Тема: «Углерод и его соединения»




Скачать 36,23 Kb.
НазваниеТема: «Углерод и его соединения»
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер36,23 Kb.
ТипУрок
  1   2
План – схема учебного занятия по химии в 9 классе

Тема: «Углерод и его соединения»

Учитель: Межакова Н.А.


Раздел: НЕМЕТАЛЛЫ (24 часа)

Тема: «Углерод и его соединения»

ЦЕЛИ: Сформировать и углубить понятие о строении атома и умение связывать строение вещества с его свойствами.

Задачи учебного занятия:

  1. Образовательные задачи - Отработать на практике умение составлять уравнения реакций характерные для химических свойств неметаллов, по названию составлять формулы веществ, умение проводить эксперимент и объяснять его результаты

  2. Воспитательные задачи—Учить: творчески мыслить, умению самостоятельно работать с книгой, прогнозировать свойства веществ, опираясь на знания об их строении

  3. Развивающие задачи - Развивать способности к анализу учебного материала, умению отбирать главное необходимое в дальнейшей работе, применять полученные знания

ТИП УРОКА: Урок по сообщению новых знаний

УЧЕБНО- ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА:

1. Учебник химии для 9 класса (автор Габриелян О.С. Химия 9. М, Дрофа, 2002 год),

2. Таблица периодическая

3. Карточки

4. Мультимедиа

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1. Индивидуальная (II, III, V, VI этапы урока)

2. Групповая ()

3. Фронтальная (,, III, IV, V этапы урока)


Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, проблемный.

План – конспект учебного занятия по химии в 9 классе

Тема: «Углерод и его соединения»

Учитель: Межакова Н.А.

Инициализация урока:

  1. Объявление темы. ( слайд 1)

  2. Подвожу учащихся к определению целей и задач урока: ( слайд 2,3 )

    1. используя субъектный опыт систематизируйте знания об основных характеристиках элементов подгруппы углерода,

    2. что обычно мы изучаем в теме неметаллы?

      • Положение в периодической системе

      • Физические свойства

      • Аллотропные видоизменения

      • Химические свойства

      • Получение, применение

    3. Сформулируйте цель нашего урока по теме «Углерод и его соединения»

Учащиеся формулируют цель урока (записывают в тетрадях)

. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний (слайд 4-9 )

  1. Положение углерода в периодической системе

Глядя на периодическую таблицу перечислите элементы которые входят в данную группу основную подгруппу

Выберите задание по силам:

А

В

С

1. Укажите номер группы. Номер периода в которой находится УГЛЕРОД

2. Какую валентность будет проявлять углерод?

1. Укажите номер группы

Номер периода в которой находится УГЛЕРОД

2. Напишите электронную формулу для атома углерода

3.Сколько электронов на внешнем уровне?

4. Какую валентность будет проявлять углерод?


1. Укажите номер группы

Номер периода в которой находится УГЛЕРОД

2. Напишите электронную формулу для атома углерода

3.Сколько электронов на внешнем уровне

( спаренных не спаренных)?

4. Какую валентность будет проявлять углерод? Почему?

  1. Физические свойства и аллотропия углерода

Из элемента углерода

(В таблице он шестым стоит)

И были созданы природой.

Алмаз, и уголь, и графит.

Алмаз — прозрачные кристаллы.

Он самый твердый минерал.

Алмазом можно резать скалы,

До блеска шлифовать металл.

Что бриллиантом называют?

Бриллиант — шлифованный алмаз.

Так ослепительно сияет,

Что завораживает нас.

Графит — совсем другое дело,

Другое вещество, точней.

Его с углем сравним мы смело,

Так легче суть познать вещей.

Не все сравнения удачны...

Нам повезло на этот раз:

Графит и уголь непрозрачны .

И не сверкают, как алмаз.

Три вещества так непохожи —

Алмаз, и уголь, и графит.

Но что в них общего?

Но что же Три этих вещества роднит?

Все вещества одной природы,

И формула у них одна.

Все состоят из углерода,

И все — простые вещества.

Так аллотропия предстала,

Родство веществ обосновала:

Элементарный углерод .

Три вещества простых дает.

Графит ли, уголь ли сжигают .

Или сверкающий алмаз,

А в результате получают.

Все тот же углекислый газ:

С + О2 → СО2.


. Усвоение новых знаний Первичное закрепление материала

( слайд 9-22)

  1. Химические свойства углерода

Предположите в какие реакции вступает углерод.

Ученики набрасывают свои предположения

Далее появляется слайд схема

Напишите уравнения реакций используя предложенную схему.

Проверьте правильность написанных уравнений и названия полученных веществ:

  1. 2С+О2 →2СО( Угарный газ)

  2. С+О2 →СО2 (Углекислый газ)

  3. С+2Н2→СН4 ( метан )

  4. С+2Сl2→CCl4 (тетрохлорметан)

  5. С+2S →CS2( сероуглерод)

  6. 2С+ 2Na→Na2C2 (карбид натрия)

  7. 2С+Ca →CaC2 (карбид кальция)

  8. 3С+ 4Аl→Al4C3 ( карбид алюминия)

  9. С+ СuО →СО+ Сu ( медь + угарный газ)

  10. С+2Si →CSi2 ( карборунд)

2. Применение углерода

Ⅳ. Сообщение домашнего задания и комментарии к нему.

§28,29. Творческие задания

1. Наши про-бабушки решали проблему «как сохранить яйца в летнее время» Один из способов окунание яйца в гашенную известь. Объясните эффект с точки зрения химии.

2. При ремонте, когда выполняются штукатурные работы, для ускорения затвердевания штукатурки вносят жаровню с горящими углями. Для чего, объясните с точки зрения химии. Почему нельзя воспользоваться просто электроприборами?

. Итог урока ( самостоятельная работа на 5 мин)

Выберите задание по силе:

1 ВАРИАНТ

А

В

С

1. Какова валентность углерода в соединениях?

2. Какие аллотропные формы образует углерод?

3. В какие реакции может вступать углерод? Перечислите

1. Какова валентность углерода в соединениях? Почему?

2. Какие аллотропные формы образует углерод?

3. Почему активированный уголь способен к адсорбции?

1. Какова валентность углерода в соединениях? Почему?

2. Какие аллотропные формы образует углерод?

3. Напишите уравнения реакций характерные для углерода




2 ВАРИАНТ

А

В

С

1. Какие оксиды образует углерод?

2. Что называется адсорбцией?

3. Где применяется углерод?


1. В чем различие свойств графита и алмаза?

2. Что называется адсорбцией?

3. Почему активированный уголь способен к адсорбции?

1. В чем различие свойств графита и алмаза? Почему свойства этих веществ так различны?

2. Что называется адсорбцией? Где применяется это свойство?

3. Напишите уравнения реакций характерные для углерода




  1. ОЦЕНИ СЕБЯ САМ.

  2. ОБМЕНЯЙСЯ КАРТОЧКОЙ С СОСЕДОМ И ОЦЕНИ ЕГО РАБОТУ.


. Творческие задания( сообщение учащихся: алмаз, уголь, графит)


Дидактическое обеспечение учебного занятия по химии в 9 классе

Тема: «Углерод и его соединения»

Учитель: Межакова Н.А.

НА ЭТАПЕ (Ⅱ. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний ) Выберите задание по силам:

А

В

С

1. Укажите номер группы

Номер периода в которой находится УГЛЕРОД

2. Какую валентность будет проявлять углерод?

1. Укажите номер группы

Номер периода в которой находится УГЛЕРОД

2. Напишите электронную формулу для атома углерода

3.Сколько электронов на внешнем уровне?

4. Какую валентность будет проявлять углерод?

1. Укажите номер группы

Номер периода в которой находится УГЛЕРОД

2. Напишите электронную формулу для атома углерода

3.Сколько электронов на внешнем уровне

( спаренных не спаренных)?

4. Какую валентность будет проявлять углерод?

Почему?

НА ЭТАПЕ Ⅴ. Итог урока ( самостоятельная работа на 5 мин)

Выберите задание по силе:

1 ВАРИАНТ

А

В

С

1. Какова валентность углерода в соединениях?

2. Какие аллотропные формы образует углерод?

3. В какие реакции может вступать углерод? Перечислите

1. Какова валентность углерода в соединениях? Почему?

2. Какие аллотропные формы образует углерод?

3. Почему активированный уголь способен к адсорбции?

1. Какова валентность углерода в соединениях? Почему?

2. Какие аллотропные формы образует углерод?

3. Напишите уравнения реакций характерные для углерода




2 ВАРИАНТ

А

В

С

1. Какие оксиды образует углерод?

2. Что называется адсорбцией?

3. Где применяется углерод?


1. В чем различие свойств графита и алмаза?

2. Что называется адсорбцией?

3. Почему активированный уголь способен к адсорбции?

1. В чем различие свойств графита и алмаза? Почему свойства этих веществ так различны?

2. Что называется адсорбцией? Где применяется это свойство?

3. Напишите уравнения реакций характерные для углерода

План – схема учебного занятия по химии в 9 классе

Тема: «Карбонаты в природе и жизни человека»

Учитель: Межакова Н.А.

Раздел: НЕМЕТАЛЛЫ (24 часа)

Тема: «Карбонаты в природе и жизни человека»

ЦЕЛЬ: Углубить представления учащихся о химических свойствах соединений элементов главных подгрупп

Учащиеся должны знать:

  1. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.

  2. Качественная реакция на карбонат-ион

  3. Продолжить формирование навыков коллективной работы, воспитывать потребность во взаимопомощи, ответственность не только за свои знания, но из а знания товарищей.

  4. Развивать умение выделять главное, сравнивать и обобщать; развивать представление о причинно-следственных связях и явлений, познаваемости мира.

ФОРМА ЗАНЯТИЯ: интеллектуальная игра ( урок обобщения знаний)


УЧЕБНО- ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА:

1. Учебник химии для 9 класса (автор Габриелян О.С. Химия 9. М, Дрофа, 2002 год),

2. Таблица периодическая

3. Карточки

4. Мультимедиа


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1. Индивидуальная (II, III, V этапы урока)

2. Групповая (II, III,)


МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: проблемный, исследовательский.


План – конспект учебного занятия по химии в 9 классе

Тема: «Карбонаты в природе и жизни человека»

Учитель: Межакова Н.А.

  1. Инициализация урока:

  • объявление темы,

  • вместе с учащимися определяем цели урока (для этого запускается карточка – опросник, исходя из анализа ответов ставятся задачи самими учащимися)

Заполни таблицу

Вопросы

Я знаю

Я узнал

Я хочу узнать

Высшие оксиды подгруппы углерода

 

 

 

Мел

 

 

 

Известняк

 

 

 

Мрамор

 

 

 

Кальцит

 

 

 

Керамика, стекло, цемент

 

 

 

Малахит

 

 

 

Карбонаты, силикаты

 

 

 

Формула песка

 

 

 

Сухой лёд

 

 

 

Парниковый эффект

 

 

 




  1. Наработка знаний:

Класс разделен на команды (команды формируются учащимися произвольно . Выбирается командир команды. Консультанты.

Начинаем соревнование. Каждый конкурс оценивают жюри ( учащиеся этого же класса)

1 этап соревнований:

    • Интеллектуальная разминка

Предлагаются задания командам

«Подберите понятия из темы, которые рифмуются с предложенными словами»

Глаз

Магнат

Сода

Сорняк

Калина

  1. Всесторонняя проверка знаний:

2 этап соревнований: предлагаются задания по выбору (учащиеся получают карточки с индивидуальными заданиями)

Каждый ученик делает выбор задания по силам (каждый член команды, выполняя правильно задание, приносит в копилку команды бонусную букву при разгадывании кроссворда)


А

В

С

Найдите словосочетания, объединяющие перечисленные ниже формулы или слова

НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ

Исключите лишнее

1. СО2, SiO2, GeO2, SnO2, PbO2




А. Карбонаты — соли угольной кислоты

1.Дыхание

А. Парниковый эффект

  1. углерод, олово

кремний, германий, мышьяк, , свинец

2. Алмаз, графит, карбин, фуллерены

В.Высшие оксиды элементов подгруппы углерода

2.Мороженное

В. Адсорбция

2.СН4,NO2,СО2, СО


3. СаСО3, Na2CO3, MgCO3, BaCO3

С. Продукция силикатной промышленности

3.Теплый воздух в помещении с закрытыми окнами

С. Углекислый газ


3. Na2Si03, FeSiO3, CaSiO3, CoSiO3

4. керамика, стекло, цемент, бетон

D . Аллотропные модификации углерода

4.Впитывание своей поверхностью

D. «Сухой лёд»




5. сода, песок, кварцевый известняк

Е. Cырье для производства обычного стекла

3. Этап соревнований: ПРАКТИЧЕСКИЙ (выданы три вещества, с помощью качественных реакций их необходимо распознать) Выберите задание по силам:

А

В

С

Опытным путём доказать в

какой из трёх пробирок находится :

Карбонат натрия –Na2CO3

Хлорид железа Ⅲ- FeCl3

Сульфат меди – CuSO4


1. Опытным путём доказать в какой из трёх пробирок находится :

Карбонат натрия –Na2CO3

Хлорид железа Ⅲ- FeCl3

Сульфат меди – CuSO4

2. Напишите соответствующие реакции в молекулярном виде

1. Опытным путём доказать в какой из трёх пробирок находится :

Карбонат натрия –Na2CO3

Хлорид железа Ⅲ- FeCl3

Сульфат меди – CuSO4

2.Напишите соответствующие реакции в молекулярном и ионном виде

  1. Этап соревнований - творческие сообщения

На земле живут три брата

Из семейства Карбонатов.

Старший брат — красавец Мрамор

Славен именем Каррары.

Превосходный зодчий, он

Строил Рим и Парфенон.

Всем известен Известняк,

Потому и назван так.

Знаменит своим трудом,

Возводя за домом дом.

И способен, и умел

Младший мягкий братец Мел.

Как рисует, посмотри,

Этот СаСО3!

Все в заботах, все в работе

От зари и до зари

Эти братья Карбонаты, Этот СаСО3.

Происхождение известняков интересно описано в отрывке из поэмы
Э. Дарвина “Храм природы”:
Кремнистый скат иль мраморный утес
Из миллиардов тварей в море рос,
Он из частиц слагался минеральных,
Полипов, рифов, раковин спиральных,
Пока огонь подземный тот утес,
Как остров над водою не вознес.
От полюса до полюса в равнины
Пески простерлись, уголь, известь, глины;


Учащиеся делают сообщения о мраморе, известняке , кальците, меле доломите, сидерите, арагоните, малахите и других минералах

4. Подведение итогов

  1. Этап - Заключительный

Жюри подводит итоги

Объявляются команда победитель. Озвучиваются оценки.

Определяем на сколько решены задачи, поставленные в начале урока


Заполни таблицу

Вопросы

Я знаю

Я узнал

Я хочу узнать

Высшие оксиды подгруппы углерода

 

 

 

Мел

 

 

 

Известняк

 

 

 

Мрамор

 

 

 

Кальцит

 

 

 

Керамика, стекло, цемент

 

 

 

Малахит

 

 

 

Карбонаты, силикаты

 

 

 

Формула песка

 

 

 

Сухой лёд

 

 

 

Парниковый эффект

 

 

 

5. Домашнее задание

§28-29Д/З : Нанесите на карту месторождения карбонатов, каменного угля на территории России,

Мини сочинение « Как человек использует карбонат своей жизни?»

Что случилось бы с алмазными подвесками королевы Франции, если бы сундук в котором их вез

д, Артаньян, подожгли?

1. Напишите уравнения реакций:

а) горения угля на электростанции;

б) фотосинтеза;

в) горения бытового газа пропана ( под кастрюлей борща на кухне)

Дидактическое обеспечение учебного занятия по химии в 9 классе

Тема: «Карбонаты в природе и жизни человека»

Учитель: Межакова Н.А.

НА ЭТАПАХ Инициализация урока и подведение итогов

Предлагается учащимся заполнить карточку:

  • для постановки целей урока

  • для анализа чему научились на данном уроке

Заполни таблицу

Вопросы

Я знаю

Я узнал

Я хочу узнать

Высшие оксиды подгруппы углерода

 

 

 

Мел

 

 

 

Известняк

 

 

 

Мрамор

 

 

 

Кальцит

 

 

 

Керамика, стекло, цемент

 

 

 

Малахит

 

 

 

Карбонаты, силикаты

 

 

 

Формула песка

 

 

 

Сухой лёд

 

 

 

Парниковый эффект

 

 

 


НА ЭТАПЕ Всесторонняя проверка знаний:

Предлагаются задания на выбор

А

В

С

Найдите словосочетания, объединяющие перечисленные ниже формулы или слова

НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ

Исключите лишнее

1. СО2, SiO2, GeO2, SnO2, PbO2




А. Карбонаты — соли угольной кислоты

1.Дыхание

А. Парниковый эффект

  1. углерод, олово

кремний, свинец германий, мышьяк,

2. Алмаз, графит, карбин, фуллерены

В.Высшие оксиды элементов подгруппы углерода

2.Мороженное

В. Адсорбция

2.СН4,NO2,СО2, СО


3. СаСО3, Na2CO3, MgCO3, BaCO3

С. Продукция силикатной промышленности

3.Теплый воздух в помещении с закрытыми окнами

С. Углекислый газ


3. Na2Si03, FeSiO3, CaSiO3, CoSiO3

4. керамика, стекло, цемент, бетон

D . Аллотропные модификации углерода

4.Впитывание своей поверхностью

D. «Сухой лёд»




5. сода, песок, кварцевый известняк

Е. Cырье для производства обычного стекла



ПРАКТИЧЕСКИЙ ТУР (выданы три вещества, с помощью качественных реакций их необходимо распознать) Выберите задание по силам:

А

В

С

Опытным путём доказать в

какой из трёх пробирок находится :

Карбонат натрия –Na2CO3

Хлорид железа Ⅲ- FeCl3

Сульфат меди – CuSO4


1. Опытным путём доказать в какой из трёх пробирок находится :

Карбонат натрия –Na2CO3

Хлорид железа Ⅲ- FeCl3

Сульфат меди – CuSO4

2. Напишите соответствующие реакции в молекулярном виде

1. Опытным путём доказать в какой из трёх пробирок находится :

Карбонат натрия –Na2CO3

Хлорид железа Ⅲ- FeCl3

Сульфат меди – CuSO4

2.Напишите соответствующие реакции в молекулярном и ионном виде



План – схема учебного занятия по химии в 9 классе

  1   2

Похожие:

Тема: «Углерод и его соединения» iconУглерод, соединения углерода
Цель: изучить состав и строение атома углерода и его соединений, познакомить с областями применения соединений углерода
Тема: «Углерод и его соединения» iconУрок (биология + химия) по теме "Азот и его соединения"
Оборудование: таблицы, плакаты, лоток с химическими реактивами и оборудованием,видеофильм «Азот и его соединения», проектор,презентация...
Тема: «Углерод и его соединения» iconТранспорт. Строительство. Экономика
Виброизолирующее устройство часто выполняют в виде соединения нескольких виброизоляторов, образующих сложный виброизолятор. При определенных...
Тема: «Углерод и его соединения» icon«Шиповые соединения»
Я, Ястребова Ирина Николаевна, учитель технологии моу сош №15 г. Гуково в рамках распространения своего педагогического опыта представляю...
Тема: «Углерод и его соединения» iconВосточно-Сибирские воинские соединения в войнах 1-й четверти XX века
Охватывают район, где сражались соединения из Восточной Сибири – территорию Северо-Восточного Китая, Северной Кореи, России, северо-востока...
Тема: «Углерод и его соединения» iconЛекция №1 Органическая химия
Неорганические соединения углерода: CaCO3, Na2CO3, hcn, co, co2, Fe(CO)5, Al4C3 и др
Тема: «Углерод и его соединения» iconПрезентация 1 Серия Galaxy 5000
Активное резервирование посредством параллельного соединения трех или четырех ибп 19
Тема: «Углерод и его соединения» iconТема Системный подход к управлению организацией в современных условиях 2 Тема Роль миссии в управлении организацией 3
Тема Организационные структуры в современном менеджменте и принципы их построения 6
Тема: «Углерод и его соединения» iconБюллетень экспериментальной биологии и медицины
Высокомолекулярные соединения. Серия а polymer Science, Series A. Polymer Physics
Тема: «Углерод и его соединения» iconИнформация по технологиям, техническим устройствам, материалам, допущенным к применению Комитетом по государственному контролю за чс и промышленной безопасностью мчс рк
Рентгенографический контроль металлоконструкций (сварные соединения магистральных газонефтепроводов)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница