Пояснительная записка Взаимодействие специалистов в профессиональной деятельности становится предметом все более пристального внимания.




Скачать 32,13 Kb.
НазваниеПояснительная записка Взаимодействие специалистов в профессиональной деятельности становится предметом все более пристального внимания.
Дата04.02.2016
Размер32,13 Kb.
ТипПояснительная записка
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов пгт. Санчурск Кировской области


Рассмотрено и согласовано Утверждаю:

на заседании методического Директор школы

совета «__ » ______ 20__г. _______/___________ /

Протокол № ______ «__» _________ 20__ г.


Дополнительная образовательная программа

«Я в мире делового общения»

для 10-11 классов

на 20___/ 20___ учебный год


Составители программы:

Смирнова Светлана Ивановна,

учитель истории и обществознания;

Пахмутова Елена Юрьевна,

учитель истории и обществознани


Санчурск

2012 год

Пояснительная записка


Взаимодействие специалистов в профессиональной деятельности становится предметом все более пристального внимания. Проблемы межличностного делового общения с каждым днём всё более актуальны. Характер деловых контактов оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности, на успешность проведения бесед, совещаний и переговоров, пресс – конференций и дискуссий, торгов и презентаций.

Карьера любого специалиста весьма многогранна. В любой профессии можно остаться на самой низкой ступеньке иерархической лестницы, а можно достичь высоты, власти, став высокообразованным и квалифицированным профессионалом. Коммуникативная компетентность может помочь реализовать свои замыслы и намерения, став преуспевающим человеком.


Замысел данной программы:


  1. показать коммуникацию как специфический вид деятельности, без которого невозможно стать хорошим профессионалом

  2. помочь школьникам овладеть основами деловой коммуникации, научить эффективно взаимодействовать друг с другом, реализуя комфортно – психологическое общение и разнообразные стратегии и тактики, ориентированные на достижение сотрудничества

  3. развить коммуникативные способности с целью наиболее успешной адаптации подростка в новой социальной среде.


Межпредметные связи курса: обществознание, социология, психология.


Возраст обучающихся, на который рассчитана программа: учащиеся 9-10 классов, владеющие основными знаниями базового курса обществознание по теме: «Межличностные отношения»


Структура курса: курс рассчитан на 2 года обучения и включает 2 основных модуля часовой нагрузкой по 17 часов в год (1 час в неделю):

Модуль №1 « Основы деловой коммуникации» (10 класс)

Модуль №2 « Практика деловой коммуникации» (11 класс)


Каждый модуль носит самостоятельный характер по насыщенности и завершённости изучаемого материала и может изучаться как отдельный курс.

При желании обучающегося расширить и закрепить полученные знания по данной теме на более углублённом уровне, а также с целью подготовки к будущей профессиональной карьере и успешной социальной адаптации, возможно продолжение изучения последующих модулей курса «Я в мире делового общения».


Аннотация.

Предлагаемый курс направлен на формирование речевой и коммуникативной культуры учащихся.

Он предполагает углубление практических знаний в области обществознания, формирование умений и навыков учащихся в сфере эффективного и бесконфликтного делового общения (для этого программа включает практические задания и тренинги, помогающие освоить теоретические основы деловой коммуникации).

Программа носит выраженный обучающий характер. Она отвечает на вопросы: как преодолеть коммуникативные барьеры; как формулировать вопросы, как готовиться к ответам, и как отвечать; как выявить сенсорный канал и как использовать эту информацию; как эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения.

Программа построена таким образом, чтобы обучаемый мог последовательно, в приемлемой для усвоения форме

  • с помощью тестов продиагностировать свой потенциал и возможности

  • освоить необходимые знания;

  • выполняя различные практические упражнения, развить умения и приобрести навыки эффективной коммуникации

Человек ориентированный на успех, на победу, найдет в программе все, что необходимо для достижения профессионально- и социально-ориентированных целей.


Цели данного элективного курса:

  1. На основе теоретических знаний сформировать у учащихся представление о деловой коммуникации, как об уникальном, специфическом виде деятельности, без которого трудно стать хорошим профессионалом.

  2. Формировать коммуникативную компетентность выпускника, как будущего специалиста.

  3. Формировать культуру делового общения.


Задачи курса:

  1. Помочь в формировании понятий «общение», «коммуникация», «деловая коммуникация», «лидерство», « конфликт», «риторика», « самопрезентация», « корпоративная культура».

  2. Расширить знания об основах общения, основных коммуникативных средствах (вербальных и невербальных), приемах и технологиях воздействия и влияния на деловых партнеров; о многообразных формах делового общения.

  3. Сформировать практические навыки свободного делового общения, научить преодолевать коммуникативные барьеры.

  4. Научить работать в коллективе, принимать коллегиальные решения.

Ожидаемые результаты:


Освоив материал элективного курса, учащиеся должны знать:


  1. Понятия «общение», «коммуникация», «деловая коммуникация», «риторика» «лидерство», «конфликт», «самопрезентация», «корпоративная культура».

  2. Виды и функции общения;

  3. Формы и виды деловой коммуникации;

  4. Вербальные и невербальные средства коммуникации;

  5. Язык жестов в деловом общении;

  6. Правила и полезные способы взаимодействия для успешной коммуникации;

  7. Приемы и виды активного слушания;

  8. Особенности взаимодействия в коллективе;

  9. Правила самопрезентации.


Учащиеся должны уметь:

  1. Применять полученные знания на практике.

  2. Давать характеристику деловому общению.

  3. Различать вербальные и невербальные средства коммуникации;

  4. Преодолевать речевые барьеры при общении;

  5. Задавать вопросы, правильно отвечать на некорректные вопросы;

  6. Уметь предотвращать и конструктивно разрешать конфликты;

  7. Эффективно взаимодействовать в коллективе по принятию коллегиальных решений;

  8. Проектировать организацию различных форм делового сотрудничества.



Учебный план

Модуль № 1 «Основы деловой коммуникации» (10 класс)

п/п

Наименование модуля, разделов

Всего часов

Из них

теория

практика

1.

Общение: понятие, классификация

5

2

3

2.

Деловая коммуникация: понятие, средства

7

4

3

3.

Этика делового общения.

5

1

4



Итого:

17

7

10



Учебный план

Модуль №2 « Практика деловой коммуникации» (11 класс)


п/п

Наименование модуля, разделов

Всего часов

Из них

теория

практика

1.

Риторика

3

1

2

2.

Психология делового общения

6

3

3

3.

Имиджелогия

3

1

2

4.

Формы деловой коммуникации. Технология организации.

3

1

2

5.

Корпоративная культура

1

1




6.

Итоговое занятие

1




1



Итого:

17

7

10

Учебно-тематический план

Модуль № 1 « Основы деловой коммуникации» (10 класс)






Раздел курса.

Тема занятия


Кол-во

час.



Основные понятия содержания



Форма занятия



Формы

контроля


Дата




1.Общение: понятие, классификация

5













1

Введение. Современное общество, образование, профессия. Цели и задачи изучения курса.

1

Общество. Сферы жизни общества. Коммуникация.

Интерактив-ная лекция

Тезисы лекции.




2

Общение как взаимодействие

1

Общение. Кооперация. Конкуренция.

Фронтальная дискуссия

Эссе




3

Виды общения.

1

Вербальное общение. Невербальное общение. Формальное общение. Неформальное общение.

Работа в группах

Объяснение схемы




4

Практическое занятие.

1




Работа в группах

Предъявление результатов работы в группе




5

Обобщающее занятие. Общение: понятие, средства. Контроль.

1

Средства общения.

Обобщающая беседа

Тест для закрепления







2.Деловая коммуникация: понятие, виды, типы, средства.

7













6

Характеристика делового общения.

1

Деловое общение. Прямое общение. Косвенное общение.

Семинар

Фронтальная беседа




7

8

Формы делового общения.

Практикум.

1

Деловая беседа. Деловая дискуссия. Публичное выступление.

Учебный тренинг

Анализ жизненных ситуаций.




9

Вербальные средства в деловой коммуникации. Слушание в деловой коммуникации.

1

Средства деловой коммуникации.

Деловая игра

Решение проблемных задач




10


11

Невербальные средства в деловой коммуникации. Язык тела и жестов.

Практикум.

2

Язык мимики. Язык жестов.

Имитационная игра

Взаимопроверка




12

Обобщающее занятие. Деловая коммуникация: понятие, средства. Контроль.


1




Обобщающая беседа

Обобщающий тест







3.Этика делового общения

4













13


14

Коммуникативные барьеры в деловой коммуникации и их преодоление.

Практикум.

2

Этика делового общения. Коммуникативные барьеры. Эмпатия. Идентификация. Рефлексия.

Работа в группах.

Анализ художественных текстов, фильмов.

УСИ (учебное социологическое исследование)




15


16

Конфликты в деловом общении и способы их разрешения.

Практикум.

2

Конфликт. Конфликтная ситуация. Установка. Сотрудничество. Переговоры.

Работа в группах.

Ролевая игра

Предъявление результатов УСИ




17

Итоговое занятие.

1




Конференция

Презентация результатов проектной и исследовательской деятельности






Учебно-тематический план

Модуль №2 «Практика деловой коммуникации» (11 класс)




п/п

Раздел курса

Тема занятия

Кол-во часов

Основные понятия

содержания

Форма занятия

Форма контроля

Дата проведения




1. Риторика (3 часа)



История ораторского искусства

1

Риторика

Ораторство в Древнем мире, средневековье.

Ораторское искусство в России


Лекция









Основные виды красноречия.

Речевая выразительность

1

Техника ораторского искусства

Приёмы красноречия


Практическое занятие-тренинг

Взаимооценка






Методика публичного выступления

1

Публичное выступление.

« Маячки"

Презентация


Практическое занятие

Зачёт







2. Психология делового общения (6 часов)



Особенности делового общения.

1

Виды делового общения.

Позитивное мышление.

Иерархия средств общения


Беседа

Вопросы на закрепление






Язык делового общения.

1

Особенности вербального и невербального

делового общения.


Практическое занятие

Социальная проба- д/з

( отчет)






Особенности взаимодействия людей в коллективе.

1

Симпатии и антипатии.

Психология совместимости.

Микроклимат.

дискуссия

Эссе






Способы преодоления психологических барьеров и стереотипов в общении.

1

Психологические барьеры.

Стереотипы общения. Роль социального статуса.


Практическое занятие-тренинг

Взаимооценка






Что такое конфликт

1

Конфликт.

Конструктивныйдеструктивный.

Причины и динамика конфликта.

Конфликтогены.

Эскалация конфликта


Проблемная лекция

Вопросы на закрепление






Способы предотвращения и разрешения деловых конфликтов.

1

Соперничество

сотрудничество

приспособление

избегание

компромисс


Имитационная игра

Зачет







3.Имиджелогия (3 часа)



Имидж и его составляющие.

Технологии построения имиджа

1

Имидж.

Имиджелогия.

Деловой костюм

Деловой этикет.


Лекция

Самопрезен

тация






Самопрезентация

1

Самооценка.

Самопрезентаци

Самомаркетинг


Деловая игра

Зачет






Карьера. Технология успеха

1

Карьера.

Психология успеха.

Проектирование личностного роста.


Круглый стол

Эссе







4. Формы деловой коммуникации. Технология организации. (3 часа)



Классификация видов переговоров, приемов, презентаций, бесед

1

Деловая беседа.

Деловое совещание.

Переговоры.

Презентации.

Лекция

Работа с источниками

Ответы на вопосы






Основные методы проектирования и планирования деловых переговоров, презентаций, приемов, деловых бесед.

1

Этапы подготовки и проведения деловой встречи.

Методы проблематизации и передачи информации.

Фазы делового общения.


Бланочная игра

Зачёт по итогам игры






Принципы делового этикета.

Речевой этикет.

1

Формы обращения к собеседнику.

Этикет деловых приёмов.

Речевой этикет.

Правила общения по телефону.


Практическое занятие-тренинг

Зачёт







  1. Корпоративная культура (1 час)



Основные подходы к определению и формированию корпоративной культуры.

1

Корпоратьивная этика.

Корпоративная ответственность

Беседа

Блиц-опрос




  1. И

Итоговое занятие

«Я в мире делового общения».



1

« Моя карьера»

Успешный человек.

Коммуникативность –черта делового человека.

Защита проектной, исследовательской работы

Зачет







Предлагаемая примерная тематика рефератов,

проектных и исследовательских работ обучающихся



  1. История ораторского искусства в Древней Греции и в Древнем Риме.

  2. Современные тенденции в развитии риторики.

  3. Психология совместимости: 10 заповедей.

  4. Как создать благоприятный климат в коллективе?

  5. Стереотипы общения. Благо или зло?

  6. Можно ли общаться без конфликтов?

  7. Что такое имидж.

  8. Мой имидж.

  9. Коммуникативная культура личности.

  10. Деловая переписка как средство письменной коммуникации.

  11. Критерии профессионального успеха.



Литература


  1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений.-М.:МГУ,1983;

  2. Алехина И.В. Имидж и этикет делового человека.-М., 1996;

  3. Баклешов Д.В. Манеры и поведение делового человека.-М., 1993;

  4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи: Современная риторика.-Ростов – на /Д., 1998;

  5. Вознесенская Л.О. Основы международного делового общения.-М., 1997;

  6. Волков А.А. Основы русской риторики.-М., 1996;

  7. Грачев Ю.Н. Ведение переговоров с инофирмами.-М.,1997;

  8. Кузин Ф.А. Культура делового общения.-М., 1997;

  9. Лакейн А. Искусство успевать.-М.,1995;

  10. Леонтьев А.А. Психология общения.-Тарту, 1974;

  11. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию.-М.,1997;

  12. Николаева Г.И. Тренинг психотерапии общения.-Орел, 1993;

  13. Сабат Э. Бизнес-этикет.-М.,1998;

  14. Сопер П. Основы искусства речи.-М., 1995;

  15. Абалкина М.А., Агеев В.С. Анатомия взаимопонимания. М, 1990.

  16. Абчук В.А.Правила успеха. Уроки предпринимательства и менеджмента. Л., 1991.

  17. Акишина А.А., Акишина Т.Е., Кано Х. Жесты и мимика в русской речи. СПб., 1993.

  18. Аксельрод А, Хольти Дж. 201 способ победить в ситуациях трудного общения. Челябинск, 1999.

  19. Анисимова Т.В. Деловое общение: речевой аспект. Волгоград, 2000.

  20. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Минск, 2001.

  21. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М., 1999.

  22. Богданов В.В. Речевое общение. Л., 1990.

  23. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995.

  24. Веселов П.В. Аксиомы делового письма: культура делового общения и официальной переписки. М., 1989.

  25. Вилсон Г., Макклаффин К. Язык жестов. Путь к успеху. СПб., 2000.

  26. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. М., 1997.

  27. Стернин И.А.,.Новичихина М.Е. Культура делового общения. Учебное пособие. Воронеж, 2001.

  28. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Омск, 1999.

  29. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2001.

  30. Львова С.И. Язык в речевом общении. М., 1991.

  31. Мицич П. Как проводить деловые беседы. М., 1987.

  32. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб., 1999.

  33. И.В. Пешков. Введение в риторику поступка. М., 1998.

  34. Б.Н. Головин. Основы культуры речи. - М., ”Высшая школа”, 1988.

  35. Аристотель. Риторика. //Античные риторики. М., 1978.

  36. Г. В. Бороздина. Психология делового общения. М., 1999.

  37. Дж.Фаст. Язык тела. – М.: “Вече”, 1997

  38. Кузин Ф.А. Культура делового общения. – М., 1997;

  39. Баклешов Д.В. Манеры и поведение делового человека. – М., 1993;

  40. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Мол. Гвардия, 1988.

Похожие:

Пояснительная записка Взаимодействие специалистов в профессиональной деятельности становится предметом все более пристального внимания. iconПояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, объединений, социально-экономическая эффективность...
Пояснительная записка Взаимодействие специалистов в профессиональной деятельности становится предметом все более пристального внимания. iconПояснительная записка XXI век называют эпохой математизации знаний. Математические методы исследования находят всё более широкое применение во множестве областей знаний и практической деятельности.
Сузы и вузы, особенно там, где математика является профилирующим предметом, в последнее время предлагаются задания, требующие умения...
Пояснительная записка Взаимодействие специалистов в профессиональной деятельности становится предметом все более пристального внимания. iconПояснительная записка Составитель
Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с правовыми основами проведения экспертной деятельности и ее месте в профессиональной...
Пояснительная записка Взаимодействие специалистов в профессиональной деятельности становится предметом все более пристального внимания. iconПояснительная записка
Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов «О преподавании предмета...
Пояснительная записка Взаимодействие специалистов в профессиональной деятельности становится предметом все более пристального внимания. iconСоциально-демографической и семейной политики
Целью и задачами ак является создание единой системы оценки качества профессиональной подготовки и профессиональной деятельности...
Пояснительная записка Взаимодействие специалистов в профессиональной деятельности становится предметом все более пристального внимания. icon«Интеллектуальное возрождение» бюджетное общеобразовательное учреждение
Каждая глава её истории заслуживает очень пристального внимания исследователей, так как по сей день в истории нашей страны ещё остаётся...
Пояснительная записка Взаимодействие специалистов в профессиональной деятельности становится предметом все более пристального внимания. iconПрограмма рассчитана на возраст детей 8-10 лет
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас,...
Пояснительная записка Взаимодействие специалистов в профессиональной деятельности становится предметом все более пристального внимания. iconМетод партфолио в образовании
Идея портфолио или папки индивидуальный учебных достижений учащихся и учителей становится в нашей стране в последнее время все более...
Пояснительная записка Взаимодействие специалистов в профессиональной деятельности становится предметом все более пристального внимания. iconПояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Цель и задачи изучения дисциплины Дисциплина «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (городское хозяйство)»

Пояснительная записка Взаимодействие специалистов в профессиональной деятельности становится предметом все более пристального внимания. icon«Здоровая школа» Пояснительная записка
Привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница