Читательская конференция «у войны не женское лицо»




Скачать 19,35 Kb.
НазваниеЧитательская конференция «у войны не женское лицо»
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер19,35 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3

Муниципальное образовательное учреждение

Колодинская средняя общеобразовательная школа

Пошехонского муниципального района Ярославской области




ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО»


Автор: учитель русского языка и литературы Лаврова Татьяна Леонидовна


с. Колодино 2011 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Внеклассное мероприятие: читательская конференция «У войны не женское лицо» (по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»)

Предметная область: литература.


Цель: содействовать формированию у учащихся патриотизма на примерах героев художественных произведений о Великой Отечественной войне и примерах жизни земляков.


Задачи:

а) воспитательные:

– воспитывать высокие патриотические качества;

– формировать историческую память;

– воспитывать чувство уважения к защитникам Отечества;

– учить отстаивать свою точку зрения логическими доводами;

– учить терпимо относиться к чужому мнению;

– развивать эстетический и нравственный потенциал учащихся;

б) развивающие:

– развивать читательскую наблюдательность;

– развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость, познавательную активность и инициативу;

в) образовательные:

– расширить диапазон познавательных интересов;

– помочь обучающимся оценивать поступки героев повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» и выражать своё отношение к ним;

– учить видеть затронутые автором проблемы, на основе этого привлечь внимание к писателю Б.Л. Васильеву и его творчеству.


Условия эффективности проведения мероприятия:

Предварительный настрой обучающихся на серьёзный разговор, внимательное чтение повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…», просмотр художественного фильма «А зори здесь тихие…» (режиссёр Станислав Ростоцкий), знакомство с биографией Б.Л. Васильева (индивидуальное задание), выразительное чтение стихотворения Ю.В. Друниной «Зинка» хорошо подготовленным учеником, приглашение на мероприятие ветерана Великой Отечественной войны Пениной А.С., подготовка индивидуальных заданий-сообщений.


Формы и методы реализации: беседа, разговор, обмен мнениями, интервью, анализ, рассказ.


Возраст участников конференции: 11 класс (16-17 лет)


Продолжительность: 1,5 часа (2 урока)

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ

I. Вступительное слово учителя о теме Великой Отечественной войны в русской литературе.

II. Биография Б.Л. Васильева (сообщение подготовленного ученика).

III. Слово учителя о повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»

IV. Сообщение учителя о проблематике повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»

V. Беседа по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…».

1) Когда и где происходит действие повести «А зори здесь тихие…»?

2) Кто является главными героями повести?

3) В чём своеобразие характера каждой из пяти девушек-зенитчиц?


4) Почему для раскрытия своего замысла автор выбирает именно такие типы героинь?


5) Можно ли считать, что в повести есть собирательный образ женщины на войне?

6) Можно ли назвать героической гибель каждой из девушек?

7) С каким чувством прощается Федот Евграфыч Васков с каждой из пяти девушек?


8) Как изменяется на протяжении повести характер старшины Васкова и отношение к нему автора-повествователя?


9) С какой целью Борис Васильев использует отступления в прошлое старшины Васкова и каждой из пяти девушек?


10) Как вы понимаете название повести – «А зори здесь тихие…»? Как помогает автору раскрыть смысл названия произведения пейзаж?


11) Кому адресована повесть?


12) Какой контраст выявили средствами киноискусства создатели фильма «А зори здесь тихие…»?

13) Понравилось ли вам произведение Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»? А фильм? Объясните, почему?

VI. Другие произведения, рассказывающие о женщине на войне.

1) Слово учителя.

2) Чтение стихотворения Ю.В. Друниной «Зинка» хорошо подготовленным учеником.

VII. Женщины-фронтовики Колодинского края.

  1. Слово учителя.

  2. Рассказ Пениной Анны Стахеевны, ветерана Великой Отечественной войны.

VIII. Слово учителя о тружениках тыла, вдовах участников войны.

IX. Минута молчания.


X. Слайдовая презентация «У войны не женское лицо».

XI. Заключительное слово учителя.


ОБОРУДОВАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ

Выставка книг о Великой Отечественной войне, портреты писателя Б.Л. Васильева, выставка его книг, художественный фильм «А зори здесь тихие» (режиссёр С.И. Ростоцкий), портреты С. Алексиевич, Ю. Друниной, иллюстрации на тему войны, книга очерков «Война в истории моей семьи» (Колодинский край), манометр, фонограмма «Ave, Maria», компьютер, проектор, экран.

На доске – эпиграф: Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший 41-й год. (Ю. Друнина)


СЦЕНАРИЙ

I. Вступительное слово учителя о теме Великой Отечественной войны в русской литературе (см. приложение 1).

II. Биография Б.Л. Васильева (сообщение подготовленного ученика) (см. приложение 2).

III. Слово учителя о повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»

Истинный успех пришёл к Б.Л. Васильеву после публикации повести «А зори здесь тихие...». Это одно из самых лучших и читаемых произведений писателя. В 1969 году книга была опубликована, в 1971 году инсценирована и в 1972 году экранизирована (режиссёр С.И. Ростоцкий). За повесть «А зори здесь тихие…» Б. Васильев был удостоен Государственной премии СССР, а за сценарий «А зори тихие…» – премии Ленинского комсомола. В 1997 писатель был удостоен премии имени А.Д. Сахарова «За гражданское мужество».

Борис Васильев сделал героями своей повести «А зори здесь тихие…» девушек, чтобы показать, насколько жестока война, ведь в женщинах начало всякой жизни.

Итак, женщинам, бойцам сурового времени, и посвящаем мы свою читательскую конференцию «У войны не женское лицо». Сегодня мы расскажем о представительницах прекрасного пола, которых бесчеловечно, жестоко «уравняла» война, злобно растоптав их обаяние, нежность, любовь.

IV. Сообщение учителя о проблематике повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»

Тема войны, подвига, человеческих страданий не могла оставить равнодушными наших современников. Повесть Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие… » сразу завоевала читательские сердца. Васильев пришёл в литературу опытным, зрелым человеком, знающим жизнь, духовное состояние своего современника, меру его страданий и радостей. Отсюда – подлинная человечность его героев, их высокая мера ответственности за себя, свой народ и свою Родину.

Основной принцип художественного построения повести – контраст: сопоставление радостного и грустного, переход от иронии и шутки к трагическим и героическим аккордам. Писатель органично соединяет обычное, житейское с возвышенным, героическим и тем самым создает внутренний динамизм повествования, делает чтение произведения захватывающим. Главные герои повести – женщины. Женское начало придаст повествованию особый лиризм, задушевность и трагизм. Сталкивая два начала: хрупкий мир женской девичьей красоты с миром зла, жестокости, убийств, Б. Васильев всем пафосом своего произведения говорит о несовместимости, несочетаемости двух понятий – женщина и война. Ведь женщина – мать, «в которой самой природой ненависть к убийству не заложена». К концу повести гибнут все главные героини, и с гибелью каждой обрывается маленькая ниточка с «бесконечной пряжи человечества». От главы к главе нарастает горечь от невозвратимости потерь.

V. Беседа по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»

1) Когда и где происходит действие повести «А зори здесь тихие…»?

Время действия повести «А зори здесь тихие…» – май 1942 года. Место – неведомый 171-й разъезд.

2) Кто является главными героями повести?

На тихом разъезде несут службу бойцы зенитно-пулемётного батальона. Это бойцы-девушки. Всего их пять: Маргарита Осянина, Евгения Комелькова, Елизавета Бричкина, Галина Четвертак, Соня Гурвич. Преследуя вражеских диверсантов в лесу, они во главе со старшиной Фёдором Евграфычем Васковым вступают в неравный бой с фашистами: шестеро против шестнадцати.

3) В чём своеобразие характера каждой из пяти девушек-зенитчиц?


Все девушки, герои повести, наделены неповторимостью. Каждая обладает своеобразным характером. У Жени Комельковой – яркая красота, которой восхищаются и мужчины и женщины, друзья и даже враги. Своеобразие облика Риты Осяниной – в ярко выраженном чувстве долга. Соне Гурвич присущи поэтичность в сочетании с хрупкостью и незащищённостью, которые вызывают желание уберечь, оградить. Главное в Лизе Бричкиной – это её близость к природе, открытая сердечность, а особинка Галки Четвертак – в её способности преображать действительность, в неуёмности фантазии.


4) Почему для раскрытия своего замысла автор выбирает именно такие типы героинь?


У каждой из девушек свой суровый счёт к фашистам. У Риты Осяниной – гибель «на второй день войны в утренней контратаке» мужа. У Жени Комельковой – «маму, сестру, братишку – всех из пулемёта уложили… Семьи комсостава захватили – и под пулемёт». У Сони Гурвич – «дружная и очень большая семья» в оккупированном Минске. У Лизы Бричкиной – несостоявшееся «предчувствие ослепительного счастья». У Галки Четвертак – неосуществлённые фантазии.

5) Можно ли считать, что в повести есть собирательный образ женщины на войне?


Из неповторимых характеров пяти девушек-зенитчиц в повести незаметно вырастает ёмкий собирательный образ советской женщины, женщины-патриотки, защитницы своей Родины. По сути, каждая из пяти героинь становится носительницей одного из существенных качеств этого собирательного образа.

На страницах повести «А зори здесь тихие…» поэтизируется женственность и обаяние молодых героинь. С юмором изображаются будни зенитной батареи, быт девичьего подразделения, даже то, как девушки чисто по-женски налаживают отношения между собой, порой нарушая субординацию, единодушно пытаются «саботировать» распоряжения «сухаря» Васкова. С горечью пишет Б. Васильев о том, как суровая действительность войны вступает в непримиримые противоречия с присущими женщине жизнелюбием, нежностью, добротой. Подтверждение этому находим в сцене, когда Рита Осянина убивает своего первого немца. Потрясение от убийства, хотя оно и является справедливым возмездием, настолько велико, что на поздравления девчат «она улыбалась наклеенной улыбкой. Всю ночь её трясло». Такие же чувства испытывает и Женя Комелькова в рукопашном бою, когда впервые должна убить врага прикладом «по живой голове» (как говорит Васков). И это притом, что и у Риты, и у Женьки есть свой, и немалый, счёт к фашистам.

Объединяет всех героинь повести и готовность без колебаний вступить в бой с врагами. Против целой диверсионной группы специально обученных убийц, вымуштрованных, вооружённых до зубов, встали в обнимку с трёхлинейками пять девушек. Но сейчас они, не требуя никаких скидок для себя и не думая даже о них, делаю всё, чтобы остановить врага. И ради этого они не жалеют жизней своих.

Женщина и война несовместимы. В женщине самой природой заложена ненависть к убийству.

6) Можно ли назвать героической гибель каждой из девушек?

Сцена гибели Лизы Бричкиной:

– пересказ эпизода повести «А зори здесь тихие…» (7 глава);

– просмотр фрагмента фильма «А зори здесь тихие».

Сцена гибели Сони Гурвич:

– пересказ эпизода повести «А зори здесь тихие…» (8 глава);

– просмотр фрагмента фильма «А зори здесь тихие».

Сцена гибели Гали Четвертак:

– пересказ эпизода повести «А зори здесь тихие…» (11 глава);

– просмотр фрагмента фильма «А зори здесь тихие».

Сцена гибели Жени Комельковой:

– пересказ эпизода повести «А зори здесь тихие…» (13 глава);

– просмотр фрагмента фильма «А зори здесь тихие».

Сцена гибели Риты Осяниной:

– пересказ эпизода повести «А зори здесь тихие…» (14 глава);

– просмотр фрагмента фильма «А зори здесь тихие».


Вывод: Гибель каждой из девушек можно назвать героической. Подвиг каждой из героинь произведения становится особенно весомым и значительным оттого, что они, женщины, исполненные любви к людям, предназначенные самой природой дарить и продолжать жизнь на Земле, нежные и хрупкие, взваливают на себя груз ратных забот, вступают в беспощадную схватку с жестокими захватчиками и погибают, защищая ценой своих едва только начавшихся жизней свободу и будущее своей Родины. Казалось бы, ничем не примечательные старшина Васков, девушки- зенитчицы Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак не участвуют ни в каких крупных боевых действиях. Но они отстояли тот клочок земли, который им поручено защищать. Девушки проявили непоколебимую твёрдость, смелость, глубокую человечность.


7) С каким чувством прощается Федот Евграфыч Васков с каждой из пяти девушек?

У старшины Васкова болит душа: девушкам приходится воевать, убивать врага и погибать самим. Ему кажется, что он плохо ими командует и кругом перед ними виноват. «Хватит тех, что погибли. По горло хватит, до конца жизни», – горько размышляет он после первых потерь, мечтая сохранить оставшихся. Когда старшина подводит горестные итоги, он нерасторжимо соединяет всех девушек своей скорбью, желанием отомстить, увековечить память о них.

8) Как изменяется на протяжении повести характер старшины Васкова и отношение к нему автора-повествователя?


Знакомя читателя с Васковым, Борис Васильев прибегает и к прямой авторской характеристике, и к несобственно-прямой речи, и к экскурсам в прошлое героя. Прошлое старины многое объясняет в нём, сегодняшнем. Прежде всего, считал «большой помехой, что человек он почти без образования», хоть и не его в этом была вина: «аккурат в конце … четвёртого (класса) у него медведь отца заломал». И стал он с четырнадцати лет «и кормильцем, и поильцем, и добытчиком» в семье. «Сроду Васков чувствовал себя старше, чем был». А это объясняет, в свою очередь, почему в армии он старшиной был не только по званию, а по своей «старшинской сути», которая стала своеобразной чертой его мироощущения. В старшинстве Васкова автор видит своего рода символ. Символ опорной, коренной роли таких людей, как Васков, добросовестных работников, трудяг во всей жизни – и в военной тоже. В качестве «старшого» он опекает бойцов, заботится о порядке, добивается неукоснительного выполнения задания. В «пунктуальном исполнении чужой воли видел весь смысл своего существования». Но педантичная приверженность каждой букве устава выдаёт ограниченность кругозора старшины, ставит его нередко в смешное положение.

Взаимоотношения старшины и зенитчиц на первых порах складываются трудно именно оттого, что, с точки зрения Васкова, девушки постоянно нарушают устав, а с точки зрения девушек – оттого, что Васков слепо следует уставу, не в состоянии учитывать живую жизнь, которая никак не укладывается в уставные параграфы. На этой стадии взаимоотношений девушки для старшины – «эх, вояки!», а он для девушек – «пенёк замшелый: в запасе двадцать слов, да и те из уставов». (Само слово «устав» и другие военные термины не сходят с языка Васкова. Пытаясь, например, выразить своё впечатление от пронзительной красоты Жени Комельковой, он говорит: «Неимоверной силы глаз, как стопятидесятидвухмиллиметровая пушка-гаубица».)

Смертельный бой с диверсантами стал тем испытанием, в котором глубже раскрывается, вызревает характер Васкова.

Необходимость поддерживать бодрость духа в своём маленьком отряде заставляет скупого на проявление чувств старшину «улыбку изо всех сил к губам прилаживать». Узнавая девушек-бойцов, он проникается тёплым сочувствием к горю каждой их них. Сроднившись с этими девчатами общей бедой, общими утратами, общим желанием победить, отстоять свою землю, он говорит: «Да какой я вам старшина, сестрёнки? Я теперь вроде как брат». Так в бою наполняется живой благотворной человечностью, расправляется душа сурового Васкова, а девушки проникаются уважением к нему, доверяя его жизненному опыту – военному, трудовому.

Но ещё более существенно другое изменение в характере героя. По складу мышления, по привычкам Васков – исполнитель, достойный самой высокой похвалы за свою добросовестность и смешной в своей педантичности. А ситуация, в которой он оказался, потребовала от него умения самостоятельно принимать решения, догадываться о замыслах врага, предупреждать их. И, преодолевая первоначальную растерянность, опаску, Васков приобретает решительность, инициативность. И делает всё, что действительно могло быть в его положении единственно правильным, необходимым и возможным. Само отношение к уставу у старшины в этот момент не стало иным, но сейчас оно не вызывает усмешки, так как в нём Федот Евграфыч ищет поддержку своим раздумьям. Васков рассуждает: «Война – это ведь не просто кто кого перестреляет. Война – это кто кого передумает. Устав для того и создан, чтобы голову тебе освободить, чтоб ты вдаль думать мог, на ту сторону, за противника».

Борис Васильев видит основу такого духовного преображения старшины в его исконных нравственных качествах, прежде всего в неискоренимом чувстве ответственности «за всё на свете»: за порядок на разъезде и за сохранность казённого имущества, за настроение подчинённых и за соблюдение ими уставных требований. Так в повести «А зори здесь тихие…» раскрывается связь между добросовестностью, рачительностью советского труженика и его способностью к высокой гражданской активности.

В конце повести автор поднимает своего героя на высоту осознанного героизма и патриотизма. Авторская интонация, сливаясь с голосом Васкова, достигает патетики: «Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадёжно – держать. …И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфыч Васков, был сейчас её последним сынком и защитником. И не было во всём мире больше никого: лишь он, враг да Россия».

Единый подвиг – защита Родины – уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде. Так возникает ещё один мотив повести: каждый на своём участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие. Это и есть мера героического, по Борису Васильеву.

  1   2   3

Похожие:

Читательская конференция «у войны не женское лицо» iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия на тему «У аборта женское лицо»
Цель: содействие приобщению учащихся к главной ценностной ориентации общества – сохранению жизни человека
Читательская конференция «у войны не женское лицо» iconВ) Курская битва Г) Ялтинская (Крымская) конференция в каких трёх городах в период Второй мировой войны происходили встречи лидеров СССР
Установите соответствие между сражениями, военными операциями Великой Отечественной войны и годами, когда они произошли
Читательская конференция «у войны не женское лицо» iconСтруктурного подразделения, принимающего участие в проекте
Лицо, ответственное за подготовку заявки (контактное лицо) (это не представитель руководства бгу)
Читательская конференция «у войны не женское лицо» iconСценарий открытия фестиваля творческой защиты проектов по теме: «Советская дипломатия в годы Великой Отечественной войны»
Й ведущий: Дипломат – в международном праве официальное лицо государственного органа внешних отношений, уполномоченное правительством...
Читательская конференция «у войны не женское лицо» iconКлассный час, посвященный 200-летию Бородинского сражения
Задачи: Познакомить с основными этапами Отечественной войны 1812 года, Бородинским сражением, как одной из ярких битв этой войны;...
Читательская конференция «у войны не женское лицо» iconМоу «Усть-Илимский экспериментальный лицей» детство, опалённое войной секция «Дети войны»
Областная краеведческая конференция школьников, посвященная 65-летию победы в великой отечественной войне
Читательская конференция «у войны не женское лицо» iconИсследовательская работа по истории и обществознанию «Мишкинский район в годы Великой Отечественной войны»
Охватывают период с июня 1941 по май 1945 года. Выбор начальной даты работы обусловлен началом Великой Отечественной войны, а конечная...
Читательская конференция «у войны не женское лицо» iconКультура в годы войны
Цель: ознакомление обучащихся с развитием культуры в период войны, её особенностями
Читательская конференция «у войны не женское лицо» iconПредыстория "незнаменитой" войны
Если, вы не показали связь войны с предвоенной политикой, вы ничего в этой войне не поняли”
Читательская конференция «у войны не женское лицо» iconКонкурс «Недаром помнит вся Россия»
Журналистика, публицистика, проза периода войны. Поэты, писатели- участники войны 1812года с. 9-11
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница