Методические указания и контрольные задания по патологической физиологии для студентов заочного отделения факультета ветеринарной медицины Ставрополь 2002




Скачать 28,78 Kb.
НазваниеМетодические указания и контрольные задания по патологической физиологии для студентов заочного отделения факультета ветеринарной медицины Ставрополь 2002
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер28,78 Kb.
ТипМетодические указания
  1   2


Министерство сельского хозяйства российской федерации фгоу впо ставропольский государственный аграрный университет


кафедра физиологии и хирургии животных


методические указания и контрольные задания по патологической физиологии


для студентов заочного отделения факультета ветеринарной медицины


Ставрополь 2002


УДК 619: 616 – 092 (079. 1)

ББК 48

М 545


Методические указания и контрольные задания составила

доцент кафедры физиологии и хирургии животных И.И. Некрасова


Рецензенты: доктор биологических наук, академик МААО, профессор кафедры анатомии и патанатомии животных СГАУ Груздев П.В., доцент кафедры терапии и фармакологии, кандидат биологических наук Беляев В.А.


Методические указания одобрены методической комиссией факультета ветеринарной медицины (протокол № )


введение и общие методические указания


Патологическая физиология – наука о жизнедеятельности больного организма. Она рассматривает общие закономерности возникновения и развития, течения и исходов патологических процессов.

Патологическая физиология имеет тесную связь с биологией, биохимией, физиологией и патологической анатомией. Патологическая физиология, будучи дисциплиной теоретической и экспериментальной, тесно связана с клиническими дисциплинами, где она находит исходные положения для своих проблем, проходит проверку данных, полученных в эксперименте. Для клиники, в свою очередь, большое значение имеют данные, полученные в эксперименте, объясняющие механизм возникновения, развития, особенности течения заболевания и выздоровление организма. Поэтому тесная связь патологической физиологии с клиническими дисциплинами является важной стороной развития этой науки.

Рассматривая разнообразные заболевания и раскрывая в них общие закономерности, присущие многим формам расстройств в организме, патологическая физиология делится на общую нозологию, типовые патологические процессы и патофизиологию органов и систем организма.

В патологической физиологии используются различные методы исследования. Для более полного и широкого понимания патологических явлений в организме, патофизиология использует эксперимент, где создаются условия воспроизведения моделей болезней, встречающихся в естественных условиях.

Изучение курса патологической физиологии необходимо начинать с ознакомления с материалом, изложенным в учебнике, после чего следует перейти к изучению темы. Работая над темой, важным является выделение в ней основного. Когда проработанный материал будет ясен, приступайте к составлению конспекта. Хорошо написанный конспект окажет большую помощь не только в усвоении материала, но и в работе над контрольным заданием, а также при подготовке к экзаменационной сессии.

К экзаменационной сессии студент должен хорошо усвоить теоретические положения учебника. Это необходимое условие для правильного выполнения лабораторно-практических занятий и успешной подготовки к экзаменам в период экзаменационной сессии.

При изучении дисциплины необходимо иметь основной учебник по патологической физиологии сельскохозяйственных животных. Как дополнительная литература может быть использован материал других учебников и учебных пособий.

По каждому разделу дисциплины приводятся методические указания и вопросы для самостоятельной подготовки. Вопросы для самостоятельной подготовки составлены по материалам программы и будут включены в экзаменационные билеты.

К экзаменационной сессии студент должен изучить все разделы патологической физиологии и выполнить контрольную работу.

Студенты, не выполнившие контрольную работу в установленный срок и не прошедшие лабораторно-практических занятий, к экзамену не допускаются.


литература:

ОСНОВНАЯ

  1. Патологическая физиология сельскохозяйственных животных / Под ред. А. А. Журавеля и А. Г. Савойского. - М.: Агропромиздат, 1985.-383с.

  2. Лютинский, С.И. Патологическая физиология сельскохозяйственных животных. – М.: Колос, 2001. – 496 с.

  3. Бикхардт, К. Клиническая ветеринарная патофизиология / пер. с нем. –М.: «Аквариум ЛТД», 2001. – 400с.

дополнительная

  1. Патологическая физиология/ Под редакцией А.Д. Адо и Л.М. Ишимовой.– М.: «Медицина», 1973. – 535 с.

  2. Патологическая физиология / Под. ред. Н.Н. Зайко. – Элиста: АОЗТ «Эсен»,1994. – 416 с.

  3. Черешкин, В.А. Патофизиология: Учебник для мед. вузов. /В.А. Черешкин, Б.Г. Юшков – М.: Вече, 2000. – 704 с.

  4. Шанин, В.Ю. Клиническая патофизиология. Учебник для мед. вузов. /В.Ю. Шанин – СПб.; «Специальная литература», 1998. – 596 с.



ВВЕДЕНИЕ


Методические указания

При изучении патофизиологии по учебнику и дополнительной литературе необходимо усвоить задачи дисциплины и её место в системе высшего ветеринарного образования. Знать методы, применяемые в патофизиологии, и экспериментально-физиологическое направление в патологии. Уяснить вопросы, обуславливающие связь патофизиологии с другими дисциплинами. Ознакомиться с основными этапами развития патологии и роль ученых в развитии ряда вопросов патофизиологии.


Вопросы для самопроверки

1. Предмет и задачи патофизиологии. Её разделы.

2. Методы, применяемые в патофизиологии, и связь с другими науками.

3. Главные этапы развития патологии.

4. История развития патологии и отечественной патофизиологии (В.В. Полунин, В.В. Пашутин, И.И. Равич, А.А. Богомолец, Н.Н. Сиротинин, И.Е.Петров, Е.С.Лондон, Г.С.Сахаров, В.М. Коропов).


общее учение о болезни


общая нозология


Методические указания


В раздел входит изучение сущности болезни на различных этапах развития патологии. В основе определения болезни лежат положения о взаимоотношениях организма с внешней средой с учетом экономической ценности животного. Согласно взглядам И.П. Павлова, болезнь включает не только патологический процесс и патологическое состояние, но и физиологическую меру защиты, развивающуюся в течение эволюционного развития организма, в процессе его исторического взаимодействия с окружающей средой.

Изучите понятия: патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние. Ознакомьтесь с классификацией болезней, их течением и периодами. Необходимо иметь ясное представление об исходах болезней, полном и неполном выздоровлении (осложнения, рецидивы), клинической и биологической смерти.


Вопросы для самопроверки

  1. Понимание сущности болезни на различных этапах развития патологии как науки: гуморальная и солидарная патология. Клеточная патология Р. Вирхова.

  2. Значение работ Мечникова И.И. для развития сравнительно-патологического направления в учении о болезнях.

  3. Определения понятий: патологическая реакция, патологический процесс и патологическое состояние. Взаимоотношение местного и общего в развитии патологического процесса.

  4. Терминальные состояния. Понятие о реанимации


общая этиология


Методические указания


Изучая раздел, необходимо критически разобраться в идеалистическом направлении кондиционализма и метафизическом учении монокаузализма. Хорошо знать современные диалектико-материалистические представления об этиологии болезней. В возникновении болезней необходимо учитывать не только основную причину, но и предрасполагающие и способствующие факторы, а также условия внешней среды, при которых действует причина.

При рассмотрении самих этиологических факторов важно хорошо понять реакцию организма на действие различных причин. Уметь оценить значение условий и реактивности организма при действии того или иного этиологического фактора. Причина только тогда окажет свое действие и вызовет болезнь, когда произойдет рецепция – взаимодействие организма с раздражителем нейрогуморальным путем. При действии одной и той же причины может быть различная реакция или отсутствие таковой.


Вопросы для самопроверки

  1. Определение понятия «этиология». Значение этиологии болезней для их профилактики и лечения.

  2. Критика идеалистических и метафизических теорий этиологии болезней (монокаузализм, кондиционализм).

  3. Современные диалектико-материалистические представления об этиологии болезней.


общий патогенез


Методические указания

При изучении этого раздела нужно ясно представлять диалектико-материалистические понятия проблемы «местного» и «общего» в патологии, роль нарушений нервной и гуморальной регуляции в развитии болезни. Важно усвоить в разделе адаптивно-компенсаторные реакции при болезни. Учитывать, что любая болезнь в своем развитии имеет две стороны явления: разрушительные – собственно патологические и компенсаторные – защитные, выработанные в процессе эволюции.


Вопросы для самопроверки

  1. Определение и характеристика понятия «патогенез». Взаимосвязь этиологии и патогенеза.

  2. Значение вида, породы, пола, возраста и конституции животного в патогенезе развития болезни.

  3. Значение расстройств нервных и гуморальных механизмов, а также нарушения трофики на клеточном и субклеточном уровне в возникновении и развитии болезней.

  4. Взаимоотношение местного и общего в патогенезе.

  5. Пути распространения болезнетворных агентов в организме.

действие болезнетворных факторов внешней среды


Методические указания

Организм животного постоянно испытывает действие различных факторов внешней среды, среди которых много патогенных раздражителей. Важно установить здесь механизм действия этиологических факторов с учетом состояния организма (реактивности и резистентности) и условий внешней среды. Разобраться в значении основных и второстепенных факторов в возникновении заболевания. Выделить местное и общее действие патогенных раздражителей (механических, химических, физических и биологических факторов).


Вопросы для самопроверки

  1. Шок, его виды. Условия, способствующие возникновению шока (на примере травматического шока).

  2. Местное и общее действие тепла, холода, электрического тока.

  3. Патогенное действие ионизирующего излучения.

  4. Влияние на организм повышенного и пониженного барометрического давления.



ПАТОФИЗИОЛОГИЯ КЛЕТКИ


Методические указания

В этом разделе необходимо изучить и понять патофизиологическое выражение повреждений клеток, обратив внимание на специфические и неспецифические выражения повреждения клеток. Кроме того, важно определить повреждения субклеточных структур: митохондрий, рибосом, лизосом, эндоплазматического ретикулума.

В заключении установить патофизиологические механизмы клеточных дистрофий.


Вопросы для самопроверки

  1. Специфические и неспецифические выражения повреждения клеток.

  2. Медиаторы повреждения клеток.

  3. Повреждение субклеточных структур.

  4. Виды клеточных дистрофий, их механизмы развития.

  5. Общие реакции организма на повреждение клеток.



реактивность организма и ее значение в патологии


Методические указания

Важное значение в возникновении болезней играет реактивность организма, т.е. его способность отвечать определенной реакцией на внешние раздражители. Эта реакция, выработанная в процессе эволюции, зависит от породы, вида, возраста, состояния нервно-эндокринной системы и т.д.

Важна роль состояния нервной системы. В одних случаях может быть состояние гиперергии, в других случаях гипергии или анергии.

Необходимо знать, что центральным звеном неспецифической резистентности является система макрофагов. И. И. Мечников – основоположник учения о фагоцитозе и иммунитете.

Вопросы для самопроверки

  1. Реактивность и ее виды. Резистентность организма.

  2. Роль нервной и эндокринной систем в изменении реактивности и резистентности.

  3. Внутренние и внешние барьерные приспособления.

  4. Фагоцитоз, его стадии. Макрофагальная система.


патофизиология иммунной системы


Методические указания

В настоящее время с понятием иммунитета связывают способность организма сохранить свою биологическую индивидуальность и отражать биологическую агрессию в двух ее основных проявлениях – внешней (в форме инфекций) и внутренней (в виде злокачественных опухолей). Кроме того, иммунная система сама по себе может быть объектом или источником патологических процессов.

Все разнообразие патологии иммунной системы подразделяют:

– иммунодефицит-состояние недостаточности иммунного ответа;

– аллергические состояния – сверхсильный ответ сенсибилизированного организма на антиген;

– аутоиммунные состояния –образование антител к собственным тканям с последующими морфологическими и функциональными расстройствами.


Вопросы для самопроверки

  1. Иммунологическая реактивность.

  2. Иммунитет инфекционный и неинфекционный.

  3. Иммунодефицитные состояния.

  4. Аллергия, ее виды и механизмы развития.

  5. Анафилаксия. Пассивная и активная сенсибилизация. Десенсибилизация.

  6. Анафилактический шок. Особенности развития анафилактического шока у различных видов животных.



типовые патологические процессы


Нарушения периферического кровообращения и микроциркуляции


Методические указания

По функциональным признакам кровообращение условно делят на центральное (системное), периферическое (органное) и кровообращение в сосудах микроциркуляторного русла. Периферическое или органное кровообращение определяет ток крови по артериям и венам отдельных органов и тканей в зависимости от их функционального состояния. К сосудам микроциркуляторного русла относят: артериолы, прекапилляры, капилляры, посткапилляры, венулы, артериовенулярные анастомозы (шунты).

К периферическим типовым нарушениям кровообращения относят: артериальную и венозную гиперемии, ишемию, стаз, тромбоз, эмболию и кровотечения.

Изучая данный отдел, разберитесь в механизме нарушения в тканях при этих расстройствах и последствиях при этих нарушениях.


Вопросы для самопроверки

  1. Характеристика венозной и артериальной гиперемий.

  2. Виды ишемий, их характеристика и последствия.

  3. Причины и условия образования тромба. Исходы и последствия тромбоза.

  4. Белый и красный инфаркты, их образование и характеристика.

  5. Кровотечения, их классификация. Компенсаторные изменения при кровотечении.


ВОСПАЛЕНИЕ


Методические указания

Воспаление следует рассматривать как реакцию, направленную на сохранение жизнедеятельности организма, восстановление структуры и функции поврежденных тканей.

В истории развития учения о воспалении большая заслуга принадлежит русскому ученому И.И. Мечникову. Исследуя воспалительную реакцию на различных ступенях биологического развития животных от простейших и до более сложных организмов, он установил однотипность этой реакции, имеющей защитный характер.

Вид животного имеет существенное значение в возникновении, развитии и исходе воспаления.

При назначении практической лечебной помощи животному при воспалительном процессе необходимо помнить о нарушении кровообращения, обмене веществ, биохимических и физико-химических изменениях в тканях в очаге воспаления в зависимости от вида воспаления, стадии, его формы.


Вопросы для самопроверки

  1. Понятие о воспалении. Биологическая сущность воспалительной реакции. Признаки воспаления.

  2. Сосудистая реакция при воспалении.

  3. Альтерация, экссудация и пролиферация, их характеристика.

  4. Механизм экссудации и эмиграции при воспалении.

  5. Биохимические и физико-химические изменения в тканях при воспалении.

  6. Теории воспалений (Вирхов, Конгейм и др.).



ПАТОЛОГИЯ ТЕПЛОВОЙ РЕГУЛЯЦИИ


Методические указания

Для понимания патогенеза лихорадочного процесса необходимо иметь полное представление о регуляторных механизмах теплового обмена в организме, т.к. гипотермия и гипертермия зависят от состояния этих регулирующих систем. Лихорадка является защитно-приспособительной реакцией животного организма на воздействие флогогенного агента, характеризующейся активным повышением температуры тела. При разборе стадий лихорадки приведите температурную кривую и объясните её. Кризис и лизис тесным образом связаны с усилением теплоотдачи, снижением обмена веществ и теплообразования. Проанализируйте эти явления.


Вопросы для самопроверки

  1. Этиология и патогенез лихорадки.

  2. Физическая и химические фазы терморегуляции.

  3. Стадии лихорадки. Механизм повышения температуры при лихорадке. Характеристика кризиса при лихорадке.

  4. Изменения со стороны обмена веществ, нервной системы, кровообращения, дыхания, пищеварения и мочеотделения при лихорадке.

  5. Типы температурных кривых при лихорадке. Значение лихорадки для организма.


ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ТКАНЕВОГО РОСТА


Методические указания

Рассматривая вопрос, необходимо помнить, что патологическим рост тканей становится тогда, когда он перестает отвечать физиологическим потребностям организма. Причиной патологически измененного роста клеточных элементов может быть нарушение нервной и гуморальной регуляции, генного механизма самой клетки, недостаточность или избыток притока необходимых пластических компонентов, энергетических ресурсов. В связи с этим рассматривают гипобиотические и гипербиотические процессы.

Гипобиотические процессы обусловлены снижением обеспеченности питательными веществами всего организма или отдельных тканевых структур под влиянием внешних и внутренних факторов.

Гипербиотические процессы могут рассматриваться как компенсаторно-приспособительные (гипертрофия, гиперплазия), и как сугубо патологические, характеризующиеся неограниченным, беспредельным ростом (опухоли).

При изучении этого раздела необходимо обратить особое внимание на сравнительную оценку распространения опухолей среди различных видов животных. В анализе материала дать характеристику причинам, вызывающим опухоли (теории). Необходимо отметить характер роста доброкачественных и злокачественных опухолей, сделать анализ нарушения обмена веществ в опухолевой ткани.


Вопросы для самопроверки

  1. Атрофия и её виды.

  2. Характеристика дистрофических процессов.

  3. Некроз. Кахексия. Гипертрофия, гиперплазия. Регенерация, её виды.

  4. Опухоли, принцип классификации. Основные отличия злокачественных опухолей от доброкачественных.

  5. Характеристика роста злокачественных опухолей. Особенности обмена веществ в опухолевой ткани.

  6. История экспериментальной онкологии. Роль отечественных ученых в развитии учения об опухолевой болезни.

  7. Основные теории возникновения опухолей, их критическая оценка.



НАРУШЕНИЯ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ


Методические указания

Обмен веществ представляет собой совокупность превращений веществ, поступающих из внешней среды в организм. Все процессы жизнедеятельности организма, связанные с обменом веществ, регулируются нервной и эндокринной системами. Одновременно функциональные особенности нервной и эндокринной систем зависят от характера обмена веществ. Так, изменения в обмене веществ, произошедшие в результате развития патологических процессов (лихорадка, воспаление), ведут к нарушению функций нервной и эндокринной систем, а это может привести к еще большему нарушению не только обменных процессов, но и деятельности сердца, печени, почек и других органов и систем.

При изучении патофизиологии обмена веществ необходимо иметь определенное представление о биохимии и физиологии обменных процессов в животном организме. Различные патологические процессы могут привести к изменению динамики относительного постоянства веществ, циркулирующих в крови: белков, углеводов, жиров, минеральных веществ и других соединений. Одновременно с этим происходит сдвиг кислотно-щелочного равновесия, состава электролитов крови и изменения ферментативной активности.

Далее изучаются нарушения отдельных видов обмена веществ: белкового, углеводного, жирового, водного с объяснением причин и анализом механизма их развития.


Вопросы для самопроверки


  1. Расстройства основного обмена. Причины, механизмы развития.

  2. Характеристика нарушения углеводного обмена. Сахарный диабет.

  3. Характеристика нарушения жирового обмена. Кетоз у жвачных животных.

  4. Характеристика нарушения белкового обмена.

  5. Причины и механизм развития ацидоза и алкалоза.

  6. Причины и механизм развития нарушения водно-солевого обмена.



ОТЕК И ВОДЯНКА


Методические указания

Работая над темой, необходимо уяснить, что отёк и водянка не болезнь, а симптомы различных заболеваний. Отёк и водянка могут возникать при нарушении водно-солевого обмена в организме, декомпенсации пороков сердца и заболеваниях почек. При отёках имеет место положительный водный баланс, сопровождающийся накоплением воды в тканях. В происхождении отёков большую роль играют нарушения трофической функции нервной системы и эндокринной желез (щитовидной, гипофиза).

Обратите внимание на патологические механизмы образования отёков при болезнях почек, сердца и т.д.


Вопросы для самопроверки

  1. Отёки, определение понятия, причины и механизм развития. Классификация отёков.

  2. Патогенез почечных, сердечных и голодных отёков.

  3. Причины и механизм развития токсического и механического отёка лёгких.

  4. Роль гидростатического, осмотического, онкотического факторов в образовании отёков.

  5. Роль нервной системы и желез внутренней секреции в происхождении отёков.

  6. Водянка, виды. Асцит, его патогенез.

  7. Механизм патологического влияния отёка и водянки на организм.



патологическая физиология голодания


Методические указания

Работая над темой, важно уяснить, что различают полное голодание, если животное совсем не потребляет корм, неполное голодание, если питание животного недостаточно по калорийности, и частичное или качественное, когда при достаточности общей калорийности в рационе не достает какого-либо компонента: белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов.

При изучении влияния гипо - и авитаминоза на изменение обмена веществ необходимо обратить внимание в основном на нарушения в организме при недостатке и отсутствии различных витаминов. Провести анализ механизма расстройств в организме при дефиците различных витаминов.


Вопросы для самопроверки

  1. Виды голодания. Продолжительность жизни при полном голодании у различных видов животных.

  2. Обмен веществ в различные периоды голодания.

  3. Характеристика патологических явлений при гиповитаминозе D. Гипервитаминоз D.

  4. Нарушения в организме при недостатке витаминов А, Е, К.

  5. Нарушения в организме при недостатке витаминов группы В.



патологическая физиология органов и систем организма


Патологическая физиология системы крови


Методические указания

Перед изучением раздела необходимо разобраться, какое влияние через нервную систему оказывают температура, атмосферное давление, кормление, содержание и эксплуатация животных на морфологический и физико-химический состав крови. Разберитесь в количественном и качественном изменениях красной крови при анемиях. Обратите особое внимание на компенсаторные реакции при различных видах анемий.

В изучении патологии белой крови разберитесь с явлениями лейкоцитоза и лейкопении и их разновидностями.

Уясните лейкоцитарную формулу, для чего необходимо её выведение. Сделайте анализ о происхождении, качественном и количественном составе лейкоцитов при лейкоцитозах и лейкозах. При этом учитывайте, что лейкоцитозы являются в своем происхождении явлениями вторичного порядка, т.е. появляются в результате действия инфекции или других факторов на организм с последующим проявлением защитной реакции и усилением функции кроветворных органов. Патогенез же лейкозов связан с первичным нарушением функции костного мозга или лимфатических узлов.

Вопросы для самопроверки

  1. Гипер – и гиповолемия, их виды.

  2. Причины возникновения общих анемий, их виды и компенсаторные реакции при анемиях.

  3. Качественные изменения эритроцитов при анемиях.

  4. Лейкоцитоз и лейкопения, их виды.

  5. Что понимают под сдвигом ядра нейтрофилов влево и вправо. Лейкоцитарная формула.

  6. Лейкоз, его виды и отличия от патологического лейкоцитоза.


Патологическая физиология общего кровообращения


Методические указания

Патология кровообращения тесным образом связана с функциями других органов и систем организма. Так, нарушение кровообращения возможно при патологии нервной системы, эндокринных желез, дыхания, пищеварения, мочеотделения и т.д.

Таким образом, факторы, обусловливающие нарушение общего кровообращения, могут быть связаны как с патологией сердца (кардиальные), так и с расстройствами вне сердца (экстракардиальные).

Ознакомьтесь и разберитесь с таблицами и рисунками, характеризующими нарушения кровообращения при различных пороках клапанного аппарата сердца и при нарушении его ритма. Изучите нарушения автоматизма, возбудимости, проводимости и сократимости сердца.

Вопросы для самопроверки

  1. Кардиальные и экстракардиальные причины, вызывающие нарушения общего кровообращения.

  2. Перикардит и тампонада сердца, характеристика этих нарушений и последствия для организма.

  3. Сравнительная характеристика нарушения гемодинамики при недостаточности клапанов и стенозе отверстий.

  4. Происхождение тоногенной и миогенной дилятации сердца. Влияние этих нарушений на кровообращение.

  5. Нарушение автоматизма, возбудимости, сократимости, проводимости сердца.

  6. Виды нарушения ритма сердечной мышцы.

  7. Гипертензия, гипертоническая болезнь.

  8. Атеросклероз.


Патологическая физиология дыхания


Методические указания

Прежде всего уясните понятия внешнего и внутреннего дыхания и факторы их регуляции, затем изучите расстройство внешнего дыхания у сельскохозяйственных животных. После этого приступайте к изучению расстройства внутреннего дыхания с характеристикой этиологии и патогенеза этого нарушения. Разберитесь с понятиями одышка, асфиксия, гипоксемия и гипоксия, их разновидностями и фазами проявления асфиксии.

Особое внимание уделите рассмотрению механизмов развития различных типов гипоксий, т.к. гипоксия является тем патогенным фактором, который играет важную роль в развитии повреждений при многих заболеваниях.

Вопросы для самопроверки

  1. Причины и механизм расстройства внешнего и внутреннего дыхания.

  2. Виды одышек и их происхождение. Периодические типы дыхания.

  3. Изменение дыхания и кровообращения в различные фазы дыхания.

  4. Пневмоторакс, его виды и последствия.

  5. Виды гипоксий, регуляторные механизмы при кислородной недостаточности.

  6. Отёк лёгких, его виды и патогенез.



  1   2

Похожие:

Методические указания и контрольные задания по патологической физиологии для студентов заочного отделения факультета ветеринарной медицины Ставрополь 2002 iconМетодические указания для студентов 1 курса заочного отделения по направлению подготовки «юриспруденция» (2 семестр 2012/2013 гг.)
Методические указания для студентов 1 курса заочного отделения юридического факультета (2 семестр). – Казань: Издательство Института...
Методические указания и контрольные задания по патологической физиологии для студентов заочного отделения факультета ветеринарной медицины Ставрополь 2002 iconМетодические указания и контрольные задания для выполнения контрольной работы №1 по дисциплине «Газовые сети и установки»
Методические рекомендации предназначены для студентов пятого курса заочного отделения специальности 270111 «Монтаж и эксплуатация...
Методические указания и контрольные задания по патологической физиологии для студентов заочного отделения факультета ветеринарной медицины Ставрополь 2002 iconМетодические указания для студентов 2 курса судомеханического факультета заочного отделения
Методические указания предназначены для студентов 2 курса смф заочного отделения и составлены для организации работы студентов-заочников...
Методические указания и контрольные задания по патологической физиологии для студентов заочного отделения факультета ветеринарной медицины Ставрополь 2002 iconОбщие методические указания методические указания и контрольные задания по дисциплине «Технология металлообработки»
Программа, методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения
Методические указания и контрольные задания по патологической физиологии для студентов заочного отделения факультета ветеринарной медицины Ставрополь 2002 iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для заочников Общие требования > Контрольные задания
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей очного и заочного обучения
Методические указания и контрольные задания по патологической физиологии для студентов заочного отделения факультета ветеринарной медицины Ставрополь 2002 iconЛекционный курс по частной вирусологии вирусы вызывающие болезни жвачных и однокопытных для студентов факультета ветеринарной медицины
Учебное пособие по курсу всэ для студентов факультета ветеринарной медицины (Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия....
Методические указания и контрольные задания по патологической физиологии для студентов заочного отделения факультета ветеринарной медицины Ставрополь 2002 iconМетодические указания по выполнению и оформлению контрольных заданий контрольные задания
Английский язык: Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников технических специальностей/ Сибгути. Новосибирск,...
Методические указания и контрольные задания по патологической физиологии для студентов заочного отделения факультета ветеринарной медицины Ставрополь 2002 iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по физике для студентов инженерных специальностей заочного отделения
...
Методические указания и контрольные задания по патологической физиологии для студентов заочного отделения факультета ветеринарной медицины Ставрополь 2002 iconМетодические указания: профессиональный английский язык для студентов 5 и 6 курсов заочного факультета специальность 060800: Экономика и управление
Методические указания предназначены для студентов 5 и 6 кур­сов обучающихся по специальности "Экономика и управление на предприя­тии...
Методические указания и контрольные задания по патологической физиологии для студентов заочного отделения факультета ветеринарной медицины Ставрополь 2002 iconМетодические указания по вычислительной технике для студентов заочного отделения по специальности 140448 «Техническая эксплуатация, ремонт и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» Нефтекамск
Методические указания и задания на контрольную работу подготовил преподаватель Нефтекамского нефтяного колледжа
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница