Программа предназначена для студентов направления подготовки «Экономика»




НазваниеПрограмма предназначена для студентов направления подготовки «Экономика»
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер42,3 Kb.
ТипПрограмма
  1   2



Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА


УТВЕРЖДАЮ


Проректор по учебной работе

_________________С.Г. Дембицкий

"_____"__________________20___ г.


Рабочая программа дисциплины


МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ


Направление подготовки

080100 – ЭКОНОМИКА


Профиль подготовки

Финансы и кредит


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная, очно-заочная, заочная



Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»

(протокол № ___ от 20__ г.)

Одобрено кафедрой ____________________

(протокол № ____ от 20__ г.)

Зав.кафедрой _________________________



Москва

2012 г.


Составитель рабочей программы:

Железнов Игорь Алексеевич, к.э.н., доц, зав. кафедрой экономической теории НОУ ВПО МПСУ.


Рецензент:

Шмидт Валерий Рудольфович, к.э.н., доц., зав. кафедрой финансового менеджмента НОУ ВПО МПСУ.


Программа предназначена для студентов направления подготовки «Экономика» и включает в себя: цели освоения дисциплины; место дисциплины в структуре основной образовательной программы бакалавриата; компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины; структуру и содержание дисциплины; образовательные технологии; учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов и оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины; учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины.


1. Цели освоения дисциплины


Цель освоения дисциплины «Методы научных исследований» - сформировать у студентов понимание особенностей науки как формы деятельности человека, обеспечить их необходимым теоретическим и практическим уровнем подготовки к проведению научно-исследовательской работы.

Эту цель предполагается достичь путем решения следующих основных задач:

  • раскрыть роль научных исследований в сфере финансово-кредитных отношений;

  • ознакомить студентов с методологией и методами научного исследования;

  • дать студентам представление о программе и основных этапах выполнения научно - исследовательской работы;

  • ознакомить студентов с современными методами накопления и обработки научной информации и документов;

  • ознакомить студентов с требованиями по оформлению результатов научных исследований.


2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) бакалавриата


Дисциплина «Методы научных исследований» относится к математическому циклу (Б2), вариативной части (дисциплины по выбору студента) (Б2.ДВ.00) ООП.

Изучение данного курса предполагает наличие базовых знаний, полученных студентами в процессе освоения дисциплин гуманитарного и социального циклов.

Изучение курса «Методы научных исследований» является необходимым для освоения комплекса последующих дисциплин, предусмотренных программой обучения студентов по направлению «Экономика», профиль «Финансы и кредит», таких как «Финансы», «Корпоративные финансы», «Финансовый анализ», «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения», «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» и других.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Методы научных исследований»


В результате освоения дисциплины «Методы научных исследований» формируется следующая часть компетенций Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «080100 – ЭКОНОМИКА»: ОК-1 (владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения); ОК-5 (умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности); ОК-9 (обладание способностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства); ОК-11 (осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности); ОК-13 (владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией, обладание способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях); ПК-1 (обладание способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов); ПК-4 (обладание способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач); ПК-9 (обладание способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет); ПК-10 (обладание способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • место и роль научных исследований в сфере финансово-кредитных отношений;

  • сущность научно-исследовательской работы, ее отличие от других видов человеческой деятельности;

  • направления развития научных исследований в сфере финансово-кредитных отношений;

уметь:

- использовать современные информационные технологии при проведении научно-исследовательской деятельности;

  • выявлять проблемы и анализировать ситуации в сфере финансо-кредитных отношений;

владеть:

  • основными процедурами научного исследования;

  • основами проведения и защиты научно-исследовательских работ в вузе;

  • приемами технического оформления результатов научных исследований;



4. Структура и содержание дисциплины «Методы научных исследований»


Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

Очная форма обучения (срок обучения 4 года)




п/п

Разделы и темы

Дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Роль научных исследований в сфере финансово-кредитных отношений

3

14,4

1,2




6




7,2







Опрос

2

Методология и методы научного исследования

3

14,4

1,2




6




7,2







Защита реферативного обзора

3

Программа и основные этапы выполнения научно - исследовательской работы

3

14,4

1,2




6




7,2







Опрос

4

Современные методы накопления и обработки научной информации и документов

3

14,4

1,2




6




7,2







Опрос

5

Требования по оформлению результатов научных исследований

3

14,4

1,2




6




7,2







Коллоквиум




ИТОГО

3

72

6




30




36







Зачет



Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Роль научных исследований в сфере финансово-кредитных отношений

4

14,4

0,8




0,8




12,8







Опрос

2

Методология и методы научного исследования

4


14,4

0,8




0,8




12,8







Защита реферативного обзора

3

Программа и основные этапы выполнения научно - исследовательской работы

4

14,4

0,8




0,8




12,8







Опрос

4

Современные методы накопления и обработки научной информации и документов

4

14,4

0,8




0,8




12,8







Опрос

5

Требования по оформлению результатов научных исследований

4

14,4

0,8




0,8




12,8







Коллоквиум




ИТОГО

4

72

4




4




64







Зачет



Заочная форма обучения (срок обучения 3,5 года на базе СПО)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Роль научных исследований в сфере финансово-кредитных отношений

3

14,4

0,4




0,8




13,2







Опрос

2

Методология и методы научного исследования

3


14,4

0,4




0,8




13,2







Защита реферативного обзора

3

Программа и основные этапы выполнения научно - исследовательской работы

3

14,4

0,4




0,8




13,2







Опрос

4

Современные методы накопления и обработки научной информации и документов

3

14,4

0,4




0,8




13,2







Опрос

5

Требования по оформлению результатов научных исследований

3

14,4

0,4




0,8




13,2







Коллоквиум




ИТОГО

3

72

2




4




66







Зачет



Заочная форма обучения (срок обучения 3 года на базе ВПО)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Роль научных исследований в сфере финансово-кредитных отношений

3

14,4

0,8




0,8




12,8







Опрос

2

Методология и методы научного исследования

3


14,4

0,8




0,8




12,8







Защита реферативного обзора

3

Программа и основные этапы выполнения научно - исследовательской работы

3

14,4

0,8




0,8




12,8







Опрос

4

Современные методы накопления и обработки научной информации и документов

3

14,4

0,8




0,8




12,8







Опрос

5

Требования по оформлению результатов научных исследований

3

14,4

0,8




0,8




12,8







Коллоквиум




ИТОГО

3

72

4




4




64







Зачет



Заочная форма обучения (срок обучения 4 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Роль научных исследований в сфере финансово-кредитных отношений

3

14,4

0,4




0,8




13,2







Опрос

2

Методология и методы научного исследования

3


14,4

0,4




0,8




13,2







Защита реферативного обзора

3

Программа и основные этапы выполнения научно - исследовательской работы

3

14,4

0,4




0,8




13,2







Опрос

4

Современные методы накопления и обработки научной информации и документов

3

14,4

0,4




0,8




13,2







Опрос

5

Требования по оформлению результатов научных исследований

3

14,4

0,4




0,8




13,2







Коллоквиум




ИТОГО

3

72

2




4




66







Зачет



Очно-заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Роль научных исследований в сфере финансово-кредитных отношений

4

14,4

1,2




2,8




10,4







Опрос

2

Методология и методы научного исследования

4

14,4

1,2




2,8




10,4







Защита реферативного обзора

3

Программа и основные этапы выполнения научно - исследовательской работы

4

14,4

1,2




2,8




10,4







Опрос

4

Современные методы накопления и обработки научной информации и документов

4

14,4

1,2




2,8




10,4







Опрос

5

Требования по оформлению результатов научных исследований

4

14,4

1,2




2,8




10,4







Коллоквиум




ИТОГО

4

72

6




14




52







Зачет


4.2. Содержание тем дисциплины

Тема 1. Роль научных исследований в сфере менеджмента

Общее понятие о науке как процессе познания, сфере человеческой деятельности по выработке объективных знаний о закономерностях развития общества, мышления и природы. Основные направления научных исследований в сфере менеджмента. Цели, задачи и содержание курса, его связь с дисциплинами профессионального цикла.


Тема 2. Методология и методы научного исследования

Понятие «методология» как философское учение о наиболее общих принципах и закономерностях познания и преобразования действитель­ности. Основные принципы методологии научного творчества: объективности, единства логического и исторического, системности, восхождения от конкретного к абстрактному.

Соотно­шение понятий «методология», «метод», «методика». Требования, предъявляемые к методу научного исследования. Общенаучные методы, общие методы, частные методы, специальные методы исследования.

Методи­ческое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое, экспериментальное и смешанное исследование. Эмпирические, творческие и комплексные методы исследований. Типы научных исследований: фундаментальное (теоретическое) исследование, прикладное исследование, разработка.


Тема 3. Основные этапы и программа выполнения научно - исследовательской работы

Основные этапы научной работы. Общая характеристика подготовительного этапа. Выявление и обоснование темы, формулировка проблем исследования. Проблемная ситуация. Разрешение противоречий и модель получения нового научного знания. Понятие об объекте исследования как о реальных фактах, процессах и явлениях, содержащих противоречие. Предмет исследования как значимые стороны, свойства, характеристики, закономерности развития объекта, представляющие интерес, исследователя. Составление программы исследования, выбор методов исследования подбор или создание методик. Изучение научной литературы и овладение специальной терминологией. Проведение исследования в рамках выбранных методов, по созданным методикам, на основе программы и плана.

Значение программы научного исследования в сфере менеджмента. Этапы исследования, отраженные в программе: подготовительный, проведение исследования, обработка полученных результатов, выводы и рекомендации, внедрение полученных данных в практику. Блоки программы и их наполнение: методологический, методический, организационный. Понятие и планирование пробного исследования. Целостное и частичное пробное исследование. План исследования и его составление. Структура плана.


Тема 4. Современные методы накопления и обработки научной информации и документов

Понятие первичных и вторичных документов. Три стадии работы с документами: поиск, отбор (накопление), анализ (обработка). Традици­онные и формализованные методы работы с документами. Научные доку­менты и издания. Традиционный поиск, отбор и анализ документов. Общая характеристика информационных процессов: сбор, накоп­ление, обработка и передача информации. Технические средства реали­зации информационных процессов. Использование компьютерных технологий в поиске и обработке научной информации. Формализованные методы работы с документами: контент-анализ, компьютерный анализ, компью­терно-содержательный анализ. Предпроцедурный, процедурный и постпроцедурный этапы в формализации текста научного документа.

Роль современных информационных технологий при поиске и изучении литературных источников и обработке результатов. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Виды каталогов: алфа­витный, хронологический, нумерационный, географический, топографи­ческий, систематический, предметный, комплексно-системный, региональный, страноведческий, местных изданий. Виды поиска конкретного документа: адресный, тематический, уточняющий, фактографи­ческий. Справочно-библиографический фонд библиотеки, представ ленный в сети Интернет. Список web-серверов крупнейших библиотек страны.


Тема 5. Оформление результатов научных исследований

Особенности и типы научных произведений. Характеристики стиля научного изложения. Типовая структура научного произведения: заглавие, перечень авторов, название организации, аннотация, введение, методика исследования, полученные результаты и их обсуждение, выводы и предложения, цитированная литература. Методика подготовки выписок, тезисов, резюме, рефератов, эссе, курсовых и дипломных работ. Правила оформления научных исследований. Отчет о научно-исследовательской работе.

5. Образовательные технологии


Комплексное изучение учебной дисциплины «Методы научных исследований»

предполагает овладение материалами лекций, учебной литературы, творческую работу студентов в ходе проведения практических и интерактивных занятий, а также систематическое выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.

В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Материалы лекций являются основой для подготовки студента к практическим и интерактивным занятиям.

Основной целью практических и интерактивных занятий является контроль степени усвоения пройденного материала, хода выполнения студентами самостоятельной работы и рассмотрение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы практического занятия. Ряд вопросов дисциплины, требующих авторского подхода к их рассмотрению, излагаются студентами в форме реферативных обзоров с последующей их оценкой преподавателем и кратким изложением на практическом занятии или заслушиваются на практических занятиях в виде сообщений (10-15 минут) с обсуждением их студентами группы. На практических занятиях разбирается методика решения типовых задач.

Для успешной подготовки устных сообщений на практических занятиях, кроме рекомендуемой к изучению литературы, должны использовать публикации по изучаемой теме в журналах «Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований», «Журнал экономической теории», «Научные проблемы гуманитарных исследований», «Вопросы философии» и др. Предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) со студентами в ходе изучения материала данной дисциплины.

В процессе обучения должны сочетаться как активные, так и интерактивные формы проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые игры, разбор ситуаций, мастер-классы). Рекомендуются инновационные компьютерные технологии, основанные на операционных системах Windows, Linux, Open Sourse, а также интернет-ресурсы (сайты образовательных учреждений, ведомств, журналов, информационно-справочные системы, электронные учебники), которые ввиду их глобального распространения становятся на сегодняшний день обязательной компонентой стандартов образования.

При проведении занятий в аудитории используется интерактивное оборудование (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивный экран), что позволяет значительно активизировать процесс обучения. Это обеспечивается следующими предоставляемыми возможностями: отображением содержимого рабочего стола операционной системы компьютера на активном экране, имеющем размеры классной доски, имеющимися средствами мультимедиа; средствами дистанционного управления компьютером с помощью электронного карандаша и планшета. Использование интерактивного оборудования во время проведения занятий требует знаний и навыков работы с программой ACTIVstudio и умения пользоваться информационными технологиями.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

  1   2

Похожие:

Программа предназначена для студентов направления подготовки «Экономика» iconПрограмма дисциплины иностранный язык (английский) для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Экономика» iconПрограмма дисциплины «Организация и регулирование землепользования и рынков городской недвижимости» Для направления 080100. 68 “Экономика” подготовки магистра для магистерской программы «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Экономика» iconПрограмма дисциплины «Экономика недвижимости» для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»...
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Экономика» iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для направления 08100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих нис, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика» подготовки...
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Экономика» iconПрограмма дисциплины «Поиск и обработка экономической информации средствами Интернета и офисных приложений» для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов 1-го курса направления 080100. 62 «Экономика»...
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Экономика» iconПрограмма дисциплины «Экономика труда» для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»...
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Экономика» iconПрограмма предназначена для студентов направления подготовки «Экономика»
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Экономика» ивключает в себя: цели освоения дисциплины; место дисциплины...
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Экономика» iconПрограмма предназначена для студентов направления подготовки «Экономика»
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Экономика» ивключает в себя: цели освоения дисциплины; место дисциплины...
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Экономика» iconПрограмма предназначена для студентов направления подготовки «Экономика»
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Экономика» ивключает в себя: цели освоения дисциплины; место дисциплины...
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Экономика» iconПрограмма предназначена для студентов направления подготовки «Экономика»
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Экономика» ивключает в себя: цели освоения дисциплины; место дисциплины...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница