Павел самосатский христианский богослов и церковный деятель 2-й пол. 2 в ок. 260 епископ Антиохии, ок. 268 низложен на Антиохийском соборе как еретик




Скачать 17,33 Kb.
НазваниеПавел самосатский христианский богослов и церковный деятель 2-й пол. 2 в ок. 260 епископ Антиохии, ок. 268 низложен на Антиохийском соборе как еретик
страница1/70
Дата04.02.2016
Размер17,33 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   70
ПАВЕЛ САМОСАТСКИЙ - христианский богослов и церковный деятель 2-й пол. 2 в. ок. 260 — епископ Антиохии, ок. 268 низложен на Антиохийском соборе как еретик. Отрицая традиционное тринитарное учение, Павел Самосатский придерживался монархианства: Бог — единое лицо, Логос Бога не является отдельной ипостасью, он — лишь присущая Богу мудрость. Поэтому Логос единосущен Богу. Иисус Христос — это человек, на которого снизошел Логос (так же как он нисходил на пророков, но на Христа в большей степени). Бог и человек в Иисусе Христе являются «различными природами и различными лицами, один — Иисус Христос, и другой — Логос», и объединяет их только единство действия. При этом действия Иисуса-человека обусловлены не соединением с Богом (подобное соединение Павел Самосатский отрицал), а свободным действием его воли.

Лит.: BardyG. Paul de Samosate. Louvain, 1929; Riedmatten H. de. Les actes du proces de Paul de Samosate. Fribouig, 1952.

И.В. Шабуров

ПАВЛИКИАНСТВО — дуалистическое учение, родственное манихейству, считавшее весь материальный мир творением сатаны и только духовный мир — созданным Богом. Возникло в середине 7 в. на территории Византийской империи и Армении. Павликиане признавали догмат о Троице, но считали, что триипостасный Бог-Отец является творцом только небес, ангелов и духовного мира. Христианские священные книги не отвергались, но истолковывались в духе манихейских идей. Павликиане отвергали почитание Богоматери и всех святых, крест считали символом проклятия (ибо на нем был распят Христос), не признавали таинств крещения и причащения, икон и церковных обрядов. Считая сатанинским творением все общественные институты, в т. ч. и церковь, они отрицали необходимость духовенства. Духовные вожди павликиан назывались просто синекдемами («спутниками» — слово заимствовано из послания апостола Павла). Первые павликиане, согласно «Полезной истории» Петра Сицилийского, аргументировали свое учение ссылками на послания апостола Павла, к имени которого восходит и само название «павликиане». Основоположник секты — Константин, последователь Мани, называл себя Сильваном, учеником апостола Павла. Окончательное оформление павликианского движения относится ко времени народного антиналогового движения 820—825, знаменем которого было павликианство. В 9 в. павликиане контролировали значительную территорию в районе Мелитены, где находилась их столица Тефрика, и успешно сражались с Византийской империей в союзе с арабами. В 872 византийские войска захватили Тефрику и казнили вождя павликиан Хрисохира, что знаменовало разгром павликианского движения. Часть уцелевших павликиан бежала в Восточную Армению, где присоединилась к тондракитам, а другае ушли на Балканы, повлияв на развитие богомильского движения.

В. А. Арутюнова

ПАВЛОВ Иван Петрович [14(26) сентября 1849, Рязань — 27 февраля 1936, Ленинград] — русский ученый-физиолог. Учился в духовном училище и семинарии. По окончании Петербургского университета (1875) получил степень кандидата биологических наук. В 1879 окончил Медико-хирургическую академию; в 1883 защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца». Три года работал в лабораториях Германии. В 1890—1924 профессор, заведующий кафедрой физиологии и лабораторией при Институте физиологии АН СССР. Лауреат Нобелевской премии по медицине за исследование механизмов пищеварения (1904). Действительный член Академии наук (1907).

Исследуя поведение организма в единстве внешних и внутренних проявлений и во взаимоотношениях с окружающей средой, установил, что интегратором всех процессов жизнедеятельности, включая психические, служат центры больших полушарий головного мозга. Принципиально новый метод исследования функций головного мозга назвал методом условных рефлексов, которые, формируясь на основе безусловных врожденных рефлексов, вырабатываются в процессе индивидуальной жизни особи. Науку Павлов считал «орудием высшей ориентировки человека в окружающем мире и в самом себе», поэтому экспериментально-теоретический материал, являющийся по содержанию объективно-истинным, выступает формой познавательной деятельности субъекта. В психологии допускал возможность единства («слития») субъективного и объективного, психического и физиологического, но психологический анализ считал недостаточным при изучении высшей нервной системы; выступал против интроспекции, способствовал внедрению объективных методов исследования психики. В учении о 2-й сигнальной системе, регулирующей поведение человека, важную роль отводил «сигналу сигналов» — слову, средству общения между людьми. В течение всей жизни Павлов отстаивал право ученого на творческую свободу, бесстрашно защищал подвергавшихся репрессиям ученых, резко выступал против «насилия над научной мыслью».

Соч.: Поли. собр. соч., т. 1—6. М.—Л., 1951—52; Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности. М., 1950. Лит.: Асратян Э. А. И. П. Павлов. Жизнь, творчество, современное состояние учения. М., 1981; Репрессированная наука, в. 2, под ред. М. Г. Ярошевского. СПб., 1994.

Н. М. Северикова

ПАДАРТХА (санскр. padartha — объект слова) — термин индийской философии, прежде всего вайшешики, означающий «категорию»; в индийской лингвистической философии употреблялся в смысле «значение слова», «референт».

В вайшешике термин «падартха» использовался для обозначения наиболее простых, фундаментальных и несводимых друг к другу форм существования, которые «познаваемы» (значит, отражаются в соответствующих концептах) и «выразимы в слове». Ими являются субстанция (дравья), качество (гуна), движение (карма), общее (саманья), особенное (вишеша) и присущность (самавая). Система падартх обладает абсолютной полнотой и самодостаточностью — представляя собой минимальное число объяснительных рубрик, она охватывает бесконечное множество явлений (любое из них всегда подпадает под ту или иную категорию). Кроме того, падартха имеют для вайшешиков сотериологаческую ценность: их познание провозглашается средством освобождения от страданий. Чандрамати доводит число категорий вайшешики до десяти (плюс потенция, отсутствие потенции, ограниченная универсалия и небытие), а Шивадитья, автор синкретической нъяя-вайшешики, добавляет к шести еще и небытие (абхава). В др. системах индийской философии (ньяя, джайнизм, йо-гачара, поздняя миманса и др.) термин «падартха» использовался не только в онтологическом (вайшешиковском), но и в методическом смысле как аналог «основных предметов рассмотрения», «тогшков» той или иной школы. В философии языка две основные теории значения слова связывались с именами Вьяди и Ваджапьяяны, возможно современников Паники. Согласно первому, слово означает индивидуальную вещь (дравья), согласно второму — родовую форму (акрити). Сторонники мимансы критиковали позицию Вьяди за то, что она не позволяет объяснить универсальный характер ведийских предписаний (если предписывается ритуальное действие, объектом которого является, напр., корова, это не значит, что имеется в виду какая-то определенная корова). Последователи ньяи утверждали, что значение слова определяется по контексту — им могут быть как индивидуальная вещь, так и акрити, и, кроме того, еще и род (джати). См. также Философия языка в Индии.

Б. Г. Лысенко

ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА — философское направление, представляющее т. н. «второй аверроизм» (см. Аверроизм). Получило распространение в 14—16 вв. в Северной Италии в университетах Падуи, Болоньи, Феррары и др. Для латинских аверроистов, в т. ч. и для многих представителей Падуанской школы, характерны представления о творении как о необходимом акте, о вечном существовании мира, о единстве ума-интеллекта, а отсюда отрицание личного бессмертия, равно как воскресения и загробной жизни; они отрицали доктрину божественного предопределения, признавали главенство разума над волей в человеческих поступках, считали, что человек способен достичь счастья на земле без содействия божественной благодати. Отстаивая свободу философского рассуждения, они по существу придерживались «двойственной истины» теории.

Среди представителей Падуанской школы были как радикальные аверроисты — Анджело д'Ареццо (14 в.), Таддео Парме-кий (14 в.), Паоло Венето (1372—1429), Николетто Верниа (1420—99), Алессандро Акиллини (1463—1512), Агостино Нифо (ок. 1473 — после 1538) и др.,— так и умеренные схо-ласты-аристотелики, избегающие крайностей аверроизма — утверждения о вечности мира, отрицания Провидения и т. п. Некоторые из них пытались согласовать аверроистские концепции с христианской доктриной, сближаясь с аристотелиз-мом Фомы Ливийского: одни, как Гаэтано да Тьене (1387—1465), — с самого начала, другие, как Агостино Нифо, — в своих поздних сочинениях. Первым, через кого влияние аверроизма проникло в Падуанский университет, считается медик и философ Пьетро д'Абано (ок. 1250—1315). Логический анализ научного знания стал важной частью исследований в рамках школы; особенно большое внимание уделялось уяснению роли опыта в познании, оценке степени достоверности знания, основанного на опыте. Начиная с главного трактата Пьетро д'Абано «Согласитель расхождений между философами и особенно медиками» (Conciliator dif-ferentiarum philosophorum et praecipue medicorum, между 1300 и 1310) и вплоть до работ ЯкопоДзабареллы (1533—89), многие представители Падуанской школы занимались проблемой индукции, т. е. поиском метода открытия причин, объясняющих наблюдаемые явления. В качестве такого метода философы-медики использовали процедуру «разложения и составления», или «регресса». Согласно описанию Якопо да Форли (ок. 1350—1414) в его комментарии к трактату Галена «Тегни», для нахождения причины некоторого наблюдаемого явления оно подвергается разложению на составные части, напр., «жар (лихорадка) — на его причины, поскольку жар [в теле] происходит либо от тепла жидкости, либо от газов, либо от членов; и далее, тепло жидкости — это либо тепло крови, либо флегмы и т. д., пока не достигнешь особой причины данного случая жара (лихорадки)». Затем выдвигалась гипотеза, из которой можно было дедуцировать исходные наблюдения, и они рассматривались как эксперимент, посредством которого проверялась гипотеза. Т. к. достоверность такого опытно-гипотетического знания зависит от доказательности гипотетического силлогизма, то логический анализ его истинности приводил к скептическим оценкам. По мнению, напр., Агостино Нифо, т. к. гипотезы наук о природе основываются на фактах, объяснению которых они в свою очередь служат, то утверждения науки о природе сугубо предположительны. Исследования научного метода в Падуанской школе оказали впоследствии влияние на Галилея. Одна из натурфилософских дискуссий в рамках школы была связана с учением о minima naturalia (естественных минимумах). Греческие комментаторы Аристотеля Александр Афроди-сийский, Фемистий и Иоанн Фимпон вслед за Аристотелем отрицали бесконечную делимость вещества: каждая телесная субстанция, т. е. каждое вещество, имеет свой собственный минимум величины, ниже которого оно не может существовать. Падуанские аверроисты придали minima naturalia статус физических сущностей, участвующих в физических и химических процессах, что вело к модификации аристотелевского учения о «миксис» (смеси, соединении): если для Аристотеля «смесь» — это однородное целое, не содержащее никаких самых малых частиц входящих в соединение элементов, то для падуанских мыслителей в «смеси» сохраняются образующие ее части.

Наиболее острые философские дискуссии в итальянских университетах велись о бессмертии разумной души. Спор шел между аверроистами, которые, отвергая личное бессмертие, допускали бессмертие надындивидуального, единого для всего человечества ума-интеллекта, и александристами, вообще отвергавшими бессмертие души. По мнению аверроистов, надындивидуальный возможный интеллект сопрягается в отдельном человеке с телом, которое он организует и при посредстве которого осуществляет познавательную деятельность, а после смерти возвращается к самому себе. Поскольку в своей деятельности интеллект опирается на чувственное восприятие, для своего существования он нуждается в вечном существовании человечества, возможность чего обосновывается следующим образом: т. к. мир вечен, то не было первого человека и никогда не будет последнего. Человеческий род бессмертен и потому, что в каждом человеке есть бессмертное начало — разумная природа, общая всем людям (возможный интеллект).

Против этой доктрины выступали т. н. александристы (П. Помпонацци и др.), которые, следуя истолкованию Александром Афродисийским трактата Аристотеля «О душе», вообще отвергали бессмертие души. Александристы считали душу смертной сущностью, органически связанной с телом, с распадом которого она уничтожается. Помпонацци, настаивая в противовес аверроистам на единстве души как формы и акта органического тела, отвергает тем самым и надындивидуальное бессмертие. Хотя разумная душа человека, как все, имеющее природу разума, в своем бытии не нуждается в теле, но человеческий разум, в отличие от высших разумных субстанций, во всех своих действиях опирается на представление, т. е. нуждается в теле как в объекте, а потому не является полностью отделенным от тела.

Представители Падуанской школы осуществили издание сочинений Аристотеля и Аверроэса.

Лит.: NardiB. Saggi sull'aristotelismo padovano dal secolo XIV al XVI. Firenze, 1958; RandallJ. H. The School of Padua and the Emergence of Modern Science. Padua, 1962; Di NapoliG. L'immortalita dell'anima nel Rinascimento. Torino, 1963; SchmittCh. B. Aristotle and the Renaissance. Cambr.—L., 1983. См. также лит. к ст. Помпонащи, Стер Брабант-ский.

В. П. Гайденко

ПАИСИЙ ВЕЛИЧКОВСКИЙ (в миру Петр Иванович Величковский) [1722, Полтава — 15(26) ноября 1794, Нямец-кая лавра в Карпатах] — схиархимандрит, православный подвижник, переводчик святоотеческой литературы; канонизирован Русской Православной Церковью в 1988. Учился в Ки-ево-Могалянской академии, но, окончив класс синтаксимы, покинул ее. Известно, что Паисий Величковский упрекал префекта Сильвестра Кулябку в малом внимании к святоотеческой литературе и в общей ориентации на языческую мудрость: «слыша бо в нем часто вспоминаемых богов и богинь ел-линских и басни шетичесюя, возненавидк от души таковое учете». В 17 лет стал монахом в Любицком монастыре, затем подвизался на Афоне. В 1790 стал настоятелем Нямец-кого монастыря и сосредоточился на литературно-духовной работе, окружив себя широким кругом ученых монахов для перевода «Добротолюбия» — мистических текстов восточных Учителей и Отцов Церкви. Паисий перевел также «Огласительные слова» Федора Студита, сборник «Восторгнутые гласы» (включающий сочинения Иоанна Златоуста, Мелетия, патриарха Фотия, Аввы Марка и др.), сочинения Исаака Сирина и многие другие. Значение его в духовной жизни России было велико и разнопланово: он продолжил дело Нала Сор-ского, исихастскую традицию умного делания и умной молитвы; с его именем связано пробуждение интереса к святоотеческой богословской традиции, возрождение православного старчества. Ученики Паисия стояли у истоков основания Оп-тиной пустыни.

Соч.: Добротолюбие в русском переводе. М., 1895—1900, т. 1—5; Об умной или внутренней молитве. М., 1902.

Лит.: Житие молдавского старца Паисия Величковского. М, 1845; Яцимирский А. И. Славянские и русские рукописи румынских библиотек. СПб., 1906 (полное описание рукописной библиотеки Паисия Величковского); Боровкова-Майкова М, Нил Сорский и Паисий Величковский. СПб., 1911; Четвериков С. Старец Паисий Величковский. Печоры, 1938.

А. И. Абрамов

ПАЙДЕЙЯ (греч.paidey — формирование ребенка, образование, воспитанность, культура) — понятие античной философии, означающее универсальную образованность (ср. лат. humanitas — вселенская образованность как существо человека). Возникло в греческой софистике в 5 в. до н. э., стало предметом специальной рефлексии у Исократа и Ксенофон-та и было разработано Платоном в диалогах «Государство» и «Законы». В соединении с учением о бессмертии души политическая программа Платона, полагающая воспитание «стражей» и «правителей» фундаментом правильного государственного устройства, представляет пайдейю не только как смысл политики, но и как смысл жизни души: согласно «Федопу» (107d3), душа уносит с собой на тот свет только восггатание-пайдейю. Аристотель продолжил школьную разработку понятия в трактате «Политика»: согласно его учению, объединение людей («толпы») в единое государство возможно только «путем ее воспитания» (1263Ь37), т. е. через «внедрение добрых нравов, философии и законов» (МО). Аристотель тем самым полемизирует с платоновским проектом идеального государства, единство которого держится на власти «стражей» и «правителей», а самая многочисленная прослойка общества, «земледельцы», не получает воспитания. Воспитание-пайдейа в системе этико-политических взглядов Аристотеля — условие счастья для всех членов общества, в то время как для Платона воспитание мыслится как задача онтологическая — как условие спасения души, способ приобщения к истинному бытию, что делает пайдейю синонимом самой философии. Благодаря переводу Библии т. н. 70 толковниками (ср. «Книга притчей Соломоновых». Слово «пайдейя» было воспринято эллинизированным иудейством (Филон Александрийский), а в дальнейшем ранним христианством и патристикой.

Лит.:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   70

Похожие:

Павел самосатский христианский богослов и церковный деятель 2-й пол. 2 в ок. 260 епископ Антиохии, ок. 268 низложен на Антиохийском соборе как еретик iconЧто общего между роком и Церковью?
С рок-музыкантами Вы общаетесь только как церковный деятель или бывает и простое дружеское общение?
Павел самосатский христианский богослов и церковный деятель 2-й пол. 2 в ок. 260 епископ Антиохии, ок. 268 низложен на Антиохийском соборе как еретик iconКнига Бытие рассказывает, что на заре истории человечества, когда женщине (и мужчине, который находился с ней рядом) был задан достаточно простой вопрос «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?»
«Христианский богослов – тот, кто обучился своему искусству, вникая в тексты Священного Писания»
Павел самосатский христианский богослов и церковный деятель 2-й пол. 2 в ок. 260 епископ Антиохии, ок. 268 низложен на Антиохийском соборе как еретик iconДосвід унійних церков виклик сучасній ойкумені?
Згідно з таким поглядом, унійне богослов’я та історичний досвід східних Католицьких Церков мають для сучасного екуменічного богослов’я,...
Павел самосатский христианский богослов и церковный деятель 2-й пол. 2 в ок. 260 епископ Антиохии, ок. 268 низложен на Антиохийском соборе как еретик icon6. 42. 3 Траннуа, Павел Настольная книга садовода и огородника / Павел Траннуа. – М.: Эксмо, 2011. – 190,[1]с.: ил. – (Библиотека вестника цветовода). Аб. Медецина
Атлас Свердловской области: [учеб пособие] / [под ред. В. Г. Капустина, И. Н. Корнева]. – Екатеринбург: Сократ, 2005. – [32]с.: карт....
Павел самосатский христианский богослов и церковный деятель 2-й пол. 2 в ок. 260 епископ Антиохии, ок. 268 низложен на Антиохийском соборе как еретик iconДжордж фрост кеннан как дипломат, государственный деятель и историк
Охватывают почти весь ХХ век и начало XXI века
Павел самосатский христианский богослов и церковный деятель 2-й пол. 2 в ок. 260 епископ Антиохии, ок. 268 низложен на Антиохийском соборе как еретик icon«Россия без сирот» Павел Астахов о проблеме социального сиротства
«Россия без сирот» именно такой клич необходимо бросить в обществе, считает Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по...
Павел самосатский христианский богослов и церковный деятель 2-й пол. 2 в ок. 260 епископ Антиохии, ок. 268 низложен на Антиохийском соборе как еретик iconТелекоммуникационные сети: вечная динамика. Часть I
На поверхности, на периферии у тебя есть язык — христианский, индуистский, мусульманский, но за всеми ярлыками все вы похожи — нет...
Павел самосатский христианский богослов и церковный деятель 2-й пол. 2 в ок. 260 епископ Антиохии, ок. 268 низложен на Антиохийском соборе как еретик iconПрограмма внеурочной деятельности студентов памяти моего классного руководителя посвящается… «Гендерное равенство»
Педагогика и психология долгое время игнорировали пол как базовый аспект человеческой природы, не только не исследуя, но, даже не...
Павел самосатский христианский богослов и церковный деятель 2-й пол. 2 в ок. 260 епископ Антиохии, ок. 268 низложен на Антиохийском соборе как еретик iconО цели Христианской жизни
«Бог был, есть и будет!», эти слова часто любил повторять прозорливый старец архимандрит Павел (Груздев) (1910-1996). Подвижнику...
Павел самосатский христианский богослов и церковный деятель 2-й пол. 2 в ок. 260 епископ Антиохии, ок. 268 низложен на Антиохийском соборе как еретик iconРабочая программа по дисциплине фтд
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 27. 03. 2000 г. 260 гум/сп
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница