Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: в 2 ч




Скачать 20,84 Kb.
НазваниеПономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: в 2 ч
Дата04.02.2016
Размер20,84 Kb.
ТипУчебно-тематическое планирование
«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано»

Заместитель директора по МНР Заместитель директора по УВР Директор

МОУ «Больше – Кайбицкая СОШ» МОУ «Больше-Кайбицкая СОШ» МОУ «Больше-Кайбицкая СОШ»

Хайруллина А.Р. Сибгатуллина М.Д. Хамидуллин И.И.

Приказ № _______ от

«____» _____________2011г. «___» ______________2011г. «____» _____________2011г.

Рабочая программа


МОУ «Больше-Кайбицкая СОШ»


Куликовой Ларисы Анатольевны,

учитель

по элективному курсу «Этика и психология семейной жизни»

11 Б класс


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _________ от

«____» _______________ 2011г.

2011-2012 учебный год

Учебно-тематическое планирование по русскому языку

Класс 7

Учитель Куликова Лариса Анатольевна

Количество часов: всего 18 часов; в неделю 0,5 часа.

Планирование составлено на основе на программе И.В. Гребенникова "Основы семейной жизни" (2005), допущенной Государственным комитетом СССР по народному образованию, и методических рекомендациях Л.М. Панковой к курсу "Этика и психология семейной жизни", 2007.

Используемая литература:

1. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.) / Серия "Справочники". – Ростов н/Д: "Феникс", 2004.

2. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

3. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

4.Семейный Кодекс Российской Федерации. – М.: "Издательство ЭЛИТ", 2005.

Примечание: для разработки уроков используются статьи из журналов "Школьный психолог", "Вопросы психологии", "Семья и школа", "Классный руководитель" и др.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа направлена на оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации семейного самоопределения, расширение жизненной перспективы личности учащихся, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи. Курс занятий расширяет кругозор учащихся, акцентирует внимание на важнейших социально-психологических явлениях при формировании личности, актуализирует вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и саморазвития. Предлагаемая программа построена с учетом информационной нагрузки школьников и возрастных особенностей.

Предлагаемый нами курс основан на программе И.В. Гребенникова "Основы семейной жизни" (1991), допущенной Государственным комитетом СССР по народному образованию, и методических рекомендациях Л.М. Панковой к курсу "Этика и психология семейной жизни" (1991). Аксиологический аспект данной программы остается неизменным и в настоящее время. То же самое касается и этического, психологического, педагогического, эстетического, правового и хозяйственно-экономического аспектов подготовки подрастающего поколения к семейной жизни. В разработке курса мы старались не акцентировать внимание на относительно лабильной политике государства в области брачно-семейных отношений.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель: способствовать формированию у учащихся потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей.

Задачи:

•формировать теоретические знания о семье как социальном институте;

•повышать юридическую компетенцию в области знаний семейного законодательства;

•воспитывать высоконравственные межличностные отношения.

Реализация программы курса предполагает учет следующих принципов:

1.Гуманистический характер взаимодействия между педагогом и учащимися;

2.Использование проблемного обучения за счет привлечения учащихся к обсуждению проблем, заявленных преподавателем и учащимися;

3.Учащимся на каждом шагу предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания;

4.Соблюдение системы и последовательности предлагаемого материала;

5.Учет объема накопленных знаний, умений и навыков учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей;

6.Возможность закрепления полученных знаний на практических занятиях, связь с жизнью.

Методологическую основу системы подготовки школьников к семейной жизни составляют положения:

•о сущности личности;

•об определяющей роли общественного бытия в развитии сознания;

•об активности самой личности в овладении знаниями, культурой, опытом социально ценной деятельности;

•об исторически закономерном развитии брачно-семейных отношений.

Ключевые идеи курса:

В каждом человеке изначально заложена потребность любить и быть любимым, каждому хочется встретить своего единственного и неповторимого и жить с ним счастливо всю жизнь, разделяя радости и горести, воспитывая детей.

Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества.

Основную роль в становлении личности играет ее собственная активность.


Содержание программы

Курс "Этика и психология семейной жизни" рассчитан на 18 часа: 13 лекционно-практических занятий и 5 практических. Включает в себя введение, 4 основных разделов ("Брак и семья", "Основы семейных отношений", "Семья и дети", "Семейное законодательство") и заключение.

В первом разделе "Брак и семья" характеризуются факторы, обуславливающие необходимость для молодежи готовиться к браку и семейной жизни. К ним относятся сложность процесса создания семьи, изменение образа жизни и функций семьи, новый характер взаимоотношений. Раскрывается понятие "готовность к браку". Учащиеся знакомятся со структурой и динамикой развития семьи. Особенно освещаются функции семьи.

В разделе "Основы семейных отношений" раскрываются устои, нравственные основы, психологический климат, эстетика быта, последствия нарушений семейных отношений. Особенно рассматриваются семейные роли, качества семьянина, семейные правила. Большое внимание уделяется последствиям нарушений семейных отношений, раскрываются типичные "зоны" конфликтов.

Третий раздел программы – "Семья и дети" – имеет педагогическую направленность. В нем рассматривается влияние родителей на детей и детей на родителей, влияние на подрастающее поколение уклада жизни семьи, особенности семейного воспитания, его трудности, типичные ошибки и пути их устранения.

Последний раздел "Семейное законодательство" включает в себя всего 2 урока. Это обусловлено тем, что на протяжении всего курса учащиеся знакомятся с отдельными статьями Семейного Кодекса, соответствующие темам уроков. Урок по семейному праву дополняет уже имеющиеся сведения и обобщает их.

Виды занятий:

1.Урок-лекция. Преимущество этого урока в том, что он отличается четкостью, логичностью. Недостатком является неучастие учеников: им предлагается принять к сведению определенную информацию, их мнение об этой информации и то, насколько близко они ее принимают, - неизвестно.

2.Урок-беседа. Его преимущество в наличии обратной связи, активности учеников, доверительности. Недостатком является относительно малый объем информации, который можно вместить в одну беседу, а также избыточная эмоциональность, порой даже неуправляемая.

3.Урок-консультация. Приглашение специалистов – врач, юрист, психолог. Профессионально грамотную консультацию специалиста ничем заменить нельзя. Рекомендуется учет владения специалистами педагогических навыков.

4.Урок-семинар. Достоинством урока является активность учеников, недостатком – воздействие учителя на формирование тех или иных позиций учеников. Учитель вмешивается в урок только по требованию ведущего.

5.Практические занятия - проводятся в форме упражнений, тестов, тренингов, предназначены для овладения учащимися навыками решения задач, связанных с семейными отношениями; для полного проявления личности каждого учащегося, необходимого для их самосознания и саморазвития. Особое место в курсе этики и психологии семейной жизни занимает последний урок. В конце курса нет экзамена, зачета, нет даже контрольной работы; приходит срок, заканчивается учебный год, заканчивается преподавание этики и психологии семейной жизни. Совместно с учениками учитель определяет форму последнего урока, желание учеников учитывается в первую очередь. Цель урока – подведение итогов. Рекомендуется готовиться заранее – за месяц, полтора.

Диагностические методы и методики

Анкетирование, незаконченные предложения

Тестовая диагностика личностного роста школьников (Степанов П. В., Григорьев Д. В., Кулешова И. В.)

Тест Гилфорда «Социальный интеллект», тест Розенцвейга

Формы контроля уровня достижений уч-ся и критерии оценки.

Формы промежуточного контроля: наблюдение активности на занятии, беседа с уч-ся, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий.

Формы итогового контроля: презентация проектов, анализ портфолио ученика, т.е. совокупности самостоятельно выполненных работ по программе. Оценка выставляется в форме «зачтено» или «незачтено». Возможно использование и балльной шкалы. В таком случае итоговая оценка является накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса. При этом можно использовать и рейтинг.

Предполагаемый результат

•повышение психологической информированности учащихся в области полоролевого взаимодействия и семейной жизни,

•формирование ценностей семьи и личностного роста;

•первичное самоопределение в семейной сфере;

•повышение социально-психологической компетентности учащихся.Методы и формы обучения: теоретические блоки, отработка навыков межличностного взаимодействия, практические блоки с элементами самодиагностики. В программе использованы различные типы занятий, на которых учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями, выполняют практические задания (проблемнопоисковые задачи, ролевые игры, проблемные ситуации, упражнения, направленные на развитие рефлексии и навыков социального взаимодействия, элементы тренинга, дискуссии). Предусматривается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, практический семинар, проблемное изложение учебного материала. Каждое занятие по дидактической задаче является комбинированным с элементами лекционного и практического блоков.

Программа рассчитана на 18 учебных часов.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема лекционно-практического занятия

Количество часов

Тип урока

Характеристика

деятельности

учащихся

или виды

учебной деятельности

Краткая аннотация содержания занятия

Планируемые

результаты

освоения

материала

Тема практического занятия (ПЗ) или тренингового занятия (ТЗ) Кол-во часов

Дата проведения










План

факт

Введение

1

Рождение семьи. Сущность брака и семьи. Исторический взгляд на семью и брак.

1

Урок - лекция













БРАК И СЕМЬЯ

3

Готовность к браку



1

Урок – беседа

Физическая зрелость вступающих в брак. Сущность социальной готовности к вступлению в брак. Этико-психологическая готовность

ПЗ – исследование установок и ожиданий от брака (диагностика)







4

Функции семьи

Семейная система



1

Урок – семинар

Структура семьи, классификации, основные черты семьи, нарушение структуры семьи, дисфункциональная структура.

ТЗ - фрагменты тренинга "Моя семья в настоящем и будущем







5

Динамика семьи Особенности современной семьи, ее структура, динамика.

1

Урок- беседа

Стадии развития семьи, переходные периоды, модель развития семьи вокруг ребенка, особенности российской семьи










6

Основные ценности семьи.

1

Урок – беседа













ОСНОВЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

7

Молодая семья: начало супружества. Особенности молодой семьи




Урок – лекция













8

Семейные роли. Профилактика супружеских конфликтов.




Урок – беседа

Понятие семейной роли. Конвенционные и межличностные роли. Типы распределения семейных ролей. Структура семейных подсистем

ПЗ – Психогимнастика. Предлагаются упражнения на формирование адекватного образа мужчины и женщины, осознание полоролевой идентификации







9

Семейные правила. Семейные отношения: культура отношений в семье, психологический




Урок - семинар

Правила, заданные социумом и культурой. Уникальные семейные правила. Семейные мифы

ПЗ – семейные ценности, традиции семьи.







10

Нарушения функционирования семейной системы Профилактика супружеских конфликтов.




Урок – беседа

Факторы и стрессоры, осложнения отношений: нарушение представлений о семье и ее членах, нарушение межличностной коммуникации, нарушение механизмов интеграции, структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи

ТЗ – арт-терапия "Идеальная семья"







11

Развод и его последствия.




Урок – консультация













СЕМЬЯ И ДЕТИ

12

Здоровье семьи.




Урок – консультация













13

Детско-родительские отношения




Урок – беседа

Виды отношений: сотрудничество, паритет, соревнование, конкуренция, антагонизм.

Стили семейных отношений: попустительство, авторитаризм, демократия. Смысловая направленность отношений. Ответственность.

ТЗ – "Дети и родители"







СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

14

Семейный кодекс Рассмотрение основных положений Семейного Кодекса




Урок – консультация

Рассмотрение основных положений Семейного Кодекса










15

Правовое регулирование семейных отношений.




Урок – беседа













ЗАКЛЮЧЕНИЕ

16

Моя семья. Составление плана к устному сочинению.




Практическое занятие













17

Программа моей жизни. На этом практическом занятии каждый учащийся составляет перспективную программу своей жизни.




Практическое занятие













18

Итоги курса





















ЛИТЕРАТУРА


1.Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1991.

2.Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу "Этика и психология семейной жизни": Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

3.Особенности обучения и психического развития школьников 13 – 17 лет/ Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова; науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988.

Похожие:

Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: в 2 ч iconПономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: в 2 ч
Учебно-тематическое планирование по элективному курсу «Этика и психология семейной жизни»
Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: в 2 ч iconПособие к презентации для педагога
...
Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: в 2 ч iconОсновы формирования опыта профессионально-творческого мышления педагога
Учебное пособие предназначено для студентов вузов физической культуры, а также обучающихся по иным педагогическим специальностям
Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: в 2 ч iconАлавердов А. Р., Управление персоналом: учеб пособие
Аванесов В. С. Основы педагогики и психологии высшей школы: Учеб пособие для слушателей курсов повышения квалификации преподавателей...
Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: в 2 ч iconЦентральный парк культуры и отдыха имени П. П. Белоусова
П. Белоусова – рукотворный памятник природы – заложен туляками в 1893 году по инициативе санитарного врача города Тулы, доктора медицины...
Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: в 2 ч iconСписок литературы с 11. 12. 2012 по 25. 01. 2013 естественные науик математика Конышева Л. К. Основы теории нечетких множеств для бакалавров и специалистов : учебное пособие для вузов / Л.
Конышева Л. К. Основы теории нечетких множеств для бакалавров и специалистов : учебное пособие для вузов / Л. К. Конышева, Д. М....
Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: в 2 ч iconТеоретические основы и тесты. Пособие для подготовки к ент. Таксымбаева Э. С
Учебное пособие предназначено для учащихся средних школ, абитуриентов и учителей
Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: в 2 ч iconСписок литературы с 15. 01. 2013 по 15. 02. 2013 естественные наки математика Конышева Л. К. Основы теории нечетких множеств для бакалавров и специалистов : учебное пособие для вузов / Л.
Конышева Л. К. Основы теории нечетких множеств для бакалавров и специалистов : учебное пособие для вузов / Л. К. Конышева, Д. М....
Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: в 2 ч iconЛитература Курс «Основы педагогики»
Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики : учеб пособие. / Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских – Минск : ООО «Новое...
Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: в 2 ч iconИсследовательская работа Условия и время выработки условных рефлексов как основы привычек
Составление анкет для проведения социологического исследования для определения наиболее распространенных привычек у старшеклассников...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница