Основные тенденции




Скачать 25,52 Kb.
НазваниеОсновные тенденции
страница1/7
Дата04.02.2016
Размер25,52 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7










Аналитический обзор

Октябрь - декабрь 2012


Настоящий аналитический обзор является результатом сотрудничества между белорусскими правозащитными организациями: Белорусским Хельсинкским комитетом (БХК), Белорусской ассоциацией журналистов (БАЖ), Ассамблеей демократических неправительственных организаций Беларуси, Центром правовойтрансформации (ЦПТ), Правозащитным центром «Вясна», Просветительско - благотворительным учреждением «Комитетом «Солидарность»», Белорусским институтом стратегических исследований (BISS), и Международным консорциумом «ЕвроБеларусь». Основная цель этого обзора – определить среднесрочные тенденции в области прав человека, социально-политической и экономической ситуации в Беларуси. Доклад охватывает период с октября по декабрь 2012 года.


Содержание


Октябрь - декабрь 2012 1

Содержание 2

Глава 1. Основные тенденции 3

Глава 2. Соблюдение прав человека в Беларуси 10

Свобода слова 10

Свобода собраний 12

Свобода ассоциаций и положение неправительственных организаций в Беларуси 15

Отправление правосудия 20

приложение 1. Состояние и развитие гражданского общества Беларуси 24



Глава 1. Основные тенденции


Политическая либерализация

На фоне стагнирующей общественно-политической жизни, которую лишь в незначительной степени оживили прошедшие парламентские выборы, происходит подготовка потенциального реформирования политической системы. Несмотря на то, что обсуждаемое несколько лет превращение общественного объединения “Белая Русь” в политическую партию не состоялось (препятствием стало политическое решение главы государства), парламент продолжает обсуждать законодательную базу под такую трансформацию. Кроме этого, ряд косвенных признаков свидетельствует о возможностях изменений в правовом поле деятельности общественных объединений.

Принципиальный вопрос реформирования состоит в возможности преобразования общественного объединения “Белая Русь” в политическую партию с сопутствующим возрастанием роли проправительственных объединений в политической системе. Предложенные Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов изменения в Избирательный кодекс, равно как и рассматриваемые парламентом изменения в закон “Об общественных объединениях”, призваны нивелировать некоторую зависимость политической системы от тактических действий оппозиционных сил.

В частности, указанные изменения призваны устранить возможность реального или мнимого бойкота выборов путем искусственного расширения числа субъектов, имеющих право выдвигать кандидатов в депутаты. Кроме этого, предлагаемые изменения направлены на законодательное исключение призыва к бойкоту выборов из понятия избирательной агитации. В ходе прошедшей избирательной кампании ЦИК запретил проведение пикетов в поддержку бойкота выборов в рамках агитационной кампании по уведомительному принципу.

Разработанные поправки в Избирательный кодекс Республики Беларусь предусматривают придание права выдвижения кандидатов в депутаты республиканским общественным объединениям с числом членов свыше 1 тысячи человек. В настоящее время это право принадлежит лишь политическим партиям, а роль общественных объединений ограничена возможностью выдвигать представителей в состав избирательных комиссий и наблюдателей.

По предварительной информации Министерства юстиции, таких организаций в стране — около ста, хотя теоретически каждое из существующих на 1 октября 2012 года 685 республиканских общественных объединений может увеличить численность своих членов до требуемого уровня.

Кроме этого, поправки предполагают отказ от государственного финансирования расходов на предвыборную агитацию и перевод ее на обеспечение за счет предвыборных фондов. Стоит отметить, что во время прошлых выборов депутатов Палаты представителей Национального Собрания правом на создание частных избирательных фондов воспользовалось менее трети кандидатов.

Реализация предложения об отказе от государственного финансирования приведет к преобразованию избирательного процесса в соревнование частного капитала под контролем властей, что не будет способствовать демократичности и справедливости избирательного процесса. Понятие пропаганды неучастия в выборах предложено вывести за пределы предвыборной агитации. В результате, сторонники бойкота выборов не смогут воспользоваться упрощенным порядком проведения массовых мероприятий, который действует для митингов агитационного характера.

В соответствии с планом законопроектной деятельности на 2013 год, текст законопроекта должен быть подготовлен Национальным центром законодательства и правовых исследований, Советом министров Республики Беларусь и Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов к июню 2013 года. В парламент данный законопроект должен быть внесен президентом в сентябре 2013 года.

В области свободы собраний снижение числа административных арестов в четвертом квартале было обусловлено как некоторым смягчением репрессивных санкций (в ряде случаев в рамках административных процессов лицам, обвиненным в нарушении порядка проведения массовых мероприятий выносились штрафы, а не административные аресты), так и малым количеством самих акций и их участников.

Поскольку значимых внутриполитических событий в ближайшем квартале не ожидается, а возобновление диалога Беларуси с Западом в первую очередь зависит от освобождения политзаключенных и лишь затем — от вопросов свободы слова, собраний и ассоциаций, стагнация в данной области будет продолжаться. Предположительно, интенсивность репрессий будет снижаться параллельно со спадом активности оппозиции. Традиционные весенние акции оппозиции (25 марта, 26 апреля, 1 мая) не изменят этой тенденции, если внутри оппозиции не произойдет резкого и взрывного разделения на умеренную и радикальную части.


Экономическая либерализация

Декларируемые экономические цели на 2013 год еще более противоречивы, чем в предыдущем году. Источников для серьезного роста и повышения доходов нет. Задачу макроэкономической стабильности решить сложнее, так как схема растворителей и разбавителей более не работает, внешнеэкономическая конъюнктура ухудшается, а размер финансирования внешнего долга превышает показатель 2012-го года.

Намерение провести массовую модернизацию предприятий, включая нерентабельные, является отчаянной попыткой совершить прорыв в новое состояние экономики, которая могла бы обеспечивать более высокие темпы роста. Падение доходов населения в течение кризисного 2011 г. увеличило проблему трудовой миграции. Власти были вынуждены быстро поднимать доходы до докризисного уровня, однако этих мер оказалось недостаточно. Осознание того, что даже неоправданное повышение доходов оказалось недостаточным, а также невозможность обеспечения долгосрочных темпов роста привели к модернизации промышленных предприятий по образцу индустриализации сталинского времени. При этом модернизация понимается в узком смысле технологического обновления без изменения отношений экономической среды и собственности и методов принятия решений.

Очевидно отрицательным явлением с точки зрения экономической либерализации явилась фактическая ренационализация кондитерских фабрик «Спартак» и «Коммунарка». Упразднение наблюдательных советов было предпринято с нарушением действующего законодательства об акционерных обществах, так как лишь общее собрание акционеров имеет право принимать такое решение. Государство фактически вернуло под свой контроль активы, которые, по мнению властей, были несправедливо приватизированы до 1994 года. Период ренационализации предприятий выбран неудачно: за месяц до проведения минского инвестиционного форума, и в свете планов социально-экономического развития на следующий год по привлечению 4.5 млрд долларов иностранных инвестиций.

В настоящее время разрабатывается проект указа, суть которого состоит в ликвидации наблюдательских советов на частных или арендованных предприятиях. Он предполагает ликвидацию представительства миноритарных акционеров в местных наблюдательских советах. Государство также получает право направлять своих представителей даже на те предприятия, в которых государство имеет минимальный пакет акций. Вкупе с государственной долей участия, голосование «молчаливыми» акциями на таких предприятиях еще более усилило бы положение государства. Фактически это возврат к правилу золотой акции, но в гораздо менее правовых формах, когда государство даже с минимальным капиталом может влиять на ключевые решения.

Поскольку представитель государства выбирался бы из состава высших чиновников (как минимум, работников минского или областных исполкомов), то такая ситуация также привела бы к конфликту интересов между управляющими экономикой и определяющими правила игры и теми, кто вынужден действовать в этих правилах игры.

Решение о выделении транша ЕврАзЭс без выполненных условий по приватизации означает, что переговоры на эту тему переносятся на 2013-ый год. Очевидно, что власть приняла решение проводить приватизацию лишь в самом крайнем случае, при дефиците внешнего финансирования и неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуре.

Договоренность об объемах поставок нефти лишь в течение первого квартала 2013-го года подвешивает принятие решения на весь год, что оставляет возможность требования Россией определенных шагов со стороны Беларуси. С другой стороны, удовлетворить обязательство в приватизационных сделках величиной в 2.5 млрд не очень сложно. Эту сумму могло бы обеспечить, например, проведение IPO 10% «Белкалия». Однако идеологический выбор состоит в полном отсутствии приватизации, но даже реприватизации собственности, то есть в восстановлении полного контроля государства над собственностью, а также контроль над предприятиями в смысле закабаления работников.

Для перехода к таргетированию инфляции Нацбанку необходимо увеличить диапазон колебания обменного курса. Однако определенное изменение курса ведет к ажиотажу у обменных пунктов, так как у населения сохраняются высокие девальвационные ожидания, управлять которыми Нацбанку пока не удается.

Закупка оборудования для предприятий может выразиться в некотором росте ВВП. Вложения в основные фонды также окажут воздействие на показатель размера инвестиций в экономику. Однако скорей всего к существенному благоприятному экономическому эффекту это не приведет. Когда придет осознание этого (ориентировочно, во второй половине 2013-го года), то будут приняты определенные политические решения, например, об отставке правительства. В то же время решения о проведении процесса, аналогичному советской перестройке, принято не будет, так как фактор приближающихся президентских выборов 2015-го года усиливается. Следовательно, станет актуальным вопрос латания дыр в экономике и точечной продажи «фамильного серебра».


Качество управления и верховенство права

Скандал с попранием права собственности и национализацией крупнейших кондитерских фабрик «Коммунарка» и «Спартак», дискуссия о создании холдинга под эгидой государства в лёгкой и обувной промышленности, а также декрет о кабальных трудовых контрактах в отрасли деревопереработки были самыми значимыми отрицательными событиями периода в свете оценки тренда с точки зрения либерализации. Естественно, что иностранные и отечественные частные инвесторы воздерживаются от инвестирования в страну при отсутствии уверенности в том, что завтра не будет принят указ или декрет, ущемляющий их права.

Положительными фактами стали принятие постановления об обязательной специализации по категориям дел в судах и программы развития информационной инфраструктуры налоговых органов, которые, несомненно, внесут свою лепту в качество управления. Несмотря на ряд безусловно положительных событий, основные «новостные хиты» определяют тенденцию в сфере качества управления и верховенства права в четвертом квартале как отчетливо негативную.

В начале декабря Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь заявил о разработанном им проекте Указа о владельческом надзоре, который предполагает назначение уполномоченных представителей в акционерные общества, где нет доли государства, с декларируемой целью защиты прав «миноритарных акционеров, наших граждан». Это фактически означает введение не просто «золотой», а «платиновой» акции. Эта инициатива относится к акционерным обществам, которые были созданы в процессе преобразования госпредприятий. Однако здесь речь идет ни о чем ином, как об обратной силе закона и ущемлении приобретенного ранее права собственности. Если указ в такой редакции будет принят, инвестиционный имидж Беларуси в очередной раз пострадает.

Практически одновременно уже в другой отрасли экономики было принято еще одно одиозное решение. Декрет № 9 «О дополнительных мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности», а точнее его положения, касающиеся условий оплаты труда и увольнения сотрудников, вводят положения, сходные с принудительным трудом. Здесь идет речь не просто о нестабильности белорусского законодательства и возможности его резкого изменения путем принятия указа или декрета, а о вопиющих нарушениях основ трудового права, прописанных в Трудовом кодексе.

План приватизации объектов, находящихся в государственной собственности, на 2011-2013 гг. отменен, т.е. произошел возврат к старой системе, когда решение о приватизации каждого конкретного предприятия в индивидуальном порядке принималось президентом или другим уполномоченным органом. При этом, План преобразования республиканских унитарных предприятий (РУП) в открытые акционерные общества (ОАО) на 2011-2013 гг., в котором находятся 128 предприятий, оставлен в силе с некоторыми изменениями.

После нескольких лет обсуждения принято постановление о введении обязательной специализации по категориям дел в судах с численностью судей более 10 человек. Специализация судей широко распространена в мировой практике, она способствует профессиональному росту судьи, накоплению опыта в определенных сферах, единообразию судебной практики и, как следствие, качественному и оперативному рассмотрению дел. В связи с этим можно ожидать, что принятие постановления положительно скажется на правоприменении в стране.


Геополитическая ориентация

В последнем квартале 2012 года российское направление внешней политики Беларуси оставалось доминирующим. Продолжился процесс формирования Единого экономического пространства. Однако продолжился и поиск Беларусью такой модели, которая позволила бы одновременно сохранить существующую экономическую и политическую модель и избежать негативных последствий интеграции в ЕЭП. В связи с этим в белорусско-российских отношениях сохранились серьезные противоречия, которые, однако, редко выплескиваются в публичное пространство, в основном, благодаря нежеланию российской стороны демонстрировать негативные стороны интеграционного процесса.

Политические отношения Беларуси с Западом продолжают пребывать в замороженном состоянии. Ни одна из сторон не готова идти на уступки. Несмотря на это, экономические отношения и технические проекты продолжают развиваться. После кризисных явлений весны и лета 2012 года отношения с ЕС, похоже, стабилизировались в состоянии, которое можно назвать «вялотекущим конфликтом ценностей». При этом произошло увеличение контактов и встреч на уровне МИДа.

13 декабря был подписан Меморандум о взаимопонимании между ЕЭК и Постоянным комитетом Союзного государства, который систематизирует взаимодействие этих двух интеграционных структур. В конце декабря завершилась ратификация соглашения России и Беларуси о порядке формирования цены на газ для Беларуси, закрепившего низкую цену на газ для официального Минска. За период мониторинга также состоялся целый ряд двусторонних встреч на высоком и высшем уровнях.

Вместе с тем, сохранилась и напряженность, связанная с оправданием белорусской стороной «растворительного» бизнеса и проблемой поставок в Беларусь российской нефти. Несмотря на невозможность обеспечить дальнейшее функционирование «растворительной» схемы, официальный Минск при этом смог закрыть вопрос о компенсации России неуплаченных пошлин в размере 1,5-2 млрд. долларов, предотвратив тем самым существенные проблемы для экономики в 2013 году. Попытки России добиться соблюдения топливного баланса, предусмотренного на 2012 год, фактически провалились. Из требуемых Минском 5,3 млн. тонн нефти Москва согласилась поставить 4,9 млн., в обмен на которые из Беларуси будет поставлено 200 тыс. тонн топлива. Несмотря на договоренность поставить на российский рынок в течение 2012 года 5,8 млн. тонн бензина, было поставлено всего около 100 тыс. тонн.

Что касается переговоров по топливному балансу на 2013 год, то России также не удалось достичь поставленной задачи: сократить поставки нефти с 23 млн. тонн до 18,5 млн. тонн и получить от Беларуси 2-2,5 млн. тонн нефтепродуктов. В результате нескольких раундов напряженных переговоров стороны так и не пришли к окончательной договоренности по топливному балансу, но Беларусь обеспечила себе запрашиваемые объемы нефти по крайней мере на первый квартал 2013 года. 7 декабря стало известно, что Беларусь получит 4-й транш кредита АКФ ЕврАзЭС, несмотря на то, что страна не выполнила основные условия для его получения – не предпринято ни структурных реформ, ни приватизации.

15 октября состоялось заседание Совета ЕС, по итогам которого было продлено действие ограничительных мер (визовые ограничения и точечные санкции против ряда предприятий) в отношении Беларуси до 31 октября 2013 г. Обращает на себя внимание реакция официального Минска на продление ограничительных мер ЕС: она носила сравнительно взвешенный, неагрессивный характер. Помимо традиционных фраз о двойных стандартах и недопустимости давления по политическим мотивам, в заявлении пресс-секретаря МИД Беларуси высказывался призыв к Евросоюзу разрешать все спорные вопросы исключительно за столом переговоров.

Состоялся ряд встреч руководства МИД Беларуси с главами дипломатических миссий стран ЕС в Беларуси (Польши, Франции, Чехии, Эстонии, Великобритании, Литвы), телефонный разговор министров иностранных дел Беларуси и Чехии, встреча главы МИД Беларуси с директором Департамента по вопросам России, «Восточного партнерства», Центральной Азии, регионального сотрудничества и ОБСЕ Европейской службы внешних действий Гуннаром Вигандом. Следует отметить, что некоторая активизация двусторонних контактов со странами-членами ЕС не означает нормализации отношений с Брюсселем, и тем более не является свидетельством отказа ЕС от своих предварительных условий, выставляемых официальному Минску.

Существующая геополитическая конфигурация позволяет Минску извлекать экономическую и политическую прибыль из своих союзнических отношений с Россией, не обращая существенного внимания на условия и требования стран Запада, которые, в сущности, не имеют как рычагов влияния на белорусское руководство, так и жизненно важных интересов в Беларуси. Поэтому, если внешнеполитическая конъюнктура и интересы ключевых игроков в регионе не изменятся, то следует ожидать сохранения статус кво. В случае затягивания и/или усложнения переговоров по топливному балансу с Россией, можно ожидать некоторых символических жестов в сторону ЕС, которые, однако, вряд ли приведут к существенному улучшению отношений.


Культурная политика

В последнем квартале 2012 года происходила дальнейшая делиберализация культурной жизни страны, её политизация и идеологизация на фоне поляризации культурных процессов. Продолжилось деление на немногочисленные, поддерживаемые властями и до предела заидеологизированные культурные проекты и проекты неофициальные, к осуществлению которых власть относится с предубеждением и опаской и, как правило, не поддерживает.

Отсутствие продуманной долгосрочной и последовательной политики в сфере культуры приводит к неуклюжим действиям властей, порождающим напряженность в среде деятелей искусства, вытеснению талантливых людей в реальную или внутреннюю эмиграцию.

В условиях непрекращающейся напряженности во взаимоотношениях с Европой культурная жизнь Беларуси обнаруживает некоторые признаки закрытости, упрощения, она чаще ориентируется на посредственные образцы современной российской культурной продукции (прежде всего в сфере шоу-бизнеса). Единичные положительные исключения не способны переломить такую удручающую ситуацию в целом.

Процессы делиберализации культурного пространства заметны, прежде всего, в политике немотивированных запретов и ограничений творческой свободы, которую проводят власти страны. Наличие негласных запретов на выступление многих популярных музыкальных групп (“Ляпис Трубецкой”, “Крамбамбуля”, Neuro Dubel, «Палац», IQ48 и др.) продолжилось. Оно приводит к тому, что эти исполнители уже даже не предпринимают попыток организовать свои концерты на родине. Вместо этого “запрещенные” музыканты проводят выступления в ближнем зарубежье — в России, Украине, Литве. При этом их концерты нередко превращаются в яркие политические демонстрации с использованием запрещенной в Беларуси национальной символики, как это случилось с презентацией нового альбома “Рабфак” группы “Ляпис Трубецкой” 27 октября в Вильнюсе.

Опасения вызывает и тот факт, что запреты распространяются в последнее время и на представителей других творческих специальностей и даже на художественных критиков, что имеет много общего с “запретом на профессию”. Так, известный белорусский кинокритик Максим Жбанков был исключен из жюри кинопрессы 19 Международного кинофестиваля “Лістапад”, прошедшего в Минске 2-9 ноября. Официальное приглашение, предварительно направленное М. Жбанкову, было отозвано, а в пресс-центре фестиваля заявили, что данная кандидатура “не прошла согласование у вышестоящего начальства”. Сам критик связывает отстранение от работы в жюри со своими публикациями в независимой прессе.

В начале декабря в очередной (третий!) раз была закрыта “Арт-сядзіба” — существующая более года культурная площадка для презентации творчества начинающих и известных белорусских авторов. В “Арт-сядзібе” своё творчество презентовали преимущественно белорусскоязычные музыканты, литераторы, художники, посещение всех мероприятий было свободным. Культурная площадка была закрыта в связи с отменой заключенного ранее договора аренды, несмотря на неоднократные заверения руководителя проекта П. Белоуса о готовности сотрудничать с отделом культуры Мингорисполкома.

События культурной жизни Беларуси неопровержимо свидетельствуют о том, что власти опасаются любого проявления самостоятельности, творческой свободы, независимого мышления. При этом удручает уровень компетентности ответственных лиц, главная цель которых — запретить все то, что, по их мнению, выходит за границы дозволенного. Так, с одинаковым рвением преследуется как несущая яркий политический подтекст деятельность в Беларуси “Свободного театра”, так и непосредственно не связанные с политикой “художественные интервенции” современных белорусских художников. Не столь очевидная в заключительном квартале 2012 года идеологизация белорусского культурного пространства связана не с изменением тренда, а с отсутствием тех знаковых культурных событий, которые традиционно представляют официальный дискурс.

В 2013-ом году следует ожидать дальнейшей идеологизации и политизации основных культурных проектов, вытеснения в маргинальное поле всего того, что, по мнению властей, не вписывается в границы дозволенного. Поддержка любого проекта по-прежнему будет определяться не столько его эстетической ценностью, новизной, востребованностью обществом, сколько готовностью авторов поддержать существующую государственную идеологию. Негативное влияние окажет неизбежное в условиях приближающегося кризиса сокращение бюджетного финансирования культурных программ. Вероятен новый виток “культурной эмиграции”, когда независимые акторы вынуждены будут искать возможности своей творческой реализации за пределами Беларуси.


  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Основные тенденции icon3. Основные тенденции развития мировой экономики 15
...
Основные тенденции iconОсновные тенденции
Центром европейской трансформации и Международным консорциумом «ЕвроБеларусь». Основная цель этого обзора – определить среднесрочные...
Основные тенденции iconЛекция программное обеспечение
Чтобы разобраться в существующих технологиях программи­рования и определить основные тенденции их развития, целесо­образно рассматривать...
Основные тенденции iconУроках математики
Основные характеристики занимательных задач и тенденции их использования в учебном процессе
Основные тенденции iconНегосударственное Аккредитованное Частное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования Современная Гуманитарная Академия
Тенденции развития менеджмента: основные этапы. Научные школы и концепции управления
Основные тенденции iconПочасовой учебно-методический план весеннего семестра Лекции
Вводные лекции по курсу Зарубежная литература конца Х1Х – начала ХХ века. Основные тенденции развития – 5 часов
Основные тенденции iconНегосударственное Аккредитованное Частное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования Современная Гуманитарная Академия
Теоретические истоки политологии: основные тенденции. Становление национальных политологических школ: англо-американская, немецкая...
Основные тенденции iconТемы (направления) курсовой работы студентов 1-го курса магистерской программы
Основные тенденции и перспективы развития сетевых форм взаимодействия между авиакомпаниями и турфирмами / Key trends and development...
Основные тенденции iconОсновные принципы диагностики истерии в неврологии
Кроме того тенденции к преувеличению, лживости и “симуляции” столь характерные для этой категории больных создают еще большие препятствия...
Основные тенденции iconПрограмма научного семинара «Основные тенденции развития региональной интеграции»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 2 курса направления 031900....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница