введение ее, в том числе средствами материалов экологии в мир всечеловеческого культурного опыта. Экологическое образование – интегративная междисциплинарная образовательная деятельность, направленная на осознание человеком связей в окружающем мире и своей роли в нем, усвоение способов оптимального поведения в природе и обществе.

Исследования в области педагогики доказывают, что экологическое воспитание оказывает влияние не только на развитие эмоционально-эстетической сферы ребенка, но и на его интеллектуальное развитие, на формирование речи, на развитие способности нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения, протекающих в организме. Последовательно и грамотно организованное экологическое воспитание оказывает благотворное влияние на физическое и нравственное здоровье детей. Экологические знания – это ценное средство воспитания школьников. Это система личностных ценностей, составляющая ценностную структуру личности. Учитывая, что в ряде нормативно-правовых документов, таких как «Об экологическом образовании обучающихся», решении коллегии МО России от 10.01.96 г. № 1/1 «О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования»; «Комплекс целевых программ развития системы воспитания детей и молодежи Великого Новгорода на период до 2014 года «Содружество»; Целевая программа «Ступени» - воспитание в муниципальных учреждениях системы образования, культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта» особое внимание уделяется экологическому образованию школьников предлагаемая программа дополнительного образования детей является актуальной.

Новизна программы: режим очно-заочного обучения, включающий в себя учебные занятия (сессии), межсессионную подготовку и консультационное сопровождение, итоговую конференцию, экологический практикум.

Отличительной особенностью программы от уже существующих, в том числе, типовых: «Юные экологи» И.В. Костинская (1983), авторских: «Экосистема» А.С. Боголюбов (программа на полевых экологических практикумах, 1999), «Полевая экология» А.Л.Харченко и Е.И. Шомина (1998), «Мы одной крови» Л.В.Лапшина (2003) является структура данной программы, соответствующая требованиям письма Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Предлагаемая образовательная программа дополнительного образования является комплексной и включает в себя 2 модуля: базовый и углубленный. Базовый модуль предполагает 2 года обучения. Углубленный модуль предполагает индивидуальное обучение (3 год).

Цель программы: создание условий для формирования у воспитанников активной жизненной позиции, экологической культуры, исследовательской деятельности для формирования в ребенке основополагающих духовных ценностей – осознания единства человека и природы, эстетического восприятия жизни.

Достижению цели программы сопутствуют следующие задачи:

1. Сформировать систему экологических представлений, акцентируя внимание на роль поведения и отношения человека в системе внутренних взаимосвязей природы;

2. Заложить систему умений и навыков исследовательской деятельности;

3. Формировать стремление и готовность реализовать себя в природоохранной, эколого-просветительской, исследовательской деятельности;

4. Активизировать процессы самопознания и самовыражения, развивать коммуникативные качества личности воспитанников;

5. Проектировать и корректировать индивидуальный путь развития для каждого воспитанника, создавая для него ситуацию успеха.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 6-11 класс.

Сроки реализации – программа рассчитана на 3 года обучения.

Базовый модуль рассчитан на 2 года обучения – по 72 часа ежегодно;

Углубленный модуль – от 1 до 3 лет обучения по 72 часа ежегодно.

Форма и режим занятий: программа базового модуля «Экология лесов и ландшафтов Новгородской области» реализуется в режиме очно- заочного обучения и консультационного сопровождения.

Обучение в городской экологической школе проходит в следующей последовательности:

  • 1 учебный блок – очное обучение (1 год - декабрь)

  • 2 учебный блок – очное обучение (1 год - февраль)

  • 3 учебный блок – очное обучение (1 год - март)

  • 4 учебный блок – очное обучение (2 год - декабрь)

  • 5 учебный блок – очное обучение (2 год – февраль)

  • 6 учебный блок – очное обучение (2 год – март)

  • Межсессионное задание (после каждого учебного блока)

  • Полевой экологический практикум (1,2 год - май)

  • Итоговая конференция (1,2 год – апрель)

Очное обучение проводится в форме теоретических и практических занятий, экскурсий. Каждая очная сессия проводится на основании расписания, в течение 1 рабочей недели. Межсессионное задание предполагает самостоятельное выполнение заданий в виде творческих работ, работу с литературными источниками, обработку полученных данных. Полевой экологический практикум проводится как итоговый для закрепления полученных в ходе обучения теоретических знаний, отработке исследовательских методик, комплексного описания места полевой практики.

Завершает курс 1 и 2 годов обучения итоговая конференция воспитанников городской экологической школы, тематика которой определена образовательной программой, а выбор тем – с учетом интересов и индивидуальных особенностей воспитанников.

Углубленный модуль предполагает индивидуальное обучение, для которого выделяются определенные дни для лекций, исследовательской работы и подготовки к участию в мероприятиях различных уровней. Самостоятельная исследовательская деятельность предполагает проведение воспитанниками определенного набора биологических и комплексных экологических исследований, с использованием заранее отобранных, адаптированных и апробированных методик. Самостоятельная исследовательская работа воспитанников выполняется в индивидуальном режиме и включает: постановку целей и задач исследования, выбор методик, планирование исследования, сбор фактического материала, первичную обработку, анализ и осмысление данных собственного исследования, подготовку и защиту исследовательской работы. Функция преподавателей на этом этапе заключается в консультировании и курировании процесса работы. Количество учебных часов планируется согласно учебно-тематического плана, с учетом рекомендуемого СанПиНом режима занятий в объединениях эколого-биологической направленности, с обязательным 10 минутным перерывом между занятиями для проветривания помещений и отдыха воспитанников. Программы углубленного модуля – «Глобальные проблемы человечества» или «Научно-исследовательская деятельность воспитанников в Городской экологической школе».

Ожидаемые педагогические результаты и способы определения их результативности

  • Расширение кругозора воспитанников и выработка у них экологического мировоззрения и восприятия окружающего мира;

  • Формирование экологической культуры (все её компоненты) воспитанников в соответствии с их возрастными возможностями и индивидуальными особенностями;

  • Развитие практических умений и навыков оценки окружающей среды;

  • Приобретение опыта творческого участия в экологических конференциях, конкурсах и фестивалях;

  • Развитие функциональной грамотности, как совокупности знаний, умений их применять в практической бытовой и профессиональной жизни, а также адекватного восприятия окружающей человека действительности.

Способы определения результативности:

Педагогический контроль знаний, умений и навыков предусматривает несколько уровней – промежуточный и итоговый

Промежуточный:

1. Анкетирование

2. Решение ситуационных задач (проверка активного уровня усвоения и применения знаний проводится путем решения задач различного рода: ситуационных, практических, демонстрационных и др.). Умение применять знания проверяется при изучении всех тем курса.

3. Творческое использование полученных знаний (умение «переносить» знания для написания реферата, проекта, исследовательской работы и защита их).

4. Результативность участия в мероприятиях различного уровня.

Для контроля практических умений и навыков проводится выездной экологический практикум с последующей камеральной обработкой полученных данных о природном объекте.

Итоговый:

Контроль знаний, умений и навыков проводится по сумме показателей за все время обучения. Воспитанники получают свидетельство об окончании городской экологической школы (базового и углубленного уровней).

Основными формами подведения итогов реализации программы являются:

  • Ежегодные конференции воспитанников городской экологической школы.

  • Участие в городских и областных мероприятиях экологической направленности.

Учебный план



Предметы

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

ч/в год

ч/в год

ч/в год

1

1 год обучения

Экология лесов и ландшафтов Новгородской области

72

72




2

2 год обучения

Экология лесов и ландшафтов Новгородской области

72

72




3

3 год обучения

Глобальные проблемы человечества или Научно-исследовательская деятельность воспитанников в ГЭШ








72



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 3»

Центр экологического образования, краеведения,

детско-юношеского туризма и отдыха



Рассмотрена на педагогическом совете

Центра экологического образования, краеведения, детско-юношеского

туризма и отдыха

Протокол № 2 от 08.10.2010

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «Гимназия № 3»

________________А.В. Жмурко

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей «городская экологическая школа» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Лидер»
Данная образовательная программа дополнительного образования детей является модифицированной и разработана на основе авторской образовательной...
Образовательная программа дополнительного образования детей «городская экологическая школа» iconОбразовательная программа автономного учреждения дополнительного образования детей
Детско-юношеская спортивная школа №1 г. Ишима является автономным учреждением дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «городская экологическая школа» iconСправка о самообследовании государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Москвы «Московская городская детская музыкальная школа имени В. М. Блажевича»
Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Москвы «Московская городская детская...
Образовательная программа дополнительного образования детей «городская экологическая школа» iconОбразовательная программа для дополнительного образования детей «Волшебный мир из дерева»
Название программы: Образовательная программа для дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «городская экологическая школа» iconПодготовка преподготовка и повышение квалификации педагогических кадров в системе дополнительного образования
Колебанова Надежда Николаевна, муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская Экологическая...
Образовательная программа дополнительного образования детей «городская экологическая школа» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Обучение верховой езде»
Тсха им. К. А. Тимирязева и занятий конным спортом, а так же обучения на курсах повышения квалификации при внии коневодства. В 2006...
Образовательная программа дополнительного образования детей «городская экологическая школа» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»
Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных...
Образовательная программа дополнительного образования детей «городская экологическая школа» iconПрограмма «туризм в начальной школе»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Городская станция юных туристов»
Образовательная программа дополнительного образования детей «городская экологическая школа» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Создание художественной композиции из цветов как средство развития творческих способностей воспитанников школы интерната»
«Астраханская специальная (коррекционная) школа – интернат имени С. И. Здоровцева для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения...
Образовательная программа дополнительного образования детей «городская экологическая школа» iconПрограмма развития Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Астрахани «Центр дополнительного образования детей №1»
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей 2012г
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница