Рабочая программа География. Страноведение




Скачать 11,25 Kb.
НазваниеРабочая программа География. Страноведение
Дата04.02.2016
Размер11,25 Kb.
ТипРабочая программа
Рабочая программа

География. Страноведение.

VII класс

Цель: усилить страноведческую составляющую курса «Географии материков и океанов»

Философской основой курса является представление о страноведении как интегрирующей науке, способной соединить сведения из традиционно разделяемых в школьном курсе ветвей географии: физической и экономической с дополнительным материалом по истории, культуре, демографии регионов и стран мира.

Суть страноведческого подхода (так называемой теории комплексного географического страноведения) состоит в том, что процессы и явления, происходящие на Земле как планете и на политической карте мира, рассматриваются сквозь призму отдельных стран, объясняются особенностями природы, истории, населения, хозяйства и культуры стран и регионов. При этом подходе страна выступает главной таксономической единицей проводимых оценок и анализов.

Основной блок курса предваряют введение и раздел «Население и хозяйство мира».

Характеристика регионов и стран основывается на классической схеме типовой географической характеристики территории на основе комплексного географического страноведения. При этом традиционные характеристики дополнены материалами по истории, этнографии и культуре изучаемых стран, превращая описание стран прежде всего в природное и культурно-историческое. Параллельно основному блоку материала вводится понятийный аппарат, касающийся природных ( а также некоторых социально-экономических и политических) явлений, характерных для описываемых стран.

Подобная подача материла нацелена на возможность использования индивидуальных подходов как к отдельным ученикам, так и к классам разного уровня знаний и способностей. Например, в более слабых классах учитель может сконцентрироваться на познавательной информации о странах мира, а теоретический блок свести до минимума. В более сильных, наоборот, акцент можно сделать на теоретические обобщения и выводы о характере упоминаемых процессов.

Основной блок курса («страноведческая мозаика») может быть расширен за счет собственных впечатлений или знаний, полученных на других школьных уроках.

Выделенные регионы являются результатом естественно-исторического развития государств и имеют свою собственную историческую судьбу, во многом определившую особенности современной жизни страны.

После изучения стран и регионов одного материка идут уроки обобщения и выполнения практических работ, целью которых является наряду с формированием индивидуальных образов стран (регионов) формирование целостных образов материков и частей света во всем их природном и культурном многообразии. Содержание программы подразумевает наличие и других форм подачи материала, в том числе сравнительной характеристики двух стран, самостоятельной работы учащихся по изучению региона и т.п.)

Содержание программы

ВВЕДЕНИЕ

Страноведение- наука о природе, населении, хозяйстве культуре стран земного шара. Способы получения страноведческой информации. Географические карты.

Раздел I

МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ

Тема 1. Облик земли.

Соотношение между формами рельефа и строением земной коры.

Самые влажные и самые сухие, самые жаркие и самые холодные районы земного шара. Факторы разнообразия природы Земли.

Практические работы. 1. определение координат крайних точек материка. Описание географического положения материка по плану.2. Составление картосхемы «Самое удивительное на Земле»

Тема 2. Мировой океан.

Мировой океан и его значение для природы Земли. Аквальные природные комплексы. Природные богатства Мирового океана. Географическое положение океанов и их краткая характеристика.

Практические работы. 1. Обозначение на контурной карте одного из океанов (по выбору), его основных частей (морей, заливов проливов и т.д.) и стран, лежащих на его берегах. 2. Составление по картам атласа краткой комплексной характеристики одного из океанов (по выбору0.

Раздел II

НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО МИРА

Тема 1. Население мира

Численность населения Земли. Размещение населения по материкам, регионам и странам, климатическим поясам и природным зонам. Крупнейшие народы мира. Разнообразие культур и этносов. Национальные традиции и обычаи. Религии мира. Городское и сельское население. Крупнейшие города мира.

Практические работы. 1. Анализ размещения населения по карте «Плотность населения мира. 2. Нанесение на контурную карту ареалов распространения основных человеческих рас.3. Составление таблицы «Крупнейшие по численности населения страны мира» и обозначение этих стран на контурной карте.

Тема 2. Хозяйственная деятельность человека.

Неравномерность хозяйственного освоения разных территорий: индустриальные и сельскохозяйственные районы.

Практическая работа. Выделение характерных черт индустриального (промышленного) и сельского пейзажей (своей местности или по литературному описанию).

Тема 3. История освоения земли

Появление человека и его распространение по земному шару. Сухопутные мосты между материками в прошлом. Речные цивилизации древности. Средиземноморье как колыбель цивилизаций. Плавания человека через океан. Освоение внутренних районов материков. Миграции.

Практическая работа. Нанесение на контурную карту древнейших речных цивилизаций.


Раздел III

РЕГИОН И СТРАНЫ МИРА

Тема 1. Африка

Африка. Общая физико-географическая характеристика региона.

Северная Африка. Культура финиковой пальмы. Страны Магриба – африканское Средиземноморье. Древнейшая Египта и ее зависимость от природы.

Западная и центральная Африка. Озеро Чад. Опустынивание. Бассейн Конго – лесное сердце континента.

Восточная Африка. Народы банту и суахили. Кения и Танзания. Мадагаскар – крупнейший остров у берегов Африки.

Южная Африка. Капские и Драконовы горы – Средиземноморье Южной Африки.

Практические работы. 1.Нанесение на контурную карту ареала проживания народов (на примере арабов). 3. Изучение специализации отдельных стран или регионов материка (по выбору).

Тема 2. Северная и Южная Америка.

Америка – одна часть света, два материка. Общая физико-географическая характеристика региона.

Канада и Гренландия. Гудзонов залив – «ледяной мешок». Гренландия – самый большой остров на Земле.

Соединенные Штаты Америки. Состав населения страны: «иммиграционный котел». Аляска и Гавайи – «оторванные штаты».

Мексика, Центральная Америка и Карибский бассейн. Топические циклоны Карибского моря.

Ла-Платские страны. Остров Огненная Земля и мыс Горн.

Практическая работа. Нанесение на контурную карту важнейших природных объектов Северной Америки.

Тема 3. Австралия и Океания.

Австралия. Общая физико-географическая характеристика региона.

Аборигены и иммигранты. Города-соперники – Сидней и Мельбурн.

Океания. Состав региона: Полинезия, Микронезия, Меланезия. Коралловые рифы, атоллы и лагуны. «Покорители Тихого океана». Натуральное хозяйство и ядерные испытания.

Практические работы. 1. Выявление влияния рельефа на климат материка (на примере Большого Водораздельного хребта и Центральной Австралии). 2. Составление географического описания острова (на примере одного из островов Новой Зеландии).

Тема 4. Антарктика и Арктика

Антарктида. Антарктические оазисы и птичьи базары. Озоновая дыра.

Арктика и Антарктика. Международное сотрудничество в исследовании и освоении.

Практическая работа. Определение по карте географических координат полярных станций.

Тема 5. Евразия

Евразия – самый большой материк планеты. Общая физико-географическая характеристика региона.

Северная Европа. Особенности географического положения стран и их относительная изолированность. Вулканизм и ледники Исландии. Дания – страна Андерсена и Русалочки.

Средняя Европа. Нидерланды: страна низкой земли. Бельгия: сгусток населения и промышленности. Штаб-квартиры общеевропейских объединений. Разнообразие немецких городов: Берлин, Гамбург, Мюнхен. Автобаны и немецкий порядок.

Горы и ледники Швейцарии и Австрии. Относительная сохранность природы. Культурное наследие Австрии.

Страны Балтии. Куршская коса – памятник природного наследия ЮНЕСКО. Русскоязычное население стран Балтии и его проблемы.

Южная Европа. Пиренейский полуостров. Арабское влияние в привычном ландшафте. Конкистадоры. Национальные традиции испанцев, известные всему миру. Мадрид и Барселона.

Апеннинский полуостров. «Итальянский сапог» на карте Европы. Культурное наследие Италии. Венеция, Рим, Флоренция – «классическая Италия». Ватикан – город-государство.

Азия. Юго-Западная Азия. Состав региона: Турция, Восточное Средиземноморье, страны Персидского

залива, Аравийский полуостров.

Этнорелигиозная специфика территории. Иерусалим – центр трех религий. Пустыни Аравии и зарождение ислама. Византий – Константинополь – Стамбул.

Монголия – страна потомков Чингисхана.

Казахстан и Средняя Азия. Древняя история и памятники архитектуры: Хорезм, Бухара, Самарканд. Котел кочевых народов. Арал – исчезающее море пустыни.

Корея – один полуостров, две страны.

Южная Азия. Горные Непал и Бутан.

Юго-Восточная Азия. Обилие осадков и буйство растительности. Индонезия и Филиппины – страны-архипелаги.

Практические работы. 1. Составление маршрута морского путешествия с архипелага Шпицберген в Хельсинки с нанесением на карту основных проливов, заливов, островов и полуостровов. 2. Составление по картам атласа и дополнительным источникам информации комплексной характеристики одной из стран (на примере центральной Европы).3. Подготовка краткого туристического проспекта и карты «Достопримечательности страны» (на примере Италии). 4. Обозначение на контурной карте стран, расположенных в пределах одного речного бассейна, и составление маршрута речного путешествия (на примере путешествия по Дунаю).5. Нанесение на контурную карту самых крупных и наиболее значимых природных объектов Евразии.


Раздел IV

СОВРЕМЕНЫЙ МИР И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Тема 1. Политическая карта мира.

Многообразие стран и типы.

Практическая работа. Составление таблицы «Многообразие стран современного мира».

Тема 2. Глобальные проблемы человечества.

Быстрый рост численности населения мира. Будущее человечества.

Практическая работа. Подготовка сообщений по темам: «Причины возникновения глобальных проблем человечества», «Как мы можем помочь в решении глобальных проблем человечества.

Обобщающее повторение и контроль по курсу «Страноведение VII класс»

Похожие:

Рабочая программа География. Страноведение iconРабочая программа Дисциплины дc. 02. 02 «Страноведение»
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и...
Рабочая программа География. Страноведение iconРабочая программа по учебному предмету
И. И. Бариновой, В. П. Дронова «География России» (Сборник: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6—11 классы....
Рабочая программа География. Страноведение iconРабочая программа по учебному курсу «География. Экономическая и социальная география мира» 10 класс. Программу разработал: Каратунов Вадим Михайлович
Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии
Рабочая программа География. Страноведение iconРабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство»
Примерная программа основного общего образования по географии (базовый уровень) «География России» (VIII – IX классы), рекомендованная...
Рабочая программа География. Страноведение iconРабочая учебная программа курса «География России»
Авторской программы: Баринова И. И., Дронов В. П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/ сост. Е....
Рабочая программа География. Страноведение iconРабочая программа по географии Иркутской области (8-9 класс)
«География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география...
Рабочая программа География. Страноведение iconРабочая программа Пояснительная записка
...
Рабочая программа География. Страноведение iconРабочая программа Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «География России. Хозяйство и географические районы» для 9 «А» класса составлена на основе следующих...
Рабочая программа География. Страноведение iconРабочая программа по географии для 6 класса включает разделы: 1
Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для параллели 6-ых классов составлена на основе следующих документов
Рабочая программа География. Страноведение iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 25. 00. 23 «Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов»
Программа предназначена для сдачи кандидатского экзамена по специальности 25. 00. 23 «Физическая география и биогеография, география...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница