Проект по теме Модель «портфолио-процесса»




Скачать 17,15 Kb.
НазваниеПроект по теме Модель «портфолио-процесса»
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер17,15 Kb.
ТипРеферат
  1   2

Проект по теме "Модель «портфолио-процесса» как системная оценка качества образования


Содержание

Введение.

1. Теоретические основы проектирования модели “портфолио – процесса” как механизма повышения качества образования.

1.1. Краткая история идеи портфолио.
1.2. Зарубежный опыт использования портфолио в обучении.
1.3. Портфолио в российской школе.
1.4. Модель “портфолио – процесса” как механизм повышения качества образования.

2. Проект модели “портфолио-процесса”.

2.1. Паспорт проекта.
2.2. Цели и задачи проекта.
2.3. Условия реализации проекта

2.3.1. Кадровое обеспечение проекта
2.3.2. Программно-методическое обеспечение проекта
2.3.3. Ресурсное обеспечение проекта
2.3.4. Информационное обеспечение проекта

2.4. Этапы и мероприятия по реализации проекта.
2.5. Механизм реализации проекта.

Заключение.

Приложения.

ВВЕДЕНИЕ.

В Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы одним из основных направлений реализации программных мероприятий по решению стратегических задач развития системы обеспечения качества образования называется создание общероссийской системы оценки качества образования, согласованной по всем уровням и ступеням образования, что в итоге позволит обеспечить его качество и доступность. Основная цель стратегического проекта “Городская школа- стандарт “пять звезд” определяется как повышение качества образования, степени его практической направленности как условия адаптации выпускников системы общего образования к жизни в обществе, гарантии их жизненного успеха.

В этой связи значительной становится оценочная функции учителя. Новые социальные условия, процесс обновления образовательных структур, переход их в режим развития вновь обращают внимание ученых и педагогов-практиков на эту проблему. Становится необходимым создание форм оценивания, соответствующих современным технологиям обучения и образовательным ценностям. Одной из альтернативных форм оценивания, отвечающей этим требованиям, является портфолио.

Актуальность проектирования обусловлена существенными недостатками традиционной системы оценивания: неполнота, ограниченность, игнорирование учета психофизиологических возможностей различных групп обучающихся. Вместе с тем в оценивании все большее значение уделяется продуктивным методам, рассчитанным на самостоятельную поисковую деятельность. При этом используются критерии анализа, самоанализа, развиваются творческие способности учащихся. Одной из форм такого оценивания, способствующего повышению качества образования, является портфолио.

Таким образом, в теории и практике организации работы по повышению качества образования сложилась ситуация, характеризующаяся ведущим противоречием: между необходимостью построения личностно ориентированных моделей образовательного процесса, обеспечивающих качественное образование, и отсутствием адекватной системы оценивания результатов обучения.

На основании выделенного противоречия, а также в результате изучения опыта других образовательных учреждений, анализа научно-методической, психолого-педагогической литературы, была выявлена и сформулирована актуальная проблема проектирования, которая заключается в невозможности создать системную оценку качества образования без проектирования адекватной модели в ОУ, обеспечивающей этот процесс.

Выше изложенное обусловило выбор темы проекта: Модель “портфолио-процесса” как системная оценка качества образования.

Цель исследования – теоретически обосновать и спроектировать модель “портфолио – процесса” как системной оценки качества образования в ОУ №11.

Объект исследования – качество образования.

Предмет исследования – “портфолио-процесс” как системная оценка качества образования.

Гипотеза исследования заключается в том, что если теоретически обосновать, спроектировать и реализовать модель “портфолио-процесса”, то у педагогов ОУ №11 появится системная оценка качества образования в условиях массового обучения.

Задачи исследования:

  1. изучить теоретические основы создания модели “портфолио- процесса”;

  2. изучить теоретические основы и технологию моделирования образовательного процесса, направленного на повышение качества образования через создание системного оценивания данного процесса;

  3. проанализировать состояние качества образования в МОУ СОШ №11;

  4. спроектировать модель “портфолио-процесса” как системной оценки качества образования;

  5. организовать реализацию проекта модели “портфолио-процесса” в ОУ №11;

  6. разработать методические рекомендации педагогам и учащимся, работающим в режиме “портфолио – процесса”.

В значительной степени исследование опирается на теоретические разработки систем оценивания результатов обучения в контексте приоритетных направлений обеспечения качества образования (Т.И. Шамова, В.А. Кальней, С.Е. Шишов), теоретические основы и методы управления школой (В. Лазарев, П. Третьяков, Ю. Конаржевский, Ю. Бродский, М. Поташник); методологию исследовательской деятельности (Ю. Бродский, Т. Шамова, В. Загвязинский); технологию моделирования образовательного процесса (П. Пидкасистый, Г. Селевко); системный и деятельностный подходы в педагогике (В. Афанасьев, В. Давыдов); исследования в области личностно-ориентированного обучения (И. Якиманская); исследования, посвященные актуальным проблемам образования (А. Белкин, М. Поташник, Н.Вербицкая); теорию развивающего обучения (Л. Выготский, Ю. Бабанский).

Практическими источниками данного исследования послужили материалы из опыта работы ОУ№№ 141, 177, 35 г. Екатеринбурга, школы №184 г. Москвы, школ Калининградской, Кемеровской областей, Республики Саха (Якутия), членов рабочей группы Министерства образования и науки РФ по введению профильного обучения, зарубежных школ (США, Дании и др.).

Поставленные задачи, выдвинутая гипотеза определили логику и этапы исследования:

1-й этап (подготовительный)

  • изучение нормативно-правовых документов, философской и психолого-педагогической литературы по проблеме проекта;

  • комплектование координационного Совета;

  • анализ состояния качества образования в МОУ СОШ №11 на начало эксперимента;

  • уточнение целей и задач, основных направлений деятельности по реализации проекта;

  • составление программы по реализации проекта;

2-й этап (основной или внедренческий)

  • разработка модели и внедрение портфолио ученика, портфолио учителя, портфолио ОУ как системной оценки качества образования;

  • промежуточный контроль за реализацией проекта;

  • проведение круглых столов, мастер – классов внутри школьного сообщества;

  • проведение цикла семинаров по проблеме проекта на базе УрГПУ для педагогов, заместителей руководителя, руководителей ОУ.

  • проведение семинара для зам. директоров и педагогов района и города.

3-й этап (заключительный или результатирующий)

  • обобщение, распространение школьного педагогического опыта (публикации).

  • обмен ценными методическими находками.

  • проведение экспертно-аналитического семинара.

  • подготовка и презентация аналитического доклада.

  • распространение передового опыта, созданного внутри данного школьного коллектива (выпуск сборника статей по тематике проекта)

1. Теоретические основы проектирования модели “портфолио- процесса” как системной оценки качества образования.

1.1. Краткая история идеи “портфолио” в обучении.

Известно, что как само слово “портфолио”, так и основная идея собирания работ не является изобретением XX века. В прошлом веке итальянским словом “portfolio” называли альбом с фотографиями. В эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой портфолио чтобы заявить свои претензии на место в Академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было составить впечатление не только о качестве работы, но и о профессиональном пути претендента. В этом смысле как идея, так и термин “портфолио” применяются до сих пор художниками и фотографами. В области финансовой системы портфолио служит для выставления напоказ состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев.

Идея применения портфолио в школе пришла из Соединенных Штатов, где она возникла в 80-х гг. Настоящий бум начался в конце 80-х – начале 90-х гг. С этого времени использование портфолио в школах носит лавинообразный характер. Число публикаций и книг, посвященных идее портфолио в обучении, за короткий срок резко возросло, достигло к 1995 г. своего пика и стало в настоящее время практически необозримым. Один из авторов говорит о настоящей “портфолиомании”, захватившей образовательный мир.Идея портфолио становится все более популярной в Европе и Японии, ее называют одним из трех трендов современного образования.

Однако обилие литературы не внесло ясности в саму идею. Скорее наоборот. На вопрос о том, что имеется в виду под “портфолио” в связи со школой, ответить не так легко по различным причинам. До сих пор ни в англо-американской, ни во франко-канадской, ни в немецкой литературе нет единого понимания школьного портфолио.

1.2. Зарубежный опыт использования портфолио.

В зарубежной школе портфолио рассматривают как вид так называемого “аутентичного оценивания”, которое выявляет уровни сформированности компетентностей.

В зарубежной педагогической практике разработан ряд моделей портфолио, из которых чаще всего используются:

Портфолио документации (“рабочий” портфолио)- представлен работами и идентифицированными результатами, собранными на протяжении всего периода обучения; показывает развитие и рост в обучении учащегося.

Портфолио процесса – показывает, как развивались умения и навыки школьника; полезен при изучении документации полного процесса обучения.

Портфолио показательный – используется для “суммирования” мастерства учащихся по определенным пунктам учебного плана; обязательно содержит письменный анализ.

Оценочный портфолио- непрерывный и продолжающийся; многомерный, т.е. отражает широкий спектр возможностей изучения процесса обучения.

В профильном обучении за рубежом используют следующие модели портфолио:

Индивидуальный портфолио на основе сочетания групповой и междисциплинарной проектной работы- представляет собой набор эссе, комплексное оценивание всех видов деятельности школьника.

Оформление паспорта карьеры на основе портфолио, где в упорядоченной форме показано, какие профессиональные и академические знания, умения и навыки приобрели учащиеся в процессе обучения, трудовой практике и внепрофессиональной деятельности.

Введение индивидуальных планов деятельности учащихся и персональных портфолио, которые разрабатываются с помощью школьного психолога – консультанта; документирует последовательность образовательных шагов, результаты обучения и включает индивидуальный план обучения.

Портфолио в форме проекта часто используется в школах США в форме выпускного проекта, который предусматривает исследовательский проект, конкретный продукт деятельности, устную презентацию; в Дании выполнение междисциплинарного проекта портфолио официально заменило выпускные экзамены.

Электронные варианты портфолио являются средством мобильности молодежи к изучению иностранных языков.

Портфолио совместной деятельности используется в школах, где принята концепция совместной деятельности учащихся и преподавателей, с особым акцентом на поликультурное образование.

1.3. Портфолио в российской школе.

Разработчики моделей создания портфолио (портфель достижений) ориентировались на три распространенных за рубежом его типа: показательный, рабочий и оценочный. По аналогии с ними предложили три раздела портфолио и рекомендации по их применению, которые можно использовать в любых комбинациях (представляя в этом случае различные модели портфолио). Эти модели позволяют отслеживать, оценивать и учитывать индивидуальные образовательные достижения учащихся и включают все разнообразие материалов, демонстрирующих эти достижения, – от официальных дипломов олимпиад и конкурсов до проектных работ и социальных практик.

Рабочая группа по введению профильного обучения при Министерстве образования и науки РФ, опираясь на сложившийся опыт, считает целесообразным ориентироваться на три основных его типа:

А) “Портфолио документов”

Преимущества: итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации).

Ограничения: портфолио этого типа дает представление о результатах, но не описывает процесс индивидуального развития ученика, разнообразие его творческой активности, его учебного стиля, интересов.

Таблица 1.

Примерная схема структуры “Портфолио документов” и оценки его материалов.

Позиции

Компоненты

Результаты(баллы)

Блок А

Олимпиады

Городская:

  • победитель

  • призер

Районная

  • победитель

  • призер

Школьная (победитель)

 

5
4

 

3
2

1

Блок Б

Иные сертификаты

Мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями системы дополнительного образования, ВУЗами, культурно-образовательными фондами.

Образовательные тестирования и курсы по предметам.

Школьные и межшкольные научные общества.

Конкурсы и мероприятия, организованные муниципальной образовательной сетью.

От 1 до 5

Максимальный общий балл портфолио может соответствовать максимальному баллу за один экзамен – 5; за два экзамена – 10 либо 20 баллов.

Итоговая оценка портфолио может определяться максимальным баллом за один из его компонентов; она может быть интегральной, включающей максимальные баллы компонентов блока А и блока Б; по одному из каждого либо как-то иначе.

Б) “Портфолио работ”

Преимущества: портфолио этого типа дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.

Ограничения: качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.

Примерный вариант записей в “портфолио работ”:

  • Проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Может быть приложена в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.

  • Исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций.

  • Техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание.

  • Работы по искусству. Дается перечень работ, фиксируется участие в выставках.

  • Другие формы творческой активности: участие в школьно театре, оркестре, хоре. Указывается продолжительность этих занятий, участие в гастролях и концертах.

  • Элективные курсы и факультативы. Делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия.

  • Различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируются вид практики, место, в котором она проходила, ее продолжительность.

  • Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты.

  • Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учеником результат.

  • Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика.

  • Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.
  1   2

Похожие:

Проект по теме Модель «портфолио-процесса» iconПрограмма предпрофильного элективного курса по теме «Портфолио ученика 9 класса»
В эксперименте по предпрофильной подготовке предлагается использовать портфолио в качестве одной из составляющих образовательного...
Проект по теме Модель «портфолио-процесса» iconПроект Владивосток 2010
Модель профессионального признания иностранных квалификаций: Проект. – Спб., 2010. – 92 с
Проект по теме Модель «портфолио-процесса» iconПеречень сайтов на которых используются методы электронного портфолио
Кроме портфолио, на сайте имеется огромное количество материала для создания и сбора материала для своего портфолио, собрана различная...
Проект по теме Модель «портфолио-процесса» iconВ статье предлагается теоретическая модель человека как процесса смены форм существования: личность цивилизация общество личность. Модель строится на
Модель строится на постулате, что системообразующим признаком человека, его сущностью является управление. Управление возникает как...
Проект по теме Модель «портфолио-процесса» iconВ наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития
Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности. Однако из всех определений понятия портфолио...
Проект по теме Модель «портфолио-процесса» iconПроект контракта на поставку для нужд открытого акционерного общества «Марийский машиностроительный завод»
«Марийский машиностроительный завод» комплекта оборудования, состоящего из станка для заточки червячных фрез модели еhs-16, Тайвань,...
Проект по теме Модель «портфолио-процесса» iconПсихолого-педагогический факультет
«портфолио». Документы, представленные в этих папках, позволяли заказчику составить впечатление о профессиональных способностях мастера....
Проект по теме Модель «портфолио-процесса» iconВ чем преимущество электронного портфолио?
При размещении портфолио в сети, у него появляются новые возможности: интерактивность (возможность получать отклики и осуществлять...
Проект по теме Модель «портфолио-процесса» iconПроект в подготовительной группе «Здравствуй школа!» или
Помочь ребенку выстроить модель возможных отношений с учителем, одноклассниками в новой жизненной ситуации
Проект по теме Модель «портфолио-процесса» iconРекомендации по написанию
Базовые принципы составления портфолио «Портфель достижений». Кому и зачем необходимо иметь портфолио, базовые принципы составления,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница