Методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения




Скачать 28,06 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Дата04.02.2016
Размер28,06 Kb.
ТипМетодические рекомендации


НОУ ВПО ВОЛОГОДСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА


Кафедра «Финансы и кредит»


Л. П. ВАСИЛЬЕВА


РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА


Методические рекомендации

по выполнению контрольных работ

для студентов

заочной формы обучения

специальностей

080109(060500) Бухгалтерский учет, анализ и аудит

080105(060400) Финансы и кредит

080301(351300) Коммерция (торговое дело)

080401(351100) Товароведение и экспертиза товаров

080507(061100) Менеджмент организации




Вологда – 2009




Рекомендовано к изданию

Учебно-методическим Советом

Вологодского института бизнеса


Региональная экономика: методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов заочной формы обучения. – Вологда: ВИБ, 2009. – 15 с.


Составитель: Васильева Л.П., ст. преподаватель кафедры финансов и кредита Вологодского института бизнеса


Рецензент: Юренева Т.Г., к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита НОУ ВПО ВИБ


Методические рекомендации содержат тематику лекций, планы практических занятий, тематику контрольных работ, методические рекомендации к их выполнению, рекомендуемую литературу.


Рассмотрены на заседании кафедры финансов и кредита

Протокол № ___ от «___» _______2009 года.


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА 5

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 9

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ 10

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14



ВВЕДЕНИЕ


Учебный курс «Региональная экономика» предполагает:

- ознакомление с методологическими основами и методическими подходами к формированию целостной системы прогнозирования, планирования, программирования и регулирования экономики и социальной сферы национально- и административно-территориальных объединений;

- овладение важнейшими теоретическими и практическими положениями курса;

- изучение понятийного аппарата, научных постулатов государственного регулирования и экономический политики;

- рассмотрение целесообразности применения конкретных административных и экономических регуляторов в отдельных секторах и отраслях хозяйственного комплекса страны.


Цель учебной дисциплины состоит в комплексном изучении возможных путей формирования экономического механизма функционирования хозяйственного комплекса страны на региональном уровне.


Задачи изучения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны:

  • знать определение основных понятий, характеризующих региональную экономику как социально-экономическую систему;

  • знать современные подходы к региональному менеджменту;

  • уметь анализировать территориальные системы на предмет выявления потенциальных возможностей развития экономической активности в территориальном аспекте;

  • знать виды, методы и особенности регионального управления;

  • уметь анализировать состояние и эффективность деятельности предприятия в локальных рыночных условиях;

  • знать основы организации системы управления в локальных условиях;

  • уметь формировать адаптивные подходы и методики к совершенствованию деятельности хозяйствующих субъектов на определенных территориях.

Изучение дисциплины "Региональная экономика" использует материал дисциплин: "Философия", "География", "Экономическая география", "Правоведение", "Социология", "История экономических учений", "Экономическая теория", "Финансы и кредит", "Менеджмент", "Экономика предприятия", "Основы предпринимательской деятельности", "Мировая экономика", "Экономическая оценка инвестиций", "Планирование на предприятии", "Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия", "Экономика отрасли".

Дисциплина является одной из основ для написания выпускной работы и сдачи междисциплинарного экзамена.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА


1. Понятие, предмет и методы региональной экономики

2. Основы пространственной организации экономики.

3. Экономические законы и факторы социально-экономического развития регионов

4. Государственное регулирование развития регионов

5. Региональные  прогнозы и программы.

6. Методы изучения и обоснования регионально-хозяйственной структуры и экономики регионов

7. Территориальное распределение экономического потенциала

8. Региональный инвестиционно-строительный комплекс

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Тема 1. Понятие, предмет и методы региональной экономики.

Актуальность и задачи курса. Предмет и объект региональной экономики. Методы исследования в региональной экономике. Региональные исследования в трудах ученых-экономистов.


Вопросы для самоконтроля

1. Что является предметом изучения курса «региональная экономика и управление», каково значение изучения данной дисциплины?

2. Какая связь существует между региональной экономикой и управлением и другими науками?

3. Каковы сходные черты и различия между содержанием понятий “регион – субъект федерации” и “экономический район”?

4. Охарактеризуйте основные черты регионов.

5. Назовите основные научные методы региональных экономических исследований.

6. Что такое “модельные регионы”?

7. Назовите цели и задачи изучения дисциплины.

8. Охарактеризуйте основные направления региональных научных исследований в России и за рубежом.

Литература: 2,3,4.


Тема 2. Основы пространственной организации экономики.

Территориальное разделение труда как форма развития общественного производства. Региональное воспроизводство. Региональный хозяйственный комплекс, его структура и виды.


Вопросы для самоконтроля

1. С какой целью вводятся сетки территориального деления страны?

2. Каким образом изменилась сетка административно-территориального деления страны после преобразования РСФСР в Российскую Федерацию и принятия Конституции РФ?

3. Изменилась ли роль экономического районирования в современных условиях?

4. Каковы назначение и состав федеральных округов и межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия?

5. Каково понятие и сущность территориально-отраслевой структуры в региональном хозяйственном комплексе?

6. Какие существуют методы определения отраслей рыночной специализации регионов, экономической эффективности производства?

7. Назовите факторы, определяющие распределение отдельных отраслей и производств?

8. Каковы основные идеи новых теорий размещения деятельности: теории диффузии инноваций, теории полюсов роста, теории территориально-производственных комплексов?

9. Понятие природно-ресурсного потенциала регионов и проблемы его рационального использования.

10. Региональные рынки, их взаимодействие в общей системе. Роль маркетинга.

11. Какие уровни государственной власти могут управлять экономикой регионов, их структура.

12. Охарактеризуйте принципы организации региональных органов государственной власти РФ?

13. Какова роль в регулировании экономического развития субъектов федерации, ассоциаций экономического взаимодействия?

Литература: 2,3-5.


Тема 3. Экономические законы и факторы социально-экономического развития регионов.

Законы и принципы регионального развития. Факторы развития регионов и их влияние на рыночную экономику. Организационные основы развития регионов.


Вопросы для самоконтроля

1.Что такое региональный экономический механизм?

2. Каковы главные черты регионального механизма в административно плановой экономике?

3. Охарактеризуйте принципиальные изменения регионального экономического механизма при переходе к рыночной экономике и реальному федерализму.

4. Каковы основные формы экономических отношений регионов в
национальной экономике?

Литература: 2,4.


Тема 4. Государственное регулирование развития регионов.

Методы государственного регулирования развития регионов. Необходимость регулирования. Основная задача и органы регулирования. Роль президентских представительств в федеральных округах. Система и механизм регулирования.


Вопросы для самоконтроля

1. Какими основными целями должны руководствоваться власти субъектов Федерации при воздействии на региональную экономику, в чем их отличие от целей региональной политики советского периода?

2. Почему субъект Федерации можно назвать “квазигосударством” и “квазикорпорацией”?

3. Какой состав инструментов включают средства региональной микрополитики?

4. С какой целью власти субъектов федерации воздействуют на труд, капитал и какими способами?

5. Развитие каких групп деятельности, осуществляемых государственными предприятиями, должно быть подчинено критерию роста благосостояния населения, а не критерию максимизации прибыли?

6. Назовите формы и методы государственного воздействия на экономику региона.

7. Организация местного самоуправления в РФ и направления его совершенствования.

Литература: 2,4.


Тема 5. Региональные  прогнозы и программы.

Назначение региональных прогнозов, их содержание и особенности. Методический арсенал прогнозирования. Комплексные территориальные схемы, исследования по региональным прогнозам. Сущность целевой региональной программы. Управление программой. Методика обоснования. Практика разработки программ.


Вопросы для самоконтроля

1. Зачем нужны долгосрочные прогнозы регионального развития?

2. В чем состоит сущность и новая роль региональных программ?

3. Управляет или нет федеральное правительство процессом разработки прогнозов в субъектах федерации?

4. Из каких этапов состоит процесс прогнозирования регионального развития?

5. Какие основные показатели входят в макет прогноза регионального развития?

6. Каковы возможности и направления использования метода моделирования в решении практических проблем региональной экономики?

Литература: 2,4.


Тема 6. Методы изучения и обоснования регионально-хозяйственной структуры и экономики регионов.

Система расчетных методов изучения и обоснования регионального развития. Обоснование размещения предприятия и рынка его продукции. Анализ и прогнозирование развития регионов. Сбалансированность и оптимизация регионального хозяйства.


Вопросы для самоконтроля

  1. Что является предметом региональной статистики? Какова ее структура?

  2. Каковы соотношения между системой национальных счетов (СНС) системой региональных счетов (СРС)?

  3. Опишите схему регионального межотраслевого баланса производства и распределения продукции.

  4. Как отражаются вывоз и ввоз, экспорт и импорт в региональном межотраслевом балансе?

  5. Охарактеризуйте методы систематизации и анализа межрегиональных связей.

  6. Охарактеризуйте методы анализа территориальной структуры экономики.

Литература: 2,4.


Тема 7. Территориальное распределение экономического потенциала.

Производственно-техническая база и ее региональная структура. Региональная инфраструктура рынка. Торговля и транспорт. Трудовые ресурсы регионов. Земельные и водные ресурсы регионов. Финансовый потенциал.


Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные макроэкономические показатели развития региона?
2. Каковы показатели открытости экономики региона?
3. Охарактеризуйте экономический смысл и возможности применения коэффициентов локализации (специализации) производства.
4. Назовите принципы построения и применения интегрированных индикаторов развития региона.
5. Для чего необходима типологизация регионов?
6. Назовите основные подходы к построению региональных типологий?

Литература: 1,2,4.


Тема 8. Региональный инвестиционно-строительный комплекс

Теоретико-методические основы функционирования инвестиционно–строительного комплекса. Инвестиционно-строительный комплекс – как открытая и регулируемая система региональной экономик. Эволюция механизмов регулирования в инвестиционно-строительном комплексе зарубежных стран. Социально-экономические показатели инвестиционно-строительного комплекса Вологодской области.


Вопросы для самоконтроля

Дайте оценку развития инвестиционно-строительного комплекса Вологодской области с помощью следующих социально-экономических показателей:

  • число действующих строительных организаций

  • распределение действующих строительных организаций по численности работников и форм собственности

  • объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «строительство»

  • структура затрат на производство и продажу продукции по виду экономической деятельности «строительство»

  • инвестиции в основной капитал организаций, осуществляющих строительную деятельность

  • основные фонды организаций основного вида экономической деятельности «строительство»

  • состояние парка основных строительных машин в строительных организациях

  • ввод в действие жилых домов

  • незавершенное строительство жилых домов

Литература: 1,4.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ


Основными формами изучения дисциплины “Региональная экономика” являются лекции, контрольная работа, практические занятия, консультации, а также самостоятельная работа с учебной литературой. Итоговый контроль осуществляется в виде зачета.

Данные методические указания нацелены на то, чтобы при самостоятельной подготовке к контрольной работе студент изучил основные теоретические вопросы в соответствии с учебной программой и, решая предложенные ситуационные задачи.

Цель выполнения контрольной работы состоит в том, чтобы помочь
студентам глубже изучить теорию и практику системы управления на уровне региона.

Согласно учебному плану студент - заочник должен выполнить одну
письменную контрольную работу. Для выполнения контрольной работы
необходимо руководствоваться учебной программой дисциплины «Региональная экономика» и настоящими методическими указаниями.

Каждый вариант контрольной работы включает теоретический вопрос и практическую часть.

Приступая к выполнению теоретического задания контрольной работы, студент - заочник должен подробно:

  • ознакомиться с методическими указаниями;

  • ознакомиться с каждой темой программы курса по учебной литературе;

  • проработать соответствующие теоретические вопросы для того, чтобы правильно выполнить практические задания.

Вариант контрольной работы определяется по последней цифре номера студенческого билета и включает теоретическую и практическую части.

Оформление контрольной работы должно соответствовать предъявляемым требованиям. Контрольная работа имеет объем 10 страниц формата А4. (теоретическая часть – 3-4 страницы, практическая 5-6 страниц). Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями института. На второй странице указывается номер варианта и содержание контрольной работы.

Все страницы должны быть пронумерованы. На последней
странице необходимо указать список используемой литературы. Контрольная работа подписывается студентом с указанием даты ее выполнения и отсылается на рецензирование.

Если контрольная работа не зачтена, то она возвращается студенту -
заочнику для доработки с соответствующими замечаниями рецензента.

За письменными и устными консультациями по вопросам выполнения
контрольной работы студентам следует обращаться к преподавателю, читающему данную дисциплину в институте.

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ


Вариант 1

Теоретический вопрос

Роль государства в решении региональных проблем: мировой опыт и положение в экономике России.


Практическое задание:

провести исследование социально-экономических показателей за последние три года по Вологодской области:

тема «Финансы»:

налоги и сборы, поступающие в бюджетную систему области

консолидированный бюджет

задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему области

деятельность кредитных организаций


Вариант 2

Теоретический вопрос

Современное состояние межрегиональной миграции рабочей силы.

Практическое задание:

провести исследование социально-экономических показателей за последние три года по Вологодской области:

тема «Внешнеэкономическая деятельность» :

внешнеторговый оборот области

цены внешней торговли


Вариант 3

Теоретический вопрос

Региональный аспект проблемы занятости населения в переходный период.

Практическое задание:

провести исследование социально-экономических показателей за последние три года по Вологодской области:

тема «Торговля и услуги населению»:

розничная и оптовая торговля

услуги


Вариант 4

Теоретический вопрос

Иностранные инвестиции: проблемы привлечения в экономику российских регионов и перспективы.

Практическое задание:

провести исследование социально-экономических показателей за последние три года по Вологодской области:

тема «Транспорт»:

Грузовые перевозки

Пассажирские перевозки


Вариант 5

Теоретический вопрос

Региональные бюджеты: источники формирования и направления расходования.

Практическое задание:

провести исследование социально-экономических показателей за последние три года по Вологодской области:

тема «Сельское и лесное хозяйство»:

основные показатели сельского хозяйства

продовольственные ресурсы и их использование

растениеводство


Вариант 6

Теоретический вопрос

Виды региональных и местных налогов. Совместные налоги.

Практическое задание:

провести исследование социально-экономических показателей за последние три года по Вологодской области:

тема «Предприятия и организации»:

общая характеристика предприятий и организаций

малое предпринимательство

деятельность организаций с участием иностранного капитала


Вариант 7

Теоретический вопрос

Федеральные и региональные целевые программы: создание и финансирование.

Практическое задание:

провести исследование социально-экономических показателей за последние три года по Вологодской области:

тема «Сельское и лесное хозяйство»:

основные показатели сельского хозяйства

лесозаготовки

животноводство


Вариант 8

Теоретический вопрос

Типы регионов в России: социально-экономические показатели развития

Практическое задание:

провести исследование социально-экономических показателей за последние три года по Вологодской области:

тема «Рынок труда»:

Занятость населения

безработица, трудоустройство населения


Вариант 9

Теоретический вопрос

Современная государственная региональная политика: новые подходы и методы.

Практическое задание:

провести исследование социально-экономических показателей за последние три года по Вологодской области:

тема «Население»:

численность и состав населения

естественное движение населения

миграция населения


Вариант 10

Теоретический вопрос

Источники инвестиционных средств в регионе: государственные и негосударственные

Практическое задание:

провести исследование социально-экономических показателей за последние три года по Вологодской области:

тема «Климат и природно–климатические ресурсы Вологодской области»:

Земельный фонд

Потребление свежей воды

Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов


Зачет по курсу “Региональная экономика”

Зачет является заключительным этапом изучения всей дисциплины и

имеет целью проверку знаний студентов по теории и выявлению навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой. Зачет проводится в устной форме по вопросам.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ


  1. Предмет и объект региональной экономики.

  2. Методы исследования в региональной экономике.

  3. Региональные исследования в трудах ученых-экономистов.

  4. Территориальное разделение труда как форма развития общественного производства.

  5. Региональное воспроизводство.

  6. Региональный хозяйственный комплекс, его структура и виды.

  7. Методы государственного регулирования развития регионов. Необходимость регулирования.

  8. Основная задача и органы регулирования.

  9. Система и механизм регулирования

  10. Назначение региональных прогнозов, их содержание и особенности. Методический арсенал прогнозирования.

  11. Комплексные территориальные схемы, исследования по региональным прогнозам.

  12. Сущность целевой региональной программы.

  13. Управление программой. Методика обоснования.

  14. Практика разработки программ.

  15. Производственно-техническая база и ее региональная структура.

  16. Региональная инфраструктура рынка.

  17. Торговля и транспорт.

  18. Трудовые ресурсы регионов.

  19. Земельные и водные ресурсы регионов.

  20. Финансовый потенциал.

  21. Принципы и методы экономического районирования.

  22. Система экономических районов.

  23. Региональный аспект государственной инвестиционной политики.

  24. Концептуальное моделирование структурно-инвестиционной политики.

  25. Схема приоритетов развития хозяйственного комплекса региона в структурно-инвестиционной политики.

  26. Основные направления структурно-инвестиционной политики в регионе.

  27. Финансовый потенциал регионов.

  28. Межбюджетные отношения.

  29. Региональный инвестиционный климат и капитальное строительство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Основная литература:


1. Дмитриев Ю.А. Формирование инновационной региональной экономики: монография / Ю. А. Дмитриев, А. И. Смирнов, К. В. Хартанови ; ред. К. В. Хартанович. - Владимир: Собор, 2008. - 320 с.

2. Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление : учебник для вузов / Г. Г. Фетисов, В. П. Орешин. - М : ИНФРА-М, 2008. - 416 с.


Дополнительная литература

3. Игнатов В.Г. Регионоведение (методология, политика, экономика, право) / В.Г. Игнатов, В.И. Бутов. - Ростов н/Д : МарТ, 1998. - 320 с.

4. Региональная экономик : учебник для вузов / Т. Г. Морозова [и др.]; ред. Т. Г. Морозова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Банки и биржи : ЮНИТИ, 1998. - 472 с.

5. Регионоведени : учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шишов, Р.А. Исляев; ред. Т.Г. Морозова. - М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1998. - 424 с.

6. Шохин Н.Н. Антикризисное управление доходными ресурсами муниципальных образований на основе инноваций: монография / Н. Н. Шохин; СПбГУ. - СПб. : Наука, 2004. - 188 с.

Перечень Интернет-ресурсов








Наименование темы, издания

Электронный адрес

1

Государственное регулирование развития регионов

http://nic.pirit.info/200211/038.htm

2

Региональные  прогнозы и программы

http://www.prognoz.ru/ru/publication_05.php

3

Методы изучения и обоснования регионально-хозяйственной структуры и экономики регионов

http://www.glebfetisov.ru/lib/articlies/index.php?ELEMENT_ID=365



Похожие:

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов 1 4-го курсов всех специальностей заочной формы обучения
Английский язык : метод указания по выполнению контрольных работ для студентов 1 – 4-го курсов всех специальностей заочной формы...
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения дисциплины маркетинг
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания к выполнению контрольных работ для студентов очно заочной, заочной формы обучения
Контрольная работа является одной из форм проверки знаний студентов, позволяющей осуществить итоговый контроль усвоения наиболее...
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных работ №1,2 для студентов заочной формы обучения
Рекомендуемая литература Приложение 1 Содержание дисциплины
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии»
Охарактеризуйте основные особенности проведения сертификации продовольственных товаров
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания по выполнению контрольных работ
Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения нгуэу, которые в соответствии с учебным планом должны выполнить...
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения iconНикитина М. А., Ткачева И. А., Леонтьева Т. Н., Льонченко Т. Т
Данные методические указания по выполнению контрольных работ по иностранному языку (английскому, немецкому, французскому) предназначены...
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания по выполнению контрольных работ и тематика контрольных работ по реинжинирингу бизнес-процессов и по их выполнению Методические рекомендации
График организации самостоятельной работы студентов очного отделения и методические указания по самостоятельному освоению курса
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения iconПрограмма дисциплины и методические указания по выполнению контрольных работ для студентов 3 4 курса специальности 260501 «Технология продуктов общественного питания»
Программа дисциплины и методические указания по выполнению контрольных работ для студентов 3 4 курса специальности 260501 «Технология...
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ. Для выполнения контрольной работы №1 рекомендуется повторить следующие грамматические темы
Письменная контрольная работа по дисциплине «Иностранный язык» (английский), выполняемая студентами заочной формы обучения, предусмотрена...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница