Работа с одаренными детьми в объединениях Центра детского технического творчества. Итоги и перспективы Вопрос организации действенной работы с одаренными детьми




НазваниеРабота с одаренными детьми в объединениях Центра детского технического творчества. Итоги и перспективы Вопрос организации действенной работы с одаренными детьми
Дата04.02.2016
Размер17,4 Kb.
ТипДокументы



Работа с одаренными детьми в объединениях Центра детского технического творчества. Итоги и перспективы

Вопрос организации действенной работы с одаренными детьми на повестку дня встал задолго до того, как появились федеральная целевая программа «Дети России» и долгосрочная целевая программа «Одаренные дети Красноярья». С 60-х годов ХХ века в нашей стране существуют специализированные классы и школы, куда отбираются дети на основе их склонностей и более высокого уровня способностей. Система дополнительного образования всегда была ориентирована на творческий результат воспитанников. С одаренными и способными в области технического творчества детьми в Ачинске работали педагоги созданной в 30-е годы Станции юных техников. Эстафету от них приняли педагоги Центра детского технического творчества города Ачинска, созданного в 1980г. Работа с одаренными детьми велась на трех уровнях проявления способностей: 1. Поиск одаренных учащихся через их участие в конкурсных мероприятиях (олимпиадах, научно-практических конференциях, турнирах, конкурсах, техносалонах, слетах юных техников); 2.Сопровождение одаренных детей. Сначала оно проводилось в условиях профильных смен в летнем лагере, в начале 2000-х годов появились интенсивные школы, дистанционные образовательные программы и проекты); 3. Предъявление учащимися своих образовательных результатов и достижений на различных уровнях (губернаторские стипендии, предметные олимпиады, грантовые программы, научно-практические конференции, конкурсы и турниры школьников).

Каких результатов удалось достичь ачинскому Центру детского технического творчества по каждому из этих трех направлений за последние три года?

1.Включенность воспитанников Центра в конкурсные мероприятия различных уровней выросла на 10% и составила 82, 5% от общего числа обучающихся ЦДТТ, доля победителей и призеров этих мероприятий возросла с 10, 2 % до 16, 7%. 2. В краевых интенсивных школах «Новый взгляд», «Школа технической и технологической культуры», дистанционной школе «Юный исследователь» обучилось 30 воспитанников Центра, в городских интенсивных школе «NEXT – TV», образовательных модулях «Легоконструирование» и «Основы робототехники» обучилось 730 детей. 3.Доля детей, успешно предъявивших свои результаты на всероссийском уровне выросла с 7до 12%, на краевом – с 15 до 30%, на городском – с 45 до 60%. Трое воспитанников Центра стали стипендиатами краевых именных стипендий для одаренных учащихся имени академика М.Ф. Решетнева – за достижения в области технических наук (конструирование, моделирование, изобретательство), 1 - лауреатом Национальной премии для поддержки талантливой молодёжи в рамках приоритетного национального проекта "Образование", 3 - лауреатами премии главы Ачинска талантливой и одаренной молодежи в области научно-технического творчества. 32 обучающихся стали победителями и призерами выставок НТТМ в Москве, краевых выставок технических идей и разработок школьников и студентов «Сибирский техносалон», краевых слетов юных техников.

Вместе с тем следует отметить, что в организации этой работы определяющим был не подбор видов и форм деятельности под конкретного одаренного ребенка, а предлагаемые организаторами виды и формы деятельности, в которых дети могли проявлять и развивать свои способности: не мероприятия под детей, а дети под мероприятия.

Поэтому и появились несоответствия, между предлагаемым и желаемым результатом: между растущими потребностями в талантливых инициативных людях и отсутствием системы поиска, выявления и профессионального сопровождения одаренных детей; между стремлением коллектива Центра обеспечить «среду успеха» каждому одаренному воспитаннику для выявления и развития их  творческого потенциала  и недостаточным материально-техническим,  информационно-техническим и дидактическим обеспечением ЦДТТ; между потребностями воспитанников  в квалифицированном психолого-педагогическом сопровождении их исследовательской и творческой деятельности и недостатком у педагогов знаний об особенностях проявления детской одаренности, и методах ее выявления и развития; между значением для успешной   самореализации одаренных детей  признания их успехов и недостаточностью  финансовых  средств для обеспечения участия воспитанников в конкурсах   вне города.

Из этих несоответствий выросли проблемы. Оказалась не отработанной система диагностики выявления способностей детей и организация психологического сопровождения на всех этапах развития одаренного ребенка; не сформированы основы системного подхода к работе по переподготовке и повышению квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми; недостаточны материально-техническая база для целенаправленной работы с одаренными детьми и финансовая поддержка участия школьников в краевых, региональных, российских и международных конкурсах, смотрах, олимпиадах, соревнованиях; не отработана система взаимодействия различных специалистов: педагогов, психологов, ученых и родителей в работе с одаренными детьми; до конца неотлажена система межведомственного взаимодействия по организации работы с одаренными детьми.

Для решения этих проблем в учреждении наметили следующие пути: провести диагностику педагогов дополнительного образования по вопросу их готовности работы с одаренными обучающимися; познакомить с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными и способными детьми; выявлять одаренных детей на основе итогов конкурсов, выставок и иных соревновательных мероприятий, достигнутых практических результатов в основных областях деятельности, диагностических данных; сформировать банк данных «Развитие»; разработать и внедрить индивидуальные и групповые программы, позволяющие более полно удовлетворять интересы обучающихся; улучшить материально-техническое оснащение Центра за счет участия в краевой долгосрочной целевой программе «Техническое творчество детей, учащейся и студенческой молодежи» на 2011–2013 годы», грантовых конкурсах.

Проведенная диагностика педагогов показала, что только 25 % из числа всех педагогов, работающих в Центре не только хотят, но и могут работать с одаренными детьми. 60 % хотели бы этим заниматься, но не могут в силу недостаточной методической компетентности. Поскольку на уровне края и города не ведется системная работа по подготовке педагогов к работе с одаренными детьми мы стали повышать компетентность педагогов на уровне своего учреждения через использование практико ориентированных форм обучения (деловые игры, «Телевизионный калейдоскоп», творческий отчет, «Педагогическая мозаика», «Мозговой штурм»).

Выявление одаренных детей происходило в процессе наблюдения за выполнением ими практических работ по образовательным программам, по результатам участия в мероприятиях различного уровня. Результат фиксировался в аналитических справках. Первая же промежуточная аттестация показала, что способным и одаренным ребятам не достает сопровождения психолога, особенно пред участием в конкурсах краевого и всероссийского уровней. Это создает проблему при создании программы индивидуального сопровождения одаренных детей. В штатном расписании нашего учреждения не предусмотрена ставка педагога-психолога, поэтому мы пригласили психолога из городского медико-психолого-педагогического центра «Спутник» на договорной основе. Психолог проводит тренинги для воспитанников, которым предстоит участвовать в региональных и федеральных соревновательных мероприятиях, выступать перед публикой.

С целью проведения диагностики интеллектуальной одаренности детей я предложила педагогам использовать тест Бенета. Он проверяет способность правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их друг с другом, склонность к работе с техникой. Тестированием было охвачено 150 обучающихся из объединений научно-технической и спортивно-технической направленностей в возрасте 14-17 лет. С высоким уровнем технических способностей - 55чел., со средним - 75чел., с низким - 20 чел. Тест не дает объективной картины, так как он выполняется на скорость, но не каждый подросток в силу своих психо-физических особенностей может быстро ответить на поставленный вопрос. Шкала вербального интеллекта Векслера для детей, которую нам предложил руководитель городской творческой группы педагогов-психологов, потребовала трудоемкой профессиональной обработки и интерпретации результатов и участия психолога. Поэтому мы вынуждены были от нее отказаться. Т.о. диагностика показала, что у нас есть дефицит в оптимальном наборе методик, позволяющих обработать собранные диагностические данные без участия педагога-психолога. Выход - в оформлении методического заказа на подборку таких методик. Заказ сделан, но пока не выполнен.

По-прежнему высвечивается проблема отсутствия системного подхода в организации работы с родителями. Ведется поиск эффективных форм сотрудничества (семейный клуб, психолого-педагогический лекторий, совместные творческие группы и др.). В настоящее время с родителями ведется просветительская работа и консультации.

При работе с одаренными детьми появились проблемы: дефицит учебных часов: если отводится много часов на индивидуальную работу, то уменьшается общее количество обучающихся в Центре; не все родители могут финансировать участие детей в краевых и всероссийских соревнованиях, конкурсах. Выход мы нашли в привлечении спонсорских средств, участия в городской целевой программе «Воспитание и дополнительное образование». Только на эти цели из указанных источников поступило за три года 22 тысячи рублей.

На протяжении двух последних лет методистами Центра детского технического творчества и Ачинского педагогического колледжа велась целенаправленная работа по разработке механизма научно–методического сопровождения преподавательским составом АПК педагогов дополнительного образования, работающих с одаренными детьми (в режиме консультирования). В системе проводились обучающие семинары по темам: «Методика и диагностика детской одаренности», «Как применить технологию сотрудничества», «Проектная технология на занятиях по моделированию и конструированию», «Использование ИКТ–технологий в образовательном процессе». Методист Центра выступала с обобщением опыта на краевом семинаре «Организация эффективного взаимодействия по подготовке конкурентоспособного специалиста в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», региональном семинаре–совещании «Реализация «Долгосрочной целевой программы «Одаренные дети Красноярья» на 2011–2013 годы», проходившими на базе Ачинского педагогического колледжа. А на базе Центра студенты АПК проходят летнюю педагогическую практику.

На протяжении 5 лет Центр организует и проводит городскую неделю науки и техники. Она позволила включить в научно–техническое творчество около 180 учителей, преподавателей учреждений НПО и СПО, студентов города Ачинска. Преподаватели вузов, профлицееев и техникумов г. Ачинска являются постоянными экспертами работ школьников и студентов во время проведения муниципальных и зональных этапов выставок технического творчества детей и молодёжи, консультируют обучающихся Центра на стадии доработки исследований. На базе Центра студенты АПК проходят летнюю педагогическую практику.

На протяжении пяти последних лет Центр является организатором муниципальных и зональных этапов «Слета юных техников», «Сибирского техносалона», военно–спортивной игры «Победа», муниципальных этапов краевых конкурсов: «Безопасное колесо», «Знатоки дорожных правил», конкурсов молодежных медиа проектов «Нам завещана память и слава», «Мой край – моё дело». За три года в этих мероприятиях приняло участие 5630 школьников.

Как в Центре отслеживается дальнейшая судьба одарённых детей после окончания обучения в системе дополнительного образования? Пройдя обучение в группе по одной из программ, выпускники Центра продолжают обучаться по индивидуальным образовательным программам. При выпуске детям выдаются свидетельства об окончании, характеристики-представления, рекомендации для поступления в учебные заведения. Ребята продолжают обучение в высших учебных заведениях по соответствующему профилю. Так за последние три года в технические вузы Красноярска и Томска поступило 23 выпускника Центра. Троим выпускникам Центра была дана возможность поступления вне конкурса в технические ВУЗы г.Красноярска. По окончании образования большинство выпускников поддерживают связь с педагогами и детскими объединениями, которые дали им «путевку в жизнь», участвуя в общих воспитательных мероприятиях, встречах выпускников.

Учебно–исследовательская работа наших обучающихся начинается на занятиях в объединениях Центра. В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те, или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов по образовательной программе и т. п. Эта несложная оценочная деятельность подталкивает обучающихся к ежедневной работе с дополнительной литературой. Логическим продолжением этой деятельности являются реферативные работы детей, проекты, учебно–исследовательские работы, научно–технические разработки, олимпиады, выставки достижений научно–технического творчества детей. Получение субсидий на модернизацию материально–технической базы в объеме 3млн.323 тысяч рублей позволило приобрести оборудование и расходные материалы для объединений «Судомоделирование», «Авиамоделирование», оборудовать бассейн для организации и проведения занятий по судомодельному спорту, детскую телестудию. В учебных кабинетах установлено электрооборудование, позволяющее изготавливать комплектующие детали для моделей судов и самолетов. В объединении «Радиотехническое конструирование» новое оборудование позволяет создать условия для успешного развития обучающихся, увеличить количество технических проектов, количество призеров краевых и Всероссийских мероприятий в области научно–технического творчества детей и молодежи.

Педагогический коллектив Центра на протяжении ряда последних лет проводит активную работу по популяризации научно–технического творчества детей и организации его информационной поддержки. Она включает в себя следующие направления:

    • мероприятия по расширению сферы образовательной деятельности (представление опыта учреждения на краевых и городских образовательных ярмарках, научно–практических конференциях, семинарах, методических неделях; публикация результатов передового педагогического опыта в специализированных изданиях – сборниках ИМО УО Администрации города Ачинска);

    • организация деловых мероприятий (Неделя науки и техники, проведение совместных семинаров для педагогов дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦДТТ» и школ по вопросу реализации модели внеурочной деятельности, внедрению ФГОС, методические объединения, выпуск буклетов, информационных программ по популяризации образовательных мероприятий среди школьников города Ачинска и их родителей);

    • персональные мероприятия и события для целевой аудитории (ежегодные Дни открытых дверей, творческие отчеты коллективов объединений Центра для родителей, детские праздники среди коллективов технических творческих объединений; обучение пенсионеров основам компьютерной грамотности, экскурсии для жителей микрорайона, прилегающего к Центру на выставку достижений детского технического творчества ЦДТТ, выступления педагогов ЦДТТ на родительских собраниях в школах, освещение этих мероприятий детской телестудией «Next–TV» и СМИ города Ачинска);

    • мероприятия по развитию корпоративной культуры учреждения (открытие web–сайта МБОУ ДОД «ЦДТТ», конкурсы буклетов, значков, рекламной продукции, видеоклипов, видеофильмов технических творческих объединений Центра).

Благодаря PR–деятельности в 2010–2011 учебном году, спонсорами ЦДТТ стали такие предприятия и организации как: Фонд ветеранов АГК, ООО «ДПМК Ачинская», ООО «Русал–Ачинск», ООО «Ачинский транспорт». Популяризация технического творчества обучающихся Центра средствами PR оказалась эффективной, был поддержан благоприятный имидж детского образовательного учреждения на рынке образовательных услуг города Ачинска.

На протяжении многих лет информационную поддержку достижений наших детей, освещение мероприятий Центра, направленных на развитие детского технического творчества, осуществляют средства массовой информации г.Ачинска. На страницах местных газет: «Новая причулымка», «Ачинская газета», «Причулымский вестник»; на телеканалах «АТВ», «Новый век» освещаются мероприятия, направленные на популяризацию детского технического творчества, ведется рассказ о педагогах дополнительного образования, в системе работающих с одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья, вместе с родителями обсуждаются проблемы и перспективы дополнительного образования детей.


Литература:

  1. Абакумова Е. М. Развитие творческого потенциала воспитанников учреждения дополнительного образования / Е. М. Абакумова // Учитель в школе. – 2008. – № 4. – с. 92 – 95.

  2. Азаров Ю. Ускоренное выявление и развитие детских дарований. – М.: Воспитание школьников. 2009. №1.

  3. Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова // Учитель в школе. – 2009. – № 3. – с. 85 – 86.

  4. Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // Дополнительное образование детей.- 2001.- № 24.- с. 37-39.

  5. Хорошко Н.Ф., Головко В.М. Педагогическая концепция «Школы «Интеллектуально одаренные дети» // Школьные технологии, 2002. – №6. – с.97-105.



Похожие:

Работа с одаренными детьми в объединениях Центра детского технического творчества. Итоги и перспективы Вопрос организации действенной работы с одаренными детьми iconАнкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми»
Считаете ли Вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены?
Работа с одаренными детьми в объединениях Центра детского технического творчества. Итоги и перспективы Вопрос организации действенной работы с одаренными детьми iconВыступление на мо начальных классов «Методики работы с одаренными детьми»
Цель выступления: Обеспечить психологическую подготовку учителей к учебной и воспитательной работе с одаренными детьми
Работа с одаренными детьми в объединениях Центра детского технического творчества. Итоги и перспективы Вопрос организации действенной работы с одаренными детьми iconНа уроках английского языка и во внеурочное время
России положен принцип приоритета личности. Работа с одаренными детьми – одна из приоритетных в деятельности любого учителя, но традиционная...
Работа с одаренными детьми в объединениях Центра детского технического творчества. Итоги и перспективы Вопрос организации действенной работы с одаренными детьми iconПлан мероприятий шмо по работе с одаренными детьми на 2010-2011 год
Заседание шмо «Эффективность индивидуальной работы учителей методического объединения с одаренными детьми» (обмен опытом)
Работа с одаренными детьми в объединениях Центра детского технического творчества. Итоги и перспективы Вопрос организации действенной работы с одаренными детьми iconПояснительная записка Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить...
Работа с одаренными детьми в объединениях Центра детского технического творчества. Итоги и перспективы Вопрос организации действенной работы с одаренными детьми iconАнализ результатов олимпиад, конкурсов 2011-2012 учебный год
При проведении занятий с одарёнными детьми педагоги активно применяют средства икт, используют выход в интернет. К наиболее распространенным...
Работа с одаренными детьми в объединениях Центра детского технического творчества. Итоги и перспективы Вопрос организации действенной работы с одаренными детьми icon«Формы работы дошкольного учреждения с неорганизованными детьми»
Цель организации работы с неорганизованными детьми – оказание действенной помощи семье в воспитании детей, не посещающих детские...
Работа с одаренными детьми в объединениях Центра детского технического творчества. Итоги и перспективы Вопрос организации действенной работы с одаренными детьми iconПрограмма «одарённые дети» Работа с воспитанниками экологических объединений моу дод «Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области»
Профессионально-личностная квалификация педагогов для работы с одарёнными детьми
Работа с одаренными детьми в объединениях Центра детского технического творчества. Итоги и перспективы Вопрос организации действенной работы с одаренными детьми iconИтоги и перспективы музейно-педагогической работы с детьми четвертого класса общеобразовательной школы по программе «Здравствуй, музей!»
Программа «Здравствуй, музей!» разработана Российским центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея на основе...
Работа с одаренными детьми в объединениях Центра детского технического творчества. Итоги и перспективы Вопрос организации действенной работы с одаренными детьми iconПланработы муниципального бюджетного общеобразовательного
Каждой личности, формирорование системы целенаправленной работы с одаренными детьми на основе личностно-ориентированного подхода...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница