Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 032700. 68 Филология. Магистерская программа «Русская литература»




Скачать 30,38 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 032700. 68 Филология. Магистерская программа «Русская литература»
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер30,38 Kb.
ТипПрограмма
  1   2


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

(ХГУ им. Н. Ф. Катанова)


Институт филологии и межкультурной коммуникации




Программа

вступительных испытаний

для лиц, поступающих на направление подготовки

032700.68 Филология.

Магистерская программа

«Русская литература»


имеющих профильное высшее профессиональное образование


Абакан - 2013


1. Программа вступительных испытаний для лиц, имеющих профильное ВПО и поступающих на направление подготовки 032700.68 Филология. Магистерская программа «Русская литература». Квалификация (степень) «Магистр»

__________________________________________________________________________

наименование магистерской программы


2. Разработчик (и) программы:


Доцент каф. литературы _____________ Грибков А. Г.

(должность) (кафедра) (подпись) (ФИО)

3. ПРИНЯТА на заседании кафедры литературы


20.12.2012 протокол № 5

И. о. зав. кафедрой_______________ А. Г. Грибков ___________________

(подпись) (ФИО) (дата)


4. РАССМОТРЕНА на заседании Ученого Совета

Института филологии и межкультурной коммуникации

(наименование структурного подразделения)


_______________________ протокол № ______


Председатель УС_______________ Чиверская Т. С. ______________

(подпись) (ФИО) (дата)


СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Лица, имеющие диплом бакалавра или специалиста по филологии, при поступлении в магистратуру по направлению подготовки 032700.68 Филология на программу «Русская литература» сдают один вступительный экзамен – «Литература – филологический анализ текста» в соответствии с «Правилами приёма в магистратуру ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» в 2013 году.

Экзамен включает проверку навыков владения основными методами лингвистического и литературоведческого анализа.

Цель вступительного испытания: проверить базовую подготовку по русской литературе и методике ее преподавания в объеме стандарта бакалавриата.

Требования к профессиональной подготовленности абитуриента представлены в программе и примерных образцах филологического анализа текста

Порядок проведения вступительных испытаний (вид, формы, время, отводимое на их проведение, критерии и показатели оценки уровня знаний): аудиторное, письменно-устный филологический анализ текста (прозаического или поэтического), нормативное время (по нормативам, установленным приемной комиссией).

Филологический анализ текста оценивается по стобалльной системе. К участию в конкурсе допускаются абитуриенты, набравшие не менее 50 баллов.


II. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ

Раздел 1. Теоретические понятия и термины


Художественная литература как искусство слова.

Фольклор. Жанры фольклора.

Художественный образ. Художественное время и пространство.

Содержание и форма. Поэтика.

Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм.

Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма.

Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада;

лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма, синкретические жанры.

Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Пафос.

Сюжет, фабула. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж.

Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ. Деталь. Символ. Подтекст.

Психологизм. Народность. Историзм

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

Язык художественного произведения. Риторические фигуры речи. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

Стиль. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.

Литературная критика. Методы литературоведческого анализа. Компаративизм и герменевтика в современной науке о литературе. Целостный анализ художественного текста.


Раздел 2. История русской литературы


1. Народная культура в контексте других типов культурной деятельности (мировая, национальная, народная). Структура народной духовной культуры: обряды, верования, нравственно-этические национальные традиции. Народные знания: освоение мира природы, в том числе самого человека. Языковая культура: история языка народа, лексическое и эстетическое богатство народного языка. Религия. Восточнославянское язычество: источники, методы реконструкции. Христианизация славянской мифологии.

Миф и ритуал. Историческая и содержательная классификация мифа. Ритуал как реализация содержательного и эстетического начала мифа. Культура народного поведения. Представление темы «Народная культура» в учебниках для средней школы.


2. Особенности фольклора, система его жанров. Периодизация истории развития фольклора в соответствии с развитием общества. Русская календарная обрядовая система. Функциональная классификация жанров.

Типы загадок, их функции и поэтическое своеобразие.

Тематика и поэтика пословиц: композиция, тропы, ритмика, рифма. Различие жанров пословиц и поговорок.

Сказки, их определение, жанровый состав. Сказки о животных: основные сюжеты, проблематика и образы сказок о животных, социальная и бытовая сатира в них, поэтические особенности. Волшебные сказки, их происхождение, связь с магическими представлениями человека, сюжет, проблематика, герои, поэтическое своеобразие. Бытовые сказки, их происхождение, своеобразие вымысла, разновидности бытовых сказок. Сатирические сказки, высмеивающие нравственные пороки: лень, глупость, жадность, строптивость, болтливость, упрямство и т.д. Судьба русской сказки.

Былины, их терминологические обозначения, проблема происхождения былины, понятие о циклах былин, связь эпоса с историей (характер историзма былин), поэтическое своеобразие былин (особенности сюжетопостроения, композиция, система изобразительно-выразительных средств).

Исторические песни, их периодизация: время возникновения и основные этапы развития исторических песен, художественная специфика исторических песен (тематика, персонажи, цикличность, сюжетно-композиционные и стилистические средства).

Лирические песни, их определение, происхождение, темы и образы, поэтика.

Современный русский фольклор, виды и жанры, специфика, источники возникновения, основные его признаки.

Фольклорные образы, мотивы и сюжеты в творчестве русских писателей. Фольклор и национальные и региональные литературы.

3. Литература и культура Древней Руси. Метод и стили древнерусской литературы. Своеобразие древнерусской литературы как литературы средневековья. Своеобразие бытования древнерусских текстов: анонимность, этикетность, текучесть, ансамблевый рукописный характер. Публицистичность и дидактизм памятников. Система литературных жанров в ее историческом развитии: переводные жанры, летопись, слово, сказания, жития святых, хождения, исторические и воинские повести, бытовые повести. Место древнерусской литературы в системе школьного литературного образования.

Исторический и нравственный потенциал «Слова о полку Игореве». Сюжет и композиция. Особенности изображения русских князей и природы в «Слове». Идея «Слова». Функции авторских отступлений и особенности лирической интонации. Взаимодействие книжного и фольклорного начал. Проблема авторства. Переводы и переложения «Слова». Место «Слова» в русской культуре.

Литература периода становления Московского централизованного государства (конец XIV-XVI века): «Задонщина», «Житие Сергия Радонежского», «Домострой». Поэтика древнерусской литературы. Содержание и методика изучения древнерусской литературы в средней школе.

4. Русская литература и культура XVIII века. Традиции древнерусской литературы (темы, жанры, образность, идея, художественная речь) в литературе XVIII века. Публицистика, прикладная литература, беллетристика Петровского времени. Формирование новых литературных направлений (классицизм, сентиментализм, предромантизм). Значение русско-европейских культурных и философских связей. Демократизация литературы. Рост реалистических тенденций и становление русского реализма. Быстрота и сложность литературного процесса: сосуществование и борьба различных методов и стилей, их проявление в творчестве классиков XVIII в. (М.В.Ломоносов, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин и др.). Объем и специфика изучения литературы XVIII века учащимися средней школы.


5. Классицизм как творческий метод и направление в русской и западноевропейской литературе. «Недоросль» Д.И. Фонвизина как вершина русской драматургии. Своеобразие русского и европейского классицизма. Государственность и гражданственность классицизма (идея служения отечеству, подчинение личности государству). Национально-историческая тематика при широком использовании образов и мотивов античной мифологии. Разработка художественной формы, реформа стихосложения и литературного языка. Классицистическая трагедия в русской литературе. Одический канон.

Главный конфликт комедии как отражение основного социального конфликта эпохи. Художественные достижения Фонвизина в «Недоросле». Новаторство жанра («Недоросль» - первая социально-политическая комедия). Типология художественной образности: бытовые герои и герои-идеологи. Степень типизации и индивидуализации действующих лиц. Особенности композиции; роль «внесценических» персонажей и «внесюжетных» сцен для раскрытия идейного замысла и характеров комедии. Социальная и психологическая мотивированность индивидуализации языка персонажей. Значение комедии в истории литературы и русской общественной мысли. Изучение классицистической драматургии в школе.


6. Поэтика русского сентиментализма в творчестве Н.М. Карамзина и А.Н.Радищева. Утверждение богатства духовного мира представителей низших сословий. Культ природы. Активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм.

Общественно-политические взгляды и особенности гуманизма Карамзина. Повести Карамзина как вершинное явление русского сентиментализма («Бедная Лиза», «Наталья – боярская дочь» и др.) Их стиль; идейно-художественные особенности: отказ от социальной сатиры, эстетизация действительности; характер как форма проявления «вечного» темперамента; изображение противоречий человеческого характера и т.д.

А.Н. Радищев как новый тип русского писателя: художественное, социальное и философско-историческое в мировоззрении и творчестве писателя; проблема активного социального действия и личной жизненной программы человека. Структура повествования в «Путешествии из Петербурга в Москву»: очерковое, публицистическое и художественное начала как модель процесса познания.

Представление темы «Сентиментализм» в учебниках средней школы.


7. Русская литература и культура первой трети XIX века. Исторические условия возникновения романтизма в Европе и в России. Сущность и своеобразие русского и западноевропейского романтизма: эстетика, жанровые преобразования, новые категории поэтики. Романтизм школы В.А. Жуковского (сюжеты, характеры, жанры, поэтика); неоднородность активного романтизма (К.Ф. Рылеев, В.К.Кюхельбекер, А.А. Марлинский). Пути и средства создания в поэзии национального характера; соотношение романтизма в литературе первой четверти XIX века. Взаимодействие романтизма и реализма в литературе. Общественно-литературная полемика и литературная критика. Литературные журналы. Мировое значение русской литературы первой трети XIX века. Методика системного изучения русской литературы первой трети XIX века.


8. Пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума» в истории отечественной культуры. Драматургическое новаторство и судьба пьесы. Жанр и основные конфликты пьесы. Проблематика и система образов комедии. Основные этапы развития сюжета и характер его динамики. Двуплановость композиции как основа развития сюжета комедии. Единство сатирического и лирического, бытового и психологического как условие развития идеи и сюжета. Роль диалогов и монологов в структуре комедии, значение «единств». Образ Чацкого в пьесе. Молчалин как антагонист Чацкого. Язык и стих комедии Грибоедова. «Горе от ума» в русской критике. Статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний». «Горе от ума» на русской сцене.

9. Литературное наследие А.С Пушкина. Мотивы пушкинской лирики. Лицейский период. Литературные учителя Пушкина: Державин, Жуковский, Батюшков. Петербург в творческой судьбе Пушкина. Тема свободы, гражданственности и патриотизма, любви и дружбы, поэта и поэзии в лирике Пушкина. Роль обзорных тем по творчеству А.С. Пушкина в средней школе.


10. Специфика романтизма А.С. Пушкина периода южной ссылки (1820-1824). Поэмы и стихи периода южной ссылки. Общая характеристика «южных поэм», своеобразие их романтизма и связь с действительностью, литературной борьбой XIX века. Пушкин и Байрон, общность эпохи и специфика поэтики. Темы, мотивы, тип конфликта, романтический герой, образ автора, его место и ведущие функции в художественной структуре поэм. Основные этапы работы при изучении поэм А.С. Пушкина в старших классах.


11. «Евгений Онегин» как «самое задушевное произведение Пушкина» (В.Г.Белинский). Жанровые черты «романа в стихах». Содержательность и богатство художественных возможностей онегинской строфы как поэтической единицы композиции произведения. Логика развития сюжета, тематика лирических отступлений. Разновидности уроков литературы по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в средней школе (урок-лекция, урок-семинар, урок-зачет и др.)

12. А.С. Пушкин – прозаик. Стремление к гуманистическому охвату действительности. «Повести Белкина» как новаторский образец реалистической прозы. Пути и средства типизации основных персонажей, жанровые искания автора «Повестей Белкина». Роль исторических источников в «Капитанской дочке», социально-исторический смысл. Проблема исторической правды и художественного вымысла в повести «Дубровский». Принципы анализа произведений А.С. Пушкина в старших классах.


13. Художественные открытия М.Ю. Лермонтова. Общая характеристика лирики Лермонтова: проблема мятежной личности, байронические мотивы, развитие темы поэта и поэзии («Смерть поэта», «Пророк», «Поэт»), особенности философской лирики, продолжение военно-патриотической темы («Бородино», «Валерик», «Завещание»), народ и родина, человек и природа в лирике Лермонтова. Основной идейный пафос романтических поэм («Демон», «Мцыри»). Реалистические начала в «Песне про купца Калашникова», этнографические и бытовые детали, фольклорные элементы сюжета. Изучение лирики М.Ю. Лермонтова в старших классах.


14. «Герой нашего времени» в контексте творчества М. Ю. Лермонтова. Жанровое и композиционное своеобразие романа. «Герой нашего времени» как реалистический социально-психологический роман, особенности его жанра, приёмы и средства социальной и психологической типизации персонажей, смысл хронологических смещений в сюжете, авторская позиция в философском романе. Проблема личности и ее предназначения в художественном сознании Лермонтова. Печорин и его окружение. Работа над романом М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в средней школе.


15. Художественные открытия Н.В. Гоголя. Жизненность романтизма, демократизм и народность «Вечеров на хуторе близ Диканьки», их связь с фольклором, соотношения поэзии и прозы, фантастики и реальности, смешного и грустного, христианских и языческих элементов, атмосфера целостности и гармонии. «Поэзия реальная» и «поэзия идеальная» (Белинский) в сборнике «Миргород». Фантастическое и реальное в «Петербургских повестях». Драматургия Гоголя. Сатира и юмор Гоголя. Смысл заглавия и жанровые особенности поэмы «Мертвые души». Основные этапы работы Гоголя над «Мёртвыми душами», сюжетные и лирические начала, их соотношение, нисходящая градация изображения персонажей и её идейный смысл, особенности типизации и слога лирических отступлений. Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя в старших классах как методическая проблема. Типы сочинений, обучение сочинению.


16. История русской литературы второй половины XIX века и мировой литературный процесс. Роман второй половины XIX века. Исторические факторы зарождения натуральной школы: обращение к повседневной жизни, к народному быту, борьба между реализмом и чистым искусством, обличение помещичье-чиновничьего крепостнического общества как главная тема писателей натуральной школы. Критическое изображение действительности – главная цель группы писателей, творчество которых определило особенности русского реализма. Особенности таланта И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского. Белинский о принципах «натуральной школы». Умение писателями раскрыть духовный мир «маленького человека» (крестьянина, бедного горожанина, мелкого чиновника), развить в своём творчестве антидворянские и антикрепостнические мотивы – отличительные признаки натуральной школы. Анализ литературного произведения в старших классах.


17. Русская поэзия второй половины XIX века (Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет). Социальная поэзия и поэзия «чистого искусства». Народно-поэтическая и гражданская темы в творчестве Некрасова. Сатирическая направленность творчества Некрасова. Лирика и поэмы Некрасова. «Кому на Руси жить хорошо». Философская лирика Тютчева. Основные мотивы и образный строй тютчевской поэзии. Лирика Фета: импрессионистичность стихотворений, роль художественной детали, музыкальность. Изучение лирических произведений в старших классах. Развитие творческого воображения учащихся.


18. Эволюция русской драмы в творчестве А.Н. Островского. Быт и нравы Замоскворечья в пьесах Островского. Персонажи пьес Островского в контексте литературно-общественной ситуации 1850-1880-х годов. Пьесы Островского в русской критике. Женские образы в пьесах Островского. Поэтика драм Островского. Островский в истории русского театра. Особенности изучения драматургических произведений в старших классах средней школы.


  1. Творчество И.С. Тургенева. Основные черты мировоззрения писателя. Особенности жанровой эволюции: рассказ («Записки охотника»), повесть («Накануне»), роман («Отцы и дети»). «Записки охотника»: народный характер и исторические судьбы России. Романы Тургенева. Русская действительность и социально культурные типы в романах писателя. Рудин, Лаврецкий, Инсаров и Базаров как типы литературных героев. Основной конфликт романа («Отцы и дети» и отражение в нем основного общественно-политического конфликта 60-х гг. XIX века. Журнальная полемика вокруг образа Базарова. Романы Тургенева в русской критике. Жанровые особенности романов Тургенева. Место уроков-лекций при изучении биографии писателя в старших классах средней школы.




  1. Романы И.А. Гончарова. Психологическая характеристика литературных героев в романах Гончарова. Роман «Обломов» и его значение для русской литературы. Система образов и национальное начало в романе. Обломов и Штольц. Полемика о романе в русской критике. Место уроков-семинаров при изучении творчества писателя в старших классах средней школы.




  1. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и его место в русском литературном процессе. Проблематика и система образов романа. Черты нового «героя времени» у Н.Г. Чернышевского (образ Рахметова). Судьба романа в сознании русских читателей. Формирование теоретико-литературных понятий при изучении творчества писателя в старших классах.




  1. Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина. Гоголевские традиции и сатирические принципы Салтыкова-Щедрина («Губернские очерки», «История одного города», «Господа Головлевы», «Сказки»). Изображение народа в «Истории одного города». Проблематика «Сказок». Эволюция характеров в романе «Господа Головлевы». Общечеловеческие черты характера Иудушки Головлева. Утверждение возможности духовного возрождения героев на пути к Богу. Сюжет, персонажи, словесно-образная ткань произведений. Реальное и фантастическое, гротеск и сатирическая типизация, пародия и стилизация, трагическое и комическое в щедринской сатире. Эзопов язык. Обобщающее значение образов щедринской сатиры. Пути и приемы изучения литературно-критических статей в старших классах.


24. Поэтика прозы Н.С. Лескова. Особенности мировоззрения писателя (конституционный либерализм). Самое ценное в художественном наследии Лескова – рассказы о народе. Героизм русского народа, талантливость и красота души в рассказах о «праведниках» («Инженеры-бессеребренники», «Кадетский монастырь», «Несмертельный Голован» и др.). Идея победить зло добрыми делами.

Трагедия народа и его необыкновенная талантливость в сказах: «Запечатленный ангел», «Тупейный художник», «Левша».

Критика нигилизма в романе Лескова «Некуда». Изображение русского национального характера в повестях Лескова. Творческие возможности и судьба русского человека («Сказ о тульском Левше и стальной блохе», «Тупейный художник» и др. произведения). Особенности сказовой манеры: речевая стихия, речь и поведение повествователя и персонажей, авторское начало. Организация внеклассной работы по творчеству Н.С. Лескова.


25. Творчество Ф.М. Достоевского. Особенности повествовательной манеры Достоевского. Жанровое своеобразие романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». «Полифония полноценных голосов» (М.М. Бахтин) в прозе Достоевского. Эволюция Родиона Раскольникова, роль в его судьбе Сони Мармеладовой. Философский смысл романов «Идиот» и «Братья Карамазовы». Способы построения художественного образа героя – «от идеи характера». Не столько столкновение героев в бытовой, сюжетной плоскости, сколько в области идейной, идеологической, без явного превалирования «авторского голоса». Православные тенденции в творчестве Достоевского. Петербург Достоевского. Основные требования к урокам литературы при изучении творчества Ф.М. Достоевского: классификация уроков литературы, их структура.


  1. Эволюция творчества Л.Н. Толстого. Место Л. Толстого в истории русской и мировой литературы. «Диалектика души» (Н.Г. Чернышевский) в художественной системе Толстого. Начало литературной деятельности («Детство», «Отрочество», «Юность») как становление особой формы психологического анализа – «изображение диалектики души». «Севастопольские рассказы» и их место в творчестве писателя. Изображение становления человеческой личности в автобиографической трилогии. Проявление непосредственной чистоты нравственного чувства, детальное рассмотрение психологического состояния героя от зарождения «чувства» до логического конца в его проявлении.

Роман «Война и мир» в становлении жанра эпопеи. Нравственно-философские искания героев романа-эпопеи «Война и мир». Андрей Болконский и Пьер Безухов. Развитие эпопейного начала в романе «Анна Каренина». Особенности композиции романа. Трагедия Анны Карениной. Нравственные искания Левина.

Творчество Л. Толстого в 80-90-х гг.: рассказы для народа как утверждение новых тенденций в мировоззрении писателя (переход на позиции патриархального крестьянства). Обличительный характер, основная проблема романа «Воскресение». Социальное и нравственное в романе «Воскресение». Эволюция характера Нехлюдова. Методика проведения факультативных занятий при изучении творчества Л. Н. Толстого.


  1. Художественное мастерство Чехова-прозаика и драматурга. Особенности нравственной позиции А.П. Чехова. Комическое и трагическое в ранних рассказах Чехова. Социальные обобщения в рассказах: «Унтер Пришибеев», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон». «Маленький человек» в творческой концепции Чехова. Проблематика и поэтика рассказов и повестей Чехова. Повесть «Степь» как образец тонкого лирического мироощущения. Нравственное наполнение рассказов «Крыжовник», «Студент», «Палата № 6». Эволюция доктора Старцева в рассказе «Ионыч». Основные признаки художественного мастерства Чехова: лаконизм, искусство сюжетостроения, мастерство в использовании детали, внесюжетных элементов.

Драматургические принципы Чехова: отказ от построения пьес на прямых столкновениях между персонажами («нет виноватых»). «Подводные течения» в драматургии и прозе Чехова. Чехов и театр XX в. Пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры». Методика проведения занятий по пьесе Чехова «Вишневый сад» в средней школе.


  1. Судьбы русского реализма конца XIX начала XX вв. Творчество русских писателей в контексте начала века и последующих десятилетий (по выбору студента). Мировоззренческие основы, пути и методы углубления реализма. Перестройка жанровой системы русской прозы начала XX века. Определение понятия «лирическая проза». Влияние поэтического языка на язык художественной прозы. Своеобразие творческого метода писателей «новой волны»: Л. Андреев, А. Куприн, А. Ремизов, И. Шмелев, Б. Зайцев. Новое в трактовке традиционных тем: судьбы России и «маленького человека». Экзистенциальная проблематика русской прозы рубежа веков. Лирическая проза И.А. Бунина и ее жанрово-стилевые особенности. Роль детали. Бунин о человеческом существовании и о судьбе мировой цивилизации. Трагизм его мироощущения. Структура и методика работы при изучении обзорных тем на уроках литературы в средней школе.




  1. Русская литература и культура Серебряного века как сложное единство. Смысл и объем понятия Серебряный век. Социальная и духовная атмосфера эпохи. Поляризация общественно-эстетической мысли начала ХХ века. Борьба идеалистических и материалистических тенденций в литературе данного периода (В. Соловьев, Н. Бердяев, В.Розанов, А. Луначарский). Проблема личности в русской литературы рубежа веков. Проблема интерпретации литературы Серебряного века в современном литературоведении. Эстетика и поэтика русского модернизма, его основные художественные течения. Принципы использования наглядности и ТСО на уроках литературы при изучении темы «Культура Серебряного века».




  1. Символизм и способы наследований традиций русской литературы. Влияние западноевропейского символизма на его формирование в русской литературе. Эстетические программы и художественная практика. Понятие «символа» в теории литературы. Семантическая природа символа. Иррациональный характер поэтического творчества символистов. Брюсов как организатор и глава символистского движения в России. Основные течения русского символизма: декаденты, «старшие» и «младшие» символисты. Влияние философии В.С. Соловьева на мировоззрение и творчество младосимволистов. А. Белый как теоретик русского символизма: основные положения статьи «Символизм как миропонимание». «Трилогия вочеловечения» А. Блока. Феномен символистского романа (Брюсов, Белый, Сологуб). Особенности изучения символизма в старших классах средней школы. Психолого-педагогическая подготовка школьников при изучении данной темы.




  1. Творческая судьба М. Горького. Художественный опыт Горького-прозаика и драматурга (произведения по выбору). Проза Горького 1890-1900-х годов. Социальные мотивы и романтическая образность ранних произведений Горького. Размышления о человеке. «На дне» как социально-философская драма. Спор о правде в пьесе «На дне». Драматургические открытия Горького (пьесы по выбору). Горький и октябрьские события 1917 года. Заметки Горького «Несвоевременные мысли». Послеоктябрьское творчество М. Горького. Психолого-педагогическая подготовка школьников при изучении творчества М. Горького.


32. Социально-исторический и философский смысл прозы писателей советской эпохи. Жанровые формы, проблематика, художественная структура и поэтика произведений (по выбору). «Поднятая целина» М. Шолохова: проблема гуманизма и исторической правды в освещении коллективизации. Рассказы и очерки 20-х гг. М. Булгакова («Роковые яйца», «Собачье сердце»). Роман «Белая гвардия». Роман «Мастер и Маргарита»: религиозно-философская проблематика и своеобразие композиции (роман в романе, двоемирие и «вечный» сюжет). «Мистический реализм» Булгакова. Человек в потоке истории: трансформация жанра романа-эпопеи в литературе первой половины XX века: М. Горький («Жизнь Клима Самгина»), М Шолохов («Тихий Дон»), А. Толстой («Хождение по мукам»), Б. Пастернак («Доктор Живаго»). Принципы построения уроков при изучении прозы писателей советской эпохи.

  1   2

Похожие:

Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 032700. 68 Филология. Магистерская программа «Русская литература» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 032700 Филология. Магистерская программа «Общее языкознание, социолингвистика и психолингвистика»
Программа вступительных испытаний для лиц, не имеющих профильное впо и поступающих на направление подготовки 032700 Филология. Магистерская...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 032700. 68 Филология. Магистерская программа «Русская литература» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 032700 Филология. Магистерская программа «Общее языкознание, социолингвистика и психолингвистика»
Программа вступительных испытаний для лиц, имеющих профильное впо и поступающих на направление подготовки 032700 Филология. Магистерская...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 032700. 68 Филология. Магистерская программа «Русская литература» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки
Программа вступительных испытаний для лиц, имеющих профильное впо и поступающих на направление подготовки 050100. 68 Педагогическое...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 032700. 68 Филология. Магистерская программа «Русская литература» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки
Программа вступительных испытаний для лиц, имеющих непрофильное впо и поступающих на направление подготовки 050100. 68 Педагогическое...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 032700. 68 Филология. Магистерская программа «Русская литература» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки
Программа вступительных испытаний для лиц, имеющих профильное впо и поступающих на направление подготовки 050100. 68 Педагогическое...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 032700. 68 Филология. Магистерская программа «Русская литература» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки
Программа вступительных испытаний для лиц, не имеющих профильное впо и поступающих на направление подготовки 030600 История Магистерская...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 032700. 68 Филология. Магистерская программа «Русская литература» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки
Программа вступительных испытаний для лиц, имеющих профильное впо и поступающих на направление подготовки 030600 История Магистерская...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 032700. 68 Филология. Магистерская программа «Русская литература» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 030600 «История»
Программа вступительных испытаний для лиц, имеющих профильное впо и поступающих на направление подготовки 030600 «История» (Магистерская...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 032700. 68 Филология. Магистерская программа «Русская литература» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 030600 «История»
Программа вступительных испытаний для лиц, не имеющих профильное впо и поступающих на направление подготовки 030600 «История» (Магистерская...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 032700. 68 Филология. Магистерская программа «Русская литература» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100. 68 Педагогическое образование. Магистерская программа: «Начальное образование»
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100. 68 Педагогическое образование. Магистерская...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница